„Вот, Я посылаю вам утешителя ( Ин.15:26 )“, —285— ибо говорит: „иного Параклита посылаю вам“ ( Ин.14:16 )“, то есть, Утешителя. Как Сам Он Бог, так Бог и Тот, Кто посылается. Если бы Он был больше Духа потому, что посылает Его, то также и Дух был бы больше Его, потому что отвёл Его в пустыню на искушение ( Мф.4:1 ). И каким образом сказал: „хорошо для вас. если Я пойду, потому что если Я не уйду, то Утешитель не придёт к вам и не откроет вам всякой истины ( Ин.16:7:13 )“? Каким образом оказалось благом то, что Господь ушёл и, поскольку Он не мог показать всей истины, пришёл раб 2037 дабы дать то, чего не дал Господь? И почему первый Утешитель 2038 не раскрыл всей истины, а второй 2039 раскрыл нам её по слову первого, поскольку Сей 2040 есть вся истина? А что Дух назван Господом, о том свидетельствует Писание в следующих словах: „получил Симеон повеление от Духа Святого, что он не вкусит смерти, пока не увидит Господа Христа, и когда взял Господа на руки свои, сказал: ныне отпускаешь. Господи, раба Твоего по слову Твоему в мире ( Лк.2:26, 28:29 )“. Итак, от Духа Святого получил повеление и сказал: „Ты, Господи, отпускаешь раба Твоего“, как и там: „пока не увидишь Господа Христа“. „И никто, – говорит, – не знает того, что в человеке. кроме духа человеческого, находящегося в нём; так и Божия никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор.2:11 )“. Не так, чтобы Дух Его был творением Его, но через это (место) Писание на- —286— учает нас, что дух наш не есть что-либо чуждое нашей природе. „Кроме Духа, – говорит, – который из него, так и Бога никто не знает, кроме Духа Его, и Он испытывает глубины Его“. Если скажут, что Дух испытывает для (собственного) научения, то пусть рассудят, что тот, кого кто-либо испытывает, меньше того, кто испытывает. Когда говорил: „идите во всю землю и крестите их во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28:19 )“, то не сказал: во имя Отца, во имя Сына и во имя Духа“, дабы показать, что они одной природы, так как одним именем наименовал три лица. „Вы, – говорит, – храм Божий и Дух Божии обитает в вас ( 1Кор.3:16 )“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что значить: " верным " ? Истинный, сильный, потому что один только Сын есть вер­ный первосвященник, могущий избавить от грехов тех, которых Он первосвященник. Потому, чтобы принести жертву, которая могла бы очистить нас, Он сделался человеком. " Пред Богом " - присовокупляет (апостол), т.е. в отношении к Богу. Мы были, говорит, враждебны Богу, были осу­ждены, преданы бесчестию; не было никого, кто бы принес за нас жертву; Он видел нас в таком состоянии и умило­сердился, не только доставив нам первосвященника, но сделавшись сам первосвященником верным. Потом (апостол) показывает, как Он верен, продолжая: " для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь " (Евр. 2:17,18). 2. Это, по-видимому, весьма уничиженно, смиренно и недо­стойно Бога. " Ибо, как Сам " , - говорит, - " Он претерпел " . Здесь он говорит о воплотившемся. Может быть, это говорится и для успокоения слушателей, и во внимание к их немощи. Смысл слов его  следующий: (Христос), пришедши, самым делом испытал то, что мы терпим; теперь Ему не безызвестны страдания наши; он знает не только как Бог, но и как человек, познавши и испытавшей самим делом; Он много пострадал, потому может и нам сострадать. Хотя Бог безстрастен, но здесь (апостол) говорит о воплощении, и как бы так сказал: самая плоть Христова претерпела много страданий; Он знает, что такое страдание, знает, что такое искушение, и знает не меньше нас страждущих, потому что Он сам страдал. Что же значить: " может и искушаемым помочь " ? Иначе сказать: Он с великою готовностью подаст руку