Но все же — приложите все усилия для того, чтобы отпеть вашего дорогого усопшего в церкви. О кремации «Совершенно недопустимо для православного христианина потворствовать развитию греховной языческой традиции сожжения тел усопших. Вспомним слова Священного Писания: Адаму же сказал: …в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят ( Быт. 3, 17, 19 ). Достойно предать тело покойного земле с соответствующими заупокойными богослужениями, совершенными в храме Божием, есть первейшая христианская обязанность родственников покойного, за исполнение которой каждый даст ответ на Страшном Суде Божием. Потому сожжение тела усопшего является тяжким грехом — поруганием храма Божия: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы ( 1 Кор. 3,16–17 )» . Однако в корне неверно считать, что кремированные люди не воскреснут на Суд Божий! «Господь Иисус Христос, говоря о последнем Страшном Суде, который определит участь человека в Вечности, указывает на возвращение к жизни всех когда-либо умерших людей: Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы ( Мф. 25, 31–32 ). Все народы — это все люди, когда-либо жившие на земле: и верующие, и атеисты, и праведники, и грешники, и жившие до Рождества Христова, и наши современники,— абсолютно все. Христос прямо говорил: Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф. 22, 32 ). Это означает, что однажды созданная Богом сущность (человеческая жизнь) не может быть уничтожена, а образ Божий, носителем которого является каждый человек, это и образ Божественного бессмертия. Догмат о Всеобщем воскресении является основным вероучительным положением христианства. В Символе веры , окончательно принятом на II Вселенском Соборе, этот догмат выражен словами: “Чаю воскресения мертвых”» . Поэтому необходимо сказать, что кремация — это грех тех, кто решился на нее; однако душе усопшего она повредить не может. И Церковь не отказывает в отпевании тех почивших, которые впоследствии будут кремированы, или которые уже подверглись кремации.

http://sueverie.net/so-svyatymi-upokoj-c...

