Еще один участник проекта епископ Домодедовский Евтихий в прошлом являлся архиереем Зарубежной Церкви. В связи с подписанием Акта о каноническом общении он вошел в структуру Московского Патриархата и стал викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси; он окормляет те приходы на территории России, которые в прошлом относились к юрисдикции Зарубежной Церкви. Владыка Евтихий хорошо известен среди соотечественников, принадлежащих к Русской Зарубежной Церкви, отметил протоиерей Николай Балашов. Он высказал надежду, что это поможет восстановлению доверия и достижению лучшего взаимопонимания. Отец Николай рассказал об основных событиях духовной части программы. Первым из них будет освящение 19 октября в Гаване храма в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В Сан-Хосе (Коста-Рика) будет совершен молебен перед началом встречи с соотечественниками. Храм там пока только строится. В Каракасе (Бразилия) состоится богослужение в Николаевском храме Русской Зарубежной Церкви. В Рио-де-Жанейро богослужение будет совершено в храме Южно-Американской епархии Московского Патриархата, освященном во имя святой мученицы Зинаиды. Особым событием станет Божественная литургия на горе Корковадо у подножия знаменитой статуи Христа Спасителя. В Сан-Паулу службу совершат в храме, предоставленном Антиохийской Церковью, поскольку имеющиеся у русской православной общины храмы не смогут вместить всех желающих. Как отметил секретарь ОВЦС по межправославным отношениям, по той же причине богослужения будут совершаться под открытым небом и в ряде других случаев. Кроме того, в Воскресенском храме Зарубежной Церкви и в Благовещенском соборе Московского Патриархата сонм иерархов Русской Православной Церкви совершит богослужения в Буэнос-Айресе; в Чили Божественную литургию отслужат перед храмом святого Иоанна Богослова, а в Парагвае – в Покровском храме Русской Зарубежной Церкви. По словам протоирея Николая Балашова, многочисленные совместные богослужения будут способствовать сближению верующих соотечественников: «Во многом из-за недостатка информации многие прихожане Зарубежной Церкви в Южной Америке с настороженностью восприняли состоявшееся 17 мая 2007 года восстановление единства внутри Русской Православной Церкви».

