Этими словами обозначается не неравенство, а рожденность Сына. 5. Ведь даже о Святом Духе, о котором не сказано, что «Он опустошил Себя, приняв образ раба», Сам Господь говорит: «Когда придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: «ибо не от Себя говорить будет, но говорить будет, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин.16:13—14). И если бы после этих слов Он бы сразу не сказал, продолжая, что «Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин.16:15), можно было бы подумать, что Святой Дух рожден от Христа так же, как Он от Отца. Ибо о Себе Он сказал, что «Мое учение не Мое, но Пославшего Меня», но о Духе Святом — «не от Себя говорить будет, но говорить будет, что услышит» и «от Моего возьмет и возвестит вам». Но так как Он объясняет, почему Он сказал «от Моего возьмет» (ведь Он говорит, что «Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет»), нам остается понимать лишь так, что Дух Святой имеет от Отца, как и Сын. И как же это может быть, как не в соответствии с тем, что мы сказали выше: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15:26)? Итак, сказано, что Он, исходя от Отца, не говорит от Самого Себя. И поскольку из этого не следует, что Сын меньше, ибо сказано, что «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего» (ведь это сказано не в соответствии с образом раба, но в соответствии с образом Божиим, как мы это уже показали; эти слова означают не то, что Сын меньше, но то, что Он от Отца); постольку и Дух Святой не есть меньше, ибо о Нем сказано, что «не от Себя говорить будет, но говорить будет, что услышит», что означает, что Дух Святой исходит от Отца. Но раз и Сын есть от Отца, и Дух Святой от Отца исходит, почему они Оба не называются сыновьями, почему оба не называются рожденными, но первый — одним Сыном Единородным, а второй — Духом Святым, не Сыном, не рожденным (ведь если рожденный, то, значит, и сын)? Если Бог даст (и настолько, насколько даст), мы рассмотрим этот вопрос в другом месте.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2778...

Вместе с тем, нужно заметить и то, что все слова (Писания) важны и изучаются с большим трудом, – заметить против тех, которые думают, что знание Писаний возможно и при праздности и развлечениях. Еккл.1:9 . Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Что есть то, что было? Тоже, что будет. И что есть то, что сделано? Тоже, что сделается. И нет ничего нового под солнцем. Мне кажется, что о том, что исчислил выше, – о прехождении родов, о стоянии земли, восходе и заходе солнца, течении рек, обширности океана и обо всем что узнаем мы мыслию, или зрением, или слухом, теперь он говорит вообще, что нет ничего в природе вещей, чего бы не было прежде. Ибо от начала мира и люди рождались и умирали, и земля стояла, повешенная на водах, и восходившее солнце заходило; и чтобы не упоминать о слишком многом, Богом Творцом давалось и птицам летать, и рыбам плавать, и животным земным ходить, и ползающим пресмыкаться. Нечто подобное сей мысли высказал и комический поэт: «Ничего не сказано, чего не было б сказано прежде» (Terent. In Prolog. Eunuchi). Поэтому учитель мой Донат, когда объяснял этот стишок, говорил: «да погибнут те, кои прежде нас сказали наше». Если в области слова не может быть сказано ничего нового, то тем более ничего не может быть нового в порядке мира, который от начала так совершен, что Бог в день седмый почил от дел своих. В одной книге я читал: если все, что сотворено под солнцем, было в прошедшие века, прежде чем появилось теперь, а человек создан уже по сотворении солнца: то следует, что и человек был прежде чем появился под солнцем. Но это заключение не имеет места, потому что в таком случае можно сказать, что и скоты, и насекомые, и все малые и великие животные были прежде, чем создано небо. Впрочем, может быть возражатель ответит на это, что из дальнейшего видно, что у Екклезиаста речь идет не о прочих животных, а о человеке, так как он говорит: «нет ничего нового под солнцем, о чем кто-либо говорил и сказал: