Если позавидуешь брату в вещественном его имуществе, положи на сердце свое слова Спасителя: жизнь человека не зависит от изобилия его имения [ Лк. 12, 15 ]. Духовное святотатство и лихоимство между прочим состоит в том, когда священник намеренно старается скорее исповедать как можно больше духовных детей, переходящих к нему от других собратов его, и имеет при этом цель собрать как можно больше денег. Берегитесь, любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения [ Лк. 12, 15 ]. Душа наша в Боге, как дерево в грунте земли; лишь только пересадится она сомнением или другим каким грехом из Бога в диавольскую среду, тотчас ей становится дурно, тесно, огненно, а если исторгнется из ней верою несомненною и пересадится опять в Бога – и вдруг станет благо, просторно, прохладно. Дыхание... Вседержителево... научающее мя [ Иов. 32, 8 ]. Дух Святой, Дух Отца Вседержителя, везде сый и вся исполняяй, Наставник на всякую истину, постоянно поучает мя, и я, Им наставляемый, придерживаюсь жизни по духу; Он-то рассевает мои мраки сомнений, как облака, налетающие на душу и томящие ее смертию духовною; Он-то свет мой во тьме моей; Он-то сила сердца моего, укрепляющая меня в вере и во всякой добродетели; Он – святыня моя. Слово стало плотию [ Ин. 1, 14 ]. Сын Божий воплотился. И во устах человека слово имеет плоть, или членораздельные звуки. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий [ Ин. 6, 27 ]. Как ничтожно обыкновенное, плотское брашно пред брашном плоти Сына Человеческого! То питает только тело, не питая души, и есть тленно, как и сама плоть наша тленна; а это и душу очищает от грехов, оживотворяет, покоит и веселит ее, и телу доставляет здравие, и в дополнение всего доставляет нам жизнь вечную. Не подозревай брата своего, известного тебе с невыгодной стороны, исправно по наружности совершающего дело Божие, в лицемерии: ты можешь легко обмануться в этом случае и впасть в ненависть и злобу к нему, и запутаешься сам в сети диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Если ты приступаешь служить Господу Богу твоему, приготовь себя, и не будь как человек, искушающий Господа [ Сир. 18, 23 ]. О нищете духовной. Нищета духовная состоит в том, чтобы почитать себя как бы не существующим и единого Бога сущим, почитать слова Его выше всего на свете и не щадить для исполнения их ничего, самой жизни своей; волю Божию считать всем для себя и для других, а свою отвергнуть вовсе; нищий духом всем сердцем желает и говорит: да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя [ Мф. 6, 9 – 10 ; Лк. 11, 2 ]; он как бы исчезает для Бога, везде и во всем хочет видеть Его: в себе и в других. Всё да будет Твое, не мое. Желает святость Его созерцать в себе и во всех, Царство Его – также, волю Его – также; Его одного видеть всенаполняющим сердца человеческие, Его Царство, Его волю, как и должно, потому что Он един сущий, всеблагой и всесовершенный, всё создавший; а враг диавол и клевреты его и люди, противляющиеся Богу, – татие 218 в Царстве Божием и противники Богу. Для нищего духом и весь мир яко ничто: везде он видит одного Бога, всё оживляющего и всем управляющего; нет у него места без Бога, нет мгновения без Бога: всюду и всякую минуту он с Богом, и как бы с Ним одним. Нищий духом не смеет и не думает взиматься 219 на разум Божий и постичь непостижимое, раскрывать тайны Божии, высокая мудрствовать. Он верит одному слову Господа Жизнодавца, зная, что и каждое слово Его есть истина, дух и живот вечный, и словам Церкви Его, присно наставляемой Духом Святым на всяку истину; верит, как верит дитя отцу и матери своей, не требуя доказательств, полагаясь совершенно на них. Нищий духом считает себя последнейшим и грешнейшим паче всех, вменяет себя попранием всех. Как живо представляли Бога святые Божии человеки, составившие молитвы свои Духом Святым в руководство себе и нам; с каким трепетом они предстояли на молитве, но и с какою любовию и надеждою! Всякое слово их молитвы говорит: с нами Бог и в нас Бог: слышит каждое слово наше, видит каждую мысль нашу, желание наше, слезы наши, каждую частицу слезную.