http://pravoslavie.ru/27924.html

Он быстро очаровал своих будущих спутников. Мы отслужили молебен, о.Михей сказал прочувственное «слово», переселенцы плакали, прощались… Доехали до Парагвая не все. О.Михей с дороги писал о тяжелых перипетиях далекого путешествия. Он добрался до Рио–де–Жанейро, завязал отношения с местным протоиереем о.К.Изразцовым, потом оказался в какой–то неясной юрисдикции. «Я объединяю вас и карловчан…» — писал он мне и прислал фотографическую карточку, на которой он снят в каком–то непонятного покроя белом одеянии… С тех пор я не имею о нем никаких сведений. Временно я приписал пустующий Тулонский приход к Марселю, а потом вновь сделал его самостоятельным, направив туда о.Михаила Яшвиля [  ]. Однако о.Михаилу было в Тулоне не по силам. Приход он застал разложившийся. Кроткий, смиренный о.Михаил страдал от этого, но помочь беде не мог. За время пребывания его в Тулоне он с увлечением принялся изучать французский флот и достиг в этом направлении блестящих результатов. Любил он в часы досуга и поиграть на виолончели. Я вернул о.Яшвиля в обитель «Нечаянная Радость» к м.Евгении, а оттуда вызвал о.Илариона Титова. Он был когда–то старообрядческим начетчиком, потом перешел к нам, но раскольничий, миссионерский дух в нем остался. Умный, необразованный донской казак, он был человек со внутренним содержанием, со способностью окружающих людей воодушевлять, а когда надо, и подтянуть. Строгая уставщица м.Евгения была сначала от него в восторге. Он требовал от прихожан дисциплины, и, если после исповеди (накануне вечером) причастницы к началу обедни опаздывали и приходили к Евангелию, он после возгласа: «…со страхом Божиим и верою приступите…» удалялся со Святой Чашею в алтарь. На ропот и жалобы возражал: «Никаких причастниц не было. Причастницы пришли бы к началу обедни, приуготовили бы себя молитвой… Нет–нет, никого не было». В Тулоне о.Илариону было нелегко. Русская колония пестрая, разбитая на организации. Кого–кого там только нет: младороссы, «Союз нового поколения», «Общевоинский союз»… Тут надо уметь стоять выше партий и кружков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Он вспоминал примеры интернациональных общин. В столице Мичигана в США в местном православном храме служил протоиерей Фотий Донахью. Он был профессором университета. Постепенно собрал средства и прямо на территории университета построил православную церковь . Среди прихожан, которых он собрал в свой приход, были американцы русского, ирландского, украинского, арабского, немецкого, английского происхождения. В письмах Владыки из-за границы много о том, что называется тоской по родине. Отдаленные уголки земли самым невероятным образом напоминали ему отеческие места. “Сегодня после полудня мы пересекли тропики. Теперь стало уже так тепло, как бывает в Переславле хорошим летним днем”, “В Рио-де-Жанейро берег моря напоминает берег моря около Гурзуфа”. Последние месяцы по нездоровью он уже не выходил из дома. Но зато многие приходили, приезжали к нему: верующие и неверующие, церковные служители и товарищи по гражданской работе. Он много писал, переводил, живо интересовался всем происходящим. Незадолго до смерти Владыка получил письмо из Дома ученых, подписанное академиком Б. Рыбаковым с предложением принять участие в диспуте “Значение культуры, науки и религии в развитии общества”. Он ответил письмом. “...Позвольте предложить Вам несколько мыслей, которые кажутся мне полезными. Именно их я выразил бы, если присутствовал бы лично. Очень распространено мнение о том, что мы верим в торжество разума, который не допустит ядерной войны. Такая формулировка кажется мне недостаточной. Дело в том, что у человека есть не только разум, но и сердце. Ведению сердца подлежат такие чувства, как материнская любовь, самоотверженная любовь, вера в идею, вера в Бога... Поэтому мне очень хотелось бы, чтобы наша политика была не только результатом деятельности холодного разума, но чтоб была согрета чувством, исходящим из сердца. Тогда, верю я, мы сделаем огромные успехи, а человечество прочно достигнет вожделенных времен мира”. Оставшееся после него наследство, согласно его желанию, протекло по двум рекам: иконы – в церковь , книги – в библиотеку Духовной Академии и в музей-заповедник, пожертвования – на восстановление Толгского монастыря и в Детский фонд, Фонд мира. Его акварельные работы переданы в Ярославский художественный музей. А похоронен он возле кафедрального собора, в центре одной из самых древних епархий России – Ярославской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Есть еще знаменитый Яблочинский монастырь , в котором в свое время служил и занимался научной деятельностью святой исповедник патриарх Тихон. Наша Церковь очень гордится этим эпизодом своей истории. Кроме того, на юге Польши в Уйковицах основан совсем новый Кирилло – Мефодиевский монастырь. Его основали люди, пришедшие к Православной Церкви. Они с молитвой строили своими руками стены этой обители. Есть еще один монастырский дом - в Войнове, где раньше жили старообрядцы, которые сейчас уехали в основном в Германию. Там находится церковь, в которой молились и православные и старообрядцы, которые хотели иметь православного священника. В этом месте сейчас создан монастырский дом, который из окрестностей привлекает представителей диаспоры, вывезенных в 1946-47 гг. из Холмщины и Подляшья во время репрессий только за то, что они были православными. У нашей Церкви есть своя духовная семинария в Варшаве, которая занимается подготовкой к учебе в высших духовных учебных заведениях. Действует также Христианская духовная академия, предназначенная для священников, которые после окончания семинарии желают продолжить свое богословское образование и для лиц желающих стать преподавателями закона Божия. Надо сказать, что закон Божий в нашей стране преподается в школах. Во всех приходах, где есть значительная часть православного населения в общеобразовательных школах, помимо законоучителей Католической Церкви, есть и православные законоучителя. - Отец Григорий, в России очень немногие знают о том, что в юрисдикции Польской Православной Церкви находится Православная Церковь Португалии, осуществляющая миссионерскую деятельность на территории Португалии, Испании и Бразилии. Расскажите, пожалуйста, об этом. Отец Григорий: В Рио-де-Жанейро православная епархия имеет свою духовную школу. Причем занятия в ней ведутся не только по субботам и воскресениям, но и в будние дни. В ней сейчас числится около 800 человек студентов, которые сами из любви к православию приходят на занятия. Есть очень хороший студенческий хор, который в Португалии пел во время архиерейской литургии. Его специально приходили слушать даже католики. Песнопения исполнялись на португальском языке, а за основу были взяты хорошо знакомые нам распевы, распространенные как в России так и в Польше. У Португальской Церкви есть четыре монастыря, приюты для детей и школы. Важно, что в такой искони католической стране как Испания сейчас действует уже около 36 приходов. Два епископа сейчас окормляют Испанию и Бразилию.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

