Селище. Часовня Николая Чудотворца. Никольская часовня, часовня святителя Николая, часовня на причале в Селищах Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Николая Чудотворца Год постройки:приблизительно 2002 - 2006. Адрес: Калязинский район, село Селищи, причал при церкви Филиппа, митрополита Московского Координаты: 57.321806, 38.023778 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Часовня построена воспитанниками " Дома сирот при церкви святителя Филиппа, митрополита Московского " в 2000-е года. Входит в ансамбль церкви святителя Филиппа, митрополита Московского. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=26636

Кострома. Часовня Михаила Архангела. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты В микрорайоне Селище, на берегу реки Ключёвка, в Заволжком районе города Костромы освящен природный источник. Рядом с источником возведена красивая рубленная часовня-купальня с купелью, где любой желающий может помолиться и искупаться в целебных ключевых водах. Часовня освящена в честь архангела Михаила. Чин освящения провел настоятель Селищенского храма. Обычно она бывает закрыта, ключи спрашивайте в Александро-Антониновской церкви. В Селищах планируется облагородить и освятить еще 4 родника. 20.04.2012 В микрорайоне Селище, на берегу реки Ключёвка, в Заволжком районе города Костромы в 2012 году освящен природный источник. Чин освящения провел настоятель Селищенского храма. Родник освящен в честь Пресвятой Богородицы иконы её Живоносный источник. Рядом с источником возведена красивая рубленная купальня с купелью, где любой желающий может помолиться и искупаться в целебных ключевых водах. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=56827

Сельские поселения Др. Руси лишены внешних признаков, поэтому их труднее обнаружить, чем городские, единственным археологическим источником по истории деревни долго были курганные могильники. Основной тип селищ - приречный, что объясняется естественной потребностью человека в воде, наличием плодородных почв речных долин, заливных лугов, удобством ловли рыбы, связью по воде между поселениями. Приречные селища вытянуты узкой (50-150 м) полосой на 500-800 м по кромке коренного берега или одной из террас реки, ручья, оврага, озера. Размеры поселений указывают на оптимальную численность населения, способного прокормиться земледельческим трудом, и позволяют предположить, что социальная организация населения и способы хозяйствования по всей Руси были схожи. Площадь селищ от 0,1 га до неск. гектаров; среднее сельское поселение сев.-зап. и сев.-вост. Др. Руси равнялось 1,5 га; селища площадью менее 1 га составляют 45,3% от общего числа поселений. Южнорус. сельские поселения (Украина) занимали 0,8-1,5 га (реже 0,3-0,5 га). Дворы на селищах стояли вдоль берега, в 1-2 ряда; встречается обычно от 3 до 8 или более (до 10-12) крестьянских хозяйств. По мере развития княжества наблюдается рост числа селищ (для Смоленской земли: 30 селищ в IX-X вв. и 99 - в XI-XIII вв.) при уменьшении средней площади, а в годы упадка их число сокращается (во 2-й пол. XIII - нач. XIV в. ок. половины поселений оказалось заброшено). Крестьянское домостроительство не отличалось от городского: на селищах найдены остатки жилищ, углубленных в землю, и наземных срубных построек. Среди хозяйственных сооружений - ямы и погреба, наземные амбары, клети, хлевы. Улицы в деревнях не мостили; не было дренажных систем и постоянных оград вокруг дворов, окна не стеклили. Деревня домонг. периода была включена в торговый обмен: она обеспечивала город основными пищевыми продуктами, товарами для экспорта и сырьем для ремесла. Поэтому на селищах и в сельских могильниках (особенно северных) постоянно находят импортные и т. н.

http://pravenc.ru/text/180421.html

Слева: поселения, расположенные в верховьях реки Рпень (выделено красным). Справа: Находки на селищах, расположенных в верховьях реки Рпень. Пресс-служба ИА РАН И хотя окрестности Суздаля ранее неоднократно обследовались, разведки последних двух лет выявили вблизи города около 15 ранее неизвестных селищ, расположенных в малозаметных верховьях оврагов. В распаханном культурном слое большинства этих поселений археологи собрали предметы XI–XIV веков. Еще 15 поселений XI–XIV веков было найдено в верховьях реки Рпень, в 15-20 км к юго-востоку от Суздаля. В результате обследований в течение двух последних лет археологи нашли около 650 средневековых артефактов: бытовых вещей, орудий труда, украшений и предметов христианского благочестия. Датировки керамики и вещевых находок показывают, что время максимального роста поселений и наиболее интенсивной жизнедеятельности в Суздальском Ополье приходится на XII – первую половину XIII века. 1. Пряжка болгарского происхождения 2. Фрагмент уздечного разделительного кольца с зооморфными личинами. 3. Денарий 4. Крест с эмалью 5. Фрагмент кистеня. Изображение: пресс-служба ИА РАН Отмечается, что находки, собранные на селищах XI–XIV веков, указывают на высокий социальный статус части их обитателей: предметы вооружения и снаряжения всадника, престижные украшения костюма и предметы благочестия. Такие находки ранее было предложено рассматривать как свидетельства присутствия на поселениях «усадеб знати», дворов представителей социальной элиты различного ранга. Исследования 2020–2021 годов показали, что небольшие поселения с «усадьбами знати» вокруг Суздаля появились раньше, чем ранее предполагалось – не позднее конца XI beka. Некоторые находки, например «кресаловидная подвеска» – амулет, свидетельствует, что, вероятно, часть обитателей этих поселений сохраняла элементы культуры, связанные со скандинавской средой. Около 40 таких подвесок было найдено в Гнездове, на Новгородском (Рюриковом) Городище, в Старой Ладоге и Пскове, но в Северо-Восточной Руси ранее были известны лишь два таких амулета.

