В Суходольском стану: село Салково на пруде, в нём церковь Николая Чудотворца „древян клетцки, а в церкви образы и книги и ризы и все церковное строение монастырское»; на церковной земле „поп Леонтий Иванов, пономарь Олешка Фёдоров“; в селе дворе монастырской, а в нём живут „детёныши: Тимошка Леонтьев, да Илейка Давыдов, да Фефилка Копосов; двор служень Исачка Кузьмина». Крестьянских дворов в селе 2 двора, бобыльских 4 двора и один двор пустой, душ мужского пола 10; земли при селе пашни паханые 72 чети, да перелогом и лесом поросло 30 четей в поле, а в дву по тому же, сена 100 копен, лесу дровяного в длину на две версты, а поперек на версту. Деревня Пушкино в том же стану, на речке на Печмурке, в ней крестьянских дворов 7, душ мужского пола 10; пашни паханые 28 четей, да перелогом и лесом поросло 12 четей в поле, а в дву потому же, сена 40 копен. Деревня Меленка на речке на Кашине, а в ней жили мельники 3 человека особыми дворами; при ней пашни паханые и перелогом и лесом поросло 5 четей в поле, а в дву потому же. Под деревнею водяная мельница Димитровского монастыря на реке Кашине. Подмонастырская слободка, 5 дворов; в них жили монастырские слуги: хлебник, огородник, пивовар, кучер, скотник и слуги с семействами.Пустошей в Суходольском стану 12: Татарино, Божурино, Орешниково, другое Орешниково, Ортищево, Клементьевская, Ордино тоже, Оксентьево, Шибайлово, Мураново, Пахтово, Гордеево, Меледаново; да в Прудищах сенных покосов 5 лугов; луг Сладкой, Булычевка, Скрылево, Глазово и Бабино. Пахотной земли в пустошах перелогом и лесом поросло 157 четей в поле, а в дву потому же, сена в пустошах и по лугам в Прудищах 140 копен. В Кочемльском стану 2 пустоши: Жеребцово и Рышкина; пашни в них перелогом и лесом поросло 10 четей в поле, а в дву потому же, сена 7 копен. Кроме того, грамотою Царя Алексея Михайловича 7170 года (1662 г.) пожаловано в вотчинное владение Димитровского монастыря: В Мерецком стану Кашинского уезда половина села Лобкова, ныне деревня Лобково, Косьмодемьяновской волости, и две полупустоши Хрепелево и Борисковы. В селе церковь Николая Чудотворца, поп да дьячёк жили особыми домами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Маровский Крестовоздвиженский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Маровский женский монастырь основан в первой половине XVII века. Принадлежит Лысковской епархии Нижегородской митрополии Русской Православной Церкви. Не следует путать Маровский Крестовоздвиженский женский монастырь с Крестовоздвиженским женским монастырем в Нижнем Новгороде . Престольный праздник — 27 сентября (Воздвижение Животворящего Креста Господня). Содержание История [ править править код ] Согласно «Повести о создании Крестомаровской общежительной пустыни» в 1632 году в селе Прудищи Нижегородского уезда появился киевский монах Матфей и, выкопав в горе рядом с приходской церковью Иоанна Предтечи пещеру, стал в ней жить, зарабатывая себе на еду «делом токарства». Вскоре Матфей и крестьянин из Прудищ Илларион в лесу в трех верстах от села у источника Булач соорудили себе шалаш из луба. Там к ним присоединились монах Макарьевского монастыря Маркел и пустынножитель из заволжских лесов Макарий, который стал учителем и наставником по молитве. Владелец Прудищ воевода Иван Леонтьев пожертвовал участок земли, а Патриарх Иосиф благословил создание монастыря. В монастыре были построены Михайло-Архангельская церковь, каменный Крестовоздвиженский собор и Троицкая церковь. Возможно, что возводившие их зодчие позднее трудились и над созданием ансамбля Макарьевского Желтоводского монастыря в 40 километрах от Маров. В царствование Петра I монастырское хозяйство пришло в упадок. В 1721 году обитель была приписана к Оранской Богородицкой пустыни. В период властвования Екатерины Великой Маровская пустынь была вовсе упразднена. В 1870-х заботясь о возрождении обители чуваш Иван Петрович построил деревянную часовню и келью. После его смерти на средства попечителя женской общины Николая Демидова в 1885 году рядом с деревянной была выстроена каменная часовня. 6 июля 1887 года епископ Балахнинский Димитрий (Самбикин) посетил развалины монастыря и призвал Божие благословение на начавшееся возрождение этой обители. В 1901 году была освящена деревянная Троицкая церковь. Её главной святыней стала икона Божией Матери «Избавительница», написанная в Иерусалиме в конце XIX века.

