1 Орел, кедр и виноградная лоза. 12 Значение их. 22 Пророчество о посадке верхнего побега кедра; убежище для всяких птиц. 1 Пословица, что от кислого винограда отцов у детей на зубах оскомина, не будет более употребляема. Праведник непременно будет жив. Сын не понесет вины отца, и отец вины сына. 21 Кающийся не умрет. «Мои ли пути неправы?» — говорит Господь. 31 «Я не хочу смерти умирающего», «обратитесь и живите». 1 Львица и её два львенка. 10 Виноградная лоза и крепкая ветвь между ветвями. 1 Старейшины вопрошают Господа, который не дает ответа и делает обзор исхода из Египта и 21 возмущения Израиля. 32 Господь приведет их в пустыню, будет судиться с ними и выделит из них мятежников; они возгнушаются собою и познают Господа. 45 Пророчество на лес южного поля. 1 Господь извлечет меч, чтобы истребить Израиля. 8 Меч наострен и вычищен для заклания. 18 Две дороги, по которым должно идти мечу. «Низложу, низложу». 28 Меч против Аммонитян. 1 Суд над городом кровей. 17 Израиль станет изгарью в очистительном горниле. 23 Осуждение пророков, священников, князей и народа. 1 Огола и Оголива — дочери одной матери. 5 Блудодеяния Оголы (Самарии) и наказание за них, 11 и Оголивы (Иерусалима). 22 Наказание Оголивы; 31 чаша горечи. 36 Грехи и наказание обоих сестер. 1 Притча о кипящем котле и накипи в нём. 15 По повелению Господа Иезекииль не должен оплакивать смерть своей жены; знамение для Израиля. 1 Пророчество против Аммона. 8 Против Моава. 12 Против Едома. 15 Против Филистимлян. 1 Пророчество против Тира; нападение Навуходоносора. 15 «От шума падения твоего не содрогнутся ли острова»? 1 Плач о Тире: красота его кораблей. 10 Торговавшие с Тиром «сделались весьма славными среди морей». 26 День падения Тира; оплакивание. 1 Пророчество против начальствующего в Тире, сказавшего: «Я — бог», но он умрет. 11 Против царя Тирского; его красота и гордость будут превращены в пепел на земле. 20 Против Сидона. 25 Господь соберет дом Израилев. 1 Пророчество против фараона; «Я вложу крюк в челюсти твои»; пища для зверей и птиц, ибо когда Израиль оперся о Египет, как о трость, он расщепился. 8 Меч опустошит и рассеет Египтян, но чрез сорок лет возвратит их в их землю. 17 Навуходоносор ограбит Египет.

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

1. Свидетельства о призвании к апостольству (1:18 – 1:24) 2. Второе посещение Иерусалима (Апостольский собор) (2:1 – 10) 3. Апостолы Петр. и Павел в Антиохии (2:11 – 21) II. Закон и обетование в истории спасения (3:1 – 25) 1. Верующие – семя Авраама и наследники обетования по дару Святого Духа (3:1 – 14) 2. Закон, данный позднее, не отменяет обетования (3:15 – 22) 3. Закон – детоводитель ко Христу (3:23 – 25) III. Освобождение от закона и усыновление Богу. Пример Исаака и Измаила (3:26 – 4:31) IV. Свобода – основание нравственной жизни (5:1 – 6:18) Семинар 14. Автоапология ап. Павла. Закон и домостроительство спасения. Христианская свобода Домашнее задание 1. Сформулируйте две основных гипотезы об адресатах Послания к галатам. Какие, исходя из каждой теории, можно сделать выводы о времени и месте написания этого Послания? 2. Против кого ап. Павел отстаивает свое апостольское достоинство в Гал.? Каковы его аргументы? 3. Какие сведения сообщает в Гал. о себе ап. Павел? Сравните их с материалом Деян. 4. Объясните, почему ап. Павел называет закон детоводителем ко Христу. 