посвящен одному из паломников Крестного хода с мощами преподобного Нила Столобенского (совершается с 2006 года из поселка Фирово в Нилову Пустынь, Тверская область) – монаху отцу Лаврентию, местом служения которого является деревня Жабны, родная деревня преподобного Нила, когда-то богатое село, а теперь заброшенное глухое место. Вернется ли сюда жизнь? Надежду на возрождение этой земли, давшей нам святого заступника, автор очерка связывает с конкретным человеком, священнослужителем, к которому, как к живой воде, как к источнику слова, начинают стекаться люди. Семейный совет: Вопрос – ответ. Врун или Спрашивает Дарина Ивашкина ; Отвечает Татьяна Дорофеева , психолог, Санкт-Петербург. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – август 2009. – С.58. – (раздел « Люди », рубрика « Семейный совет. Вопрос – ответ »). О ребенке 6 лет, рассказывающем небылицы. Как оттащить от экрана? («Моя дочка, 12 лет, каждую свободную минуту включает телевизор или утыкается в компьютер…»). Спрашивает Марина Рудина ; Отвечает иерей Василий Гелеван , настоятель храма святой мученицы Зинаиды, Рио-де-Жанейро, Бразилия//Фома. - – август 2009. – С.58. – (раздел « Люди », рубрика « Семейный совет. Вопрос – ответ »). Юридическая консультация: Совместно с рубрикой «Вопрос – ответ» сайта www.miloserdie.ru . На вопросы отвечает юрист Александр Морозов. (Милосердие.ru). Если мать воспитывает сына одна, а отец лишь иногда посылает деньги на ребенка, будет ли отец иметь юридическое право получать алименты от сына, когда тот вырастет? Дается четкая юридическая справка, основанная на п.1 ст.87 Семейного кодекса РФ//Фома. - – сентябрь 2009. – С.58. – (раздел « Люди », рубрика « Семейный совет . Юридическая консультация »). Православный ребенок в школе //Фома. - – сентябрь 2009. – С.59. – (раздел « Люди », рубрика « Семейный совет »). Материал имеет две подрубрики: Опыт. « В моем классе училась девочка …»/Светлана Смирнова , Санкт-Петербург//Фома. - – сентябрь 2009. – С.59. – (раздел « Люди », рубрика « Семейный совет. Опыт »);

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-77-s...

А вот сегодня есть такие старцы на ваш взгляд? А.В.Богатырев: Я думаю, что есть. Прикровенно живут где-то. Меня постоянно спрашивают, в провинции: «Куда ехать? Где искать старца?» Знаете, я, конечно, не облечен саном, и мне богословствовать, может быть, и не пристало по моим грехам, но я знаю одно, что те же самые старцы, вот мой духовник был старцем настоящим, отец Василий Ермаков, он говорил: «Стариков знаю, а старцев нет». И, тем не менее, когда к отцу Иоанну Крестьянкину приезжали из Санкт-Петербурга, он говорил: «Что вы ко мне ездите? У вас есть отец Василий Ермаков». Они о себе не мнили, невысокого мнения были. Одно из таки великих чудес, когда человек начинает видеть свои грехи. Если человек уже видит свои грехи, начинает каяться – вот это и есть чудо, за которым могут последовать какие-то другие этапы совершенствования духовной жизни. Поэтому тот же самый батюшка Василий, когда его спрашивали невероятно усердные, в основном это были женщины: «Батюшка, а я вот к этому правилу прибавила еще кафизму. А потом я прибавила еще вот это, а потом я акафист такой-то». Он так слушал, слушал и говорит: «Знаешь, мать, утром – утреннее правило, вечером – вечернее. И не перепутай». Так что, во-первых, не все могут понести вот этого усердного моления, а батюшка еще так говорил: «Закукарекаешь». И ведь, действительно, многие просто с ума сходили от того, что… Н.В.Бульчук: Ну, а что это было? Ревность не по разуму? А.В.Богатырев: Понимаете, когда человек, воцерковившись, начинает уповать на Господа Бога, а вот как-то не чувствовать, что реальная помощь – вот сейчас и сразу. А Господь испытывает. А некоторые очень быстро охладевают. Поэтому вот какое-то усердие должно быть продолжительное. А может быть, в том состоянии души и не полезно им избавляться от хворей каких-то, или от житейских обстоятельств, которые их гнетут. Дело-то невероятно сложное. Поэтому настоящие старцы советовали старцев не искать. Живи, возлюби келию свою – тут тебе и Иерусалим, и Рио-де-Жанейро. Н.В.Бульчук: Главной частью ответили на мой главный вопрос, потому что если старцы живут прикровенно, и их нужно найти с большим трудом, то чего стоят тогда наши открытые монастыри, где много монахов, много послушников, много батюшек – получается, что же это? Пустые сосуды? А.В.Богатырев: Все зависит от того, какой монастырь.

http://radonezh.ru/2023/11/01/ochen-mnog...

