Быт.4:19 И взял себе Ламех двух жен: имя первой Ада, и имя второй Селла. Быт.4:20 И родила Ада Иовела: сей был отец скотопитателей, живущих в шатрах. Быт.4:21 А имя брату его – Иувал: сей был изобретатель псалтириона и кивары. Быт.4:22 Селла же, родила и она Фовела: и был он трудящийся молотом ковачь меди и железа. Сестра же Фовела – Ноэма. Быт.4:23 И сказал Ламех своим женам Аде и Селле: «послушайте моего голоса, жены Ламеха, вложите в уши слова мои: как убил я мужа, и это – язва мне, и юношу, и это – рана мне. Быт.4:24 Как семь раз отмстится за Каина, за Ламеха же седмьдесят семь раз». Быт.4:25 Познал же Адам Еву жену свою, и зачав родила сына, и нарекла имя ему – Сиф, говоря: возстановил мне Бог семя другое вместо Авеля, которого убил Каин. Быт.4:26 И Сифу родился сын, нарек же имя ему – Енос: сей с упованием призывал( имя Господа Бога. Глава 6 Быт.6:1 И было, когда начали люди размножаться на земле, и дочери родились им. Быт.6:2 Видевши же вестники Божии дочерей сих людей, как хороши (оне), взяли себе жен, каких выбрали из всех; Быт.6:3 тогда сказал Господь Бог: не быть духу моему в людях сих во век, потому что они стали плотскими, дни же их составят сто двадцать лет. Быт.6:4 Исполины же были на земле в те дни и после того, как входили сыны Божии к дочерям человеческим, и раждали им. Оные исполины были от века, люди именитые. Быт.6:5 Видя же Господь Бог, как умножились злодеяния людей на земле, и всякий помышляет в сердце своем прилежно о лукавствах во все дни, Быт.6:6 потужил Бог, что сотворил человека на земле, и раздумал. Быт.6:7 И сказал Бог: сотру человека, которого сотворил, с лица земли, от человека до скота, и от пресмыкающихся до птиц небесных; ибо потужил Я, что сотворил их. Быт.6:8 А Ной снискал милость у Господа Бога. Быт.6:9 Таковы же родословия Ноя. Ной человек праведный, совершенный в роде его, Богу угодил Ной. Быт.6:10 Родил же Ной трех сынов, Сима, Хама, Иафета. Быт.6:11 Растлилась же земля пред Богом, и наполнилась земля неправдою. Быт.6:12 И видел Господь Бог землю: и была растленна; ибо извратила всякая плоть путь свой на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Объяснение. Апостол Пётр был очевидцем Преображения Господня и Вознесения: Мф.17:1–2 ; Лк.24:50 ; подробностей об этих великих событиях апостол не описывал, стало быть, «силу и пришествие Господа» передавал главным образом устно, отсюда необходимо соблюдать не только Священное Писание , но и Священное Предание: 2Ин.1:12 ; Деян.13:5:20:31 . Чтобы понимать слова апостола, сказанные в 19 ст., нужно обратить внимание на 20 ст. сей главы. Очевидно, под пророческим словом здесь разумеются ветхозаветные пророчества о Христе: Деян.8:30–32 ; если бы мы стали обращаться к одним ветхозаветным пророчествам, то тогда мы должны будем отвергать весь Новый Завет , заключающийся не в одних Писаниях, но и в Священном Предании: Ин.21:25 ; 2Фес.2:15:3:6 . Рим.1:16–17 . «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. В нём открывается правда Божия от веры в веру, как написано: «праведный верою жив будет» ( Авв.2:4 )». Объяснение. Под «благовествованием» нельзя разуметь одно Священное Писание , ибо и сам апостол под благовествованием разумел и письменное, и преданное устно им учение Христово: 2Фес.2:15:3:6 ; 1Кор.11:1–2 . В 17 ст. также не об одном писанном благовествовании говорится, в котором открывается правда Божия, но и об устном, и чрез него открылась правда Божия сотнику Корнилию: Деян.10:32–44 ; сам апостол Павел не всё записал, о чём проповедовал «три года день и ночь непрестанно со слезами»: Деян.20:31 , да и учение Христово далеко не всё записано: Ин.20:30:21:25 . 1Кор.4:6 . «Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим». Объяснение. Здесь апостол Павел внушает коринф. Христиан., чтобы они брали пример с него и Аполлоса и не мудрствовали сверх того, что написано, т.е., чтобы каждая коринф. партия не превозносилась своими учителями, как это они делали, называясь – одни Павловы, другие Аполлосовы. Вот это обстоятельство и заставило апостола Павла писать, чтобы Коринфяне так не мудрствовали, ибо это уже будет сверх написанного: 1Кор.3:21–22 ; но чтобы все одинаково хвалились только Богом, как написано: 1Кор.1:12–31 . Этим местом апостол также нисколько не запрещает христианам пользоваться мудростью из разных наук, помимо сказанного в Священном Писании : 1Фес.5:21 ; Деян.17:28 ; Тит.1:12 . Апостол здесь предостерегает только от пересудов и сплетней, чтобы люди «не превозносились один перед другим».