Но в любом случае все протестанты считают, что Церковь находилась в отступлении и духовной смерти более 1000 лет. Поскольку протестанты заявляют о том, что всё своё учение они основывают на Св. Писании, то давайте посмотрим, что говорит Библия о Церкви и возможности Её отступления и уничтожения язычеством. Мф.16:18 . Христос говорит Петру: »...Ты, Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Её «. Под вратами ада Христос разумеет силы ада, силы дьявольские, к которым, безусловно, принадлежит и язычество. Итак, Христос говорит: «врата ада (в том числе и язычество) не одолеет Мою Церковь », а протестанты говорят: «врата ада одолели Церковь», ибо « Церковь была уничтожена язычеством». Так кому мы должны верить – Христу или протестантам? Мф.12:29 : «Как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?» Сильный в этой притче – Христос, а дом Сильного – Его Церковь : «...дом же Его – мы (Церковь)» ( Евр.3:6 ). Так как же смог сатана расхитить и уничтожить Церковь более чем на 1000 лет? Разве он сильнее Христа? Но протестанты, по сути, именно это утверждают. В этом и проявляется их неверие в Церковь . Мф.28:20 : «…Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» – это были последние слова, сказанные Христом за время Его земной жизни, последнее славное и как всегда непреложное Его обещание. Господь пообещал, что будет со Своими учениками « во все дни до скончания века ». Протестанты же утверждают, что более 1000 лет Христос не был со Своими учениками, что у Него эти долгие годы вообще не было истинных учеников, ибо Церковь впала в язычество, и Христос, естественно, не мог духовно быть с язычниками и отступниками. Итак, протестанты не веруют обетованию Христа. Ин.14:16 : «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек ». Христос ясно предсказал, что Дух Святой пребудет с Его Церковью вовек , до скончания мира. Протестанты же противоречат и не веруют Христу, утверждая, что Церковь на 1000 или более лет была уничтожена язычеством и с Ней, естественно, не было Духа Святого во все эти века. Еф.3:21 : «Тому (Богу) слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды от века до века». То есть, не было и не могло быть ни одного рода и поколения, когда бы Бог не прославлялся в Церкви. Протестанты же утверждают, что было много родов, когда Церковь была в отступлении и язычестве, и от такой Церкви, естественно, могла быть слава не Богу, а только дьяволу. Так не противоречат ли протестанты учению Библии?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Но как понимать веру в Церковь ? Верят в то, что не подлежит зрению, что невидимо. Видят то, на что смотрят глазами. Мы веруем в Церковь потому, что в ней, кроме видимой стороны: общества людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами, есть еще и невидимая. Ее невидимая сторона – благодать Божия, пребывающая в Церкви и управляющая ей, ангелы, святые и все православные христиане, умершие в истинной вере и живущие на небесах; это Церковь небесная. Произнося слова: верую в Церковь , мы как бы говорим: имеем несомненную уверенность в том, что в Церкви пребывает, действует и управляет благодать Божия и что Церковь Христова находится на земле, где к ней принадлежат все православные христиане, живущие на земле, и на небе, где к ней принадлежат все христиане, скончавшиеся в истинной вере. Церковь будет существовать вечно. Об этом сказал Сам Иисус Христос: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ). Значит, нет таких сил, которые могли бы одолеть Церковь Христову и прекратить ее существование. Ее защищает и укрепляет ее Основатель и Глава, Сам Господь Иисус Христос. Вера в Церковь обязывает нас слушаться ее и не нарушать ее заповеди и установления. Члены каждого тела не могут подчиняться иным законом, кроме тех, которые действуют во всем теле, иначе они станут мертвыми членами и отпадут от тела. Мы члены Церкви Христовой и должны ей повиноваться и чтить ее и ее установления. Мы исповедуем веру «во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь ». Она едина по своему началу и основанию . «Я создам Церковь Мою , и врата ада не одолеют ее», – сказал Господь. И в этих словах Он обещает создать не многие церкви, а только одну. Об этом единстве верующих молился Иисус Христос и перед Своими Страданиями: «да будет все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, да будут совершенны во едино» ( Ин. 17:20–23 ). Впрочем, Церковь едина не только по своему началу и основанию, но и по внутреннему и по внешнему устройству . Она имеет единую главу, Господа нашего Иисуса Христа, и одушевляется одним Духом Божиим. Члены Церкви разделяются на пастырей и пасомых, но все пастыри преподают одно и то же учение, один и тот же символ веры , совершают одни и те же таинства