http://azbyka.ru/palomnik/Маровский_Крес...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРОВСКИЙ (КРЕСТОМАРОВСКИЙ) В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья МАРОВСКИЙ (КРЕСТОМАРОВСКИЙ) В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Маровская Крестовоздвиженская община. Фотография. Нач. ХХ в. Маровская Крестовоздвиженская община. Фотография. Нач. ХХ в. (Крестомаровский), находился близ с. Прудищи (Зверево) Васильсурского у. Нижегородской губ. (ныне пос. Красные Мары Спасского р-на Нижегородской обл.). Основан в 1-й пол. XVII в. как мужской. Главным источником сведений о первоначальном периоде истории М. м. является «Повесть о создании Крестомаровской общежительной пустыни» (РНБ. Q.XVII.66. Л. 146-156 об.), написанная в кон. XVII в. насельником обители мон. Макарием (Вороновых (Вороновым)), пришедшим в М. м., вероятно, из Малороссии. В б-ке Нижегородской ДС в XIX в. хранился печатный Киево-Печерский патерик с надписью: «Сия книга Маровские пустыни дал вкладом Маркелка Воронов 7175 года] сентября 1 и подписал сам» ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 375). Согласно «Повести...», в 1632 г. из Киева в с. Прудищи Нижегородского у., вотчину стольника Замятни Леонтьева, пришел мон. Матфей. Рядом с приходским храмом в честь Зачатия св. Иоанна Предтечи он «ископал в горе малу пещеру». Подвижник «книг был не учен», но отличался рассудительностью и сострадательностью к ближним. Местные крестьяне почитали его. Мон. Матфей «пищу себе приобретал делом токарства». Вскоре мон. Матфей и местный крестьянин Иларион (в постриге Иларий) поселились в лубяном шалаше у источника Булач, в 3 верстах от села. К братии присоединились бывш. насельник Макариева Желтоводского во имя Святой Троицы монастыря мон. Маркелл и пустынножитель заволжских лесов иером. Макарий, к-рого за «тихость в благонравном рассуждении, знамения носимые иноческого подвига изнеможения тела» первые насельники избрали своим наставником в молитве. Однажды иером. Матфею и мон. Иларию явились 2 ангела, возвестившие: «Се место Божию хотению изволишу быти церкви Воздвижения Честнаго Креста Господня и собора архистратига Михаила». По просьбе подвижников вотчинник Леонтьев пожертвовал им участок земли для строительства храма и обеспечил братию довольствием. Вскоре иером. Макарий отправился в Москву к патриарху Московскому и всея Руси Иосифу , который выдал ему грамоту на строительство церкви и снабдил деньгами (5 р. серебром). Согласно «Повести...», выйдя из Патриарших покоев у Фроловских (Спасских) ворот Кремля, о. Макарий встретил некоего подьячего, «изографа искусна», к-рый рассказал, что в благодарность за свое исцеление написал икону Собора арх. Михаила и раздумывает, в какую церковь ее пожертвовать. Подьячий пригласил иером. Макария домой, угостил и подарил ему икону для маровского храма.

