В четвертый год Иоакима (т. е. в то время, когда Навуходоносор собирал войска для похода на Иудею) Иеремия приказал ученику своему Варуху вписать в книгу все предсказания о предстоящем наказании Иудеи и прочитать их народу в храме, может быть, они вознесут смиренное моление пред лице Господа и обратятся каждый от злого пути своего ( Иер 36:1–7 ). Но когда в следующий пятый год Иоакима, во время объявленного им всенародного поста, Варух читал эти грозные предсказания народу в храме, тогда начальники народа отобрали у него свиток, посоветовали Иеремии и Варуху скрыться, и представили свиток царю (36:8–20 532 ). Царь приказал читать представленный свиток; по мере чтения отрезывал прочтенные части свитка и бросал в огонь, очевидно, для выражения своего презрения к возвещаемой ему воле Божией; а писца и автора свитка, т. е. Варуха и Иеремию, велел схватить; но Господь сокрыл их (36:21–26 533 ). Тогда, по повелению Божию, свиток возобновлен с приложением других пророчеств, которых не было в первом свитке; а Иоакиму сказано: не будет от него сидящего на престоле Давидовом, и труп его будет брошен на зной дневной и на холод ночной (36:27–32; ср. Иер 22:19 , 534 28–30 535 ). Итак, как отметил пророк Иеремия, развращение Иудеев началось презрением воли Божией или кощунством над возвещаемой истиной и ожесточением против ее вестников – святых пророков. Соблазнительный пример того и другого столь легкомысленно показал Иоаким, сын благочестивого Иосии! В царствование Седекии Навуходоносор, продержавши Иерусалим в осаде 390 дней ( Иез 4:5 536 ), отступил от него. Фараон шел на помощь Иудеям с многочисленным Египетским войском: Навуходоносор пошел к нему навстречу. Тогда царь и его приближенные послали к Иеремии вопросить Бога (37:1–6 537 ), вероятно, в насмешку над его предсказаниями о взятии Иерусалима Вавилонянами. Иеремия отвечал, что Иерусалим непременно будет взят и разрушен, так что если бы вы даже разбили все войско Халдеев, воюющих против вас, и остались бы у них только раненые, то и те встали бы, каждый из палатки своей, и сожгли бы город сей огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Варух пришел к начальникам и прочитал в слух начальников «написанные в свитке слова Иеремии в доме Господнем»; сказал и причину: «может быть, — говорит, -они вознесут смиренное моление пред лице Господа» (Иер.36:7, 10), — чтобы они не подумали, что он говорил, как обвинитель, но, узнав, что он пришел уврачевать их, сделались более кроткими. Что же они? Тогда как следовало изъявить благодарность, похвалить и подивиться, они ничего такого не сделали, но пошли и донесли царю о написанном в книге, а книгу положили в доме Елисама. «Царь, — говорит Иеремия, — послал Иегудия», одного из предстоявших ему, приказал принести книгу. «Царь в то время, в девятом месяце, сидел в зимнем доме» (Иер.36:21—22), т.е., в ноябре. Называет его девятым, считая от марта; это надобно знать в точности потому, что если бы он считал с сентября, то не могла бы тогда быть зима. Для чего же и об этом присоединено? Это ясно узнаешь из последующего. «И перед ним горела жаровня»; горячие, говорит, уголья были, потому что было холодно. Видите ли, как ничто не опускается в божественном Писании? И огненные горящие уголья были пред ним; и вельможи стояли около него. Принесена была книга, исполненная предсказаний о бесчисленных благах (потому что предсказание о бедствиях было избавлением от бедствий), и была читана. Припомните, прошу вас, обещание. «Когда Иегудий прочитывал три или четыре столбца, царь отрезывал их писцовым ножичком и бросал на огонь в жаровне, доколе не уничтожен был весь свиток на огне, который был в жаровне» (Иер.36:23). Видишь ли, как они не щадят даже и книг? Как не воздерживаются даже и пред божественными Писаниями? Так как в книге говорилось о пленении Иерусалима, то он изрезал ее, и, не нашедши пророка, излил свой гнев на книгу. А кто так неистовствует против неодушевленных вещей, тот чего не сделал бы, если бы нашел одаренного душою? Как дикие звери, поймав сражающихся с ними, — после того, как эти убегут, оставив в устах зверей свои кожаные одежды, — терзают сами кожи, чтобы удовлетворить своему гневу, так точно поступил и царь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3327...

