Икона. 1-я пол. XVIII в. (ц. свт. Николая на Козинке, Калуга) К этому периоду можно отнести икону «Благовещение Пресв. Богородицы» из ц. свт. Николая Чудотворца («Николы на Козинке»), куда она была перенесена из Благовещенской ц. Калуги. В. Г. Пуцко считает, что икона была создана в 1717-1720 гг. и приписывает ее Семену Фалееву ( Пуцко. 2001. С. 36). Характерной особенностью художественного решения иконы является изящный цветочный орнамент, нанесенный твореным золотом на одежды ангела,- излюбленный прием в работах калужских иконописцев этого периода. Икону отличает особый колорит с преобладанием холодных цветов (розового, малинового в сочетании с синим, серым и бирюзовым), к-рый впосл. станет определяющим для калужской иконописи Нового времени. Подобное цветовое решение применено в иконах 3-й четв. XVIII в. из ц. вмч. Георгия «за верхом»: «Благовещение», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Св. Троица», «Собор арх. Михаила». Близки к ним по стилистике и колориту иконы «Арх. Михаил» (ц. вмч. Георгия «за верхом») и «Воскресение Христово, с клеймами праздников» из Троицкого собора. На калужское происхождение небольшой аналойной иконы «Святые Татиана и Афанасий» (посл. треть XVIII в., КОХМ) указывают помимо характерного холодного колорита особенности детально написанного пейзажа с узнаваемыми среднерусскими элементами. Пейзаж лишен графической сухости и линейной четкости, его детали объединены легкой серовато-голубоватой дымкой. К этой иконе близка икона прп. Тихона Калужского (посл. треть XVIII в., КОХМ). Присущее живописи местных мастеров сочетание звучного синего и насыщенного малинового цветов в колорите встречается в ряде икон посл. четв. XVIII в. («Господь Вседержитель на престоле» из ц. свт. Николая Чудотворца («Николы на Козинке»), «Покров Пресв. Богородицы с избранными святыми» (1779) и «Богоматерь Всех скорбящих Радость» (посл. четв. XVIII в., собрание М. Е. Де Буара (Елизаветина) - Русские иконы в собр. М. Де Буара (Елизаветина)/Авт.-сост.: Н. И. Комашко, А.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

С. Преображенский, Э. С. Смирнова. М., 2009. Кат. 77, 78. Ил. на с. 142, 143). Те же колористические сочетания в холодной гамме отличают большую группу икон кон. XVIII в., созданных калужскими иконописцами для ц. вмч. Георгия «за верхом» (иконы над арочным проемом в нижней церкви и в иконостасах). Святые Татиана и Афанасий. Икона. Посл. треть XVIII в. (КОХМ) Святые Татиана и Афанасий. Икона. Посл. треть XVIII в. (КОХМ) Все отмеченные особенности местного иконописания в той или иной степени можно видеть на иконах посл. трети XVIII в. из ц. вмч. Георгия «за верхом»: «Чудо о Флоре и Лавре», «Святые Косма и Дамиан», «Святые Антоний и Феодосий Печерские», «Московские митрополиты Петр, Алексий, Иона и Филипп». Эти произведения отличаются обобщенными формами; особую изысканность им придают изображения позема, выполненного в холодных голубых тонах, и «грозовые» с киноварными проблесками молний облака. Облака на калужских иконах легкие, изящные и чрезвычайно живописные, в их рисунке мастера отказались от орнаментальности и условности, пытаясь передать их естественную структуру. Св. Лаврентий Калужский. Икона. Кон. XVIII в. (ц. свт. Николая на Козинке, Калуга) Св. Лаврентий Калужский. Икона. Кон. XVIII в. (ц. свт. Николая на Козинке, Калуга) Постройки на поземах нередко имеют классицистические формы, как, напр., на клеймах иконы «Св. Иоанн Предтеча» 3-й четв. XVIII в. из ц. вмч. Георгия «за верхом». Созданные калужскими иконописцами многочисленные образы местночтимых святых (прав. Лаврентия и прп. Тихона Калужских) сохранили реальные формы архитектуры обителей, к-рые были построены на месте их подвигов. Примеры этому - иконы «Св. Лаврентий Калужский, с видом монастыря» (кон. XVIII в.) и «Святые Лаврентий и Тихон Калужские» (2-я пол. XIX в.). Казанская икона Божией Матери. 1-я четв. XIX в. (Спасский собор Спасо-Андроникова мон-ря, Москва) Казанская икона Божией Матери. 1-я четв. XIX в. (Спасский собор Спасо-Андроникова мон-ря, Москва) В калужских храмах и в частных собраниях имеются иконы с характерными повторяющимися надписями: «Писанъ в Калуги».

