с И. Н. Дьячковым, не сохр.). Вид Рождественского и Петровского бульваров. Литография О. Кадоля (?). 30-е гг. XIX в. Вид Рождественского и Петровского бульваров. Литография О. Кадоля (?). 30-е гг. XIX в. Помимо возобновления древних церквей по Высочайшему повелению вели работу по реставрации древних дворцов. Наряду с Б. Кремлевским дворцом предполагалось возобновление в формах нового «русского стиля» государева дворца в с. Коломенском по проекту архит. А. И. Штакеншнейдера (1836; проекты в фондах ГИМ). Архитектор был хорошо знаком с чертежами и археологическими данными, полученными при исследовании Теремного дворца в Московском Кремле. Старинная ц. в честь Вознесения Господня должна была стать частью нового дворца, симметрично ей в правом крыле предполагалось возведение точной ее копии - «павильона под гербом». Декорация дворца должна была состоять из мотивов, повторявших декор наличников церквей и др. сооружений XVI-XVII вв., входивших в ансамбль Коломенского, а окружавший дворец парк было решено устроить по подобию террасных дворцовых парков Италии и Франции эпохи барокко. В 1859 г. был объявлен конкурс на составление проекта дворца в старинной государевой усадьбе. Более бережно архитекторы работали в Кремле, отреставрировали и достроили дом Романовых в Зарядье на ул. Варварке (1858-1859, архит. Рихтер). На месте древних крепостных сооружений Земляного города и Белого города в 30-х гг. XIX в. появляются бульвары - Трубный, Цветной, Зубовский, Смоленский. Были разбиты аллеи вокруг Патриарших прудов. В духе средневек. архитектуры центром всех функциональных ансамблей (дворцов, больниц, богаделен) становятся церкви. Обетные церкви в русско-визант. стиле возводятся не только в память исторических событий, решивших судьбу всего гос-ва и народа, но и по семейным событиям. Церковь в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Петровском парке была построена на средства и по инициативе А. Д. Нарышкиной на месте дачи владелицы после смерти ее дочери и внучки. III. Храмы-памятники XIX в. На протяжении столетия после 1812 г. в М. реализовали наиболее значительные проекты храмов-мемориалов, как это было в русской архитектуре средних веков. Параллельно с восстановлением М. после долгого процесса по выбору места и определению архитектурного стиля началась разработка проекта храма-памятника, посвященного победе в войне 1812 г. Затянувшееся строительство и украшение превратили сооружение храма Христа Спасителя в особую архитектурно-идеологическую эпопею, а сам храм - в одно из крупнейших сооружений эпохи, ставшее архитектурным символом не только М., но и всей Российской империи.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