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Есть други и приятели, но только до тех пор, пока дело не коснулось их выгоды; как коснулось, тотчас из друзей они делаются чужими тебе, потому что между тобою и ими становится другой, могучий друг – деньги, хотя бездушный и хладный, охлаждающий весь пыл их прежней любви к тебе. Человек, по всему, как казалось бы, счастливый, весьма много страдает иногда в душевном расположении от диавольской мнительности, или сомнения и недовольства собою, или своими присными, или внешнею обстановкою. Например, иной чувствует себя хорошо, здорово, но взглянет в зеркало – зеркало показывает, что цвет лица не хорош, – и давай думать о цвете лица своего, и давай беспокойно заботиться о цвете лица; смотришь – и отравилось расположение души, человек стал недоволен собою. Надобно иметь всем довольное и благодарное к Богу расположение сердца, за всё надо благодарить щедрого Бога. Довольствуясь тем, что есть [ Евр. 13, 5 ]. За все благодарите ( 1Фес. 5, 18 ). Иной приступает служить Богу, например в молитве, но сердце его давно служит сребру или чреву, и выходит, что только кажется, будто он служит Богу, а в самом деле истиною не служит Ему, ибо не можете, сказано, служить Богу и маммоне... Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить... ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше [ Мф. 6, 24, 21 ]. Иной брат приходит в церковь , например к утрени, и, заходя в алтарь, спешит тотчас к книге доходов братских и глазами заранее пожирает записанные там рубли, заботливо высчитывая, сколько достанется по разделе на его долю. Так велика бывает наша жадность к деньгам, несмотря на то, что дома, в сокровищнице, преизливаются 195 дары Господни. Как истинно слово Господа: ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше Не к Богу стремится сердце сребролюбивого, нет, – кое общение сребреникам и Христу, идолу и истинному Богу? – а к деньгам, к деньгам, потому что они – его бог. Малая закваска греха квасит все тесто ( 1Кор. 5, 6 ). Не давай и мысленному греху оставаться в своем сердце, но тотчас исторгай его, как корень будущих плевел 196 греха. В противном случае и малый мысленный грех превратится в великий, займет всё твое сердце и мысли, возмутит твое спокойствие и попрепятствует тебе делать свое дело спокойно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

" Жить по Евангелию " января 2022 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Благовещенском храме на Пискаревке " Январь насыщен праздниками, главные из них - Рождество Спасителя и Его Крещение, - сказал владыка в проповеди. - Мы побывали в эти дни в Вифлееме и на Иордане, где Христос принял Крещение, после чего на сорок дней удалился в пустыню. Потом Он вернулся на Иордан, следом за Ним пошли несколько учеников Иоанна Крестителя. Господь пошел к себе на родину, как тогда говорили, в " Галилею языческую " , чтобы там явить свет Своего Божества. Он вышел с проповедью Царствия Божия, какое-то время ходил по Галилее, начал совершать чудеса. Первое чудо, как мы знаем, Он явил в Кане Галилейской, потом пошел дальше по Галилее, рассказывал людям о Царстве Божием. Все больше и больше людей шло за Ним. Иоанну Крестителю говорили, что его ученики уходят от него и идут за Иисусом. Предтеча отвечал, что так и должно быть: " Ему должно расти, а мне умаляться " (Ин. 3:30). Вскоре, как мы знаем, он был заключен в темницу, где его ждала мученическая кончина, а Спаситель долго ходил по Галилее, потом пришел в Иерусалим, где много слышали о Нем и хотели узнать, действительно ли Он Мессия. Многие Его собеседники просили, чтобы Он рассказал о Себе. Например, Евангелие описывает случай с Никодимом, членом Синедриона, которому потом с Иосифом Аримафейским пришлось погребать Спасителя. Никодим никак не мог понять, что значит " снова родиться " : " Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? " (Ин. 3:4). Христос объяснил, что значит " рождение свыше " : " Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие " (Ин. 4:5) " . " Таких собеседников было много у Него, всем Он отвечал на смущающие их вопросы. К Господу подходили законники, молодые люди, пожилые, и каждый получал ответ по своим возможностям понять, - продолжил архипастырь. - Спаситель не мог полностью объяснить, что есть Царствие Небесное - для этого нет человеческих слов.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