http://pravenc.ru/text/1320155.html

В интерьере сохранился старинный 5-ярусный иконостас, многие почитаемые иконы. Среди них: древний образ «Никола в житии», стоявший ещё в деревянном храме, до постройки каменного; ещё одна икона свт. Николая – в Тихвинском приделе; «Благовещение» (XVIII в.) – из разрушенного Благовещенского храма; иконы Божией Матери – Калужская, Казанская, Корсунская, «Утоли моя печали»; образы святых – Гурия, Самона и Авива, а также Зосимы и Савватия Соловецких. Текст из книги А. Рощектаева «Паломнический путеводитель по Калуге», На Козинке, на северной стороне, стоит церковь во имя св. Николая, невольно бросающаяся в глаза своей столпообразной колокольней. Эта церковь стояла первоначально на городской площади в крепости; в описи 1626 г. она описана — “церковь Никола Чудотворец” “в городе же”. В 1685 г. она была на старом месте, на северо-востоке от собора, и имела придел во имя митр. Филиппа. В Козью Слободку, на нынешнее место, перенесена в 1775—1779 гг. общественным городским коштом и построена каменной. В 1844 г. была распространена трапеза и построена новая колокольня. Храм кубической формы (без трапезы) и крыт на четыре ската полукруглым шатром. Трибун в виде толстого заостренного четырехугольника, такой же, как в Спас-Жировской церкви. В храме главный престол во имя св. Николая, а приделы — один во имя Божией Матери — Тихвинской, другой во имя свят. Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. Колокольня трехъярусная, в виде массивного столба, увенчанного луковичнообразной большой главой. Храмовая икона св. Николая перешла из старинной церкви и не позже XVII в. Другая икона “Собор и акафист пр. Богородицы” писана в 7204 г. (1696 г.) иждивением нижегородского купца И.И. Пращина “в церковь св. Николая, что внутри города”. Ниже нынешней церкви, к Козинскому оврагу, было кладбище, которое с 1780 г. уничтожено, а с 1824 г. заселено обывательскими домами. Источник: http://emsu.ru/um/excurs/kaluga/malinin2/4.htm По данным описи 1626 года, церковь Николы Чудотворца находилась в крепости на городской площади, на северо-восток от Троицкого собора. В Козью Слободку, на нынешнее место, её перенесли в 1775-1779 гг. на общественные деньги и построили каменной. Первоначально храм был небольшим - однопрестольным. В 1844 г. к нему была пристроена трапезная часть с двумя приделами: в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, а также колокольня. Ниже храма был Козинский овраг, а возле него - одно из самых старых известных калужских кладбищ, которое просуществовало до 1780 года. Постепенно место кладбища занималось и к 1824 году было застроено частными домами. Своим благоустройством храм во многом обязан калужскому мещанину Ф.А. Извекову, церковному старосте. В 1848 году при храме открылась церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=02531

