О пр. Маркиане. О сватости Маркиана, открытой Богом еще при жизни его современникам в разительных чудесах, говорят достоверные и современные писатели. Житие его написано современником Сергием. В нем говорится, что св. Маркианом мощи муч. Исидора (14 мая) положены были в церкви св. Ирины и когда он захотел перенести их в другое место, то их невозможно было сдвинуть и они поставлены в сем храме, который обновлен Маркианом и в нем во имя муч. Исидора сделан был придел и от его мощей были многие чудеса. Это было ок. 460 года. (Деян. св. Mai III. р. 445). Феодор чтец. († 520 г.) так пишет о пр. Маркиане: „2 числа месяца сентября случился великий пожар, начавшийся от Неория и распространившийся до храма ап. Фомы и Аманция (читают другие: Фомы Аманция). Эконом Маркиан, восшедши на кровлю св. Анастасии с евангелием в руках, силою своих молитв и слез сохранил храм невредимым (кн. 1, 23). «По Феодору чтецу это было в 871 году, а пожитию видно, что св. Маркиан скончался, не достроив храма Ирины и супруга Льва († 474... в 471) Верина взяла на себя окончание его. Если она взяла сие дело на себя при жизни мужа; то преподобный скончался между 471—474 годами. О пожаре см. 1 сентября. В курсе Патрологии Миня издано житие Маркиана Метафрастово с рукописи XI в. (Т. 114 р. 429).    III. Кто такие мученики Терентий и Агапий в славянских святцах 9, 10 и 11 января? Или Мертий 12 янв. и Агапий архим. 11 января или Тимолай и Агапий в Кесарии, что 16 марта, последнее вероятнее. 11    За достоверность жизнеописания пр. Феодосия ручается то, что оно написано современником его; ибо в самом житии писатель представляет себя современником Анастасия императора. Это был ученик пр. Феодосия Феодор, еп. петрский. Житие его на греч. языке известно в рукописях (Fabr. bibl. graeca. Т. X. р. 337. ed. Harles); известно оно и в переводе на слав. язык и также в рукописях, наприм. в библиотеке Троицкой Лавры. Метафраст составил житие по сему жизнеописанию с сохранением даже признаков современности писателя св. Феодосию. В житии сказано, что пр. Феодосий удостоился многих похвал от папы Агапита. Этого не могло быть, ибо Агапит вступил на престол в 535 году, а Феодосий умер в 529. Переписчик жития вместо Феликса ошибочно поставил Агапита. (сн. Assemani Calend. Т. 6. р. 25—30) Даниил игумен, паломник русский начала XII в., лобызал мощи пр. Феодосия в его лавре в 6 верстах от Иерусалима.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Память пожара. В александрийской хронике описывается пожар при Льве Великом (457—474), бывший на 12 году его царствования, следовательно в 469 или 470 году. Подобного сему пожару в Царьграде не было никогда: город горел от моря до моря. Автор Константинопольских древностей говорит, что город горел 6 месяцев к что император устрашенный вышел к морю и построил храм Маманта в Сигме и -тик. (Дю- Канж lib. II. 118. Bandurii anmiquim. 57. 732). Осмщение его 12 июля. (См. греч. минеи). Феодор чтец пишет: на епископскую кафедру Антиохии по общему приговору возведен был Иулиан. (Это было в 471 году). В это время 2 сентября (sic. См. 2 сентября) случился великий пожар, начавшийся от Неориона и распространившийся до храма ап. Фомы Аманция (не верно в русском переводе: Фомы и Аманция). Эконом Маркиан, восшедшы на кровлю св. Анастасии с евангелием в руках, силою своих молитв и слез сохранил храм невредимым (§ 23 стр. 512 русск. перевод). Евагрий, описав антиохийское землетрясение на 2 году царствования Льва (458459 г.), продолжает: «около того же времени случилось подобное или еще тягчайшее бедствие в Константинополе» и проч. (Ц. Ист. II. гл. 13). В определении времени пожара вернее следовать александрийской хронике и Феодору чтецу, чем Евагрию. В славянских печатных святцах XVII в. в летописи в более древних выставлен год пожара 5965, т. е. 465 (ибо в сей летописи до Р. X. считается 5500 лет), а в более поздних 5958 г. т. е. 458, согласно с Евагрием. 