Как Ле Конт дю Нуи, так и фактически все мыслители, придерживающиеся «религиозных» взглядов на эволюцию, Тейяр отождествляет эволюционирующее «сверхчеловечество» с Хри­стом, и обратно, рассматривает Христа нераздельно от «сверхче­ловечества»: «Чтобы иметь возможность продолжать молиться, как и прежде, теперь мы должны сказать себе, когда мы смотрим на Сына Человеческого (не «Apparuit humanitas но) «Apparuit Superhumanitas» (явление «сверхчело­вечества»)». Здесь мысль Тейяра становится «мистической», и он ясно не объявляет, сохраняется ли человеческая личность в «сверхчело­вечестве», или она просто растворяется во вселенском «Сверх­Христе». По выражению его биографа: «Человечество достигнет точки развития, в которой оно совсем отделится от земли и соединится с Омегой... «Фе­номен, по внешнему признаку напоминающий, пожалуй, смерть (пишет Тейяр), но в действительности же является просто метаморфозой и вступлением в сферу высшего синтеза». «Высший синтез», вершина эволюционно-духовного про­цесса, является тем, что Тейяр назвал «точкой Омега»: «Наступит день, говорит нам Евангелие, когда напря­жение между человечеством и Богом, постепенно нарас­тающее, достигнет границ, предписанных возможностя­ми этого мира. И тогда придет конец. Тогда присутствие Христа, негласно накапливавшееся во всем существую­щем, внезапно станет видимым – как вспышка света от горизонта до горизонта. В недрах сил, скрепляющих саму вселенную, будут выработаны духовные атомы мира, ко­торые овладеют либо внутри, либо вне Христа (но все­гда под влиянием Христа) счастьем или болью, угото­ванные для них живой структурой плеромы [полнота, преизбыток]». Эта «точка Омега» не есть цель, лежащая за пределами этого мира, но только завершение «движения вселенной к ее эволю­ционной цели»; за «вершину эволюции принимается ... вос­кресший Христос парусии». Всем людям, по мнению Тейяра, следует желать достижения этой цели, так как «аккумуляция желаний должна привести к прорыву плеромы для нас». И сно­ва он утверждает:

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Победы, одержанные гуннами над аланами, Иордан объясняет наивно и крайне нелепо, но характерно: «Аланов, хотя и равных им в бою, но отличных от них... человечностью, образом жизни и наружным видом, они также подчинили себе, обессилев часты­ми стычками. Может быть, они побеждали их не столько вой­ной, сколько внушая величайший ужас своим страшным видом; они обращали их... в бегство, потому что их... образ пугал своей чернотой, походя не на лицо, а, если можно так сказать, на без­образный комок с дырами вместо глаз. Их свирепая наружность выдает свирепость их духа... Ростом они невелики, но быстры проворством своих движений и чрезвычайно склонны к верхо­вой езде; они широки в плечах, ловки в стрельбе из лука и все­гда горделиво выпрямлены благодаря крепости шеи. При чело­веческом обличье живут они в звериной дикости» 333 . Иордан здесь воспроизводит предубеждения, которым не чужд был и несрав­ненно более образованный Аммиан Марцеллин, чья «История» ему могла быть известна. Вторжение гуннов в Европу в тех ее границах, которы­ми она отделялась от Азии по представлениям того времени, то есть по Танаису, или Дону, совершено было через Керчен­ский пролив. Согласно легенде, которую воспроизводят Иор­дан, Евнапий, Прокопий, Агафий и Созомен, гунны ранее не имели представления о том, что за проливом лежит суша, при­нимая пролив за бескрайнее море или даже считая Таманский полуостров концом земли. По Созомену, ни жившие в Крыму готы, ни гунны, обитавшие за проливом, не знали о существо­вании друг друга. «Но случилось, что один укушенный оводом вол перешел чрез озеро и что за ним следовал пастух, который, на другой стороне увидев землю, возвестил о том своим сопле­менникам. А иные рассказывают, что дорогу, по поверхности закрытую водою, показал гуннам олень, за которым они гна­лись. Подивившись стране, отличавшейся умеренностию воз­духа и богатством плодов, они тогда возвратились и возвести­ли царю своего народа о том, что видели» 334 . По Иордану, это был олень, уже, естественно, без всякого пастуха, появление кото­рого писатель объясняет кознями «тех самых духов, от которых гунны ведут свое происхождение» 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