вот это новое.» Говорят не животные, а только человек, и если бы животные говорили, что это новое, то и уничтожалось бы положение, что нет ничего нового под солнцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Едва ли они понимали своего Учителя, когда Он говорил им о Царстве Небесном, и совсем не верили, что Он – Сын Божий, пришедший в мир для спасения и искупления людей. Бывали дни, когда они теряли веру в Иисуса даже как в еврейского царя-завоевателя; были и дни полного разочарования в Нем и даже глубокого сожаления, что Он ввел их в заблуждение. Да, все это было. Но что же такое случилось с ними, что они мгновенно отрешились от всех своих заблуждений, от всех ложных взглядов на Иисуса и Его назначение? Что такое случилось, что они сразу уразумели все, чего прежде не понимали? Что такое случилось, что они стали открыто, всенародно проповедовать воскресшего Христа, Сына Божия, посланного Отцом в мир для спасения людей и искупившего их Своей Кровью? Что такое случилось, что они, некнижные люди, стали сразу же приводить все пророчества о Христе и объяснять их в их истинном значении, а не так, как объясняли книжники и фарисеи? Что такое случилось, что Апостолы стали исцелять больных от всех болезней и изгонять бесов? Что такое случилось с Апостолами, что на угрозы властного Синедриона, распявшего их Учителя, они, вместо того, чтобы с покорностью подчиниться приказанию молчать, отвечают смело, убежденно: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали»? Что такое случилось, что они начинают всенародно крестить всех, по слову их уверовавших во Христа, Сына Божия? Да, что такое случилось с Апостолами, что они мгновенно преобразились, стали не теми, какими были? Да, что такое случилось с ними? Объясните-ка это вы, неверующие в Господа нашего Иисуса Христа! Вы можете только отрицать это событие. Но как же вы объясните, что с этого именно момента, силой слова Апостолов, вера в распятого и воскресшего Христа, Сына Божия, стала быстро распространяться не только среди евреев, но даже и язычников? Этого вы не можете отрицать. Так подумайте же: какими Апостолы были до дня Пятидесятницы и какими стали тотчас же после описанного св. Лукой события? И вы вынуждены будете признать, что в этот день, в это знаменательное утро, с ними действительно случилось нечто необыкновенное, что они сразу преобразились, стали не теми, какими были.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Еккл.3:14 . Познал я, что всё, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, – и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его. Познал я, что все, что сотворил Бог, то будет вечно, к тому не может быть прибавлено и от того не может быть убавлено: и Бог сотворил, чтобы боялись от лица Его. Нет ничего в мире, что было бы новое. Движение солнца и перемены луны и земли, увядание или развитие деревьев получили начало и определены с началом самого мира. И Бог все устроил в известном порядка и определил стихиям мира служить для потребностей человеческих, для того, чтобы люди, видя это, уразумевали, что есть Промысл и страшились от лица Божия, из равномерности движения, порядка и постоянства вещей уразумевая Творца. «Невидимая бо Его, от создания мира твореньми помышляема, видима суть, и присносущная сила Его и божество» ( Рим.1:20 ). Если мы захотим, отделив предшествующую мысль, читать как бы с начала нового отдела: «И Бог сотворил чтобы боялись от лица Его», то смысл такой: Бог все сотворил, чтобы люди боялись изменять в другую сторону то, что Он однажды распределил. И прекрасно определил мысль, сказав, чтобы боялись от лица Его, ибо «лице Господне на творящия злая» ( Пс.33:17 ) Еккл.3:15 . Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, – и Бог воззовет прошедшее. Что есть бывшее? То самое, что есть и что будет, уже было: и Бог взыщет того, кто терпит преследование. Все, что видим, прошедшее ли, или настоящее, или будущее, то же самое и было, и есть, и будет. Солнце, которое ныне восходит, восходило и прежде нашего появления в мире, и будет восходить после нашей смерти. Мы указали на солнце, чтобы из этого видеть, что и прочее есть тоже, что было. Но, хотя все это, по-видимому, по закону смерти прекращается, однакоже не погибает, потому что возникает оживая снова, и ничто не погибает навсегда, но возрождается и оживает как бы с некоторым приращением. Эта именно мысль выражается в словах: «и Бог взыщет того, кто терпит преследование», что по-гречески переведено лучше: χα 6 θες ζητησει τον δωκμενον, – «Бог взыщет гонимого», то есть то, что прошло, что изгнано, что перестало существовать. А если это говорится о всем существующем в мире, то относительно человека нет никакого сомнения, что по смерти он возрождается. А если кому угодно читать как бы отдельною мыслью: «и Бог взыщет того, кто терпит преследование», тот может пользоваться этим свидетельством в отношении к преследованию со стороны язычников, для утешения того, кто пребывает в подвиге мученичества. И поскольку, по апостолу, во веке сем все, желающие жить благочестиво, терпят гонение: то пусть они имеют утешение, что Бог взыскует терпящего гонение, как взыскует кровь убитого, что Он пришёл взыскать погибшее и заблудшую овцу на раменах Своих принёс к стаду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Не указывай мне на наши богословия, потому что в них на основании Слова Божия изложили богословы нашей Церкви только то, что служит к обличению еретических нелепостей, а не то, что изъясняло бы Божеское естество. Почему содержи в мысли паче то, что поелику Божеское естество неприступно, то конечно и непостижимо, а что непостижимо, то и неизглаголанно. Сколько раз бывает, что и то, что понимаем, не можем выразить словом, как должно? То же, о чем все Божественное Писание свидетельствует, что Оно невидимо и недомыслимо, какой человек или какой Ангел может изъяснить и описать понятно? Конечно никакой. Никак невозможно человеческому уму понять и окачествовать каким–либо именем то, что не есть что–либо из сущаго. И все Божественное Писание всеми, содержащимися в нем, о Боге мыслями и речениями представляет только, что Бог есть, а не то, что Он есть. И то еще явно открывает оно о Боге, что Он всегда есть, — и что Бог сый и присно сый есть триипостасен, всемогущ, Вседержитель, Всевидец, Творец и Промыслитель всяческих, вседовольный, преестественный, — и что Он столько познается нами, сколько может кто увидеть безбрежнаго моря, стоя на краю его ночью с малою в руках зажженною свечею. Много ли, думаешь ты, увидит этот из всего того безбрежнаго моря? Конечно малость некую, или почти ничего. При всем том он хорошо видит воду ту, и знает, что пред ним море, что море то безбрежно, и что он не может его все обнять взором своим. Так есть дело и в отношении к нашему Богопознанию. Представлю вам и другой пример к уяснению сего предмета. Предположим, что найдется какой либо человек, который никогда не видел воды и не пил ея, почему и не знает, что такое есть вода, а ты разсказываешь ему о воде, живописуя ему источники, реки и моря. Слушая это, он конечно попросит тебя сказать ему, какова природа воды, каков вид ея, каково качество и количество ея, откуда берет она начало, как течет, и как, непрестанно текучи, никогда не истощается. Скажи же мне теперь, что бы ты ответил ему? Я думаю, что, хотя бы ты был очень высокаго ума и очень многосведущ, но никак не можешь тому, кто никогда не видел и не пил воды, растолковать, и дать понять, что такое вода, откуда она берет начало и как течет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

