Теперь прощай, и да благословит тебя Бог, моя Радость и Любовь, и наших милых детей. Поцелуй моего Сына очень нежно за меня. Сент. 16-ое 1904. В поезде Письмо Государя Императора Николая Александровича Государыне Императрице Александре Феодоровне: Перевод с английского.//ГАРФ. Ф. 640. Оп. 1. Ед. хр. 106. Любимый, дорогой Ники, пишу тебе карандашом, потому что я все еще в постели, милый Baby лежит у меня на коленях, проснулся и слушает свою музыкальную шкатулку – он спал этой ночью очень долго после моего кормления; я счастлива видеть – когда он кушал перед этим, он улыбался и ворковал. […] Сент. 18-ое 1904. Петергоф Письмо Государыни Императрицы Александры Феодоровиы Государю Императору Николаю Александровичу: Перевод с английского.//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Ед. хр. 1148. С тех пор, что я Тебе послал первое письмо, мы переехали в Царское 25-го и в тот же вечер поехали в Ревель с маленьким «сокровищем». Понятно, что Аликс не хотела оставлять его тут… Прибыли в Ревель в 9 ч. утра в Воскресение и после встречи прямо на «Штандарте» , который внутри порта у самой набережной. […] После обедни и завтрака на яхте я отправился на большие броненосцы. […] На другой день я начал объезжать миноносцы с 9 час. утра, Сисой Великий и Светлану . […] После раннего завтрака Аликс поехала со мною на «Суворова» и «Александра III» . С него она возвратилась на яхту, а я продолжал посещать суда и прощаться с офицерами и командами. […] Объехал все суда эскадры, кроме пароходов-транспортов. Их команды были собраны около Штандарта на берегу – сейчас же после этого поехали вдвоем в город и посетили собор и Domkirche . Затем пили чай и провели последние часы на яхте. […] В 8 ч. уехали из Ревеля и на следующее утро приехали в Царское. 29-го Сентября 1904 г. Царское Село Письмо Государя Императора Николая Александровича Матери – вдовствующей Императрице Марии Феодоровне.//ГАРФ. Ф. 642. Оп. 1. Ед. хр. 2327. В октябре 1904 года в Чудовом монастыре у мощей святителя Алексия была освящена икона с изображением святителя Алексия митрополита и святого Иоанна Воина. Образ был доставлен в известную кутузовскую избу и поставлен там в ознаменование рождения Цесаревича. 5 октября, в день тезоименитства Наследника, на хуторе Московского Никитского монастыря у станции Лобня был заложен храм преподобного Серафима Саровского при школе имени Цесаревича. Освящение этого первого подмосковного храма во имя преподобного Серафима состоялось 20 мая 1905 года. А первая в Москве Серафимовская церковь была освящена через несколько недель на Старой Божедомке попечительством о бедных. Она тоже стала зримым знаком радости москвичей по случаю рождения Цесаревича Алексея.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