и руководствуются одними и теми же божественными законами, и все пасомые принимают это учение и этот символ веры , пользуются этими таинствами и следуют руководству своих пастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Так будет замкнут круг истории Церкви: первая Тайная вечеря в Иерусалиме и последняя здесь. В самый глухой и темный час истории последние христиане вместят в себе все, что было в великой Церкви Христовой. Семя Божие прорастает в сердцах, Церковь растет в людях, а не в теократической организации папства, и количество не определяет ее бытия: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18, 20 ) – там Церковь святая и апостольская. «Где Иисус Христос , там и Вселенская Церковь» 241 , – говорит святой Игнатий Богоносец . Среди толпы распинателей на Голгофе только несколько человек составляли Церковь верных: Богоматерь, апостол Церкви Иоанн и две мироносицы. Такою и является, такою и познается Церковь во все времена истории – много ли святых будет в ее лоне или мало. Ибо она есть Церковь стояния у Креста. «Вознесена Тя видевши Церковь на кресте, Солнце Праведное, ста в чине своем, достойно взывающи: слава силе Твоей, Господи» 242 . И в этом стоянии ее – и непобедимость, и великий покой. «Се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» 243 . Послесловие «Невеста ХристоваЦерковь верных и душа каждого из нас… получает от жениха Христа… обручение Духа» 244 , – пишет преподобный Симеон Новый Богослов . Только получая «обручение Духа» – благодать Божию, человек входит в святую и апостольскую и Вселенскую Церковь . Благодать же стяжается в подвиге. Поэтому подвиг есть врата в Церковь , а благодать Церкви – основание покаянного подвига. Нет иных врат в Церковь, кроме как через личный крест, так как в стяжании благодати нет у нас никаких прав: ни потомственных, ни юридических, а только узкий путь да надежда на милость Божию, живущая в нас как некий луч, радостный и зовущий. Путь подвига и благодати завещан нам Отцами, опытно по нему прошедшими. Это есть путь смиренного делания, так как «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» 245 . Жизнь в благодати открывает жизнь в святой Церкви, устремляя человека в его любви к святыне Божией в делах, словах и мыслях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/t...

Церковь нужна для того, чтобы изменять мир. Но ни один человек не может изменить мир, не изменив прежде самого себя. Очень часто нам хочется изменить окружающих людей. Нередко семьи распадаются из-за того, что супруги пытаются изменить друг друга вместо того, чтобы работать каждый над самим собой: один другому предлагают рецепты, как стать лучше, и в итоге семья разрушается, потому что они не могут договориться. Церковь помогает людям ощущать себя не индивидуумами, призванными к тому, чтобы преображать других, но членами единой общины, в которой при содействии Духа Святого каждый работает над собой и все вместе помогают друг другу измениться по образу и подобию Христа. Вступая в Церковь , человек вливается в мощный поток, воды которого начинают нести его к цели – духовному совершенству. При этом человек не только не утрачивает самостоятельности и свободы, но, наоборот, обретает новые силы для раскрытия своего полученного от Бога духовного и творческого потенциала. Церковь – Тело Христово Апостол Павел определяет Церковь как Тело Христово ( Кол.1:24 ), как живой организм, в котором каждый член имеет свою функцию, свое призвание и служение ( 1Кор12:28–30 ). По словам Павла, «как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело,– так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело... и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих... И вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор.12:12–14, 27 ). Главой Тела Церкви является Христос ( Еф.4:15 ). Он объединяет в Себе и живых, и усопших в вере. В Нем они находят главный источник радости и блаженства. Церковь – корабль спасения. Современная икона Две природы Церкви Церковь основана на земле, но имеет небесное происхождение. Подобно тому, как Основатель Церкви Иисус Христос имеет две природы, божественную и человеческую, Церковь тоже имеет два измерения: земное и небесное. Земная Церковь представляет собой «от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами» 61 . Небесная Церковь включает в себя обитателей духовного мира – ангелов, святых и всех умерших в истинной вере. Иногда земную Церковь называют «Церковью воинствующей» (то есть пребывающей в борьбе со злом мира сего), или «странствующей» (находящейся в пути), а небесную – «Церковью торжествующей» (то есть уже достигшей цели и одержавшей победу над злом).