10:19—21. Еврейское сообщество снова испытывает раскол из-за отношения к Иисусу (ср. также: 7:43; 9:16), как это было и в дни Иоанна. По поводу обвинений в одержимости бесом см. коммент. к 7:20.     10:22—42 В храме на празднике обновления     10:22. Ханука, праздник обновления, не требовал паломничества, но на восьмой день этого праздника, когда в храме зажигалось множество огней, это радостное и величественное зрелище привлекало многих благочестивых евреев из соседней Галилеи в Иерусалим. Этот праздник следовал непосредственно за событиями, связанными с Праздником кущей (7— 10:21).     10:23. Храм был со всех сторон окружен галереями, или «притворами». Царский притвор, на юге, состоял из четырех рядов колонн; с остальных трех сторон крытые галереи были образованы двумя рядами колонн.Восточный притвор назывался Соломоновым, поскольку считалось, что под ним сохранились остатки храма Соломона. В греческой архитектуре такие галереи были обычны, и там всегда можно было послушать речи ораторов или принять участие в философской дискуссии. Зимой в Иерусалиме было холодно, поэтому люди предпочитали находиться не на открытых дворах храма, а внутри колоннады.     10:24. См.: 8:25; ср. также обсуждение темы " мессианской тайны во введении к коммент. к Евангелию от Марка. Эти иудеи либо неверно поняли слова Иисуса, либо хотели обвинить Его в подстрекательстве кмятежу (ср.: 18:29—35).     10:25—27. О послушании голосу Иисуса ср.: 10:3,4.     10:28,29. Пастырь, который защитит своих овец от воров или хищников, должен быть готов заплатить большую цену (10:12,15), но такова цена верности (Иер. 23:4).     10:30. Слушатели могли подумать о взаимоотношениях между Израилем и Богом, но для этого слова Иисуса слишком ясны: они перекликаются с символом веры иудаизма в единого Бога (Втор. 6:4). Со стороны Иисуса утверждение о Своем единстве с Отцом (несмотря на отличие от Него) равнозначно утверждению о Своей божественности.     10:31—33. Ср.: 5:18; 8:59; как и в других случаях, противники Иисуса понимают, что Он притязает на божественность, даже если не осознают, что из этого следует.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Так воспринимают это и окружающие. Однако мнения их разделяются: одни видят в изгнании беса доказательство того, что Иисус – Христос, Сын Давидов; другие, напротив, обвиняют Его в том, что Он использует бесовскую силу. Это обвинение зафиксировано также у Марка, однако у него оно не привязано к какому-либо конкретному случаю экзорцизма. Повествуя о начале общественного служения Иисуса, Марк пишет о реакции на деятельность Иисуса, с одной стороны, Его родственников, с другой книжников: Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть. И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из Себя. А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя ( Мк. 3:20–22 ). Далее приводится ответ Иисуса ( Мк. 3:23–29 ), близкий и по содержанию, и текстуально к аналогичным ответам из Евангелий от Матфея и Луки. Завершается рассказ словами: Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух ( Мк. 3:30 ). Эти слова перекликаются с тем, что, согласно Евангелию от Иоанна, народ говорил Иисусу в глаза: Не бес ли в Тебе? ( Ин. 7:20 ). Перед нами целая серия повествований с одним и тем же повторяющимся мотивом. Этот мотив звучит в двух вариациях: 1) Иисуса обвиняют в том, что Он оперирует бесовской силой; 2) Его обвиняют в том, что Он Сам одержим бесом. Какова природа этих обвинений? Мы уже говорили, что сила, при помощи которой Иисус совершал исцеления и изгнания бесов, не имеет ничего общего с колдовством или магией. Однако для свидетелей Его чудес это не всегда было очевидно и некоторые Его действия могли интерпретироваться как связанные с магией 196 . Внешние приемы, которые Он использовал, могли напоминать практику экзорцистов, изгонявших бесов заклинаниями или магическими формулами. Иисус тоже нередко использовал словесные формулы, например: Замолчи и выйди из него ( Мк. 1:25 ); Выйди, дух нечистый, из сего человека ( Мк. 5:8 ). В то же время Он никогда не произносил заклинательные молитвы, как это делали другие экзорцисты; не ссылался на какой-либо внешний авторитет или иную силу, отличную от Его собственной; не использовал вспомогательные средства, какими пользовались экзорцисты (благовония, амулеты, специально подобранную музыку и т. д.) 197 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

26,19 и включает законы и постановления, записанные в гл. 12,1 26,19. Речь Моисея начинается с повторения Десяти заповедей это почти те же слова Господа, что и в Исх. 20 , за исключением четвертой заповеди (см. ком. к 5,12–15). Моисей напоминает об ужасе гнева Божия и призывает к послушанию. Только Десять заповедей были даны непосредственно голосом Божиим, остальная часть закона была передана Им через Моисея (5,22 и ком.). В гл. 6,4 дается знаменитая Шема: «Слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь един есть», а алее следуют увещевания помнить об этом и повиноваться Богу. В последующих главах приводятся примеры Божией заботы и Божиих наказаний, которые испытал на себе Израиль с тех пор, как покинул Египет. Эти примеры являются напоминанием для израильского народа, что ему следует полагаться только на Бога, а не на свои силы. За этим следует обетование успеха в будущих войнах с народами Ханаана. В гл. 12,1 26,19 даются законы и постановления, касающиеся поклонения, пищи, рабов и долгов, ежегодных праздников, городов-убежищ, а также различных сторон жизни израильтян. Большинство из этих предписаний перекликаются с уже изложенными в других книгах Пятикнижия, что будет особо отмечено в комментариях к соответствующим стихам. Третье обращение Моисея к Израилю (27,1 30,20) представляет собой строгое требование повиноваться законам Господа. В нем содержится описание торжественной церемонии, которая должна состояться после того, как Израиль укрепится в Ханаане, и которая будет напоминать церемонию заключения завета ( Исх. 20,1 24,8). Эта церемония должным образом была исполнена Иисусом Навином (Пав. 8,30–35). Все законы и наставления Моисея делают особое ударение на обязанности Израиля слушать и соблюдать закон Господа. В заключительный раздел книги (31,1 34,2) вошли: рассказ о назначении Иисуса Навина преемником Моисея, Песнь Моисея, прославляющая величие Бога и Его заботу о народе завета (гл. 32), песнь о благословении двенадцати колен Израилевых, построенная по образцу благословения Иаковом двенадцати сыновей ( Быт. 49 ), и, наконец, добавление, описывающее смерть Моисея (34).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

     Христос, давая обетование, что слушающий Его слово и верующий в Пославшего Его, наследует вечную жизнь, заканчивает еще одним обетованием: такой человек «на суд не приходит», но переходит «от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). Что это означает? Апостол Павел в своих посланиях описывает два разных образа жизни, которые ведут к разным последствиям в вечности. «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:8). Эти слова перекликаются с тем, что говорил Христос: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). Если время земной жизни человек тратит для приобретения земных благ, т. е. развлечений, получения плотских удовольствий, накопления богатства, достижения славы, то он пожнет тление, потому что земная жизнь рано или поздно завершится. Все его усилия, которые были потрачены ради достижения земных целей, тут останутся и не будут там