ЖМП 1 январь 2014 /  21 января 2014 г. Протоиерей Александр Голубов: Пробиться к очевидности События ХХ века породили принципиально новые формы существования русского православия, обусловили его «вселенское бытие». Протоиерей Александр Голубов, всю свою жизнь окормлявший православных в Америке, настаивает на необходимости осмысления опыта жизни Русской Церкви «вне материнской утробы», за пределами России, размышляет о ее настоящем и будущем в той исторической реальности, которая существенным образом отличается от привычных или считающихся таковыми условий предшествующих столетий. — Отец Александр, как вы советуете вести себя православному человеку во «враждебном» окружении? Это вполне актуально для русских православных в США: они здесь чужие и с точки зрения языка, и с точки зрения веры. Можно ли считать, что русские православные здесь как в гетто? Есть ли средства избежать изоляции? — У многих православных возникает менталитет «осажденной крепости», при котором человек видит вокруг себя лишь врагов и недругов и свою жизненную ситуацию рассматривает в этом ключе. Такой менталитет чаще всего — результат воспитания, но часто искусственно нагнетается и политическими деятелями, и средствами массовой информации ради достижения определенных политических или общественных выгод, целей и задач. Но такой менталитет скорее присущ религиозному сектантству, чем православному христианскому мышлению и опыту жизни в Церкви. Подобному «нагнетанию» следует внутренне противостоять, относиться к нему со здоровой долей скептицизма. Именно о таком здоровом скептицизме говорит апостол Иоанн Богослов: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их (1 Ин. 4, 1. 5). И апостол Павел предостерегает, чтобы не быть нам младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4, 14), призывая к мудрости: Никто да не обольщает вас пустыми словами. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы (Еф. 5, 6. 10–11).

http://e-vestnik.ru/church/golubov_7615/

ЖМП 1 январь 2023 /  10 января 2023 г. 13:00 К чему призывает Господь ЧТО В СЛУЖЕНИИ ПАСТЫРЯ ГЛАВНОЕ, А ЧТО  — ВТОРОСТЕПЕННОЕ Одни священники отдают все силы окормлению больных и бездомных; другие стараются прежде всего быть духовниками; кто-то глубоко вовлечен в науку или преподавательскую деятельность... Но есть нечто главное, на чем пастырь должен сосредоточиться в первую очередь.  PDF-bepcuя . В теории спектр занятий священника отличается большим разнообразием. Как правило, он широк и на практике, и все, чем пастыря благословило заниматься священноначалие, необходимо исполнять старательно и добросовестно. Но есть то, что должно быть в фокусе священнической жизни, — совершение Божест­венной литургии. Все остальные служения восходят к этому главному и только в таком порядке и в такой перспективе обретают церковное значение и смысл. Эта максима священнического служения, зафиксированная на уровне догматики и пастырского богословия, дополняется в живом пастырском опыте очень важным наблюдением: клирики имеют разные таланты и склонности, которые необходимо использовать на благо Церкви Христовой, — но это благо достигается, только если строго соблюдать вертикаль служения.  Божественная литургия — приоритет номер один Литургическую сторону выделял в священнической деятельности еще апостол Павел: Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 1–4). Совершать Литургию и привлекать к участию в ней других людей — главное, на чем должен акцентировать свои усилия священник, убежден епископ Верейский Пантелеимон , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Очень важна, по его словам, и пастырская работа с людьми, но силы для этого служения — трудного, требующего полной самоотдачи — священнику дает именно Литургия.

http://e-vestnik.ru/analytics/pastyr_gla...