М. А. Комова Чудотворные иконы Свт. Николай Чудотворец (Можайский). Скульптура. Нач. XVI в. (КОХМ) Свт. Николай Чудотворец (Можайский). Скульптура. Нач. XVI в. (КОХМ) Особо почитался в Перемышльском уезде образ свт. Николая Чудотворца (Можайского) (см. ст. Николая Чудотворца, свт., чудотворные иконы ), находившийся в Успенском соборе Перемышля (ныне в КОХМ). Величиной почти в человеческий рост, он выполнен из дерева (липа) в технике объемной резьбы и расписан в достаточно скупой цветовой гамме, основанной на сочетании красно-коричневых охр. Для имитации фактуры ткани крещатой фелони и набедренника использована резьба по левкасу. До 2-й пол. XVIII в. (до запрета в 1722 на участие скульптурных образов в крестных ходах) образ был процессионным, его облачали в специально сшитые одежды из бархата и парчи; в XVII или XVIII в. на него были возложены драгоценные «одежды» - чеканная риза (утрачена после 1948). О времени и о том, как образ свт. Николая Чудотворца появился в Перемышле, а также о начале его почитания сведений не сохранилось. По мнению А. В. Рындиной, этот образ хотя и относится к иной, нежели псковский образ свт. Николая Чудотворца (1540, ПИАМ), художественной культуре, но по времени близок к нему ( Рындина А. В. Юго-зап. контакты Руси в XVI в. и деревянные киотные статуи свт. Николая Чудотворца//ИХМ. 2004. Вып. 8. С. 128, 135). Корсунская икона Божией Матери, со святыми на полях. 1730 г. Иконописец Тимофей Петров (ГИМ) Корсунская икона Божией Матери, со святыми на полях. 1730 г. Иконописец Тимофей Петров (ГИМ) В XVII-XVIII вв. особо почитались чудотворные икона Рождества Пресв. Богородицы (Пафнутиев Боровский мон-рь, не сохр.), Казанская Калужская икона Божией Матери (калужский Казанский монастырь, не сохр.; см. в ст. Казанская икона Божией Матери ), Тихвинская и Смоленская иконы Божией Матери «Одигитрия» (калужская Одигитриевская ц. «на песке», не сохр.), житийная икона свт. Николая Чудотворца (калужская Никольская ц. на Козинке), икона свт. Николая Чудотворца (Можайского) (Благовещенский собор в Боровске), Людиновская икона «Избавление от бед страждущих» (30-50-е гг. XVIII в., Казанский собор г. Людинова). В калужской Георгиевской ц. «за лавками» почиталась Корсунская икона Божией Матери со Св. Троицей (новозаветной) и святыми на полях (не сохр.), известен ее список, выполненный в «живоподобной» манере для московской ц. блж. Максима (Калуга, 1730, ГИМ. 72×63 см), о чем свидетельствует пространная надпись на обороте: «Сие истинное изображение подобие и мера с самого чудотворного образа зовомые Корсунския: яже имеется в Богоспасаемом граде Калуге… На том святом чудотворном образе по полям писание ничего не имеется: а здесь на святом по полям написано отечество со апостолы и прочими святыми по изволению того обещания: а написася сей святый образ того града Калуги и тояж церкви тщанием и труды церковни изуграф Тимофеем Петровым (ноя)бря 13 дня в 1730 году…»