востребованы. В вечность мы их с собой не заберем. Не заберем дачи, автомобили, банковские счета, там даже не поможет положение в обществе, не будет привилегий по службе — все останется здесь. Вспомните безумного богача из притчи Христа. Какая его судьба? А ведь в земной жизни он пользовался достатком и почестью, выполнялся каждый его каприз. А человек, «сеющий в дух», т. е. совершающий дела веры и любви, терпением украсивший свою душу, соединяется с Богом еще тут, в земной жизни. Таковой на «суд не приходит», потому что он единства достиг с Богом уже здесь, на земле. Нет смысла встречаться с Богом на Суде, если он уже и так с Ним. Суд будет всеобщий, для всех людей, но не стоит его понимать по образу земного суда, где бывают речи, слушания, заседания, прокуроры, адвокаты, судьи уходят на совещание… Небесный Суд не таков, он произойдет мгновенно, и к нему надо готовиться еще в этой жизни. Приведем аналогию. У ряда преподавателей вузов есть такая система. Те студенты, которые посещали занятия, учились хорошо, проявляли активность в учебе в течение всего семестра, приходили на зачет как все прочие, но не сдавали его, а сразу получали от преподавателя «автоматом» в зачетку хорошую оценку. Почему? Потому что они с преподавателем тесно работали все это время, а ему и так было понятно, что эти студенты знают материал. А те, кто пропускали уроки, уклонялись от лабораторных работ, конечно, сидели, готовились и сдавали зачет в обязательном порядке. Кто был активен в течение учебного года, того преподаватель знает, и он легко сдавал зачет. Кто же с ним первый раз встречается на зачетной сессии, тому суд.

http://pravoslavie.ru/136402.html

Какую, на Ваш взгляд, пользу принесет детям просмотр мультфильма про Машеньку? Уважаемая (или уважаемый) К.И., предлагаю Вам подключиться, и тоже написать о том, что, на Ваш взгляд, актуально. Уверена, что Ваша статья будет нужной и полезной. Отговаривать родителей-отказников, к сожалению, не получается, потому что там просто банят тех, кто пытается " давить на совесть " . Диагнозы я не " ставила " , я писала " похоже " , а что касается F 72, то это, согласитесь, вряд ли спутаешь с чем-то еще. И, если Вы в теме, то несомненно знаете, что СДВГ по сравнению с аутизмом - это, как говорится, цветочки, ведь ребенок с СДВГ, по крайней мере, адекватен, и в большинстве случаев может посещать обычную школу, тогда как аутист, как Вы справедливо заметили, не может без посторонней помощи даже завязать шнурки. Моего мальчика не взяли даже в школу 8 вида. Если бы я имела возможность выбирать, то, безусловно, предпочла бы, чтоб у моего сына был не F 84, а какой-нибудь F 90. Люба 9 октября 2013, 18:00 Дорогая Елена! Очень тронула Ваша статья. Как раз недавно я читала книгу И. Медведевой и Т. Шишовой " Разноцветные белые вороны " . Во второй части книги авторы описывают свой опыт лечения детских неврозов при помощи кукольных спектаклей, в которых участвовали сами маленькие пациенты и их родители. Там есть галва о детях-аутистах - очень интересные и, наверное, уникальные наблюдения за поведением таких детей в лечебной группе. Я совсем не специалист и больше ничего не читала по этой теме, но вдруг эта информация Вам пригодится? Лидия 9 октября 2013, 15:03 Дорогая Елена , спасибо за Ваши слова! Под конец я просто расплакалась, настолько Ваши мысли и чувства перекликаются с моими. Да, наш мир не принимает необычных детей... и пришло сравнение,-как и Христа не принял. Я сама слишком долго не могла смириться с мыслью, что мой мальчик не такой, как все. Только мучила себя и его. Но в нашей стране до сих пор ориентировано все -и образование и здравоохранение на среднего человека, а кто не может вписаться в эти рамки- выдавливается из системы и забывается.