Затем благословение: Мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Аминь. 160 После этого краткая песнь, затем Проповедник возглашает: Да будет прославлено и благословенно имя Господне! Хор: отныне и во веки! Пропов. Помолимся: Господи Боже, Отче Небесный, благодарим Тебя от всего сердца, что Ты столь обильно даёшь возвещать нам Твоё святое слово и Твою благость, даруй нам милостиво Духа Твоего Святого, чтобы мы были не только что слушателями, но и исполнителями его, чтобы мы им укрепляли нашу слабую веру, сообразовали с Ним жизнь свою и наконец достигли бы спасения через Сына Твоего, Господа Нашего Иисуса Христа. Хор. Аминь. Пропов. Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да воззрит Господь светлым лицом на тебя и помилует тебя! Да обратит Господь лицо своё на Тебя и даст тебе мир! Хор: Аминь, аминь, аминь. II. Литургия в день исповеди св. причащения. 1-е. Исповедь. Прежде всего проповедник увещевает кающихся прийти к искреннему исповедыванию своих грехов, приготовляя их к этому словом Божиим, потом говорит: Смиритесь же теперь пред лицом Божиим и исповедывайте Ему от всего сердца все грехи ваши, говорите про себя. Всемогущий Боже, милосердый Отче! Я бедный грешник – человек исповедую Тебе все грехи мои, сделанные мною помышлением, словом и делом, которыми я заслужил Твой справедливый гнев и временное и вечное наказание. Но я душевно скорблю о них, сердечно раскаиваюсь в них и молю Тебя: Ты, Господи, по беспредельному милосердию своему и ради тяжкого страдания и смерти возлюбленного Сына Твоего Иисуса Христа, будь благ и милостив ко мне, бедному и грешному человеку, прости мне все грехи мои и милостиво даруй мне для исправления моей жизни силу Твоего Святого Духа. Аминь. Исповедники: да! Проповедн.: Всем сердечно кающимся истинной верой, утешающимся заслугами Иисуса Христа и решившимся с твёрдым намерением исправить свою греховную жизнь я, на основании этого исповедания вашего, силой данной мне власти 161 , как призванный и посвященный служитель божественного слова возвещаю благодать Божию и отпущение грехов во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. 2-е. Св. Причащение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И. Булгакова с местными штундо-пашковцами. Началась беседа в 4½ часа, кончилась в исходе 9-го. Беседа оставила сильное впечатление: библейская начитанность миссионера, находчивость и живость речи, искренность чувства и братски-ласковое обращение с заблудшими и православными положительно пленили всех слушателей и видимо тронули загрубелые сердца сектантов. Сотни голосов после беседы сказали: «благодарим, благодарим!..» «Очень справедливо вы говорили», заметил один лютеранин, всё время прослушавший у самого амвона. На лицах сектантов можно было читать уже не пренебрежение и упорство, а удивление и нерешительное доверие. Нам удалось сделать наброски беседы во время её хода. Помещая беседу в органе миссии, думаем, что план собеседования верно передадим, возражения сектантов возможно точно приведём: но, заранее винимся, что содержание беседы, увы! у нас не выйдет так полно и живо, как было на самом деле: всего не удалось записать. Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот должен удерживать язык свой от зла и уста свои от лукавых речей ( 1Пет.3:10 )... Будучи вообще кротким в своём поведении, истинный последователь Христа в частности должен проявлять свою кротость и скромность при слушании наставлений от законных учителей церкви. Братия мои возлюбленные, – взывает к нам апостол, – отложивши всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души ( Иак.1:21 ). А особенно женщина-христианка должна учиться закону Божию в безмолвии и со всякой покорностью ( 1Тим.1:11–12 ), потому что кротость и стыдливость в поступках, есть лучшее украшение для женщины-христианки; женщина-христианка должна украшать себя не нарядами, а именно кротким и молчаливым духом, что драгоценно пред Богом ( 1Пет.3:3–4 ). Напротив, злая женщина прямо, так сказать грязнит в себе образ Божий, потому что злость женщины, говорит премудрый Сирах, изменяет взгляд её и делает её лицо мрачным, как у медведя ( Сир.24:19 ); человек, берущий злую женщину себе в супруги, берёт к себе в дом скорпиона ( Сир.26:9 ); а потому лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злой женой ( Сир.25:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И в ветхом завете – пророки 102 и в новом – Сам Спаситель и преимущественно – ап. Павел неоднократно и сильно порицают такую гордо-фарисейскую праведность. Имея в виду, главным образом, подобных самонадеянных праведников, ап. Павел настойчиво утверждает принцип