5. Какой ветхозаветный прообраз приводит ап. Павел для иллюстрации отношений рабов закона и усыновленных Богу? План семинара I. Общие сведения 1. Авторство (написано собственноручно) и адресаты Послания а) «Северо – галатийская теория» б) «Южно – галатийская теория» 2. Время и место написания Послания. Выводы, согласно каждой из теорий 3. Повод к написанию Послания II. Защита апостолом Павлом своего апостольского достоинства 1. Причины, вынудившие ап. Павла писать автоапологию к галатам 2. Доказательство апостольского достоинства а) божественное происхождение благовестия ап. Павла: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (1:10 – 11). Обстоятельства обращения и жизни ап. Павла (1:15 – 24) подтверждают это б) проповедь ап. Павла получила поддержку апостолов в Иерусалиме: «Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам (идти к язычникам, а им к обрезанным» (2:9). В проповеди апостолу Павлу, как и прочим апостолам, содействует Бог: «Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников» (2:8). Сами Иерусалимские апостолы не принуждали язычников к обрезанию (см. 2:3)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1 я ходил по земле. Земля сфера действия сатаны. 1 обратил ли ты внимание твое..? То, что сатана «обращает внимание» на сынов человеческих, судя по данному тексту, входит в сферу его обязанностей и полномочий. В этой связи особое значение приобретают слова Иисуса: «...идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» ( Ин. 14,30 ). Очевидно, что князь мира все же кое-что имел в Иове, несмотря на непорочность последнего. человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. Эта характеристика Иова, данная ему Богом, полностью повторяет характеристику, данную автором в ст. 1. Таким образом, Иов в глазах людей (и в своих собственных) полностью соответствовал тому, как видел его Господь. Но и в первом, и во втором случае слово «праведность» отсутствует (ср. Быт. 6,9; 7,1 ). И это не случайно, поскольку праведность и будет предметом разговора Иова и его друзей. 1:12 Сатане позволено испытать Иова, однако его власть ограничена пределами, положенными Богом. См. ком. к 1,6. 1 И был день. Все беды обрушиваются на Иова в течение одного дня. сыновья его и дочери его ели и вино пили. См. ком. к 1,4; 1,5. С этих слов начинается перечень несчастий, обрушившихся на Иова, ими (см. ст. 18) и заканчивается. Однако на этот раз Иов не успел принести очистительных жертв за своих детей. 1:20 Знаки глубокой покорности, скорби и смирения. Глава 2 2 доселе тверд в своей непорочности. Добавление к тому, что было сказано об Иове в 1,1; 1,8. а ты возбуждал Меня против него. Т.е. клеветал, говорил неправду (ср. «когда говорит он ложь, говорит свое», Ин. 8,44 ). 2 кожу за кожу. Сатана намекает на то, что даже заявление Иова о его непоколебимости в вере, сделанное им в 1,21, является ничем иным, как хитростью или уловкой, и ради спасения жизни Иов готов пожертвовать имением, но если только Господь прострет руку Свою и коснется плоти его, он проклянет Бога в лицо. 2 простри руку Твою... коснись. Если следовать тексту книги, то касается Иов не Господь, а сатана, однако сатана этими словами признает власть Божию над Иовом и над собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1Кор.12:28 . «И иных Бог поставил в Церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки». Объяснение. Апостолами состояли лишь те лица, которые непосредственно Самим Господом призваны были к проповеди евангельской: Лк.6:13 ; Рим.1:1–2 ; 2Кор.12:12 . Как высшие устроители и распорядители Церкви, апостолы в себе совмещали и высшую иерархическую степень – епископа: Деян.1:20 . Пророками были святые вдохновенные наставники, которые поучали людей и при этом предсказывали будущее: Деян.11:27–28:13:1 . Евангелистами были особые провозвестники