http://pravenc.ru/text/2562378.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЦЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Мценский Петропавловский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Мценский Петропавловский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Располагался на сев.-зап. окраине г. Мценска, у впадении оврага Прудище в р. Зуша. Точная дата основания М. м. неизвестна. Считается, что мон-рь был устроен в кон. XVI - нач. XVII в. в связи с возведением Малого острога за пределами Мценска ( Иерофей (Добрицкий). 1900. С. 3). Возможно, впервые М. м. упоминается в писцовой книге Галичской четверти Василия Васильевича Чернышёва и подьячего Осипа Богданова по г. Мценску 1624/25 г., в к-рой значатся 2, вероятно, монастырских деревянных «клецких» храма: во имя апостолов Петра и Павла и в честь Введения во храм Пресв. Богородицы с приделом прор. Илии, а также кельи. В 80-х гг. XVII в. на средства стольника С. В. Рагозина возведена 7-главая каменная ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы с приделами во имя апостолов Петра и Павла и прор. Илии. К кон. XVII в. разросшаяся Стрелецкая слобода Малого острога стала стеснять монахов, и воеводы Мценска начали изгонять их из Малого острога. По легенде, один из воевод сжег М. м. 22 дек. 1694 г. указом митр. Сарского и Подонского Евфимия (Рылкова) М. м. был переведен на новое место - окраину Мценска, в овраг Прудище на р. Зуша. Эту территорию пожаловали насельникам дворяне Протасовы, считавшие себя в родстве с правосл. членом Рады Великого княжества Литовского боярином и наместником Мценска Григорием Протасьевичем, переехавшим на службу в Москву вместе с родителями прп. Даниила Переславского в сер. 30-х гг. XV в. Возможно, в кон. XVII в. Протасовы стремились возродить свои духовные связи с местом службы предка. Благотворители М. м.- помещики Рагозины обратились к воеводе с жалобой на Протасовых за то, что они якобы «сманивали» монахов перейти на новое место. Воевода спросил у братии, где они хотели бы жить, и те указали на новое место ( Он же. 1858. С. 26-27). При переезде насельники с настоятелем (1687-1695) игум. Германом почти ничего не взяли с собой. К 1858 г. из монастырского имущества сохранилось лишь Евангелие с серебряными наличниками, на к-рых была сделана надпись о дарении помещиками Рагозиными в 1684 г. (Там же. С. 27). Со временем вокруг М. м. возникла Подмонастырская (Игумнова) слобода.

http://pravenc.ru/text/2564516.html

История Маровского монастыря, располагавшегося между селами Вазьянка, Прудищи и Саблуково, окутана тайной. Исследователи относят его основание к концу XIV — началу XV века, хотя известность Маровский Крестовоздвиженский монастырь получил уже в XVII веке. Новый этап в жизни Маровского Крестовоздвиженского монастыря начался со строительства деревянной церкви в честь святителя Николая Чудотворца. 14 августа 2011 года, когда в народе празднуется медовый Спас, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил освящение храма. Источник: сайт Нижегородской митрополии В Спасском районе возрождается одна из древних православных обителей Нижегородского Поволжья - Маровский Крестовоздвиженский монастырь, который дважды был стерт с лица земли. О святости и намоленности этого уголка среди жителей окрестных селений ходят легенды. А один автор еще в конце XIX в. писал, что «по убеждению мужиков и баб, молитва на Старых Марах - святом месте - скорее до Бога дойдет». В 2012 году исполнится уже 380 лет, как здесь, в лесной чаще у родника Булач, начали возноситься в небо молитвы о спасении человеческих душ. Согласно дошедшей до наших дней «Повести о создании Крестомаровской общежительной пустыни» в 1632 г. в селе Прудищи Нижегородского уезда появился киевский монах Матфей и, ископав в горе рядом с приходской церковью Иоанна Предтечи «малу пещеру», стал в ней жить, пищу себе приобретая «делом токарства». Вскоре Матфей и присоединившийся к нему крестьянин Прудищ Илларион «отидоша в безмолвную пустыню» - в лес в трех верстах от села, где у источника Булач и соорудили себе шалаш из дуба. Там к ним подселились монах Макарьевского монастыря Маркел и пустынножитель из заволжских лесов Макарий. Последнего маровские насельники нарекли учителем и наставником по молитве, «помышляя церковь водрузить и монастырь». Имя же монастыря им «во сне возвестили два ангела». Владелец Прудищ воевода Иван Леонтьев пожертвовал под будущий монастырь участок земли и велел кормить первых иноков за свой счет. Спустя десятилетие на Марах развернулись грандиозные строительные работы. В 1647-1653 г.г. здесь были построены каменные Крестовоздвиженский собор, Михайло-Архангельская и Троицкая церкви. Возможно, что возводившие их зодчие позднее трудились и над созданием ансамбля Макарьевского Желтоводского монастыря в 40 километрах от Маров. По преданию, на богоугодное дело пустынножителей благословил сам Патриарх Иосиф, выделив на строительство храма пять рублей серебром. А первая храмовая икона была привезена Макарием из Москвы и на Марах стала чудотворной.