СПб., 1902. С. 143-144). На нек-рых рус. иконах XV в. с оплечным изображением Богоматери Младенец изображен стоящим (ГИМ). Образы Богоматери со стоящим Младенцем (поколенно и в полный рост) XIII-XIV вв. известны в храмах Италии. Н. П. Кондаков в заметках к неизданному тому «Лицевого иконописного подлинника», посвященному иконографии Божией Матери, высказал мнение о влиянии на иконографию Казанской иконы итал. образов Богоматери со стоящим Младенцем эпохи Возрождения (ПФА РАН. Ф. 115. Оп. 1. 95. Л. 1, 189; Оп. 1. 96. Л. 73, 91). Это отмечалось исследователями и позднее ( Пуцко В. Г. Ренессансные схемы рус. икон Богоматери: Елецкая и Казанская//Н. П. Кондаков, 1844-1925: Личность, науч. наследие, архив. СПб., 2001. С. 97, 98; Чугреева. Об иконографии. 2003. С. 53). На Руси иконографические изводы зап. христ. искусства, имевшие влияние на рус. иконопись, получали содержание, обусловленное правосл. догматикой. Новгород XVI в., имевший широкие культурные связи, мог быть той художественной средой, где новшество иконографии было переработано в соответствии с каноном иконного образа. Наиболее ранний сохранившийся оклад на Казанскую икону относится к новгородской культуре и датируется кон. XVI - нач. XVII в. (СПГИАХМЗ) (Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв./Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 2008. Кат. 327. С. 547). «Греческий» тип ликов Я. К. и. характерен для московской и новгородской иконописи сер.- 2-й пол. XVI в. Я. К. и. помещалась в киоте в 2 рамах с серебряными позолоченными окладами. На внутренней раме, видимо рубежа XVI и XVII вв., размещалось 11 клейм с изображениями праздников («Зачатие Пресв. Богородицы» («Встреча Иоакима и Анны»), «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Благовещение», «Рождество Христово», «Собор Пресв. Богородицы», «Сретение Господне», «Успение Пресв. Богородицы», «О Тебе радуется», «Похвала Пресв. Богородицы», «Покров Пресв. Богородицы»), в последнем, 12-м клейме было представлено обретение Я.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Такой состав клейм на иконах, охватывающих всю историю жизни Богородицы, от обстоятельств Ее рождения и детства до Успения, становится устойчивой традицией. На иконе «Богоматерь Страстная, с 16 клеймами жития» (кон. XVI - нач. XVII в.) из Византийского музея в Афинах в 3 клеймах нижнего ряда представлены «Моление Богоматери на Елеонской горе», «Успение Пресв. Богородицы», «Явление Богоматери апостолам по Успении». На рус. житийных Богородичных иконах XV-XVI вв. циклы И. П., подобно византийским, продолжены событиями Успенского деяния («Богоматерь Тихвинская, с 20 клеймами жития», кон. XV в., НГОМЗ), а также включают дополнительные сюжеты: «Положение ризы Богоматери во Влахернах» («Богоматерь Смоленская, с 18 клеймами», 1-я треть XVI в., ГТГ); «Богоматерь Боголюбская, с московскими святыми» («Богоматерь Смоленская, с 18 клеймами», 70-е гг. XVI в., ГТГ). По мнению Л. М. Евсеевой, в основе житийных циклов Богоматери, завершающихся историей Ее Успения, лежит текст Жития Богородицы мон. Епифания ( Евсеева. 1994). На тверской иконе «Рождество Пресв. Богородицы, с 16 сценами жития» (3-я четв. XVI в., ЦМиАР) цикл жития (как и на иконе из Византийского музея в Афинах) заканчивается сюжетом «Явление Богоматери апостолам по Успении». Особенностью рус. икон Рождества Пресв. Богородицы XVI-XVII вв. является дополнение праздничного сюжета эпизодами «Моление праведных Иоакима и Анны», «Ласкание Марии», «Первые семь шагов Марии» (икона, 90-е гг. XVI в., ЦМиАР). Житийные циклы Богородицы встречаются также в произведениях лицевого шитья, в к-рых повторяется иконная иконография. Один из ранних примеров - воздух, происходящий из собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале. В среднике представлена Евхаристия, по кайме вышито 18 сцен И. П., к-рые начинаются композицией «Отвержение даров» и завершаются сценой «Благовещение Пресв. Богородицы» (1410-1425, ГИМ). На подвесной пелене из Воскресенского собора Волоколамска (1510, ГТГ) в среднике находится «Рождество Пресв. Богородицы», в клеймах - 16 сцен жития, заканчивающихся 3 эпизодами Успенского деяния.