Евангелия: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. В настоящее время благовествованием занимаются лица иерархические и миссионеры. Именем пастырей называются пресвитеры: Деян.20:17:28 , и епископы в лице апостолов: 1Пет.5:1 ; 1Кор.4:1 . Пастыри именно составляют собою иерархию или священноначалие в Церкви, которым поручено всё наставление и руководство христианами, обязанными повиноваться им: 1Пет.5:1–5 . Флп.1:1 . «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами». Объяснение. Здесь находим ясное свидетельство о существовании в апостольской Церкви иерархии с различными степенями. Хотя здесь поименовано только две степени: епископы и диаконы, но нетрудно понять, почему апостол после епископов назвал прямо диаконов. Диаконы ведали совершенно отдельное дело, хозяйство церковное: Деян.6:1–3 ; Флп.4:15–18 , и не были совершителями таинств. Пресвитеры же совершали таинства вместе с епископами. Посему они и разумеются здесь под именем епископов вместе с теми, кому это наименование усвоено в собственном смысле. Вообще вначале наименования епископа и пресвитера употреблялись смешанно, т.е. епископы назывались пресвитерами: Деян.20:17:28 , и наоборот: Тит.1:5–7 , но между ними была та глубокая разница, что епископы (как, например, Тит) поставляли пресвитеров: Тит.1:5 . 1Тим.3:1–15 . «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

2Мак.1:15 . И когда предложили их жрецы Нанеи, и он с немногими вошел во двор капища: 2Мак.1:16 . тогда они, заперши капище по входе в него Антиоха, отворили потаенную дверь в потолке, и бросая камни, убили его людей, и разчленив побитых и отрубив головы, выбросили к стоявшим снаружи. 2Мак.1:17 . По всему благословен Бог наш, предавший сих нечестивцов! 2Мак.1:18 . Итак, намереваясь, в двадцать пятый день Хаслева, праздновать очищение храма, мы долгом почли предложить вам, чтобы и вы праздновали день поставления кущей и огня, когда Неемия, построивши храм и жертвенник, принес жертвы. 2Мак.1:19 . Ибо когда в Персию отведены были наши отцы, тогда благочестивые жрецы, взяв огня с жертвенника тайно скрыли его в глубине колодезя, не нашедши в нем воды и тут обезопасили его так, что всем неведомо было это место. 2Мак.1:20 . По прошествии же многих лет, когда изволил Бог , Неемия присланный от царя Персидскаго послал за этим огнем потомков тех жрецов, которые скрыли его. 2Мак.1:21 . Когда же они объявили нам, что не нашли огня, а только сгустившуюся воду; тогда он приказал им почерпнуть ее и принесть: когда же изготовлены были жертвы, Неемия велел жрецам окропить сею водою и дрова и положенное на них. 2Мак.1:22 . А как это совершилось, и пришло время, когда возсияло солнце, до сего закрытое облаком; то воспламенился великий огонь, так что все удивились. 2Мак.1:23 . Молитву же творили жрецы, при сгарании жертвы, и не только жрецы, но и все. Ионафан, как и Неемия, предначинал ее, а прочие припевали. 2Мак.1:24 . Чин же молитвы был таков; «Господи Боже, всех творче, страшный, и сильный и праведный и милостивый, единый царю и благий, 2Мак.1:25 . единый подателю, единый праведный и вседержительный и вечный, избавляющий Израиля от всякаго зла, создавший отцов избранных и освятивший их: 2Мак.1:26 . Приими сию жертву за весь народ Твой, Израиля, и сохрани сей удел Твой и освяти. 2Мак.1:27 . Собери разсеяние наше, освободи работающих язычникам, призри на уничиженных и презираемых; и да познают язычники, что Ты еси Бог наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

