Часовня — небольшое сооружение, несложные формы которого характерны для периода эклектики. В соответствии со своим местоположением на перекрестке она имеет срезанный внешний угол - здесь расположен вход в здание. Углы объема закреплены лопатками, карниз с зубцами раскрепован. Проемы завершены замковыми камнями, достигающими сандриков. Сторожка - небольшое прямоугольное одноэтажное строение под двускатной кровлей. Основная плоскость ее фасадов заглублена плоской нишей, на фоне которой рельефно выделяются лучковые бровки над прямоугольными окнами, опирающиеся на лопатки в простенках. Ступенчатый карниз дополнен поясом сухариков. В. Березин, В. Добронравов, 1896, вып. 3, с. 181-187. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 192-193 До закрытия в 1928 году храм носил название Никольской тёплой церкви и являлся частью храмового комплекса. В XVII веке в честь Святителя и Чудотворца Николая существовал престол в холодной Воскресенской церкви. Отдельная церковь в честь Святителя Николая, вероятно, построена вместо сгоревшей тёплой Михайло-Архангельской церкви, но когда - неизвестно. Существующая каменная церковь с приделом в честь Успения Божией Матери построена в 1765 году усердием прихожан. В 1841 году купчихой А.Н. Зиминой в церкви устроен другой придел во имя св. Иоасафа царевича. Вдова Зимина устроила этот придел в честь Ангела покойного своего мужа Иоасафа - богатейшего купца Гавриловского Посада и церковного старосты. Николаевская церковь Гаврилова Посада, судя по документам XIX века, являлась самой богатой среди приходских церквей Суздальского и Юрьевского уездов, уступая лишь древнему суздальскому Рождественскому собору. В ней хранилось большое количество икон " заслуживающих особенного внимания по их ценности и древности " , богатая утварь: напрестольные кресты, священные сосуды, лампады, кадила, предметы ризницы и прочее - вклады прихожан, в том числе купцов: Зиминых, Недошивиных, Киселёвых, Тюремновых, Козловых и других.

http://sobory.ru/article/?object=03701

При избрании в 1632 г. нового кор. Владислава IV Вазы были составлены «Пункты успокоения» - документ, определявший положение православной Церкви в Речи Посполитой. Согласно «Пунктам...», Луцкую кафедру предполагалось вернуть православным, а Ж. м. передать униатам. Однако, несмотря на соглашение, кафедра была пожизненно оставлена за униат. епископом. 15 марта 1633 г. кор. Владислав IV передал мон-рь в распоряжение новоизбранного Луцкого еп. Афанасия (Пузыны) . Вскоре благодаря поддержке короля и правосл. шляхты еп. Афанасий отобрал у униат. Луцкого еп. Иеремии Почаповского часть церковных имений. Однако постановление сейма 1635 г. вновь признало епископом Луцким Иеремию Почаповского. По королевскому привилею от 20 апр. 1638 г. Жидичинская архимандрия окончательно была передана греко-католич. Церкви, митр. Рафаилу Корсаку . С этого времени Ж. м. стал постоянной резиденцией Луцких греко-католических епископов. В 40-х гг. XVII в. обитель пришла в упадок, к 1647 г. в ней проживало лишь 6 монахов. Нек-рое время в XVII в. в Ж. м. находилась чудотворная Холмская икона Божией Матери . Здесь же униат. еп. Иаков Суша написал кн. «Феникс» о чудесах от иконы. Согласно «Летописи Самовидца о войнах гетмана Б. Хмельницкого и о междоусобиях, бывших в Малой России по его смерти», в Ж. м. принял постриг с именем Гедеон и стал его архимандритом бывш. гетман Юрий Хмельницкий. Возможно, митр. Киевский, Галицкий и всея Руси Дионисий (Балабан-Тукальский) номинально назначил Гедеона (Хмельницкого) архимандритом Ж. м., чтобы вернуть обитель в Православие. К 1740 г. Ж. м. владел 88 дворами в 13 населенных пунктах. К нач. XIX в. мон-рем было приобретено еще 4 селения; общее число крепостных достигло 1,6 тыс. чел. (в т. ч. 838 «ревизских душ»). Хозяйство Ж. м. имело натуральный характер (в 1765 г. насчитывалось 117 овец, 30 баранов и 30 ягнят), крестьяне работали на монастырь 2-3 дня в неделю. Также Ж. м. активно занимался торговлей, продавал лес и сено, закупал соль и другие товары в основном по Волыни и Галичине.