http://pravenc.ru/text/200365.html

Свт. Петр, митр. Московский. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502 г. Мастер Дионисий и сыновья Самый распространенный извод в иконографии П., также имеющий неск. вариантов,- его прямоличный ростовой или поясной образ с благословляющей рукой возле груди, в левой руке - Евангелие. В раннее время такие изображения встречались на иконах, где П. был представлен среди избранных святых: ростовой образ святого на иконе «Воскресение Христово (Сошествие во ад), с праздниками и избранными святыми» сер. XVI в. (из собрания А. В. Морозова, ГИМ), поясной образ П. на иконе «Положение ризы Пресв. Богородицы, с деисусом и избранными святыми» 1-й пол. XVI в. (ВГИАХМЗ), на новгородской иконе Божией Матери «Одигитрия, с избранными святыми» ок. 1565 г. (ГРМ). Подобные изображения часто использовались в памятниках шитья: пелены «Смоленская икона Божией Матери, с деисусом и избранными святыми», 1462-1467 гг. (мастерская вел. кнг. Марии Борисовны, предположительно из Благовещенского собора Московского Кремля, ГММК); «Крест Голгофский, с праздниками и святыми» 1499 г. (вклад вел. кнг. Софии Палеолог, СПГИАХМЗ; фигура П. расположена на нижнем поле в одном клейме со свт. Алексием, митр. Московским); «Успение Пресв. Богородицы, с праздниками и избранными святыми» 2-й пол. XV в. из Успенского собора Княгинина мон-ря во Владимире (ГТГ); плащаница «Положение во Гроб, со святыми», возможно из Успенского собора Московского Кремля (между 1408 и 1431, поля - не ранее сер. XV в., ГИМ); «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому, с праздниками и святыми» 1525 г. (вклад вел. кн. Василия III и вел. кнг. Соломонии Сабуровой в ТСЛ, СПГИАХМЗ); «Святители Никита Новгородский и Петр Московский» кон. 50-х - 60-х гг. XVI в. (ГИМ); епитрахили «Господь Вседержитель, икона Божией Матери «Знамение», избранные святые» из Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале (между 1636 и 1651, Музей икон в Рекклингхаузене, Германия) и «Святители» 2-й пол. XVII в. из ризницы Ярославского архиерейского дома (ЯИАМЗ); судари «Распятие Христово, с избранными святыми» 70-80-х гг. XVII в. мастерской Строгановых в Сольвычегодске (ГММК).

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Так, на Руси в дониконовскую эпоху М. пели неск. раз в неделю или даже ежедневно. Чиновники рус. кафедральных соборов XVI-XVII вв. почти ежедневно упоминают М. среди совершаемых в храме служб - либо после вечерни, либо после часов и до Божественной литургии. Согласно Чиновнику московского Успенского собора, в случае присутствия на службе самого царя после литургии специально для него М. совершали еще раз (ср.: Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. М., 1908. С. 4, 12-15, 18, 21, 47, 71, 74 и др.). Сохранилось более раннее предписание даже о ежедневном пении М., принадлежащее свт. Геннадию Новгородскому и изданное в 1492 г. В нем даны указания о конкретном содержании М.: в воскресенье на М. положено петь каноны Благовещению и свт. Петру, митр. всея Руси; в понедельник - архангелам и свт. Алексию, митр. всея Руси; во вторник - Одигитрии и свт. Леонтию Ростовскому; в среду - Покрову, Знамению, Владимирской, Сретению (поочередно) и прп. Варлааму Хутынскому; в четверг - Успению и свт. Николаю Мирликийскому; в пятницу - Крестовоздвижению и прп. Сергию Радонежскому; в субботу - Похвалы Пресв. Богородицы (с Акафистом) и прп. Кириллу Белозерскому (см.: Псалтирь XVI в., РНБ. Соф. 61. Л. 236 об.). В сборнике XVI в. «Правило Молебное на четыре седмицы» (в тексте сборник также назван «Молебником» - Л. 5) приведены различные молебные каноны на каждый день на протяжении 4 недель, т. е. почти на целый месяц (ркп. ГИМ. Син. 470). К этим и подобным им распределениям канонов по дням недели восходят аналогичные указания позднейших Канонников и Правильных канонов; с ними же опосредованно связана и совр. практика чтения 3 молебных канонов при подготовке ко Св. Причащению. В рус. мон-рях в XVII в. М. обычно совершался трижды либо четырежды в неделю. Так, в Троице-Сергиевой лавре в XVII в. в воскресенье пели М. с каноном Пресв. Троице и/или Благовещению Пресв. Богородицы; в понедельник - с канонами Пресв. Троице и к.-л. святому; в среду - с каноном Одигитрии и к.-л. святому; в пятницу - с каноном Похвалы Пресв. Богородицы и Акафистом; в постовые дни с пением «Аллилуия» М. не совершались (см. лаврский устав нач. XVII в., РГБ. Ф. 304/1. 248. Л. 72 об.- 79 об.). В практике Иосифова Волоцкого мон-ря XVII в. М. по воскресеньям совершался с каноном Благовещению, по средам - с каноном Одигитрии, по пятницам - с каноном Акафиста; помимо М. трижды в неделю - по понедельникам, средам и пятницам - пели панихиду, с заупокойным каноном по гласу (см. Обиходник этого мон-ря XVII в., РГБ. Ф. 304/1. 739. Л. 362-362 об.); и т. д.