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Церковь Церковь есть установленное от Бога общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно видеть, что к ней принадлежат не только живущие православные христиане, но и все скончавшиеся в истинной вере и святости. О таком соединении Церкви небесной с земной ап. Павел говорит: вы (христиане) приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства и к ходатаю нового завета Иисусу ( Ebp. XII, 22–24 ). Сие соединение Церкви небесной с земной указывает на нее, как на предмет веры. Веровать в Церковь значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову, повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа. В благодати Божией, всегда пребывающей в истинной Церкви Христовой, мы убеждаемся, во-первых, тем, что глава ее есть Богочеловек Иисус Христос, исполненный благодати и истины ( Uh. I, 14 ) и исполняющий благодати и истины тело Свое, то есть Церковь ( Uh. I, 17 ). Во-вторых тем, что Он умолил Отца небесного послать ученикам Своим другого Утешителя, который да пребудет с ними во век ( Uh. XIV, 16 ). Утешитель же, Дух Святый, поставляет пастырей пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею ( Деян. ХХ, 28 ). Имея главой и руководителем самого Бога, Церковь Христова по благодати Божией всегда пребывала и будет пребывать до скончания века: созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Mф. XVI, 18 ); или – Я с вами во все дни до скончания века, говорит Иисус Христос ( Mф. XXVIII, 20 ). В исповедании веры мы признаем Церковь «единой». Сие наименование указывает на то, что Церковь Христова составляет одно духовное тело, имеет одну главу, Иисуса Христа, одушевляется одним Духом Божиим. Одно тело и один дух, как вы и призваны в одной надежде нашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех ( Eф. IV, 4–6 ). Для Церкви, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме Иисуса Христа ( I Kop. III, 10–11 ). Хотя и существуют в Церкви православной как бы отдельные и самостоятельные Церкви, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская, но все эти Церкви суть части единой Вселенской Церкви. Отдельность видимого их устройства не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь единую главу – Христа и единый дух веры и благодати. Видимо сие единство выражается одинаковым исповедыванием веры, общением в молитвах и таинствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Православная Церковь не держится заблуждений, появившихся со времен Монтанистов, которые учили, что к Церкви принадлежать только праведники. Православная Церковь всегда учила и учит, что сравнительное несовершенство некоторых членов Церкви Христовой не препятствует им находиться в ней. И по слову Писания поступает Церковь в этом случае. Православная Церковь свято разумеет притчу Спасителя о плевелах, в которой Он изображает ответ господина на вопрос рабов: хочешь ли, мы пойдем выберем их (т.е, плевелы)? – в следующих словах: он же рече (им): ни, да не когда восторгающе плевелы, восторгнете купно с ними и пшеницу («чтобы вы, выбирая плевелы, не выдергали вместе с ними пшеницы» Мф. 13:28–29). Т.е. Церковь сознает, что Господь Иисус сравнивает ее с полем, где вместе с пшеницей растут и плевелы, которых не исторгают, пока не наступила жатва. Православная Церковь не забывает также притчу Спасителя о неводе, вверженном в море и извлекающим оттоле хорошие и худые рыбы ( Мф. 13:47 ), и о вечери, в которой принимают участие и недостойные (Мф. 22:2, 13). Православная Церковь свято разумеет и слова Апостола, который говорит: в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные ( 2Тим. 2:20 ). Знает Православная Церковь и то, что в коринфской церкви существовал один из величайших грешников, пока Апостол не повелел отлучить его, предав его сатане в изнемождение плоти, да дух спасется ( 1Кор. 5:5 ). Но, несмотря на то, что к Церкви Христовой, по свидетельству Писания, принадлежат и грешники, она, по учению того же слови Божия, есть святая. Писание говорит, что Христос для того и предал Себя на смерть, чтобы омыть людей кровью Своею от грехов: Христос возлюбил Церковь , пишет Апостол к Ефесянам, и предал себя за нее, чтобы освятить ее, очистив баней водной, посредством слова: чтобы представить ее Себе славной Церковью, не имеющей пятна или порока или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна ( Еф. 5:25–27 ). Христос с тем учил и пострадал, чтобы Церковь Его, освятясь Его учением и жизнью, не жила более для греха, а для Бога: вы род избранный, говорит Апостол Петр о христианах, вы царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет ( 1Петр. 2:9 ); а Св. Павел пишет: разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас ( 1Кор. 3:16 )? И Сам Спаситель молился к Отцу Своему о верующих: освяти их истиной Твоею; слово Твое есть истина. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиной ( Ин. 17:17, 19 ). Короче: Церковь , как говорит нам Катехизис, называется в Писании  святой «потому, что она освящена Иисусом Христом чрез Его страдания, чрез Его учение, чрез Его молитву и чрез Таинства , в которых сообщается нам благодать Духа Святого. Из свидетельств священного Писания в Катехизисе приводятся слова Апостола Павла ( Еф. 5:25–27 ) и Самого Иисуса Христа ( Ин. 17:17, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Только помрачение разума, грубость, черствость и жестокость сердца удаляют людей от Церкви, от Жизни Божией в Церкви. Какою Церковь Христова, символьная Церковь показана по Большому Катехизису, Благовестнику, по 4й главе Ефесянам, такою обещал Господь основать ее, когда на исповедание Петром Христа за Сына Божия сказал: «… созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» ( Мф.16:18 ) – и действительно основал. Врата ада, то есть еретики, раскольники, грехи, по временам бывающие гонители, даже весь ад в совокупности и сам диавол – все это вместе не в состоянии одолеть Христовой Церкви. Церковь повинуется Христу, а Христос любит Церковь, спасает, питает и греет ее. Христова Церковь – славная Церковь, не имеющая ни пятна, ни порока, ни чеголибо подобного, она свята и непорочна ( Еф.5:2329 ). «…Церковь Бога живаго есть столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Она есть верная и точная хранительница и истолковательница Священного Писания и Священного Предания. Священное Писание изображает Церковь в величественных, прекрасных чертах: «Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?» ( Песн.6:10 ). Если Святая Церковь блистает, как заря, светлая как солнце, то она скрыться от людей, спрятаться никуда не должна и не может, а должна быть у людей верующих и с людьми. Если Святая Церковь грозна, как полки со знаменами, то ее никто и ничто одолеть никогда не может. Она принадлежит возлюбленному Христу, а Возлюбленный – ей ( Песн.6:3 ). Любовь ее к возлюбленному крепка, как смерть, ревность люта, как преисподняя, «стрелы ее – стрелы огненные; она пламень весьма сильный» ( Песн.8:6 ). Следовательно, бытие Церкви символьной до Второго Пришествия Христа так же верно, как верна и непреложна смерть. В толковании на 2й стих 5й главы Послания к Римлянам: чрез Христа мы получим доступ к благодати, в которой стоим, – святой Златоуст говорит: «...благодать Божия... не имеет конца и пределов, и, что невозможно почеловечески, она непрестанно простирается на большее.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

  1. Претензии Константинопольского Патриарха на первенство власти над Вселенской Церковью   Церковь учреждена на земле Самим Господом Иисусом Христом. Она есть собрание верующих во Христа, в которое Им Самим призывается войти каждый. Церковь не является обычным человеческим сообществом, в ней присутствует и действует Святой Дух. Церковь представляет собой богочеловеческий организм, мистическое Тело Христово, как говорит об этом апостол Павел: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах… и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:3, 22–23). Образ тела указывает на единство всех членов Церкви под единым Главой — Господом Иисусом Христом (см. Кол. 1, 18). Цель Церкви — спасение людей и всего мира. Спасение может быть обретено только в Церкви Христовой. По слову священномученика Киприана Карфагенского, «тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Символ веры указывает на четыре существенных свойства Церкви: единственность, святость, соборность и апостольство. Церковь одна, потому что Бог один. Церковь единственна и едина, потому что она объединяет верующих единством веры, Крещения, дара Святого Духа и евхаристического приобщения Господу Иисусу Христу. Церковь неделима: «Где Христос, там и Церковь» , «Где Дух Святой, там и Церковь» . Церковь свята, потому что свят ее Глава — Иисус Христос. Члены Церкви приобщаются к Его святости. Церковь соборна (кафолична), поскольку она распространена по всему миру, открыта для верующих вне зависимости от времени, места, происхождения и социального положения желающих вступить в нее. Соборность Церкви отражается и в общении между Поместными Церквами, образующими Вселенскую Церковь. Епископы Поместных Церквей, несмотря на разницу занимаемых положений, равны между собой как возведенные в одну и ту же степень священства. Поскольку каждый епископ получил от Святого Духа равную с другими епископами благодать, то и достоинство всех епископов равное: «Епископ первого престола да не именуется экзархом священников или верховным священником» (48 правило Карфагенского Собора). Усвоение какому-либо епископу особой значимости в сакраментальном или богословском отношении является искажением соборности.

