См.: облатка. Готия (Готфика) – название местности, лежавшей к северу и востоку от византийского Херсона и охватывавшей в раннее средневековье значительную часть юго-западного, горного и, возможно, южного Крыма. Центром ее являлось укрепленное городище Дорос (Дарас), называемое в византийских исторических источниках термином кастрон или фрура. Большинство исследователей отождествляет его с Мангупом (в 50 км от Херсона), хотя есть мнение, что оно могло находится на Эски-Кермене и даже в Инкермане. Имеются основания полагать, что в VIII-IX вв. византийцы отождествляли территорию Г. с так называемыми «климата». В церковной же литературе использовался термин «Готия», «Готфия». Вероятно, это было связано с образованием на крымской земле во второй половине VIII – начале IX вв. Готской епархии (см.: Иоанн Готский). В 70-е гг Х в. Г. входила в фему Херсон и управлялась турмархом. В XIII в. эти земли подчинялись правительству греческой Трапезундской империи с центром в портовом Трапезунде (см: Великие Комнины). В XIII-XV вв. источники отмечают в Крыму, наряду с Аланией, и Г. Ряд генуэзских источников конца XIV – первой половины XV вв. отождествляют Г. с христианским княжеством (греческим деспотатом) Феодоро с центром на Мангупе – городе-крепости феодоритов. Гото-аланы – средневековое население предгорного Крыма. Его основу составляли племена готов и алан. Современные исследователи используют этот термин для этнической характеристики раннесредневековых жителей Таврики. В исторических источниках данный этноним появляется в XIV в. (венецианский путешественник Иософат Барбаро). Авторы XIV – XV вв. выделяют в юго-западной части полуострова две этнические области – Готию с центром на Мангупе и Аланию с центром на Чуфут-Кале. Готы – племена германцев, родиной которых считается южное побережье Балтийского моря и район Нижней Вислы. В середине II в. они покинули северный регион Европы и вдоль рек Вислы и Припяти, по Днестру и Днепру двинулись в северное Причерноморье, где достигли берегов Крыма и Азовского моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В средневековом городище Эски-Кермен в Крыму обнаружили христианский храм 21 августа, 2019. Новостная служба 21 августа. ПРАВМИР. В Крыму археологи обнаружили древний христианский храм. Руины храма обнаружили на территории городища Эски-Кермен на юго-западе Крыма, сообщает РИА Новости. Директор Института археологии Крыма РАН Вадим Майко отметил, что находка позволяет по-другому взглянуть на планировку городища средневизантийского времени, начиная со второй половины X века, и вообще конкретизировать представления о застройке подобных городов. Эски-Кермен — средневековый город-крепость, который был основан в конце VI века н. э. как византийское укрепление и просуществовал до конца XIV века. Он находится в юго-западной части полуострова, недалеко от Бахчисарая и руин средневекового города Мангуп-Кале. Территория Эски-Кермен занимала площадь 8,5 га. Название городища переводится с крымско-татарского как «старая крепость». Сейчас это один из наиболее посещаемых пещерных городов Крыма, который входит в Бахчисарайский историко-культурный заповедник. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 17 июня, 2013 16 ноября, 2018 28 февраля, 2019 26 октября, 2023 28 апреля, 2021 18 февраля, 2021 3 сентября, 2020 29 августа, 2019 31 июля, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-srednevekovom-gorodi...

