Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации XXIX. Как пресвитера Вигхерда послали из Британии в Рим для посвящения в архиепископы и как письмо, посланное папой, известило о его кончине В то время благороднейшие короли англов, Освиу из Нортумбрии и Эгберт из Кента, держали между собой совет относительно состояния английской Освиу, хоть и обученный скоттами, ясно сознавал, что Римская церковь является католической и апостольской, поэтому с одобрения святой церкви народа англов короли избрали священника по имени благого мужа, достойного епископского сана, и одного из клириков епископа Деусдедита, и отправили его в Рим для посвящения в епископы с тем, чтобы, став архиепископом, он мог бы посвящать католических епископов во всей Британии. Вигхерд достиг Рима, но скончался прежде, чем его успели посвятить; вот письмо об этом, посланное королю Освиу в Британию: «Славнейшему господину, сыну нашему Освиу, королю саксов-епископ Виталиан, раб рабов Божьих. Получив приветственное письмо Вашего Величества, мы узнали об искреннейшем вашем желании и пылком стремлении к жизни вечной. Мы знаем, что охранительной десницей Божьей вы приведены к святой и апостольской вере, и надеемся, что вы и впредь, как сейчас, будете править вашим народом со Христом. Поистине, благословен народ, удостоенный короля столь мудрого и служащего Богу; ведь вы не только сами служите Богу, но и трудитесь денно и нощно над приведением всех ваших подданных к католической и апостольской вере для спасения вашей души. Кто не возрадуется, услышав столь добрые новости, и кто не возликует от столь ревностных усилий? Народ ваш уверовал в Христа, который есть Бог Всемогущий, как написано у Исайи: «И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся И далее: «Слушайте меня, острова, и внимайте, народы И немного спустя: «Мало того, что ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов И снова: «Цари увидят, князья встанут и И сразу после этого: «Я сделаю тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные, сказать узникам: «выходите», и тем, которые во тьме: И еще: «Я, Господь, призвал тебя в правду, и буду держать тебя за руку и хранить тебя, и поставлю тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме-из Как видите, славнейший сын, здесь яснее дня предсказано, что не только вы, но и все ваши народы уверуют во Христа, Создателя всех творений.

http://sedmitza.ru/lib/text/440736/

X. (гунны, остготы, вестготы, франки, вандалы, свевы, бургунды, англосаксы и лангобарды), из которых потом образовались европейские государства. Возникший между 10 рогами маленький рог, имеющий глаза, как бы человеческие, и говоривший высокомерные слова против Всевышнего ( Дан. 7:8 ), это тот зверь, о котором говорится и в Откровении, что «отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И дано ему было вести войну со святыми и победить их» ( Откр. 13:6–7 ), этот антихрист «сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом» ( 2Сол. 2:3–4 ), и все черты зверя и его действия всецело относятся к Римскому папству, что доказывается и историей папства, и его характером. Известно, что римская Церковь с ее папством возникла из развалин римского язычества, когда после восстания 10 царств римский император Юстиниан в 533 году особым указом утвердил ее и дал ей неограниченную власть над Римом и всем христианством. О малом роге говорится у Даниила, что этот рог вел войну со святыми и превозмогал их ( Дан. 7:21 ), и это сбылось на Римской церкви: миллионы замученных христиан по приказанию пап, какими были, например, вальденцы, альбигойцы, гугеноты, Гус, Иероним с их последователями, и сотни тысяч замученных римской инквизицией – подтверждают это. Об этом роге сказано еще, что он, ведя войну против святых, возмечтает у них отменить праздничные времена и закон ( Дан. 7:25 ), и это сбылось на папстве, которое ввело воскресный день и нарушило закон о праздновании субботы. Маленький рог, или антихрист, «имел глаза, как бы человеческие», это – римские ксендзы, иезуиты и различные монашеские латинские ордена, подсматривающие за совестью христиан, и через исповедь выпытывающие у них всё, что нужно для пользы папства. Об антихристе сказано, что он имел «уста, говорящие высокомерно» ( Дан. 7:8 ), что он «сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею» ( 2Сол. 2:3–4 ) и что он «отверз уста свои, чтобы хулить имя Его» (13,6–7).