http://pravenc.ru/text/182287.html

В силу этого византийские монахи усердно заботились о своем образовании. Не получившие его в детстве восполняли этот недостаток в зрелом возрасте при помощи своих сподвижников или путем самообразования. Св. Лука Элладский († 946), происходивший из простого звания и не получивший в детстве образования, лишь только прибыл из уединенных мест, где первоначально подвизался, в город Коринф, тотчас пожелал научиться грамоте. Он со страстью предался науке и усердно стал изучать Св. Писание. 1763 Нил Россанский, приняв к себе в качестве ученика необразованного поселянина Стефана, на первых же порах стал учить его грамоте. Под руководством Нила Стефан изучил Псалтырь и обычные молитвы. 1764 Получившие образование в миру не пренебрегали им и в монастыре, но близко принимали к сердцу интересы знания и развития. Выше было показано, что монах все свободное от молитвы и богослужений время должен был чередовать между трудом и чтением. Последним он должен был заниматься даже больше, чем работой. История может представить примеры того, что монахи действительно очень усердно исполняли предписания относительно чтения и занимались им с любовью и увлечением. Нил Россанский, знаменитый греческий подвижник Южной Италии, получил в детстве прекрасное образование. Еще до поступления в монастырь он любил читать жития отцов пустыни – Антония, Саввы, Илариона и других. 1765 Сделавшись же монахом, он удвоил свое усердие к чтению религиознонравственных книг. Его биограф рассказывает, что в монастыре Меркурия он в точности исполнял все предписания устава относительно чтения; в свободное от послушаний время он обыкновенно садился вместе с монахом Фантином, своим сподвижником, и читал Священное Писание . Братия подходили к ним, и все молча слушали божественное слово из уст его. Слава об образовании Нила достигла инока Иоанна, игумена одного соседнего монастыря, человека также начитанного и ученого. Иоанн кроме Св. Писания постоянно читал творения св. Григория Богослова и изучил их в таком совершенстве, что у всех слыл под именем Нового Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

