Эта идея «личности как жертвы» распространяется на священническое служение всякого истинного пастыря. Ап. Павел говорит о себе как о жертве: «Я соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей» ( Флп. 2:17 ) – и тем самым дает пример своему стаду, дабы они «представляли тела свои в жертву живую, святую, благоугодную Богу» ( Рим.12:1 ). В Новом Завете содержится идея «духовной жертвы», суть которой – во внутренней самоотдаче личности в ее отношениях с Богом и другими личностями 568 . Персонифицированное освящение В Ветхом Завете кровь животных очищала и освящала людей. Эта идея «персонифицирована» в Иисусе. В Самом Христе мы видим высший и абсолютный пример святости, и Он становится источником святости для всех верующих. Он есть «вождь», «начальник» (ρχηγς) – начало нового человечества. Он «сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» ( Евр. 5:9 ). Именно на этом «личностном» уровне Христос делает их «совершенными» (τλειοι), как и Он Сам «совершен» (τλειος): «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» ( Евр. 10:14 ). Абсолютный характер Христова освящения означает, что Он стал причиной онтологического изменения всего человечества. Он приводит человечество к совершенству: термин τλειος (и его синонимы) играет очень важную роль в христологии Послания к Евреям. Совершенна не только Его Божественная природа, но и Его человеческая природа. Это совершенство абсолютно, и именно поэтому автору Послания к Евреям важно сказать о «человеческих искушениях» Христа, которые Он преодолел, «кроме греха» ( Евр.4:15; 7:26; 9:14 ). Автор всячески хочет подчеркнуть полноту человечества Иисуса, которая является источником освящения Его собратьев. Он «сам обложен немощью» ( Евр.5:2 ), «с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти» и «страданиями навык послушанию» ( Евр. 5:7–8 ). Персонифицированное представительство Если во времена ветхозаветных патриархов отец представлял перед Богом всю семью, а позднее первосвященник и левиты представляли весь народ, то теперь Христос представляет все человечество. Идея представительства здесь достигает абсолютного измерения. В Послании к Евреям об этом говорится посредством различных богословских терминов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В Нем не было самого сокровенного греха или помышления, например мечты гордости, оболыцения успехом легким и близким и т. п. Нельзя примирить подобных представлений с понятием совершенной святости, усвояемой Себе И. Христом. „Князь мира сего не имеет во Мне ничего» 56 . Все естественное развитие Иисуса Христа по человечеству совершается под влиянием благодати Божией 57 и исключает самомалейший зародыш греховного влечения. Считая греховными самые пожелания человека, Он выдает тем собственный мысли и настроение. Это свидетельство И. Христа о Самом Себе, что Он есть безгрешное Существо, Богочеловек, утвердил Сам Бог, как и говорит И. Христос о Своем самосвидетельстве. „Если бы Я – один свидетельствовал о Себе, то свидетельство Мое не было бы истинно. Есть другой свидетельствующий о Мне, и Я знаю, что истинно то свидетельство; ибо дела, который Отец дал Мне совершить, самый эти дела, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня 58 . Или в другом месте: „верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам 59 . Итак, И. Христос имеет свидетельство о Себе Самого Бога в факте чудес и в нашей совести („верьте Мне»). Одно свидетельство характера нравственного: личное доверие, внушенное Им верующим в Него, и другое – внешний факт чудес, между которыми воскресение Его есть самое очевидное проявление силы Божией для прославления безгрешного и Богочеловека.– Так мы засвидетельствовали божество и совершенную святость Иисуса Христа по человечеству. Он есть истинный Бог и всесовершенный человек или иначе Богочеловек, всецело воспринявший в Свою Божественную ипостась человеческую природу, не переставая быть Единородным Сыном Божиим, сиянием славы Отца и образом ипостаси Его. „И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единороднаго от Отца» ( Ин.1:14 ). Перейдем к учению Иисуса Христа. Характер учения Иисуса Христа Учение Иисуса Христа о царствии Божием. Учение Иисуса Христа отличается характером подлинности и самобытности и носит в себе печать истинно божественную. Он не приходил в соприкосновение с мудростью философов и никогда не учился у них. Никто серьезно не может утверждать, что Иисус Христос был под влиянием эллинской философии или мистицизма Ганга или Инда и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