е. невозможно быть кроткими, не победив в себе своих гнусных похотей. Человек, мучимый плотской любовью или ревностью, не знает покоя ни днем, ни ночью, он не только постоянно раздражителен сам и постоянно раздражает предмет своей страсти или ревности, но его раздражение нередко оканчивается даже убийством или самоубийством. Человек похотливый и ревнивец слишком далек от того покоя души, который является только даром кротости. Пьянство также никогда не может быть соединено с христианской добродетелью, на которую указывает Господь наш Иисус Христос в третьей заповеди блаженства. Мы не имеем у себя под руками точных статистических сведений, но тем не менее имеем достаточное основание быть уверенными в том, что если бы мы распросили всех тягчайших преступников, наполняющих наши тюрьмы и все ссылочные пункты, в каком состоянии они решились на совершение своих роковых преступлений, то мы узнали бы, что не менее 9–10 всех преступлений совершаются в состоянии опьянения. Но ни одно преступление не может быть совершено без предварительного гнева, раздражения, злобы. Ясно, что всякий человек пьющий, желающий быть кротким, предварительно должен подавить в себе страсть к пьянству. А сколько бывает раздражений, ссор и неприятностей из-за денег, по побуждению страсти корыстолюбия и любостяжания, – об этом нет надобности и говорить. Очевидно, что для приобретения кротости нужно победить в себе и все эти страсти, все эти чувственные похоти. Трудность подвига в деле приобретения христианской кротости усложняется еще тем, что нередко многие страсти, трудные для борьбы и каждая порознь, овладевают человеком иногда совместно и одновременно. Оттого-то среди людей так много лиц, подавленных этими страстями; оттого-то и так нелегко достигнуть истинно христианской кротости (См. соч. Пр. Т. Буткевича «Нагорная проповедь», стр. 123–124). Что значит наследовать землю? (в третьей заповеди блаженства). У Псалмопевца мы читаем: «Благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся» ( Пс.36:22 ); «праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек» ( Пс.36:29 ); «душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю» ( Пс.24:13 ); «уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю» ( Пс.36:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

е. святые действия постоянно ограждаются Им. Ибо Господь всегда присутствует при святых Своих не по левую сторону, потому что святой муж не имеет ничего левого, т. е. худого, но по правую, а для грешников и нечистых Он бывает невидим, потому что они не имеют правой стороны, на коей Господь обыкновенно находится, и не могут говорить с пророком: «очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои» ( Пс.24:15 ). Чего никто не может сказать справедливо, кроме того, кто все, что есть в этом мире, считая вредным или излишним или, по крайней мере, ниже высоких добродетелей, весь свой взор, все старание, всю заботу приложит к образованию своего сердца и к чистоте целомудрия; таким образом дух, очищенный такими упражнениями и усовершенствованный успехами достигнет совершенной чистоты души и тела. Глава 6. Терпение подавляет разжигание похоти Сколько кто преуспеет в кротости сердца и терпении, столько же преуспеет и в чистоте тела и, чем дальше прогонит страсть гнева, тем лучше приобретет чистоту. Ибо тот не выгонит жара из тела, кто сперва не подавит волнения души. Это ясно доказывает учение Спасителя о блаженствах: «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» ( Мф.5:5 ). Следовательно, не иначе мы завладеем нашею землею, т. е. мятежная земля нашего тела подчинится нашей власти, если сначала дух укрепится в кротости и терпении; и никто не сможет прекратить войну похоти, восстающей на свою плоть, если сперва не будет снабжен оружием кротости. Ибо «кроткие наследуют землю... и будут жить на ней вовек» ( Пс.36:11, 29 ). Как мы можем завладеть этой землею, это пророк объясняет в следующих словах псалма: «уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю» ( Пс.36:34 ). Ясно, что никто не может восходить к получению во владение этой земли, кроме тех, которые, с непоколебимой кротостью и терпением соблюдая пути Господни и заповеди, из грязи плотских страстей будут Им извлечены и возвышены. Следовательно, «кроткие наследуют землю», и не только наследуют землю, но «и насладятся множеством мира» ( Пс.36:11 ), которым никто постоянно не будет наслаждаться, в чьей плоти еще восстает борьба похоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Затем, в 86 гл. ст. 9 читаем: «в пятый год Иоакима, сына Иосии, царя иудейского, в девятом месяце объявили