– С. 80 и след.; Гадло A.B. К истории Восточной Таврики VIII-IX вв. – С. 134–135; Баранов И.А. Таврика в эпоху... – С. 41,47). Примечательно, что почти одновременно с землянками, но, видимо, ближе к IX в. на этих поселениях стали сооружать уже дома-усадьбы иного облика: с огороженным двором, отдельно стоящими хозяйственными постройками, каменными печами, эпизодически применяя кладку opus spicatum, причем стены построек были сложены как с использованием саманных кирпичей на каменном основании, так и, по ромейской традиции, целиком из камня (Гадло A.B. Этнокультурная характеристика перехода кочевников к оседлости (по материалам Восточно-Крымской степи и предгорий VIII–X вв.)//Этнография народов СССР. – Λ., 1971. – С. 74; Баранов ИЛ. Таврика в эпоху... – С. 50–51). Относить их исключительно к продукции булгарского этноса нет оснований. Отдельные и немногочисленные вещи салтовского круга скорее дань моде и следствие культурных контактов разных, хотя и «параллельных» миров, проходивших сплав в рамках византийско-хазарского кондоминиума. 1682 См.: Могаричев Ю.М. О некоторых вопросах истории Крыма середины – второй половины VIII в.//X сб. – 2004. – Вып. 13. – С. 175, прим. 8; Сазанов A.B., Могаричев ЮМ. Крым и Хазарский каганат в первой половине-середине VIII в.//Россия-Крым-Балканы: диалог культур. – Екатеринбург, 2004. – С. 88–89. 1683 Беневоленская Ю.Д. Антропологические материалы из средневековых могильников юго-западного Крыма//МИА. – 1970. – Вып. 168. – С. 196–223. 1684 Якобсон А.Л. Раннесредневековые сельские поселения... – С. 103–110; Белый Л.В., Назаров В.В. Раскопки усадьбы на городище Кыз-Кермен. истории «пещерных городов» в Крыму. – Симферополь,1992. – С. 132–142; Белый Л.В. Раскопки усадьбы на городище Кыз-Кермен: Постройка и археология Юго-Западного Крыма. – Симферополь, 1993. – С. 49–63; Белый Л.В. Раскопки усадьбы на городище Кыз-Кермен: Комплекс построек 4, 7//БИАС. – Симферополь, 2001. – Вып. 2. – С. 189–229. 1685 Романчук А.И. Омелькова Л.А. Средневековое поселение на левом берегу реки Бельбек//АДСВ: Социальное развитие Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Речь на съезде, надо понимать, пойдет о формах самоорганизации Юго-Востока Украины в условиях победы мятежников. Вакуум власти в Киеве заставляет лидеров «русской Украины» брать власть на территории своих областей в свои руки. Иначе мятеж, а, значит, и расправы над «предателями» придут и к ним. Присутствие пока еще законного президента на съезде «сепаратистов» может быть, как нельзя, кстати. Речь, в данном случае, не о спасении власти Януковича, а о работе в интересах русского населения Юго-Востока, выработке мер защиты от мятежников и подготовке перехода к широкой федерации - внутреннему устройству Украины отвечающему украинским реалиям. Надо быть честным - Украина разваливается не только из-за политики, евроинтеграции и прочих знаковых условностей. На Украине проживают несколько восточнославянских субэтносов. Не два, как многие думают, а больше. Со своими субэтническими отличиями, мифами, особенностями и противоречиями. Перечислять всю пестроту и тонкости разделения сейчас не время. Важно выделить главное - произошло столкновение двух полярных субэтнических групп Украины, нежелающих и неспособных жить вместе, под властью одного субэтноса над другим. Поэтому, широкая федерализация Украины, ее нескольких крупных блоков областей, по типу Боснии, это насущная необходимость. Для справки: Босния состоит из трех частей, построенных по религиозному и этническом принципу, обладающих внутренней автономией, но объединенных под одной, суверенной крышей. Это - лучшая модель для сегодняшней Украины. Федеративный союз Юго-Востока, Центра, Галиции, западных областей без Галиции, Закарпатья и Крыма в единое, но децентрализованное государство. Что делать? Проигрыш Партии регионов, Януковича и всех тех, кого очень условно можно назвать «пророссийскими силами на Украине», стал результатом того, что у них не оказалось, они растеряли и не смогли восстановить поддержку «русской улицы». Янукович проворовался во всех смыслах, в т.ч. и в политическом. Сразу после победы на выборах он стал заигрывать с «западенцами», объявил себя главным евроинтегратором, забыл про обещания о сближении с Россией и защите всего русского на Украине. Он обманул Юго-Восток и «русская улица» от него отвернулась. Более того, те, кто готов противостоять шабашу майдана, оказались отягчены связями с потерявшим доверие коррумпированным режимом.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/02/22/uk...