1. Слова сего члена. – 2. Содержание его. – 3. Время и значение вознесения Иисуса Христа на небо. – 4. Предсказания Иисуса Христа о Своем вознесении. – 5. Свидетельство Священного Писания о вознесении Христовом. – 6. Иисус Христос вознесся на небо не Божеством, а человечеством. – 7. Значение благословения Иисусом Христом Апостолов при вознесении. – 8. Смысл слов: седяща одесную Отца. 1 . Шестой член Символа веры читается так: (Верую во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия …) И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 2 . В сем члене говорится о вознесении Иисуса Христа Спасителя на небо. 3 . Вознесся Иисус Христос на небо в сороковой день по Воскресении, чтобы закончить дело искупления рода человеческого – ниспослать на своих верующих Духа Святого, и войти и по человечеству в ту славу, какую имел Он по Божеству, но которая со времени воплощения как бы скрывалась в Нем. 4 . О вознесении Своем Иисус Христос не один раз предсказывал Своим ученикам и Апостолам. Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу ( Ин.16:28 ). В дому Отца Моего (на небесах) обителей много. Я иду приготовить вам место…, чтобы и вы были там, где Я ( Ин.14:2–3 ). 5 . О вознесении Иисуса Христа так свидетельствует слово Божие: Нисшедший (т. е. Иисус Христос, сошедший с неба чрез Воплощение), Он же есть и восшедший превыше всех небес (вознесшийся на небо), чтобы исполнить все (т. е. закончить дело искупления рода человеческого) ( Еф.4:10 ). Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах ( Евр.8:1 ). 6 . Иисус Христос вознесся на небо не Божеством, а человечеством, потому что Божеством Он всегда пребывал и пребывает на небе. 7 . При вознесении Своем Иисус Христос благословлял Апостолов. Этим Он показал, что любовь Его, благодать и помощь всегда пребудут с ними и со всеми верующими. 8 . Слова Символа веры , что Иисус Христос сидит одесную Отца нужно понимать духовно, т. е. что он имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом; потому что сидеть рядом с кем-нибудь великим, например, с царем, значит быть равным ему. О седьмом члене Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Иисус Христос: жизнь Господа Иисуса Христа Воплотившийся единородный Сын Божий, Господь Иисус Христос, есть Спаситель человечества. По воле Бога Отца и из сожаления к нам, грешным людям, Он пришел в мир и стал человеком. Своим словом и примером Он учил людей, как надо верить и жить, чтобы стать праведными и быть достойными звания детей Божиих, участниками Его бессмертной и блаженной жизни. 31 декабря, 2006 Воплотившийся единородный Сын Божий, Господь Иисус Христос, есть Спаситель человечества. По воле Бога Отца и из сожаления к нам, грешным людям, Он пришел в мир и стал человеком. Своим словом и примером Он учил людей, как надо верить и жить, чтобы стать праведными и быть достойными звания детей Божиих, участниками Его бессмертной и блаженной жизни. Господь Иисус Христос «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16). О жизни Иисуса Христа рассказывается в Евангелии Господь Иисус Христос Иисус Христос — Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение. В Новом Завете Иисус Христос именуется Христом, или Мессией (Χριστς, Μεσσας), Сыном (υς), Сыном Божиим (υς Θεο), Сыном Человеческим (υς νθρπου), Агнцем (μνς, ρνον), Господом (Κριος), Отроком Божиим (πας Θεο), Сыном Давидовым (υς Δαυδ), Спасителем (Σωτρ) и др. Свидетельства о жизни Иисуса Христа: По воле Бога Отца и из сожаления к нам, грешным людям, Иисус Христос пришел в мир и стал человеком. Своим словом и примером Иисус Христос учил людей, как надо верить и жить, чтобы стать праведными и быть достойными звания детей Божиих, участниками Его бессмертной и блаженной жизни. Чтобы очистить наши грехи и победить смерть , Иисус Христос умер на кресте и воскрес в третий день. Теперь как Богочеловек Он пребывает на небе со Своим Отцом. Иисус Христос является главой основанного Им Царства Божия, называемого Церковью, в которой верующие спасаются, руководимые и укрепляемые Духом Святым. Перед концом мира Иисус Христос снова придет на землю, чтобы судить живых и мертвых. После этого наступит Его Царство Славы, рай, в котором спасенные будут вечно радоваться. Так предсказано, и мы верим, что так будет. Как ждали пришествия Иисуса Христа