http://pravenc.ru/text/2564052.html

Рождество св. Иоанна Предтечи. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. Обретение главы св. Иоанна Предтечи. Миниатюра из Минология. 1063 г. (ГИМ. Греч. 9/382. Л. 210 об.) Рождество св. Иоанна Предтечи. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. Обретение главы св. Иоанна Предтечи. Миниатюра из Минология. 1063 г. (ГИМ. Греч. 9/382. Л. 210 об.) В XI-XV вв. изобразительный цикл И. П. развивался в странах визант. мира. По составу и количеству сцен сохранившиеся памятники условно делятся на неск. групп. Так, краткий цикл И. П. включал от 2 до 4 сцен, к-рые представляли наиболее важные вехи Жития святого: обычно это были «Рождество Иоанна Предтечи», «Крещение Господне», «Усекновение главы Иоанна Предтечи», реже - «Зачатие Иоанна Предтечи», «Проповедь Иоанна Предтечи», «Пир Ирода» и др. (миниатюры из Минологиев (ГИМ. Греч. 9/382. Л. 210 об., 1063 г.; Paris. gr. 1528. Fol. 197r, 216r, сер. XI в.); клейма синайской иконы «Св. Иоанн Предтеча в пустыне, с 3 сценами жития» (кон. XII в.); росписи церквей св. Димитрия в дер. Платанос в Лаконии (кон. XII - нач. XIII в.); Спасителя в Мегаре, Греция (1260-1280); парекклисиона св. Иоанна Предтечи в ц. Св. Софии в Охриде (1347-1350); св. Иоанна Предтечи в Иванове, Болгария (1331-1371); св. Иоанна Предтечи в монастыре св. девы Хрисафы в Мистре, Греция (1367-1368); св. Иоанна Предтечи в Анойе, епархия Милопотамос, ном Ретимно, Крит (кон. XIV - нач. XV в.); Спасителя в Гарденице в Лаконии (нач. XV в.) и мн. др.). Более пространные циклы, включавшие до 10-12 эпизодов, в соответствии с доиконоборческой традицией могли составляться тематически. Напр., циклы детства И. П. помещены в баптистерии св. Иоанна Предтечи на о-ве Кос, Греция (нач. XIII в.); в росписях ц. Св. Софии в Трапезунде (ныне Трабзон, Турция; ок. 1250); в ц. Богородицы Перивлепты (свт. Климента) в Охриде (1295-1296). Страстные циклы представлены в росписях ц. Епископи на о-ве Санторин (Тира) (ок. 1181); в парекклисионе св. Иоанна Предтечи ц. св. Василия в Ираклио (1284); в ц. Панагии в Фоделе, Крит (1321); в храме Спаса в Цаленджихе, Грузия (1384-1396); в ц. И. П. на о-ве Родос (сер. XV в.). Т. н. проповеднические циклы, посвященные общественному служению И. П., сохраняются в декорации церквей: Пресв. Богородицы Левишки, в Призрене, Сербия (1310-1313); в Старой Митрополии в Верии, Греция (XIV в.); в экзонартексе мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321); в кафоликоне монастыря Хиландар на Афоне (1317-1321, запись 1803-1804); в экзонартексе ц. Благовещения в мон-ре Грачаниц à , Сербия (ок. 1320); в ц. Успения Пресв. Богородицы в Матейче, Македония (сер. XIV в.), и др.