Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН II РИМЛЯНИН [лат. Ioannes Romanus] († 10.01.595), св. (пам. зап. 12 янв.), архиеп. Равеннский. Сведения об И. Р. содержатся в «Книге Равеннских понтификов» (Liber Pontificalis ecclesiae Ravennatis; сер. IX в.) Агнелла (Андрея) Равеннского, а также в посланиях Римского папы свт. Григория I Великого . И. Р. род. в Риме, где стал клириком и познакомился со свт. Григорием Великим. По свидетельству Агнелла, он был рукоположен во епископа 22 нояб. 579 г. Эта дата была вычислена на основании сведений о том, что И. Р. скончался 11 янв. 595 г. и занимал кафедру 16 лет 1 месяц и 19 дней. Приведенная Агнеллом датировка ошибочна, т. к. она попадает на период вакации Римского престола после кончины папы Бенедикта I (30 июля 579) до возведения на кафедру папы Пелагия II (26 нояб. 579). В кон. XVII в. Дж. Фабри указывал, что память И. Р. в Равенне совершалась 21 или 24 нояб. и 10 янв. ( Fabri G. Effemeride sagra et historica di Ravenna antica. Ravenna, 1675. P. 11, 16, 192, 329, 331). В действительности 21 или 24 нояб. отмечалось рукоположение И. Р. во епископа (в соответствии с указаниями Агнелла), а скончался архиепископ 10 янв. Вероятно, рукоположение состоялось 30 нояб. или 1 дек. 579 г., вскоре после интронизации папы Пелагия II. При И. Р. завершилось строительство в портовом пригороде Равенны базилики св. Севера, еп. Равеннского (IV в.). В новый храм архиепископ перенес мощи св. Севера, его супруги Викентии и дочери Иннокентии (об этом сообщалось в вотивной стихотворной надписи, сохранявшейся в церкви до XVI в.). Архиепископ основал там же мон-рь святых Марка, Маркеллина и Феликулы (в мон-ре хранились реликвии этих святых, подаренные папой Григорием I Великим) и поручил монахам уход за находившейся неподалеку базиликой св. Аполлинария (Сант-Аполлинаре ин Классе - см. ст. Аполлинария священномученика базилики в Равенне ). Свт. Григорий Великий в одном из посланий И. Р. строго осуждал практику совмещения монашеских и священнических обязанностей ( Greg. Magn. Reg. epist. V 1). Из писем свт. Григория Великого известно, что после смерти архиепископа возник спор о дарениях мон-рю, сделанных И. Р. при жизни и по его завещанию. В послании к архиеп. Мариану, преемнику И. Р., папа в соответствии с просьбой покойного архиепископа подтвердил привилегии и дары мон-рю. Вероятно, Мариан пытался вернуть переданные мон-рю средства на том основании, что дарения совершались не из собственных средств И. Р., а из средств Равеннской кафедры. Действия архиеп. Мариана папа признал неканоничными (Ibid. VI 1, 29).