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   Отсюда видишь, христианин: 1) Жизнь наша в этом мире есть не что иное, как странствование и переселение, как говорит Господь: «Вы пришельцы и переселенцы... предо Мною» (Лев. 25:23). 2) Наше истинное Отечество не здесь, но на небесах, и для него мы созданы, Крещением обновлены и Словом Божиим позваны. 3) Не должны мы, как позванные к небесным благам, земных искать и к ним прилепляться, кроме нужных, как-то: пищи, одежды, дома и прочего. 4) Человеку-христианину, живущему в мире, нечего более желать, как вечной жизни, «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21). 5) Кто хочет спастись, тому надо сердцем от мира отлучиться, пока душою от мира не отойдет. 6) Кто в этом мире ищет, как разбогатеть и прославиться, этим показывает, что мир, а не небо Отечеством имеет, и так заблуждается, что в день смерти своей и уразумеет.    Перевод П.Юнгерова — Редакция «Азбуки Веры» 27. Гражданин    Видим, что в этом мире человек, где он ни живет и где ни находится, называется жителем или гражданином того города, в котором дом свой имеет, например, московский житель — москвич, новгородский житель — новгородец, и прочее. Так и истинные христиане, хотя в этом мире и находятся, однако же имеют город в небесном Отечестве, «которого Художник и Строитель Бог» (Евр.11:10). И называются гражданами этого города. Город сей — Иерусалим небесный, который видел святой апостол Иоанн в откровении своем: «город был чистое золото, подобен чистому стеклу; ...улица города — чистое золото, как прозрачное стекло; и город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и Светильник его — Агнец» (Откр.21:18, 21, 23). На улицах его непрестанно поется пресладкая песнь: «аллилуия!» (См. Откр.19:1, 3, 4, 6). В этот город «не войдет ...ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр.21:27). «А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр.22:15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Глава 1. Надписание и приветствие (1–2). Славословие Богу за благодать возрождения (3–5), ради которой должно радоваться в скорбях (6–9) и к которой относились изыскания пророков (10–12). Увещание к святости жизни (13–21) и взаимной любви (22–25). Глава 2. Наставления о духовном возрастании (1–3) и устроении (4–10), о добродетельной жизни (11–12), о покорности властям (13–17), о повиновении слуг господам (18–20). Пример страданий Господних (21–25). Глава 3. Нравственные наставления женам (1–6), мужьям (7) и всем христианам (8–17). Христос пострадавший, сошедший во ад, воскресший и вознесшийся (18–22). Глава 4. Наставления христианам относительно разных нравственных качеств и добродетелей (1–11), особенно же о неповинном злострадании (12–19). Глава 5. Наставления пастырям и пасомым (1–9). Благословение апостольское (10–11). Известия и приветствия (12–14). Глава 1. Надписание и приветствие (1–2). Славословие Богу за благодать возрождения (3–5), ради которой должно радоваться в скорбях (6–9) и к которой относились изыскания пророков (10–12). Увещание к святости жизни (13–21) и взаимной любви (22–25) Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится. 1–2. Апостол Иисуса Христа: Петр прямо указывает на свой высокий авторитет, как апостола Христова, которого должны беспрекословно слушать и которому должны беспрекословно повиноваться, как высшую власть имеющему, все называющие себя христианами. Апостол Иисуса Христа значит посланник Иисуса Христа (ср. примеч. к Мф. 10:2 ), который говорит и действует не сам по себе и от себя, но по полномочию и во имя Иисуса Христа. Вследствие своего особенного призвания, апостолы (и между ними Петр) имели назначением своим – быть свидетелями о Христе, как Искупителе мира, учреждать общества или Церкви во имя Христово, проповедовать и учить, убеждать и увещевать, грозить и запрещать, умолять и наказывать, пронести слово о Кресте Христовом по всей вселенной, предлагая его всем без различия – иудеям и язычникам ( Деян. 4:19, 10:39 ; 2Кор. 5:20 ; Флп. 1:7 ; Кол. 2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Трое друзей Иова, Елифаз, Вилдад и Софар, узнав о постигших его бедствиях, приходят, чтобы поддержать его, но, будучи не в силах сказать что-либо своему другу в утешение, 7 дней проводят в молчании (2. 