пост пред лицом Господа всему народу в Иерусалиме и всему народу, пришедшему в Иерусалим из городов иудейских». Некоторые из толковников, как, например, Гитциг и др. (Comm. Keil, s. 51), смотрят на этот пост, как такой, который установлен был пред нашествием на Иерусалим Навуходоносора, установлен, с целью – путём раскаяния умилостивить гнев Божий и предотвратить грозу. Основанием для такого понимания выставляется то, что, по поручению пророка Иеремии, во время этого поста Варух прочитал пред народом записанные в свитке грозные пророческие предсказания, между которыми особенно выдаётся следующее предсказание 81 ст. «И посещу его, – грозил Господь устами пророка Иоакиму, – и племя его и слуг его за неправду их, и наведу на них и на жителей Иерусалима и на мужей Иуды всё зло, которое Я изрёк на них, а они не слушали». Если пророк поручает Варуху прочитать пред народом в 5-й г. Иоакима грозные предсказания о суде Божием над царём и царством его; то, заключают отсюда, значит, этот суд Божий ещё не наступал и пост 5 года, значит, был установлен не в воспоминание суда совершившегося, а в предупреждение суда грядущего. Но прочтение предсказаний не может служить несомненным признаком того, чтобы исполнение сих предсказаний ещё не вступало в силу, ещё не начиналось, Если бы пророк поручил Варуху прочитать пред народом те предсказания, которые возвещены были ему Богом именно в 5 г. Иоакима; то, разумеется, прочтение сих предсказаний служило бы несомненным признаком того, что исполнение таких предсказаний ещё предстоит в будущем. Между тем в данном случае дело было иначе. Варух, по поручению пророка, должен был прочитать все те грозные предсказания, которые пророк изрёк пред народом, начиная с первого года своего служения и до 4 г. Иоакима (36:1), которые он, по повелению Божию, записал в книгу (36:2) и исполнение которых отчасти могло начаться в предыдущие годы; и потому особенные угрозы 31 ст., изречённые царю за то, что он сжёг свиток (36:29) записанных и прочитанных пред ним грозных предсказаний, не исключают собой осуществления в предыдущем 4-м году факта взятия Иерусалима Навуходоносором, а возвещают только, как дело предстоящее, полное и окончательное осуществление предречённого суда, а именно разрушение Иерусалима и царства Иудейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

И мы читаем далее: « Когда же они опорожняли мешки свои, вот, у каждого узел серебра его в мешке его. И увидели они узлы серебра своего, они и отец их, и испугались » ( Быт.42:35 ). Сначала один из братьев только нашел мешочек с серебром, а тут, когда они приехали, развьючили свой скот, все остальные нашли в своих мешках всё-то серебро, которое они заплатили за хлеб. И они испугались. Ну, во-первых, они испугались за Симеона, который остался там, а серебро почему-то здесь – получается, с них не взяли плату. Они могли подумать: может быть, они Симеоном расплатились?! Может быть, у египтян так принято?! Вот, человека оставили, деньги вернули, значит – всё, мол, кушайте хлеб, пожирая своего брата?!.. « И сказал им Иаков, отец их: вы лишили меня детей (каких детей? – О. С.) : Иосифа нет, и Симеона нет… » ( Быт.42:36 ). И вообще, у него есть все основания подозревать, что они его продали за этот хлеб, вместо платы отдали: деньги вернули, хлеб привезли, а брата оставили! Действительно, он может подозревать, что они продали брата, на эти деньги купили хлеб, сэкономили свои деньги! « …и Вениамина взять хотите, – все это на меня! » ( Быт.42:36 ). « И сказал им Иаков, отец их: вы лишили меня детей: Иосифа нет, и Симеона нет, и Вениамина взять хотите, – все это на меня (как ему вообще все это перенести?! – О. С.) ! И сказал Рувим отцу своему, говоря: убей двух моих сыновей, если я не приведу его к тебе; отдай его на мои руки; я возвращу его тебе (Вениамина. – О. С.)» ( Быт.42:36–37 ). Рувим выступает здесь как первенец. Но он должен был молчать, потому что он совершил грех кровосмешения, он вошел к одной из наложниц отца! « Он (Иаков. – О. С.) сказал: не пойдет сын мой с вами; потому что брат его умер (вот здесь Иаков, может быть, впервые так конкретно говорит, что их брат, а его сын, умер. – О. С.) , и он один остался » ( Быт.42:38 ). Почему Вениамин один остался? Ведь столько братьев! Да потому, что Иосиф и Вениамин были очень похожи на Рахиль – они же дети красавицы Рахили! И, взирая на Вениамина, а до этого – на Иосифа, Иаков вспоминал свою любимую жену. Он говорит: « он один остался ». Здесь имеется в виду: один – тот, который от Рахили, от любимой жены.