3, 2). О чем был глагол (ρμα) Божий? Кроме общего призвания на служение проповеди покаяния, Иоанну была раскрыта тайна и его собственного призвания, как сам он свидетельствует по Евангелию от Иоанна: «Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1, 33). О проповеди Иоанна Крестителя согласно повествуют все три синоптические евангелиста (Мф. 3, 1–12; Мк. 1, 1–8; Лк. 3, 1–18), также и евангелист Иоанн Богослов (1,15–17,19–28). Рассказ об этой проповеди вводится всеми евангелистами в прямое повествование о явлении Господа Иисуса Христа, как «начало Евангелия» (Мк. 1, 1). И проповедь Предтечи, имеющая свое собственное значение и самостоятельное содержание, связана с его проповедничеством о Грядущем, с самосвидетельством Предтечи, которое содержится у всех четырех евангелистов: «и проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк.1,7–8; Мф.3,11; Лк.3,16; Ин. 1,1,27). Проповедь Предтечи есть проповедь о Христе Грядущем: сам он весь влагается в это ожидание и сретение. И в свете этого ожидания следует понимать и всю про–поведь, которая есть «приуготовление путей Господу», согласно пророчеству Исайи, в свете коего изображают явление Предтечи все евангелисты и даже он сам (Ин. 1, 3). Иоанн выступает в полном самосознании своего служения и своего призвания в качестве Предтечи. Уже предначинаются Мессианские времена. Мир затих и насторожился, внемля глаголу вопиющего в пустыне. И так могуче, так потрясающе, так покоряюще было явление Предтечи, что к нему, в пустыню иудейскую (Мф. 3.2), выходила вся страна иудейская и иерусалимляне (Мк. 1, 5). Евангелие лишь обозначает предмет, содержание и устремление проповеди Иоанновой: «покайтеся», но, конечно, не излагает самой проповеди, ее пламенных, побеждающих и потрясающих глаголов. Это не нужно в целях евангелиста, который лишь замечает кратко: «многое и другое благовествовал он народу, поучая его» (Лк.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

63 2 Тим 1:7. 64 1 Кор 12:11. 65 Ин 3:8. 66 Пс 102:4. В Синод.пер.: милостью и щедротами. 67 Пс 58(по LXX). В Синод.пер.: Бог милующий меня, предварит меня. 68 Пс 22(по LXX) В Синод.пер.: Благость и милость да сопровождают меня. 69 Рим 6:23. В Синод.пер.: Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. 70 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 71 2 Кор 12:7. 72 Рим 6:23. 73 Рим 6:23. 74 Иак 1:17. 75 1 Кор 4:7. 76 Ин 1:16. 77 Ис 7(по LXX). В Синод.пер.: Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены. 78 Ср.: Рим 9:21—22. 79 Ср.: Рим 5:12. 80 Рим 9:23. 81 Флп 3:15. 82 Рим 9:19. 83 Рим 9:20—21,23. 84 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 85 Рим 9:14. 86 Рим 11:33. 87 Пс 35:4. В Синод.пер.: Не хочет он вразумиться, чтобы делать добро. 88 Притч 29(по LXX). В Синод, пер.: Словами не научится раб, по­тому что, хотя он понимает их, но не слушается 89 Ср.: Лк 12:47—48. 90 Рим 1:18—20. В Синод.пер.: ...Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. 91 Рим 1:21. 92 Рим 2:1. 93 Ин 15:22. 94 Рим 2:12. 95 Еккл 7:29. 96 Ср.: Рим 5:12. 97 Ср.: Рим 2:1. 98 Рим 3:20. 99 Рим 7:7. 100 Рим 7:22. 101 Рим 7:24—25 В Синод, пер.: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. 102 Рим 9:19. 103 Притч 19:3. Ср. Синод, пер.: Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. 104 Ср.: Рим 9:21—23. 105 Ср.: Пс 44:8; Евр 1:9. 106 Рим 7:25. 107 Ср.: Пс 102:3—4. 108 Рим 5:18. В Синод, пер.: Посему, как преступлением одного всем че­ловекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни 109 Ср.: Ин 3:5. 110 Тит 3:5. В Синод.пер.: баню возрождения. 111 Ср.: Деян 10:34. 112 Мф 10:30,29. 113 Рим 11:33. 114 Ср.: Лк 19:10; Мф 18:11. 115 Рим 9:10—12; Быт 25:21—23. 116 Рим 9:13; Мал 1:2—3. 