http://pravenc.ru/text/469730.html

А. Е. Петров Иконография Прав. Мелхиседек. Икона. Сер.— 3-я четв. XVI в. (Благовещенский собор Московского Кремля) Прав. Мелхиседек. Икона. Сер.— 3-я четв. XVI в. (Благовещенский собор Московского Кремля) Изображения М. как священника известны с раннехрист. времени. Наиболее ранние представлены в цикле истории Авраама, иллюстрирующем текст Быт 14. 17-24 о встрече М. с Авраамом (напр., на мозаике нефа ц. Санта-Мария-Маджоре в Риме (432-440); на миниатюре в Венском Генезисе (Vindob. Theol. gr. 31. Fol. 4r, VI в.)). Сцена жертвоприношения М. как прообразующая Евхаристию включается в мозаичную декорацию храмов в VI-VII вв. (вима ц. Сан-Витале в Равенне, 546-547,- «Жертвоприношение Авеля и Мелхиседека»; апсида ц. Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VII в.,- «Жертвоприношение Авеля, Авраама и Мелхиседека»). В средневизантийское время изображение М. вводится в Псалтирь т. н. монастырского типа в качестве иллюстрации к Пс 109. 4. В центре композиции Иисус Христос причащает апостолов, по сторонам - царь Давид и М.: миниатюры в Хлудовской Псалтири (ГИМ. 129 д. Л. 115, сер. IX в.); в Лондонской Псалтири (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 152r, 1066 г.); в Псалтири Барберини (Vat. gr. 372. Fol. 194r, 3-я четв. XI в.). В более позднее время вместо развернутой композиции «Евхаристия» появляется сокращенный вариант, где представлен лишь М. (Киевская Псалтирь - РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 159 об., 1397 г.). В монументальных циклах в средневизант. период образ М. нередко является парным образу Авраама (напр., в медальоне верхнего яруса на сев. стене пресбитерия в кафедральном соборе в Чефалу, Сицилия, 1166; на склоне вимы в мозаиках собора Св. Софии в Киеве, 40-е гг. XI в.; на фреске алтарной арки Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря в Пскове (рубеж 30-х и 40-х гг. XII в.). В дальнейшем в программе росписи храмов изображение М. отдельное или в сценах с Авраамом рассматривается как прообраз Христа (напр., на мозаике сев. купола Сан-Марко в Венеции, XIII в.; в росписях сев. купола нартекса мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321; Успенского собора Протата, Карея, на Афоне, мастер Мануил Панселин, 1316-1321; Успенской ц. мон-ря Грачаница, мастер Михаил Астрапа, 1320-1321).

http://pravenc.ru/text/2562922.html

Более наглядно мотив эсхатологии представлен в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне (430-440 гг.). Здесь изображенный на темном небе в окружении 567 звезд крест обрамлен тетраморфом, чьи фигуры видны из-за облаков ночного неба. Фигура креста обширна — «от края небес до края их», где ангелы будут собирать души избранных от четырех ветров, когда «явится знамение Сына Человеческого на небе» — прямая апелляция к двадцать четвертой главе евангелиста Матфея (30-31). Это крест эсхатологии, завершения истории. Еще более наглядно крест как образ парусии и эсхатологии выражен в идее, которую можно увидеть при сопоставлении других двух композиций, созданных в том же VI веке на Востоке и Западе. Речь идет о знаменитом Преображении из монастыря святой Екатерины на Синае и не менее знаменитой композиции в апсиде базилики святого Аполлинария в Классе (Равенна). Преображение. Мозаика в конхе апсиды базилики монастыря св. Екатерины на Синае. VI век На первой композиции преображения Христос в крещатом нимбе изображен в мандорлах. Это подчеркивает его трансцендентную, божественную природу, что выделено также контрастом, белыми одеждами, «какие не может ни один белильщик на земле выбелить» (Мк. 9.3), и божественным мраком, гнофисом, окружающим природу божества. В композиции базилики Сант-Аполинаре ин Классе на месте фигуры Христа, преображенного на горе Фавор , изображен крест на фоне темного неба в окружении звезд. Крест этот украшен драгоценными камнями и представлен как божественный. Сам Крест, звезды и небо заключены в круглую раму, которая читается как мандорла, оттеняя таким образом трансцендентность природы знака Сына Человеческого. Между тем фигуры пророков Моисея и Илии изображены на «новом» золотом, преображенном небе. Это небо апокалипсиса: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля прошли, и моря уже нет» (Откр. 21.1). Три апостола, свидетеля преображения: Петр, Иоанн и Иаков изображены в образе белых агнцев, взирающих на крест . В нижней центральной части композиции изображен в позе оранты святитель I века, первый епископ города Равенны Аполлинарий, справа и слева от которого по линии расположены по шесть белых агнцев, повернутых головами к центру композиции.