Кроме того, всем сомневающимся о родстве Владимира и Москвы хорошо бы проследить нехитрую генеалогию. Возвышение деревянной и ничего не значащей Москвы началось со смиренного и мудрого Даниила. Тот был сыном Александра Невского, родившегося в Переславле-Залесском, но княжившего периодами в Новгороде, откуда и сам Владимир. Александр Невский был внуком Всеволода Большое Гнездо и правнуком Юрия Долгорукого. Юрий же Долгорукий был сыном Владимира Мономаха, внуком Ярослава Мудрого и правнуком самого Владимира Святого . Таким образом, князя Даниила и историческое возвышение Москвы (в награду за смирение правящего князя) с равноапостольным Владимиром соединяет короткая цепочка из всего семи-восьми звеньев. Так как же в Москве не быть памятнику Владимиру? И как же можно говорить, что Владимир и Москва не имеют ничего общего? К Владимиру имеет прямое отношение весь тот мир, в котором молятся по-славянски и осеняют себя крестом справа налево. А с какой стати стоит – французами отлитая и подаренная – статуя Свободы в Нью-Йоркской бухте? Она что, свобода, в Нью-Йорке родилась? Нет, ответит любой смыслящий человек. Просто Европа изнурительно и долго боролась за религиозные и гражданские свободы, а Америка эту борьбу подхватила и довела до логического предела. В благодарность от всей Европы за исполнение заветных чаяний появилась статуя. Тоже налицо преемство идей и эстафета исторического служения. Кто хочет спорить? Ни один? Полейте корни народной и государственной жизни, а не рассыпайтесь на миллион частностей, от которых устают люди и теряются в многозаботливости. А с какой стати, продолжим опрос, в Рио-де-Жанейро стоит статуя Христа-Искупителя? Он что, в Бразилии жил или родился? Очевидно, нет. Но Европа, методично, столетие за столетием отказываясь от веры, неизбежно передает первородство кому-то другому. Хоть бы и Латинской Америке, представитель которой нынче – папа, к стыду Италии и в знамение времен. Наложите эти аналогии на претензии к памятнику Владимиру, и львиная доля вопросов отпадет, как засохшая грязь. Собственно, вопросы эти ничем иным, как засохшей грязью, и не являются.

http://pravoslavie.ru/82427.html

– В ходе предыдущего посещения Крагуевца Вы освятили крест при въезде в город; аналогичный устанавливается и в Вашей Нишской епархии. Что Вы чувствуете, когда приезжаете в город, на въезде в который установлен крест? – Само водружение креста, причем при въезде в город, как в Крагуевце, ясно свидетельствует о том, какой народ здесь живет. Это христианский город, здесь живет христианский православный народ. Этого совершенно достаточно, чтобы человек знал, в какой город он попадает. Такая традиция давно сложилась на Западе, где сооружают также и придорожные часовни: люди останавливаются, чтобы помолиться, зажечь свечу... Ведь это знак, переключающий внимание на необыденное, на важное и сущностное. Поэтому весьма похвально, что в вашем городе установлен крест. В Нише мы хотели сделать крест немного выше: на примере Скопье мы видим, как отрадно, когда крест виден на горизонте. Всем хорошо известен и крест, установленный в Рио-де-Жанейро. Думаю, что настало время и нам сооружать подобные памятные знаки. Конечно, есть люди, выступающие против этого, но каждый пусть занимается своим делом. Мы делаем свое, они пусть делают свое. – Скоро состоится осеннее заседание Священного Архиерейского Собора. Каковы, с Вашей точки зрения, главные вопросы, которые предстоит рассмотреть Вам и епископам на этом Соборе? – Есть несколько важных вопросов, которые должны быть предложены к рассмотрению Собора. Надеюсь, что нам удастся рассмотреть все вопросы, внесенные в программу этого заседания; если же не удастся, то они будут рассмотрены на майском заседании. Проблемы актуальны, жизненно важны для Церкви, и мы обязательно хорошо обдумаем их и с Божией помощью постараемся найти наилучшее решение, отвечающее на запросы и нашей Церкви, и нашего народа. У нас есть и несколько внутренних проблем, и здесь мы должны подумать, как их решить по-христиански, святоотечески и церковно, руководствуясь правдой и любовью к ближнему. Мы надеемся, что Бог поможет нам найти путь и способ решения возникших проблем во благо и на пользу народа.