27 апреля 1913 года на имя государя императора Николая Александровича из затерявегося в валдайских лесах Короцкого женского монастыря ушло прошение игумении Магдалины. В этом прошении была изложена целая история, начавшаяся в январе 1900 года. Тогда потомственный почетный гражданин из села Бологое Валдайского уезда Агапит Филиппович Гусев пожертвовал Короцкоиу монастырю 100 квадратных сажен земли близ станции Бологое Николаевской железной дороги «исключительно для постройки на означенном участке часовни в ознаменование молитв о ниспослании монаршего рождения будущего наследника престола российского. Господу Богу было угодно явить Свою милость народу русскому». 30 июля 1904 года вся царелюбивая Россия радовалась в день рождения цесаревича, а Короцкий монастырь в память сего радостного события соорудил каменную часовню, каковая 21 сентября 1904 года была освящена в честь святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси Чудотворца и святителя Тихона Задонского чудотворца, и покровителей, и молитвенников за землю русскую. Присоединилась к сей радости и проживавшая в Бологое княгиня Екатерина Павловна Ширинская-Шихматова. «Желая вместо часовни иметь церковь, где бы возносилось ежедневное моление Господу Богу о здравии и спасении» Императорского величества и всего августейшего семейства, княгиня в 1909 году пожертвовала Короцкому монастырю участок земли в 999 квадратных сажен, находившийся по соседству с часовней, с непременным условием, чтобы на земле сей был выстроен храм. Каменный храм в память рождения государя наследника цесаревича начал возводиться на средства благотворителей, изысканные настоятельницей Короцкого монастыря. К строительству приступили в 1913 году – в год 300-летия царствования рода Романовых. Доброхотных подаяний и жертвователей, судя по масштабам стройки, нашлось немало. Но строительство не успели завершить. Осталась трехэтажная кирпичная коробка с фигурной – под барабаны – крышей. Война, эшелоны, беженцы – станцию Бологое лихорадило. В ночь на стыке февраля и марта у бологовского перрона дважды тормозил литерный поезд последнего российского императора. Через несколько часов он подпишет акт об отречении, незадолго до этого сказав: «Я берег не самодержавную власть, а Россию…». Но в России уже распоряжалось Временное правительство. Потом грянула Октябрьская революция. После бандитских выстрелов в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге в ночь на 18 июля 1918 года остался единственный на Руси – пусть и недостроенный храм в память рождения государя наследника цесаревича на станции Бологое. Несколько поколений бологовцев будут потом буквально вскормлены на памяти убиенного наследника русского престола: при советской власти в том здании разместили пекарню…

http://sobory.ru/article/?object=11715

Лобня. Церковь Серафима Чичагова. Серафимовский храм Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью История начинается с 5 октября 1904 года. Это день первого Тезоименитства Наследника Цесаревича Алексия, который был ознаменован закладкой храма во имя преподобного Серафима Саровского чудотворца и школы имени Наследника ЦесаревичаАлексеевской близ деревни Катюшки, в 5 верстах от станции Лобня. Здесь располагался бывший приход имения предков Царственного дома Романовых. Храм–школа находились на территории подворья Московского Никитского монастыря. На постройку храма–школы денег не было, но волею Божией через семь месяцев чудом воздвигнут храм–школа и прилегающие к ним постройки. 22 мая 1906 года прихожане храма преп. Серафима Саровского подносили иконы преподобного писанного на кипарисе игумении Паисии за построение храма – школы и священнику Иоанну Виноградову (ныне новомученику) за его пастырские труды. 15 января по нов. стилю 1909 года в день памяти преп. Серафима Саровского Её императорское Высочество Великая княгиня Елисавета Фёдоровна (преподобномученица Елисавета) посетила подворье Никитского монастыря. В 1923 году храм–школа и все постройки были частично сожжены и разрушены. Подворье монастыря прекратило своё существование, как и сам монастырь. Прошли долгие годы… И по воле Божией, недалеко от места, где когда-то было монастырское подворье, на опушке леса, застроенного блочными домами середины XX века, в домовом храме Православной гимназии совершается Первая Божественная литургия. Дата (17 июля 1998 года) оказалась очень значимой - День памяти святых Царственных страстотерпцев. А через сто лет после посещения Великой Княгини преподобномученицей Елисаветой школы в д. Катюшки, через 10 лет по устроении Филаретовского храма и 5 лет строительства храма «Всех Скорбящих Радость» здесь появляется икона трёх святых: преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, прп. Серафима Саровского, страстотерпца Цесаревича Алексия как знак небесного Благословения, преемственности и необходимости вести преподавание слова Божия, мира и любви в столь тревожное время.

