Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИРСКИЙ АЛЕКСИЕВСКИЙ (НОВОАЛЕКСИЕВСКИЙ) В ЧЕСТЬ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья ВЛАДИМИРСКИЙ АЛЕКСИЕВСКИЙ (НОВОАЛЕКСИЕВСКИЙ) В ЧЕСТЬ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Алексиевский мон-рь. Фотография. 2004 г. Алексиевский мон-рь. Фотография. 2004 г. (Владимирской и Суздальской епархии), основан решением Свящ. Синода РПЦ 7 мая 2003 г. при храме во имя равноапостольных Константина и Елены во Владимире (до 1994 ц. во имя свт. Николая Чудотворца). На месте В. А. м. в XIII-XVIII вв. существовал муж. мон-рь во имя равноапостольных Константина и Елены, а также находившийся во владении обители приходский храм во имя свт. Николая Чудотворца в с. Добром. Возможно, Константино-Еленинский мон-рь был основан при блгв. кн. Андрее Юрьевиче Боголюбском, об этом косвенно свидетельствует топографическое положение обители - у дороги из Владимира в Боголюбово, в плотно заселенной местности, археологические находки на к-рой датируются XI-XIII вв. Близ обители, на противоположной стороне дороги, в Яриловой долине, находился мон-рь во имя вмч. Феодора Стратилата, основанный не позднее XII в. В 1276 г. игум. Константино-Еленинского мон-ря св. Феодор был хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского. Церковь во имя равноапостольных Константина и Елены (бывш. Никольская). Кон. XVIII — нач. XIX в. Фотография. 2004 г. Церковь во имя равноапостольных Константина и Елены (бывш. Никольская). Кон. XVIII — нач. XIX в. Фотография. 2004 г. Запустевший в XIV в. Константино-Еленинский мон-рь ок. 1370 г. был возобновлен свт. Алексием , митр. Киевским и всея Руси. Возможно, тогда мон-рь стал домовым митрополичьим (позднее Патриарший, с 1753 синодальный). Во 2-й четв. XV в. в мон-ре была учреждена архимандрития, до 90-х гг. XV в. его настоятели были одновременно архимандритами митрополичьего нижегородского в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . На короткое время после пожара в 1725 г. обитель была приписана к боголюбскому в честь Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) мон-рю . В 1764 г., уже самостоятельный, Константино-Еленинский мон-рь был причислен к второклассным обителям. 11 апр. 1775 г. указ Синода предписывал упразднить обитель из-за ветхости единственного каменного храма и др. строений, настоятеля с братией перевести в Волосов во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь . Все монастырское имущество было передано в Никольскую ц. в с. Добром. Оставшийся без надзора Константино-Еленинский храм с приделами в честь Благовещения Пресв. Богородицы и свт. Алексия Московского, по-видимому, вскоре разрушился или был разобран.

http://pravenc.ru/text/154977.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1886–1887 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1886–1887 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Покровской епархии Саратовской митрополии), находится в пос. Монастырском Пугачёвского р-на Саратовской обл. Первоначально мужской. Основан, вероятно, во 2-й пол. XVIII в. как старообрядческий скит в излучине р. Б. Иргиз выходцем с Ветки (совр. Белоруссия) священноиноком Пахомием (подробнее см. Иргизские монастыри ). Наиболее достоверным годом устроения обители исследователи считали 1764-й ( Добротворский. 1857. 2. С. 384; Попов. 1866. С. 51) или 1762-й ( Соколов. 1888. С. 37). В обители, первоначально называвшейся Пахомиевым Средним скитом, была сооружена деревянная часовня во имя свт. Николая Чудотворца. После возведения при настоятеле Антонии одноименного деревянного 19-главого храма с колокольней (1788-1790) скит стал называться Средненикольским. К 1800 г. были построены также деревянные теплая ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1798-1799) и 40 келий; территорию обители с 3 сторон окружала деревянная ограда с 4 воротами, имелись монастырский хутор и пчельник ( Соколов. 1888. С. 89-90; Наумлюк. 2009. С. 44). Согласно статистическому описанию 1827-1828 гг., на территории мон-ря (486 саж.) находились 58 деревянных келий, крытых тесом и драньем, одна братская, келарня, пекарня, кладовая, 2 хлебных амбара, 3 сарая, 2 конюшни и колодец. Поблизости располагался монастырский хутор с 2 кельями и 4 сараями. В одной версте от мон-ря находился пчельник с кельей, омшаником и 60 ульями пчел. При Н. Ч. м. имелись также кирпичная кузница с одним горном и мельница. В хозяйстве насчитывалось 20 волов, 17 дойных коров, лошади. По генеральному межеванию 1801 г. монастырь получил «в вечное владение» 1653 дес. земли, в т. ч. 410 дес. 1668 кв. саж. пашни, 166 дес. 1660 кв. саж. сенокоса, 437 дес. 61 кв. саж. леса ( Лебедев. 1911. С. 5-7). К кон. 1833 г. в обители проживало более 250 чел.