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Известны 37 списков Жития прп. Антония XVI-XIX вв. в редакции И.: 13 списков XVI-XIX вв. с описанием 14 посмертных чудес (в основном вместе со службой прп. Антонию в редакции И.); 14 списков XVII-XIX вв. с 16 чудесами (с сер. XVII в. Житие переписывалось вместе со службой в редакции печатной Минеи); 5 списков XVI-XVII вв. с 19 чудесами (в комплексе со службой в редакции царевича Иоанна Иоанновича); 5 списков XVII-XVIII вв. с неопределенным количеством посмертных чудес (обзор списков Жития прп. Антония Сийского в редакции И. см.: Рыжова. 2001. С. 200-218). 11 списков XVI-XIX вв. Жития прп. Антония в редакции И. принадлежали Антониеву Сийскому мон-рю. Из них рукопись РНБ. ОСРК. Q.I. 110 (Л. 46-217) была написана по заказу Н. Г. Строганова и вложена им в 1597 г. в сольвычегодский храм Благовещения Пресв. Богородицы, затем подарена Антониеву Сийскому мон-рю. Два богато оформленных списка Жития в редакции И. созданы попечением игумена Антониева Сийского мон-ря Феодосия (1644-1652, 1662-1687), который способствовал распространению почитания основателя обители: ГИМ. Щук. 107/750. Л. 154-471, 1648 г.; РГАДА. Ф. 181. Собр. МГАМИД. Оп. XX. 283. Л. 36-429, 1682 г. Последней рукописью игум. Феодосий благословил гос. деятеля, дипломата, библиофила А. С. Матвеева и его сына двинского воеводу и окольничего А. А. Матвеева. Обе рукописи украшены миниатюрами, причем в отношении рукописи ГИМ. Щук. 107/750 предполагают, что иллюстрации в ней выполнены игум. Феодосием (миниатюры из данного списка неоднократно воспроизводились: Древнерусская миниатюра: Комплект открыток/Сост.: Т. Протасьева. М., 1973. Вып. 2. 12-16; Древнерусская миниатюра в ГИМ: Комплект открыток. Вып. 7: Житийная повесть об Антонии Сийском/Сост. Т. Дианова. М., 1983). В 1584 г. по заказу братии Павлова Обнорского во имя Святой Троицы монастыря И. написал Житие прп. Сергия Нуромского («Месяца октября в 7 день. Сказание мало отчасти о житии, и о прехождении на место сие, и о чюдесех, и о преставлении, и о явлении преподобнаго отца нашего Сергия, Обнорскаго, Вологодцкаго чюдотворца, иже на реце на Нурме, и собеседника преподобному Павлу чюдотворцу» - РНБ. Соф. 1470, 20-е гг. XVII в.). Материалом для Жития послужили записки игум. Обнорского монастыря Протасия, основанные на монастырском предании о преподобном, к-рое восходило к рассказам Алексия, постриженика и ученика прп. Сергия. Житие включает рассказ о многочисленных чудесах по молитвам к прп. Сергию (явление святого местным жителям, исцеления, в основном от беснования), в отдельных списках их более 100 (Там же; РГБ. Ф. 310. 369, нач. XVII в., и др.).