http://sobory.ru/article/?object=34726

ЛОЖНЫЕ ЦАРСКИЕ ОСТАНКИ – ЭТО НАШ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОЗОР. На каких основаниях принято решение? 28.09.2015 08:57:01 Андрей Мановцев Днем 11 сентября с.г. «Комсомольская правда» (интернет-издание) опубликовала статью Елены Кривякиной «Останки детей Николая II перезахоронят в Петропавловской крепости» http://www.kp.ru/daily/26428/3303308/  . В начале статьи сообщалось: «В пятницу в правительстве состоялось заседание  рабочей группы , которая поставила точку в вопросе о  перезахоронении останков  детей императора Николая II — цесаревича Алексея и великой княжны Марии Романовых. Решено:  найденные еще 8 лет назад  останки царских детей будут перезахоронены в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга уже 18 октября — день ангела Алексея по церковному календарю». Небольшая неточность: по церковному календарю это 5 октября – день памяти святителей Московских, в частности, святителя Алексия, небесного покровителя Цесаревича. Екатерининский придел Рабочая группа «по исследованиям и перезахоронению останков детей Николая II – цесаревича Алексея и великой княжны Марии Романовых» (заметим, что название исключает объективный характер исследования – в точности то же было и с названием Правительственной Комиссии 1993-1998 гг.) была создана, по указанию Д.А. Медведева, 9 июля 2015 года. Прошло два месяца, при этом летних. И уже можно «ставить точку»!? Понимать ли эти слова в том смысле, что исследования вопроса завершены и для принятого решения есть все основания? Но какие? Проведено ли открытое серьезное научное обсуждение находки 2007 года? Нет, не проведено. Но, может, в нем не было необходимости, поскольку в полученных результатах следствия ни у кого нет сомнений? Всем известно, что сомнения есть. Достигнута ли договоренность с Русской Православной Церковью? Об этом ничего не говорится. Если и могла быть достигнута, то только в том плане, что – в точности так же, как и 17 июля 1998 года – отпевание будет «безымянным». Т.е. снова, в присутствии почетных гостей и в самой торжественной обстановке, священник будет возглашать не «Марии» и не «Алексия», а «Ихже имена, Господи, Ты веси» - отпеваем тех, чьи имена, Господи, Ты знаешь... Но разве это согласие с Церковью? Разве снова, как семнадцать лет назад, Церковь не будет выставлена на посмешище? Мол, опять науке не верят! У нас такие имена и такая достоверность исследований, а они упрямо отказываются верить!

http://radonezh.ru/analytics/lozhnye-tsa...

Грамота была вложена в капсулу. Туда же поместили землю, взятую с места гибели Царской семьи. Капсула и закладной камень были помещены в фундамент алтарной части будущего храма. Поздравляя гостей праздника и всех верующих с этим знаменательным событием, архиепископ Зосима обратил внимание на задачи, которые стоят в данное время перед обществом. По мнению владыки, главным сегодня является укрепление веры и нравственных начал в нашем народе. Без осознания этого большинством нашего общества и без стремления преодолеть духовные болезни прошлого невозможно построить справедливое и экономически сильное государство. Также владыка указал на проблемы в межнациональных отношениях. По его словам, необходимо воспитывать в себе и своих детях любовь и уважение ко всем людям вне зависимости от их этнической и религиозной принадлежности. «Возрождение православного храма в честь царевича Алексия и участие в этом добром деле станут вкладом каждого из нас созидание Христовой Церкви и укрепление Отечества», - отметил архиепископ Зосима. Он выразил надежду, что люди откликнутся, и храм будет построен в короткий срок. Владыка также выразил благодарность Святейшему Патриарху Алексию за внимание к народу Калмыкии и теплые слова приветствия к участникам освящения, и поблагодарил православного мецената А.А.Абрамову за материальную помощь. Завершилась церемония закладки храма праздничной трапезой и концертом народного ансамбля " Россияночка " Городовиковского района. Элистинская и Калмыцкая епархия Русской Православной Церкви Обращается с просьбой ко всем православным христианам принять посильное участие в восстановлении храма в честь святого страстотерпца цесаревича Алексия в городе Городовиковске Республики Калмыкия и просит перечислить средства на специальный счет: Элистинская и Калмыцкая Епархия Русской Православной Церкви Благотворительный счёт на строительство храма цесаревича Алексия в г. Городовиковске 40703810160300100633 КПП 081401001 ИНН 0814062969 Банк получателя Калм. ОСБ 8579 г.Элиста Северо-Кавказский Банк СБ РФ г.Ставрополь