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   «Один еврей шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.    Случайно тою дорогою шел еврейский священник. Он посмотрел на несчастного и прошел мимо.    Также и левит (еврейский церковный служитель) был на том месте; подошел, посмотрел и прошел мимо.    Затем, по той же дороге ехал самарянин. (Евреи презирали самарян так, что не садились с ними вместе за стол, даже старались не разговаривать с ними). Самарянин, увидев израненного еврея, сжалился над ним. Он подошел к нему, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино. Потом посадил его на своего осла, привез в гостиницу и там заботился о нем. А на другой день, отъезжая, он дал хозяину гостиницы два динария (динарий — римская серебряная монета) и сказал: «позаботься о нем и, если издержишь больше этого, то я, когда возвращусь, отдам тебе».    После этого Иисус Христос спросил законника: «как думаешь ты, кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?»    Законник ответил: «оказавший ему милость, (то есть самарянин)».    Тогда Иисус Христос сказал ему: «иди, и ты поступай так же».    ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Луки (Лк.10:29-37). о милосердном самарянине, кроме прямого и ясного смысла — о любви ко всякому ближнему, — имеет еще, как учат святые отцы, и другой иносказательный, глубокий и таинственный смысл.    Человек, идущий из Иерусалима в Иерихон, есть никто иной, как наш праотец Адам, а в лице его и все человечество. Не устояв в добре, лишившись райского блаженства, Адам и Ева вынуждены были покинуть «Иерусалим небесный» (рай) и удалиться на землю, где их сейчас же встретили бедствия и всевозможные невзгоды. Разбойники — это силы бесовские, которые позавидовали невинному состоянию человека и толкнули его на путь греха, лишив наших прародителей верности заповеди Божией (райской жизни). Раны — это язвы греховные, обессиливающие нас. Священник и левит, это закон, данный нам чрез Моисея и священство в лице Аарона, которые сами по себе не могли спасти человека. Под образом же милосердного самарянина следует разуметь Самого Иисуса Христа, Который для исцеления наших немощей, под видом масла и вина, дал нам новозаветный закон и благодать. Гостиница — это Церковь Божия, где есть все необходимое для нашего лечения, а гостинник — это пастыри и учители церковные, которым Господь поручил заботу о пасомых. Утренний выход самарянина — это явление Иисуса Христа после воскресения и Его вознесение, а два динария, данные гостиннику, — это Божественное Откровение, сохраняемое посредством Писания и Священного Предания. Наконец, обещание самарянина на обратном пути зайти опять в гостиницу для окончательного расчета, есть указание на второе пришествие Иисуса Христа на землю, когда Он «воздаст каждому по делам его» (Мф.16:27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Александр III, со своей стороны, созвал III Латеранский собор, на первой сессии которого епископ Ассизский Руфин подчеркнул главенство Св. престола и настаивал на том, что только папа Римский обладает властью созывать Вселенские соборы, утверждать новые каноны или отменять старые. В противоположность собору в Павии, III Латеранский собор не оставил никакого сомнения в церковном главенстве римского епископа и в его исключительном праве созывать на соборы представителей всей Церкви. Патриархи, находившиеся в юрисдикции Западной церкви (патриархи Аквилеи и Градо и, во время Крестовых походов, латинские патриархи Иерусалима, Антиохии и Константинополя), потеряли властные преимущества; их сан стал лишь почетным титулом. Власть архиепископов и митрополитов, которые занимали «первый» престол в стране, уже не являлась проблемой. Их особая юрисдикция над другими епископами страны устанавливалась только властью Св. престола – после папской конфирмации выборов и вручения паллия. Еще задолго до собора, в 1136 г. посол германского императора Лотаря III в Константинополе епископ Ансельм Гавельбергский на публичном диспуте систематически изложил основные идеи новой папской экклезиологии. Ссылаясь на евангельский текст ( Мф. 16:18–19 : Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах), как на решающий и неоспоримый аргумент божественного происхождения власти и прав римского первосвятительства, Ансельм проповедовал, что спастись можно только в «лодке Петра» – в единственной Церкви, которой Божьим велением доверено сохранение веры, а византийская концепция поместных первосвятителей, основанная