III. Кто скажет, что благодать Божия, которою оправдываемся чрез Иисуса Христа, Господа нашего, имеет силу только для прощения совершенных грехов, а не для помощи, чтобы они не совершались, анафема да будет. IV. Кто скажет, что благодать Божия чрез Иисуса Христа, Господа нашего, помогает нам в избежании грехов чрез то только, что чрез нее открывается нам понимание заповедей, чтобы мы знали, к чему мы должны стремиться и чего избегать, но не дает помощи любить и иметь силу делать то, что следует делать, анафема да будет. Ибо когда Апостол говорит – «знание надмевает, а любовь созидает», то совершенно нечестиво верить, что благодать Христову мы имеем для того, что надмевает, а не для того, что созидает, так как дар Божий есть и знать, что мы должны делать, и любить, что мы будем делать, чтобы при созидающей любви знание не могло надмевать. О Господе написано как то, что Он научает человека знанию 134 так и то, что любовь – от Бога 135 . V. Кто скажет, что благодать оправдания дается нам для того, чтобы легче могли мы исполнить чрез благодать то, что приказано делать чрез свободное решение, так что, если бы и не было благодати, мы могли бы исполнить божественные заповеди, хотя не так легко, анафема да будет, ибо о плодах заповедей не сказал Господь «без Меня труднее может делать», но сказал: без Меня ничего не можете делать 136 . VI. Кто думает что слова ап. Иоанна: если говорим, что грехи не имеем, обманываем самих себя и истины нет в нас, нужно понимать в том смысле, что ради смирения не следует говорить греха не имеем, а не потому, что действительно так и есть, анафема будет. Ибо Апостол, продолжая, прибавляет: если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи и очистит нас от всякой неправды 137 . Здесь достаточно ясно, что это сказано не из смирения, но в буквальном смысле, ибо Апостол мог бы сказать: если скажем, что греха нет, то себя превозносим и смирения нет в нас, но когда говорит: себя прельщаем и истины нет в нас, ясно показывает, что тот, кто скажет что не имеет греха, говорит не истину, а ложь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Б.ЛАЗАР: Нет, вы знаете, я с вами не согласен. Это религиозный праздник, я объясню почему. Например, написано в Торе, что нужно любить ближнего. Почему? Потому что помни, как тяжело было в Египте, когда вы были рабами у фараона. Что это значит? Что отношение к другому человеку должно быть правильным почему? Потому что ты тоже когда-то чувствовал, что такое быть угнетенным, быть в рабстве. И поэтому не возьми другого человека и сделай его своим рабом. Не важно, если ты секретарь на работе или, там, сосед – не важно. Отношения должны быть правильные. И как это возможно? Только когда ты помнишь историю. И это есть религия. Религия – это не какие-то догмы. Религия – это любить ближнего, помогать другому человеку, относиться правильно к родителям и так далее. И откуда мы это все знаем? М.БАРЩЕВСКИЙ: Нет, почему вы говорите, что это религия? Это нормальная человеческая нравственность. Б.ЛАЗАР: А знаете, когда эта нормальная нравственность вдруг отсутствует, это потому, что у человека нет веры в бога. Он боится только милиционера или что его посадят. А когда у человека внутри есть вера в бога и понимает, что отношение к другому человеку это его обязанности, не его выбор... М.БАРЩЕВСКИЙ: То есть вы сейчас мне говорите, пытаетесь доказать, что совесть – это бог. Б.ЛАЗАР: К сожалению, да. М.БАРЩЕВСКИЙ: А мне кажется, что совесть и то все, о чем вы говорите, это продолжение инстинкта самосохранения существа, проживающего в стаде. Б.ЛАЗАР: Я говорю так. Что если совесть – это только то, что я думаю правильно и то, что я понимаю правильно, завтра я буду оправдывать любые мои действия. И там я могу делать все, потому что я уверен, что я прав. А когда кто-то другой, в этом случае бог мне говорит, что я должен делать, что мне нельзя делать, и будет это делать даже когда я это не понимаю или не согласен. М.БАРЩЕВСКИЙ: Я не пытаюсь вас переубедить. Но просто хочу, уж коли прозвучала ваша точка зрения, ответить своей. Мне кажется, что я когда что-то делаю, я делаю так, а не иначе не из-за милиционера и не из-за бога, а потому, что вся история существования человечества выработала определенные правила общежития. Они по-разному формулируются. " Моя свобода заканчивается там, где начинается ваша свобода " , – известная фраза. Они все не обязательно богом данные. Просто иначе в социуме нельзя было бы жить. Известна марксистская фраза " Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества " .

http://religare.ru/2_73893.html

Ею он и по смерти говорит (λαλε) еще. То есть чрез ту самую веру говорит еще, то есть вера произвела то, что он еще ныне живет, и поставила его для всех учителем, едва только не говорящим: " подражайте мне, люди, и будучи праведны, угождайте Творцу " . Итак, говорит тем, что его прославляют, о нем проповедуют, о нем вспоминают, как и небо говорит, будучи только видимым. Ибо не столько действует слово, сколько страдание его. Сказал же это для того, чтобы показать малодушным что праведник и здесь в известной мере наслаждается почетом? поэтому и вы будете наслаждаться. В некоторых списках, впрочем, сказано: λαλεται - говорит от себя, но, я думаю, это неправильно. Верою Енох переселен был так, что не видел смерти (Быт.5:24); и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. Он показал веру больше, чем Авель. Ибо то, что случилось с Авелем, способно смутить, потому что, несмотря на праведность Авеля, было допущено, чтобы он был убит братом. Ибо что такое, если бы убийца был наказан? Какая от этого польза убитому уже? Итак, великую веру он показал, уверовав, что если и не ныне, то в будущем веке - Бог воздаятель, и ею угодил Богу и, угодив, переселен. Итак, верою переселен, то есть вера, которой он угодил, переселила его. Смотри, как чрез Авеля Бог показал, что определение Его о смерти истинно; чрез Еноха же снова показал, что это определение временно и будет уничтожено. Итак, что он живым был переселен и что теперь еще живет, - мы знаем, но где, или как, - неизвестно, так как в Писании не сказано об этом. А без веры угодить Богу невозможно Если кто не уверует, что есть воздаяние добрым и злым, тот не угодит. Ибо как может кто-нибудь идти трудным путем добродетели, не будучи убежден в том, что в будущем веке есть разнообразные и постоянные воздаяния? Слушай и дальнейшее. Ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. То, что Бог есть и что Он воздает, - это мы содержим по вере, ибо некоторые утверждают, что все существующее существует само собой; а что оно такое, по существу, это совершенно непостижимо для здравомыслящих. Что значит: ищущим Его? То есть тем, кто старается жизнью угодить Ему, а не тем, кто слишком занимается внешней мудростью. Обрати внимание на мудрость Павла, как он повсюду добавляет: воздает, ради малодушия верующих евреев.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Они не знают даже того, что они ничего не знают. Поэтому, приходит к выводу Сократ, по всей видимости, Пифия и хотела сказать, что Сократ умнее всех людей, потому что он знает хотя бы то, что он ничего не знает. «А на самом деле, – заканчивает своё повествование Сократ, – мудрым-то оказывается бог, и этим изречением он желает сказать, что человеческая мудрость стоит немногого или вовсе ничего не стоит, и, кажется, при этом он не имеет в виду именно Сократа, а пользуется моим именем для примера, всё равно как если бы он говорил, что из вас, о люди, мудрейший тот, кто, подобно Сократу, знает, что ничего-то по правде не стоит его мудрость» (Апол., 23 a-b). Знает всё лишь Бог . Человек же может стремиться к знаниям, быть философом, но не мудрецом. Поэтому Сократу и становится понятно, почему он ненавистен для всего города, – потому что он показывает невежество и самомнение людей. Далее, пишет Платон, Сократ рассуждает о том, как он относится к суду над ним. Он говорит, что даже если суд и вынесет ему смертный приговор, то тем не менее даже это не заставит Сократа отказаться от того образа жизни, который он вёл. Во-первых, бояться смерти – не что иное, как думать, что знаешь то, чего не знаешь. Никто из смертных людей не знает, что такое смерть, не знает, что нас ждёт после смерти. Однако все боятся смерти, как будто знают, что их ждёт впоследствии. Но не это ли самое позорное невежество – думать, что знаешь то, чего не знаешь. Впоследствии в «Федоне» Платон в уста Сократа вложит следующую мысль: философия – это постоянное стремление к смерти (Федон, 67e–68b). Философия познаёт вечные истины, а мы, по мысли Сократа, в нашей жизни познаём лишь текучие временные вещи, следовательно, постигая вечные истины, мы всегда стремимся освободиться от чувственного мира, т.