2     Муч. Мамант и отец его Феодот. В Деяниях св. (Aug. III. 423) довольно обширное наследование о св. мученике и помещено страдание его, вообще согласное с повествованием слав. четьи минеи из Метафраста, который сам имел древнейший сказания о мучениках. У Василия В. есть целое слово на день сего мученика, произнесенное в его храме близ Кесарии, содержащее впрочем не много сведений об его жизни. Св. Василий называет его пастырем (пастухом), который не от других заимствовал знаменитость, но сам продолжением жизни возжег светильник и пастушескую бедностию обличает богатство.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Хелони (черепаха) — местность. Мес. 24 нояб.     Херсонес дикийский, 14 апр. о Мартине.     Хинодаккский монастырь в Вифинии. Зам. 14 янв. 6 дек.     Хора монастырь в Царьграде. Зам. 12 мая.     Хрисоваланта монастырь в Царьграде. Зам. 28 июля.     Хрисопетра (Золотой Камень) — обитель в Понте. Мес. 24 нояб.     Хрисополь в Вифинии близ Византии, ныне Скутари. Зам. 26 мар. Мес. 22 сент., 28 нояб.     Хузивская Лавра. Зам. З окт.     Церковь, а не царския палаты, есть место решения церковных вопросов. Зам. 8 августа.     Чтение библии без обучения грамоте, по благодати. Зам. 7 авг.     Чудо истечения мира от мощей: муч. Гликерии. Зам. мая 13, Ермионии 4 сент., Димитрия 26 окт.     Чудо произращения власов гдавою ср. Анфима. Зам. 3 сент.     Чудо исхождения целебного праха от гробницы Иоанна Богослова. Зам. 8 мая.     Чудо истечения крови из гробницы св. Еффимии. Зам. 16 сент.     Чудо истечения крови от иконы Спасителя в Вирите. Зам. 11 окт.     Фавот (Тавбаст) в Египте, 21 окт. об Иларионе.     Фаре река к северу от Парижа (Тнага), 3 июня о Лукиане.     Феодор Дафнопат. Мес. и Зам. 7 янв. 11 нояб.     Феодор, еп. петрский, жизнеописатель. Зам. 11 янв.     Феополь т. е. Антиохия сирская.     Феостирикт жизнеописатель. Зам. 3 апр.     Феофан жизнеописатель. Зам. 4 апр.     Феофилакт Симокатта. Зам. 10 янв., мая 13, июдя 2, 12.     Феофил жизнеописатель. Зам. 15 нояб.     Фомы Аманция храм в Царьграде. Зам. 1 сент. и 6 окт. Прибавление     Римские и греческие императоры, патриархи восточные, римские пары, русские князья и цари, митрополиты и патриархи. Римские и греческие императоры    Октавиан Август. † 14.    Тиверий 14—37.    Кай Калигула 37—41.    Клавдий I 41—54.    Нерон 54—68.    Гальба и Вителлий 68—70.    Веспасиан 70—79.    Тит 79-81.    Домициан 81—96.    Нерва 96—98.    Траян 98—117.    Адриан 117—138.    Антонин Пий 138—161.    Марк Аврелий 161—180.    Коммод 180—192.    Септимий Север 193—211.    Каракалла 211—217.    Гелиогабал 218—222.    Александр Север 222—235.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Как уже упоминалось выше, после Аманция епископом стал Квинциан, год восшествия которого нам неизвестен. Но мы имеем его подпись под решениями Агдского собора 506 г., на котором он присутствовал. Вскоре после этого, по словам Григория Турского , поссорившись с горожанами и заподозренный вестготами в том, что собирался сдать город франкам, он из-за угрозы смерти решил бежать в Клермон, где нашел приют у местного епископа 1144 . Этот эпизод Григорий поместил до описаний событий вестгото-франкской войны, приведшей к битве при Вуйе в 507 г., в результате победы в которой франки продолжили свой поход и захватили Родез в 508 или 510 г. силами