—162— духовной власти. Притом же лицо, уже утвердившееся в монашеской жизни и испытанное в соблюдении своих обетов, легче и удобнее может оставаться монахом и в архиерействе, чем архиерей, принявший монашество, не смотря на свой сан. Если, как мы видели, обеты монашеские сами по себе не сообщают монахам звания лиц священных или духовных, т.е. не дают им никаких церковно-иерархических прав, получаемых через рукоположение, то с другой стороны нельзя не признать полной аналогии между клиром и монашеством в формальном отношении: как духовенство назначено на исключительное служение церкви на разных иерархических ступенях, так и монашество имеет целью исключительное служение нравственно религиозной идее. Поэтому, те же самые каноны, которые, как мы видели, ясно отличают простых монахов (т.е. не получивших рукоположения) от клириков, ставят их и на ряду с этими последними в том отношении, что подчиняют их власти местных архиереев в такой же мере, как и клириков, и карают за отречение от монашеских обетов точно так же, как и за своевольное свержение с себя духовного сана (халк. 7). Сообразно с этим и наши государственные законы всех вообще монахов, принявших полное пострижение, причисляют к духовенству, отличая только эпитетом: черное или монашествующее духовенство (т. IX, зак. о сост., ст. 339). Как лица духовные, монахи пользуются, по нашим государственным законам, теми же самыми преимуществами, которые принадлежат и всем вообще клирикам, т.е. свободою от податей и личных повинностей, а также подсудностью своему духовному начальству в случаях, определенных церковными законами. § 11. Условия вступления в монашество. Для вступления в монашество не требуется каких-либо особенных умственных или нравственных качеств, подобных тем, какие признаются необходимыми в кандидатах на церковно-иерархические степени. Никакой прежний образ жизни, даже самый порочный, не может служить препятствием к поступлению в монашество (трул. 43), и это потому, что монашество в сущности есть подвиг непрестанного покая-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3) Патриарший разряд судил все белое и черное духовенство, во всех делах: «архимандритов и игуменов и иноки, протопопов, священников и диаконов, и церковных причетников и их детей, игуменьи и инокинь, и весь церковный и монашеский чин во всяких делех судят (в п. разряде); а указ чинят святейшие патриархи по святым правилом» 459 . Согласно этому п. Адриан, в инструкции поповским старостам, говорит: «а будет который воевода попов и дьяконов и церковных причетников и мирских людей в духовных делах и по челобитью мирских людей в каких будет делах станут к суду к себе имать, и о том святейшему патриарху на того воеводу писать в разряд, не мотчав» 460 . Точно также оговоренные ворами и разбойниками попы и дьяконы «в татиных, и разбойных и убийственных делах» не предавались светским властям, но об этом немедленно доносилось в патриарший разряд и до указа патриарха оговоренных держали за крепким караулом 461 . В случае нужды допросить какое-либо духовное лицо по делу, разбирающемуся в другом приказе, тот не мог требовать к себе и допрашивать его, но посылал память в патриарший разряд, где и снимался допрос с указаннаго духовнаго лица. «Архимандритов и игуменов и протопопов, священников и диаконов, и весь церковный и монашеский чип по памятен изо всех приказов в чем кого доведется допросить доложа святейшаго патриарха допрашивают» 462 . В патриарший разряд поступали все жалобы и иски на духовных лиц от людей посторонних, живущих в Москве. «Всяких чинов люди, которые живут в Москве, бьют челом священнаго чину и на церковных причетников и всяких чинов на людей, в духовных и во всяких делах.... и по их челобитью по тех людей даваны судимыя и зазывныя грамоты» 463 . Таким образом, патриарший разряд судил все духовенство по всем делам: духовным, гражданским и уголовным, только иски между духовными лицами относительно церковных доходов, земель и угодьев, челобитья духовных на посторонних людей и посторонних на духовных, относительно земельных владений, разбирались и решались не в разряде, а в патриаршем казенном приказе 464 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Все это, – безмерно печально: и та и другая партии, имеющие желание направлять жизнь русскую по своему плану, ничего русскому народу не принесут… А церковное дело совсем у них будет в гонении. Нам, церковным деятелям, в виду всего этого, нужно приготовиться к борьбе, нужно выяснить свои силы и отыскать слабые места в своей жизни и деятельности. По нашему мнению, в жизни духовенства нашего есть одно слабее место; современное духовенство и черное (монастыри), и белое висит в воздухе! Висит на той ниточке, которая именуется: «Так и раньше было». Но когда теперь везде идет полнейшая переоценка всех ценностей, когда все, что ранее было, подвергается жесточайшей критике (и иногда справедливо осуждается), нужно и духовенству устроить свою жизнь так, чтобы быть для народа органически необходимым и любимым членом его, – народной семьи. Нужно постараться так устроить жизнь духовенства, чтобы священник был и молитвенник, и благодетель, и нравственный судья своего прихода. Одним словом нужно немедленно восстановить теснейшую, органическую связь между духовенством и народом, между «батюшкой», – отцом духовным и его духовными чадами. Это самая насущная необходимость настоящей минуты! Если это не будет достигнуто, то малейший толчок, могущий нарушить обычное течение русской народной жизни, поведет к крупным церковно-народным бедствиям. И вот, пока не поздно, нужно приниматься за работу. Час приспел! Если враги Церкви сильны, если они сумели образовать между собой хорошую организацию, если среди них горит яркое пламя одушевления и во всем этом их несомненное преимущество пред нами, то мы еще пока сильны народной религиозностью, народным к нам доверием. Правда и это доверие сильно уже подорвано внешними и внутренними нашими врагами, но его еще много в народе. Пока еще не поздно работать на этой ниве; и она может принести великие плоды. Что же делать? На этот вопрос мы имеем счастье ответить словами великого труженика русской церкви, – святителя Томского Макария, напечатанными в 39 «Церк. Вед.», сию минуту нами полученном.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

Священные саны В Православной церкви есть три»больших сана» — епископ, священник и диакон — и два»меньших сана» — иподиакон и чтец (некогда были и другие меньшие саны, но все они, за исключением этих двух, давно вышли из употребления). Рукоположение в больший сан всегда должно совершаться в течение литургии, причем всегда индивидуально (византийский обряд, в отличие от латинского, предписывает рукополагать не более одного диакона, одного священника и одного епископа в течение одной литургии. Только епископ имеет право совершать рукоположение   , и посвящение в епископы должно осуществляться тремя или по меньшей мере двумя епископами, но никоим образом не одним: так как епископское служение имеет»коллегиальный»характер, посвящение в епископы тоже должно совершаться»коллегией»епископов. Хотя посвящение в сан осуществляется епископом, оно требует также согласия всего народа Божьего, поэтому в определенный момент службы присутствующие члены общины приветствуют посвящение boзrлacoм:«Axios» — «Достоин!» Православное духовенство разделяется на две большие группы:«белое», или женатое, духовенство и»черное», или монашествующее. Посвящаемые должны принять решение о том, к какой группе они желают принадлежать, до совершения таинства, ибо есть строгое правило, что после посвящения в больший сан жениться нельзя. Поэтому те, кто хочет жениться, должны сделать это до того, как станут диаконами. Кто не хочет жениться, от тех, как правило, ожидается, что они станут монахами прежде рукоположения, но в сегодняшней Православной церкви есть достаточное число неженатых священников, формально не принимавших на себя монашеские обеты. Однако эти хранящие целибат священники не могут впоследствии передумать и жениться. Если жена священника умирает, он не вправе жениться вторично. В прошлом почти все приходские священники были женатыми, но в настоящее время стало совершенно обычным явлением, когда попечение о приходе принимает на себя монашествующий священник. С VI или VII вв. епископ должен был быть неженатым, а, по крайней мере, с XIV в. он должен был принимать монашеские обеты. Вдовец может стать епископом, если примет монашество. Во многих частях Православной церкви положение монашества ныне таково, что не так легко найти кандидата в сан епископа, и все большее число православных считает, что в современных условиях нежелательно ограничивать круг возможных кандидатов в епископы монашествующим духовенством. Но, может быть, решение должно заключаться не в отмене нынешнего требования, согласно которому епископы должны быть монахами, а в укреплении самой монашеской жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Брак священника, или Битва за кольцо Если в жизни священника место жены оказывается частично занятым Церковью, то чем должно быть занято место супруга в сердце матушки? 