http://pravmir.ru/xristos/

Хотя этот мессианский титул не тождествен понятию «человек» 28 , тем не менее, в нем, безусловно, содержится указание на теснейшее органическое отношение Христа к человеческому роду как члена этого последнего. В полном согласии с евангельским изображением и самосвидетельством Иисуса Христа учат и апостолы, называя Его человеком: «Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих» ( Рим.5:15 ); «Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых» ( 1Кор.15:21 ); «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» ( 1Тим.2:5 ). Отличия Господа Иисуса Христа от нас по Человечеству состоят в том, что: 1) Господь Иисус Христос родился по человечеству сверхъестественным образом. Прикровенное указание на сверхъестественный характер рождения Спасителя содержится уже в словах о «семени жены» ( Быт.3:15 ). Более конкретный характер имеет пророчество Исаии: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис.7:14 ). Иудеи, отрицавшие сверхъестественное рождение Господа Иисуса Христа, указывали на неточность греческого перевода. В данном стихе еврейскому слову «альма», означающему молодую женщину брачного возраста, в греческом тексте Ветхого Завета соответствует слово παρθνος [парфéнос], т. е. «девственница». Древние христианские полемисты отмечали, что Исаия говорит о «знамении», т. е. удивительном, небывалом событии. Если бы речь здесь шла о простой женщине, то пророчество оказалось бы лишенным всякого смысла. Мч. Иустин Философ писал: «Вы и здесь осмеливаетесь искажать перевод, сделанный вашими старцами при Птолемее, царе Египетском, и утверждаете, что в Писании не так, как они перевели, но «вот молодая женщина будет иметь во чреве», как будто бы великое дело было показано, если бы женщина родила от совокупления с мужем? Слова: «вот, Дева зачнет во чреве» значат, что Дева зачнет без совокупления.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Бог Свет ходит по земле в лице Иисуса и «просвещает» всякого человека и вещи; Он есть Тот, Который говорил из горящего куста Моисею:«Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), что означает, как объясняет св. Иустин, что и женщиной Рожденный будет жить вечно. Его воскресенье сделает Его свет неугасимым во веки Однако Христос есть не только Бог и посему «Свет истинный», но и Человек. С самого начала Восточная Церковь активно боролась с отголоски этой борьбы можно обнаружить и в посланиях св. Иоанна Богослова, в которых он обольстителями называет тех, кто не исповедует «Иисуса Христа, пришедшего во плоти» (2Ин. 7). Представители докетизма телесность Христа считали всего лишь призрачным явлением подобным явлению ангелов, Его плоть не была для них частью Его естества. Докетизм признавал Божество Христа, но отрицал Его человечество. Церковь же отстаивала человечество Христа точно также, как и Его божество. Вселенский Халкидонский Собор (451) дал определение Иисуса Христа как Истинного Бога и Истинного человека в одном Лице. Две природы в этой Божественной Личности нераздельны и неслиянны. Таким образом Христос был защищен не только как Истинный Бог, но и как Истинный Человек во всем земном содержании, которое верующим тех времен, имеющим склонность к мистицизму, казалось недостойным Бога и поэтому, как им представлялось, не могло быть частью действительности Христа. Но если Христос есть Истинный Человек, тогда Он такой же, как и мы все. Он, будучи «равным Богу», принял «образ раба», сделался «подобным человекам и по виду» стал «как человек» (Флп. 2, 6-7). Весь облик Христа, весь Его земной жизненный путь полностью вписывался в ту среду, в которой Он рос: Иисус из Назарета – сын своего народа, своего времени, своей культуры. Но именно это человеческое начало Христа и заслоняет Его как «Свет истинный». Непререкаемо – Бог есть Свет! Однако как в природе, так и в истории господствует мрак, сквозь который мы не видим Бога Света. Тяжелая «кора вещей» (Г. Сковорода) скрывает от нас Логос, который сияет в природной основе бытия.

http://pravmir.ru/preobrazivshiysya-hris...