http://pravenc.ru/text/578316.html

М. А. Комова Чудотворные иконы Свт. Николай Чудотворец (Можайский). Скульптура. Нач. XVI в. (КОХМ) Свт. Николай Чудотворец (Можайский). Скульптура. Нач. XVI в. (КОХМ) Особо почитался в Перемышльском уезде образ свт. Николая Чудотворца (Можайского) (см. ст. Николая Чудотворца, свт., чудотворные иконы ), находившийся в Успенском соборе Перемышля (ныне в КОХМ). Величиной почти в человеческий рост, он выполнен из дерева (липа) в технике объемной резьбы и расписан в достаточно скупой цветовой гамме, основанной на сочетании красно-коричневых охр. Для имитации фактуры ткани крещатой фелони и набедренника использована резьба по левкасу. До 2-й пол. XVIII в. (до запрета в 1722 на участие скульптурных образов в крестных ходах) образ был процессионным, его облачали в специально сшитые одежды из бархата и парчи; в XVII или XVIII в. на него были возложены драгоценные «одежды» - чеканная риза (утрачена после 1948). О времени и о том, как образ свт. Николая Чудотворца появился в Перемышле, а также о начале его почитания сведений не сохранилось. По мнению А. В. Рындиной, этот образ хотя и относится к иной, нежели псковский образ свт. Николая Чудотворца (1540, ПИАМ), художественной культуре, но по времени близок к нему ( Рындина А. В. Юго-зап. контакты Руси в XVI в. и деревянные киотные статуи свт. Николая Чудотворца//ИХМ. 2004. Вып. 8. С. 128, 135). Корсунская икона Божией Матери, со святыми на полях. 1730 г. Иконописец Тимофей Петров (ГИМ) Корсунская икона Божией Матери, со святыми на полях. 1730 г. Иконописец Тимофей Петров (ГИМ) В XVII-XVIII вв. особо почитались чудотворные икона Рождества Пресв. Богородицы (Пафнутиев Боровский мон-рь, не сохр.), Казанская Калужская икона Божией Матери (калужский Казанский монастырь, не сохр.; см. в ст. Казанская икона Божией Матери ), Тихвинская и Смоленская иконы Божией Матери «Одигитрия» (калужская Одигитриевская ц. «на песке», не сохр.), житийная икона свт. Николая Чудотворца (калужская Никольская ц. на Козинке), икона свт. Николая Чудотворца (Можайского) (Благовещенский собор в Боровске), Людиновская икона «Избавление от бед страждущих» (30-50-е гг. XVIII в., Казанский собор г. Людинова). В калужской Георгиевской ц. «за лавками» почиталась Корсунская икона Божией Матери со Св. Троицей (новозаветной) и святыми на полях (не сохр.), известен ее список, выполненный в «живоподобной» манере для московской ц. блж. Максима (Калуга, 1730, ГИМ. 72×63 см), о чем свидетельствует пространная надпись на обороте: «Сие истинное изображение подобие и мера с самого чудотворного образа зовомые Корсунския: яже имеется в Богоспасаемом граде Калуге… На том святом чудотворном образе по полям писание ничего не имеется: а здесь на святом по полям написано отечество со апостолы и прочими святыми по изволению того обещания: а написася сей святый образ того града Калуги и тояж церкви тщанием и труды церковни изуграф Тимофеем Петровым (ноя)бря 13 дня в 1730 году…»