помощи, бу­дет сострадателен. Так как (евреи) думали иметь большое преимущество пред (верующими) из язычников, то (апостол) внушает, что они имеют преимущество в том, чем Бог нисколько не унизил и (верующих) из язычников. Чем же именно? Тем, что от них спасение, что наперед к ним Он пришел, что от них принял плоть. " Не Ангелов восприемлет Он " , - говорит, - " но восприемлет семя Авраамово " . Этим он и воздает честь патриа pxy, и показывает, что значить семя Авраамово, - напоминает им об обетовании, данном Аврааму в следующих словах: " ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки " (Быт.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Это те, которые «насаждены в доме Господнем, и во дворах Бога нашего процветут» ( Пс.91:14 ). Это приметы и доказательства истинных христиан – в том, что они делают правду, по учению апостола: «Знайте, что всякий, делающий правду, рожден от Него» ( 1Ин.2:29 ), – как и ложных христиан доказательство в том, что они не делают правды: «Всякий, не делающий правды, не есть от Бога» ( 1Ин. 3:10 ). Рассудив об этих приметах истинных христиан, осмотримся, христианин, находимся ли мы среди них, и постараемся принести плоды достойные покаяния, да не услышим от Господа в день Его: «Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» ( Лк.13:27 ). Глава 9: О христианском долге, который последует вере святой и из вышеписанных рассуждений следует «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» ( Флп.4:8 ). § 392. Христианам должно горних, то есть небесных и вечных, благ искать с усердием, а не временных и мирских, по учению апостола: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» ( Кол.3:1–2 ). 1) Поскольку христиане воскресли духовно, и вновь возродились, и из плотских сделались духовными, то и искать должны не плотского и мирского, но духовного и небесного. 2) Требует того от них вера их, которая очищает сердце от мирских похотей и обращает к Богу и желанию небесного. Ибо вера есть дар Божий духовный, и учит нас духовного искать, если ее имеем, и поскольку от неба приходит к нам, то к небу восхищает и влечет сердце наше. 3) Христиане в мире этом – пришельцы и странники ( Пс.38:13, 118:19 ; Евр.11:13 ). Поэтому не должны примешиваться сынам века сего, которых «бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» ( Флп.3:19 ). 4) Христиане позваны в жизнь вечную ( 1Тим.6:12 ), которая одна только и нужна; и это есть «благая часть, которая не отнимется» у нас ( Лк.10:42 ). Итак, ее одну избирать и искать со всяким прилежанием должно. 5) «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение, и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти», и прочее ( 1Тим.6:7–9 и след.). Посему не должно нам сокровищ скрывать на земле, но – на небе ( Мф.6:19–20 ). 6) Жилище христиан – на небесах, по учению апостола ( Флп.3:20 ). Посему, если и притекает к нам богатство, не должно нам прилагать к нему сердца ( Пс.61:11 ), но через руки нищих туда предпосылать, где сокровище наше, «ибо где сокровище наше там будет и сердце наше» (ср. Мф.6:21 ). (Смотри еще главу о презрении мира в первой книге). § 393. Христиане не тело тленное, но душу нетленную украшать должны.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