http://radonezh.ru/2023/07/20/ob-iskazhe...

Здесь «Господи» адресовано Отцу, «Владыко» – Сыну, Святый» – Святому Духу. Апостол Петр. Энкаустическая икона. Египет. 6 век Создание Церкви В Евангелии от Матфея рассказывается о том, как однажды Иисус спросил Своих учеников: «За кого почитают Меня люди?» Ученики ответили: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков». Иисус спросил: «А вы за кого почитаете Меня?» Петр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго». Тогда Иисус сказал ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах. И я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:13–18 ). Этот рассказ получил различное толкование в христианских Церквах Востока и Запада. На Западе подчеркивалась роль Петра как главы апостольской общины, как наместника Христа на земле, передавшего свое первенство епископам Рима. На Востоке получило распространение иное толкование: Церковь основана на вере в Божество Иисуса Христа, исповеданием которой были слова Петра. Сам апостол Петр в своем послании настаивает на том, что краеугольным камнем Церкви является не он, а Христос ( 1Пет.2:4 ). Для чего нужна Церковь ? Церковь нужна прежде всего для того, чтобы вести людей к Богу, открывая им Небесного Отца, соединяя их со Христом, питая их благодатью Святого Духа. Церковь раскрывает перед нами глубину и красоту Евангелия, помогает нам воплощать в жизнь заповеди Спасителя. Через Крещение, Евхаристию и другие Таинства Церковь приобщает нас к Царствию Небесному, делая его реальностью нашей жизни. Благодаря Церкви это Царствие, подобно зерну горчичному, прорастает в нас, превращаясь в могучее дерево ( Мф.13:31–32 ); подобно закваске в тесте ( Мф.13:33 ), оно наполняет нашу жизнь содержанием и смыслом. Не случайно Церковь называют «небом на земле». Церковь нужна, чтобы благодатью и силой Божией изменять людей к лучшему. Многие приходят в Церковь духовно опустошенными, отчаявшимися, не способными к полноценной человеческой жизни. Постепенно благодаря участию в богослужении, молитве, Причащению и другим Таинствам они меняются. Церковь помогает людям приобщаться к живому Богу, преодолевать пропасть, отделяющую их от Него. Церковь зажигает сердца людей тем огнем, который способен вдохновить их на добрые дела и творческие свершения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Одинаковы ли они меж собой? – Они родственны, поэтому и называются Церквами-сестрами. Кроме того, Русская и балканские Церкви называют Константинопольскую Церковь Матерью, потому что приняли христианство от Царьграда. Кто управляет Восточной Православной Церковью ? – Вселенский Собор, который состоит из представителей всех самостоятельных Церквей-сестер. Кто возглавляет поместные Церкви? – Патриарх, Митрополит или Архиепископ с Собором епископов. Может ли человек спастись без Церкви? – Нет, не может, ибо Церковь есть ризница Божьей благодати, без которой никто не может спастись, как не может жить рука, отсеченная от тела. Почему Церковь называют святой? – Потому, что она освящена святостью ее Основателя, Иисуса Христа, Его святым Словом, делами, жертвой и страданиями с единственной целью – спасти людей и привести их к святости. Кроме того, Церковь дала и постоянно дает множество новых святых и еще больше мучеников. Как в Библии говорится о святости Церкви? – Вот один пример: Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна ( Еф.5:25–27 ). Порочат ли Церковь грешники, принадлежащие к Ней? – Грешники порочат себя, а не всю Церковь , как дым из трубы не может загрязнить весь воздух земли. Помогает ли Церковь грешникам исправиться? – Очень помогает. Это и есть весьма важная задача Церкви – очищение грешников от их грехов, чтобы сделать их праведными членами святой семьи Божией. Что делает Церковь с грешниками, упорно отказывающимися прийти на покаяние? – Нераскаянных грешников Церковь отсекает от своего тела, как мертвые члены. Господь говорил так: если согрешивший «церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник» ( Мф.18:17 ). Почему Церковь зовется Вселенской? – Потому, что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, ни языком. Она обращается ко всему человечеству. Воскресший Господь направил Своих апостолов учить все народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010