Теодориха, сына Хлодвига. Однако по отношению к этому возникают большие сомнения. Более чем странно выглядит побег Квинциана в Клермон, который до 508 г. был под властью вестготов, кроме того, Родез находился достаточно далеко на юг от границ франков, чтобы до войны Квинциан мог думать о передаче города франкам. В 511 г. Квинциан поставил свою подпись под решениями собора как епископ Родеза, и у нас нет оснований сомневаться в этом, с учетом того, что вестготско-франкская война продолжалась и после смерти Хлодвига в 511 г. 1145 Естественнее перенести изгнание Квинциана на период после 511 г., когда король остготов Теодорих в 512/513 г. заключает мир с наследниками Хлодвига и официально отказывается от всякой попытки отвоевать утраченные земли. И так как в дальнейшем никаких боевых действий между франками и готами не велось, то можно с наибольшей вероятностью предположить, что область Родеза была вновь отвоевана и возвращена под власть готов в 511–513 гг. Именно после этого произошел конфликт Квинциана с горожанами, который, если судить по «Vita Patrum» Григория Турского , был инспирирован скорее не тем, что Квинциан симпатизировал франкам, а тем, что он благословил перемещение мощей святого Аманция и тем самым совершил грубое вмешательство в культ святого, почитаемого в Родезе 1146 . Кроме того, Квинциан был уроженцем Африки и, следовательно, не принадлежал к местным родам, которые сами хотели удерживать контроль над собственным городом, чему способствовала епископская должность. Это косвенно подтверждается и в завещании Далмация, который просил не назначать на епископскую кафедру чужака или иностранца 1147 . После чего местным жителям удалось убедить готов в том, что Квинциан замышляет измену, и тот, испугавшись, решил скрыться у епископа Евфразия в Клермоне, в то время уже принадлежащем франкскому королю Теодориху I. Григорий же, скорее всего, сознательно поместил этот эпизод до начала войны, чтобы на его примере лишний раз продемонстрировать симпатии католических епископов Галлии к франкским королям в противовес арианскому королю Алариху II. И, как выразился Я. Вуд, изобразить их «пятой колонной» франков, что на самом деле не соответствовало истине 1148 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Чем ярче и сильнее озаряющий что-либо свет, тем гуще противоположный ему мрак. Чем громче заявлялась святость Симеона, тем бешенее изливали на него свой яд безбожники, завистники, порочные и злобные, подвигаемые отцом лжи и зла. Его благословлял народ, но мнимо-мудрые поносили, обзывали лжецом, притворщиком, честолюбцем!.. Приведем нисколько примеров из многих. В Антиохии оставались еще язычники и были тогда, как есть и теперь в богатых и разгульных городах, атеисты, плотоугодники, свободно-мыслители, и свободно-верователи всякого рода. Некоторые из философов этих, признававшие, что участие Бога ни к чему не нужно в мире, где все совершается по определенным причинам естественным и по случайностями со сложения обстоятельств, пришли искушать святого софизмами научного краснобайства. На звуки слов их он отвечали духом слов Писания, против которых они по могли спорить, и чудесами, действительности которых они не могли не сознавать. Гнев их разгорелся еще сильнее; они искали только случая мстить. Один из жителей Антиохии, впав в опасную и продолжительную болезнь, истощил все свое состояние на врачей, без пользы. Святой исцелил его внезапно молитвою. В избытке благодарности, исцеленный поставил при дверях своего дома изображение Симеона, затеплил пред ним лампаду. Враги святого подняли клич: «Это изуверство, идолопоклонство! Стыд для времени и просвещенного