5, 6 . Приидите и видите дела Божия и проч. По св. Афан., здесь «вводится лице Апостолов, которые извещают язычников, что творящий Бож. знамения, во время пришествия Своего во плоти, есть Тот Самый, Который древле иссушил Чермное море и пресек токи Иордана, так что сыны Израилевы могли перейти по суху». Подобным образом объясняет и бл. Феодорит. Тамо возвеселимся о Нем. Тамо т.е. при Иордане, говорит бл. Феодорит. По мнению св. Афанасия, «речение тамо означает время. С того времени, как воцарится Он (т.е. Спаситель мира) в новом веке, и мы с Ним тамо воцаримся и возвеселимся неизглаголанною радостию». С Евр. 5 и 6 ст: «Придите и воззрите на дела Бога, страшного в делах над сынами человеческими. Он превратил море в сушу; через реку перешли стопами; там веселились мы о Нем». 6, 7 . Тамо возвеселимся о Нем, Владычествующем силою Своею веком. С Евр.: «Там веселились мы о Нем. Могуществом Своим владычествует Он вечно». Т.е. там (в Иерусалиме и в церкви Христовой) мы возвеселимся о Спасителе своем, Который «имеет негибнущую державу и безпредельное царство» (Бл. Феод.). Веком, т.е. вечно. Очи его на языки призираете. Очи Господа зрят на народы. Т.е. «Он печется не о нас только (Иудеях), но промышляет о целой вселенной, и в скором времени всем сообщит познание о Себе» (Бл. Феод.). Преогорчевающии 387 , т.е. своим нечестием и неверием да не возносятся в себе; потому что Бог призирает на языки, «на все обращает внимание, все видит, накажет преогорчевающих» (Св. Афан.). С Евр.: «Очи Его зрят на народы, да не возносятся мятежники». 9 . Положшаго душу мою в живот, и не давшего во смятение 388 ног моих. С Евр.: «Он сохранил душе нашей жизнь, и ноге нашей не дал поколебаться». Т.е. благословите Бога, Который сохранил нашу жизнь и среди опасностей не попустил колебаться и пасть; по бл. Феодориту, «не попустил мне совратиться и оставить путь правый». По мнению сего толкователя, «это говорит сонм благочестивых»; потому что с пленными Иудеями посланы были в Вавилон, как некие пестуны, наставники и руководители – Даниил, Иезекииль, Анания, Азария и Мисаил.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

65 страшен Ты. Т.е. велик и грозен. покорятся Тебе враги Твои. Никто не в силах устоять против Господа. Ср. Пс. 109,1 . 65 превратил море в сушу; через реку перешли стопами. В этом стихе псалмопевец напоминает о переходе евреев через Чермное море ( Исх. 14,15 ) и переходе через Иордан сорока годами позже (Нав., гл. 3). Эти деяния показали израильтянам могущество Божие. 65 сохранил душе нашей жизнь. Господь не раз спасал народ Свой: и при исходе из Египта, и при овладении землей обетованной, и при отражении врагов. 65 испытал нас. Временами Господь ставил Свой народ перед сложным выбором, дабы удостовериться, сохранит ли тот верность Ему ( Исх. 15,25 ). как переплавляют серебро. При переплавке серебро очищается, все шлаки отделяются от него. Когда Бог испытывает Свой народ, непокорные отпадают, а верные остаются стойкими. 65 вывел нас на свободу. Другое возможное прочтение этой фразы: «в место изобильное». В этом стихе речь может идти как о каком-то недавнем благодеянии Господа, так и о совершенном по Его воле завоевании земли обетованной. 65 воздам Тебе обеты мои. Вознеся Господу хвалу от имени всего избранного народа, псалмопевец теперь благодарит Его лично от себя (см. ком. к Пс. 21,23 ). 65 Придите, послушайте. Часто исполнение обета Богу происходило при всенародном вознесении Ему хвалы за спасение. Глава 66 Пс. 66 В этом хвалебном гимне псалмопевец призывает Божие благословение на Израиль, а вместе с ним и на весь мир. Широтой взгляда он выделяется не только в Псалтири, но и во всем ВЗ. 66 освети нас лицем Твоим. Псалмопевец в несколько перефразированной форме использует слова, которыми Господь благословлял Своих священников (напр., Чис. 6,25 ). Он просит Господа благословить народ Своим присутствием, ибо знает, что только в присутствии Божием человек может преуспевать и быть счастливым. 