http://religare.ru/2_80134.html

" По милости Божьей произошло великое событие - соборное служение духовенства двух частей единой поместной Русской православной церкви, а также встреча великой святыни - Державной иконы Божьей Матери " , - сказал отец Владимир. " То, что Матерь Божия в лице своей иконы посетила Южную Америку, не произошло только по воле власть имущих, а именно Владычица Сама знает о наших нуждах на южноамериканском континенте, про наш церковный раскол, про нашу печаль " , - подчеркнул священнослужитель. Дни России в странах Латинской Америки, завершившиеся в Бразилии и открывающиеся в Аргентине, укрепляют позиции Православной Церкви на континенте, заявил в интервью РИА Новости секретарь по межправославным отношениям Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов. " Уверен, что поездка нашей делегации способствовала укреплению позиций православия в Бразилии и проявлению внимания к Русской Православной Церкви " , - сказал священник. Среди событий, способствовавших укреплению позиций православия на континенте, отец Николай выделил беспрецедентную, первую в истории православную Литургию на горе Корковадо в Рио-де-Жанейро, богослужение в Антиохийском соборе Сан-Паоло и ряд встреч, состоявшихся в эти дни. " Мои собеседники в Бразилии, в особенности среди верующих других православных церквей (Антиохийской, Константинопольской) подчеркивали, как важен для них наш визит, поскольку они являются православным меньшинством в данной стране " , - отметил священнослужитель. Отец Николай напомнил слова митрополита Сан-Паоло и всей Бразилии Дамаскина (Антиохийский Патриархат) о том, что распространение влияния Русской Православной Церкви в мире - источник силы и поддержка для всех православных христиан. " Подобные слова я слышал в эти дни и от других представителей Антиохийской и Константинопольской церквей " , - добавил собеседник агентства. Огромная заслуга в привлечении внимания местных жителей к православию, по отца Николая, принадлежит хору московского Сретенского монастыря, который " просто завоевывает сердца людей " и в храмах, и в концертных залах. На светских концертах, где звучат русские народные песни и романсы, зрители апплодируют стоя.

http://pravoslavie.ru/28118.html

Осуждение было формально подтверждено в 1981 г., но до сих пор многие теологи, включая папу Бенедикта XVI 85 , продолжают ссылаться на идеи о. Тейяра. Большую роль в развитии либеральной католической теологии сыграли доминиканец Ив кардинал Конгар (1904–1995), известный своими экуменическими богословскими выступлениями; бельгийский доминиканец, богослов и литургист, один из активных экспертов II Ватиканского собора (хотя формально голландские епископы – члены собора так и не удостоили его официального звания peritus) профессор Эдвард Корнелиус Флоренциус Альфонсус Схиллебекс (1914–2009), ряд трудов которого 86 был подвергнут критике (в том числе Бенедиктом XVI, тогда еще кардиналом Ратцингером) за догматическую неустойчивость, в частности за отрицание Воскресения Христова как объекта веры; швейцарский теолог Ганс Кюнг (р. 1928), которому в 1979 г. было запрещено преподавание богословия в связи с неверием в догмат о непогрешимости папы (хотя право служения мессы ему было оставлено); бывший священник и преподаватель текстологии Нового завета Жан Доминик Кроссан (р. 1934); бенедиктинка из Пенсильвании Джоан Читтистер (р. 1936) и др. Наконец, следует назвать имя одного из основателей (совместно с Густáво Гутьéрресом) теологии освобождения – бразильца Леонардо Бóффа (р. 1938). Бывший монах-францисканец и священник, Бофф неоднократно осуждался за критику церковной администрации и защиту прав человека (вплоть до обвинений в марксизме) Конгрегацией вероучения во главе с кардиналом Ратцингером (которого Бофф в одном из интервью в свою очередь обвинил в «религиозном терроризме»). Это не помешало ему стать почетным профессором этики, философии религии и экологии Государственного университета Рио-де-Жанейро, лектором ряда американских и европейских университетов и опубликовать более 100 работ. § 5. Учебная литература В XIX в. в Германии возникает обширная учебная литература по истории Церкви. «Немецкий учебник, – замечает А.П. Лебедев , – пишется не дилетантом и спекулянтом, а зрелым ученым, посвящающим составлению учебника много лет и тщательно его просматривающим, как скоро требуется новое издание; немецкий ученый в составлении учебника часто полагает всю свою славу».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010