е. стремимся к смерти 16 . Поэтому Сократ перед смертью и говорит своим ученикам, что если философ всю жизнь стремился к смерти, неужели же он встретит её с печалью, когда настанет её время? Поэтому на суде он говорит судьям: «Я слушаться буду скорее Бога, чем вас, и, пока есть во мне дыхание и способность, не перестану философствовать, уговаривать, убеждать всякого из вас, кого только встречу, говоря то самое, что обыкновенно говорю... Отпустите меня или нет – поступать иначе, чем я поступаю, я не буду, даже если бы мне предстояло умирать много раз» (Апол., 29d). Сократ на суде упомянул об одном интересном факте из своей жизни. В качестве подтверждения того, что он поступает правильно, совершенно отказываясь от просьбы о помиловании, Сократ рассказывает о некотором внутреннем божественном голосе. Этот голос часто говорил ему, что он не должен делать. Он никогда ему не предписывал, что нужно делать, но всегда останавливал, когда Сократ хотел сделать что-нибудь не так. Так вот, говорит Сократ, ни вчера, ни сегодня, ни сейчас мой внутренний голос ничего мне не говорит. Это значит, что я поступаю совершенно правильно 17 . Учение

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

Поэтому кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен идти так, как Он шел ( 1Ин.2:6 ). Каким образом, братья? Что он нам советует? Кто говорит, что пребывает в Нем, то есть во Христе, [P. 136] тот должен идти так, как Он шел. Может быть, он советует нам, чтобы мы ходили по морю? Отнюдь! Стало быть, это означает, что должны идти по пути праведности. Что это за путь? Я уже упомянул об этом. Он был распят на кресте и все же шел по этому пути – это путь любви: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Поэтому, если ты научишься молиться о враге твоем, ты пойдешь по пути Господа. 10 . Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала ( 1Ин.2:7 ). Какую заповедь [апостол] назвал древней? Которую вы имели от начала, – говорит он. Стало быть, потому она древняя, что вы уже слышали ее. Иначе он вступит в противоречие с Господом, изрекшим: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга ( Ин.13:34 ). Но почему заповедь древняя? Не потому, что она относится к ветхому 119 человеку. Почему же тогда? Которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали ( 1Ин.2:7 ). Стало быть, потому она древняя, что вы уже ее слышали. И ее же он показывает как новую, говоря: но притом и новую заповедь пишу вам ( 1Ин.2:8 ). Не другая, а та же самая, которую он назвал древней, она же является новой. Но почему? «Она истинна и в Нем, и в вас» (ср. 1Ин.2:8 ). Почему она древняя, вы уже услышали: потому что вы уже знали ее. Но почему новая? Потому что тьма проходит и истинный свет уже светит ( 1Ин.2:8 ). Вот почему она новая: потому что тьма относится к ветхому человеку, а свет – к новому. Что говорит апостол Павел? «Совлеките ветхого человека и облекитесь в нового» ( Кол.3:9–10 ). А что еще он говорит? Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе ( Еф.5:8 ). 11 . Кто говорит, что он во свете, – теперь ясно дает понять все, что он сказал: Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме ( 1Ин.2:9 ). Ох, братья мои, как долго [P. 138] мы будем говорить вам: любите врагов ( Мф.5:44 )? Смотрите не проявляйте ненависти к братьям, что еще хуже, [чем ненавидеть врагов]. Если вы только любите братьев, вы еще не совершенны. Но если вы ненавидите братьев, то каковы вы? Где вы? Пусть каждый заглянет в сердце свое; да не держит оно ненависти в отношении брата за какое-то суровое слово; из-за раздоров по земле да не станет он землей. Ибо всякий, кто ненавидит брата своего, не говорит пусть, что он ходит во свете. Что он сказал? Пусть не говорит, что ходит во Христе. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010