http://bogoslov.ru/article/6176142

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАЛИЦА [Греч. πιγοντιον - епигонатий, букв.- «наколенник»], в правосл. Церкви один из элементов богослужебного облачения епископа ; правом ношения П. в качестве привилегии также могут наделяться лица в пресвитерском сане (архимандриты, протоиереи, игумены). П. представляет собой матерчатый плат 4-угольной (квадратной или ромбовидной) формы (длина сторон обычно ок. 30 см), декорированный и украшенный изображениями. В древности П. крепилась за один конец к богослужебному поясу с правой стороны, в наст. время носят на ленте. Архиереи носят П. поверх саккоса на правом бедре (старец Арсений (Суханов), описывая греческую практику XVII в., отмечал, что «палицу выставливают сквозь сакк наружу» - Проскинитарий Арсения Суханова/Под ред. Н. И. Ивановского. СПб., 1889. С. 253-254. (ППС; Т. 7. Вып. 3(21)); священники носят П. под фелонью также на правом бедре ( набедренник в этом случае перемещается на левую сторону). Свт. Василий Великий в облачении с палицей. Мозаика баптистерия базилики Сан-Марко в Венеции. 1342–1352 гг. Свт. Василий Великий в облачении с палицей. Мозаика баптистерия базилики Сан-Марко в Венеции. 1342–1352 гг. Большинство исследователей полагают, что П. происходит от энхирия (γχεριον) - длинного платка, имевшего практическое значение при совершении богослужения, к-рый было принято носить заткнутым за пояс (PG. 98. Col. 396), о чем свидетельствуют, напр., миниатюры в Василия II Минологии . На связь П. с энхирием указывает их одинаковое символическое толкование как лентиона (полотенца), которым препоясался Иисус Христос для умовения ног ученикам (Ин 13. 4) ( Ps.-Sophr. Hieros. Comment. liturg.//PG. 87. Col. 3988; ср. далее толкование Феодора IV Вальсамона). Энхирий, постепенно утеряв свое практическое значение и превратившись в инсигнию архиерейского служения, обрел внешнюю форму П. Иную теорию предложил Дж. У. Легг, по мнению к-рого П. происходит от тавлия (ταβλον, от лат. tabula), представлявшего собой кусок ткани ромбовидной формы (как и П.), к-рый нашивался на хламиду или др. верхнюю одежду (при ношении он оказывался с правой стороны) и служил сначала символом сенаторского ранга, а затем вообще знатности (из женщин его могла носить только императрица) ( Legg. 1917). Изначально тавлий располагался на уровне колен, но в VI-VII вв. он сместился на уровень груди (см., напр., мозаики в базиликах Сан-Витале и Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне) (см. также: Ebersolt J. Mélanges d " histoire et d " archéologie byzantines. P., 1917. P. 55-56). Однако проследить по документальным или изобразительным источникам прямую преемственность между тавлием и П., кроме их внешнего сходства, не получается.