11-13). Диалоги Иова с друзьями (Иов 3-37). I. Плач Иова (Иов 3). Праведник проклинает день своего рождения, говоря, что ему было бы лучше быть среди умерших, чем терпеть постигшие его страдания (3. 1-19; ср. также: Иер 20. 14-18). II. Первый цикл диалогов (главы 4-14) начинается речью Елифаза, к-рый пытается поддержать Иова: богобоязненность и непорочная жизнь Иова должны стать основой его упования (4. 1-6), «...погибал ли кто невинный и где праведные бывали искореняемы?» (4. 7). Елифаз сообщает Иову о своем ночном видении, когда «дух» вопрошал его: «Человек праведнее ли Бога?..», Бог даже «слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки» (4. 17-18); тем более это относится к человеку в силу его несовершенства и кратковременности земной жизни (4. 19-21). Елифаз советует другу обратиться к Богу и предать «дело... Богу» (5. 8). Указывая на всемогущество и справедливость Бога (5. 9-16), Елифаз поучает Иова, как должно переносить несчастье: «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай, ибо Он причиняет раны, и Сам обвязывает их...» (5. 17-18; ср.: Притч 3. 11-12). В ответной речи страдающий Иов напоминает Елифазу о человеческой немощи: «Что за сила у меня, чтобы надеяться мне?.. Твердость ли камней твердость моя? и медь ли плоть моя?» (6. 11-12). Он упрекает друга, что тот не сострадает ему. Иов сравнивает друзей с потоками воды, которые исчезают в жаркой пустыне: «Так и вы теперь ничто: увидели страшное и испугались» (6. 21). Друзья испугались, ибо увидели страдание праведника, и это не соответствует их представлению о Боге как о Воздаятеле. В положении Иова, по его словам, лучше смерть, чем продление мучений (7. 15). Обращаясь к Богу, он с горькой иронией замечает: «Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твое...» (7. 17; ср.: Пс 8). Иов недоумевает: если он согрешил, то почему Бог не простит его? (7. 21).

http://pravenc.ru/text/578206.html

Апостол также высказывает нечто сходное, когда говорит: «Наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного» ( Гал.4:1–2 ). Таким образом, он – ребенок, «питаемый молоком», и «несведущ в слове правды», он не может принимать твердую пищу Божественной премудрости и знания закона (ср. Евр.5:13–14 ), не способен сопоставить «духовное с духовным» ( 1Кор.2:13 ). Он еще не может сказать: «А как стал мужем, то оставил младенческое» ( 1Кор.13:11 ) и поэтому «ничем не отличается от раба» ( Гал.4:1 ). Но, «оставив начатки учения Христова» ( Евр.6:1 ), он возносится к совершенству и ищет «горнего, где Христос сидит одесную Бога», о горнем помышляет, а не о земном ( Кол.3:1–2 ), и смотрит «не на видимое, но не невидимое» ( 2Кор.4:18 ), и в Божественном Писании следует не букве, которая убивает, но духу, который животворит (ср. Кор.3:6). Исходя из всего этого, он, несомненно, будет тем, кто не принимает «духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но» принимает «Духа усыновления, Которым взывает: “Авва, Отче!”» ( Рим.8:15 ). 6 . Итак, Агарь пошла и «заблудилась в пустыне» ( Быт.21:14 ), и поднял вопль отрок, а Агарь отошла от него и села поодаль, сказав: «Не хочу видеть смерти отрока» ( Быт.21:16 ). И когда он был уже оставлен, как умерший, и стенал, ангел Господень воззвал к Агари, и открылись «глаза ее, и она увидела колодезь с водою живою» ( Быт.21:19 ). Как можно эти слова соотнести с историческими событиями? Ибо где мы находим, что Агарь закрыла глаза и позже они открылись? Разве духовное и мистическое значение этих слов не яснее светлого дня, что люди, «рожденные по плоти», оставлены и страдают от голода и жажды, однако испытывают они «не голод хлеба и не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» ( Ам.8:11 ), до тех пор, пока глаза иудеев не откроются? Это – то, что Апостол назвал «тайной»: это ослепление «произошло в Израиле отчасти до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется» ( Рим.11:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