  Ночь была ещё хуже дня. Хуже по-другому, по страшному.   Была у Саньки «задержка», уже второй месяц. Димке не говорила, хотела сначала к врачу сходить. А тут!   Димка упал на кровать и храпел тяжело, надсадно. Санька же не могла заснуть. Не от тоски! Что тут го­ворить о тоске, после такого-то ужаса. Нет, она не мог­ла заснуть от поднимающейся внизу живота боли.   Еле добравшись до туалета, она смотрела, как па­дают на белый фаянс унитаза куски кровавой плоти.   Санька каким-то чудом добралась до телефона и набра­ла «03».   «Скорая» разбудила звонком только Надежду. Сань­ка лежала на полу, возле телефона, в луже крови. Она была без сознания.   Это был выкидыш. «Скорая» приехала вовремя.   Саньку спасли.   Санька пролежала в больнице неделю. Пришлось позвонить матери, и мать примчалась, чтобы ухажи­вать за Санькой.   Димка тоже не отходил от больницы. Видеть его Санька не могла, но он просиживал под окном часами, воздействуя на слабое сердце Санькиной матери.   — Он тебя любит, доченька! Он любит тебя, я же вижу! — причитала мать. Ты думаешь, мы с отцом все­гда жили хорошо? Все ссорятся, все терпят…   Что было отвечать матери? Мать не знала всего, а тому, что знала, предпочитала не верить. Или ве­рить — наполовину.   Мысль о том, что дочь хочет развестись, была для неё невыносима.   В конце концов, Димка полез по стене, к окну па­латы, где лежала Санька. Он дополз до окна, держа в зубах маленькую розочку с обломанными предвари­тельно шипами. Он дополз, успев положить на подо­конник розочку, и сказать:   — Зайчик, я тебя люблю.   Потом рука его сорвалась, он заскользил, и свалил­ся вниз. Этаж был третий, невысокий. Димка отделал­ся сломанной рукой.   Так и забирали Саньку из больницы — мать, и Дим­ка с рукой в гипсе. Торжественно, при матери, клял­ся Димка перестать пить. И перестать драться.   — Зайчик, прости! Никогда! Даже пальцем! Ни­когда!   И покорилась Санька, покорилась опять.   Три недели, пока рука у Димки в гипсе была, жила Санька спокойно.   И не пил, и не бил. Сердце боялось поверить в тихую жизнь. Санька продолжала вздрагивать при резком звуке, со страхом ждала Димку с работы. И наслаждалась его трезвос­тью, наслаждалась тем, что можно было спокойно по­говорить, спокойно поужинать, спокойно лечь спать. Она бы простила. Она бы простила всё, даже не рождённого ребёнка. Если бы он удержался!

http://pravmir.ru/prozrenie-istiny-mestn...