http://pravoslavie.ru/22906.html

На церемонии открытия выставки выступили почётные гости. Посол республики Польша Влодзимеж Марчиняк упомянул, что в экспозиции представлена чрезвычайно почитаемая православными и католиками России и Польши святыня – Остробрамская икона Богоматери. Дипломат рассказал о значении этой иконы в культуре Польши. Посол Королевства Бельгия Жан-Артур Режибо отметил важность историко-культурных связей с Россией: он подчеркнул, что развитие иконописания в Бельгии произошло под русским влиянием, а также напомнил, что в Брюсселе находится храм-памятник, посвященный последнему русскому императору и хранящий мемориальные предметы, связанные с семьей Николая II. Складень с изображением св. княгини Ольги Кураторы выставки – кандидаты искусствоведения Жанна Белик и Надежда  Герасименко рассказали о замысле экспозиции, которая состоит из пяти разделов. В первом собраны произведения, связанные с коронацией Николая II в 1896 г., и образы святых покровителей императорской семьи. Это, например, коронационная икона святителя Николая и святой мученицы царицы Александры, созданная в палехской мастерской Париловых; шитый образ тех же святых и святителя Алексия, митрополита Московского; складень с изображением св. княгини Ольги, подаренный царской семье жителями Царского села в честь рождения первенца. Уникальный экспонат, притягивающий всеобщее внимание, – последнее пасхальное яйцо Фаберже «Созвездие царевича», которое мастер не смог вручить заказчику на Пасху 1917 г.: этот праздник императорская семья встречала в заточении в Александровском дворце Царского села. Ярко-голубая хрустальная небесная сфера на облаке представляет собой точную карту созвездий, находившихся над горизонтом в секунду рождения цесаревича Алексея. Пасхальное яйцо " Созвездие цесаревича " . Фото ЦМИАР  Второй раздел посвящен церковному прославлению целого ряда русских святых, которое происходило по инициативе и при личном участии Николая II. Открывает этот раздел одна из первых икон преп. Серафима Саровского – образ святого основан на трех прижизненных портретах, написание которых он сам благословил. В этом же разделе – большая фотография иконописной мастерской Серафимо-Дивеевского монастыря, наставника для которого выбрал сам преп .Серафим, явившись художнику во сне.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