http://pravenc.ru/text/1320155.html

В иконописи сцены Богородичного цикла входят в состав клейм икон Божией Матери или Богородичных праздников. На створках триптиха с центральным изображением Богоматери Виматариссы (нач. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) представлено 12 сцен, из которых 8 включают образы И. и А.: «Отвержение даров», «Иоаким и Анна, возвращающиеся из храма», «Моление Иоакима в пустыне», «Моление Анны в саду. Благовестие Анне», «Встреча у Золотых ворот», «Рождество Пресв. Богородицы», «Ласкание Марии», «Введение во храм». На 2-сторонней болг. иконе из с. Болгарово Бургаско «Богородица Одигитрия, с клеймами жития. Распятие» (2-я пол. XVI в., ЦИАМ) на боковых полях изображены сцены детства Марии, соответственно в 7 клеймах из 8 (кроме сцены «Питание Марии. Молитва Захарии») показано житие И. и А. Иконы Божией Матери со сценами жития в клеймах получили особое распространение в рус. искусстве XV-XVI вв., их примеры многочисленны: «Богоматерь Одигитрия, с житиями Иоакима, Анны и Богоматери» (сер. XVI в., ГТГ); «Богоматерь Тихвинская, в раме с житием» (50-60-е гг. XVI в., ГТГ); «Успение Пресв. Богородицы, с житием» (кон. XVI в., ГТГ) и мн. др. Памятником средневекового лицевого шитья является запрестольная пелена «Евхаристия, с житиями Иоакима, Анны и Богоматери» (т. н. Суздальский воздух; 1410-1416, ГИМ) московской работы, шитая «Константиновою Огрофенаю». На каймах пелены помимо образов евангелистов по сторонам размещены 18 сюжетных подписных клейм, в к-рых подробно изложены сюжеты от событий, связанных с Рождеством Пресв. Богородицы, до Благовещения Пресв. Богородицы (единственная сцена, где нет И. и А.). Описание отдельных сцен «Принесение даров». И. и А. приближаются к Иерусалимскому храму, в ограде - священник. В покровенных руках родителей Богородицы жертвенные дары, как правило 2 ягненка (редко горлицы), которых они протягивают священнику. Так эта сцена показана в жертвеннике ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (ок. 1167); мафорий А. украшен розетками на челе и плечах, возрастная характеристика подчеркнута особенно резкими тенями в лике А., И. изображен с темной бородой.

http://pravenc.ru/text/468935.html

среди братии не выделена). В сцене с явлением Симеону Антонову Радонежских игуменов Н. нередко изображен за прп. Сергием с иконой в руке. К этой группе относятся иконы: 80-90-х гг. XV в. (из Успенского собора Московского Кремля, ГММК); нач. XVI в. (ок. 1512?), предположительно происходящая из надвратной ц. прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевом монастыре (СПГИАХМЗ); 1-й трети XVI в. (из ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Чудовом мон-ре, ГММК); 1-й пол.- сер. XVI в. из ц. прп. Сергия Радонежского в Борисоглебском монастыре на Устье (ГМЗРК); 2-й пол. XVI в. (?) из старообрядческой ц. Успения Пресв. Богородицы на Апухтинке в Москве (ГИМ); ок. 1586 г. из Троицкого собора в Ипатиевском мон-ре в Костроме (КГОИАХМЗ); 1591 г. и кон. XVI в. работы мон. Евстафия (Головкина) (СПГИАХМЗ, ПЗИХМЗ; см.: Попова Т. Л. Иконы из собр. Переславского музея-заповедника. Рыбинск, 2015. С. 58-63. Кат. 17); кон. XVI в. из ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Троице-Сергиевом мон-ре (СПГИАХМЗ); нач. XX в. (ГМИР) и др. На иконах из надвратного храма, Борисоглебского и Ипатиевского мон-рей в клеймах «Принесение даров Константинопольского патриарха Филофея» и «Исцеление ослепшего греческого епископа» за спиной прп. Сергия стоит монах с нимбом, вероятно, Н. В др. житийных циклах помимо указанных сюжетов встречается клеймо «Прп. Сергий благословляет прп. Никона на игуменство», напр. на иконе с 12 клеймами сер. - 2-й пол. XVII в. (ГИМ) и на иконе с 24 клеймами 1-й пол. XVII в. (ЧерМО). Судя по наличию нимба, Н. (иногда в фелони) изображали также в композиции «Преставление прп. Сергия» и «Погребение прп. Сергия» (роспись 1459-1463 гг. в ц. прп. Сергия Радонежского Новгородского кремля, НГОМЗ; икона с 17 клеймами предположительно письма Феодосия, сына Дионисия, из Успенского собора в Дмитрове, ок. 1510, ЦМиАР; вологодская икона с 12 клеймами, 1-я треть XVI в., собрание русских икон при поддержке Фонда ап. Андрея Первозванного) и др. Особый сюжет из Жития Н.- явление ему прп. Сергия со святителями Петром и Алексием, митрополитами Московскими, перед нашествием Едигея - был написан на «древней» иконе в серебряном окладе, находившейся на сев.

http://pravenc.ru/text/2566240.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010