http://sobory.ru/article/?object=15725

И ныне, Бородичен, глас тойже: Владычице, приими: На Литургии служба преподобническая. Молитва О преподобне отче Варнаво, пастырю наш кроткий и утешительный, милостивый помощниче и теплый о нас молитвенниче! Ты, измлада чадо благословения Божия быв, образ послушания родителем, повиновения господем и служения ближним показал еси. Заповеди Господни возлюбив, в Лавру преподобнаго Сергия притекл еси и того верный ученик явился еси. Во обители же Божия Матере повелением настоятеля аввы Антония пребывая, дух смиренномудрия, кротости и терпения стяжал еси и дар разсуждения и прозрения помышлений душевных от Бога приял еси. Сего ради монашествующим духовный наставник, инокиням созидатель обители Иверския на Выксе реце и всем страждущим и болезнующим целитель и попечитель милостивый даже до часа смертнаго был еси. По преставлении же твоем Бог многия милости почитающим память твою яви и иноком учителя тя верна дарова. Темже молим тя, праведный отче, якоже и прежде, ходатайствуй пред Богом молитвами твоими всем людем во всяцем звании дух утешительный стяжати и коемуждо потребная обрести: юным – послушание и целомудрие страхом Божиим сохранити; в возрасте сущим – любовь Божию и согласие стяжати; алчущим – не токмо хлебом насущным, но и наипаче словом Божиим насытитися; плачущим – утешитися; изгнанником и странником – пристанище обрести; в темнице сущим – от уз свободитися; благочестивым – в Дусе Божием возрастати и смиренномудрия достигнути. Сшествуй нам во всех путех жизни нашея, паче же умоли Господа нашего о прощении прегрешений и неправд наших и к свету заповедей Божиих стопы наша направи, да единым сердцем и усты славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь. Преподобный Варнава Гефсиманский Преподобный Варнава Гефсиманский (в миру – Василий Ильич Меркулов) родился 24 января 1831 года в селе Прудищи Тульской губернии в семье крепостных крестьян Илии и Дарии Меркуловых. Вскоре его родители переселились в Наро-Фоминск, где и прошли юные годы Василия. Благочестивый юноша часто посещал отшельника Геронтия (в схиме Григория), жившего вблизи Троице-Одигитриевой Зосимовой пустыни. Духовным окормлением этого святого мужа он пользовался до конца жизни схимника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