26 благословен ты, сын мой Давид. Настроение Саула неустойчиво. Давид, понимая это, не верит ни его исповеданию грехов, ни его благословению, предпочитая сохранять безопасную дистанцию (27,1). См. ком. к 24,21. Глава 27 27 когда-нибудь попаду я в руки Саула. Несмотря на все преподанные ему Богом уроки веры (напр., 26,10), Давид, устав быть беглецом и подвергаться постоянной опасности со стороны Саула, допускает в сердце страх, столь свойственный человеческой природе. Опасения Давида усугубляются тем, что его самого и его спутников в их скитаниях сопровождали семьи (ст. 3). Поэтому во второй раз (21,10) Давид решает искать убежище у злейших врагов Израиля филистимлян. 27 Анхусу. См. 21,10. Теперь, когда конфликт между Давидом и Саулом обострился до предела, Анхус с готовностью принимает у себя Давида. Его гостеприимство объясняется, вероятно, тем, что он понимал ту выгоду, которую союз с Давидом мог принести ему в войне против Саула (29,6). 27 обе жены его. См. ком. к 25,40–44. 27 для чего рабу твоему жить в царском городе вместе с тобою? Обращение Давида к Анхусу с просьбой о месте «в одном из малых городов» было продиктовано, по всей видимости, желанием покинуть столицу, что дало бы ему большую свободу действий и избавило от излишнего внимания со стороны Анхуса (ст. 8–11). 27 Секелаг. Упоминается среди городов «с края колена сынов Иудиных в смежности с Идумеею на юге» ( Нав. 15,21–32 ; особ. ст. 31) и в составе удела Симеонова, данного ему среди удела Иудина ( Нав. 19,1–9 ; особ. ст. 5). Предположительное местонахождение этого города совпадает с Телль Шариахом. Хотя Секелаг и принадлежал некогда израильтянам, из данного контекста можно заключить, что в описываемое время он находился в руках филистимлян. царями Иудейскими. Это упоминание о царях иудейских свидетельствует о том, что данная книга составлялась уже после разделения Израиля на северное и южное царства (3 Цар., гл. 12). 27 на Гессурян. Гессуряне, согласно Нав. 13,2 , были соседями филистимлян. Упоминаемых здесь не следует путать с одноименным народом, обитавшим в землях к востоку от Иордана ( Нав. 13,11 ; 2Цар. 15,8 ; 1Пар. 2,23 ). Из этого заиорданского народа Давид взял себе жену, которая стала матерью Авессалома ( 2Цар. 3,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

7 гл., 16; 8:4; 20:3; 37:20, и др.), считая годами наемничьими (ср. 21:16), величие Моава (ср. 17:3, 4; 21:16) будет унижено со всем великим многолюдством, и остаток будет очень малый и незначительный» 13–14; ср. 21:17) 111 . «Пророчество о Дамаске». (17:1–2) Дамаск исключается из числа городов и превращается в груду «развалин», так что «стада будут отдыхать» в городах Ароерских 112 , и «некому будет пугать их». (1–2). С Сириею будет то же, что со «славою» сынов Израиля: «в тот день умалится слава Иакова, и тучное тело его (ср. 5:1... 10:27; 28:1, 4, 5) сделается тощим». «Остаток» его будет столь же мал, как незначительно число колосьев в поле, оставшихся после жатвы, – ягод после «обивания маслин или винограда». (5–6). «В тот день» обратит человек взор к Творцу Своему» и не будет смотреть на кумиры и жертвенники, дело рук своих (7–8). Укрепленные города будут, как «развалины», и «будет пусто» за то, что Израиль забыл «Бога спасения своего», завел увеселительные сады и заботился о «насаждении чуждом» (9–11). Предвидя бедственную судьбу Израиля, пророк с горестью видит, как «шумят народы» и «ревут племена», как ревут сильные «воды». Но Он рассеял грабителей и разорителей, как «прах по горам от ветра» и «как пыль от вихря» (12–14) 113 . «Вечер – и вот (наступил) ужас, и прежде утра уже нет его (ср. 15:1; 21:12 и др.): такова участь «грабителей наших», т. е. врагов Израиля. Место, занимаемое пророчествами 14:28–32 – о филистимлянах, 15–16 гл. – о Моаве, 17:1–11, 12–14 о Дамаске с Израилем, вполне оправдывается временем их написания. Так пророчество о земле филистимской произнесено в год смерти царя Ахаза, когда вступил на престол царь Езекия, благочестие которого подавало надежды на благосостояние царства иудейского (ст. 30 и 32) и на покорение филистимлян, сделавших при Ахазе немало вреда земле иудейской ( 2Пар.28:18 ). Пророчество о Моаве относится также к начальным годам царя Езекии (ср. 16:5). Поводом к произнесению пророчества могла послужить постоянная вражда Моава и Израиля, и в частности его несправедливое, не братское отношение к Израилю при нашествии Феглаффелласара, когда моавитяне заняли часть владений израильтян, отведенных в плен ( 4Цар.15:29 ), между тем как моавитяне должны были искать защиты и покровительства у царя иудейского, а не проявлять вражду.