http://pravenc.ru/text/2566164.html

Экзархат Нидерландов и Люксембурга Константинопольской Православной Церкви имеет на территории Н. 8 приходов: свт. Николая Чудотворца в Роттердаме, св. Екатерины Александрийской в Зандаме, Благовещения Пресв. Богородицы в Утрехте, св. Нектария Эгинского в Эйндховене, св. Порфирия Кавсокаливита в Тилбурге, св. Максима Исповедника в Горинхеме, св. Феофано в Неймегене, Богоматери Фанеромени в Венло, а также женский монастырь Рождества Пресв. Богородицы близ Астена (пров. Сев. Брабант). Правящим архиереем является митрополит Бельгийский (кафедра в Брюсселе). Западноевропейский Экзархат русских приходов Константинопольского Патриархата имеет на территории Н. 5 приходов: св. Жен-мироносиц в Бреде, св. первоверховных апостолов Петра и Павла в Девентере, вмч. Пантелеимона в Коллюмерпомпе (Фрисландия), св. Иоанна Златоуста и св. Серватия в Маастрихте, св. Бонифация и блж. Ксении Петербургской в Гааге (в процессе создания, своего храма нет), а также монастырь прор. Илии в Синт-Хуберте (Сев. Брабант). По оценкам Амстердамского центра православного богословия, в 2016 г. в Н. находилось ок. 17 тыс. православных верующих К-польского Патриархата (включая верующих Кипрской Православной Церкви ). Греческая правосл. ц. свт. Николая Чудотворца в Роттердаме. 1957 г. Архитекторы Т. Никс, Дж. Антониадис Греческая правосл. ц. свт. Николая Чудотворца в Роттердаме. 1957 г. Архитекторы Т. Никс, Дж. Антониадис С 2015 г. в Амерсфорте действует приход Пресв. Богородицы в юрисдикции митрополии Германии и Центральной Европы Антиохийской Православной Церкви. Для окормления верующих (гл. обр. беженцы из Сирии) был создан приход и направлен священник из Дамаска. Правящим архиереем является митрополит Германский и Центральноевропейский (кафедра в Берлине). Часовня в Неймегене (ныне используется приходами Сербской Православной Церкви и РПЦ). 1952 г. Архит. К. Паудеройен. Часовня в Неймегене (ныне используется приходами Сербской Православной Церкви и РПЦ). 1952 г. Архит. К. Паудеройен. Сербская Православная Церковь имеет на территории Н. 6 приходов в юрисдикции Западноевропейской епархии : св. Нектария Эгинского в Бреде, Рождества Пресв. Богородицы в Эммер-Компаскюме (пров. Дренте; службы проводят священники из приходов в Роттердаме и Утрехте), свт. Саввы Сербского в Неймегене, Св. Троицы в Роттердаме, свт. Николая Чудотворца в Зандаме, прп. Симеона Мироточивого в Утрехте. По оценкам Амстердамского центра православного богословия, в 2016 г. в Н. находилось ок. 38 тыс. верующих Сербской Православной Церкви. Правящим архиереем является епископ Западноевропейский (кафедра в Париже). Большая часть серб. мигрантов переехала в Н. в 60-х гг. XX в. В 90-х гг. в Н. прибыли беженцы из бывш. Югославии. В 1969 г. для окормления общины из Сербии прислан прот. Иоанн Станич. В 1994 г. он стал 1-м настоятелем Свято-Никольского прихода в Амстердаме, созданного сербами, русскими и голландцами.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Русский дом с ц. свт. Николая Чудотворца в Мерано. Фотография. Нач. ХХ в. Русский дом с ц. свт. Николая Чудотворца в Мерано. Фотография. Нач. ХХ в. Со 2-й пол. XIX в. совершаются паломничества в г. Бари, к гробнице свт. Николая Чудотворца. 22 мая 1913 г. состоялась закладка русского подворья в Бари (проект архит. А. В. Щусева). В 20-30-х гг. XX в. подворье стало объектом тяжб между претендовавшими на него властями СССР и рус. эмигрантами, после чего подворье перешло под контроль муниципалитета Бари, в нем были устроены сиротский приют и детский сад. Приход сохранился, но во 2-й пол. XX в. неоднократно менял юрисдикцию. В 1998 г. муниципалитет Бари заключил договор с РПЦ МП, и через год подворье получило статус патриаршего, туда был командирован постоянный священник. В 2009 г. решением итал. правительства здание подворья было передано РФ. К кон. XIX в. увеличилось число русских, находившихся в И. на лечении. В Мерано (в то время территория Австро-Венгрии) в 1875 г. было учреждено Благотворительное об-во рус. жителей Мерано (Русский комитет) для оказания помощи больным и нуждавшимся соотечественникам, желавшим пройти курс лечения в Юж. Тироле. 21(9) дек. 1884 г. в Мерано по благословению митр. Исидора (Никольского) была освящена ц. во имя свт. Николая Чудотворца, сперва размещенная в арендованном помещении на вилле Стефани. Почетная попечительница церкви вел. кнг. Екатерина Михайловна внесла крупное пожертвование. По инициативе свящ. Феофила Кардасевича и врача М. фон Мессинга на средства, полученные в 1889 г. по завещанию московской купчихи Н. Бородиной, началась подготовка к строительству пансионата по проекту архит. Т. Бреннера. Никольская церковь, находившаяся в здании Русского дома им. Бородиной (построен в 1895-1897), была освящена 15(3) дек. 1897 г. по благословению С.-Петербургского митр. Палладия (Раева) прот. Александром Николаевским, настоятелем посольского храма в Вене. В зимний сезон в храме служили иеромонахи из Александро-Невской лавры. После первой мировой войны г. Мерано вошел в состав И., при церкви действовал небольшой приход из рус. эмигрантов. В 70-х гг. XX в. Русский дом с храмом был передан муниципалитету, но богослужения не прерывались.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