– Кольми паче Тот, кто, чрез посредство сей веры, мог даровать людям благодать соделываться детьми Божиими, долженствовал сам быть (уже не только по благодати, но и по самой своей природе, далеко превосходящей нашу), Сыном Божиим, единородным небесного своего Отца! – и так свидетельствует о том Евангелист: «В начале было Слово и Слово было у Бога и Бог был Слово» ( Ин.1:1 ) – Он называет его: «Светом истины, просвещающим всякого человека, грядущего в мир, «но, возвещая таинственное его рождение от Бога, не боится явно исповедать: «что хотя Свет сей был в мире, и мир чрез него произошел, однако мир его не познал, и когда пришел он к своим, свои его не прияли» ( Ин.1:10–11 ). Если же так смело и явно исповедует Евангелист: «что Слово сделалось плотию и вселилось в нас», то это потому, что он сам видел славу единородного Сына Божия, как выражается в своем Евангелии и в соборном послании ко всем человекам: «О том, что было от начала, что мы слышали и видели очами нашими, что рассматривали и осязали своими руками, т. е. о Слове жизни...» Письмо V После всего того, что мы говорили с тобою, о нравственном различии между Евангелием и Кораном, вспомним еще однажды, какие истины согласные с нами исповедует Коран? – Во-первых: единство Божие, догмат, который столь ревностно проповедовал Магомет, что даже полагал, будто мы от него отступили, потому что он не хотел вникнуть в таинство, которое еще более укрепило веру нашу в сию истину. Потом признает он сотворение мира, видимого и невидимого, силою Божиею, создание Ангелов и падение одного из них, Сатаны; создание Адама и Евы и искушение их в раю, «свидетельствуем и возвышаем вам сию вечную Жизнь, которая была у Отца и явилась нам, о том, что мы видели и слышали, проповедуем вам, дабы и вы имели общение с нами, а наше общение с Отцем и Сыном его Иисусом Христом, и сие пишем вам, дабы радость ваша была совершенна» ( 1Ин.1:1–5 ). Такому очевидному свидетелю можно дать веру, и во всяком случае заслуживает он, чтобы исследовали слова его, ибо вслед за тем исповедует нам истину, в которой никто из нас не может не сознаться: «если мы говорим, что не имеем греха, то мы сами себя прельщаем и истины нет в нас». Но вот какое утешительное слово присовокупляет к сему Евангелист: «если же исповедуем грехи наши, то Бог, верный и праведный, оставит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды; ибо мы имеем ходатая ко Отцу, Иисуса Христа праведника, который есть очищение грехов наших, и не только наших но и всего мира» ( 1Ин.1:8–9, 2:1–2 ). Здесь становится понятною причина его рождения, в образе человеческом, и проясняются все откровение Пророков и закон Моисеев, предсказавший иудеям будущего Избавителя рода человеческого. Таким образом, все что не договорено было или усечено в Коране, исключением из него необходимого лица Богочеловека, восполняется вочеловечением Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. Говори как слова Божии; – (бойся) «как бы не сказать или не предписать что-нибудь противное воле Божьей или тому, что явственно заповедано в священных Писаниях, и не оказаться лжесвидетелем на Бога или святотатцем, привносящим что-то чуждое в учение Господа или и оставляющим без внимания что-то из угодного Ему» (св. Беда). 12). Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, «Возлюбленные, – самим этим наименованием апостол сразу показывает, что скорби бывают с ними не, потому что Бог ненавидит их, но, потому что очень любит их. Не чуждайтесь, – то же, что «не удивляйтесь». Скорби назвал огненным искушением (букв. обжиганием) и тем показал, что они ниспосылаются на них для испытания. А испытание делает испытуемый предмет весьма ценным, подобно, как золото и серебро. К этому прибавил, что претерпевающие подобны своему Учителю Христу и ныне терпят вместе с Ним бесчестие, для того, чтобы вместе с Ним же прославиться в будущем веке» (блж. Феофилакт). «При наружном действии человеков и бесов, которые суть лишь слепые орудия Божественного промысла, совершается таинственный суд Божий. Это обличение от Бога. Обрати взор ума на грехи твои и сознаешься, что суды Божии праведны. Воздай славословие суду Божию и мир Христов низойдет в твое сердце. Этим миром примиришься с твоими скорбями, предав воле Божией себя и все» (свт. Игнатий (Брянчанинов) . Дневной апостол 1.02.1840). 13). Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. «Нам для спасения необходимо приобщиться Христовым страданиям ( 1Пет.4:13 )… сораспяться Христу ( Гал.2:19 ). Мы уже страждем, уже распинаемся, уже под крестом, который возлагается на нас в самом рождении и тяготеет над нами до самой смерти. Но один, сам по себе, крест сей есть убийственный крест казни, а приобщаемый ко кресту Господню, он становится спасительным игом, дающим жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Ибо Он приготовил им город. Он настолько не стыдится их, что считает их своими, что приготовил им город, которого они желали, город на небесах. Верою Авраам, будучи искушаем (Быт.гл.22). Выше всех по вере Авраам. Ибо здесь вступила в борьбу с божественным повелением не только природа, но и слово Божие. Ибо Кто сказал: дам тебе и потомкам твоим землю (Быт.17:8), - Тот же повелевает: принеси во всесожжение сына твоего (Быт.22:2). Поэтому говорится, что Авраам искушаем, не потому, что Бог имел нужду испытать добродетель его, но чтобы мы этим испытанием и делами научились добродетели его. Заметь же, что искушения настолько полезны, что Бог не только другим попускает причинять их верующим, но и Сам искушает, чтобы явить их более опытными. Принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить. Достойно удивления то, что он, не имея другого сына, на котором мог бы ожидать исполнения обетования, но имея только одного, однако принес его в жертву. Почему же? по великой вере. Ибо он веровал, что Бог силен и после заклания его, воскресив его из мертвых, исполнит обетование, и чрез него, ожившего, умножит семя. В каком же смысле Исаак был единородным, когда у него был еще и Измаил? Но что касается обетования, то он был единородным: ибо он и был в собственном смысле семенем: ибо в Исааке наречется тебе семя (Быт.21:12). Почему и получил его в предзнаменование. Что значит: в предзнаменование? то есть в образ, в показание тайны, относящейся ко Христу. Ибо как тогда Исаак был оставлен, овен же был заклан, так один Христос, будучи в одно и то же время Богом и человеком, по человечеству был принесен в жертву за нас, Божественная сущность же осталась непричастной страданию. Вообще же, Авраам был образом Бога Отца, Исаак - Сына Божия: так как Бог по Своему великому человеколюбию решил совершить это великое и превосходящее разум таинство - отдать Сына Своего за нас, то и желал даровать это, не как собственный Свой дар, но как бы отплатить долг, говоря при этом как бы следующее: Я ничего нового не даю человеческому естеству, принося за него в жертву Сына Своего. Ибо Авраам принес сына своего, чтобы для Меня заклать его. Почему Я возвращаю долг, а не дар даю. Или в предзнаменование, то есть в овне Авраам принес Исаака в жертву, то есть заменил овном, который был образом Исаака, то есть заклан был изображавший собой Исаака.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

15:3). Так всегда делает Павел. Когда он рассуждал о милостыне, то на Него указал, говоря: « ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас » (2 Кор. 8:9); когда побуждал к любви, убеждал тем же примером, сказав: « как и Христос возлюбил Церковь » (Ефес. 5:25); когда советовал переносить стыд и бедствия, прибег к Нему же, говоря: « вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление » (Евр. 12:2). Так и здесь показывает, что сам Христос поступал таким образом и что пророк еще издревле предвозвестил это, почему и присовокупил: « как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня ». Что же значит: « не Себе угождал »? Христу можно было не подвергаться злословию