http://foma.ru/30-najdennyh-poselenij-po...

время землях в бассейнах рек Узолы и Линды, в XIV в. они появились на р. Ветлуге. По археологическим данным, в XIV в. на правом берегу Волги возникло рус. поселение, предшественник Балахны, жители к-рого занимались добычей соли (в XVI-XVII вв. Балахна - одно из важнейших мест соледобычи в Русском гос-ве). Значительно продвинулись границы Нижегородского вел. княжества на восток по Волге, к кон. XIV в. они включили сев.-зап. земли мордвы, в т. ч. по нижнему течению Суры. Быстрому освоению территорий способствовали в целом мирные отношения, установившиеся между русскими и мордвой, о чем свидетельствует проживание мордов. населения на рус. селищах и в Н. Новгороде. Включение мордовских и черемисских (марийских) земель в состав Нижегородского вел. княжества привело к усилению торговых связей с населением окрестных территорий. В кон. XIII - XIV в. на землях, где проживала мордва, осели группы кочевников; вплоть до XVII-XVIII вв. существовали их совместные с коренным населением грунтовые и курганные могильники - Сарлейский (Дальнеконстантиновский р-н), Коринский (Шатковский р-н) и др., материалы к-рых свидетельствуют об ассимиляции мордвы с потомками кочевников. В 1377-1378 гг. Н. Новгород и прилегающие земли были дважды разорены ордынцами. С 1392 г. ярлык на Нижегородское вел. княжество принадлежал вел. князьям Московским, однако на протяжении 1-й пол. XV в. неоднократно предпринимались попытки реставрации самостоятельности Нижегородского княжества (в т. ч. вел. кн. Даниилом Борисовичем ). Значительная часть региона была разорена в 1408 г. во время набега Едигея: пришел в упадок Н. Новгород, прекратил свое существование в качестве города вплоть до XX в. Городец, оказалась нарушена система рус. сельского расселения. Закладка каменного кремля в Нижнем Новгороде. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 685 об.) Закладка каменного кремля в Нижнем Новгороде. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 685 об.) С сер.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Поселения и хозяйство В настоящее время известно местонахождение нескольких сот аварских поселений VII - IX веков. Самые крупные раскопки в Венгрии были проведены близ города Дунауй-Вароша , где сохранились остатки 37 жилищ. На своих селищах авары жили в полуземлянках с деревянными стенами, внутри которых были сложены печи-каменки. Во многих жилищах обнаружены зерновые ямы, а между постройками - глинобитные очаги. В VII веке жилища на каждом селище располагались по кругу . На эти зимние селища полукочевые авары возвращались вместе со скотом после выпаса его на летних пастбищах. С весны до осени они жили в легкопереносимых юртообразных сооружениях. Основой хозяйства авар являлось полукочевое скотоводство. Постепенно полукочевой образ жизни сменялся оседлым. Поэтому часть населения (главным образом, потомки римлян, сарматов и славян) занималась и земледелием. Большую роль в аварском быту играла лошадь. По костным остаткам установлено, что это были лошади в основном восточных кровей, быстрые, пригодные для передвижения в степи и на песчаных почвах. Именно таких лошадей изобразили резчики по кости и серебру раннеаварской эпохи. Помимо коневодства авары разводили крупный рогатый скот, овец, коз, мелких кур - в погребениях не раз попадалась раскрашенная яичная скорлупа. Исследование костей свиньи, найденных среди остатков пищи, которой снабжали умершего в дальнее путешествие по загробному миру, показало, что славянские животноводы аварской эпохи скрестили выведенную еще в неолите южноевропейскую породу домашней свиньи с североевропейской. Именно с тех пор и существует широкораспространенная в середине XX веке алфёльдская жироносная порода свиньи. О растениеводстве авар известно мало. Остатки зерновых культур обычно находят в обугленном состоянии. Так, сохранились зерна проса (эту культуру выращивали и авары, и славяне), пшеницы ( VI - VII веков), ржи и овса ( IX века). Землю пахали деревянным плугом с железным сошником. На территории Венгрии такой сошник известен с IX века, а в древней Моравии и раньше. Пшеницу жали серпом.