свт. Николая Чудотворца (1594) с. Сухорукова, Троицкая ц. (1628) в с. Сандогора Костромского р-на, Троицкая ц. (1666) в Варнавине (ныне пос. Варнавино Нижегородской обл.). В XVIII в. распространение получали храмы ярусного типа с одним или неск. восьмериками на четверике, напр. ц. прор. Илии (1-я пол. XVIII в.) из с. В. Берёзовец Солигаличского р-на (МДЗ), поставленная на подклете «кораблем», с 2 восьмериками, увенчанными луковичной главкой на 8-дольной купольной кровле с полицами. Своеобразием отличались утраченные храмы 50-70-х гг. XVIII в. в Варнавинском у. (ныне Нижегородская обл.), известные по фотографиям нач. ХХ в. По пропорциям они близки к храмам Вологодской губ., для них были характерны вытянутые, иногда до 3/4 высоты здания, четверики с 3 осями проемов, увенчанные низким восьмериком (ц. свт. Николая Чудотворца в Белышеве, 1752, не сохр.; Троицкая ц. в с. Турань, 1760, в руинах; ц. св. Иоанна Предтечи, 1759, и ц. Вознесения, 1768, в Вознесенском на Ветлуге) или 2 восьмериками (ц. прп. Макария Желтоводского в с. Притыки, 1767; ц. прор. Илии в Ильинском на Чебоксарке, 1775). К храму в Ильинском, вероятно, в нач. XIX в. была пристроена колокольня в стиле классицизма, увенчанная шпилем. В этой группе храмов 2-ярусная ц. сщмч. Харалампия Магнезийского (1751) в Белышеве и 3-ярусная ц. арх. Михаила (1755) в Архангельском, что на Волу, завершены 5-главием, скомпонованным по укр. образцу - по сторонам света; аналогичная постановка глав была использована в храмах совр. Галичского р-на - в ц. в честь Воскресения Господня (1783) типа «восьмерик на четверике» в урочище Ст. Георгий (близ дер. Коптево; не сохр.) и в ц. свт. Николая Чудотворца (2-я пол. XVIII в.) в с. Берёзовец на р. Ноле, пирамидальную композицию к-рой формировали примыкающие к 2-ярусному 8-гранному объему 4 пониженных прируба, завершенные бочками, и П-образная 2-ярусная открытая галерея с навесами на колоннах. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Благовещенском. 1858, 1898 гг. Фотография. Нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