На Пасху 1764 (?) г. митр. Черногорский Василий (Петрович-Негош) рукоположил Д. во иерея. Вернулся в Далмацию, но вскоре из-за вспышки моровой язвы бежал в Косово. Здесь он перевел на народный серб. язык нек-рые толкования св. Иоанна Златоуста на Деяния святых апостолов и объединил их в сб. «Буквица» (1765), к-рый получил широкое распространение среди сербов. 2 месяца Д. прожил в мон-ре Драгович и через Корфу направился на Афон, но прибыл туда, когда иером. Евгений уже покинул Св. Гору. Святогорская атмосфера, борьба между болг. и серб. монахами за мон-рь Хиландар разочаровали Д. Через полгода он уехал через Патмос в Смирну, где стал учеником грека Иерофея. Из-за начала русско-тур. войны ему пришлось уйти, т. к. местные власти заподозрили в нем рус. монаха. Через острова Эгейского м., Грецию, Албанию, Венецию, Триест достиг Вены, где остался на 6 лет. Выучил нем., франц. и итал. языки, давал частные уроки. Посетил Италию, М. Азию, Молдавию и Львов. В 1782 г. в ун-те в Галле изучал философию, теологию и эстетику. Позднее переехал в Лейпциг с целью издать книгу на серб. языке, т. к. считал, что, «пока какой-либо народ не имеет книг на родном языке, он вынужден пребывать в темноте и варварстве». В 1783 г. на собственные средства издал 300 экз. автобиографии «Жизнь и приключения Димитрия Обрадовича, нареченного в монашестве Досифеем» (Живот и Дuмumpuja нареченого у Дocumeja) и послание «Любезный Харлампий, здравствуй, Христос воскресе», в 1784 г.- «Советы здравого разума». Занимался распространением своих произведений в серб. общинах при помощи купцов. Неск. лет прожил в Англии, затем вернулся в Вену. С кон. 1787 г. полгода жил в Шклове (совр. Белорусия) у мецената С. Г. Зорича, где написал 2-ю часть Жития. Благодаря подаркам Зорича в 1788 г. в Лейпциге опубликовал выдержавшие множество переизданий «Басни» (Езопове и прочих разных баснотворцев, с различни jeзuka на славеносербски jeзuk преведени). Поддерживал реформы имп. Иосифа II и его политику по освобождению Балкан от османского владычества. Но в 1804 г., после начала 1-го восстания сербов против турок, разочаровался в венском дворе, выступившем против восставших. Д. поддерживал связь с серб. лидером Карагеоргием и возглавил серб. миссию при ставке рус. войск в Румынии. В 1807 г. переехал в Белград, где в 1808 г. организовал Высшую школу, на основе к-рой впосл. был создан Белградский ун-т, и богословскую семинарию. Занимал пост 1-го в истории Сербии министра просвещения, был членом Правительственного совета. Похоронен в соборной церкви Белграда.

http://pravenc.ru/text/180339.html

Но не долго судил Господь России и августейшим родителям утешаться надеждою Отечества, – государем наследником цесаревичем. Уже он достиг было того предела возраста, в который мог обещать своим венценосным родителям внучат; уже для него избрана была и спутница жизни, прекрасная, кроткая и добрая, в лице принцессы Датской Дагмары, с чем уже и приветствовал было его августейших родителей святитель Московский Филарет, 1763 однако, в то время, когда он готовился было вступить в брачный союз, серьёзная болезнь уже подтачивала его здоровье в самом корне и вместо брачного венца уготовляла ему венец на небе. От 6 апреля 1865 года, в праздник Пасхи, святитель Филарет писал наместнику лавры, архимандриту Антонию: «По пророчеству с нами, праздник в плач. Телеграммою из Ниццы приглашают молиться о здравии государя наследника. Открыто предписать сие без высшего разрешения сомнительно. Словом пригласите к сему братию в обителях преподобного Сергия и в их церквах». 1764 Но от 10 апреля, по получении еще более тревожных и побудительных к молитве известий из Ниццы, святитель Филарет, не ограничиваясь молениями по церквам о здравии государя наследника, дал предписание московской духовной консистории о всенародном молебствии об избавлении Его Высочества от болезни. Молебствие на кремлевской площади с крестным ходом назначено было на 11 апреля. 1765 От 12-го же апреля, еще не зная о кончине государя наследника, святитель Филарет писал к наместнику лавры архимандриту Антонию: «Государыня императрица особенно желала, чтобы о государе наследнике молились в Лавре. Сие требование было получено вслед затем, как я о сем вам писать. Потом желала, чтобы я молился 7 дня в 7 часов утра, что исполнил я в точности, не зная причины назначения времени. Вам о сем не мог дать знать, потому что депеша перед тем получена в 11 часов вечера. Потом желала, чтобы молебствие было Божией Матери. Это исполнено мною у себя, а соборно вчера на Кремлевской Площади. Последнее известие от 9 часа вчерашнего вечера получено мною ныне в 6 часов утра. Болящий вчера приобщался святых тайн. Опасность возрастает. Только чудо спасти может. Кажется, приобщаются ныне святых тайн и государь, и государыня. (Это в депеше не довольно ясно). Невеста почти больна. Паки и паки Господу помолимся о болящем и о скорбящих. Утешительно, что прибегают к Богу. Господи, спаси царя и Россию, не болящую ли? 1766