http://pravoslavie.ru/64717.html

672 Ст. 7–8. Эти стихи перекликаются с молитвой Анны, матери Самуила (см.: 1Цар. 2:8 ). Возвышает Он над землей... – букв. «поднимает с земли»; ...из грязи – букв. «из навоза». Святые отцы понимают под нищим народ, призванный из язычников, под грязью – нашу тленную природу и видят в этих стихах свидетельство о власти и силе Бога изменять природу, возвышать ее; о том, какая слава ждет язычников, обратившихся в христианство. 673 Ст. 9. ...неплодную – бесчадие считалось проклятием Божиим (см.: Быт. 20:17–18 ). С этим стихом перекликается Ис. 54:1 . Святые отцы понимают под неплодной множество языческих народов, не приносивших духовного плода до того, как они приняли христианство и стали духовным домом, в котором обитает Господь, стали матерью многих спасенных верою о Господе нашем Иисусе Христе. 674 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. В этом псалме Бог прославляется за чудеса, явленные народу после его исхода из Египта, сила и величие Бога древних евреев подчеркиваются сопоставлением Его с бессильными идолами, которым поклоняются другие народы. Пс. 113 разделен в евр. тексте на два псалма: 1) пс. 113:1–8 и 2) пс. 113:9–26. 675 Ст. 1. ...рода (букв. «дома») Иаковлева – речь идет о древнееврейском народе, который носил имя своего родоначальника Иакова (Израиля); ...страны (букв. «народа») варваров – варварами назывались народы, говорившие на незнакомом языке. 676 Ст. 2. ...Иудея – территория, которой владели потомки Иуды, одного из двенадцати сыновей Иакова; на ней был расположен Иерусалим. В данном контексте слова Иудея и Израиль употреблены, вероятно, как синонимы. Разделение единого Израильского царства на Иудею и Израиль произошло в конце X в. до Рождества Христова при Ровоаме, сыне Соломона (см.: 3Цар. 12:19 ). 691 Ст. 4. Чашу спасения – чаша была одним из священных предметов в храме, из нее совершалось благодарственное возлияние (см.: Исх. 37:16 ). Этот стих прообразует, с одной стороны, мученическую смерть за Господа нашего Иисуса Христа, с другой – евхаристическую Чашу, из которой Господь наш Иисус Христос дал пить Своим ученикам на Тайной вечере (см.: Мф. 26:27 ). Этот стих вошел в чин православного богослужения в качестве запричастного стиха в Богородичные праздники.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

приняв образ раба. Это выражение подчеркивает добровольный отказ Христа от Своего превознесенного положения (ком. к 2,6). сделавшись подобным человекам. Христос подлинный человек. Слово «подобным» не отрицает реальности Его человеческой сути. Более того, чтобы умереть (ст. 8), Христос должен был стать подлинно человеком. В то же время Павел проводит различие между Христом и прочими людьми. В отличие от них, Христос безгрешен ( 2Кор. 5,21 ) и по существу (в том, что касается Его Божества) принадлежит трансцендентному миру; даже в Своем умалении и уничижении Он остается Богом. по виду став как человек. Эти слова подтверждают и усиливают вышесказанное. 2 смирил Себя. Эти слова перекликаются с выражением «уничижил Себя» (ст. 7). И то, и другое действие Христос совершает свободно, по собственной воле. быв послушным даже до смерти. Покорность воле Отца ( Евр. 10,5–9 ) более примечательна со стороны Того, Кто равен Отцу (ст. 6), чем того, кто не имеет такого равенства. Слова Павла охватывают земную жизнь Христа, проведенную в полном послушании, и подчеркивают, что наиболее совершенным проявлением этого послушания стала Его смерть. смерти крестной. Здесь подчеркивается, скорее, готовность Христа принять самую постыдную и мучительную смерть, чем искупительное значение этого события (ср. Рим. 3,21–26 ). 