117 Следует отметить, что именно такова обычная точка зрения греческих Отцов Церкви на это затруднение. Так, свт. Иоанн Златоуст в своем тол­ковании этого места из Послаиия к Римлянам говорит: «Почему один был любим, а другой ненавидим? Почему один служил, а другой принимал услуги? Разве потому, что один был порочен, а другой добр? Но ведь когда они еше не родились, один удостоился чести, а другой был осужден, так как еще до их рождения Бог сказал, что больший будет в порабоще­нии у меньшего. Итак, почему Бог сказал это? Потому что Он не ждет, как человек, окончания деяний, чтобы видеть, кто добр, а кто нет, но и преж­де деяний знает ( πρ τοτων οδε ) у кго порочен, а кто нет» (Homiliae in epistulam ad Pomanos, 16.5//PG Т. 60. Col. 555). — Прим ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2784...

799. Добротолюбие. Ч. 1. 800. Иисус, Сын Давидов! помилуй меня (Мк. 10:47). 801. Иов. 2:8. 802. Мк. 2:4. 803. Преподобный авва Дорофей. Поучение 10. О еже ити в путь Божий. 804. Святейший Каллист, патриарх Константинопольский. Образ внимания молитве. Добротолюбие. Ч. 4. 805. Там же. 806. Там же. 807. Добротолюбие. Ч. 1. 808. О Законе Духовном. Добротолюбие. Ч. 1, гл. 4. 809. Предисловие на главизны блаженного Филофея Синайского. Письмо старца Паисия к старцу Феодосию, стр. 231. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 810. Слово 1, гл. 3. Слово 2. гл. 15. 811. О молитве, гл. 139. Добротолюбие. Ч. 4. 812. Там же, гл. 9, 10 и проч. 813. Там же, гл. 91, 100. Ксанфопулов гл. 73. Добротолюбие. Ч. 2. 814. Гл. 13. Добротолюбие. Ч. 1. 815. …не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают (1 Тим. 1:7). Преподобный Марк Подвижник. Слово о Законе Духовном, гл. 34. 816. Ср.: …не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш (Ис. 8:12–13). Наставление 29. 817. Часть 2. Раскол Варлаамов. 818. Том 6, книга 95, гл. 9. 819. Dictionnaire Theologique par Bergier, Tome 4, Hesichistes. 820. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет солнце правды (Мал. 4:2). 821. Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков (Ин. 1:4). Наставление 12. 822. Деян. 9. 823. Слово 12, гл. 43. 824. Житие и писания Паисия. 825. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия (1 Кор. 1:18). 826. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев — соблазн, а для Еллинов — безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, — Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков (1 Кор. 1:22–26). 827. Энциклопедический словарь Старчевского. Исихасты. Смотри это же слово в Богословском лексиконе Бержье. 828. Аскетические опыты. Ч. 1. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. 829. Предисловие к книге преподобного Григория Синаита.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

   См.: Каллист, еп. Диоклийский. Святая Троица — парадигма человеческой личности//Альфа и Омега. М., 2002. 32. С. 119—120.    См.: Флоровский Г., прот. Восточные отцы IV века. С. 84.    Григорий Нисский, свят. К Авлавию о том, что не «три Бога»//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. 1. С. 62.    См.: Василий Великий, свят. О Святом Духе. К Амфилохию, епископу Иконийскому. 16//Василий Великий, свят. Творения. Т. 1. С. 607—608.    Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 170. Кн. 1. Гл. 8. РАЗДЕЛ I. БОГ КАК ТВОРЕЦ И ПРОМЫСЛИТЕЛЬ МИРА... Глава 1. Бог как Творец мира    Православное богословие учит, что Бог является Первопричиной — Виновником бытия мира. Другими словами, мир как совокупность всего конечного бытия, существующего в пространстве и во времени, имеет причину своего бытия в Боге. Мир не возник сам собой, самопроизвольно или случайно.    