1599 Майко В.В. К вопросу о неоднородности... – С. 293; Майко В.В. Kepaмiчhuй комплекс oдhiei групи праболгарських пам’яток Таврики дpyroi половини VII ст. н.е.//Ykpaihcьka kepaмukoлoriя. Книга 1.– Oniшue, 2001. – С. 25, рис. 9,8. 1601 См.: Фронджуло М.А. Розкопки жилих koмnлekcib на cepeдhьobiчhoмy noceлehhi поблизу С. Планерске//Археологи. – 1961. – Т. 12. – С. 168–182; Фрондясуло М.А. Раскопки средневекового поселения на окраине С. Планерского, 1957–1959 гг.//Археологические исследования средневекового Крыма. – K., 1968. – С. 99–132; Майко В.В. Археологические исследования на плато Тепсень в 2001 г.//Apxeoлonчhi biдkpummя в Ykpaihi 2000–2001 pp. – Κ., 2002. – C. 179–180. 1602 Бабенчиков В.П. Итоги исследования... –- С. 98; ср.: Гадло A.B. Раннесредневековое селище на берегу Керченского пролива//КСИА АН СССР. – 1968. – Вып. 113. – С. 82; Баранов И.А. Памятники раннесредневекового Крыма. – С. 247; Баранов И.А. Таврика в эпоху раннего средневековья. – С. 51. 1603 Майко В. Керамический комплекс VIII–X вв. праболгарского городища Тепсень в Юго-Восточном Крыму (предварительная типология)//БСП. – В. Търново, 2000. – Т. 7. – С. 101–123; ср.: Майко В.В. О локализации Фулл и Фулльской епархии в раннесредневековой Таврике//Православные древности Таврики. – К., 2002. – С. 133–134,142; Майко В.В. Археологические исследования на плато Тепсень в 2001 г. – С. 180; Майко В. Храмовый комплекс городища на плато Тепсень VIII – первой половины X вв. (вопросы хронологии и периодизации)//Софшсьы читання. – К., 2003. – С. 136. 1606 Бабенчиков В.П. Итоги исследования средневекового поселения на холме Тепсень. – С. 88–146; Фронджуло М. А. Раскопки средневекового поселения на окраине С. Планерское... – С. 99–132. 1608 Зеленко С. М. Торговельне судноплавство cepeдhьobiчhoi Таврики (VI–XII ст.): Дис.... канд. icm.hayk/Kuibcьkuй нац. ун-т. – К., 2004. – С. 65–66. 1609 Ср.: Кропоткин В.В. Из истории средневекового Крыма//СА. – 1958. – Т. 28. – С. 212–218. Подробнее об этом см: Сорочан С.Б. «Зачарованный клад»: Ещё раз о локализации Фул (Фулл)//АДСВ. – Екатеринбург, 2002. – Вып. 33. – С. 71–-79. Непонятно, на каком основании В.В. Майко полагает, что городище Тепсень возникло лишь в середине VIII в. «...на месте крупного ранневизантийского монастыря предшествующего времени (середина VII – первая половина VIII в.)» (Майко В.В. О локализации Фулл... – С. 143).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– С. 153,157,159,165; МайкоВ.В. О месторасположении православной Фулльской епархии//Проблемы истории и археологии Украины: Метериалы междунар. науч. конф. – Харьков, 2001. – С. 104; Моця А.П. Население Хазарского каганата в Юго-Восточном Крыму//Сугдейский сборник. – К.; Судак, 2004. – С. 273. 1504 Плетнева С.А. Хазары. 2-е изд., доп. – М., 1986. – С. 46,55; Плетнева С.А. Кочевники южнорусских степей в эпоху средневековья (IV–XIII века): Учеб. пособие. – Воронеж, 2003. – С. 31, 88. 1505 Баранов И. А. Памятники раннесредневекового Крыма//Археология Украинской ССР.–К., 1986. – Т. 3. – С. 246; Баранов И А. Таврика в эпоху раннего средневековья (салтово-маяцкая культура). – К.,1990. – С. 47–48; Фрумкина М. К вопросу о сейсмозащите древних сооружений//РА. – 1992. – – С. 60–66; Плетнева СА. Очерки хазарской археологии. – С. 143; Майко В.В. К вопросу о неоднородности салтово-маяцкого населения Таврики второй половины VII в.//Старожитности Степового Причономор’я i Криму. – Зanopiжжя, 2000. – Вип. 8. – С. 289. 