2001. С 60). В 70-х гг. XVII в. на средства купца Веневитинова рядом с разрушенной ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Можайского) XVI в. была воздвигнута каменная 5-главая ц. Казанской иконы Божией Матери с приделом свт. Николая (не сохр.). По архитектуре она напоминала Воскресенский собор и Георгиевский храм в Муроме. В то же время др. муромский купец, Иван Леонтьевич Смолин, построил каменный храм свт. Николая Чудотворца вместо обветшавшей деревянной церкви. Этот храм получил название Николы Зарядского, т. к. располагался за торговыми рядами на торговой площади (не сохр.). В Муромском музее хранится закладная каменная плита из него с храмозданной резной надписью 1675-1677 гг.: «Лета 7183 Маия 30 начата сия церковь созидатися во имя Чудотворца Николая и придела Леонтия Ростовскаго чудотворца при благочестивой державе Государя, Царя, Великаго Князя, Алексея Михайловича Всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца в 31 лето благочестивой державе царствию Его. А совершена жъ сия церковь при благочестивой державе Государя Царя и Великаго Князя, Феодора Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца в 3-е лето Государства державе царствию его лета 7185» ( Сухова. 2007. С. 272). Храм свт. Николая Чудотворца (Николы Зарядского) был одноглавый, с одноапсидным алтарем, 4-скатной кровлей и металлическим подзором; окна были в 2 яруса обрамлены изящными колонками с типичными для муромской архитектуры завершениями в виде теремков. К церкви была пристроена колокольня с 8-гранным шатром, на юж. стене к-рой в 2 местах сделаны резные рельефные изображения двуглавых орлов (одно из них в наст. время находится в МИХМ); кресты были увенчаны царскими коронами ( Седов. 2001. С. 59; История Мурома и Муромского края. 2001. С. 119). В этот период только начинается строительство первых каменных храмов в Гороховце и Вязниковской слободе. По благословенной грамоте патриарха Иосифа от 23 окт. 1669 г. «по обещанию» и на средства посадского Семена Никифорова Ершова из Гороховца был заложен каменный собор в Знаменском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