http://pravenc.ru/text/1320155.html

установлен новый иконостас. В верхнем храме находится Иерусалимская икона Божией Матери калужского мастера Семена Фалеева, созданная в 1740 г. как повторение чудотворного образа, написанного мастером Оружейной палаты в кон. XVII в. ( Пуцко. 2001. С. 33-35; Кочетков. Словарь иконописцев. 2003. С. 708; Комашко. 2006. С. 18-19). В нижней части иконы помещена пространная надпись: «1740 год написан сей святый образ Иерусалимские Богородицы в церковь Воздвижения честнаго Креста Господня, что за Верхом, тщанием тояж церкви прихоженина Тихона Неклюдова. Иконописец Семен Фалеев». Монументальный образ Богоматери с Младенцем отличается выверенным композиционным построением, точным рисунком, сложной многослойной живописью личного письма, многообразием и гармоничностью цветовой палитры. Художественные приемы, к-рые использует иконописец, легко усваиваются, сохраняются в работах следующих поколений калужских мастеров и составляют характерные особенности местного иконописания. Семен Фалеев, житель города Калуги, упоминается в документах 1717-1740 гг. В это же время в Калуге работал иконописец Федор Семенов Фалеев, его сохранившиеся работы относятся к 1720-1731 гг. («Арх. Михаил», 1720, ГТГ; «Св. Троица», нач. XVIII в., Галерея икон Ф. и К. Тат в Амстердаме) ( Кочетков. Словарь иконописцев. 2003. С. 708). Оба художника следуют иконописной традиции Оружейной палаты, продолжая работать в ней в 1-й пол. XVIII в. Святые Гурий, Самон и Авив. Икона. 1-я пол. XVIII в. (ц. вмч. Георгия «за верхом» в Калуге) Святые Гурий, Самон и Авив. Икона. 1-я пол. XVIII в. (ц. вмч. Георгия «за верхом» в Калуге) Аналогичные стилистические особенности (хотя заметно некоторое упрощение в карнации ликов) характерны для икон 1-й пол. XVIII в. из той же церкви: «Богоматерь Знамение», «Св. Иоанн Богослов в молчании», «Свт. Николай Чудотворец», «Св. Иоанн Предтеча» и «Святые Гурий, Самон и Авив». Благовещение Пресв. Богородицы. Икона. 1-я пол. XVIII в. (ц. свт. Николая на Козинке, Калуга) Благовещение Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Калуга. Церковь Николая Чудотворца " на Козинке " . Николо-Козинская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь во имя святого Николая, записанная в описи 1626 года как " церковь Никола Чудотворец в городе же " , первоначально стояла на городской площади в крепости. В Козью слободку, на нынешнее место, перенесена в 1775-1779 годах на общественные пожертвования и построена каменной. Главный объем церкви - бесстолпный, увенчан маленькой главкой на стройном барабане. В 1844 году к церкви была пристроена трапезная и построена колокольня, которая стала доминантой всего ансамбля. Выдержанная в традициях древнерусского зодчества, она хорошо сочетается с древним храмом. Три яруса увенчаны сверху мощной шлемообразной главой, сияющей червонным золотом. Почти все годы церковь оставалась действующей. Этим объясняется хорошо сохранившийся интерьер и настенные росписи. Первоначально храм был небольшим однопрестольным. В 1844 г. к нему была пристроена трапезная часть с двумя приделами - в честь Тихвинской иконы Божией Матери и Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, а также колокольня. Храм сооружен в стиле провинциального классицизма. К двухсветному четверику, перекрытому крестовым сводом и увенчанному одной главой, примыкает пониженный объем алтаря с широкой апсидой, полуциркульным сводом и боковыми разгрузочными арками. От храма алтарь отделен глухой каменной стеной с тремя арочными проходами. Трапеза и колокольня выстроены в стиле эклектики. Храм кубической формы (без трапезы) и крыт на четыре ската полукруглым шатром. Колокольня трехъярусная, в виде массивного столба, увенчанного большой луковичнообразной главой. Своим благоустройством храм был во многом обязан калужскому мещанину Федору Андроновичу Извекову. В храме сохранились все иконостасы. Главный - высокий, пятиярусный, выполнен в конце XVIII в. Большинство икон написаны в древнерусской традиции, с элементами западного влияния на стиль. Николо-Козинский храм особо почитается старожилами Калуги. Если церковь Георгия за Верхом вообще не закрывалась, то он действовал большую часть советского времени: изъятие его под зернохранилище состоялось лишь в 1935 г. В 1941-42 гг., «под немцами», он был возвращён Церкви, вновь ненадолго закрыт сразу же после освобождения Калуги и окончательно возвращён верующим в 1945 г. Несколько поколений калужан привыкли из разных концов города ездить в этот приход. Храм замечательно сохранился и снаружи, и внутри. Он был построен в 1775-79 гг. в стиле, переходном от барокко к классицизму: одна маленькая главка на высоком барабане-четырёхграннике (со срезанными углами) над широкой, колоколообразной кровлей. Он был очень похож на построенный в те же годы Петропавловский храм – но более поздняя громоздкая колокольня исказила его облик: купол колокольни оказался во много раз больше купола самого храма.