города!!..» Приставили лестницу, но первый взлезший на нее свалился без чувств, второй, третий тоже; верные воздали хвалу Богу; посрамленные же мудрователи унесли своих больных в безнадежном состоянии. Симеон узнал об этом; он обратился к Господу с молитвой о просвещении и умирении несчастных, заблуждающихся гонителей истины. Ему представилось в видении, будто бы он в Императорском дворце, в Константинополе, и государь посылает одного из приближенных своих в Антиохию, где страшное чудовище, покорив своей власти множество людей, вместе с ними терзает лучших, мирных граждан; сановник же царский, прибыв на место, казнит преступников, щадя лишь одного. Видение это через четыре месяца объяснилось. Император, вследствие важных беспорядков в Антиохии, послал туда префекта Аманция, ученого, справедливого, но непреклонно строгого карателя пороков и злодеяний. Прибытие его смутило ложных философов и учителей, возбуждавших крамолы и бунты, и значительною частью принадлежавших к высшему городскому сословию. Исследование уличило многих в ересеучении, гаданиях, колдовстве, отравах, безбожии, преследовании христиан, и суд подверг их заслуженной казни. Только один из осужденных, лично ненавидевший св. Симеона, но известный этому прозорливцу, несмотря на его заблуждения, за человека чрезвычайно милосердого к нищим, сострадательного и способного еще обратиться к истине, был помилован Аманцием по предстательству Симеона.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Правление Юстина Старшего После смерти Анастасия на верховную власть могли претендовать его племянники магистр Востока Ипатий и консулярии Проб и Помпей, но династический принцип сам по себе ничего не значил в Римской империи без опоры на реальную власть и армию. Племянники, не имея поддержки со стороны экскувитов (лейб-гвардии), на власть, похоже, и не претендовали. Пользовавшийся особым влиянием на покойного императора препозит священной опочивальни (своего рода министр двора) евнух Аманций попытался поставить императором своего племянника и телохранителя Феокрита, для чего он, если верить Евагрию Схоластику, призвав комита экскувитов и сенатора Юстина, «передал ему великие богатства, приказав распределить их среди людей, особенно полезных и способных (помочь) Феокриту облечься пурпурной одеждой. Подкупив этими богатствами то ли народ, то ли так называемых экскувитов… (Юстин сам) захватил власть» . По версии Иоанна Малалы, Юстин добросовестно выполнил поручение Аманция и раздал деньги подчиненным ему экскувитам, чтобы те поддержали кандидатуру Феокрита, а «войско и народ, взяв (деньги), не пожелали сделать царем Феокрита, но по воле Бога сделали царем Юстина» . Юстин I на монете По еще одной и вполне убедительной версии, которая, впрочем, не противоречит сведениям о раздаче подарков в пользу Феокрита, вначале у традиционно соперничающих гвардейских частей (технология власти в империи предусматривала систему противовесов) – экскувитов и схол – были разные кандидаты на верховную власть. Экскувиты подняли на щит трибуна Иоанна – соратника Юстина, который вскоре после аккламации своего начальника императором стал клириком и был поставлен митрополитом Гераклеи, а схолы провозгласили императором магистра militum praesentalis (армии, расквартированной в столице) Патрикия. Возникшая таким образом угроза гражданской войны была предотвращена решением сената поставить императором пожилого и популярного военачальника Юстина, незадолго до смерти Анастасия разгромившего мятежные войска узурпатора Виталиана. Экскувиты одобрили этот выбор, с ним согласились и схолы, и народ, собравшийся на ипподроме, приветствовал Юстина.