66 во всех народах спасение Твое. Псалмопевец призывает Господа благословить не только Израиль, но и все народы земли. Эта мысль прокладывает мост от Ветхого Завета к Новому. 66 да восхвалят Тебя народы все. Желание псалмопевца о том, чтобы и другие народы присоединились к восхвалению Господа, начало исполняться, когда крестная смерть Христова «разрушила стоявшую посреди преграду» ( Еф. 2,14 ), т.е. упразднила непреодолимое прежде различие между иудеями и язычниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

6–7. Согрешихом со отцы нашими, беззаконновахом, неправдовахом: отцы наши во Египте не разумеша чудес Твоих, не помянута множества милости Твоея: и преогорчиша восходяще в Чермное море. Псалмопевец представляет себя и своих современников вместе с праотцами как одно семейство и приносить за всех одну покаянную молитву. – Согрешили мы с отцами нашими, – ибо, по духу закона, грехи отцов преемственно переходили на детей, а от них – на потомков их. – Мы совершили беззаконие, ибо не оставались верны воле Божией, выраженной в законе. – Мы соделали неправду, ибо не были благодарны Богу за Его бесчисленные милости. – Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, – не поняли их цели, не признали их делами Твоей благости, и не помнили о них. И преогорчили Тебя – ропотом и возмущением, когда восходили – поднимались с долины Гесем, где жили, на возвышенные, скалистые берега Чермного или Красного моря, чрез которое должны были переходить. Отпустив Израильтян, фараон, однако, решил их преследовать и – погнался за ними с войском. Когда сыны Израилевы увидали, что Египтяне уже близко настигают их, то «весьма устрашились и возопили к Господу, и сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведши нас из Египта?.. Оставь нас, пусть мы работаем Египтянам; ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умерить в пустыне» ( Исх.14:10–12 ). 8–9. И спасе их имене Своего ради, сказати силу Свою: и запрети Чермному морю, и изсяче: и настави я во бездне яко в пустыни. И, не смотря на ропот Израильтян, Господь спас их – имене Своего ради, или – ради прославления Своего имени, – сказати силу свою, или – ради того, чтобы показать свою силу: пред фараоном, его войском и всеми богами Египетскими. Когда народ, угрожаемый фараоном и его войском, пришел в отчаяние и возмутился, то Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте – и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтяне, которых видите вы ныне, более не увидите во веки... И сказал Господь Моисею: «скажи сынам Израилевым, чтоб они шли; а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше. Я же покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его. И узнают все Египтяне, что И Господь»... ( Исх.14:13–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

80. На такое пение в древней храмовой практике, может быть, указывает Пс 146, 7: «пойте поочередно, по-евр. henu отвечайте, но в греч. ξρξατε, слав. начните; выражениие можно понимать и о двух других родах пения: епифонном и ипофонном. И термин selah понимают в смысле указания на антифонное пение. Думают, что антифонное пение заимствовано евреями из Египта, где песня разделялась между жрецами и народом, между мужчинами и женщинами, между детьми и взрослыми. Таким пением сопровождалось поклонение золотому тельцу: сходя с горы и заслышав шум, Моисей говорит: это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих (Исх 32, 18); буквальнее с еврейского: это не голоса попеременные (anoth — отвечающие) побеждающих, ни голоса попеременные побежденных; но голоса попеременные я слышу. — Филон видит первый опыт антифонного пения в песни Моисея по переходе чрез Чермное море. Насколько это верно? Исполнение этой