1506 Ср.: Murus. Teichos//Darembere М. Ch., Saglio Edm., Pottier Edm. Dictionnaire des antiquites grecques et romaines. – Paris, 1904. – T. 3 (L–M). – P. 2048 (подобная кладка наблюдается уже в древнегреческой Трое); Вачева К За терминологията на строительните техники през античноста//Археология. – София, 1979. – Год. 21. – Кн. 1. – С. 7; Крыжицкий С. Д. О принципах классификации античных кладок Северного Причерноморья//Античная археология/КСИА АН СССР. – 1981. – Вып. 168. – С. 5–41. 1507 Ср.: Айбабин А.И. Новые данные о начале хазарского господства в Крыму//Скифы Хазары Славяне Древняя Русь: Междунар. конф. памяти М.И. Артамонова: Тезисы докл. – СПб., 1998. – С. 115; Айбабин А.И. Проблемы этнической истории средневекового Крыма//Исторический опыт межнационального и межконфессионального согласия в Крыму. – Симферополь, 1999. – С. 5, Айбабин А.И. Этническая история ранневизантийского Крыма. –- Симферополь, 1999. – С. 189. 1508 Плетнева С.А. От кочевий к городам. – С. 63; Магомедов М.Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«СП»: - Почему протест юго-восточных областей Украины носит какой-то спорадический характер: люди занимают обладминистрации, а потом легко их отдают... - У нас много людей из самых разных слоёв населения, которые не принимают новой власти. Они готовы к самому активному сопротивлению. При этом никто их не покупал и ничего не обещал. Беда в том, что наши политические элиты «слились» или затаились. И в этом принципиальное отличие нашей ситуации от Крыма. Многие харьковские чиновники боятся за свою собственность, за счета в западных банках. Кто-то опасается за свою жизнь и жизнь родных, кто-то изначально был настроен на соглашательство с любой властью из Киева. У нас в Харькове, например, когда возник городок по защите памятника Ленину , ни один чиновник или депутат не то что не помог, но даже не показал открыто своей поддержки этой общественной инициативе. Региональные элиты банально выжидают, чтобы присоединиться к тому, кто победит. Тот же Михаил Добкин, которого вчера арестовали, долго и последовательно выступал в защиту «Беркута», говорил, что не допустит бандеровцев в Харьков. На съезде депутатов Юго-Востока Украины его приветствовали, он был очень популярен. Но после съезда он уехал из города в самый ответственный момент, а потом вернулся совершенно «обмякший» и никакого участия в сопротивлении практически не принимал. Это показатель, что наши политики, если и готовы как-то бороться с оранжевым Киевом, то только в рамках законной политической борьбы. А когда борьба выплескивается на улицы, они тут же отступают. Кстати говоря, Добкин, которого вчера арестовали, выступал с довольно разумным предложением федерализации страны. Только это могло успокоить жителей Юго-Востока страны, избавило бы их от чувства, что они оказались в положении побеждённых в собственной стране. «СП»: - Возможно ли, что в итоге Юго-Восток просто будет оккупирован военизированными подразделениями, лояльными нынешней киевской власти, и на этом всякое сопротивление закончится? - Да, если сюда будут переброшены войска, состоящие из выходцев с западных областей, они с удовольствием станут наводить свои порядки под предлогом борьбы за территориальную целостность страны. Тем более, что уже сейчас нашу милицию, довольно лояльную к выступлениям местного населения, сильно разбавили западной. Поэтому люди вполне справедливо опасаются этнических чисток, как со стороны силовиков, так и со стороны бандитских и полубандитских отрядов из боевиков «Правого сектора» и охранников олигархов.