спасающей веры, противополагая истинную праведность от веры ложной праведности от дел закона и разумея под этими последними дела, совершаемые вне царства благодати, – в язычестве или иудействе ( Гал.2:16 ; Рим.3:28 и др.). Впрочем, не только добродетели естественные, которым в большей или меньшей степени присущ эгоистический характер, но и добрые дела христиан, совершаемые при свете веры и при содействии божественной благодати, не могут считаться заслугою, за которую следовало бы спасение, как долг. Ибо то, что отличает добродетель христианскую от естественной и что делает ее богоугодною и спасительною, принадлежит не самому человеку, а Богу. «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если —81— не будет на лозе; так и вы, если не будете во Мне», – сказал Спаситель: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:4–5 ). И ап. Павел свидетельствовал о себе: «благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их (других апостолов) потрудился: не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною» ( 1Кор.15:10 ; сн. Филип.2:13 ). А если так, если только в теснейшем единении со Христом и лишь при помощи благодати Божией христианин может творить истинно-добрые дела, то эти последние, очевидно, теряют уже значение личных заслуг человека пред Богом, и совершение спасения является во всяком случае даром милости Божией. «Благодатию вы спасены чрез веру» – говорит в этом смысле ап. Павел, – «и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто но хвалился» ( Еф.2:8–9 ). Меня... и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему, и обитель у него сотворим» ( Ин.14:21–23 ). Здесь, в этом возвышении до способности к восприятию и усвоению божественного воздействия, и заключается величайшее значение свободной нравственной деятельности человека.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иез.29:1 .  В десятом году, в десятом месяце, в двенадцатый день месяца, было ко мне слово Го­с­по­дне: Декабрь – январь 587 г., должно быть, когда войско египетское двинулось на выручку Иерусалима от осаждавших его халдеев, которые действительно сняли на время осаду ( Иер 37.5 ); это могло возбудить большие надежды и послужило ближайшим поводом к пророчеству, параллельному след. Иер 37.6 и д. Греч. не в 10 году, а в 12 (слав. – 10), должно быть, из желания сохранить хронологически порядок пророчеств, см. Иез.26.1 . Но Иезекииль явно располагает здесь пророчества в географическом порядке ср. ст. 17 и Иез.30.1 . День в греч. и слав. 1-й, а не 12. Иез.29:2 .  сын человеческий! обрати лице твое к фараону, царю Египетскому, и изреки про­роче­с­т­во на него и на весь Египет. Фараоном тогда был Офра ­­ Угабра ­­ Априс классиков, имеющийся в виду и в Иез.17.7 ; пророк не называет его, потому что пророчество направлено не лично против него, а против его государства, что и дается понять прибавлением «и на весь Египет». Иез.29:3 .  Говори и скажи: так говорит Го­с­по­дь Бог: вот, Я – на тебя, фараон, царь Египетский, большой крокодил, который, лежа среди рек сво­их, говоришь: «моя река, и я создал ее для себя». Колорит описания заимствован от страны. «Крокодил» (евр. таним собственно всякое морское чудовище – Быт 1.21 , греч. δρακων, Вульг. draco, слав. «змий», может быть, в виду Исх 7.9 ), животное сразу так страшное, отвратительное и чтимое у египтян, отличительная принадлежность страны (теперь в Дельте нет; различаются два вида по числу и положению чешуи на спине. Трош), был самым подходящим образом для гордой египетской монархии, менее страшной, чем она казалась, и часто становившейся добычею отважных предпринимателей (Сиггеу по Тр.). Август изобразил на монетах Египет после подчинения его под видом крокодила. Арабы называют крокодила в насмешку фараоном. – «Лежа», чувствуя себя вполне безопасным. Тот самый Офра, при котором и на которого написано это пророчество, по Геродоту (II, 169) говорил, что ни Бог, ни человек не может отнять у него царства (лишен престола Амазисом). – «Рек» – множественное число указывает на систему рукавов и каналов Нильских. При 27 династии столицей был Саис на Дельте. – «Моя река» – йеор, слово, прилагавшееся сначала исключительно к Нилу, взятое с египетского (в Розетских надписях йор, в копт. йаро) и только позднее получившее и общее значение реки или канала ( Иов 28.10 ; Дан 12.5–6 о Тигре). – «Я создал ее». Чудовищное самопревозношение, имевшее мнимое основание в том, что система каналов, сообщающая Нилу все его значение для Египта, обязана существованием фараонам; ср. голландскую пословицу: «землю сотворил Бог, а Голландию мы».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010