120 Слово в день священного коронования Их Императорских Величеств 14 мая 1904 г. Сказано в Тифлессвом военном соборе при священнослужении экзарха Грузии. 121 Поучение при освящении церкви в селении Ольгинском, Тифлисской губернии. 21 мая высокопреосвященный Алексей, экзарх Грузии, в сослужении городского и местного духовенства, освятил в русском селении Ольгинском, отстоящем от города Тифлиса в 12 верстах по Марткобской дороге, вновь отстроенную церковь во имя святых царей и равноапостольных Константина и Елены. Основание этой церкви было заложено еще в бытность экзарха Грузии покойного митрополита Палладия, но ольгинцы долго не могли выстроить ее по своей бедности и малочисленности. В последнее время, благодаря шедрым пожертвованиям Государя Императора, Князя-Главноначальствующего и заботливой попечительности экзарха Грузии, выстроена красивая, светлая, каменная церковь , могущая вместить до 500–600 богомольцев. 123 Слово 27 июня 1904 г., в нед. 6-ю; сказано в Ахалцыхе, Тифл. губ., при священнослужении экзарха Грузии. 124 Сказано в Ахалцыхе 2 июля 1904 года по случаю посещения города экзархом Грузии, при священнослужении Его Высокопреосвященства. 125 Памяти в Бозе почивающего Государя Цесаревича и Великого Князя Георгия Александровича. Слово, сказанное в Аббас-Туманской церкви пред панихидой о в Бозе почившем Цесаревиче, совершенное Его Высокопреосвящевством экзархом Грузии 4 июля 1904 года. 126 Слово на панихиде по у6иенном министре внутренних дел В. К. Плеве. Произнесено при священнослужении экэарха Грузии в Тифлисском Сионском соборе 18 июля 1904 года. 127 Слово в день тезоименитства Государыни Императрицы Марии Феодоровны, 22 июля 1904 года. Произнесено в Тифлисском Сионском соборе при священнослужении экзарга Грузии. 128 По поводу русско-японской войны; сказано в м. Боржоме, Тифл. губернии, 1 авг. 1904 г., в празник происхождения честных древ Креста Господне и мучеников Маккавейских, матери их Соломонии и учителя их Елеазара… 129 Слово в праздник Преображения Господня и пред молебствием по случаю рождения Наследника Всероссийского Престола Цесаревича и Великого Князя Алексия Николаевича. Сказано пред торжественным молебствием 6 августа 1904 года, по прочтении Высочайшего манифеста о рождении Наследника Цесаревича, в м. Боржоме, Тифл. губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Важнейшее в истории собора событие произошло в 1912 году. Комитет по постройке просил императора Николая II о соизволении присвоить возводимому храму наименование " В честь рождения наследника Цесаревича " . 31 мая этого же года соизволение было дано. В 1915 году, несмотря на тяготы военного времени, каменная постройка храма была завершена. Собор имел кроме трех приделов ещё и нижний подземный храм. В память цесаревича Алексия левый придел был посвящён святителю Алексию митрополиту Московскому. Освящение новопостроенного храма было совершено преосвященным епископом Верейским Модестом 13 ноября 1916 года (за несколько месяцев до февральской революции и за год до Октябрьской). Настоятелем был назначен сын будущего священномученика Константина Голубева (расстрелянного осенью 1918 г.) священник Константин Константинович Голубев, вторым священником стал Алексий Николаевич Некрасов, избранный духовенством и мирянами в члены благочинного совета. Дьяконом был назначен отец Моисей Морозов. Службы в Соборе проводились до 1929 года. А затем он был закрыт и переоборудован в городской театр. Примечательно, что здесь звучали голоса знаменитых артистов Большого театра, А.Л. Неждановой, Е.В. Гельцер и других. Но и театр был позднее закрыт, а помещение приспособили теперь под литейный цех завода. При этом были разобраны колокольня и купол храма. А потом здание перешло в ведение завода НИИхиммаш и оставалось " литейкой " плоть до 1990 года, когда образовалась православная община и стала добиваться возрождения храма. Ныне на обезглавленном храме полностью восстановлен купол - с двумя своеобразными " коронами " , большой, государевой, и малой - в честь наследника цесаревича. Вновь возведена 50-метровая колокольня, выложен мраморный пол, перестеклены закопченные окна, сооружена газовая котельная. Естественно, сооружен иконостас, пока временный.[/p] [р]В храме находится икона преподобного Серафима Саровского, к которому совершала в свое время паломничество царская чета, вымаливая у Бога наследника. Икона находилась в свое время в часовне, которую при большевиках закрыли и разграбили. Но образ святого был кем-то из прихожан спасен. Хранился он в укромных, потаенных местах, потемнел. Но, выставленная в храме икона, стала светлеть на глазах, без всякого вмешательства реставраторов, и обрела прежний вид. В настоящее время службы в Соборе совершаются ежедневно.