2 Посему и Бог. Действие Отца является непосредственным ответом на послушание Сына. превознес Его. Глагол «превознес» здесь не означает, что Бог даровал Христу положение более высокое, чем Он имел прежде, Бог даровал Ему положение, выше которого нет. Христос восстановлен в той славе, которую Он имел изначально и которую добровольно оставил ради того, чтобы стать человеком. имя выше всякого имени. См. ком. к 2,11. 2 пред именем Иисуса. Это может означать «имя, принадлежащее Иисусу» (т.е. «Господь», ст. 11). Однако, вероятнее, Павел имел в виду, что при имени Иисус «преклонится всякое колено», дабы почтить Его и провозгласить Его Господом. Иисус производное от греческой формы еврейского имени Иешуа, что означает «Яхве спасает».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Эти слова Иоанна Лествичника перекликаются с тем, что писал другой великий наставник монашества св. Иоанн Кассиан : «А что сказать о тех, которых немиролюбию не полагает предела и закат солнца ( Еф. 4:26 ), но на многие дни продолжая его и сохраняя в сердце злобу на тех, на которых раздражились, хотя на словах отвергают, что гневаются, а на самом деле из поступков открывается, что они сильно досадуют. Ибо не заводят с ними приличной речи, не говорят с обычною ласковостью и думают, что они в этом вовсе не погрешают, потому что не домогаются отмщения по своему раздражению; однако ж, поскольку не имеют, или не могут явно выказать его и исполнить, а тайно питают его в сердце, то яд гнева обращают в свою погибель, когда горечь скорби не выгоняют из себя, а на время только затаивают…. Омрачившись тьмою его, мы лишаемся света знания и здравого совета и никак не можем быть храмом Св. Духа, пока будет обитать в нас дух гнева». 8 «В видимо кротких и безмолвных, но не поистине таковых, скрывается продолжительный гнев» (Лествица. 9:14). Мы так часто судим о кротости и терпении по внешним признакам. Видел я людей, спокойно сносивших оскорбления, а после того, как я выражал восхищение их терпению, признавались мне, какой гнев кипел у них в душе – и он во многих случаях оставался в них в течение дней, недель, месяцев и даже лет. Св. Иоанн описывает подобные случаи, которых он сам был свидетелем даже в монастырских скитах: «Сидя, по некоторой нужде, близ келий безмолвствующих мужей, я слышал, как они от досады и гнева наедине злились, как куропатки в клетках, и на огорчивших их, как будто на присутствовавших там, наскакивали, и я благочестиво советовал им не жить в уединении, чтобы из людей не сделаться бесами» (Лествица. 8:18). И опять же это напоминает слова Иоанна Кассиана , который говорит о том, что уединение не исцеляет гнева: 9 «Иногда побежденные гордостью или нетерпением, когда чувствуем особое внутреннее понуждение исправить свой нестройный и беспорядочный нрав, жалуемся в себе, что не достает нам пустыни, в том, подразумевается, чаянии, что там, не будучи никем тревожимы, тотчас приобрели бы мы добродетель терпения, извиняя очевидно тем свое нерадение (об укрощении порывов гнева), и причину возбуждения их не своему приписывая нетерпению, а слагая на братий. Но если мы будем таким образом на других слагать причины нашей в сем неисправности, то никогда не возможем прийти в должную меру терпения и совершенства. Дело исправления и умирения сердца нашего не помещай в руках другого, нашей власти ни мало не подлежащего, но соблюдай его в благонастроении нашего произволения. Чтобы нам не приходить в гнев, это должно зависеть не от совершенства другого, но от нашей добродетели, стяжаемой не чужим терпением, а собственным великодушием….