на решениях соборов, противоречит божественному установлению. Ансельм признавал правомочность всего трех патриарших кафедр – Римской, Антиохийской и Александрийской, как основанных «князем апостолов» и его учеником Марком, но римская гегемония при этом является окончательной в силу своей богоданности. Непослушание Риму – матери всех церквей – недопустимо и немыслимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ап. Павел, напр., в Рим.6:3 подразумевает, что вся Римская церковь соединена со Христом крещением, в Рим.11:22 он имеет в виду одного из членов Церкви, прогневавшего Бога грехом. По учению баптистов Апостол должен был бы сказать этому человеку: «Я предполагал, что ты живешь в благодати Божией, но из твоей настоящей греховности вывожу, что ты никогда не жил в ней». На самом деле Апостол говорит как раз противное. Он обращается к этому человеку, основываясь на том, что благодать, которой он сделан был причастником действительна: «если пребудешь в благости Божией, иначе и ты будешь отсечен». Далее Апостол пишет к Коринфской церкви, всех членов которой называет освященными в Христе Иисусе. Он говорит: «Все мы одним Духом крестились в одно Тело» (12:13). Но он хорошо знал, что между ними существуют разногласие и что некоторые снова подверглись искушением нечестивого города, в котором им приходилось жить. Как обличал Апостол таких грешников? Он не выражает сомнение в том, что они действительно находятся в состоянии благодати, но снова ясно подтверждает это. «Разве вы не знаете, говорит он, что вы храм Божий и что Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм – вы» (Кор.3:16, 17). Также и нечестивым между ними: «Разве вы не знаете, что тела ваши суть члены Христовы»? ( 1Кор.6:15 ). Далее Апостол пишет к Галатам: «все вы во Христа крестившиеся во Христа облеклись» (3:27). Очевидно, что Апостолу пришлось встретиться с греховным фактом, заключавшимся в том, что некоторые из Галатов отреклись от своего пребывание в Христе и искали спасение в законе Моисеевом. Как же он обличает их заблуждение? Он нисколько не смягчает их, но снова твердо заявляет, что они отпали от благодати. «Вы оправдывающие себя законом, остались без Христа отпали от благодати» ( Гал.5:4 ). Вникнем внимательно в приведенные тексты (2-й столбец) и мы увидим, что все те неверующие, колеблющиеся, жестокосердые, к кому они обращены, предостерегаются, что они отпадают от чего-то действительного, от действительной благодати и истинного всепрощение. Делать иное истолкование столь ясных текстов Св. Писание было бы в высшей степени сомнительным, опасным. Оно открывало бы путь к искажению важнейших истин слова Божия. IX. Оправдание верою и отношение его к возрождению крещением

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Беседа 26. Жена, сидящая на звере. Вино блудодеяния. Духовный иммунитет. Мораль Леонардо. Мы – свидетели Иисуса. Зло призрачно. Разноцветные карнавалы. Сегодня мы будем читать 17 главу. С 1 по 3 стих: Откр.17:1–3 . «И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами». По истолкованию Андрея Кесарийского , блудницею некоторые считали древний Рим как расположенный на семи холмах, которые здесь сравниваются с семью головами зверя, на котором сидела блудница, а также с семью самыми нечестивыми царями, преследовавшими Церковь , от Домициана до Диоклетиана. Андрей Кесарийский пишет: «Но мы, чтобы согласоваться с последовательностью происходящего, думаем, что под блудницею вообще нужно понимать земное царство, представляемое как бы в одном теле, или же город, который будет господствовать над другими до антихриста». Как я вам уже говорил, любое Божье пророчество имеет отношение к тому времени, когда оно произносится, ко всем последующим эпохам истории народа Божия и, по преимуществу, к тому завершающему событию, к которому это пророчество обращено. В каждый период истории народа Божия, как ветхозаветного, так и новозаветного, всегда был свой всемирный Вавилон. Всемирный Вавилон во дни Иоанна Богослова, Откровение которого мы с вами изучаем, – это город Рим. Римская империя – это Вавилонское царство. В наше время всемирным Вавилоном можно назвать Соединенные Штаты Америки. Они «сидят на водах многих». «Воды» есть не просто символ острова, но и символ разных человеческих мировоззрений. «Блудница, сидящая на водах многих» – это «блудница», которая опирается на разные политические системы. Здесь мы прочитали с вами: «И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Буквально — существ “многокишащих и многородящих”. Сама стихия пола, размножения, которая также обожествлялась в языческих культах плодородия, здесь показана исходящей из рук все того же Творца. Каждый раз, когда возникает жизнь, Бог дает ей силу продолжать себя. В греческом тексте Септуагинты — kosmos, что буквально значит “украшение” (именно так это место переводится в церковно-славянской Библии). “Седьмой день”, в отличие от всех предыдущих, не завершен традиционной заставкой: “и был вечер, и было утро…”. Этот “день” еще не закончился. В христианском понимании — это “день” человеческой истории охватывает время от создания человека до конца света. Шесть дней творения — это шесть предшествующих эпох становления мира, в котором еще не было человека. Седьмой день — это время человеческой истории и человеческого творчества. “Восьмой день” — это День Пришествия, день всеобщего Воскресения и Суда, День невечернего Царствия Божия. Такое завершение Моисеем рассказа о творении мира было призвано пояснить установление субботнего дня покоя для Израиля. Четвертая из Десяти Заповедей гласит: “Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему… Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил…” ( Исх. 20,8-11 ). По вопросу о том, должно ли соблюдаться празднование субботы, среди христиан существуют разные мнения. Католики и большинство протестантов полагают, что празднование ветхозаветной субботы перешло на воскресенье. Адвентисты седьмого дня считают, что римская Церковь не имела полномочий отменять Божественную заповедь и вместо субботы отмечать воскресенье (а потому сами адвентисты празднуют именно субботу). Наконец, православные считают праздничными оба дня: и субботу, и воскресенье. В православном богослужебном календаре до сих пор суббота считается седьмым, последним днем недели. Воскресенье же оказывается первым днем недели или… восьмым. Воскресенье — это время совершения пасхальной Литургии, то есть, время причастия к Богу. Причастие к Богу есть причастие к Вечности, и, таким образом, по богослужебной символике, воскресенье выходит за рамки времени и соединяется как с тем самым “днем единым”, что стоит у истоков времен, так и с тем “днем восьмым”, который возвестит пришествие Царства Божия на землю в конце времен.

http://azbyka.ru/deti/shkolnoe-bogoslovi...

«Встань и молоти, дочь Сиона, потому что Я сделаю рог твой железным, а копыта твои сделаю медными, и ты уничижишь народы многие, и истребишь» [или: «истреблю»] «Господу их награбленные богатства и крепость их Господу всей земли. LXX: И ныне собраны против тебя многие народы говорящих: „Нападем» [на нее] «и пусть очи ноши увидят Сион.“ Но сами они не познали помышлений Господних и не уразумели совета Его, потому что Он собрал их как снопы на гумне. Встань и молоти их, дочь Сиона, потому что Я сделаю роги твои железными, и копыта твои сделаю медными, и ты уничижишь народы многие, и посвятить Господу множество их и крепость их Господу всей земли.     О Иерусалим! о дочь Сюна! проходящая даже до Вавилона, но имеющая там получить свободу! И искупит тебя Господь от руки врагов твоих; между тем [или: снова] ныне собраны против тебя народы многие, которые говорят [о тебе], как бы о прелюбодейце: «„Да будет она побита камнями, и воззрит на нее око наше». Или, как написано у LXX: „Нападем и возрадуемся и очи наши с презрением да посмотрят на Сион " " ; но не узнали они воли и совета Господня, ибо народы эти собраны против тебя для того, чтобы ты сокрушила их, как солому или стебли хлебные на гумне. Итак, встань, дочь Сиона! и рогами железными, которые Я торжественно обещаюсь дать тебе, и копытами медными, которые ты имеешь получить, сокруши и развей по ветру народы и избей их пред Господом всей земли. Ибо такою жертвою и таким священнодействием Он будет удовлетворен. Иудеи, еще не признавая всего этого исполнившимся, ожидают исполнения его для себя в будущем пришествии Христа, и говорят, что именно тогда все народы будут в рабском служении у народа еврейского, и что самая Римская империя, которую они называют в своих толкованиях Эдомом, должна быть сокрушена копытами их и рассеяна рогами их. Насколько такое толкование неразумно, это доказывается всем Писанием. Но об этом в другое время. Мы же, следующие не букве убивающей, а животворящему духу, говорим, что против дочери Сиона, под которою разумеется церковь, собрались многие полчища (nationes) демонов и нападают [на