компартимент юж. стены, напротив сев. входа), тождеством образов царя Соломона (композиция «Сошествие во ад») и царицы св. Тамары, направленным на Багратиони жестом ангела у гроба Господня (композиция «Жены-мироносицы у гроба Господня»), который трактуют как намек на включение Багратиони в совершающееся чудо спасения, и т. д. Считается, что редкие сцены «Древо Иессеево» и «Три отрока в пещи огненной» (центральная часть зап. стены, над входом на галерею), выражающие догмат о Христе как о Богочеловеке, придали росписи антимонофизитскую направленность. Царица Тамара. Фрагмент ктиторской композиции из кафоликона во имя свт. Николая Чудотворца. Нач. XIII в. Царица Тамара. Фрагмент ктиторской композиции из кафоликона во имя свт. Николая Чудотворца. Нач. XIII в. На юж. стене с моделью храма в руках изображен ктитор, еп. Чкондидский Антон (Глонистависдзе), предстоящий поясному образу свт. Николая, к-рого первый везир особо почитал. Считается, что он принял непосредственное участие в посвящении кафоликона святителю. Объяснение этому находят в биографии мцигнобартухуцеси: когда еп. Антон подвергся несправедливому притеснению со стороны католикоса-патриарха всей Грузии Михаила IV (Мирианисдзе) (1178-1187), был созван церковный Собор, на к-рый из Иерусалима был приглашен бывш. католикос-патриарх Грузии Николай I (Гулаберисдзе) (50-е гг. XII в.) (его небесный покровитель - свт. Николай), и благодаря его авторитету еп. Антон был оправдан. Церковь обильно украшена орнаментом. На всех арках, сводах, в проемах окон находятся помещенные в медальоны изображения процветших крестов, размер к-рых увеличивается по мере приближения к центральной композиции в скуфье купола «Слава креста». Общее решение пространства храма отвечает стилю высокого монументализма грузинской живописи кон. X - нач. XII в. (крупные композиции и фигуры, лаконичность, репрезентативность, центрическое построение сцен). В то же время росписи присущи такие новые черты, как динамичность рисунка, утонченная моделировка форм, удлиненные пропорции фигур, летящие складки одежд и т. д. Представлены как мощные и монументальные образы, так и изящные и нежные, очерченные каллиграфически упругой тонкой линией; лики прозрачные, как бы вплавленные притенениями и высветлениями, выражают лиричность, нежность и печаль или строгость и созерцательность. В непрерывном динамичном движении рисунок объединяет фигуры, композиции и настенные циклы. Совмещение нежности и силы, монументальности и рафинированности - характерная черта росписи кафоликона свт. Николая. Ангел. Фрагмент сцены «Жены-мироносицы у гроба Господня» в кафоликоне во имя свт. Николая Чудотворца. Нач. XIII в.

http://pravenc.ru/text/1684674.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЯ ОРФАНОСА ЦЕРКОВЬ Церковь Николая Орфаноса в Фессалонике, Греция. 1310–1320 гг. Церковь Николая Орфаноса в Фессалонике, Греция. 1310–1320 гг. [Греч. Αγιος Νικλαος Ορφανς] (XIV в.), освящена во имя свт. Николая Чудотворца, находится в сев. старой части Фессалоники, между улицами Иродоту и Апостолу Павлу; включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО Греции (в 1988). Предположительно была построена в 1310-1320 гг. как главная церковь (кафоликон) одноименного мон-ря. От визант. времени помимо церкви сохранились 2 колонны проездных ворот. В период турецкого владычества церковь не была превращена в мечеть, а оставалась христианским храмом, находившимся в ведении мон-ря Влатадон . Первое упоминание о церкви с названием Агиос-Николаос-Орфанос (букв.- Святой Николай Сиротский или Святой Николай Сирота) встречается в документах XVII-XVIII вв. (Патриаршие грамоты 1635, 1638 (1648?)). В рукописи 1754 г. использовано название Агиос-Николаос-тон-Орфанон (букв.- Святой Николай Сирот). Вероятно, в обоих случаях в названии храма содержится указание на особую заботу свт. Николая Чудотворца о сиротах и вдовах. Между тем существует др. т. зр., принадлежащая греч. автору, первому исследователю росписей церкви А. Ксингопулосу. Он полагал, что основателем мон-ря был мон. Никон, в крещении Николай, из семьи Скутериоса Капандритиса, к-рую именовали также Орфанос. Это слово читается на могильной плите, вторично использованной при устройстве пола церкви. Т. о., он считал, что первоначальное наименование церкви было Агиос-Николаос-ту-Орфану (букв.- Святой Николай от Сироты), впосл. Орфанос - семейное имя основателя мон-ря - стало эпитетом свт. Николая Чудотворца. Сербский исследователь В. Джурич идентифицировал эту фессалоникийскую обитель как монастырь Филокалу и считал, что она была основана во имя свт. Николая Чудотворца в кон. XII в. св. Саввой Сербским, а в нач. XIV в. обновлена серб. кор. Стефаном Урошем II Милутином (1282-1321). Архитектура