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

1118 Григорий Богослов, свят. Песнь Христу после безмолвия на Пасху//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 2. С. 97. 1119 Иоанн Златоуст, свят. Слово огласительное во святую Пасху (spuria)//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. 8. Кн. 2. С. 924. Эти слова очевидным образом перекликаются с образом Крестной жертвы как проявлением Божественной «хитрости», т. е. с пониманием жертвы как выкупа, приносимого диаволу. 1120 См.: Пространный катихизис. С. 44. 1121 Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. С. 381. Кн. 4. Гл. 22, 2. Климент Александрийский, например, полемизировал с мнением, согласно которому Христос вывел из ада только иудеев, полагая, что Господь спас «всех, кто жил праведно, согласно требованиям той правды, какие предъявляли им закон и человеческая мудрость» (Климент Александрийский. Строматы. С. 244. Кн. V, 6). 1122 Свят. Григорий Нисский учил: «Как начало смерти, происшедши в одном, перешло на весь человеческий род, таким же образом и начало воскресения чрез Единого распростирается на все человечество... Ибо когда в воспринятом Им на Себя человеческом составе по разрешении душа снова возвратилась в тело, тогда соединение разделенного, как от некоего начала, в возможности равно переходит на весь человеческий род. И это есть таинство домостроительства Божия о человеке и воскресения из мертвых» (Григорий Нисский, свят. Большое огласительное слово. Гл. 16//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. I. С. 30). 1123 «В самом общем виде понятие νακεφαλα ωσις может быть понято как... сведение воедино... начала Божия домостроительства, бывшего в творении мира и Адама, и Его завершения, происшедшего и имеющего произойти во Христе. Это понятие в контексте учения св. Иринея означает и восстановление во Христе Адама в первозданной красоте, но и более того — возведение человеческой природы в богоподобное совершенство. Кроме этого, νακεφαλα ωσις в буквальном смысле слова означает «возглавление», а именно то, что Сын Божий, Христос, явил Себя главою Церкви, возглавив все человечество, всю тварную природу не только как Бог и Творец, но, так сказать, «изнутри», совершив в Себе Самом ее спасение» (Беневич Г.И. Св. Ириней Лионский//Антология восточно-христианской богословской мысли. Т. I. С. 32).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4139...

Ст. 40. ...воспылал гневом Господь на народ Свой –эти и след. слова (ст. 41, 42) перекликаются с рассказом Книги Судей о наказании Богом древнееврейского народа за отступничество (см.: Суд. 2:14–15 ). Ст. 43–44. В этих стихах отражена библейская концепция истории, согласно которой ход событий обусловлен прямым вмешательством Бога в жизнь Своего народа: Бог благоволит к Своему народу, помогает ему, но одновременно наказывает его, предает в руки врагов, когда народ творит неугодное (см.: Суд. 2–6 ). Ст. 45–46. В этих стихах можно расслышать намек на указ царя Кира Старшего (538 г. до Рождества Христова), разрешавший древним евреям вернуться из вавилонского плена на родину. Ст. 48. ...Да будет так, да будет! – заключительная формула четвертой «книги» псалмов.   Псалом 106 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. В пс. 105 показано отношение Бога к Своему народу, в пс. 106 центр внимания смещен в сторону человека. Троекратным повтором чередующихся припевов псалом как бы разделен на части и одновременно объединен в одно целое; что бы ни случилось с людьми: бредут ли они по пустыне, в оковах ли они или в недуге, плывут ли по морю, -всюду ждут их трудности, но воззвали они ко Господу в скорби своей, и от бед избавил Он их... Да прославят Господа за милости Его и чудеса Его, явленные сынам человеческим! (ст. 6, 8). Ст. 4–9. Эти стихи в своем букв. смысле могут относиться к возвращению древних евреев из Египта или из вавилонского плена; св. отцы понимают их как иносказание о язычниках, которые блуждали в неведении, не зная истины, не находя пути к Небу, и обрели этот путь благодаря Господу нашему Иисусу Христу, восприняв учение Христово и став христианами. Ст. 9. ...напитал Он души жаждущих – букв. «напитал пустую душу»; ...насытил (букв. «наполнил») благами души алчущих – ср.: Лк. 1:54 . Ст. 12. ...помощи – букв. «помогающего». Ст. 14. Святые отцы под тьмою понимают заблуждение, под узами – грех. Ст. 16. ...врата медные – возможен намек на медные ворота Вавилона; в христианском понимании это -врата ада.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010