и не терпеть того, что Он перенес, если бы Он захотел иметь в виду только Себя, но, однако Он не захотел, а, заботясь о нас, презрел Себя. Почему же не сказал (апостол): истощил Себя? Потому что Он хотел выразить не только то одно, что Сын Божий сделался человеком, но и то, что Он подвергался поруганиям и приобрел от многих худую славу, так как Его считали бессильным. Ему говорили: « если Ты Сын Божий, сойди с креста » (Мф. 27:40), и: « других спасал, а Себя Самого не может спасти? » (Мф. 27:42) Поэтому (апостол) и упомянул об обстоятельстве, которое ему было нужно для настоящего предмета, но, однако, и здесь высказывает гораздо более того, сколько обещал. Из его слов видно, что был злословим не только Христос, но и Отец, так как сказано: « злословия злословящих Тебя пали на Меня ». А это, между прочим, означает, что не случилось ничего нового и необычайного. Те самые, которые в Ветхом Завете научились поносить Бога, безумствовали и против Сына Его. А написано это для того, чтобы мы подражали (Сыну Божьему). Здесь (апостол) поощряет верующих и к терпению в искушениях, говоря: « все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду » (Рим. 15:4), то есть, чтобы мы не отпали. Существуют различные подвиги — внутренние и внешние, чтобы мы, черпая укрепление и утешение из Писаний, оказывали терпение и чтобы, живя в терпении, пребывали в надежде.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Услышав такой ответ, Павел говорит: сладце убо похвалюся паче в немощех моих . Чтобы коринфяне не упали в духе, видя, что Апостолы находятся в гонении, Павел показывает, что чрез гонения делается он славнее, что в сем особенно обнаруживается сила Божия и что совершающееся с ним достойно того, чтоб тем хвалиться. Посему и говорит: сладце убо похвалюся . Не от скорби сердца сказал я исчисленное мною выше, или уповаемое теперь, то есть что дадеся ми пакостник ; напротив, я сим украшаюсь и еще большую силу привлекаю на себя от Бога. Почему и присовокупляет: да вселится в мя сила Христова . Сими словами дает разуметь и другое нечто, именно: в какой мере усиливались искушения, в такой мере умножалась и пребывала в нем благодать» (святой Златоуст). Прочтите толкования Митрополит Антоний Сурожский Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Блаженный Феофилакт (архиепископ Болгарский) Святитель Феофан Затворник Схиархимандрит Авраам (Рейдман) О том, чем хвалился апостол Павел Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня за Божественной литургией мы слышали чтение из Второго послания святого апостола Павла к Коринфянам. В нем содержатся замечательные, удивительные слова. Все мы, наверное, их знаем и помним, потому что они сразу врезаются в память, стоит один раз их услышать. И потому еще, что мы слышим их не однажды в год, ведь их положено читать также и в день памяти апостола Павла, 12 июля. Святой апостол Павел говорит: «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук» (ст. 31–32). Коринфянам, духовным чадам апостола Павла, казалось, что по сравнению с первыми, главнейшими апостолами он не столь значителен, и они усомнились в его апостольском авторитете. Но он начинает убеждать их в том, что он ничем не меньше самых великих апостолов, хотя был призван к своему служению уже после того, как Господь Иисус Христос вознесся на небеса. А для нас святой апостол Павел является удивительным примером того, что человек может быть призван к служению Богу в любое время и достичь таких же высот богообщения, такого же преуспеяния в добродетели, какого достигли и святые апостолы. Ведь апостол Павел ничуть не меньше тех, кого сам он называет столпами: Петра, Иакова и Иоанна (см. Гал 2:9).

http://bible.predanie.ru/nedelya-19-aya-...