http://drevo-info.ru/articles/10444.html

В жилищах на селищах находился обычный бытовой материал. Среди находок преобладали глиняные сосуды, ножи, оселки, костяные проколки и пряслица. Здесь нет такого разнообразия вещей и дорогих предметов, как на святилище Звенигород, кроме нескольких проволочных височных колечек и четырех обломков стеклянных браслетов. Вещи на святилище принадлежат к общим древнерусским типам, распространенным по всей восточнославянской территории (проволочные височные кольца с заходящими концами или С завитком на конце, трехбусинные кольца, браслеты, замки и ключи, орудия труда и оружие, кресты). Но среди них есть и характерные в основном для южнорусских земель (трехбусинные кольца с зернеными розетками, бусины минского типа, свои типы стремян и кос) и даже более узко для Галицко-Волынского княжества (прежде всего, проволочные височные кольца с концом, загнутым в обратную сторону (рис. 70)); колты – вероятно, местного производства; квадратные бляшки-очелья, часто встречающиеся в погребениях Галицкой Руси; привеска из горного хрусталя; специфические галицкие горшки со срезанным краем). Большинство вещей изготовлено городскими ремесленниками, а в некоторых случаях вещи происходили непосредственно из Киева. Так, большинство стеклянных браслетов – киевского производства (определение Ю. Л. Щаповой), из Киева распространялись пятилучевые привески-колты, отлитые в имитационных формах, кресты-складни. Все эти вещи не могли быть сделаны местными ремесленниками и, скорее всего, были принесены сюда паломниками, приходившими на святилище из городов, возможно, даже из Киева. В Галицкой земле было «множество бежавших от безбожных татар», «...мастере всяции бежаху ис татар, седелницы и лоучници, и тоулнищи, и коузнице железоу и меди и серебру» (ПСРЛ, т. 2, стб. 843). Среди горожан, приходивших на святилище, были представители богатых и привилегированных слоев. Именно они могли принести сюда серебряную гривну, золотые и серебряные трехбусинные височные кольца. Им же принадлежали шпоры и меч, атрибуты конных воинов, знаки рыцарского ранга и достоинства, надевавшиеся при посвящении в рыцарство (Кирпичников А. Н., 1973, с. 57) Перстень-печать (рис. 45, 5; 47, 6) мог быть оставлен на святилище представителем княжеского или крупного боярского рода. Предметы христианского культа, найденные на капищах в Звенигороде, могли быть отняты у христиан и отданы язычниками в дар своим богам или были принесены сюда самими христианами, ищущими помощи у старых богов.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Севернее этого кургана в траншее выявлено два грунтовых трупосожжения, в которых, кроме пережженных костей, находились кости животных и обломки посуды X–XI вв. (рис. 25, 46–49). По-видимому, эта часть городища служила могильником. Святилище Богит было окружено селищами X–XII вв. Одно из них находилось на склоне холма сразу за земляным валом, второе и третье поселения были расположены у противоположного южного подножия городища, еще два больших и одно миниатюрное селище были Удалены от святилища к юго-востоку и северо-востоку на расстояние 1 км. На селищах, поверхность которых заросла лесом и где не было более поздней застройки или пахоты, сохранились на поверхности западины от углубленных в землю построек, что дает возможность определить план поселения до проведения на нем раскопок. На самом крупном селище в урочище Скала насчитывается до 80 западин, на остальных сохранилось около полутора десятков следов древних построек, а на самом маленьком селище видно всего четыре западины. На поселениях были распространены углубленные жилища с печами-каменками, что отличает их от сооружений на городище Богит. Поселения расположены на малоудобных для жизни склонах холмов, вдали от хороших источников воды, что было вызвано стремлением жителей обосноваться вблизи языческого святилища. На городище Богит выявлены все признаки, характерные для городищ-святилищ: 1) на его площадке отсутствует сплошной культурный слой и типичные для древнерусского времени жилые и хозяйственные постройки; 2) валы и рвы городища не имели оборонительного значения и являлись лишь символической защитой, как и горевшие на них огни; 3) круглые капища типичны для славянских святилищ и восемь углублений кругом напоминают святилище Перынь; 4) жертвенник, сложенный из камней, подобен открытым на других святилищах; 5) наличие длинных общественных домов является одним из важных признаков городищ-святилищ; 6) человеческие жертвы совершались только на святилищах (они известны на Арконе, в Плоцке, Вышегроде, Праге, Звенигороде); 7) рядом со святилищами часто располагались могильники (Ходосовичи, Шумск, Бубнище, Поганьско).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Наконечники стрел найдены на всех капищах, в некоторых культовых сооружениях 3, 4, 11, 14 и в длинных домах 7 и 8, где лежали вместе с другими жертвенными находками. Все эти объекты расположены в сакральной части городища. За ее пределами и на примыкающих к городищу селищах стрелы отсутствуют. Несколько стрел найдено на городище Говда, где они лежали на жертвенных прослойках в заполнении внутреннего рва. Стрелам приписывали многообразное символическое значение. Прежде всего, стрелы служили оберегами, «стрелы как острый и колющий предмет, подобно иголке, ножу, топору, сабле, мечу, копью, а также колючему растению, наводят страх на злого духа» (Веселовский А., 1921, с. 288). Стрелы как защиту от нечистой силы дарили на свадьбе новобрачным в Белоруссии (Афанасьев А. Н., 1865, с. 432; Иванов В. В., Топоров В. Н., 1974, с. 18). Кроме того, в свадебных обрядах стрелы символизировали плодородие. Выстрел из лука приводил к зарождению новой жизни. На Украине существовал обряд «расстреливания новобрачной», стрелой с нее снимали покрывало (Веселовский Н„ 1921, с. 291). По древнеиндийскому эпосу, состязания в стрельбе из лука способствовали избранию жениха для царевны. Этот же мотив присутствует в русских сказках (Гринцер П. А., 1974, с. 43). Но этим значение стрел не ограничивается. Прослеживается их связь с солнцем. В честь бога солнца устраивали ритуальные стрельбы из лука в Индии. У славян стрелами назывались лучи солнца, от стрел Перуна шел дождь и увеличивалось плодородие полей (Афанасьев А. Н., 1865, с. 244, 432). Множество поверий, связанных со стрелами, приводило к обилию их находок на святилищах многих народов. Их скопления прослежены около писаниц, распространенных от Финляндии до Якутии (Бадер О. Н., 1954, с. 246–258), они встречены на святилищах кельтов, германцев, даков (Котигорошко В. Г., 1987). Славяне на острове Хортица укрепляли стрелы вокруг громадного дуба (Константин Багрянородный, с. 49). Замки и ключи являлись символами сохранности и прочности, о чем свидетельствуют многие данные археологии и этнографии, собранные Н.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