47. Кроме наблюдения над состоянием общежития, он старается споспешествовать к большему усовершенствованию онаго, подавая сестрам и начальнице потребные духовные советы и наставления. 48. После каждаго таковаго посещения доносит он епархиальному архиерею обстоятельно, с приложением именнаго списка сестр общежития, с своими о них замечаниями и со свидетельствами начальницы. По сим правилам общежительство, добровольно их принявшее, Бог да благословит и благоустроит и сохранит. Филарет, м[итрополит] Московский Зосимова пустынь и преподобный Варнава Гефсиманский Известный подвижник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, живший в конце XIX – начале XX столетия, преподобный Варнава Гефсиманский начал свой богоугодный путь у стен Одигитриевской Троицкой Зосимовой пустыни под Наро-Фоминском, где-то во второй половине 1840-х годов. Сам он об этом впоследствии рассказывал так. «Родом я из крестьян села Прудищи Тульской губернии. Звали меня Василием, по прозвищу Меркулов 448 . Отца звали Ильей, а мать Дарьей. Родители мои были люди простые, но любили и помнили Бога, к чему и меня приучили. Были мы барские, помещика Юшкова; он взял нас да и продал барину Скуратову. Барин Скуратов перевел всю нашу семью в село Наро-Фоминское. Кое-как обучился я здесь грамоте; взяли меня на барский двор и отдали в ученье к барскому слесарю – обучился я хорошо ремеслу. Близ нашего села находилась пустынь преподобного Зосимы. Часто я ходил в эту пустыньку и часто бывал там у инока-отшельника Геронтия. Жил он в небольшой келийке, среди большого леса один-одинешенек. Повадился я к нему ходить, вот он-то и учил меня уму-разуму» 449 . Юный Василий проводил каждый день, свободный от занятий в слесарне, в Зосимовой пустыни. Ему по сердцу пришлись тихая обитель, служба, исполнявшаяся по строгому уставу, и сам монашеский образ жизни. В свободные от богослужений часы он старался послужить сестрам: одной исправит старый испорченный замок, другой ключик подберет, иной скобку или крючок к двери приделает. Василий старался во всем помочь монахиням, по-видимому, под влиянием монаха Геронтия, известного в округе своей подвижнической жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Прудищи. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Находится в двенадцати километрах от города Венева. Бывший волостной центр. Впервые упоминается в Писцовой книге 1571-72гг. По одной из версий, первоначально поселение располагалось на болоте, которые со временем превратилось в пруды, от чего и произошло название.Одним из помещиков в Прудищи были переселены крестьяне из Суздальского уезда Владимирской губернии.Старожилы вспоминают, что село было разделено на четыре слободы: Клычево, Норская, Чаркино и Поповка. По состоянию на 1895 год у церкви в Прудищах был большой приход: Заломы, Озерники, Бельцы, Хреново, Белгородище, Власово и Крутавец, всего 2898 человек. Кроме этого еще и село Щучье с деревней Ключевой. В той же Писцовой книге 1571-72 года упоминается Покровская церковь. Она была деревянной, и находилось на западной стороне безымянного ручья, где раньше располагалось и само поселение. В начале XVIII века церковь была построена на противоположной стороне ручья, где позднее располагалось кладбище. В 1765 году на средства прихожан был построен еще один деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, который был упразднен за ветхостью в 1890 году.Вместо него в 1886-1899 годах выстроена каменная Покровская церковь с тремя алтарями: во имя Покрова Божьей Матери, во имя вмчк Дмитрия Солунского и Архистратига Михаила в трапезной. Строительство велось на средства дворянина деревни Озерники Ивана Михайловича Сунбулова. Здание выстроено в псевдовизантийском стиле. В советское время в бывшей церкви располагалось зернохранилище. Около 1968 года произошел пожар, уничтоживший почти все фрески и роспись храма. http://www.veneva.ru/prydichie.html В 1886 году начал строится каменный храм с тремя алтарями: во имя Покрова Божией Матери в настоящей церкви и во имя Великомученика Дмитрия Солунскаго и Архистратига Михаила в трапезной. В 1890 году предел во имя Архистратига Михаила был окончен и освящен.