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И то, что прежде служило возвышению величия [Константинополя] в их сознании до необычайности, сравнительно недавно превратилось в пренебрегаемое, если не для всех и не совершенно, то для большинства простецов – в меньшей степени, ибо они мало в этом понимали, а для немногих – в большей, ведь они, пользуясь разумом как мерилом 1216 и критерием, не видели, чтобы прежняя молва уравновешивала нынешнюю. Но вернемся обратно. Выше мы сказали, что три властителя всей России вместе с их подданными придерживаются православной веры и являются нашими единомышленниками, а четвертый – нет. Книга 36, раздел 33 Он, располагая большей силой из-за многочисленности и опытности его войск, даже северным скифам противостоит и далеко превосходит их. В то время как другие платят им ежегодную дань, он – никогда. Ибо он живет в укрепленных местах и имеет соседями кельтов и галатов 1217 , которые живут возле океана, простирающегося на Север и к острову Туле 1218 , откуда вырывается зефир 1219 и куда уходит заходящее, – народ в высшей степени воинственный, и я буду не далек [от истины], если назову его непобедимым 1220 . Книга 36, раздел 34 Но он придерживается чуждого образа мыслей и воздает поклонение солнцу. Тем не менее, в настоящее время он обещает стать нашим единомышленником в вопросах веры, если мы передадим посланному им послу, Роману, епископию и митрополию всей России, в соответствии с установленными правилами церковными, как преемнику недавно скончавшегося Феогноста. Ибо [Ольгерд] любил его и был ему очень предан, с одной стороны, так как он по женской линии был родственником сопредельного князя, который ему приходился свойственником 1221 . Этот князь был благочестив и привержен нашим божественным догматом. Так что по этой причине и сам [Ольгерд] был дружен с Романом и охотно слушал его, когда тот часто приходил и наставлял его в благочестии, и учил его речениям пророков и апостолов, так что и у него они не сходили с уст. Книга 36, раздел 35 Посему и он любил Романа частью за это, частью за то, а главным образом потому, что его частыми поучениями и наставлениями был посвящен в благочестивые догматы и приблизился к принятию божественного крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ис.16:1 : «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал меня благовествовать нищим, послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и слепым прозрение» (Ср. Лк.4:18 ). Ис.62:11 : «Грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним» (Ср. Лк.6:36 ; Мф.11:11–12 ). Ис.49:6 : «Мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых…но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ср. Ин.8:12, 12:36, 46 и 10:16). В главе 40, стихах 3, 4 Исайя предсказывает о явлении Иоанна Крестителя, Предтечи Господа (Ср. Лк.3:2–6 ; Ин.1:19–23 ). В той же главе, стихи 10 и 11, мы читаем: «Вот Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властию. Вот награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицом Его. Как пастырь Он будет пасти стадо Свое» (Ср. Ин.10:11–16, 27–28 ; Лк.6:35 ). В главе 50 стихе 6 книги Исайи мы читаем о поругании над Спасителем нашим: «Я предал хребет Мой бьющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ср. Лк.22:63–65 и Мф.26:67 ). Особенно замечательна 53 глава книги пророка Исайи, изображающая страдания Христа за грехи наши: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши... Ранами его мы исцелились... Он истязуем был, но страдал добровольно… На подвиг души Своей Он будет смотреть с удовольствием; чрез познание Его Он оправдает многих и грехи их на себе понесёт» (Ср. Мф.26, 27 ; Лк.22:23 ). Царственный Псалмопевец Давид, живший за тысячу лет до Христа, в своем 21 псалме пророчески изображает мысли и чувствования Спасителя нашего на кресте. В псалме 23 он пророчествует о вознесении Его на небо, в псалме 2 о Христе, как помазаннике Божием и царстве Его, а в псалме 97 – как о Спасителе и Судии народов (Ср. Ин.5:22–23 ). Смотри также пророческие о Христе Псалмы 2, 68, 117. У пророка Аггея ( Аг.2:7 ) мы читаем: «и приидет Желанный всеми народами»; у пророка Михея ( Мих.5:2 ) – о рождении Спасителя в г. Вифлееме (ср. Мф.2:1–6 ); у пророка Захарии ( Зах.9:9 ) читаем мы о входе Господа в Иерусалим, на вольные страдания за грехи людей, сидя на ослице (ср. Мф.21:5 ) и о распятии Христа ( Зах.12:10 . Ср. Откр.1:7 ); у пророка Амоса ( Ам.8:9 ) о закате солнца в полдень, когда, Христос висел на кресте (ср. Лк.23:44–45 ) у пророка Иоиля ( Иоил.2:28 ) – о сошествии Св. Духа на Апостолов ( Деян.2:16–21 ). Последний пророк Малахия изображает явление Христа на подобие солнца, оживляющего