Слово за Божественной литургией в Неделю перед Рождеством Христовым, в день памяти св. прав. Иоанна Кронштадтского Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Христос Пантократор. Икона VI в. Синайский монастырь святой Екатерины В воскресенье перед Рождеством Христовым за Божественной литургией мы слышим книгу родства Иисуса Христа (Мф. 1, 1-25). Это память богоизбранного народа, память человечества. Каждый народ и каждый человек имеет свою родословную, которую мы не храним. Память богоизбранного народа хранится вечной памятью — Духом Святым. Вся родословная Господа Иисуса Христа делится в Евангелии от Матфея на три части по четырнадцать родов в каждой. Первая часть рассказывает об истории народа до Давида, величайшего царя Израиля. Давид был тот, кто превратил Израиль в славный народ, так что иудеи стали могущественной силой в мире. Вторая часть — до вавилонского пленения, которое было позором нации и ее крушением, а третья — до Иисуса Христа, Который спасает народ Свой от рабства и гибели. Эти люди, которых избрал Господь, — праведные и грешные, но в них была святость любви к Богу, потому что они так отдавали Богу свою жизнь, свою плоть и кровь, что в течение веков из рода в род ткалось из их плоти и крови пречистое Тело Спасителя, «Воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и Вочеловечшася». Книга родства Иисуса Христа — это родословная всего человечества в лице избранных его и каждого из нас. Накануне Рождества Христова каждый из нас призывается с новой силой осознать свое человеческое достоинство. Бог сотворил человека по образу Своему и подобию и человек создан для общения с Богом. Мы имеем родство с Самим Богом, мы — Его род, и каждый из нас рождается, чтобы быть царем, чтобы принадлежать царскому Христову роду. Каж­дый из нас, прежде чем наступил светлый праздник Рождества Христова, должен глубоко осознать свою греховность, свое отпадение от Бога, потому что Господь приходит спасти не праведников, но грешников. Оттого, что Бог становится человеком, в Нем крепость и любовь неодолимая, и нет ничего для Него невозможного в том, чтобы восстановить попавших в диавольский плен в достоинство, которое дает благодать.

http://pravoslavie.ru/43872.html

2) О первосвященническом служении Иисуса Христа. Первосвященническое служение Иисуса Христа состоит в примирении Бога с человеком или в восстановлении нормальных отношений между Богом и человеком. Идею этого примирения составляло и служение ветхозаветных первосвященников; но то служение было преобразовательное, а служение Иисуса Христа есть совершительное и примирительное в особенном смысле этого слова. Необходимость примирения заключалась в том средостении между Богом и человеком, которое произошло вследствие грехопадения человека и примирение это нужно было как для человека, так и для Бога. «Бог, – как говорит преосвященный Филарет Черниговский , – не только бесконечно благ, но и бесконечно правосуден. Благость Его праведна и правда блага. Он требует удовлетворения за грех , как любовь к добру. По беспредельной любви к добру Он не терпит греха, отвращается от него. Оставить грех без наказания означало бы в Боге то же, что оказывать благоволение ко греху. А потому грубо ошибаются, когда думают, что недостойно Отца небесного требовать удовлетворения за грех» 129 . Но человечество не могло совершить дела примирения без благодати Божией, которая одна есть источник всякой жизни, а благодать не могла расточать свои дары без самого человечества, без его свободной решимости, и потому естественным путем примирение состояться не могло. Нужен был путь или способ чрезвычайный, нужно было, чтобы Сам Бог помог человеку встретиться и войти в ближайшее отношение с Самим Собою. Соединение Божества и человечества в Лице Иисуса Христа, или воплощение Сына Божия и избрано Богом, как такое средство. Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, говорит св. Апостол Павел; – потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения ( 2Кор. 5:18–19 ). Отныне Бог все человечество видит во Христе как новом Адаме; в Нем рушилось средостение, разделявшее Бога и человека; Он есть тот пункт, чрез который любовь Божия, задерживаемая прежде в своем излиянии на мир, снова может на последний изливаться. Вот где глубина таинства нашего спасения! Вот Кто истинный наш Первосвященник! Таков и должен быть у нас Первосвященник, говорит тот же Апостол: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес; Который не имеет нужды ежедневно, как те (ветхозаветные) первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа: ибо Он совершил сие однажды, принесши в жертву Себя Самого ( Евр. 7:26–27 ). Дело примирения между Богом и человеком Иисус Христос предначал, таким образом, уже в Своем воплощении. Далее Он продолжал его Своею жизнью и завершил крестной смертью. Но об этом последнем у нас будет речь при объяснении 3-го и 4-го членов Символа веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