http://pravoslavie.ru/59910.html

Банников А. В., Каспаров А. И., Пржигодзкая О. В. Житие святого Далмация. Vita sancti Dalmatii. 1.    История епископата Родеза до 580 г.. Родез находится на юго-востоке Аквитании, на р. Авейрон, в области, где во времена Цезаря жило галльское племя рутенов, от названия которых и произошло название города (Rutena), в дальнейшем трансформировавшееся в Родез. С севера к ней примыкает Овернь, а с юга – область Нарбонна. История епископата Родеза до назначения Далмация не слишком длинна. Он был всего лишь третьим епископом, назначенным на эту кафедру. История епископов Родеза до его восхождения на кафедру достаточно любопытна, и для более глубокого понимания положения епископата на момент назначения Далмация необходимо изложить все, что мы знаем о его предшественниках. Однозначно можно утверждать, что на протяжении почти всего V в. епископская кафедра в городе Родезе пустовала. Этим знанием мы обязаны небезызвестному письму Сидония Аполлинария, датируемому 475 г. 1138 , где он перечисляет города, в которых епископские кафедры при вестготах оставались вакантными. В их числе и Родез, но, видимо, вскоре ситуация меняется и на кафедре Родеза появляется первый епископ. Им был некто Аманций, достаточно почитаемый и знаменитый в VI в., что нашло отражение и в житии Далмация 1139 , где его не преминули упомянуть. Видимо, благодаря популярности культа этого епископа, было впоследствии составлено и его житие 1140 , которое приписывают Венанцию Фортунату и которое сохранилось до наших дней. Этот документ не дает нам возможности точно определить ни год назначения Аманция, ни срок его служения. Однако в тексте есть упоминание, что промежуток времени между ним и его последователем, епископом Квинцианом, был невелик 1141 . Также мы обладаем свидетельством Григория Турского о том, что Аманций был непосредственным предшественником Квинциана 1142 . Таким образом, приблизительные временные рамки, в которые епископом Родеза был Аманций, можно определить как 475–506 гг. Однако в действительности это время было меньше 1143 , но точнее определить его не представляется возможным.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Происхождение новой династии служило предметом многих разысканий, особенно со стороны исследований славянской древности. Вместе с двумя товарищами Юстин явился в столицу попытать счастья на военной службе во время Льва I. Отечественный город Юстина и Юстиниана до сих пор составляет предмет спора между исследователями, полагают на основании некоторых данных родиною их или Северную Македонию близ теперешнего Битоли, или окрестности Ускюба. Славянское происхождение их утверждать или отрицать нет достаточных оснований, т. к. страна эта в V—VI вв. была уже занята славянским элементом, и славянское происхождение выходцев из Северной Македонии вполне возможно; но, с другой стороны, в деятельности Юстина и Юстиниана не заметно ничего, что обличало бы их славянское происхождение, и не проглядывает никаких славянских тенденций. Нужно, однако, помнить, что тогдашнее славянство представляло один этнографический материал, не развивший еще никаких особенных национальных черт, кроме языка. В ту эпоху у славян незаметно ни государственной, ни племенной идеи, которая начинает обнаруживаться гораздо позже. Т.к. Юстиниан всецело принадлежит по культуре и по идеалам, проводимым в государственной деятельности, к римскому миру, то находим во всех отношениях праздным вопрос о том, текла ли в его жилах славянская кровь. Хотя Юстин рисуется современным ему историкам как человек, совершенно чуждый греческой образованности и даже безграмотный, но эти слова нужно принимать с ограничениями. В царствование Анастасия встречаются указания на политическую роль и на ответственные поручения, возлагаемые на Юстина; так, он принимал участие в усмирении исаврского движения; в персидской же войне он вместе со своим племянником командовал отдельной частью. Эти данные вполне отвечают занимаемому им в придворной службе положению в последние годы Анастасия, именно он служил в гвардейском полку экскувиторов и занимал в нем офицерскую должность. Кроме того, следует принять во внимание и то обстоятельство, что в 518 г. Юстин достигает императорской власти не без борьбы; он имел могущественного соперника в лице евнуха Аманция, опиравшегося на преданную ему партию, и мог одержать над ним верх благодаря своему влиянию в гвардейских полках и своей известности.