5 . Любовь и плотская похоть никогда не утомляются и не успокаиваются. Собери кра­соты со всех стран и похоти со всего мира – будет ли упокоена душа? Никогда, ибо одна имеет такую красоту, а та иную; эта имеет та­кую лепоту, а та другую. Если со всеми сими восхочешь любодействовать сердцем твоим, как будешь иметь в сердце твоем тишину и покой? Никак. Ибо ныне пожелаешь того, а потом иного; ныне возлюбишь то, а завтра возненавидишь (омерзит) это; ныне борим будешь тем, а в другое время другим. Так ду­ша непрестанно работает и никогда не успо­каивается. Возлюбивший же истинно Бога и прилепившийся к Господу всем сердцем все­гда находится в мире и покое. 6 . Кто от века нашел покой в мире плот­ских сластей? Кто от века в мире получил со­вершенное утешение? Никто. Не все ли из­нурили жизнь в скорби и печали? Не все ли скончали жизнь в смятении и смущении? Наконец, все безвестно пожаты серпом смерти! Нет в плотских сластях покоя и ис­тинного утешения, но всегдашняя брань и борьба для души. Опять, чем более что-либо возлюбишь, тем более потом опечалишься; чем более приложишь сердце твое к плотской сласти, тем более получишь потом скорби и томления. 7 . Бог , желая возвести нас, как малых не­ких детей, от низшего к высшему до времени, предложил пред очами нашими сие плотское устроение как некое млеко, чтобы мы от сего восходили к лучшему и высочайшему разуме­нию и познанию. Небрежный же и ленивый, не заботящийся восходить к лучшему и слад­чайшему, Божественному желанию и разуме­нию, останавливается, как младоумное дети­ще, на сей плотской сласти млека. 8 . Всякое плотское наслаждение есть тя­гота душевная, а наслаждение духовное, Бо­жественное о Господе, есть мир души, доволь­ство совести, свобода духа, радость, беспеча­лие и нелицемерная ко всем любовь. Наслаж­дение же временное, плотская похоть есть не что иное, как тягота и смущение. Какой покой от объедения и пьянства? Какой покой от плотской похоти и блудного рачения? Углуби только в этом ум, свяжи себя плотскою похо­тию, и что получишь? Что спасительное при­обретешь? Ничего, кроме мрака, тьмы, бес­смысленного союза, недоумения, скорби и пе­чали – неизвестности спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вот в чем и жизнь вечная! Вот в чем и от­падение, и принятие томления! Глава шестая О том, что нужно предпочитать пост и во всем иметь воздержание 1 . Если хочешь иметь правый разум и удобно победить все страсти свои, держи все­гда пост и воздержание, не порабощайся плотским сладострастием, чтобы не изнурить тебе всю жизнь твою во тьме бессловесия и волнений и не получить в этом мзды, лишив­шись награды небесной. 2 . Всячески берегись объедения и пьян­ства, ибо в них начало и корень всякому гре­ху, в них побуждение к блуду и нечистоте, в них предуготовление к вечному томлению. Невоздержание рождает все злое; им прадед наш Адам плачевно лишился рая и подпал смерти. От объедения и пьянства происходят: тягота души, помрачение разума, восстание плотской похоти, всегдашняя борьба, удоб­ный доступ бесу и отчуждение от Божествен­ной любви. 3 . От объедения и пьянства происходит не только душе вред, но и телу болезнь; от воздер­жания же и трезвости не только душе польза, но и телу здравие и легкость жизни; объедение и пьянство лишают не только вечной жизни, но и временной – погубляют вместе и душу, и тело; вообще, делают человека непотребным Богу и людям. Временная сласть готовит чело­веку вечную горесть, если кто к ней безумно прилепляется. Жизнь воздержная и трезвая – рай на земле, а жизнь растленная и грехов­ная – ад на земле и превеликое томление. 4 . Побеждай сласти и обладай ими, что­бы они не побеждали тебя и не обладали то­бой, если хочешь свободно достигнуть вечно блаженной жизни. «Побеждающему, – сказал Господь, – дам ясти от древа жи­вотного, сущаго посреде рая» ( Апок.2:7 ). И еще: «делайте не брашно гиблющее, но пребывающее в живо­те вечном, плоть бо не пользует ничтоже» ( Ин.6:27, 63 ). Потому не слишком полагай в том свое утешение, что дано тебе на весьма малое время, но ищи истинного утешения в Боге, которое пребудет с тобою вечно. 