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Таким образом, у тебя нет причин сомневаться в том, что они не обладали полным знанием Троицы, так как не соорудили ни завершенного, ни истинного жертвенника. Поэтому они, как сказано, низвергли не так много врагов и царей противоборствующих держав. Сказано, что за Иорданом были изгнаны только Сигон, царь Аморрейский ( Чис.21:21 и далее), Ог, царь Васанский ( Чис.21:33 и далее), и Амаликитяне. Однако за то же время под ударами войска Иисуса пали пять царей, и не только пали, но были повешены «на пяти деревах» ( Нав.10:5:16–26 ); также было захвачено «двадцать девять городов с их селами» ( Нав.15:32 ), и несметное множество воинов неприятельского войска были поражены и все уничтожены (ср. Нав.11:4 и далее) – все, кто обладал священной землей в нечистоте и в горечи злобы удерживал «землю, где течет молоко и мед» ( Нав.5:6 ). 3 . Тем временем Иисус послал соглядатаев в Иерихон, «и пришли они в дом блудницы, которой имя Раав» ( Нав.2:1 ). Этих соглядатаев, посланных пред лицем Иисуса, можно рассматривать как посланников или ангелов Божьих, согласно сказанному: «Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» ( Мф.11:10 ; Мк.1:2 ). Исполнившееся в других невидимо видимо исполнилось в Иоанне, о котором это тоже было сказано. Господь о крещении Иоанна сказал, что книжники и фарисеи не поверили Иоанну, а «мытари и блудницы поверили ему» и были крещены. Это же исполнилось и в том, что именно блудница приняла соглядатаев Иисуса и через это избежала гибели, которой подвергся весь враждебный народ. 4 . И, наконец, посмотрим, кто эта блудница. Сказано, что имя ее – Раав, что означает «обширность». А что есть обширность, если не Церковь Христа, собранная из грешников, словно бы из блудниц? Церковь говорит: «Тесно для меня место; уступи мне, чтобы я могла жить. И кто же возрастил их мне?» ( Ис.49:20–21 ). И еще сказано ей: «Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих» ( Ис.54:2 ). Таким образом, та, которая принимает соглядатаев Иисуса, есть «обширность».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

О ней не упоминается в Ветхом Завете, по крайней мере под этим названием, но в Талмуде оно встречается. Она расположена по дороге в Иерихон из Иерусалима, на восточной стороне Елеонской горы. Теперь это жалкое селение, которое называется Эль-Азария, т.е. селение Лазаря. В ней показывают гробницу Лазаря и развалившийся дом, где он будто бы жил. В Новом Завете о Вифании упоминается здесь и в Мф.26:6 ; Мк.11:1 , Мк.11:11–12 , Мк.14:3 ; Лк.19:29, 24:50 ; Ин.11:1, 18, 12:1 . Мф.21:18 .  Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; (Ср. Мк.11:12 ). Голод Христа объясняют тем, что Он провел всю ночь в молитве и посте (но можно и думать, что Его не угостили в Вифании). Мф.21:19 .  и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. (Ср. Мк.11:13–14 ). Марк об этом чуде рассказывает несколько иначе, чем Матфей, причем добавляет, что время (не собирания, а) созревания смокв еще не наступило, т.е. смоквы не могли еще сделаться спелыми и годными к употреблению в это время. Но оба евангелиста здесь ясно замечают, что на смоковнице не было даже и незрелых плодов, а были только листья. Это показывает, что состояние дерева было уже само по себе ненормально, что ему угрожала гибель, и, вероятно, в тот же год. Подобные обстоятельства известны всем садоводам. Больные и обреченные на гибель плодовые деревья обыкновенно не приносят плодов, хотя и бывают покрыты листьями. Древние толкователи объясняли событие в аллегорическом смысле, под смоковницей подразумевая синагогу, иудейский народ, Иерусалим и прочее ( Ориген и другие). Иоанн Златоуст , Феофилакт и Евфимий Зигавин объясняли чудо в том смысле, что оно было карательным. Из Евангелий, говорили они, не видно, чтобы Христос когда-либо карал или наказывал людей, но над смоковницей Он проявляет Свою силу, желая показать ученикам, что Он ею обладает; и если бы было нужно, то Он легко мог бы покарать и Своих врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010