Притча о неверном управителе Евангельский фрагмент, характеризующий право частной собственности ( Лк.16,1–15 ). Притча о сеятеле Одна из важнейших евангельских притч ( Мф.13, 3–23;4,3–20 ; Лк.8,5–15 ). Происхождение права собственности Раздел в святоотеческом имущественном учении, повествующий о происхождении права собственности. Во многом опирался на популярную в те времена теорию «золотого века». Протестантская этика Термин, ставший популярным после работ Макса Вебера и означавший у него характерный для протестантизма свод нравственных правил отношения к богатству и собственности. В настоящем пособии – одна из парадигм отношения христиан к имущественным проблемам. Пятидесятница Нисхождение Духа Святого на апостолов на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа ( Деян.2:1–13 ). Реальная экономика Термин, принятый в современной экономике для обозначения совокупности экономических феноменов, реально присутствующих в экономике в противовес теоретическим построениям. Редукция Поселение в Государстве иезуитов в Парагвае (см.) численностью от нескольких сот до нескольких тысяч жителей. В редукциях проживало подавляющее большинство населения. Ростовщичество Одно из распространенных явлений в древней экономике. Ростовщичество, т.е. дача денег в долг за проценты, резко осуждалось святыми отцами. Святоотеческая имущественная концепция Учение о богатстве, бедности, собственности и милостыне, сформулированное святыми отцами III-V вв. Отличительной особенностью этого учения является двухуровневая схема рассмотрения проблемы. На нижнем уровне, «психологии собственного» (см.) рассматривается влияние имущественных реалий на индивидуальную человеческую душу. Но верхнем, «микросоциальном» уровне (см.) рассматриваются следствия, которые возникают при присвоении богатства для социальной группы или коллектива взаимосвязанных между собой людей. Кроме того, святоотеческая имущественная концепция разичает требования для новоначальных и совершенных. Если для первых она применяет принцип икономии (см.), снисходя к слабостям неокрепшей в добродетелях души, то для вторых она требует приближения к идеалу, т.е. личному нестяжанию и коллективной жизни в условиях общности имуществ. В настоящем пособии – одна из парадигм христианской имущественной этики.

http://azbyka.ru/jekonomicheskie-kategor...

Автор выражает глубокую признательность коллегам, филологам и историкам Новосибирска, Томска, Ленинграда/Санкт-Петербурга и других городов за их доброжелательное внимание и советы при создании этой книги. Жития «грешных святых» в русском месяцеслове (краткий обзор) Учение о покаянии и отпущении грехов является, как известно, одним из краеугольных камней христианской этической доктрины. Слова Христа «…я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф. 9:13 ) отчетливо обозначили коренное отличие Его учения, обращенного не к идеальным приверженцам Божьего Закона, но к человеку слабому и грешному, и именно на этом непрочном фундаменте возводящего здание новой веры 1 . Именно к отверженным нарушителям общепринятых норм – мытарям, блудницам и разбойникам, к сомневающимся, маловерам и даже гонителям обращена Благая Весть Иисуса, именно среди них находит Он последователей и пропагандистов новой веры. Этика христианства, утверждавшая превосходство Благодати над Законом, а милосердия над справедливостью и потому дававшая шанс на спасение даже самому отверженному и грешному из людей, была, несомненно, одной из наиболее привлекательных черт новой религии и немало способствовала ее распространению. Отражением этого этического постулата в христианской агиографии явилось то, что рядом с фигурой праведника от рождения, далекого от соблазнов земной жизни, возник принципиально иной тип святого – великий грешник, поднимавшийся к сияющим вершинам христианского идеала из бездны нравственных падений. Образцами для подобных историй, возникавших на христианском Востоке и Западе, служили евангельские рассказы о мытарях, блудницах и Благоразумном разбойнике, об отречении святого Петра и призвании гонителя Савла 2 . Жития «грешных святых» 3 относятся к числу наиболее известных фрагментов Священной истории. (Так, упреки в моральном несовершенстве Божьих избранников служили традиционным аргументом критиков христианства от Цельса 4 до Лео Таксиля.) В обыденном сознании издавна бытует представление о многочисленности таких агиографических рассказов. Об этом писал, например, такой признанный знаток духовных текстов, как Иван Грозный. «Много бо в них [святых. – М. К.] обрящеши падших и возставших (восстание не бедно!)», – восклицал он в Первом послании к Курбскому 5 . Хотя проблема греха и покаяния была одной из важнейших тем их эпистолярной полемики 6 , никаких возражений у его не менее ученого оппонента это утверждение не вызвало. Однако специальному отбору и анализу эта группа житийных текстов пока не подвергалась. Предлагаемый обзор – одна из первых попыток в этом направлении.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