http://sobory.ru/article/?object=16803

53 Преподобный Варнава Гефсиманский (в миру Василий Ильич Меркулов, † 1906; память – 6/19 июля (Собор Радонежских святых) родился 24 января 1831 года в селе Прудищи Тульской губернии в семье крепостного. Детство и юность будущий подвижник провел в подмосковном селе Фоминское (ныне город Нарофоминск), куда родители его переселились по воле своего помещика. Василий часто посещал Троице–Одигитриевскую Зосимову пустынь и назидался наставлениями отшельника Геронтия, жившего в уединении близ обители. В возрасте двадцати лет Василий Меркулов поступил в Троице–Сергиеву Лавру. За ним последовал и его наставник, принявший в обители преподобного Сергия схиму с именем Григорий. Через месяц после прихода в Лавру Василий получил благословение перейти на жительство в Гефсиманский скит. Там он поступил в послушание к монаху Даниилу, будущему строителю (настоятелю) Гефсиманского скита. Через восемь лет (в 1859 году) рясофорный монах Василий был переведен в Пещерное отделение. 2 января 1862 года скончался наставник Василия схимонах Григорий. Незадолго до кончины он открыл своему ученику волю Божию: принять подвиг старчества и послужить страждущим. Подвижник предсказал также, что со временем ученик его сделается основателем женского монастыря. На старчество благословил Василия и отец Даниил. 27 ноября 1867 года рясофорный монах Василий был пострижен в мантию с именем Варнава (в честь апостола от семидесяти святого Варнавы) и принял на себя подвиг старчества, сделавшись в самом скором времени известнейшим на всю Россию духовником. 29 августа 1871 года отец Варнава был рукоположен во иеродиакона, а 20 января 1872 года – во иеромонаха. 20 января 1873 года с благословения наместника Троице–Сергиевой Лавры архимандрита Антония (Медведева) иеромонах Варнава был назначен народным духовником, а вскоре – и братским духовником Пещерного отделения Гефсиманского скита. С 1880 года он – духовник скитских старцев. Скончался отец Варнава 17 февраля 1906 года, в пятницу 1–й седмицы Великого поста. 54 Праздник этот именовался в скиту Воскресением и Вознесением Божией Матери и совершался по особому чину.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Согласно указу 1721 года о приписке «недостаточных» монастырей, Крестомаровская пустынь была приписана к Оранскому монастырю , хотя монахов в последней было даже меньше — всего 20 человек. Из-за бедности оранские старцы не спешили принять к себе маровских иноков. Три года спустя нижегородский епископ Питирим приказал оранскому архимандриту Исаие ехать на Мары, принять там от игумена Стефана имущество и перевести всю братию в Оранки. Но туда с берегов Имзы перебралось только 9 иноков. Несмотря на трудности, духовная жизнь на Марах продолжалась. К середине XVIII века здесь оставалось не более 10 монахов, вместе с игуменом Викентием - уроженцем села Низовка. Из них всех дольше на Марах жил казначей Михаил, принявший постриг в пустыни в 1728 году. Остальные были вновь прибывшими, не ранее 1742 года. Вековые монастырские храмы обветшали, но подновлять их было не на что. Михаило-Архангельская церковь сильно выгорела в результате пожара и для проведения богослужений больше не использовалась. В летнее время служба велась в холодном Крестовоздвиженском соборе, а зимой — в тёплой Успенской церкви. В 1758 году доход монастыря составил 115 рублей 86 и 1/4 копейки. Из них 60 рублей уплатили крестьяне — арендаторы рыбных ловель. Для пополнения казны обители игумен вынужден был продать 11 коров из монастырского стада за 21 рубль. Еще часть прибыли была получена от торговли восковыми свечами, рожью, коровьим маслом, мёдом и шкурами павших телят. Но за 1764 год, по отчету игумена Феодосия, доход еле-еле достиг 60 рублей 67 копеек, из которых 50 рублей составила арендная плата за ловли. Кроме того, маровские монахи, распродав скот и не имея сил лично обрабатывать землю, сдали её в аренду крестьянам Прудищ, за что получили с них ещё 6 рублей. А в Нижнем Новгороде за 2 рубля был продан мёдный котел. Упразднение монастыря При секуляризационной реформе в том же 1764 году Крестомаровская пустынь, по-прежнему приписанная к Оранскому монастырю, подлежала закрытию, а её строения должны были стать собственностью казны. Упомянутый выше игумен Феодосий официально перестал быть таковым. И финансовый отчет за 1764) год он составлял уже как «бывший игумен». Хотя, возможно, некоторые местные иноки остались жить на Марах. Так что пустынь могла существовать фактически ещё некоторое время. В описи упразднённых монастырей Нижегородской епархии за 1764 год она не числится. И только в описи за 1780 год о пустыни сказано, что она «совсем упразднена». К этому времени здесь сохранилась только каменная соборная Крестовоздвиженская церковь, но и она «почти вся развалилась, при ней колокольня каменная, прочего никакого строения не имеется; строение оное казенное». С ликвидацией монастыря на Марах у его стен перестала собираться и ярмарка. Она была перенесена в Чернуху под тем же именем.

http://drevo-info.ru/articles/14632.html

   001   002     003    004    005    006    007    008