http://sedmitza.ru/lib/text/442772/

После смерти императора Анастасия (8–10 июля 518 г.) на верховную власть могли претендовать его племянники – магистр Востока Ипатий и консулярии Проб и Помпей, но династический принцип сам по себе ничего не значил в Римской империи без опоры на реальную власть и армию. Племянники, не имея поддержки экскувитов (лейб-гвардии), на власть не претендовали. Пользовавшийся особым влиянием на покойного императора препозит священной опочивальни, своего рода министр двора, евнух Аманций попытался поставить императором своего племянника и телохранителя Феокрита, для чего он, если верить Евагрию Схоластику , призвав комита экскувитов сенатора Юстина, «передал ему великие богатства, приказав распределить их среди людей, особенно полезных и способных [помочь] Феокриту облечься пурпурной одеждой. Подкупив этими богатствами то ли народ, то ли так называемых экскувитов... [Юстин сам] захватил власть» 1 . По версии Иоанна Малалы, Юстин добросовестно выполнил поручение Аманция и раздавал деньги экскувитам, чтобы те поддержали кандидатуру Феокрита, а «войско и народ, взяв [деньги], не пожелали сделать царем Феокрита, но по воле Бога сделали царем Юстина» 2 . По еще одной и вполне убедительной версии (которая, впрочем, не противоречит сведениям о раздаче подарков в пользу Феокрита), вначале традиционно соперничающие гвардейские части, экскувиты и схолы, имели разных кандидатов на верховную власть – технология власти в империи предусматривала систему противовесов. Экскувиты подняли на щит трибуна Иоанна, соратника Юстина, который вскоре после аккламации своего начальника императором стал клириком и был поставлен митрополитом Гераклеи, а схолы провозгласили императором Патрикия, магистра praesentalis (армии, расквартированной в столице). Возникшая таким образом угроза гражданской войны была предотвращена решением сената поставить императором пожилого и популярного военачальника Юстина, незадолго до смерти Анастасия разгромившего мятежные войска узурпатора Виталиана. Экскувиты одобрили этот выбор, с ним согласились и схолы, после чего народ, собравшийся на ипподроме, приветствовал Юстина.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В следующем году, 3 мая, с помощью родственников покойной августы был обнаружен заговор куратора Плакидии Земарха. Ему предъявлено было обвинение в том, что он «говорил против царя многое и страшное» . В мае 562 года предпринята была попытка покушения на Юстиниана, в которую замешаны были бывший начальник монетного двора Авлавий, банкир Маркелл и племянник куратора Еферия Сергий. Они собирались напасть на императора при его выходе из триклиния. По рассказу об этом событии Феофана, «Авлавий взял у банкира Маркелла 50 литр золота за содействие. Но, по Божию благоизволению, сам Авлавий дерзнул сказать Евсевию, бывшему ипату, комиту федератов, и Иоанну, логофету… что-де в этот вечер мы хотим напасть на царя. Евсевий, доложив об этом царю, задержал заговорщиков и нашел при них скрытые мечи. Банкир Маркелл… выхватил… меч, нанес себе три удара в самом триклинии и умер тотчас же после своего ареста» . Сергий бежал и укрылся во Влахернской церкви, но его оттуда вывели. Во время допроса он оговорил разных влиятельных лиц в соучастии в заговоре, в том числе и полководца Велисария. И тот подвергся опале – лишению чинов, конфискации имущества, но скоро после этого Юстиниан убедился в его невиновности, и 19 июля император принимал Велисария во дворце, вернув ему чины и имущество. Через несколько месяцев после своего оправдания Велисарий скончался. Церковь Богородицы Влахернской, современный вид      Ш. Диль, не имея никаких документальных свидетельств, на основании только соперничества между племянником императора от его сестры Вигиланции Юстином и сыном двоюродного брата Юстиниана Германа, который также носил имя Юстин, предположительно связывает этот заговор с соперничеством родственников императора, которые «ввиду близкой его кончины… заранее спорили о наследстве» . В последние годы правления Юстиниана и в столице, и в иных городах не раз случались народные волнения и мятежи. В июле 555 года вспыхнул бунт иудеев и самарян в Кесарии Палестинской, сопровождавшийся убийствами местных христиан и поджогами церквей. Мятежники проникли в преторий и, схватив эпарха Кесарии Стефана, убили его. Для подавления бунта император направил отряд под командованием Аманция, и тот, по словам Феофана Исповедника, «разыскав бунтовщиков, иных повесил, иных обезглавил, иных казнил обсечением конечностей и лишением имущества. И был страх великий во всех восточных провинциях» – вероятно, в среде потенциальных мятежников.

http://pravoslavie.ru/78841.html

  001     002