Но если Иисус Христос, как единородный Сын Божий единосущный Богу Отцу, есть истинный Бог, то все свойства существа Бога Отца должны принадлежать и Ему. Так это и есть в действительности. Бог Отец есть вечен, вечен есть и Сын Божий. Бог Отец есть всемогущ, всемогущ есть и Сын. Бог Отец есть вездесущ, вездесущ есть и Сын. Бог Отец есть всеведущ, – всеведущ есть и Сын и т.д. Это мы докажем сейчас. Начнем с вечности. Когда мы говорим, что Бог Отец вечен, то этим выражаем, что Он не имеет ни начала, ни конца Своего бытия, но всегда был, есть и будет. «Господи! Ты нам прибежище в род и род. Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты Бог», – так говорит о вечности Божией псалмопевец Давид. Бог и мир образуют две несравнимые противоположности. Мир имеет начало, а Бог начала не имеет. И потому, что Бог не имеет начала Своего бытия, мы и называем Его вечным. Если теперь Сын Божий вечен, то и о Нем мы также должны думать, что Он не имеет ни начала, ни конца Своего бытия, а всегда был, есть и будет, и слова Писания о Боге Отце: «прежде, нежели родились горы и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты Бог», – мы должны отнести и к Сыну. Представим на это доказательства. Праотец Авраам жил, как известно, за 2000 лет перед Иисусом Христом. Между тем Иисус Христос однажды говорил иудеям, что Он был прежде Авраама. Неверующие иудеи возражали на это: «Тебе нет еще пятидесяти лет; и Ты видел Авраама?» Но Иисус Христос снова дал им торжественное свидетельство о Своей вечности: «истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь». Авраам был и потому имел начало своей жизни, напротив Иисус Христос начала бытия не имеет. Это именно выразил Господь в Своем ответе иудеям, но они не поняли, как Он мог быть прежде Авраама, ибо не верили в истину божества Его. Еще яснее истину Своей вечности выразил Иисус Христос в следующих словах молитвы к Богу Отцу: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира». Из этих слов видно, что Иисус Христос имел у Бога Отца славу прежде бытия мира. Значит, Иисус Христос имел бытие уже до сотворения мира. Только мир был сотворен и имеет посему начало. Если же Сын Божий был прежде мира, то Он не сотворен и начала не имеет, и потому Он есть вечен. В той же молитве Иисус Христос взывал к Отцу: «Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира». Из этих слов ясно также видно, что Сын Божий был у Бога Отца еще до основания мира. Значит, Он не имеет начала Своего бытия и потому вечен. Эту истину провидел уже пророк Михей, который так говорил об Иисусе Христе: «И ты, Вифлеем – Ефрафа – из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных». Так, по пророчеству Михея, Христос, как человек, имел родиться в Вифлееме и как Сын Божий, подобно Богу Отцу, всемогущ.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Сатана три раза попытался искусить Создателя. И пусть порядок второго и третьего искушений у евангелистов Матфея и Луки различается (кто как услышал, так и запомнил), но о характере искушений апостолы пишут совершенно одинаково. Итак, первое искушение, с которым дьявол подошел ко Христу, явно было вызвано недоумением сатаны, ибо, «припоминая сказанное об Иисусе, он не может поверить, чтобы это был простой человек; с другой стороны, видя Его алчущим, не может допустить, чтобы это был Сын Божий. Находясь в таком недоумении, он приступает к Нему с словами сомнения», – пишет святитель Иоанн Златоуст . Итак, дьявол говорит Христу: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами ( Мф.4:3 ). Он нарочно не упоминает о том, что Христос голоден, но льстит Ему и коварно напоминает о Его достоинстве. Испытывающему голод Господу говорится нечто подходящее по ситуации. «Но ты, дьявол, становишься в двойное противоречие. Если по Его могуществу камни могут сделаться хлебами, то напрасно ты искушаешь Того, Кто настолько могущественен. А если Он этого сделать не может, то напрасно ты подозреваешь в Нем Сына Божия», – заметил в свое время блаженный Иероним Стридонский . Но дьявол все же, искушая Христа, предлагает Ему употребить Свою Божественную силу, чтобы насытиться, совершить чудо для одного Себя – и заодно ловко проверить, есть ли предел всемогуществу Бога. Но Господь сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих ( Мф.4:4 ). Эта фраза взята из библейской книги Второзакония ( Втор.8:3 ) и была, конечно, на слуху у всех иудеев со времен Моисея. По сути, Господь не стал ни слушаться дьявола, ни заявлять о Своем достоинстве – Он просто отверг искушение, даже не вступая в спор с сатаной. Если Ты Сын Божий Но дьявол, получив в ответ ни «да», ни «нет» и потерпев неудачу в первый раз, не отступил. Евангелист Матфей так пишет о втором искушении: берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею ( Мф.4:5-6 ). Кстати, уже само по себе интересно повторяющееся обращение сатаны ко Христу – если Ты Сын Божий. «Дьявол начинает так, чтобы узнать: Божий ли Он Сын; но Господь так скромно отвечает ему, что он остается в сомнении», – отмечает блаженный Иероним.

http://azbyka.ru/iskushenie-xrista-v-pus...