песни так описано в Исходе: тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили: пою Господу, ибо Он высоко превознесся…; по изложении песни прибавлено: и взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан (тамбурин, бубен, танцевальный музыкальный инструмент) и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием (евр. мехолот, пляски, греч. χορν); и воспела Мариам пред ними; пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море (Исх 14, 31; 15, 1, 20, 21). Это описание толкователи понимают различно (не в смысле лишь антифонного пения); по одним мужчины повторяли непосредственно после Моисея и по его напеву каждый стих песни, и затем тот же стих пели женщины (как у нас поется трижды прокимен, тропарь, светильны); по другим женщины пели один стих, мужчины другой и т. д. попеременно; но гораздо прямее вытекает из контекста речи такое понимание, что после Моисея пропетый им стих повторяли мужчины, а женщины повторяли постоянно один первый стих, изменяя первое лицо пою в пойте, как бы приглашая этим своих мужей дружнее петь гимн Иегове; это тем более, что отчетливо могли слышать слова песни только ближе стоявшие к Моисею. Олесницкий, Др.-евр. муз. и пение, Труды К. Д. Ак. 1871, 11, 115–116. Наш чин исполнения песни в Великую субботу основан на этом последнем понимании. (Ср. и Кейль. Рук. к библ. археол. рус. пер. Киев 1879, II, § 136). Примечания к главе: I век. Апостольское богослужение

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

9:25). А далее, в 51-м стихе, говорит уже о десятой и последней казни, об истреблении первенцев (всякое первородное) в земле египетской, причем первенцев у людей, для отличия от первенцев у животных, называет начатком всякаго труда их, что в переводе с еврейского названо начатками сил. В перворожденных сыновьях заключается надежда на дальнейшее продолжение рода; они потому и составляют основание, или силу, всякой семьи и целого народа. По другим, начаток означает самое лучшее, самое дорогое. А трудом, говорит Зигабен, называет имущество их, как приобретенное трудом, дети составляют также приобретение (см. Быт. 4:1) с. 626]. Селениями Хамовыми названы здесь жилища египтян, или вся земля египетская (Пс. 104:23, 27; Пс. 105:22): Египет у евреев Мицраим, а Мицраим, основатель Египта, был сын Хама, сына Ноева. Таким образом, вся речь пророка, обращенная к израильтянам и, в частности, к ефремлянам, показывает, как они подражали своим предкам, исшедшим из Египта, в грубой непокорности к Богу и в вероломных отношениях к Нему, как забыли о чудесных казнях, сопровождавших милостивое избавление их Богом от руки гонителя фараона, как Господь послал на египтян пламень гнева Своего и негодование, и ярость, и бедствие, посольство ангелов-мучителей, как уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве, как поразил всякого первенца в Египте, начатки сил (от человека до скота) в шатрах Хамовых, или, что то же, в домах египтян. Пс.77:52-53 И воздвиже яко овцы люди Своя, и возведе я яко стадо в пустыни: и настави я на упование, и не убояшася: и враги их покры море.    Здесь пророк кратко говорит о самом изведении израильтян из Египта. Господь, говорит он, поднял свой народ и повел его как овец и вел его как стадо пустынею, и они первое время шли небоязненно (не убояшася). Моисей повелел евреям твердо уповать на Господа и не приходить в боязнь (Исх. 14:4,13-14). И настави я на упование, а врагов их, т.е. египтян, покрыло Чермное море. Пророк, упоминая о сем, дает разуметь, что как тогда неверные иудеи скоро забывали такие величайшие благодеяния Божий, как чудесный исход их из Египта и не менее того чудесное водительство их по пустыням, так и нынешние потомки их вероломно оставили Бога и преогорчевают Его своим неверием и приверженностью к идолопоклонству.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3141...

