Уникальным остается построенный по единому замыслу комплекс церквей св. Иоанна Крестителя (531), св. Георгия (529/30) и св. Космы и Дамиана (533) в Герасе; церкви объединены нартексом и общими помещениями по сторонам от апсиды центрального храма. «Церковь административного центра» в Пелле. Ок. 400 г., перестроена в 1-й пол. VI в. «Церковь административного центра» в Пелле. Ок. 400 г., перестроена в 1-й пол. VI в. А. Мишель в целом характеризует архитектуру храмов на территории И. как стереотипную ( Michel. 2001. P. XII). По мнению Р. Краутхаймера, в развитии местных храмов черты эгейской архитектуры (одна граненая апсида, атриумы, колонны нефов с балками архитрава) на рубеже V и VI вв. постепенно уступали место местным чертам (нартексы, 3-апсидные алтари, колонны нефов с аркадами), что хорошо видно на примере развития форм 8 датированных церквей Герасы, от 464 до 611 г. ( Krautheimer. 1986. P. 156-160). Основной тип храма - 3-нефная базилика, такие храмы составляют ок. 80% всех известных построек. Более чем в 70% из них нефы разделены столбами, в остальных (расположенных преимущественно в эллинизированных центрах, где были доступны сполии) - колоннами. В некоторых храмах в позднее время один из нефов мог отделяться стеной, в результате чего образовывалось 2-нефное пространство (ц. св. Кириака в Эль-Кувайсме, Амман, 2-я пол. VI в.). Большая часть базилик имела вписанное в прямоугольник внешних стен 3-частное алтарное пространство с полуциркульной центральной апсидой и прямоугольными боковыми помещениями, функция к-рых неясна (в нек-рых случаях, судя по находкам, в них хранились реликвии). Нек-рые из боковых помещений могли получить апсиду в результате перестроек, как, напр., при устройстве мартирия в сев. помещении ц. св. Стефана в Умм-эр-Расасе. В небольших храмах апсида иногда находилась между восточными окончаниями боковых нефов (ц. св. Петра в Рихабе, 623), которые позже нередко обособлялись в отдельные помещения (подобная перестройка прослеживается в соборе Герасы).

http://pravenc.ru/text/578380.html

Добрые вести Православия: первая половина июня 2008 г. Начало первого месяца лета изобиловало радостными событиями: это и важные археологические находки, и возвращение святынь, и восстановление древних храмов и закладка новых, и открытие православных образовательных учреждений.  На территории Иордании обнаружена одна из первых христианских церквей в мире В селении Рихаб, которое находится в 40 км северо-восточнее Аммана – столицы Иордании, ученые обнаружили первую в мире, как они предполагают, христианскую церковь. Так заявил представитель Центра археологических исследований в Рихабе. В пещере, найденной под церковью святого Георгия в Рихабе, находится апсида округлой формы, а также несколько каменных сидений для священнослужителей. Возраст находки датируется периодом с 33 по 70 год по Р.Х. По мнению археологов, ранние христиане бежали из Иерусалима в эпоху гонений и в тайне совершали богослужения в этой подземной церкви, расположенной в северном районе Иордании . Дальневосточные епархии обрели новые святыни Передача святынь дальневосточным епархиям. Фото Патриархия.Ru В праздник Вознесения Господня Святейший Патриарх Алексий передал в дар дальневосточным епархиям список с чудотворного образа Божией Матери «Скоропослушница», написанный на Афоне, а также ковчег с частицей Креста Господня и мощами святых апостолов Петра, Павла, Иакова Зеведеева и святой равноапостольной Марии Магдалины. Передача святынь состоялась 5 июня по завершении праздничной Божественной литургии в московском храме Вознесения Господня в Строжах, у Никитских ворот. В субботу, 7 июня, святыни были доставлены в Хабаровск. В аэропорту их встречали секретарь Хабаровской епархии игумен Петр (Путиев) и ключарь храма во имя святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы протоиерей Игорь Зуев. В здании аэропорта было совершено молитвенное поклонение привезенным святыням, после чего они были перенесены в Спасо-Преображенский кафедральный собор, где архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк с сонмом духовенства епархии совершил перед ними торжественный молебен.

http://pravoslavie.ru/5086.html

Строительство в одном городе большого числа небольших храмов было общепринятым: в Герасе раскопано 17 храмов, в Умм-эль-Джимале - 15, в Мадабе и Кастрон-Мефаа - по 11, в Рихабе - 10. Церковь святых Космы и Дамиана в Герасе. 533 г. Церковь святых Космы и Дамиана в Герасе. 533 г. Христ. храмы, как правило, были органично вписаны в предшествующую застройку города. «Церковь в Пропилеях» в Герасе (VI в.) представляет собой 3-пролетные ворота пропилей, куда была встроена апсида, колоннада улицы стала обрамлением центрального нефа, трапециевидная площадь на южной стороне кардо - атриумом. Т. н. епископский ансамбль в Герасе включает в себя предполагаемый собор (нач. V в., VI в.), ц. Феодора (494-496) и примыкающие к ним постройки. Собор был сооружен на месте и из материалов храма Диониса (?) нач. II в. (с использованием подиума), ансамбль которого был построен по образцу расположенного севернее и также поднимающегося от кардо комплекса храма Артемиды. Постройки епископского ансамбля расположены друг за другом по оси «запад-восток» на разных уровнях. С проходящего внизу кардо к собору через перестроенные в IV в. роскошные пропилеи храма Диониса ведет монументальная лестница. Она выходит в атриум, примыкающий к апсиде собора, который в отличие от храма Диониса ориентирован на восток и потому расположен задней стороной к торжественному подъему. В субструкции апсиды устроена ниша, в которой при раскопках были обнаружены остатки фрески с образом Пресв. Богоматери и архангелов Михаила и Гавриила по сторонам. Подъем от собора к ц. Феодора также происходит через атриум (т. н. Фонтанный двор), в центре которого устроен фонтан, ранее использовавшийся для культовых церемоний при храме Диониса. Осмысление пристроенных в разное время друг к другу храмов - в Умм-эр-Расасе (церквей с эдикулой (1-я пол. VI в.), еп. Сергия (587), св. Стефана (VII в.) и Дворовой (сер. VIII в.)) и в Хирбат-эс-Самре (церкви Игумена, 81, св. Петра и св. Георгия (самая поздняя в группе, построена до 607)) как единого ансамбля в целом нехарактерно для территории И.