http://sobory.ru/article/?object=00793

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Калмыкии освящен храм в честь страстотерпца цесаревича Алексия в городе Городовиковске 08.10.2018 6 октября 2018 года архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан (Овчинников) совершил чин великого освящения храма во имя страстотерпца цесаревича Алексия в городе Городовиковске ( Калмыкия ). Во время освящения в антиминс была вложена частица мощей святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны . По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи со знаменательным событием в храм святого цесаревича Алексия из Костромы для поклонения верующих была принесена Феодоровская икона Божией Матери . Именно этим чудотворным образом Богородицы в XVII веке юного Михаила Феодоровича Романова благословила на царство его мать. По завершении освящения в храме была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, прибывший в Калмыкию по приглашению архиепископа Юстиниана. Архипастырям сослужили клирики Элистинской, Саратовской и Костромской епархий. На богослужении присутствовали паломники из города Элисты и районных центров Республики Калмыкия, а также из соседних регионов: Ставропольского края, Ростовской и Волгоградской областей. В завершение Литургии был совершен крестный ход. Вокруг новоосвященного храма пронесли Феодоровскую икону Богородицы и образ святого страстотерпца цесаревича Алексия. Приветствуя собравшихся, архиепископ Юстиниан отметил, что завершение строительства и освящение храма в честь цесаревича Алексия говорят о восстановлении связи времен и возвращают Городовиковску и всей Калмыкии утраченные святыни. Правящий архиерей Калмыкии отметил, что освящение совершено в год 100-летия убиения Царской семьи и в год 75-летия депортации калмыцкого народа, подчеркнув, что цесаревич Алексий объединяет своей мученической смертью всех соотечественников, прошедших путем скорби в годы революций, гражданской войны и массовых репрессий.

http://drevo-info.ru/news/24140.html

В 13 день сего Маия, в день воскресный, в 11 часу утра, дарствуемая Государем Цесаревичем икона Святителя Николая принесена к Никольской Единоверческой церкви двумя иеромонахами в предшествии свещеносца. За нею следовал Митрополит. Единоверческое духовенство вышло на встречу со крестом и святыми иконами, окруженное прихожанами и прочим народом. Икона поставлена была среди церкви на аналогии. Совершив по чину сей церкви предначинательное молитвословие, Митрополит беседовал с прихожанами о предмете настоящаго собрания, и о единстве церковном. Потом совершено было им с местным духовенством молебное пение Святителю и Чудотворцу Николаю, сопровожденное возглашением многолетия Благочестивейшему Государю Императору и всей Высочайшей Фамилии. К повествованию о событии утешительном не желалось бы присовокупить некоторые черты неприятные: но надобно сие сделать, дабы отдать справедливость единоверцам. 8 дня , в навечерие храмового Единоверческой церкви праздника Святителя Николая, во время всенощного бдения, внезапно, без видимой причины, загорелась при сей церкви деревянная колокольня, и сгорела вся, и колокола значительнаго веса растопились. Но единоверцы тотчас решились не только восстановить колокольню и колокола своим иждивением, но и не допустить, чтобы торжественность предположенной в следующее воскресенье встречи дарствуемой Государем Цесаревичем иконы уменьшена была отсутствием колокольнаго звона. В три дня построили они временную деревянную колокольню и приобрели колокола около 250 пудов веса; и, таким образом, во время принесения иконы торжественный звон был особенно знаменательным выражением усердия прихожан к Государю Наследнику Цесаревичу и их приверженности к Церкви. 783 Государю Наследнику Цесаревичу благоугодно было в память посещения Его Императорским Высочеством единоверческой церкви Святителя Николая, что в Рогожском, и в знак благоволения Его к новоприсоединенным прихожанам ее, дарствовать сему храму икону Святителя и Чудотворца Никалая, изображенную в древнем характере иконописания и благолепно украшенную. По воле Его Императорского Высочества она препровождена к Митрополиту Московскому, и, по получении им сего 1856 года Маия 5 дня, до благовременности перенесения по назначению, поставлена была в Крестовой церкви; а в день пренесения мощей Святителя Николая перенесена была в Кафедральную церковь Чудова монастыря и возложена на мощи Святителя Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010