http://ruskline.ru/opp/2014/3/13/zachist...

Захват органов власти, погромы, избиения несогласных, даже убийства, совершаемые представителями, как правило, западноукраинского региона названы «реализацией конституционных прав граждан на протест». Гораздо более цивилизованные выступления жителей Юго-Востока страны (там, во всяком случае, обошлось без убийств и бессмысленных разгромов помещений) именуются «антиконституционными действиями» и «массовыми беспорядками». Участие в уличных акциях в Киеве и Западной Украине иностранных граждан, в том числе официальных лиц (прежде всего из стран Западной Европы, США и Канады), считается «выражением мировой демократической общественностью солидарности с украинским народом». Зато присутствие нескольких россиян (замечу: обычных людей, а не политиков и дипломатов) на митингах в юго-восточных областях - это «наглое вмешательство России во внутренние дела Украины». Соответственно, протестующие галичане, согласно изображаемой в украинских СМИ картинке, ратуют за приобщение украинцев к «цивилизованному миру», а протестующие обитатели Крыма, Донбасса и соседних регионов являются пособниками «враждебного Украине государства». Оскорбляет ли такая информационная политика население Юга и Востока страны? Расхождения в идеологии. Исторически сложилось так, что бандеровская русофобская идеология популярна на Западе Украины и непопулярна на Юго-Востоке (да и в Центре тоже). Однако совершенная под бандеровскими знаменами и с портретами Степана Бандеры революция фактически сделала сию идеологию господствующей в стране. Могут ли согласиться с этим люди, придерживающиеся иных взглядов? Новые полицаи. Формирования бандеровцев (так называемые отряды самооброны майдана) сегодня фактически подменили милицию на западе и в центре страны. То же самое они собрались сделать в юго-восточном регионе. От подобных формирований можно ждать не охраны правопорядка, а, скорее, наоборот. Очень уж напоминают они полицаев времен Великой Отечественной войны. О тех полицаях (бывших, кстати сказать, в основном выходцами из Галиции) большинство украинцев знали исключительно из кинофильмов и книг. Теперь имеют возможность познакомиться с наследниками полицаев лично.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

– Κ., 2003. – C. 272–273; Адаксина С. Б. Аю-Даг – крымский Афон. – С. 6–7; Майко В. Храмовый комплекс городища на плато Тепсень VIII – первой половины X вв. (вопросы хронологии и периодизации)//Coфiйcьki читання. – К., 2003. – С. 137– 140; Герцен А. Г. Бронзовая статуэтка Меркурия из раскопок Мангупа//Симво в философии и религии. Тезисы докл. и сообщ. – Севастополь, 2004. – С. 16; Герцен А. Г. Позднеантичное святилище на горе Бабулган//Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Этнические процессы. V Боспорские чтения. – Керчь, 2004. – С. 93–94; Зубарь В. М. Об основных тенденциях процесса христианизации населения Юго-Западного Крыма//X. сб. – 1999. – Вып. 10. – С. 293–294; там же основная библиография вопроса. 1381 Мордвинцев В. М., Кисиль А. И. Двухапсидные храмы Крыма//Сурож, Сугдея, Солдайя в истории и культуре Руси – Украины. Материалы науч. конф. – К.; Судак, 2002. – С. 187–191. 1382 Сазанов А. В., Могаричев Ю. М. Крым и Хазарский каганат в первой половине – середине VIII в.//Россия – Крым – Балканы: диалог культур. – Екатеринбург, 2004. – С. 90–92; Могаричев Ю. М. О некоторых вопросах истории Восточного Крыма VIII–IX вв.