В Священном Писании можно найти множество свидетельств того, что мир сотворен Богом: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт.1:1); Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах (Пс.134:6); Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин.1:3); Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое (Кол.1:16).    Происхождение мира от Божественного первоначала признается в той или иной степени практически всеми религиозными и многими древними философскими учениями. По содержанию учения эти различны. 1.1. Нехристианские концепции происхождения мира 1.1.1. Дуализм    Термин «дуализм» происходит от латинского слова dualis (двойственный). Дуалистические учения предполагают существование двух равноправных начал — духа и материи, идеального и материального, бога добра и бога зла, познающего субъекта и познаваемого объекта и т. д. Существуют различные формы этих учений, по-разному раскрывающих картину происхождения мира. Дуализм греческой античной философии    Согласно одной из распространенных в античности гипотез происхождения мира, мир мыслится как результат воздействия божественного начала на бесформенную материю, извечно существующую наряду с этим началом, т. е. признается совечность двух иноприродных начал. Наиболее детально подобный взгляд представлен у Платона (428—348 гг. до P. X.) и Аристотеля (384—322 гг. до P. X.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Глава 1 1–4. Старческая болезнь Давида. 5–10. Заговор Адонии. 11–31. Объявление воли Давида о престолонаследии Соломона. 32–40. Вступление Соломона на царство, помазание его и триумфальное шествие. 41–53. Рассеяние партии Адонии. 3Цар.1:1 .  Когда царь Давид состарился, вошел в преклонные лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться. 3Цар.1:2 .  И сказали ему слуги его: пусть поищут для господина нашего царя молодую девицу, чтоб она предстояла царю и ходила за ним и лежала с ним, – и будет тепло господину нашему, царю. 3Цар.1:3 .  И искали красивой девицы во всех пределах Израильских, и нашли Ависагу Сунамитянку, и привели ее к царю. 3Цар.1:4 .  Девица была очень красива, и ходила она за царем и прислуживала ему; но царь не познал ее. 1–4 ст., как затем и ст. 5–10, образуют введение к главному рассказу 1 главы – о вступлении Соломона на царство: как дряхлость Давида (ст. 1–4), так и заговор Адонии (ст. 5–10) могут объяснить, почему Соломон еще при жизни Давида занял престол его. Ст. 1 начинается соединительным союзом «и» также, как и некоторые другие ветхозаветные книги (Левит, Числа, Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1-я Царств, 2 Паралипоменон, 2-я Ездр, Иезекииля, Ионы), что не необходимо указывает на связь содержания последующей библейской книги с предыдущей, но в данном случае ( 3Цар. 1–2 ) представляют как бы органическую часть 2-й книги Царств, заканчивая изложенную там историю царствования Давида. Возраст Давида в описываемый в ( 3Цар.1–2 ) момент равнялся, судя по ( 3Цар.2:11 ) ср. ( 2Цар.5:4 ), семидесяти лет. Болезнь и дряхлость (marasmus senilis) Давида в эти не столь еще преклонные годы являются последствием чрезвычайных трудов и испытаний, понесенных им в пору юности и в зрелом возрасте (указание на преждевременную старость Давида видят уже в ( 2Цар.21:16–17 ) ). Слабосилием Давида объясняется и недостаток теплоты в его организме, упадок температуры тела (Мидраш объясняет болезнь Давида как последствие явления Ангела ( 2Цар.24:16–17 ). По мнению Клерика, отсутствие теплоты в теле Давида произошло «ex nimio mulierum usu».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010