« Се, раба Господня, буди мне по глаголу Твоему » (Лк. 1:38). И сердце Ее, отданное Богу, стало нерукотворенным храмом, вместилищем Богу. И скоро, совсем скоро вслед за этим Христос — Ее Сын и Сын Божий — придет и учредит законность этого нового, нерукотворенного храма, основанием которого станет Он Сам. « Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы » (1Кор.3:16-17). И с этим обновлением храма Божия уже не только в Иерусалиме будут поклоняться Богу люди, но в Духе и истине они поклонятся Ему на всяком месте владычества Его, там, где найдется верное, любящее Бога человеческое сердце. И вот всем нам в этот великий день нынешнего праздника нельзя не вдуматься и не осознать, что путь к Небу, открытый людям в те, далеко отстоящие от нас времена, все тот же, и начинается он на пороге рукотворенного храма Божия, когда человек крещением приносится в дар Богу и становится нерукотворенным храмом, и Дух Божий поселяется в нем. И наш путь по жизни должен пройти сквозь храм, чтобы воспитаться и возрасти нам в нем, чтобы и завершился этот путь во святилище Божием, на небе, куда теперь уже вошел со Своею жертвенной Кровью за нас Сам Христос — Первосвященник будущих благ. Дорогие мои, храм Божий всегда во все времена был жертвенником Богу, освящающим и жертвы, и приносящих их. Еще в ветхозаветные времена Господь Сам благословил храм как место Своего пребывания. « Небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? » (Ис. 66:1). И первый храм Божий — рукотворенное святилище на земле, сооруженный сыном царя и пророка Давида Соломоном в 1033 году до Рождества Христова, был создан непосредственно велением Божиим. « Я освятил сей храм... чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни », — сказал Господь (3 Цар. 9:3). И дивен, и свят, и великолепен был первый храм Господень в Иерусалиме, и Ковчег Завета, данный Богом людям через Моисея, был в нем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Строит ли кто на сем основании из золота, серебра, драгоценных камней, из дерева, сена, тростника, каждого дело обнаружится: день (Господень) покажет, все в огне открывающий, и огонь испытает у каждого дело, каково есть. У кого устоит его дело, тот мзду приимет; у кого дело сгорит, у того пропадет, сам же спасется, точно спасся из огня. Или не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, разорит того Господь, ибо храм Божий свят, а вы – храм Божий. Никто не обольщай себя: кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумен, чтобы пребыть мудрым. Ибо премудрость мира сего – безумие у Бога, как писано: «уловляет мудрых в лукавстве их» ( Иов.5 ), и еще: «Господь весть помышления человеческия, что они суетны» ( Пс.93 ). Итак никто не хвались о человеках, ибо все ваше: и Павел и Аполлос, и Кифа и мир и жизнь и смерть, и настоящее и будущее – все ваше. Вы же Христовы; Христос же – Божий. Глава 4 Итак да разумеет нас всякий человек как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих. От домостроителя же требуется, чтоб оказался верным. Для меня мало значит, как судите обо мне вы и всякий суд человеческий; и я сам не сужу о себе. И хотя ничего за собой не знаю, это меня не оправдывает; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, когда приидет Господь: Он и явит во свете все, что во мраке таилось, и обнаружит намерения сердечные, и тогда похвала будет каждому от Бога. Все то, братия, применил я к себе и к Аполлосу ради вас, чтоб научились вы от нас не мудрствовать выше того, как писано, и не превозносились один перед другим. Кто отличает тебя (от другого)? Что ты имеешь, чего бы не получил (даром)? А если получил, что хвалишься, будто не получил? Или вы уже пресытились, уже разбогатели, стали царствовать без нас? О, когда бы вы и в правду царствовали: и мы царствовали бы с вами! И думаю же я, что нас Апостолов последних явил Бог точно на смерть обреченных, ибо стали мы позорищем миру и Ангелам и человекам. Мы безумные Христа ради, а вы мудрые о Христе: мы немощные, а вы крепкие; вы в славе, а мы в бесчестии.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Я говорю людям, которые приходят: «Люди добрые! Мы пред лицем Божиим. Лежание на боку в банях, на пляжах марает ваши глаза и ум. Умойся хорошенько, как пред лицем Божиим, и не лежи на боку, не марай своего взора и ума. Будьте чисты умом». Ведь нынешние люди все – и молодые, и старые, и дети – оскверняются. Я говорю им усердно, я старый человек. Не знаю, говорит ли вам еще кто-нибудь. Но я вам говорю. Если ты творишь такие дела, такие грехи, то не будешь иметь безмолвия. Что же мы творим? Мы ведь всегда пред лицем Божиим. Что бы ты ни делал, имей чистый ум, будь чист душой и телом, ведь мы стоим пред лицем Божиим. В Евангелии так красиво сказано: внимайте, ибо «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Итак, Царство Божие внутри нас, и святой Павел также говорит коринфянам: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3: 16). И вы тоже должны знать, что вы храм Бога Живого и Дух Божий живет в вас. Какой же тогда ум, какую душу, какую жизнь я должен иметь, если Дух Божий живет во мне? Если во мне есть Дух Святой, тогда есть и Отец Небесный, и Христос, Сын Божий, и вся Святая Троица во мне. А где есть Святая Троица, там и Авраам, Исаак и Иаков, там Матерь Божия и все святые с ангелами. И потом я спрашиваю их: ты веришь в Бога? Веришь в то, чего не видно? Так вот, если ты веришь в Бога и в потусторонний мир, то там есть Святая Троица, Матерь Божия и все святые, и они тебя видят. Мы верим в то, чего не видно. Здесь, на земле, мы живем верою, а не видением. А там, в мире тамошнем, будем жить видением. Святой апостол Павел говорит в Послании к Евреям: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака» (Евр. 11: 17). Величайшие чудеса Ветхого Закона совершались верою. Верою Чермное море разделилось, верою Енох во плоти вознесся на небеса, Илия тоже. Подсчитаем годы, прошедшие с тех пор, и подумаем о том, что они живы плотию. «Велик Ты, Господи, и дивны дела Твои, никакого слова недостаточно для восхваления чудес Твоих» . Они живы плотию тысячи лет. Бог велик!