12 мая, 2011 Если в жизни священника место жены оказывается частично занятым Церковью, то чем должно быть занято место супруга в сердце матушки? Проблемам молодой семьи посвящен майский номер журнала Санкт-Петербургской епархии  «Вода живая» . Уже супруги, еще не родители — так обозначен период в жизни молодоженов, который пристально рассматривается в этом номере. Источник: Вода Живая Для многих верующих священство и жизнь в браке представляются состояниями едва ли совместимыми. Многие из читающих эти строки могут вспомнить свое недоумение или даже разочарование, когда впервые узнали о том, что священники женаты! Действительно, как может обещавший посвятить себя Богу целиком делить свою любовь между Богом и теми, с кем он связан исключительно в своей «частной» жизни — со своей семьей? Какая еще семья нужна священнику, если Сам Господь указал на общину верных как на тех, кто по сути заменяет ее (Мк. 3, 33-35)? Семейная жизнь неразрывно связана с атмосферой «мирского»: отец семейства заботится о материальном достатке, постоянно поглощен решением различных сиюминутных проблем. Сами радости супружеской жизни, как кажется, далеки от какого-то по-настоящему сакрального содержания. Поэтому подход Католической Церкви (предписывающей обязательный целибат, то есть безбрачие священнослужителя) представляется наиболее логичным: священник полностью посвящает себя горнему, освобождаясь от мирских привязанностей. В православном христианстве брачный вопрос решается иначе. В приходских храмах служит «белое» духовенство, то есть священники, имеющие семьи. Духовенство «черное», связанное монашескими обетами воздержания, послушания и нестяжания, несет служение в монастырях и на подворьях, а также поставляет наиболее достойных лиц для епископского служения. Рукоположение священника, не связанного узами брака и при этом не принадлежащего к монашескому званию, рассматривается в православии как событие экстраординарное, отношение к которому до сих пор остается настороженным.

http://pravmir.ru/brak-svyashhennika-ili...

От духовенства не было депутатов из различных местностей, оно представлялось депутатами от Синода. Частная комиссия приписала духовенство к среднему роду людей. Синод протестовал, объявляя, что все духовенство, как белое, так и черное, должно составлять особый класс и одно с другим соединено так тесно, что отдельно существовать не могут; по мнению Синода, духовные должны были иметь одинакие права с благородными. Частная комиссия отвечала, что, не вступая в права церковные, она руководилась мирским взглядом, положила духовенство в одном разряде с учеными как учителей народных. Но и относительно включения ученых в средний род людей Академия наук заявила, что их нельзя подвергать поголовно подати и рекрутскому набору, ибо если ученые не будут иметь больших выгод перед ремесленниками и купцами, то нет надежды, чтоб науки в России возросли. Вообще об этом среднем роде людей имели смутное понятие, хотя много о нем толковали. Сама императрица старалась уяснить представления об этом предмете историею и положением французского tiers-état. Членами комиссии о разделении родов государственных жителей были князь Александр Голицын, граф Федор Орлов, граф Яков Брюс, барон Унгерн-Штернберг, Николай Свешников. В заседании 19 сентября Орлов предложил разделить комиссию на три части: первая должна заниматься дворянством, которое он разделил на четыре степени: князь, граф, барон, дворянин; вторая – средним родом, или мещанством, здесь восемь степеней: бедное духовенство, ученые, художники, ремесленники, купцы, приказные люди, разночинцы, вольные; третья – крестьянами, между которыми две степени: свободные и крепостные. Предложение Орлова было принято. Относительно духовенства в материалах комиссии находятся некоторые любопытные предложения, например: о вступлении всяким чинам в духовные чины, а из духовных – в светские и об освобождении священников от неприличных работ, о пострижении желающих в монахи беспрепятственно, о содержании на пристойном основании церковного причта и об определении ему жалованья, о нетребовании священниками за церковные требы сверх указного количества денег, о дозволении священно – и церковнослужителям, купечеству и разного звания людям покупать крестьян и дворовых людей; подле предложения о запрещении духовному чину покупать земли встречается предложение о возвращении архиерейским домам и монастырям отошедших от них хлебопашенных земель – это предложение шло от городских жителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