Но сразу же хочется заметить по поводу приведенных слов Христа: они не означают, что верующих от неверующих нужно отличать через принятие ими яда, и далее смотреть, кто выжил, а кто нет. Скорее здесь говорится о том, что Святой Дух благодаря вере в Него может проявлять через человека Свою силу, тогда когда в этом есть реальная надобность! В Священном Писании сказано: «Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего» ( Мф.4:5-7 ). Хорошо, когда Бог проявляет себя через чудо, но горе тому, кто ищет чудо искусственно. Нужно заметить, что не любая вера в Священном Писании приветствуется: «…да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» ( 2Фес.2:12 ). Вера должна быть истинной, потому что и бесы  верят в Бога: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» ( Иак.2:19 ), но от этого не перестают быть бесами! Верой надо жить. Если же она начинает восприниматься не как акт внутреннего состояния, а как нечто внешнее, навязанное силой, например, модой, или «необходимостью» принадлежать к конкретной христианской культурно-исторической традиции, то вера вырождается, переходя в суеверие, обрядоверие . В христианстве не может быть веры национальной, народной, а может быть лишь вера Христова. Человек становится христианином не по факту рождения в христианской семье, или стране, а по вере во Христа. Обретение веры проявляется в кардинальном изменении образа жизни человека, он начинает соизмерять свою жизнь с Заповедями Божьими, и христианские ценности становятся единственно возможными для него. Не потому, что ему запрещают приобщаться к иной системе ценностей, а потому, что она отражает внутреннюю реальность христианина. Познав через внутренний опыт веры Бога, христианину органически становится чуждо все, что уводит его от Него. Как ювелиру бессмысленно предлагать фальшивое золото, выдавая его за настоящее, потому что он способен отличить настоящее от подделки, так и христианин начинает отвергать все, что уводит его от Бога, и зовет к принятию «подделок» под Бога. Имея эталон настоящего, кто захочет принять фальшивку? Христианин следует, прежде всего, Воле Божьей ( Лк.22:42 ); тот же, кто стремится христианство переделать под себя, лишь обольщается своей мнимой принадлежностью к нему. Впрочем, таких людей сейчас немало, и о них есть пророчества в Священном Писании: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» ( 2Тим.4:3-4 ).

http://sueverie.net/sueverie-kak-iskushe...

   Отцы наши, у ног которых мы учились и чьи слова слышали своими ушами, описывали, насколько возможно было нам понять, глубину и высоту истинного покаяния. Приводим здесь немногое из этих поучений.    Покаяние, то есть изменение ума, начинается с просьбы о прощении грехов у Бога. Если далее человек не повторяет то, в чем каялся, то достигает с помощью благодати Христовой «даже до третьего неба» (2 Кор. 12:2) и слышит неизреченные и непостижимые глаголы, и поучается в созерцаниях. Тот, кто испытывает это, не в состоянии пересказать и истолковать тем, кто непричастен этой благодати. «В теле ли, вне ли тела — не знаю» (2 Кор. 12:2). Эти слова относятся не только к Павлу, но ко всем пламенно кающимся. Сокрушенный и смиренный дух человека, со всей любовью жаждущий Спасителя Христа, пленяется и бывает восхищен Им, и человек сам не понимает, где он и что с ним. Как говорил наш приснопамятный Старец, тогда безмолвствуют чувства и ум не способен думать, но находится в совершенном изумлении. Когда же человек приходит в себя, возвращается в материальную плоскость, то и тогда может выразить или описать пережитое состояние весьма приблизительно, если вообще это бывает возможно. Апостол Павел писал коринфянам, что он «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:4), поскольку «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Мы лишь отчасти знаем и понимаем то, что находится по ту сторону чувственного мира.    Отцы наши говорят, что зрение своих грехов есть величайший дар Божий, который выше любых высоких созерцаний. Когда мы осознаем нашу внутреннюю тьму, когда открывается нам все безобразие и отвратительность греха, тогда и Божественная благодать подает помощь и удостаивает своего утешения.    Святой Исаак говорит о разных видах утешения и благодатной помощи, которая посылается особенно тем, кто долготерпит в продолжительных искушениях. «Когда захочу встать для совершения службы Божией (молитвы), Бог позволяет мне совершить одну славу, а что до остального, то, если буду стоять три дня, в изумлении пребываю с Богом, и нимало не чувствую труда». И, продолжая свое слово, авва Исаак рассказывает следующее: «...стоял [я] на дворе келий моей, между тем как солнце было еще высоко, [и,] начав службу, только в продолжение первой славы совершал оную с сознанием, а после того пребывал в ней, не зная, где я, и оставался в сем положении, пока не взошло опять солнце в следующий день и не согрело лица моего. И тогда уже, как солнце начало сильно беспокоить меня и жечь мне лицо, возвратилось ко мне сознание мое, и вот увидел я, что настал уже другой день». Возможно, кто-то подумает, что такие подвиги могли совершать только древние отцы. Но «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8) Господь дает Свою благодать и сегодня всем, кто желает подвизаться.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010