http://pravenc.ru/text/578380.html

Другое изображение распятия — обнаруженный в 1857 году карикатурный рисунок, выцарапанный на стене древней казармы недалеко от Палатинского Холма в Риме. Рисунок схематически изображает распятого с головой осла и склонившегося перед ним человека, а надпись на грубом греческом говорит: «Анаксомен молится своему Богу». Очевидно, какой-то римский легионер высмеивал таким образом своего сослуживца — христианина. В ходе раскопок в Коринфе в 1929 году археолог Т. Л. Шир обнаружил тротуар с надписью ERASTUS PRO: AED: S: Р: STRAVIT («Этот тротуар за свой счет проложил Ераст, хранитель общественных строений»). По-видимому, это тот самый «Ераст, городской казнохранитель», которого упоминает святой апостол Павел в послании к Римлянам (см. 16:23). Совсем недавно, в 2008 году археологи обнаружили пещеру, которая, по многим признакам, является первой из обнаруженных на данный момент христианских церквей. Пещера находится под развалинами древней церкви св. Георгия, которая была возведена около 230 года нашей эры в городе Рихабе, на территории нынешней Иордании. В пещере археологи обнаружили сидения для священнослужителей, апсиду и алтарь. По мнению Абдула Кадера Хуссейна, главы Рихабского центра археологических исследований, она использовалась для богослужений еще до 70 года н.э., возможно, начиная с 33 года, когда христиане начали подвергаться преследованиям в Иерусалиме (The Jordan Times — Ред.) Возможно ли было «переписать» Новый Завет Иногда приходится слышать, что Новый Завет «много раз переписывался» или даже «подвергался редактуре в угоду церковному руководству». Мы можем совершенно определенно утверждать, что это не так. Новозаветные тексты копировались от руки во множестве экземпляров и широко распространялись по всему тогдашнему цивилизованному миру. Представьте себя на месте предполагаемого «церковного руководства», перед которым стоит задача: внести изменения во все существующие рукописи Нового Завета, а также во все рукописи, в которых соответствующие новозаветные отрывки упоминаются или цитируются, а плюс к этому — как-то «отредактировать» память людей, которые благоговейно читали эти тексты и, конечно, помнили, что в них было написано. Любая такая попытка, безусловно, вызвала бы смуты и протесты настолько масштабные, что история не смогла бы не сохранить их в памяти, так что сам факт правки текстов был бы очевиден.

http://foma.ru/dostovernost-chuda.html

Археологи утверждают, что обнаружили на территории Иордании одну из первых христианских церквей в мире 9 июня 2008 г. 16:31 По заявлению Центра археологических исследований в Рихабе (Иордания), ученые обнаружили «первую в мире» христианскую церковь. Открытие было сделано в понедельник в селении Рихаб, которое находится в 40 км северо-восточнее Аммана — столицы Иордании. Находка, возраст которой датируется периодом с 33 по 70 год н.э., располагается под церковью Святого Георгия в Рихабе. По мнению археологов, ранние христиане бежали из Иерусалима в эпоху гонений, и в тайне совершали богослужения в этой подземной церкви, расположенной в северном районе Иордании. В пещере, найденной под церковью Святого Георгия, находится апсида в округлой формы, а также несколько каменных сидений для священнослужителей. Министерство туризма Иордании объявило о своих планах использовать данную находку как способ привлечения туристов в страну, сообщает агентство EarthTimes . Prian.ru/Седмица.ru/Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/419697.htm...

Иорданские археологи утверждают, что обнаружили первый христианский храм в мире Москва, 10 июня 2008 г. По заявлению Центра археологических исследований в Рихабе, Иордания, ученые обнаружили «первую христианскую церковь в мире». Открытие было сделано в понедельник в селении Рихаб, которое находится в 40 км северо-восточнее Аммана - столицы Иордании, сообщает Богослов.Ру . Находка, возраст которой датируется периодом с 33 по 70 год н.э., располагается под церковью Святого Георгия в Рихабе. По мнению археологов, ранние христиане бежали из Иерусалима в эпоху преследования и тайно совершали богослужения в этой подземной церкви, расположенной в северном районе Иордании. В пещере, найденной под церковью Святого Георгия, находится апсида в форме круга, а также несколько каменных сидений для священнослужителей. Министерство туризма Иордании объявило о своих планах использовать данную находку как способ привлечения туристов в страну. 10 июня 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/26854.html