http://sobory.ru/article/?object=02531

Свято-Никольский храм имеет богатое убранство, сохранились все иконостасы. Главный - высокий, пятиярусный - выполнен в конце XVIII века. Двухъярусные иконостасы приделов наряду с иконами XIX века содержат и более ранние. Особо почитается прихожанами храмовая житийная икона святителя Николая, перенесённая ещё из прежнего деревянного храма. Перед правым клиросом, у солеи, помещена икона Благовещения Пресвятой Богородицы, датированная первой половиной XVIII века, из разрушенного Благовещенского храма. С 10 октября 1935 года до 17 октября 1936 года храм был закрыт и использовался под склад " Заготзерно " . Затем в нём до 1939 года находилась кафедра обновленческого " архиерея " А.И. Расторгуева. В ноябре 1941 года храм был передан Православной церкви. В середине января 1942 года Никольский храм был снова закрыт и возвращён Церкви лишь 1 июня 1945 года. Настоятелем был назначен вернувшийся в 1944 году из ссылки протоирей Георгий Васильевич Соколов. Николо-Козинский храм являлся местом служения бывшего викария Калужской епархии, архиепископа Людиновского Георгия, который и был погребён в 2010 году в северной части церкви. С 1992 года при храме действует воскресная школа. Наряду со Свято-Георгиевском собором Николо-Козинский храм в самые страшные богоборческие годы в Калуге являлся очагом духовного спасения поборников Веры Христовой. Из материала набор открыток: Сергей Коробцов. " Храмы земли Калужской " . Калуга, 2012 г. Комментарии и обсуждение В опубликованных " Записках Губкина " есть запись от 1783 года: " Июля 12 дня на Козинке на старом кладбище, учреждённом 1771 года заложили церковь новую во имя св. Николая Чудотворца с приделом Филиппа Митрополита " . Кроме этого, в опубликованной " Рукописи 1791 года " сказано: " с 1771 года кладбища были 1-е городовое на Никитском погосте, что близ Козьей слободки, где ныне построена церковь Николая Чудотворца, перенесённая в 1783 году из города " . --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=02531

В соборе находится главная святыня Калужской земли — чудотворная Калужская икона Божией Матери. Из икон нижнего храма особо почитаются: икона Божией Матери «Утоли моя печали» (была написана по заказу купца Сысоева, получившего чудесное исцеление за границей в Кенигсберге), икона святителя Николая Чудотворца, икона Спасителя, иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива, великомученицы Параскевы Пятницы. В верхнем храме одной из почитаемых является Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым. В алтаре хранился напрестольный крест с частицами мощей девяти Печерских святых. С 1960 г. собор является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление СМ РСФСР 1327 от 30.08.1960г.). 25 сентября 1991 г. Калужский областной совет народных депутатов принял решение 380 о передаче храма (в числе нескольких других) Калужской епархии Русской Православной Церкви. В настоящее время при храме действует Местная православная религиозная организация-учреждение Свято-Георгиевский собор в г. Калуге, совершаются богослужения. 2. Церковь Никольская «на козинке» (г. Калуга, ул. Николо-Козинская (бывшая ул. К. Цеткин), 33) Храм был построен на общественные деньги в 1775-1779 гг. Первоначально он был небольшим однопрестольным. В 1844 г. к нему была пристроена трапезная часть с двумя приделами — в честь Тихвинской иконы Божией Матери и Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, а также колокольня. Храм сооружен в стиле провинциального классицизма. К двухсветному четверику, перекрытому крестовым сводом и увенчанному одной главой, примыкает широкая алтарная апсида с полуциркульным сводом и боковыми разгрузочными арками. От храма алтарь отделен глухой каменной стеной с тремя арочными проходами. Трапеза и колокольня выстроены в стиле эклектики. Храм кубической формы (без трапезы) покрыт на четыре ската полукруглым шатром. Колокольня трехъярусная, в виде массивного столба, увенчанного большой главой в форме луковицы.

http://patriarchia.ru/db/text/191060.htm...