При митрополите московском и позднее при патриархе московском существовал вспомогательный орган с архиерейским саном, епископ сарский и подонский, при патриархах переименованный в митрополита крутицкого, который, после падения сарайской орды, стал жить в Москве на Крутицах, не переставая, впрочем, быть епископом своей прежней епархии 470 . На соборе 1667 г. предполагалось ко всем четырем митрополитам определить вспомогательных архиереев, которые бы жили в определенных им монастырях и «творили все по благословению и по повелению своего митрополита, а без воли его ничего не творили, кроме священнодействия и хиротонии и прочих яже повелевают им святая правила» 471 . Предположение это не осуществилось. В отношении к вспомогательным органам епархиального правительства, в XVI и XVII столетиях делались неоднократные попытки поставить епархиальный строй в большее соответствие с канонами, сравнительно с предшествующим временем. На стоглавом соборе 1551 г. было воспрещено как царским боярам и дворецким, так и митрополитским, архиепископским и епископским служилым людям судить черное духовенство по каким бы то ни было делам, а духовенство белое и мирян по делам духовным 472 . Боярам, однако, предоставлено судить лиц последней категории по делам недуховным. Но так как проведение точных границ между делами духовными и недуховными не только для древней Руси, но и для нашего времени не представляется делом легким, и так как служилый человек в большей степени гарантировал аккуратность сбора и доставление пошлин в архиерейскую казну, чем кто-либо из местных священников 473 , то вмешательство светского элемента в ход епархиального управления не прекратилось, несмотря на позднейшие подтверждения запрещения стоглавого собора 474 , пока в начале XVIII столетия не был положен конец самому существованию служилого класса при архиереях – бояр и боярских детей. Первое же ограничение касательно образования при архиереях этого класса было сделано тем же стоглавым собором, которым установлено было в первое ограничение относительно вмешательства этого класса в епархиальное управление.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Но псковичи снова вмешались в церковную дисциплину и возобновили вопрос о вдовцах. С половины XV века отношения Пскова к Новгороду и владыке становились еще натянутее прежнего. Смутно было и в самом псковском обществе; внутренние церковные замешательства тем сильнее давали чувствовать недостаток заботливой пастырской власти. Покинутые старшей братией в борьбе с немцами, псковичи в 1463 году поссорились и с архиепископом и пытались выпросить себе в Москве особого архиерея. Едва уладилась эта двухлетняя распря, Псковскую волость посетил опустошительный двухлетний мор. Через год после мора, в июле 1468 года, лишь только успели сжать рожь, пошли проливные дожди, продолжавшиеся без перерыва до конца октября: сделалось половодие точно весною, луга затопило, много неубранного хлеба сгнило на полях, многие не успели посеять озимое; в будущем году грозила дороговизна В эту тревожную осень псковское духовенство всех пяти соборов, белое и черное, пришло на вече и, благословив великокняжеского наместника посадников и весь город, сказало: Впрочем, участие веча в деле было гораздо сильнее пассивного согласия, которым оно отвечало на предложение духовенства Из приводимого рассказа псковской летописи нельзя усмотреть, что, собственно, написано было в крепостной грамоте, составленной на вече. Очевидно только, что вопрос о вдовых священниках и диаконах нашел в ней место и был решен отрицательно, как прежде решали его митрополиты Петр и Фотий. Другая местная летопись отметила 1468 год кратким. известием о событии, совершившемся, по-видимому, немного раньше описанного совещания духовенства с городом: «Того же лета псковичи отставили от службы вдовствующих попов и диаконов по всей Псковской волости, не сославшись и не спросившись ни с митрополитом, ни с архиепископом, и архиепископ Иона хотел за это положить на псковичей неблагословение, но митрополит Феодосий возбранил ему это». Здесь совершенно неожиданно имя митрополита Феодосия, который за 4 года перед тем покинул кафедру и вместо которого тогда занимал ее Филипп.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Но церковная иерархия обнимает собою – епископов, священников и диаконов, или, по терминологии самого Леонтьева, черное духовенство, из которого выходят носители высшей церковной власти, и белое. Общий супранатуральный, монофизитский характер религиозных воззрений Леонтьева склонял его к еще большей сосредоточенности церковной власти. Белое духовенство – женатое и потому связанное с миром – является для него слишком слабым, а либеральные тенденции, которыми оно заражено, грозят «более опасными ересями, чем всякое скопчество и хлыстовщина» 234 ... Единственными носителями и выразителями религиозной истины являются епископы. Но и, среди членов епископата возможны отдельные уклонения с пути истины. С болью душевною Леонтьев в своей книге об о. Клименте Зедергодьме рассказывает о Калужском архиерее, который неблагосклонно относился к столь, дорогому его сердцу институту старчества... Более того: среди, преосвященных владык нашелся такой, который при освящении одного вновь выстроенного вокзала позволил себе в поучении говорить такие слова о прогрессе, что «я, пишет Л., бросил газету и мысленно воскликнул! «Боже мой! и архиерей!... и архиерей русский глаголет то же и все то же!» – «Ускорение сообщений, цивилизация... даже и благоденствие... Да, я помню, было даже и благоденствие»... 