http://pravenc.ru/text/2578721.html

9 . Брайс (Bryce) Джеймс (1838–1922) – английский политик, правовед, дипломат и историк. Канцлер герцогства Ланкастерского (1892). Президент Бюро торговли (1894). 10 . Константин 1 Великий (Constantinus), Флавий Валерий (271/285–337) – римский император с 306. Первый император-христианин, фактический основатель Византийской империи, предопределивший монархический принцип правления византийских императоров, когда соправителями провозглашались, как правило, сыновья или ближайшие родственники, к одному из которых переходила затем наследственная власть. Вел успешные войны, благодаря которым сосредоточил власть в собственных руках (324). С именем Константина связан поворот со стороны императорской власти к признанию христианства и последующему превращению ее в господствующую религию. Константин созвал 1 Никейский собор (325) и председательствовал на нем, принимая в нем активное участие. Принял государственные меры по борьбе с ересями донатизма и арианства. Церковные историографы создали в своих сочинениях величественный образ Константина как идеального христианского правителя, могучего государя и смиренного пастыря. Православной Церковью канонизирован как «равноапостольный». Память – 21 мая (вместе со св. Еленой). 11 . Юстиниан 1 (лат. lustinianus, Justinianus, греч. ουστινιανς; 483–565) Флавий Петр Савватий – византийский император (527–565). Вступив на престол, стремился восстановить Римскую империю в её прежних границах, вернуть ее былое величие. Его правление было ознаменовано переходом от римской традиции к византийскому стилю правления. Юстиниан стремился управлять Церковью. Он является одним из создателей политики цезаропапизма. 12 . Базилики Сан-Витале и Сант-Аполлинаре-ин-Классе (итал. basilica di SantApollinare in Classe) – базилика в Равенне (Италия), памятник ранневизантийского искусства. 13 . Цезаропапизм (caesaropapism) – термин в трудах ряда церковных историков и религиозных мыслителей, используемый для описания государственно-церковных отношений в Византии и в Российской империи. Соловьев находил, что Греческая Церковь «сама отказалась от своих прав, чтобы вручить их государству». В православных странах, по его мнению, « Церковь низведена до положения национальной, а светское правительство (будь оно автократическим или конституционным) пользуется абсолютной полнотой всякой власти; церковные институты фигурируют исключительно в качестве специального министерства, зависящего от общей государственной администрации. Историк-византинист нач. 20 в. Мартен Жюжи охарактеризовал цезаропапизм как церковно-историческое явление: «Цезаропапизм, как показывает сам термин, означает государство, где гражданская власть, цезарь поставляет себя на место Папы в осуществлении верховной власти над Церковью; это тоталитарное государство, присваивающее себе абсолютную власть как над мирским, так и над сакральным, практически игнорируя разделение светской и духовной властей и, по меньшей мере, подчиняя последнюю первой».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Подобная двойственность характерна и для фресок (VI-VII вв., все - в Коптском музее, Каир) из мон-ря св. Иеремии в Саккаре: Христос Пантократор между 2 поклоняющимися ангелами (целла 1795); в верхней части конхи - Христос в медальоне (погрудно), в нижней - Богоматерь с Младенцем типа «Никопея» и 2 архангелами по сторонам (целла 1723); Богородица «Млекопитательница» с 2 предстоящими архангелами и аллегорическими изображениями добродетелей в архивольте арки (целла 1725); тронный образ Христа в мандорле с ангелами по сторонам (целла 709); оглавный образ Христа в медальоне, который несут 2 ангела; святые в рост в позе орантов или держащие 2 руками у груди кодекс: св. Онуфрий, 1-й в христ. искусстве образ отшельника, нагота к-рого скрыта волосами и длинной бородой, св. Макарий Великий с кодексом, св. Аполлоний Фиваидский в позе оранта, за плечами - изображения крестов, у ног - небольших размеров фигурка коленопреклоненного человека, неизвестный святой с кодексом (целла А). Росписи Саккары стилистически неоднородны: нек-рые (целла А) выполнены в традиции копт. искусства, проявившейся в линеарности и условности, простой раскраске, другие по мягкости письма, точному рисунку, тонкой одушевленности образа напоминают искусство эллинистической Александрии. В одном из центров пустынножительства IV - кон. VI в. в Зап. Дельте - Келлиях в росписи представлены погрудные образы Христа, св. воины на конях, изображения агнцев, львов, единорога, растений, фруктов, птиц, крестов, украшенных каменьями, с подвесками в виде гранатов, колокольцев, креста с ликом Христа в медальоне. Аналогии с последним из изображений есть в ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (VI в.) и на ампулах из Св. земли (кафедральные соборы Монца и Боббио, V-VI вв.). Прор. Даниил во рву львином. Рельеф капители. VI - VII вв. (Коптский музей, Каир) Прор. Даниил во рву львином. Рельеф капители. VI - VII вв. (Коптский музей, Каир) Периодом до VII в. обычно датируются орнаментальные росписи и фигуративные, крайне упрощенные рисунки в церквах, основанных в егип. гробницах и храмах: Исиды на о-ве Филе близ Асуана, в Абидосе, копт. мон-ря на руинах храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, Амона-Ра в Луксоре, Дандары, Карнака, Мединет-Абу и др.