31 окт. 1932 г. И. был арестован по обвинению «в создании контрреволюционной группировки из монашествующих и бывших торговцев и проведении агитации против мероприятий советской власти», заключен в тюрьму Брянска. Виновным себя не признал, все обвинения категорически отверг. 15 марта 1933 г. приговорен Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Западной обл. к ссылке в Северный край на 5 лет. По возвращении из ссылки направлен служить в Калугу, в Никольский храм на Козинке. Был возведен в сан архимандрита. Осенью 1937 г. арестован по обвинению «в активной контрреволюционной деятельности» вместе с Калужским архиеп. сщмч. Августином (Беляевым) и группой духовенства Калуги. На следствии И. подтвердил свои высказывания, что советская власть «несправедливо проводит репрессии в отношении... духовенства» и «в результате ее политики по всему Советскому Союзу закрылись церкви». Но при этом отказался признавать себя виновным в контрреволюционной деятельности и оговаривать других. 19 нояб. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Тульской обл. приговорен к расстрелу вместе с архиеп. Августином, прот. сщмч. Иоанном Сперанским , псаломщиками мучениками Алексием Горбачёвым , Аполлоном Бабичевым и членом церковного совета Михаилом Арефьевым . Казнен вместе с ними, погребен в общей безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 1810. Л. 129 об.- 130; Ф. 903. Оп. 1. Д. 304. Л. 25 об.- 26; Д. 339; РГБ ОР. Ф. 213. К. 1. Ед. хр. 3; Ф. 214. Опт.-367; Архив УФСБ РФ по Калужской обл. Д. П-13244, П-14030. Ист.: Дневник послушника Николая Беляева (прп. оптинского старца Никона). М., 2004. С. 88-89, 109, 424; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 2008. Т. 2. С. 312, 337, 490, 546, 552, 589. Лит.: Из бездны небытия: Кн. памяти репрессированных калужан. Калуга, 1993. Т. 1. С. 441; Дамаскин. Кн. 5. С. 365, 405-407, 414; Оптинский патерик/Сост.: мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006. С. 475-477; Оптина пуст.: Годы гонений: Жития новомучеников и исповедников/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2007. Кн. 1. С. 23-29; Запальский Г. М. Не стоит село без праведника...: Подвижники Мещовского края. М., 2007. С. 154-168; Братия Оптиной пуст. в период гонений: Новые док-ты//Оптинский альм. 2007. Вып. 1. С. 78-79, 105; Кизяев О. Сиропитатель-мученик//Правосл. христианин. 2008. 7. С. 35-37; Жития новомучеников и исповедников Оптиной пуст. Письма преподобноисп. Рафаила/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2008. С. 89-94.

http://pravenc.ru/text/577952.html

Лаврентий Калужский. Гравюра. 1892 г. В XVIII в. характер изображения Л. (одежды и тип лика) не менялся, но фронтальные образы святого, как на иконе в ц. вмч. Георгия «что за верхом», более не встречаются. В 3/4-ном повороте в молении к Спасителю Л. представлен на правом поле Казанской иконы Божией Матери, написанной в Калуге Романом Родионовым (1703, ГИМ; подпись: «Святой юродивый Лаврентий Колужский», на левом поле - образ прп. Тихона Ярославского). В стенной росписи калужского храма вмч. Георгия «что за верхом», выполненной в 1766-1767 гг., изображение Л. помещено на откосе окна сев. стены храма, на противоположном откосе - кн. Семен Калужский. К 1-й пол. XIX в. в иконографии святого появляются изменения, вызванные почитанием Л. не только как блаженного, но и как основателя Лаврентиева калужского в честь Вознесения Господня мон-ря. Так, на иконе из Тихвинского придела ц. свт. Николая Чудотворца на Козинке в Калуге (кон. XVIII в.) Л. изображен рядом с мон-рем; показаны сооружения обители после перестройки в 1790 г. (110×58 см; Пуцко. 1993. S. 536. Il. 7). В руках святого свиток, на к-ром воспроизведена надпись, известная по древней иконе Л. из ц. вмч. Георгия «что за верхом». Аналогичное изображение представлено на иконе кон. XIX в. из ц. свт. Николая Чудотворца на Козинке (13,6×11,2 см; в окладе; см.: Там же. Il. 9). На нек-рых иконах 2-й пол. XIX в. образ Л. утратил характерные черты иконографии: вместо шубы на нем монашеская мантия, на шее - завязанный узлом белый плат. Так изображен Л. на упомянутой иконе кон. XIX в. из ц. свт. Николая Чудотворца на Козинке. На иконе «Святые Лаврентий и Тихон Калужские в молении Пресв. Богородице Калужской» (XIX в., КХМ) и на поле иконы «Вознесение Господне» московского мастера А. С. Рогожкина (написана по заказу калужского городского совета в 1870; КХМ) меняются состав одежд и положение рук Л.: он изображен без атрибутов, руки крестообразно сложены на груди. На ряде икон Л. представлен как прп. Артемий Веркольский, в белых портах и рубахе, с топором на плечах, без шубы и мантии ( Пуцко.

http://pravenc.ru/text/2462449.html

  001     002