XXVII. Иисус Навин; завоевание земли обетованной По смерти Моисея, было слово Господне к служителю Его, Иисусу Навину: «Моисей, раб мой, скончался, востань, перейди Иордан, ты и весь народ с тобой, в землю, которую Я дам; вашим будет каждое место, где только ступит нога ваша, и пределами вам будет пустыня и Антиливан, море и великая река Евфрат. Как был Я с Моисеем, так буду с тобой; мужайся, ты разделишь землю сию народу; но соблюди все заповеди Мои; поучайся днем и ночью в книге закона, – тогда успеешь во всех путях твоих и Бог твой будет с тобой!» Иисус собрал народ и велел ему запастись пищей, чтобы чрез три дня перейти Иордан; он напомнил Рувиму, Гаду и полуплемени Манассии, обещание, данное ими Моисею, идти сражаться вместе с братьями, и услышал от всех единодушное слово, о повиновении, если только Господь будет с ним, подобно как с Моисеем. Тогда вождь Израиля послал двух соглядатаев в Иерихон, осмотреть незнакомую землю; достигла весть о том до Царя Иерихонского, и он потребовал их из дома Раавы, у которого остановились; но Раав укрыла пришельцев и уверила посланных, что они уже оставили город, а соглядатаям сказала: «знаю, что Господь предал вам землю сию, ибо страх напал на всех её обитателей, и мы слышали, как иссушил Бог пред лицом вашим море Чермное, и как поразили вы Царя Амморейского за Иорданом. Ужас объял нас, ибо один Господь ваш Бог на небе и на земле! – поклянитесь же Богом вашим, что окажете мне милость, подобно как и я вам её оказала, и пощадите дом мой и всех моих близких.» Соглядатаи поклялись спасти дом её, при разрушении города, и дали её багряную вервь, чтобы привязала на окно, в час приступа; тогда спустила их Раав в корзине, по городской стене, над которой стоял дом её, и велела укрываться три дня в горах, доколе не возвратятся посланные за ними в погоню; – так достигли они невредимо своего стана и возвестили вождю, о ужасе Хананейских племен. На утро поднялся весь стан и ополчился при Иордане: чрез три дня глашатаи объявили людям, чтобы шли за Левитами, когда поднимут они кивот завтра, но не дерзали бы приближаться к святыне. – Иисус велел очиститься народу, в ожидании чудес Божьих, ибо Господь сказал ему: «ныне начну возвышать тебя пред сынами Израилевыми, дабы познали, что Я с тобой, как некогда был с Моисеем.» Тогда велел жрецам вступить, с кивотом завета, в волны Иордана, наполнявшего берега свои от полноводия весеннего; но едва омочились ноги жрецов, внезапно стали воды, текущие свыше, огустев как стена, а воды, бывшие ниже, стекли к морю Мертвому, так что осушилось русло; священники остановились посреди реки, с кивотом, доколе народ по суху переходил Иордан.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   1. Но говорят они: Бог ожесточил сердце Фараона и его служителей (Исх.9:35). Возражающие так не читают в Евангелии того места, где Господь на вопрос учеников к Нему: «почему Ты говоришь им в притчах»? Отвечал им: «потому что вам дано знать тайну Царства Небесного, а им говорю в притчах, чтобы видя не видели, и слыша не слышали, и разумея не разумели, так что сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: дай огрубеть сердцу людей сих, сделай их крепкими на ухо и ослепи очи их. Ваши же блаженны очи, которые видят, что вы видите, и уши ваши, которые слышат, что вы слышите». Ибо Один и Тот же Бог наводит слепоту на тех, которые не веруют, а презирают Его, подобно тому как солнце, Его творение, (ослепляет) тех, которые по слабости зрения не могут смотреть на его свет, и полнейшее и большее просвещение дарует тем, которые веруют и следуют Ему. Согласно с сим и Апостол во втором (послании) к Коринфянам говорит: «для неверующих, у которых Бог века сего ослепил умы, чтобы не воссиял свет Евангелия славы Христа» (2 Кор.4:4). И еще в (послании) к римлянам: «и как они не забоялись иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму делать непотребства» (Рим.1:28). Во втором же послании к Фессалоникийцам говоря об антихристе он ясно говорить: «и потому пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фес.2:11-12).    