Этот тезис основывается на следующих предпосылках, принятых К.: 1) иудаизм эпохи Второго храма был единственным средством национального самосохранения. Евр. цивилизация не разработала науку и искусство, отделенные от религии. Перед иудаизмом стояла задача спасти то немногое, что могла сохранить евр. культура и что могло сохранить ее от ассимиляции; 2) Иисус Христос строил Свое учение исключительно на основе ветхозаветного и межзаветного иудаизма. Его учение невозможно вывести из эллинистической культуры Его времени, и, наоборот, нет ни одного положения в этом учении, к-рое для понимания не требовало бы обращения к религиозно-культурным реалиям еврейской истории эпохи Второго храма; 3) Иисус не испытал внешних по отношению к иудаизму культурных влияний, Он сознательно обращал Свое учение исключительно к евреям. Он осознавал себя Мессией Израиля, Он проповедовал Царствие Небесное, весть о к-ром мог понять только еврей или прозелит; 4) вместе с тем образ Иисуса Христа как учителя разрушал традиц. представления о религ. наставнике, сложившиеся в эпоху Второго храма. Человек, знающий закон, должен был уделять равное внимание как этическим предписаниям Свящ. Писания, так и социальным, правовым и ритуальным вопросам, регулировавшимся Торой и устной традицией. В евр. обществе религия, этика, юриспруденция не были противопоставлены, и обращенная к Иисусу Христу просьба помочь разделить наследство с братом (Лк 12. 13) полностью соответствовала представлениям о роли религ. наставника в жизни общины. Иисус Христос отказывается от этой роли («Кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лк 12. 14)); по мнению К., в религии Он придает основное значение этическим предписаниям, в полном согласии с пророками, но бытовые и социальные вопросы, выведенные из-под контроля религии, остаются без решения, не теряя при этом своей напряженности. Отсюда скандальное утверждение К.: если бы Иисус Христос принес евреям науку, лит-ру и законодательство, существующие независимо от религии, то Его критика иудаизма была бы не только приемлемой, но и необходимой (здесь К., как сионист, выражает собственную т.

http://pravenc.ru/text/1841273.html

Писания, из отдельных частей пророков формулируются догматические положения пророческого учения, соединяются друг с другом и таким образом получается „eine Агт von dogmatischen system“ 167 . Как на самый богатый мидраш исторической агады Ширер указывает на книги Паралипоменон в их отношении к книгам Царств, а из более позднего времени книгу Юбилей в ее отношении к кн. Бытия. Если весьма широко и многоразлично было содержание галахи, то агаду нужно назвать прямо энциклопедией книжничества. В этом убеждает простой перечень предметов агады. „Мы различаем, говорит Гамбургер, при перечислении различных тем агады два класса: а) первые и b) вторые (темы). К первым принадлежат: 1) перевод и объяснение библии и относящиеся сюда науки: география, история, грамматика, генеалогия, полемика и апологетика; 2) этика: изречения морали, здравого смысла и мудрости, речи утешения и увещания в различных видах... 3) догматика и культ, как учение о Боге, мире, человеке, воздаянии, откровении, законе, предании, богослужении; 4) таинственное учение: кабала, демонология, астрология, волшебство и др.; 5) молитвы. Другие темы суть: Естествознание: 1) астрономия, геология, зоология, ботаника и др.; 3) сведения о странах, государствах и народах; 3) математика и арифметика; 4) философия и психология и 5) филология“ 168 . Разработка закона и истории не могла быть кабинетною. так как закон должен был получить общее признание или, по крайней мере, признание большинства. Вследствие этого „весь процесс образования права совершался в форме устных рассуждений книжников друг с другом. Признанные авторитеты не только собирали вокруг себя учеников, чтобы наставлять их в законе, но дебатировали между собою законнические вопросы“ 169 . Как на образец довольно чистой галахи и возвышенной агады можно указать на многие места из книги Иисуса с. Сираха. Здесь на ряду с увещаниями, убеждениями и побуждениями исполнять закон, заключается и прямое развитие постановлений закона Моисея, напр. об обязанностях к священнослужителям 170 , к рабам 171 , об обязанностях детей в отношении к родителям 172 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