бывшие безбожниками в мире, стали близки к Богу кровью Иисуса Христа; потому что чрез Него и иудеи, и язычники имеют доступ к Отцу, в одном Духе ( Еф. 2:12–18 ). По словам того же Апостола Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их; ибо Его, не знавшего греха, Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом ( 2Кор. 5:19, 21 ). И Сам Иисус Христос пред страданиями сказал Своим ученикам: мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам ( Ин. 14:27 ). Самая усиленность выражений показывает, что даваемый Иисусом Христом мир есть нечто особенное, что только Он один и может дать этот мир. Сопоставление этого места с упомянутыми апостольскими изречениями заставляет нас под миром разуметь здесь примирение людей с Богом и между собой, дарованное им чрез смерть Иисуса Христа. Поэтому-то Иисус Христос вслед за приведенными словами сказал ученикам: да не смущается сердце ваше, и да не устрашается. – Как примиритель, и при том как примиритель единственный, Иисус Христос называется единым посредником между Богом и человеком, предавшим Себя для искупления всех ( 1Тим. 2,5.6 ). Водворение мира на земле на столько признается исключительным делом Иисуса Христа, что подражающие Ему в этом деле люди получат одинаковое с Ним имя. Блаженны миротворцы; ибо они будут наречены сынами Божиими ( Мф. 5:9 ). В послании к Евреям Иисус Христос изображается и многократно называется первосвященником, то есть, посредником между Богом и людьми, умилостивляющим Бога за грехи людей Своею крестною жертвою и силою этой жертвы примиряющим их с Богом. Но этого мало, что Иисус Христос примирил людей с Богом: Он, кроме того, соединяет людей с Богом и Бога с людьми теснейшим союзом святой любви. Как в Нем Самом Божество и человечество соединились столь тесно и неразрывно, что составили одно лице Богочеловека: так, по образу и в силу этого союза, и прочие люди, как имеющие одинаковую с человеческим естеством Иисуса Христа природу, получили возможность быть в тесном нравственном общении с Богом, быть в неразрывном святом союзе любви с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

И не ужаснулся он суда блаженного апостола и евангелиста Иоанна, который сказал: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, и всякий дух, который разделяет Иисуса, не есть от Бога, но это дух антихриста (cp.: 1Ин.4:2–3 ). А что значит разделять Иисуса, как не отделять от Него человеческое естество и бесстыдными вымыслами упразднять таинство веры, которым одним мы спасены? Слепотствуя же в отношении к природе тела Христова, он по необходимости с такою же слепотою будет безумствовать о ней в состоянии страдания Его. Ибо если он не считает креста Господня за призрак и не сомневается, что страдание, воспринятое за спасение мира, было истинное (страдание), то он должен признать и плоть Того, смерти Которого он верует. Пусть не говорит он, что не нашего тела был Тот человек, Которого сам признает страдавшим, ибо отрицание истинной плоти есть отрицание и страдания плоти. Итак, если он приемлет христианскую веру и не отвращает своего слуха от проповеди евангельской, то пусть рассудит, какое естество, пронзенное гвоздями, висело на древе крестном; пусть размыслит, когда воин копьем отверз бок Распятого, откуда тогда истекла кровь и вода для омовения Церкви Божией банею и напоения чашею. Пусть послушает и блаженного Петра, который проповедует, что освящение Духом бывает чрез окропление кровью Христовою (см.: 1Пет.1:2 ). Пусть не мимоходом прочтет слова того же апостола: зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровью Христа, как непорочного и чистого агнца ( 1Пет.1:18–19 ). Пусть не противится и свидетельству блаженного апостола Иоанна, который говорит: и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха ( 1Ин.1:7 ), и в другом месте: сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровью... не водою только, но водою и кровью. И Дух свидетельствует о Нем (о Христе)... И три свидетельствуют... дух, вода и кровь; и сии три ободном ( 1Ин.5:4–6,8 ), то есть дух освящения, кровь искупления и вода крещения. Эти три составляют одно и пребывают нераздельными; ни одно из них не отделяется от своего единства, так как Кафолическая Церковь живет и преуспевает тою именно верою, чтобы во Христе Иисусе не исповедовать ни человечества без истинного Божества, ни Божества без истинного человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010