омертвелую природу: «Для вас, благоговеющих пред именем Моим, – говорит Господь, – взойдет Солнце правды, и исцеление в лучах Его» ( Мал.4:2 ср. Ин.8:12, 9:5, 12:36 ) и предсказывает также об Иоанне Предтече, как новом Илии, по духу ( Мал.4:5–6 ср. Лк.1:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Купцы или члены каравана, о котором здесь речь, названы то измаильтянами (ст. 25, 27, 28), то мадианитянами (ст. 28, 36). Таргум Онкелоса передает первое название словом «арабы», а Иосиф Флавий называет мадианитян Αραβας το Ισμαελιτν γνος: это название и представление («арабы») в устах братьев Иосифа более понятно, чем специальные названия (Ischmeelim, Midjanim и еще Medanim, ст. 36), – так как, если ко времени Моисея жители северной Аравии общеизвестны были под именем измаильтян, то во времена Иакова, когда жило еще лишь второе поколение Измаила, потомство его еще не могло сообщить стране своего имени. Двойственность названия объясняется или тем, что вожаками каравана были люди одного племени (Измаила), а купцами другого (Мадиана или Медана, ср. Быт. 25:2 ), или же все три (см. евр. текст ст. 36, где medanim, а не midjanim, как в ст. 28) названия означают людей одной и той же нации, то общее, то специальное. Продукты, какие везли купцы, – по более вероятному объяснению, – были следующие: nechoth – так наз. gummi tragacanti, белая, пахучая, твердая смола стираксового дерева (LXX и Vulg. общее: θυμιματα, aromata); zeri (LXX: ητνη, Vulg:. «resina») – бальзам, смола дерева balsamodendron gileadense – галаадский бальзам, которому евреи приписывали целительную силу против ран, у всех древних писателей, касавшихся Палестины, представляется главным продуктом этой страны; loth (LXX: στκτη, так и Vulg.) – ладан, мирра или смола, находимая на листьях растения cistus creticus, растущего в Сирии, Аравии и на Кипре. Все эти продукты в сыром виде везлись в Египет, где и приготовлялись из них пряности; позже Иаков ( Быт. 43:11 ) послал этих продуктов в дар Иосифу. Мидраш замечает, что эти благоухающие вещества везены были купцами, по устроению Божию, – ради праведника (Иосифа). Быт.37:26–28 . И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его? Пойдем, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нем, ибо он брат наш, плоть наша. Братья его послушались, и, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребренников; а они отвели Иосифа в Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мало того, по мере того, как чтец развертывал свиток и прочитывал три или четыре столбца, царь отрезывал их писцовым ножичком и бросал на огонь в жаровню; свиток сполна был прочитан и весь сожжен (Иер.36:1-26). Иоаким после того дал повеление своим приспешникам взять Иеремию и Варуха и предать обоих смерти. Но промышлением Божиим они были скрыты в то время и избежали смерти; а вскоре настала такая пора для иудейского царства, что врагам и ненавистникам пророков уж некогда было думать и приводить в исполнение свою месть. Между тем по повелению Божию пророк Иеремия произнес новое слово в обличение нечестивого царя. - Возьми себе другой свиток, - сказал ему Господь, - и напиши в нем все прежние слова, какие были в первом свитке, который сжег Иоаким, царь иудейский. Иоакиму же скажи: так говорит Господь - ты сжег свиток, так как в нем было написано, что непременно придет царь вавилонский и опустошит эту землю, истребит на ней людей и скот. За это вот что говорит Господь об Иоакиме: потомство его не будет сидеть на престоле Давидовом и тело его по смерти будет брошено на зной дневной и на холод ночной (Иер.36:27-30). Это повеление Господне исполнено было святым пророком: с уст Иеремииных был написан рукою Варуха другой свиток, в котором многое было прибавлено к прежним пророческим речам. В это время неожиданно для иудеев Иерусалим окружен был войском Навуходоно- сора, составленным из легких отрядов халдейских, сирийских, моавитских и аммонит- ских. Священный город, не приготовленный к обороне, без труда взят был нападавшими; царь Иоаким был схвачен и погиб бесславною смертью: труп его был выброшен за городские стены на съедение диким зверям и птицам. Сбылось, таким образом, пророческое слово святого Иеремии, что царь Иудин будет погребен ослиным погребением: вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима (Иер.22:19), что мертвое тело его будет брошено на зной дневной и на холод ночной. Впрочем, оставшиеся кости его, объеденные зверями, были погребены иудеями в родовой царской усыпальнице (2Пар.36:8).

http://pravicon.com/info-2410

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010