211 «Правосл. Собеседник»: 1872 г., ч. III (Казань); «библиограф. заметка» названного профессора о «Правосл. нравственном богословии» о. Халколиванова, стр. 84, примеч. 212 Ср. отзывы об этом сочвнении, принадлежащие другим лицам: напр., Н. П. Архангельскому («Задача, содержание и план системы православно-христианского нравоучения»; Симбирск, 1894 г., стр. 4 и друг.)... 214 «Сочинения Иннокентия, епископа пензенского и саратовского». Часть первая (Спб., 1845 г.), стр. 1, 10, 13. Вся первая часть «Деятельного Богословия» вместе с «предварительными понятиями» о нем занимает здесь стр. 1–87. 215 Ibid., часть третья (Спб., 1847 г.), стр. 1 – 142, где и помещены обе последних части «Деятельного Богословия» или вторая его часть в трех «членах». Эти части (вторая и третья) науки до 1847 г. «не были ни переведены, ни напечатаны». Лишь только около этого времени стараниями издателей (Кораблева и Сирякова) они были отысканы в «лат.» рукописи и, переведенные «на русский яз.» И. А. Андрриевским, появились в печати (см. предисловие «издателей» к 3-й части «Сочинений Инн., еп. п. и cap.») в названном году. 220 Во 2-й и 3-й ч. Деятельного Богословия библ. места приводятся под строкой, равно как и вообще библейские цитаты, а в 1-й ч.– в тексте. 223 Ibid., стр. 4–8: «а) во времена патриархальные, б) подзаконные в) апостольские, г) отеческие, д) в церкви западной с десятого века, е) в церкви российской». 225 Впрочем, в настоящем случае автора извиняет то обстоятельство, что его этика предназначалась не для публики и не для обычного чтения, а была учебником, который, разумеется, устно дополнялся автором... 227 «Сочин. Иннок.», ч. 1-я, стр. 8.– О переводе сочин. Эккартсгаузена см. выше: примечан. 26, 34; о перев. соч. Штиллинга см. ibid., 49.– Перечень переведенных на русский яз. сочинений Эккартсгаузена см. у Сопикова (ч. 5-я, стр. 122 и след.). Можно здесь отметить Юнга-Штиллинга «Приключения по смерти» (пер. с нем. яз. А. Лабзин; Спб., 1805 г.), г-жи Гион или Гюйон «Ежедневные христианские размышления», «Легчайший способ молиться», «О последовании младенчеству Иисуса Христа, образцу совершенства для всех состояний»...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Нем. теологу Х. Виндишу принадлежит одно из наиболее значимых исследований Н. п. в 1-й пол. XX в. ( Windisch. 1929), в к-ром он на основании своей интерпретации Н. п., иллюстрирует тезис о необходимости принятия в библейской экзегезе двоякого подхода: с одной стороны, реконструкция истории предания, с другой - оценка богословского содержания текста. Виндиш видит в заповедях Н. п. 2 типа нравственного учения: «эсхатологическую этику», обусловленную ожиданием скорого наступления Царства Божия, и «этику мудрости», не связанную с какими-либо эсхатологическими ожиданиями. Этика Иисуса принципиально эсхатологична и по существу расходится с этикой мудрости. Она - не что иное, как новый закон, т. е. те правила, на основании к-рых возможно вступление в грядущее эсхатологическое Царство, и потому ее надо понимать и исполнять буквально. Ее радикализм обусловлен не скорым наступлением Царства, а абсолютной волей Бога. В христианском социализме В нач. XX в. в Швейцарии возникло общественное движение «религиозных социалистов» во главе с П. Куттером и Л. Рагазом , позднее нашедшее распространение и в Германии. Сторонник марксистской концепции классовой борьбы, Рагаз пытался адаптировать ее к христ. учению. Иисус рассматривается им как защитник угнетенных и бесправных. В Н. п. Рагаз видел прежде всего критику существующего политического порядка. Ее заповеди он понимал буквально - как необходимый для исполнения социальный закон, подчеркивал их социальную релевантность - эти требования должны находить общественно-политический отклик в солидарности с угнетенными, в благоговейном уважении человека и в борьбе с маммоной. Ибо Н. п. является «неслыханной вестью о революции мира со стороны Бога» ( Ragaz. 1945. S. 9), преобразующей, согласно Рагазу, Царство Божие, к-рое должно быть осуществлено уже в нынешних условиях путем создания справедливых социальных отношений (см. в ст. Социализм христианский ). Диалектическое и экзистенциальное богословие Исторический поворот по отношению к либеральному прочтению Н.

http://pravenc.ru/text/Нагорная ...