2. Если и в настоящее время Бог, зная, что многие не будут веровать, — так как Он все знает наперед, — предал их неверию их и отвратил лице Свое от таковых, оставляя их во тьме, которую они сами себе избрали, то что удивительного, если и тогда неверующего Фараона вместе с его служителями предал их неверию? Как Слово из купины говорило Моисею: «я знаю, что Фараон, царь египетский, не отпустит вас, если не употреблю мощную руку» (Исх.3:19). И почему Господь говорил в притчах и навел слепоту на Израиля, чтобы они видя не видели, зная их неверие, по той же причине Он ожесточил и сердце Фараона, чтобы видя, что перст Божий изводит народ, он не веровал, но низвергся в море неверия, ибо думал, что исход их совершается действием магии, и что Чермное море не силою Божиею дало пройти народу, но так было естественным образом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Тогда израильский народ (евреи) с великою радостью, воспели благодарственную песнь Господу Богу, своему Помощнику и Покровителю.    Мариам же пророчица, сестра Ааронова, взяла в руки тимпан, а за нею вышли и все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: «Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море».    Переход евреев через Чермное море, воды которого отделили и избавили евреев от нечестия и рабства египетского, прообразовал собою крещение, через которое мы освобождаемся от власти диавола и рабства греху.    Во время путешествия евреев из Египта в землю обетованную Господь сотворил много и других чудес. Однажды евреи пришли в такое место, где вода была горькая. Они не могли ее пить и роптали на Моисея. Господь указал Моисею на дерево. Как только он положил его в воду, вода сделалась сладкою.    Это дерево, отнявшее горечь от воды, было прообразом крестного Древа Христова, отнимающего горечь жизни — грех.    Когда у евреев вышел весь хлеб, взятый из Египта Господь послал им хлеб с неба — манну. Она была похожа на белые маленькие крупинки, или на мелкий град, и имела вкус хлеба с медом. Название манна этот хлеб получил потому, что когда евреи увидели его в первый раз, то спрашивали друг друга: ман-гу (что это?), Моисей ответил: «это хлеб, который Господь дал вам в пищу». Евреи и прозвали этот хлеб манною. Манна покрывала утром землю вокруг еврейского стана во все время их путешествия каждый день, кроме субботы.    А когда евреи в пустыне пришли на место, называемое Рефидим, где совсем не было воды, то снова начали роптать на Моисея. По повелению Божию, Моисей ударил жезлом по каменной скале, и из нее потекла вода.    Манна в пустыне и вода, истекшая из каменной скалы, спасшая израильтян от смерти, прообразовали собою истинные для нас пищу и питие, то есть Тело и Кровь Христовы, который дает нам Господь в святом причащении, спасающая нас от вечной смерти.    В Рефидиме на евреев напали жители пустыни, Амаликитяне. Моисей послал против них Иисуса Навина с войском, а сам с братом своим Аароном и Ором взошел на ближайшую гору и начал молиться, поднявши обе руки к небу (образовав собою крест).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Авв.3:9–15 . Ты обнажил лук Твой по клятвен­ному обетованию, дан­ному коленам. Ты по­токами рас­сек землю.: Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; солнце и луна остановились на месте своем пред светом лета­ю­щих стрел Тво­их, пред сия­ни­ем сверка­ю­щих копьев Тво­их.: Во гневе ше­с­т­ву­ешь Ты по земле и в негодовании по­пираешь народы.: Ты выступаешь для спасе­ния народа Твоего, для спасе­ния по­мазан­ного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха. Ты про­нзаешь копьями его главу вождей его, когда они как вихрь ринулись раз­бить меня, в