http://pravenc.ru/text/2566144.html

История этой церкви восходит к середине XVIII века, когда на небольшой улице было построено первое небольшое каменное здание размером 11х7 м. После землетрясения 26 октября 1802 года церковь была сильно повреждена. Позже, «за счет жителей трущоб и с помощью других верующих», 30 октября 1812 года была открыта еще одна церковь, по случаю, возможно, добавив второе посвящение, святого Пантелеимона, согласно благочестию, хранящемуся в Музее графства Арджеш. В то время это была важная церковь, поскольку в епархии Аргеша 1824 года она состоит из трёх священников и двух дьяконов. 18 августа 1848 года церковь Свт. Николая сгорела в огне, который сжёг и город Питешти. Церковь перестроена, расписана Георгом Таттареску и освящена 30 ноября 1867 года папой Николаем Константинеску. Это по-прежнему одно из важных мест города Питешти с двумя башнями. В 1873 году фармацевт Стефан Бабич подарил церкви часы, которые должны были быть установлены на колокольне, всего с четырьмя часами, ориентированными на четыре кардинальные точки, отныне именуемые «Часовой Церковью». Поскольку у него была очень высокая колокольня, в 1876 году мэрия попросила служителей этого здания создать пожарную обсерваторию. Арендатор Арджеша отказался на том основании, что это ухудшит духовную функцию строительства и поставит под угрозу структуру сопротивления. 30 апреля 1878 года в этом месте в присутствии принца Карола I состоялся первый Те Деум по случаю обзора румынских войск, вернувшихся с войны за независимость. В память об этом событии в 1884 году король Карол I передает церкви полированное медное паникадило с 32 огнями. Таким образом, церковь Свт. Николая была одной из самых известных и важных в Питешти, но она также имела счастье обеспечить её функционирование. В городе у неё было семь земель, после того как две других были захвачены мэрией, и у него было четыре магазина в центральной части. Вероятно, материальная ситуация была причиной того, что после принятия церковного закона 1893 года церковь Свт. Николая стала филиалом прихода церкви св. Георгия. До 1915 года, когда она снова стала приходской, церковь Свт. Николая в Питешти потеряла большую часть своего состояния. Особенно из-за плохой администрации, потерь, понесенных во время Первой Мировой войны и межвоенного финансового кризиса, приход церкви Свт. Николая был вынужден продать много собственности. В то же время исторические испытания говорили своё слово.

http://sobory.ru/article/?object=49729

Распятие ап. Андрея Первозванного. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас», Кастория. Кон. XV в. Распятие ап. Андрея Первозванного. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас», Кастория. Кон. XV в. В османский период крепость и близлежащие кварталы заняли мусульмане. Христ. общины стали постепенно смещаться к Апозари. В кон. XIV-XV в. произошло объединение балканских территорий под единой властью, что способствовало развитию торговли, культурных связей и художественных традиций в Кастории. В первые десятилетия османского господства как в новых, так и в старых частях города продолжали возводить и расписывать небольшие храмы: св. Иоанна Предтечи, Трех святых (мучеников Гурия, Самона и Авива), ап. Андрея Первозванного «ту Русули» и др. На рубеже XV и XVI вв. в Кастории работала крупная местная мастерская, к-рой атрибутируют фрески в храмах свт. Николая Чудотворца (монахини Евпраксии) 1485/86 г., свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас», свт. Николая Чудотворца «ту Магалиу» 1504/05 г. и мн. др. ансамбли как в Кастории, так и за ее пределами, на обширной территории от Метеор до Молдавии. В живописи Кастории XVI-XVII вв. можно выделить много общих черт с произведениями мастеров Сев.-Зап. Греции и критской школы. В росписях и иконах все больше проявлялось влияние зап. искусства, которое было обусловлено торговыми связями с Венецией и городами побережья Адриатического м. В это время Кастория по-прежнему входит в состав Охридской архиепископии, но с 1532 г. становится митрополией. На архиерейском Соборе Охридской архиепископии в 1529 г. не присутствовали Касторийский епископ и 7 др. епархиальных архиереев, что, по мнению Снегарова, могло быть связано с конфликтом грекоязычных и славяноязычных иерархов ( Снегаров. 1932. С. 26-27). Из послания Александрийского патриарха Иоакима I к Охридскому архиеп. Прохору (ок. 1530, сохр. в слав. переводе) известно, что Касторийский архиерей вместе со своими сторонниками «смущал Церковь» (Охридскую архиепископию). В архиерейском Соборе 1532 г. приняли участие все иерархи, кроме Касторийского.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010