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Базилика Калье-Лузе (Северная Сирия, V в.) – является типичной для архитектуры Ближнего Востока как по объему и оформлению внутреннего пространства, подчеркивавшему священную часть храма – алтарь, так и по технике кладки из отесанных блоков камней. Приземистые мощные столбы, обрамлявшие центральный неф, портики и аркады главного и боковых фасадов, симметричные башни усиливали ощущение монументальности этого сооружения. Большие пролеты, соединенные массивными арками с центральным нефом, зрительно увеличивали пространство боковых нефов. Как и в других сирийских постройках, перекрытия были деревянными. Предполагают, что внутренняя поверхность деревянного купола была украшена мозаиками. Базилика Константина I Великого в Вифлееме – являлась первым церковным зданием, возведенным над местом рождения Иисуса Христа – пещерой Рождества. Ее сооружение приписывают императору Константину I или его матери Елене, принявшей христианство и часто посещавшей Святую Землю. Восточная часть пятинефной базилики с трансептом в форме восьмиугольника, заканчивавшимся двумя апсидами (с севера и юга) находилась над пещерой Рождества и соединялась широким проходом в три ступени с залом общинных собраний, расположенным на западе. Его широкий средний неф, отделенный коринфской колоннадой, завершался главной апсидой. Мозаичные полы были украшены геометрическим орнаментом, стены – мозаикой, росписью и мраморными плитами. Предполагают, что вход в пещеру находился снаружи. Базилика была освящена в 339 г. В начале VI в. восставшие самаритяне разрушили ее. По приказу императора Юстиниана была возведена новая церковь , проект которой создавался по образцу базилики (см. церковь Рождества в Вифлееме ). Базилика Сант Аполлинаре ин Классе (св. Аполлинария в гавани) в Равенне – была построена византийскими мастерами во второй четверти VI в., а освящена в 549 г. Ее апсида, в которую ведет широкая лестница, приподнята над уровнем пола нефов. Храм хорошо освещается через пять широких окон, прорезанных в апсиде. Три нефа разделены двумя рядами колонн, поставленных на квадратные базы и украшенных композитными капителями, в которых ионийская волюта (архитектурная деталь в виде завитков) соединяется с коринфским мотивом аканта (репейника). Во второй половине VII в. на левой стене апсиды была создана мозаика, на которой изображен византийский император Константин IV (668685), передающий привилегии епископу Репарату. По своей композиции она напоминает мозаику церкви Сан-Витале: Юстиниан вручает чашу с золотыми монетами епископу Максимиану, освятившему храм. Отличие заключается в том, что золотой фон заменен синим, фигуры не очерчены темным контуром и расположены более свободно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жертвоприношение на горе Кармил. Вознесение прор. Илии. Роспись склона арки ц. Айвалы-килисе, Каппадокия. Между 913 и 920 гг. Жертвоприношение на горе Кармил. Вознесение прор. Илии. Роспись склона арки ц. Айвалы-килисе, Каппадокия. Между 913 и 920 гг. В апсиде базилики Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (ок. 549) в символической сцене «Преображение Господне» (фигура Христа замещена крестом с Его ликом в средокрестье, апостолы Петр, Иоанн и Иаков представлены в виде агнцев, кресту в позе оранта предстоит еп. Аполлинарий, по сторонам которого - 12 апостолов в виде агнцев) полуфигуры пророков И. (справа) и Моисея (слева) представлены в заревых облаках (подобные изображения восходят к античной иконографии явления божества в облаке). И.- старец с длинными, седыми волосами, разделенными посередине прямым пробором и спадающими на спину, седая длинная борода заострена книзу. Он одет в тунику с длинными свободными рукавами с одной пурпуровой полосой по краю и с 2 - по краю рукава, сверху - свободная тога, левая рука покровенна. На близкой по времени мозаике «Преображение Господне» в апсиде кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае (между 527 и 565) И. изображен в рост слева от Иисуса Христа, благословляющим. Волосы и борода седые, длинные волосы свободно ниспадают на плечи и спину, борода клиновидная. Пророк одет в длинный хитон с 2 полосами по центру, подпоясан тонким черным поясом с крестами, чередующимися с полосками, поверх хитона - милоть. В этом изображении, соотносимом с образом св. Иоанна Предтечи, подчеркнут аскетический момент служения И. Самое раннее известное иконное изображение И. выполнено в технике восковой живописи (энкаустики) в VII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Икона являлась правой створкой не сохранившегося триптиха. И. изображен седовласым, его одежды проработаны ассистом. Правая рука - в пророческом жесте, в опущенной левой - развернутый свиток. Лит.: Calderini A., Chierici G., Cecchelli C. La Basilica di San Lorenzo Maggiore in Milano. Mil., 1951; Deichmann F. W. Ravenna. Wiesbaden, 1969-1976; Bd. 1-2. Geschichte und Monumente. Kommentar. The Excavations at Dura-Europos: Final Report. New Haven, 1956. Vol. 8. Pt. 1: Kraeling C. H. The Synagogue; 1967. Vol. 8. Pt. 2: idem. The Christian Building; Gutmann J. The Dura Europus Synagogue Paintings//The Synagogue in Late Antiquity. Phil., 1987. S. 61-71; Miziolek J. Sol verus. Wrocaw, 1991; Perkins A. The Art of Dura-Europos. Oxf., 1973; Weitzmann K., Kessler H. L. The Frescoes of the Dura Synagogue and Christian Art. Wash., 1990. (DOS; 28); Сусленков В. Е. Свет в позднеантичном и раннехрист. искусстве и раннехрист. иконография Христа-Солнца//Образ Византии. М., 2008. С. 73-104.