группы тип 8 ран. тип 8 позд. типы 10–11 Толпино Княжое Пехлец Судя по данным таблицы, очень близка по составу коллекции участка р. Моши и керамика поселений района Княжого городиша. Здесь также на селищах, окружающих городище, собрана керамика преимущественно типов 8 и 9. Резко выделяется лишь выборка с поселения Красная Горка II, расположенного в нескольких километрах выше по течению Рановы. В ней, наоборот, отсутствуют венчики «общерусского типа», но хорошо представлена керамика типа 11. Некоторые различия наблюдаются и в формах типа 9: на этом селище собраны венчики удлиненных пропорций, с резко выраженным граненым валиком на внешней стороне края (рис. 6, 22, 23, 25) в время как на Григорьевских поселениях в керамике типа 9 преобладают иные формы – с округлым валиком и более короткой шейкой (рис. 6, 6, 7, 9, 15). Подобная тенденция в развитии типа 9 наблюдается и в материалах Старой Рязани: в комплексах с преобладанием типов 9–11 встречаются формы, сходные с теми, которые найдены на Красной Горке. Очень похожа на нее и керамика типа 9 из шурфов 1 и 3 с посада Толпинского городища. Преобладает она и в материалах более позднего (судя по таблице) Ряжского поселения. Вероятно, поселение Красная Горка II возникло уже после гибели комплекса поселений у Княжого городища. Если на Ранове и Моше мы видим значительное сокращение числа поселений с течением времени, что выражается в сокращении доли керамики типов 10–11, то на участке по реке Молве ситуация иная. Наиболее ранними и разнообразными по составу коллекций здесь являются селища Аманово I и Моловка I, на которых встречена керамика как «общерусского типа», так и типов 9–11 (рис. 7, 1–9, 21–28). Из 9 поселений с керамикой типа 8 лишь на двух не встречаются более поздние материалы. Семь остальных, вероятно, продолжают существовать в золотоордынский период. Более того, в это время возникают три новых поселения: Кумино II, Кумино III и Моловка II. При этом тип 9 в коллекциях этих памятников также представлен гранеными формами (рис. 7, 12–20), что, как было показано выше, более характерно именно для поздних комплексов этого типа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

  001     002    003    004    005    006    007    008