http://pravoslavie.ru/150452.html

(11) Господь говорит Отцу: Отче, прославь Меня славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира ( Ин. 17:5 ). Если Он только Бог, то как прославляется? Если же только человек, то как имел славу прежде веков? (12) Да не будет у тебя иного Бога (Не. 80:10). Так как же, по-вашему, обожествляется человек относительным присоединением 69 к Слову и оказывается общником Отцу во славе и достоинстве? А мы говорим, не что человек недавно обожествляется, но что предвечно сущий Сын Божий и Бог воплощается без превращения – ибо Он ничуть не менее остался Богом, даже став Человеком. (13) Блаженный Павел говорит: Ибо хотя и есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им ( 1Кор. 8:5–6 ). Он говорит об одном Христе, «Которым все». Кто это, по-вашему? Если рожденный от Девы, придется вам признать, что Он есть Тот же от Бога предвечный, Которым все. Если же Сын Божий, иной помимо рожденного от Девы, то рожденный от Девы, по-вашему, не есть Христос – ведь [апостол] сказал об одном Христе, Которым все. Если же рожденный от Девы иной помимо Сына Божия, то вы или признаете двух Творцов мира, или что Сын Божий не есть ни Христос, ни Творец. (14) Писание говорит, что кто исповедует, что Христос есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге ( 1Ин. 4:15 ). Не сказано «один из сынов Божиих», но «Сын Божий», единственный и один. (15) Вы утверждаете, что у Христа две природы или одна? Они говорят, две. Какие именно? Конечно, Божество и человечество. Тогда как же Он не Бог по природе и Человек по природе, если имеет две природы? Если вы называете соединение Бога Слова с плотью относительным, где уничижение, где воплощение, где вочеловечение? Ведь если вы примете это в смысле относительного соединения, то введете множество воплощений и вочеловечений Бога, хотя бы и частичных, – ибо со многими богоносными мужами, праведниками, праотцами, пророками относительно соединился Бог. Значит, в каждом случае, по-вашему, Он претерпел воплощение и вочеловечение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Блажен, кто сохранил еще знаменованье Обычаев отцов, их темного преданья, Ответствовал слезой на пение псалма; Кто волей оторвав сомнения ума, Святую Библию читает с умиленьем. А.Н. Майков Завет Божий и творение Говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. ( Откр.1:8 ) Из Библейского повествования о творении узнаем, что все сотворено Господом и все заключено в творческом слове Божием, то есть все состоит в Завете Божием, все признано жить. Материальный и духовный мир как единое целое своим бытием обязан Богу Творцу, Триединому Господу – Отцу, Сыну и Святому духу. Господь сотворил мир из ничего Своей свободной волей и Своим всемогущим творческим словом все призвал от небытия к бытию. Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий. ( 2Мак.7:28 ; ср. Рим.4:17 ; Евр.11:3 ; Быт.1, 3, 6, 9 ) Бог и тварный мир сущностно различим, однако творение всегда и везде зависимо от Бога. Мир не автономен и не нейтрален по отношению к своему Творцу. Бог Творец поддерживает Своей любовью жизнь Своего творения. Жизнь – это благодатный дар Божий для всех и всему. Бог Творец есть единственный владетель, в полном смысле этого слова, всего творения. Не человек, а Бог является началом, центром и вершиной всего творения: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, — говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. ( Откр.1:8 ). Господь есть Основоположник Завета, в котором любовь, святость, слава и блаженство всего творения являются основными движущими силами жизни мира и человека. Завет Божий и человек «И сказал Бог: сотворим человека…» ( Быт.1:26 …) Земля, человек, вселенная принадлежат друг другу и через Завет Божий составляют единое целое. В Завете Божием человек, как самое совершенное и одухотворенное создание, призван быть живой связью между небом и землей, между Творцом и творением. Начало вечному Завету Божиему было положено при самом сотворении человека в раю. О творении человека в Библии сказано:

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

Чтобы достичь счастливой полноты богообщения, человек должен сам всеми силами своими стремиться к тому, чтобы перед Духом Утешителем настежь распахнулись двери его заскорузлого сердца. Только огненный Дух Божий властен выжечь из человеческой души всю греховную порчу, попалить опутывающие нас диавольские сети, но только сам человек, собственной борьбой против злого греха, своим порывом в Горняя, своей молитвой способен снискать благоволение Духа Утешителя. И сам же человек, если пренебрежет милостью Господней, своевольно предастся страстям и порокам, может обречь себя на добычу силам ада. Таковому лучше бы и не принимать попранной им святыни Крещения, лучше бы никогда и не касаться пресветлой ризы Господней. По строгому слову апостольскому: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы ( 1Кор.3:16–17 ). Поэтому мы, принявшие этот дар, подлежим великой ответственности за него. Будем же это помнить. Вставать и падать, пусть падать, но снова восставать из пучины греха, уповая на милосердие Божие и не ослабевая в духовной битве с внутренним и внешним злом, – вот дело истинного воина Христова в этом исполненном соблазнов мире. И да не отчаивается в бесконечной благости Божией даже тяжкий грешник, если он искренне желает для себя исправления и духовного возрождения. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «И грех-то привлекает Святого Духа к человеку. Привлекает Его грех, более не осуществляемый свершением, но зримый в себе, признаваемый, оплакиваемый. Чем более человек вглядывается в грех свой, чем более вдается в плач о себе, тем он приятнее, доступнее для Духа Святого, Который, как врач, приступает только к сознающим себя больными, напротив того, отвращается от богатящегося суетным своим самомнением. Весь вдайся в зрение греха своего, в плач о нем! Тогда, в свое время, узришь воссоздание твое непостижимым действием Святого Духа». Первым призывом святого апостола Петра к народу, потрясенному явлением «огненных языков» Духа, было: Покайтесь! ( Деян.2:38 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

— Разве нет Бога в Израиле, что вы идете спрашивать у Ваала? Возвратитесь и скажите пославшему вас царю, — так говорит Господь: с постели, на которую ты слег, не встанешь, но умрешь на ней. Возвратившись, посланные передали эти слова больному царю. Царь спросил их: — Каков видом человек, сказавший вам эти слова? Они отвечали: — Человек тот весь в волосах и по чреслам своим подпоясан кожаным поясом. Царь сказал: — Это Илия Фесвитянин. И послал он старейшего пятидесятиначальника и с ним пятьдесят человек, чтобы они взяли Илию и привели к нему. Те пошли и увидали Илию на горе Кармиле, ибо он привык пребывать преимущественно на этой горе. Увидав Илию сидящим на верху горы, пятидесятиначальник сказал ему: — Человек Божий! сойди сюда; царь приказывает тебе идти к нему. Святой Илия отвечал пятидесятиначальнику: — Если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и пятьдесят мужей твоих. И тотчас упал с неба огонь и пожег их. Царь послал другого пятидесятиначальника с таким же числом людей, но и с ними случилось то же: упавший с неба огонь попалил и их. Царь послал третьего пятидесятиначальника с пятьюдесятью мужами. Этот пятидесятиначальник, узнав, что случилось с прежде него посланными, пришел к святому Илии со страхом и смирением и, павши на колени пред ним, умолял его, говоря: — Человек Божий! вот я и сии рабы твои, пришедшие со мною, стоим пред тобою; помилуй нас: мы не по своей воле пришли, а посланы к тебе; не погуби нас огнем, как погубил ты посланных прежде нас. И пощадил пророк пришедших со смирением; прежде же приходивших он не пощадил потому, что они приходили с гордостью и властью, хотели взять его как пленника и вести его с бесчестием. Господь повелел святому Илии идти с этими третьими безбоязненно и сказать царю то же, что прежде говорил. Посему человек Божий, сошедши с горы, пошел с пятидесятиначальником и с его людьми. Пришедши же к царю, Илия сказал ему: — Так говорит Господь: так как ты посылал спрашивать Ваала о жизни твоей, как будто во Израиле нет Бога, Которого ты мог бы спросить, то за это ты не встанешь с одра, на котором лежишь, но умрешь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010