http://pravenc.ru/text/389301.html

различались в разные исторические периоды, а также отражали региональный характер. В ранневизант. время они могли быть краткими, с использованием цитат из гимнов, напр. Salus Mundi (Спасение Мира) на мозаике в апсиде ц. Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне (сер. VI в.) или Θεο Ελπδας и Θεο Τιμ («Надежда Господня» и «Честь Господня») на 2 серебряных блюдах с греч. К. в центральном медальоне (нач. VII в., Дамбартон-Окс, Вашингтон). В визант. и древнерус. искусстве традиционны аббревиатуры имени Спасителя и NIKA (Победа), а также надписи, цитирующие служебные тексты с Похвалой К. («крест охранник всей вселенной… крест демонов прогонитель» - надписи на Нерльском К. (стоял на берегу р. Нерль близ Боголюбова мон-ря, XII в.), вкладная надпись на новгородском К.-мощевике кон. XIII - нач. XIV в. из сокровищницы собора в Хильдесхайме (с композициями в технике черни: Распятие, архангелы и др. изображения) или с молитвой К. и многочисленные аббревиатуры. Особенности почитания К. В Западной Европе С VII в. довольно крупного размера К. располагали вблизи алтаря, в частности позади него. В нач. IX в. еп. Льежский предписывал каждому священнику иметь К. в храме, однако сведений о назначении и форме таких К. не сохранилось. Неизвестно, когда К. начали помещать непосредственно на престол, но наставление «Admonitio synodalis antiqua», иногда приписываемое папе Римскому Льву IV (847-855), запрещает находиться на престоле др. предметам, кроме Евангелий, сосудов со Св. Дарами и реликвариев (PL. 132. Col. 456). На миниатюрах некоторых каролингских рукописей К. изображен прикрепленным (?) к алтарю во время мессы, напр., на иллюстрациях к псалмам 25 и 115 из Штутгартской Псалтири (б-ка Земли Вюртемберг. Bibl. Fol. 23. Fol. 31v, 130v; 20-30-е гг. IX в.). Возможно, т. о. могли крепиться к алтарю процессионные К. ( Parker E. C., Little C. T. The Cloisters Cross: Its Art and Meaning. N. Y., 1994. P. 120-121). Упоминания о К., стоящих на алтаре, встречаются с XI в., однако лишь к кон. XII в. описания таких К. появляются в сочинениях литургистов. Ок. 1164 г. Иоанн Белет отметил неск. К. в качестве декорации алтаря ( Iohannis Beleth. Summa de ecclesiasticis officiis. Turnholti, 1976. (CCCM; 41), в кон. XII в. буд. папа Иннокентий III упоминал К., стоящий на престоле между 2 светильниками ( Innocentius III, papa. De sacro altaris mysterio//PL. 217. Col. 811), в 90-х гг. XIII в. Вильгельм Дуранд описал внесение К. в храм при входе (introit) и поставление его на алтарь ( Durand. Rationale. I 3. 31). Распространению обычая демонстрировать К. на престоле благоприятствовали изменения в богослужебной традиции и усиление личного благочестия.