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Несмотря на благоприятные условия для развития, Макаровская богадельня в настоящий монастырь не развилась,- этого, очевидно, не захотели владельцы, ибо утверждение обители неминуемо повлекло бы отчуждение построек и части земель, потребных на ее содержание. А так Полянские лично держали призренческий дом, компенсируя перед Богом свои земные прегрешения. Макаровский погост они пестовали с любовью. Иоанно-Богословская церковь, кроме прочего, замышлялась и как фамильная усыпальница, для чего ее поставили на мощную подклеть, вросшую в землю. М. А Полянский, умерший 5 февраля ст. ст. в 1710 году, нашел свое упокоение именно там, в полуподвале, превращенном в склеп. Во второй половине XVIII века Полянские в основном завершили формирование погоста и по монастырскому обычаю обнесли его стеной, поставив по углам на восточной стороне две башни. Колокольню специалисты датируют началом того же XVIII столетия (первые два яруса) и пост петровской эпохой (третий и четвертый ярусы). Честь завершения комплекса принадлежала Александру Ивановичу Полянскому, жившему в царствование Екатерины II, Павла и Александра I. Широкий размах инициатив проистекал из его бурной предпринимательской деятельности: он открыл в имениях несколько фабрик и мастерских, приносивших немалый доход. Воспользовавшись указом о вольностях дворянских, А. И. Полянский в 1765 году покинул армию, приехал в отцовское имение и энергично взялся за переустройство хозяйства. При нем количество крепостных приумножилось на 450 душ, площадь запашки он тоже увеличил на треть, завел новые сорта овса, проса, - словом, проявил себя как передовой хозяин. В 1763 году владелец в пару мужской богадельне построил такую же женскую, но без церкви. В 1780-е годы в Макаровке были возведены два флигеля для дворовых, скотный двор, управительский дом, пять каменных риг, три моста через речки, отремонтирован барский дом, заново расписан иконостас, а на колокольне установлены часы. В 1803 году он испросил разрешение на пристройку к ней храма Знамения, тем самым «свершив милосердие, не законченное предками». Женская община тоже рассчитывалась человек на десять. Получив соответствующее дозволение от духовных властей, Полянский дополнил богадельню Знаменской церковью, скопированной с очертаний Михайло-Архангельской, и тем самым достиг иллюзии одновременности и комплексности замысла всего ансамбля в целом. В хорошем вкусе Полянским отказать нельзя!