5 . Блюдись во всем безмерия и умаления; храни во всем правую и разумную веру. Если хочешь удобно найти душевный покой, имей всегда и во всем воздержание. Напротив, ни­когда ни найдешь мира и покоя в невоздер­жании. Знай, что, если бы самая сладкая пи­ща была растворена ядом, ты не ел бы ее, ес­ли не желал бы с нею вкусить смерти, даже не захотел бы и прикоснуться к ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Здравый смысл основан на сухости пищи, влажный же образ жизни погружает ум в пучину 277 . По свидетельству современников, Еваг­рий рекомендовал соблюдать это правило и посетителям, искавшим у него духовного совета 278 . Друг Евагрия Руфин Аквилейский 279 приводит в связи с этим своего рода физи­олого-демонологическое объяснение, кото­рое сегодня может показаться довольно странным: Если тело наполняется в избытке водой, оно порождает больше мечтаний и соблазнительных помыслов и доставляет, таким образом, злым духам просторный доступ 280 . Излагая здесь мысль Евагрия, Руфин наме­кает на нечистые ночные фантазии, кото­рые нередко становятся причиной душевно­телесной нечистоты. Как сказано в Евангелии, нечистый дух ходит по безводным, местам, ища покоя, и не находит 281 , поэтому древ­ние усматривали непосредственную связь между чрезмерным употреблением жидко­сти и осквернением, а также между умерен­ным употреблением воды и душевно-телес­ной чистотой. Ведь диавол – царь всем сущим в водах, то есть демонов, – так Евагрий алле­горически истолковывает строфу из книги Иова 282 . Все эти обстоятельства следует иметь в виду, если мы не хотим дать практическим советам неверное толкование, вырвав их из контекста. Вышеизложенные правила предназначены для отшельников, но сохраняют свое значение и для мирян, ведущих христианскую жизнь, – разумеется, при соблюдении меры и учете мирских условий. Ибо чревоугодие вряд ли вообще совместимо с истинно христианской жизнью. Ориген 283 , живший еще в эпоху, когда монашества как такового не существовало, высказывается о чревоугодии чрезвычайно резко – вероятно, выражая тем самым общее убеждение христиан своего времени: чрево­угодник (gastrimargos) должен быть извержен из Церкви! 284 В наше время большая часть человечества страдает от голода. Очевидно, так было все­гда. Но сегодня благодаря средствам массо­вой информации мы ежедневно становимся свидетелями этого бедствия, в связи с чем вердикт Оригена приобретает особую значи­мость. Ведь монахи были едины, по крайней мере в том, что пост, наряду с физическим трудом, помимо прочей пользы дает возмож­ность прийти на помощь тому, кто еще бед­нее 285 . Монахи давали не от избытка, а подобно евангельской вдове буквально отры­вали кусок от своего рта. Это достаточно радикальное отношение к материальным бла­гам находило выражение в соответствую­щих поступках. Так, один из отцов посчи­тал обладание множеством книг, стоивших тогда весьма дорого, удержанием достояния у бедных 286 . А кто не знает захватывающей, часто пересказываемой 287 истории о другом отце, который однажды продал маленькое Евангелие – единственное свое имущество, а деньги раздал бедным со словами: «Я про­дал ту книгу, которая говорит мне: ...Продай имение твое и раздай нищим» 288 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Мне думается, что, как ни хорошо чувствовать дружеское, любовное отношение ксебе со стороны других людей, однако, еще лучше, радостнее и важ­нее самому любовно относиться к другим. Ласка пре­жде всего согревает того, в ком зародилась, а потом уже тех, на кого направляются ее лучи Гораздо печальнее жить тому, кто ни к кому не отно­сится любовно, хотя бы его и любили другие, чем тому, в ком живет ласковое чувство к другим, хотя бы оно оставалось без ответа. Это лишний раз по­казывает, до какой степени зародыши счастья все­гда скрыты в самом человеке и как мало значат внешние обстоятельства для того, кто сумеет эти зародыши в себе найти и вырастить. 17/ХII–18 г. Комментарий М. В. Есть скептическая гносеологическая доктрина — силлогизм: “только со­держание моего сознания достоверно; все прочее — лишь проекция моего со­знания”. Существует душевный уклад, ничего общего с этой доктриной не имеющий, но в духовной области с нею сближающийся. Такой уклад я бы назвал эгоцентризмом. “Только мое сознание существует”, — говорит солипсист. “Мой душевный мир, мои чувства и мысли — та яркая точка, вокруг которой вращаются туманные образы внешнего мира” — так чувствует эгоцентрик. Оба — первый теоретически, а второй, что еще хуже, практически — лишены возможности питаться теми живительными токами, какими насыщен мир, среди которого живет человек. То, что сказано в отрывке о ласке, сказано верно и точно. Но то, что это сказано, выдает в авторе эгоцентрика, слишком слабо связанного с миром. — Ибо и чужая любовь порой греет не меньше, чем своя. О добрых людях Может быть, можно сказать, что добрые люди бывают двух типов. Одни — это непосредственно добрые, лично жалеющие тех, с кем встречаются, и старающиеся всячески им помочь. Такие люди иногда могут теоретически делать самые жестокие утвер­ждения: считать необходимыми тяжелые наказания, одобрять войну и смертную казнь. Но, встречаясь с человеком, который страдает, они всегда поры­ваются облегчить его горе и нередко относятся к чужому, как к близкому и родному.