«На Волыни участились случаи поджогов православных храмов Московского Патриархата. В феврале горели церкви, расположенные в селах Ратное, Заболотье и Гирныки. Последний храм спасти не удалось», сообщает сайт «Соотечественники» . Все пострадавшие храмы являются памятниками архитектуры XVI-XVII веков. Газета «Труд» также касается ситуации на Украине. Станислав Прокопчук в статье «Рада показала нам язык»   сообщает о том, что Верховная Рада Украины, несмотря на то, что 85,2% граждан Украины общаются на русском языке, «предприняла очередной дискриминационный шаг по насильственной украинизации общества». Речь идет о СМИ: «парламент одобрил новое решение, которое экономически способно удушить все русскоязычные газеты и журналы, а их в стране - большинство. Механизм прост - введение для них 20-процентного налога на добавленную стоимость (НДС)». Руководители 132 отечественных изданий, выходящих на русском языке, «потребовали от властей прекратить дискриминацию граждан, читателей по языковому принципу». Обзор украинских газет Ольги Кравец «Является ли язык символом государственной независимости Украины?» можно прочитать на сайте «Единое Отечество». В новом амплуа – доморощенного богослова – выступил на прошлой неделе лидер СПС Борис Немцов. «Как считает Б.Немцов, «протестантская деловая этика гораздо боле эффективна для государства, чем мусульманская или даже православная. Я считаю, что чем больше таких базовых принципов протестантизма будет на российской земле, тем лучше мы будем жить».  Отличие между Православием и протестантизмом, согласно Немцову, выглядит так: «Между православным и Богом есть посредник. Между протестантом и Богом посредника нет. И он все время знает, что никто ему грехи не отпустит. А православный думает: «Сейчас я нагрешу, набедокурю, потом приду к батюшке: «Батюшка дорогой, ой, согрешил, ой, каюсь, батюшка, прости меня. Вот тебе на храм 50 рублей, попадье 100 рублей, только прости меня». А протестант отвечает напрямую перед Богом». «Поэтому протестанты и чтут законы сильнее, чем православные», – считает пустившийся в «богословские» рассуждения лидер СПС.  Собственное же отношение к Христианству лидер правых выразил следующим образом: «Я считаю Иисуса самым выдающимся человеком истории, и судя по Библии, самым знаменитым и самым гуманистическим человеком. Иисус, кстати, был и остается самым популярным человеком в истории».  Заявления  незадачливого политика и безграмотного богослова Немцова не нуждаются даже в комментариях. Некомпетентность и безаппеляционность суждений может сделать высказывание лидера СПС анекдотом месяца.