http://pravenc.ru/text/2459015.html

Изображения К. (особенно как самостоятельного образа, не связанного с Распятием Господним, композициями, иллюстрирующими события НЗ или церковные чинопоследования), всегда несли помимо исторического эсхатологическое значение. Они использовались для оформления богослужебных книг в качестве сюжета для оклада (напр., из Сионского клада, сер. VI в., ныне в Дамбартон-Окс, Вашингтон). В книжной иллюминации средневизантийского времени такие К. часто являлись сюжетами отдельных миниатюр, служивших заставками (напр. 6- или 8-конечный К. со жгутами-перехватами в перекрестьях (имитация мощевиков?) в к-польской рукописи Евангелия Евсевия Кесарийского (Baltim. 522, 1080-1100); «Крест Константиновский» в Гомилиях свт. Григория Назианзина (Paris. gr. 510, между 879 и 882 гг.); на неск. миниатюрах из Библии кор. Кристины (к-польская рукопись X в.- Vat. Reg. gr. 1) изображен 4-конечный crux gemmata с ветвями базилика (символ царственности - пурпурный цвет и пряный запах; в русском варианте - василек) у основания, под аркой на колонках, на синем сияющем фоне. Крест с избранными святыми. Миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова. 1-я пол. XVI в. (РНБ. Соф. 1197. Л. 5) Крест с избранными святыми. Миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова. 1-я пол. XVI в. (РНБ. Соф. 1197. Л. 5) Отдельный род монументального украшенного К. с портретом в круге на перекрестье восходил к образцам поздней античности (напр., в мозаике апсиды ц. Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне) и был унаследован императорским придворным искусством, о чем свидетельствуют авории (пластинки из слоновой кости), где подобный тип К. несет имп. портрет (сер. X в., в Дамбартон-Окс, Вашингтон и в Музее замка в Готе, Тюрингия, Германия). Чаша с изображением ангелов, поклоняющихся Кресту. VI в. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Чаша с изображением ангелов, поклоняющихся Кресту. VI в. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) В рус. искусстве позднего средневековья (XV-XVII вв.) изображение процветшего К. наряду с венком на перекрестье, орудиями страстей у подножья и поклоняющимися ангелами получило дополнения, служащие топографическим определением для Голгофы и Иерусалима (горки и глава Адама, городская стена). В таком виде композиция с К. становится сюжетом церковных пелен и покровов (1557, СПГИАХМЗ), оборотов икон (оборот иконы XII в. «Спас митрополита Киприана», ок. 1518 г., Успенский собор Московского Кремля, ГММК); в медальонах с образами святых, пророков и апостолов, святителей - в композиции для рус. цикла миниатюр Космографии Космы Индикоплова в ряде рукописей новгородского происхождения 1-й пол.- сер. XVI в.

http://pravenc.ru/text/2459015.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010