http://sobory.ru/article/?object=04079

А сие достигается повседневным в законе Божием поучением. 5) За тщание в учении и житии добром, награждения ожидать от Бога в будущем веке; но и здесь – высшие чины и почтение приобретается чрез образование. 6) В воскресные дни ученики должны ходить на службу Божию в церкви; в церкви становиться по клиросам, и приучаться Церковному кругу; в церкви стоя, берещися от разговоров, а только внимать прилежно чтению, пению и молитве. 7) Крайне берещися имя Божие напрасно поминать, где не надлежит (о чем учитель может рассказать), и не божиться, как у многих обычай, есть: ей Богу, на то Бог; но, по слову Христову, довлеет: ей, ей ( Мф. 5:37 ). 8) Отцам и матерям своим, командирам, старшим людям всякое почтение и делом и словом оказывать. 9) О больших лицах и ни о ком не разговаривать; но только о своем школьном деле, потому что отселе порок осуждения происходит; чужих дел и поступков не разсуждать, но всякому знать свое дело. 10) Никаких прозваний, а паче – непристойных, друг другу не прокладывать. 11) Чистоту и непорочность всякому наблюдать, под опасением исключения из духовного звания. 12) На квартирах стоять смирно, тихо и бездосадительно хозяевам. 13) Вина горячаго и прочаго хмельнаго пития запретить пить, а кто обличится в питии, штрафовать и пр. 5 5 Это – одна из инструкций, какие давали воспитанникам семинарий в прошлом столетии архипастыри Православной Церкви. Она написана 1765 года для воспитанников воронежских. В конце ее значится прибавление: «сии пункты на всяк день при выходе из класса прочитывать». Инструкция была подписана собственноручно свят, Тихоном. Читать далее Источник: Учение иже во святых отца нашего Святителя Тихона, новоявленного угодника Божия, всея России чудотворца. Об истинах православно-христовой веры и церкви изложенное в азбучном порядке и катихизической форме: с присоединение немногих ст. из писаний святых отцев и учителей церкви. - Санкт-Петербург: Тип. Дома призрения малолет. бедных, 1864. - XVI, 482 c. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Как опытный в духовной жизни наставник, старец Ефрем снискал себе глубокое уважение и в отдалённых от Обители краях; слух о его святой, добродетельной жизни достиг Преосвященного Тихона, Епископа Задонского. Святитель Задонский к Старцу Ефрему питал столь искреннюю любовь и такое глубокое уважение, что имел с ним духовную переписку. Подлинные письма сего Святителя к старцу хранятся в Саровской пустыни. Вот что писал благочестивый Святитель старцу строителю и братии: Пречестный Отец Строитель и прочая о Христе любезная братия! За писание ваше, которое я получил через отца Пахомия, брата вашего и моего (которого вам рекомендую, яку честна и ищуща спасения) много благодарю. Прошу и впредь не оставлять. – А паче во святых молитвах прошу со смирением не оставить меня бедного, яко грешна суща. Вас же всех Господь наш Милосердый и Промышлитель о грешниках, к нему прибегающих с покаянием, да помилует Своею благодатию. Спаситеся любезная братия, Спаситеся о Христе, Которого милости и благодати вас поручая, остаюсь Февр. 15 дня 1761 года. Воронеж Ваш слуга и брат недостойный Епископ Тихон. Преподобнейшии Отцы, Отец Строитель и прочая о Христе братия! 7 За писание ваше благодарствую: что же изволите в письме мне приписывать, того я недостоин. А и люди откуда предприяли мене хвалить пред вами, я не знаю. Понеже я им ничего достойного, что до пастырскаго дела, надлежит не показал. А прошу о мне недостойном по Христианской любви к общему нашему милосердому Богу сотворить молитву и ныне и по смерти моей, да помилован буду Его благодатию. Ваш вас же Тойжде Отец щедрот да сохранит от всех козней вражиих. Апреля 14 дня 1765 года. Ваш слуга и брат Воронеж. недостойнейший Епископ Воронежский Тихон. Братия о Христе любезнейшая! Чувствуя приятство и любовь вашу ко мне, не могу и сам не соответствовать темжде вам. При сем и прошу мене своей любви не оставлять в молитвах. Вы же потрудитеся, работайте, подвизайтеся. Трудящимся Бог да поможет Своею благодатию. А я как был, так и есмь Преподобный отец Строитель саровской пустыни, иеромонах Ефрем! 8 Божие и моего смирения на тебе и на всей о Христе братии да будет благословение завсегда! Писание ваше я с почтением и любовию получил от честнаго отца Иеродиакона Афанасия, вашея обители, благодарю вас за оное, прошу и впредь не оставлять.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