http://pravmir.ru/zaochnaya-polemika-tol...

Где-то я прочитал афоризм Шамфора, смысл ко­торого можно передать приблизительно так: — Люди, как артисты на сцене, играют разные роли: один играет короля, другой — ученого, третий — солдата или монаха. И, как артисты, все они равны: несмотря на костюмы, которые на них надеты, и слова, которые они говорят, все они лишь бедные профес­сионалы с одинаковыми желаниями, надеждами, ра­достями и огорчениями. И тот, кто изображает ко­роля, мечтает о тех же благах, которые хочет по­лучить и тот, кто изображает лавочника. Мне кажется, что к этому рассуждению можно добавить одно: мы должны себя держать, как пола­гается хорошим артистам, и возможно лучше исполнять свою роль. Но было бы странно, если бы мы настолько забывались, чтобы не помнить о том, что те, которые играют на одной сцене с нами, такие же люди, как и мы. Если по ходу действия один артист обязан сделать выговор другому, ему следует, конечно, это выполнить, но было бы стран­но, если бы он при этом возненавидел того, кому делает выговор. Номожет явиться вопрос, не бывает ли таких положений, когда артист на сцене должен не только делать другому выговор, но и ощущать к нему на­стоящую личную злобу, так как только тогда он хорошо выполнит свою роль. Что касается меня, то, хорошо помня, что все мы одинаково только артисты, я выбрал бы себе лишь такую роль, которая не обя­зывала бы к живой и острой личной ненависти для того, чтобы вести ее хорошо. Мне думается, что для каждого нашлись бы подобные роли, или, по крайней мере, он мог бы их создать. 19/IV–15 г. Комментарий М. В. Разве Вы не замечаете, что принимая слишком …lalettre (фр. ‘буквально’ — Ред.) сопоставление роли человека в жизни с ролью актера на сцене, Вы неминуемо впадаете в раздвоение сознания и личности: я играю свою роль в жизни не в последнем серьезе; настоящее же и вполне серьезное храню про себя. Опять замыкается над Вами заклятие иллюзионизма. Одиночество Если бы у меня явилось желание придумывать парадоксы, я бы мог записать: тот, кто не хочет чувствовать себя одиноким, должен стараться все­гда жить один. 20/III–17 г.

http://pravmir.ru/zaochnaya-polemika-tol...

Закрыть itemscope itemtype="" > Социализм как религия ненависти Ко дню памяти автора 07.07.2013 3412 Время на чтение 12 минут Ниже к очередной годовщине со дня кончины выдающегося русского экономиста, публициста, писателя, общественного деятеля Сергея Федоровича Шарапова (01/14.06.1855-26.06/09.07. 1911) (см. о нём подробнее: «Как бы мы низко не упали, Россия таит в себе все нужные силы для возрождения...» ) мы переиздаём одну из его статей. Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по изд.: Шарапов С. Ф. Социализм как религия ненависти.- М.: Тов. типо-лит. И.М. Машистова, 1907. - 16 с.) подготовил профессор А.Д. Каплин. Постраничная сноска автора заменена концевой. + + + I Нашу пресловутую революцию сравнивают с «великой» французской, и кто-то рекомендовал даже следить за ней по краткой истории, как по отрывному календарю, ручаясь за возможность прямо предугадывать дальнейшие события. Увы, этот пророк «отгадчиком» не оказался, и наша «революция» хоть и потребовала много крови и жертв, но во французскую не выросла, а обратилась в некую политическую гнусность, закончившуюся убийствами из-за угла и экспроприациями, сначала идейными, а затем и просто разбойными. Сходство, с сильной натяжкой, пожалуй, найдется, как все­гда найдется сходство между двумя ломаемыми домами. И там, и здесь разбирают старую постройку, летит пыль, накопляется много мусора. В обоих случаях, когда процесс ломки закончится, старого здания не будет. Но на этом кончается и все сходство. Как видите, оно чисто внешнее. Но зато, если мы обратим внимание на разницу между нашей революцией и француз­ской, то она окажется так велика и существенна, что ни о ка­ком сходстве не придется и говорить. Довольно указать на два пункта. Французская революция была не только национальна, но, можно сказать, крайне пре­увеличенно национальна. Никакие инородцы в ней не участво­вали, а вся остальная Европа шла на ее усмирение. Патриотизм самих французов был так горяч, что за одно подозрение в его недостатке господа революционеры без церемонии рубили головы.