нее] в настоящем веке, который положен во зле, и торжествуют, убивая чад ее, но не зная помышлений Господа и не разумея советов Его; потому что если бы они познали [их], то никогда не распяли бы Господа величества (1 Корнф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«говорят о себе, что они Иудеи» – то есть объявляют себя народом Божиим. «сборище сатанинское» – дословно «синагога сатаны» («συναγωγη του σατανα»). В Ветхом Завете народ иудейский назывался иногда «συναγωγη του κυρου», дословно «синагогой Господа», «собранием Господа», «обществом Господним» (см., например, Числ. 31, 16). Но после пришествия в мир Христа отвергшие Его иудеи перестали быть собранием Господа и стали собранием сатаны. 10 Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.  «не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть» – к этим словам должны прислушаться христиане всех времен: гонения повторяются на протяжении всей истории, но Господь нам говорит, что бояться их не нужно. «диавол будет ввергать» – главная скрытая причина гонений на Церковь есть вечная борьба диавола  против Бога и народа Божия. Все же прочее: Римская империя, язычники, судьи, палачи – суть лишь орудия в руках врага. «будете иметь скорбь дней десять» – толкователи обращают внимание, что гонений в первые три века было именно десять. При этом, если считать близкие по времени гонения 250 и 252 годов за два гонения (они были при разных императорах – Декии и Галле), то гонений будет одиннадцать. Если же считать весь краткий период  250 – 257 годов за одно почти непрерывное гонение, то гонений будет девять. Следовательно, у апостола Иоанна сказано очень точно: «дней десять», около десяти. 22 22 Исследователи выстраивают следующий ряд гонений на христиан: 1) при Нероне в 64 году, 2) при Домициане в 91 году, 3) при Траяне — в 98 году, 4) при Марке Аврелии — в 177 году, 5) при Септимии Севере — в 202 году, 6) при Декии в 250 году, после которого без перерыва продолжалось гонение императора Галла в 252 году, 7) при Валериане в 257 году, 8) при Аврелиане — в 275 году, 9) при Диоклетиане в 303 году и 10) при Максимиане в 311 году. Выражение «дней десять» можно также понимать и просто как «некоторое непродолжительное время». Почему непродолжительное? Потому что по сравнению с вечной наградой любые земные испытания являются краткими. Об этом говорится и в других книгах Нового Завета, например у апостола Павла: «Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4, 17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Зверь из моря в качестве «антиагнца» является тем же самым людям, что и «Агнец». Но люди, имена которых записаны в книге жизни у Агнца, ему не подчиняются и не поклоняются ( Откр.13:8 ). Второй зверь, из земли ( Откр.13:11–18 ), тоже отмечен чертами антихриста. Он полностью находится на службе у зверя из моря и озабочен тем, что воздвигает образ первого зверя, то есть его статую для поклонения. Так второй зверь символизирует тех, кто в огромной Римской империи занимался усилением и распространением культа кесаря. Церковь при этом должна остаться верной себе перед лицом разрушительной стратегии двух зверей. Она должна знать, что усилиям сатанинской власти зверя из моря положен предел, срок в 42 месяца, который символизирует эсхатологический период гонений ( Откр.13:5 ; ср. Дан.7:25 ; Дан.12:7 ). Речь при этом идет, прежде всего, о настоящем времени Церкви, времени владычества зверя из моря. Однако взор автора простирается далее: он видит начало той «годины искушения» ( Откр.3:10 ), которая захватит всю землю, чтобы совратить ее жителей. Поэтому в Откр.13:8 он оставляет прошедшее время, характерное для стиля видений, и пророчествует о массовом отпадении в поклонение безбожной власти Римской империи. Увещевание Откр.13:9–10 тоже переступает границы уже существующей угрозы Церкви и заставляет считаться с ее тотальным преследованием. Но особенно на грядущую опасность указывают стихи Откр.13:15–17 . Никто не сможет избежать этой опасности. И причина ее в предстоящих действиях одной из голов зверя, которая символизирует легендарную личность «Нерона воскресшего». Об этой фигуре нам предстоит еще много рассуждать. а) Зверь из моря – Римская империя на службе сатаны ( Откр.13:1–10 ) 1 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. 2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою, и престол свой, и великую власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010