изданием трудов блж. Августина, оно закончилось в 1778 г. выходом в свет первого тома произведений св.Григория Богослова, охватив большинство самых выдающихся авторов христианской древности. Среди " мауристов " - этих подлинных подвижников науки - можно назвать имена Ж. дю Фрише (издавшего творения св. Амвросия), Р. Массье (выпустившего всвет произведения св. Иринея Лионского), Б. де Монтфакона (творения свв. Афанасия Великого и Иоанна Златоуста) и т. д. " Мауристы имели много преемников, из которых наиболее выдающимся можно признать А. Галланда (1709-1779), выпустившего в Венеции обширную " Библиотеку древних отцов " (Bibliotheca veterum Patrum antiquorum que scriptorum ecclestiasticorum [graeco-latina], 14 томов ее появились в 1765-1781 гг.). В первой половине XIX в. видное значение приобрели издания памятников церковной письменности, осуществленные кардиналом и префектом Ватиканской библиотеки А. Май (ум. 1854 г.). Он выпустил в свет три серии таких памятников: " Новое собрание древних писателей " (Scriptorum veteru mnova collectio; 10 томов; Рим, 1825-1838 гг.), " Римский сборник " Spicilegium готапит; 10 томов; Рим, 1839-1844) и " Новая Библиотека отцов " (Nova patrum Bibliotheca; 9 томов; Рим, 1852-1888:данная серия была завершена уже после смерти А. Май). Все подобного рода начинания создали хорошие условия для выхода в свет эпохального труда аббата Ж.-П. Миня 1805-1875 гг.). Его жизнь совпала с той " реставрацией католицизма, " которая началась во Франции после печально знаменитой революции и достигла апогея ок. 1860 г.). Сам Ж.-П. Минь являлся ярким представителем данной " реставрации, " подвизаясь на ниве духовного просвещения и как пастырь, и как журналист, и как издатель. Венцом его просветительской, научной и издательской деятельности можно считать две монументальные серии " Патрологий. " Латинская " Патрология " (Париж, 1844-1855) включает 221 том и хронологически доходит до папы Иннокентия III (ум. 1216); греческая " Патрология " (Париж, 1857-1866) включает 161 том и доходит до середины XV в.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Роль гида выполнял пожилой послушник, о. Олег, про которого кто-то сказал, что в миру он был академиком. На своем нынешнем месте у моря обитель появилась после 1765 г. До того она находилась в другом месте, дальше от побережья - теперь там расположен, так называемый, старый , нагорный Руссик , основанный в начале XI в. Именно тогда на Святую Гору стали приходить русские монахи. Хотя сведения о первых русских на Афоне относятся и к более раннему времени, когда еще до прихода Рюрика, Русь ходила походом на Царьград и была разбита. Тогда многие русские были пленены, приняли христианство и стали насельниками некоторых афонских монастырей. К середине XVIII в. Руссик пришел в упадок, там не осталось ни одного монаха. Так монастырь перешел в руки греков. Греческая братия решила переселиться поближе к морю, где и был построен, нынешний Пантелеимонов монастырь. Особо щедрые пожертвования сделал в начале прошлого века господарь Скарлат. Достоверно неизвестно, кем он был по национальности, греки настаивают, что он был греком, хотя есть основания полагать предположения, что в его жилах текла молдавская кровь. История его тоже довольно примечательна. Был он очень удачлив и богат, все в жизни ему удавалось, но вот, врачи ставят ему страшный диагноз - рак. Сраженный этой новостью выходит он от эскулапов и, по воле Божьей, встречает тогдашнего игумена Пантелеимонова монастыря, который как раз возвращался на Афон, не получив необходимых средств для построения обители. Скарлат поведал монаху о своем горе и пообещал, что если Господь дарует ему исцеление, то он отдаст свое состояние монастырю. Братия усердно молилась, и чудо произошло, через некоторое время врачи заключили, что вельможа совершенно здоров, но обещание было выполнено лишь частично. Прошло много лет, Скарлату явился ангел Господень и, укорив его за забывчивость, поведал, что близок уже его смертный час. Господарь немедля отправил обоз с дарами на Афон, а следом поехал и сам, везя лишь незначительную часть своего богатства. По дороге его пригласил в гости турецкий паша, опоил вином и умертвил, рассчитывая завладеть сокровищами, но, по милости Божьей, большинство пожертвований уже достигли своей цели. По сей день братия молится об упокоении господаря Скарлата.

http://isihazm.ru/1/?id=693

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010