радости, как бы думая по­глотить бедного скрытно.: Ты с конями Тво­ими про­ложил путь по морю, через пучину великих вод. Общий смысл этого отдела понятен: как видно из ст. 12-го, здесь дается ответ на вопрос ( Авв.3:8 ) о смысле и основании стихийных феноменов, величественных и разрушительных, которыми сопутствуется явление Бога в мире: гнев Божий обращен не на море и реки, а на людей, именно против халдеев и подобных им, прогневавших Бога своим нечестием, народов. Но понимание частностей встречает затруднение в разности текстов еврейского и греческого. Не вдаваясь в подробное сличение и примирение обоих текстов, ограничимся кратким анализом и пояснением содержания речи пророка в данном отделе. Ст. 9–11, судя по заключающимся здесь образам, напоминают историю чудесного перехода евреев через Чермное море при Моисее (Авв.3см. Исх 14.21 ) и через Иордан пред занятием Палестины при Иисусе Навине ( Нав 3.16 ), а также чудесное солнцестояние при нем же (Авв.3см. Нав 10.13 ). Напоминание это имеет целью оживить в слушателях или читателях пророка сознание беспредельного всемогущества Божия, непреоборимой силы Иеговы в борьбе с народами, враждебными избранному народу Божию ( Авв.3:12 ), и отдельными, разных времен, провозвестниками Божественной истины из среды его. «И при восстаниях на посланных Тобою к народам проповедников, Ты, говорит пророк, имея неизреченное могущество, изобилуя всякими карательными орудиями, хотя одним крещением можешь растлить всю землю с ее обитателями, однако же пребудешь долготерпеливым» (блаженный Феодорит, с. 36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Анна превзошла восхваляемую апостолом Павлом вдовицу. Какую вдовицу? Слушай, что Павел говорит: Вдовица должна быть избираема не менее шестидесяти лет,.. если воспитала детей, если умывала ноги святым, если помогала бедствующим, если была усердна ко всякому доброму делу. Она превзошла ту, которая восхвалена апостолом, и годами, и образом жизни. Разве не превзошла всех вдовиц та, которая удостоилась дара пророчества, и пребывает вместилищем Святого Духа, и всем ожидающим пришествия Господа во плоти указала на признаки этого пришествия, если евангелист сказал о ней, как ты только что слышал: И сама Анна в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем ожидающим избавления в Иерусалиме. Видишь величие Анны? Она сделалась защитницей Господа и возвещала о Нем пред лицом Его Самого. О, чудо! Вдова, но обличала архиереев и книжников и, обличая их, воодушевляла весь народ. Она наблюдала за Господом и указывала на грядущее избавление в Иерусалиме, обращаясь ко всем собравшимся и объявляя им признаки Господа. Анна в новорожденном ребенке увидела Господа, она увидела дары и очистительные жертвы, принесенные за Него и вместе с Ним, но не смутилась тем, что Он мал возрастом. Анна исповедала младенца Богом, Врачом, Всесильным Искупителем, Сокрушителем грехов. Не оставь без внимания сказанного Анной. Она обращалась к собравшимся, указывая всем присутствующим на деяния Господа: " Разве вы не видите Младенца, как Он тянется к сосцу Матери, а потом льнет к другому, приникает к материнской груди, до сих пор не ступавшего ногой по земле, принимающего обрезание в восьмой день? Разве вы не видите Этого Младенца? Это Он сотворил веки, Он утвердил небеса, Он распростер землю, Он оградил море берегами. Этот Младенец изводит ветры из сокровищ своих, Этот Младенец при Ное отверз затворы потопа, Этот Младенец сотворил дождевые струи, Этот Младенец веет снегами, как белотканным полотном. Этот Младенец посредством жезла Моисея освободил праотцев наших из земли Египетской, рассек Чермное море и провел их как бы по зеленой равнине и, изливая им в пустыне манну, дал им в удел землю, источающую молоко и мед.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/43/f...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010