http://pravoslavie.ru/4879.html

Этот эпизод помогает многое понять. Он свидетельствует о том, что маркиониты смогли достичь положения, при котором их называли христианами, и позволяет по-новому взглянуть на более раннюю ситуацию, при которой сравнительная численность маркионитов была, несомненно, ещё больше. Жизнь, характерная для маркионитского типа христианства на арамеоязычном Востоке, была отмечена радикальным аскетизмом. Это движение исповедовало глубокую ненависть ко всему, что относится к миру сему. Такое отношение требует отдельного рассмотрения. Природа маркионитской этики определяется фундаментальным богословским принципом. Необходимость проводить различие между Богом закона и Богом – Отцом Иисуса Христа привела к радикальному изменению концепта христианской жизни. Поскольку мир, по мнению маркионитов, был создан Богом Ветхого Завета, который любил обман, насилие, убийство и другие ужасные деяния, маркионитская этика допускала использование его творения только настолько, насколько это было необходимо, чтобы отвергнуть деяния этого Бога и оскорбить Его. Таким образом, характер маркионитской этики – в первую очередь протестный. Эта этика должна стать свидетельством и доказательством того, что соблюдающий её человек не служит Богу Ветхого Завета, но принадлежит иному Богу. Эта этика сделала жизнь и деятельность адептов маркионитства настолько тяжёлой и трудной, что ни одна христианская Церковь не осмелилась к этому приблизиться. Один из институтов, сотворённых Богом закона, был брак, поэтому маркиониты должны были им пренебрегать. Их долг состоял не в том, чтобы наполнить мир сей детьми, но, чтобы своим поведением насколько можно ослабить его. Практическое приложение этого принципа в отношении жены и детей содержится в тексте Лк.23:2 в редакции Маркиона. Рассказ об основных обвинениях, представленных Пилату против Иисуса, был дополнен дополнительным утверждением, а именно, что Иисус советовал Своим последователям оставлять семьи, жён и детей. Это было одно из немногих добавлений, которые Маркион счёл нужным вставить в текст.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Другая тема, проходящая через Библию красной нитью, связана с тем, что Бог призывает человека к верности и являет ему Свою ревность. В то же время библейская этика основана не на абстрактной этической норме, но на личных отношениях Бога и человека. Как десять заповедей так называемого Декалога, или Десятисловия, так и остальные тексты этического содержания прямо обращены к адресату, с которым Бог говорит на «ты», им присущ характер императива или призыва, адресованного конкретному человеку, к которому Бог обращается через библейский текст: «Почитай отца и мать… не убивай, не прелюбодействуй» и т. п. Таким образом, само чтение Писания для верующего и сегодня становится своего рода богоявлением, сопоставимым с явлением Бога Моисею в горящей купине. Важно иметь в виду, что этика Нового Завета носит черты не просто призыва, а зачастую ориентирует человека на недостижимый, но четко определяющий направление его духовного пути идеал. Так, в Нагорной проповеди Иисус, призывая людей к миру друг с другом и к полному отказу от всякого гнева в любой его форме, говорит: «Всякий гневающийся на брата своего подлежит суду» (Мф. 5:22). Средневековому читателю этот призыв казался настолько нереальным, что в греческих рукописях VII–VIII вв. в него было добавлено слово « напрасно», превратившее парадоксальную заповедь Иисуса в простой запрет гневаться напрасно. Множество библейских текстов ориентирует читателя не на внешнее благочестие, но на внутреннюю связь человека с Богом. Эта одна из основных тем книги пророка Исайи из Ветхого переходит в Новый Завет, где становится одним из главных его тезисов, особенно в Евангелии от Иоанна. Вся этика Нового Завета (как и последних по времени написания книг Ветхого Завета) базируется на эсхатологическом характере учения Иисуса и его ближайших учеников. Именно с напряженным ожиданием конца истории связано то место, которое Новый Завет отводит личной ответственности каждого из нас за свои действия. Глава 2. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА И СИНОПТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Поликрат, епископ Ефесский, в конце II века рассказывал (как сообщает нам Евсевий), что Иоанн ввел в Малой Азии иудейскую практику соблюдения Пасхи 14 нисана, независимо от того, воскресный это день или нет. Этот факт оказал серьезное влияние на пасхальные споры второго столетия и на современные дебаты о подлинности Евангелия от Иоанна. Тот же самый Поликрат Ефесский говорит, что Иоанн носил такую же полированную дощечку, или диадиму, какую носили иудейские первосвященники (Исх. 28:36–37; 39:30–31). Вероятно, это фигура речи, которая обозначает священническую святость. Иоанн приписывает такую святость всем верующим (см. Отк. 2:17), но ему как патриарху она была присуща в особенности. Неправильное понимание загадочных слов Иисуса в Ин. 21:22 положило начало легенде о том, что Иоанн просто спит в своей могиле, ожидая окончательного пришествия Господа, и могильный холм колышется в такт его дыханию. Другой вариант легенды гласит, что апостол умер, но был тут же воскрешен и вознесен на небеса, подобно Илии, чтобы вместе с ним вернуться в роли глашатая второго пришествия Христа. Глава VIII. Христианская жизнь в апостольской Церкви Источники Учение и пример Христа, представленные в евангелиях, а также учение и пример апостолов, представленные в Деяниях и посланиях, в сравнении и сопоставлении с раввинской этикой и состоянием еврейского общества, а также с греческими философскими системами и нравственным состоянием Римской империи, описанным в сочинениях Сенеки, Тацита, римских сатириков и др. I. Соответствующие разделы сочинений по истории апостольской церкви. Неандер: I. 229–283 (нем. изд.); Шафф: §§ 109–123; Ланге: II. 495–534; Вейцсакер: 647–698. II. Труды по богословию апостольской эры. Шмид, Реусс, Баур, Вайсс и др. III. Системы христианской этики. Шлейермахер, Рот, Неандер, Шмид, Вюттке, Харлесс, Мартенсен, Лютхардт и Леки (Lecky, History of European Morals, 1869, vol. I. 357 sqq.). IV. А. Тома (пастор из Маннгейма): Α. Torna, Geschichte der christlichen Sittenlehre in der Zeit des Neuen Testamentes, Haarlem, 1879 (380 с). Признанный венец деятельности Тейлеровского библейского общества. Первая попытка составить отдельную историю новозаветной этики, предпринятая, однако, в негативном духе тюбингенской школы, а потому крайне неудовлетворительная. Работа разделена на три части: 1) этика Иисуса; 2) этика Павла; 3) этика собрания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010