//Сугдейский сборник. – К.; Судак, 2006. – Вып.2. – С. 238. 1383 Ср.: Зубарь В. М. Об основных тенденциях процесса христианизации ... – С. 294; Сорочан С. Б. О положении Церкви в Крыму в VIII–IX вв.//БИАС – Симферополь, 2001. – Вып. 2. – С. 328–336. 1384 Я бы не стал связывать этот храм с конкретным селением у с. Поворотное, поскольку трехнефная базилика с пристроенной к ней с севера церковью, приделом или часовней являются не единственными даже в этом регионе (ср.: Виноградов А. Ю., Комар А. В. Институт тудуна... – С. 42–52, рис. 1). С не меньшим основанием подходят и храм у с. Гончарное, и на Пампук-Кая, и на горе Бабуган пр. 1385 См.: Шевченко I. Peлiriйhu мicii очима Biзahmii//Записки наукового товариства iм. Т. Шевченка. – Льbib, 1991. – Т. 222: Npaцi icmopuko-фiлocoфcьkoi cekцii. – С. 12. 1386 Сорочан С. Б. Об обстоятельствах и времени преобразования фемы Климаты в фему Херсон//Культуры степей Евразии второй половины I тысячелетия н.э. (вопросы хронологии)//Тезисы докл. II Международ. археолог, конф. – Самара, 1997. – С. 58–60; Цукерман К. К вопросу о ранней истории фемы Херсона//БИ АС – Симферополь, 1997. – С. 321; Цукерман К. Венгры в стране Леведии: новая держава на границах Византии и Хазарии ок. 836–889 г.//МАИЭТ. – 1998. – Вып. 6. – С. 678.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Л. 6, рис. 21,1,2; Седикова A.B. Отчет о раскопках водохранилища в Херсонесе в 1993 году. – А. 7, рис. 4. 1752 Лейтон А.К. Технические характеристики транспортных средств раннего средневековья. – М., 1970.– С. 2–5. 1754 Кадеев В.И. История и археология Причерноморья: Статьи разных лет. – Харьков, 2000. – С. 74–75,84. 1755 Домбровский О.И., Паршина Е.А. О раннесредневековой застройке территории античного театра//СХМ. – I960. – Вып. 1. – С. 37. 1759 Баранов И.А. Таврика в составе Хазарского каганата: Автореф. дис.... д-ра. ист. наук. – К., 1994. – С. 18, 19; Сорочан С.Б. О торгово-экономической политике Византии в Таврике VII–IX вв.//Проблемы археологии древнего и средневекового Крыма. – Симферополь, 1996. – С. 116–117, 120; Романчук А.И. Очерки... – С. 108. 1760 РоманчукА.И. Значение археологических исследований в Херсонесе для выявления особенностей развития византийского провинциального города II Античный и средневековый город: Тезисы докладов VII Сюзюмовских чтений. Севастополь, 25 августа – 4 сентября 1994 г. – Екатеринбург; Севастополь 1994. – С. 12. 1762 См.: Сорочан С.Б. Византия и хазары в Таврике: господство или кондоминиум?//ПИФК. – М.; Магнитогорск, 2002. – Вып. 12. – С. 509–543. 1763 Хвостова К В. Количественный подход в средневековой социально-экономической истории. – М., 1980. –С. 123. 1764 Репников Н.И. Эски-Кермен в свете археологических разведок 1928–1929 гг.//ИГАИМК. – 1932. – Т. 12. С. 199; Айбабин А.И. Этническая история... – С. 119–120,143,148, рис. 58,1; Герцен А.Г. Мангуп: Город в крымском поднебесье. – Симферополь, 2001. – С. 12; Герцен А.Г., Махнева-Чернец О.А. «Пещерные города» Крыма. – Симферополь, 2004. – С. 131, 135, 139. 1765 Могаричев Ю.М. Пещерные сооружения средневековых городищ Юго-Западного Крыма (вопросы классификации, хронологии, интерпретации)//Проблемы истории «пещерных городов» в Крыму. – Симферополь, 1992. – С. 66–67; Могаричев Ю.М. Средневековый Крым//Древний и средневековый Крым. – Симферополь, 2000, – Ч. 1. – С. 139–140. 1766 А.И.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010