235 Где же найти последний критерий истины? Соборное сознание, которое для Вл. С. Соловьева было источником истины, Леонтьеву было чуждо... И мы видим, как шаг за шагом склонялся он к папизму, которое по ходу его религиозных мыслей должно было служить достойным завершением всей системы. На такое продолжение линий положений Леонтьева он сам дает и прямые основания. Политические взгляды Леонтьева стояли в прямой зависимости от религиозных. Он устанавливает органическую связь между положительной религией и исповедованием в государственной жизни абсолютизма, как и наоборот – по его мнению атеизм ведет к измене последнему. Возмущаясь тем, что в наших школах народных современные ему учителя развращают молодое поколение проповедью ложной атомистической теории, Леонтьев говорит: «стоит только юноше сказать себе: «я не знаю, что такое вещество, и никогда не узнаю здесь на земле» чтобы шаг за шагом, от сомнения в твердости и точности всех научных основ он бы скоро дошел до веры в дух от веры в дух до веры в личного Бога, от веры в личного Бога до искания форм сношения с Ним, до положительной религии; от положительной религии до живого патриотизма, до «страха Божия», до любви к предержащим властям; ибо истинное христианство учит, что какова бы ни была, по личным немощам своим, земная иерархия, она есть отражение небесной.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

Покровский лагерь: «Это мужской лагерь. Помещается он в бывшем особняке Морозова. Здесь, главным образом, мелкие уголовные преступники, спекулянты и хитровцы. Есть также военнопленные англичане с архангельского фронта (20 чел.) и около 150 политических: студенты, артисты, фармацевты, инженеры, белое и черное духовенство, купцы-спекулянты, кулаки и проч. Все они в большинстве случаев заложники. Все заключенные, за исключением неспособных к труду, отправляются на работы. Рабочий день 8 часов. Если требуется сверхурочная работа, выдается дополнительный хлебный паек. На пищу абсолютно никто не жалуется. На обращение администрации – тоже. Следует отметить, что в этом лагере хлебный паек равен уже 1 1 / 2 фунта в день, т.е. в четыре раза больше, чем получает рабочий по карточкам, и равен красноармейскому». Ивановский лагерь: «Ну что же – думает, вероятно, недоверчивый обыватель – возможно, конечно, что с воришками и мелкими спекулянтами Советская власть обращается по-человечески. А вот в отношении к крупным буржуа и контрреволюционерам картина наверняка изменяется. Посмотрим, так ли это? Прихожу в Ивановский лагерь. Здесь уж действительно сливки контрреволюции. Если в вышеупомянутых лагерях была контрреволюционная «шпанка», то здесь мы имеем дело с крупными карасями. Тут и князья, и графы, и высшее офицерство, бывшие царские чиновники и духовенство, буржуазия настоящая и примазавшиеся к ней интеллигенты, студенты, артисты и проч. Обошел палаты, поговорил с заключенными, причем старался опросить представителей всех групп лагерного населения, и увидел, что положение их не только не хуже, но и, пожалуй, лучше, чем где бы то ни было. Заключенные сами заявляют, что абсолютно не чувствуют себя как в тюрьме, а скорее как в закрытом каком-то пансионе. Пища и количественно достаточна, и во вкусовом отношении хороша (говорил князь!). Обращение администрации не оставляет желать лучшего. Конечно, публика здесь изнеженная, требовательная, и потому мы можем слышать, например, жалобы на большое количество мух, нужду во врачах-специалистах и т.п. Но что особенно интересно, так это тоска заключенных... по работе. Вот уж месяц, как их не пускают на работу вне стен лагеря, и они скучают по ней: то было развлечение (!) и заработок, а теперь лишились этого. Единственное отличие здешнего режима в сравнении с режимом других лагерей – это запрещение свиданий с родными и отпусков в город. Но и это усиление режима имеет место всего три недели и было проведено после белогвардейского покушения в Леонтьевском пер. Понятно, что с этим связано большинство жалоб заключенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010