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/08/...

Боль­ше все­го Иулиания за­бо­ти­лась о де­лах ми­ло­сер­дия. Ча­сто у нее не оста­ва­лось ни од­ной мо­не­ты для милостыни, то­гда она бра­ла взай­мы и оде­ля­ла бед­ня­ков. День­ги на покупку зимней одежды для себя она раз­да­ва­ла бед­ным, са­ма же зимовала без теп­лой одеж­ды и в са­по­гах на бо­су но­гу. Ради подвига и умерщвления плоти она под свои бо­сые ступни под­кла­ды­ва­ла в са­пог би­тые че­реп­ки и оре­хо­вую скор­лу­пу и так хо­ди­ла. В царствование Бориса Годунова был страшный голод. Иулиания распродала все, что было, отпустила на волю холопов, но некоторые предпочли остаться со своей святой хозяйкой. Иулиания собирала лебеду и древесную кору и пекла из них хлеб, которым кормила детей, слуг и нищих. И хлеб тот был слаще пшеничного… За два го­да тя­же­лой нуж­ды пра­вед­ная Иули­а­ния ни разу не сму­ти­лась, не под­ня­ла ро­по­та, не па­ла ду­хом, но бы­ла бла­го­душ­на и ра­дост­на, как все­гда. Да и вообще она всю жизнь была со всеми приветлива, ласкова, добра и проста. Могла утешить мудрым словом, хоть и была сама неграмотна, а поучалась только от службы церковной да от молитвы. Перед самой смертью она разболелась и лежала днем, но по ночам все равно вставала и молилась. «Еще в мо­ло­до­сти я силь­но же­ла­ла ве­ли­ко­го ан­гель­ско­го об­ра­за, но не удо­сто­и­лась его по гре­хам мо­им... Но сла­ва пра­вед­но­му су­ду Бо­жию!» – сказала она собравшимся около смертного одра близким. Так она и почила – земной ангел и небесный человек – в 1604-м году. А через десять лет были обретены ее нетленные мощи, от которых стали совершаться многие чудеса. Ее житие – даже не урок для нас, нет. Это приговор Итак, вот она – праведница во всем. Ее житие – даже не урок для нас, нет. Это приговор . Чем мы можем оправдаться сейчас, в своих глазах? И чем сможем оправдаться там ? Мы ленивы, праздны и невнимательны, гневливы, сластолюбивы и самолюбивы. Мы всё сами себя обманываем тем, что якобы много у нас дел. Можно даже придумать себе, что, дескать, Иулиания была богатой помещицей, имела «холопов». Ну да, имела. Крестьянкой не была, а была дворянкой. Но если сравнить ее жизнь с жизнью княгинь и цариц, то она все же ближе окажется к нам, чем к ним. Вроде и дворянка, а неграмотная. Вроде и богатство имела, а жила впроголодь. Мы видим сами, Иулиания слуг имела, однако предпочитала сама трудиться с утра до вечера. Не позволяла себя одевать-раздевать и прислуживать себе, как прочие барыни. Она в жизни видела и радость и горе, и замужество и вдовство, и достаток и голод. И ни разу не позволила себе согнуться под тяжестью своего креста, даже когда умирали дети или приходилось есть хлеб из лебеды.

http://pravoslavie.ru/111381.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010