17, 21). An. Павел так же говорит о Церкви в единственном числе, несомненно он мыслит Церковь как нечто нумерически единое: " ...мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены " (Рим. 12, 5); " Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело... " (1 Кор. 12, 13); " Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех. Который над всеми, и через всех, и во всех нас " . (Еф. 4, 4-6). Однако единство Церкви есть нечто большее, чем нумери-ческое единство. Церковь не просто одна, она едина, единство — это принцип ее бытия. Церковь не есть механическое собрание индивидуумов, которые случайно оказалиеь вместе, не внешнее объединение разнородных элементов, а единое живое целое, Тело Христово, члены которого находятся во внутреннем согласии и, по словам св. Иоанна Дамаскина, " в взаимном сгармонировании " . Таким образом, единство есть не столько количественная, сколько качественная характеристика Церкви. Глубочайшим основанием внутреннего единства Церкви является единство ее Главы — Господа Иисуса Христа и единство Духа Святого, выступающего в христологическвм аспекте бытия Церкви как связь ее единства. Единство церковное, как качественная характеристика Церкви, отлично от всех иных видов объединения людей. Единство может быть и отрицательной величиной, нередко люди объединяются против кого-то или для осуществления совсем не богоугодных целей. Церковь не есть просто общество единомышленников, не есть некая идеальная организация. Х.Яннарас говорит о единстве Церкви: " Единство означает в церковном понимании вовсе не сплоченность, согласие и единодушие отдельных людей, как элементов общей структуры, но изменение образа бытия, преображение индивидуального выживания в общение любви, в жизнь вечную " . Таким образом, даже с чисто человеческой стороны единство Церкви имеет совершенно особое основание, отличающее Церковь от всех других человеческих обществ. Таким основанием является изменение образа бытия человеческой природы.

http://sedmitza.ru/lib/text/443341/

17, 21). Ап. Павел так же говорит о Церкви в единственном числе, несомненно он мыслит Церковь как нечто нумерически единое: «…мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12, 5); «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело…» (1 Кор 12, 13); «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех. Который над всеми, и через всех, и во всех нас». (Еф. 4, 4-6). Однако единство Церкви есть нечто большее, чем нумери-ческое единство. Церковь не просто одна, она едина, единство — это принцип ее бытия. Церковь не есть механическое собрание индивидуумов, которые случайно оказалиеь вместе, не внешнее объединение разнородных элементов, а единое живое целое, Тело Христово, члены которого находятся во внутреннем согласии и, по словам св. Иоанна Дамаскина, «в взаимном сгармонировании». Таким образом, единство есть не столько количественная, сколько качественная характеристика Церкви. Глубочайшим основанием внутреннего единства Церкви является единство ее Главы — Господа Иисуса Христа и единство Духа Святого, выступающего в христологическвм аспекте бытия Церкви как связь ее единства. Единство церковное, как качественная характеристика Церкви, отлично от всех иных видов объединения людей. Единство может быть и отрицательной величиной, нередко люди объединяются против кого-то или для осуществления совсем не богоугодных целей. Церковь не есть просто общество единомышленников, не есть некая идеальная организация. Х. Яннарас говорит о единстве Церкви: «Единство означает в церковном понимании вовсе не сплоченность, согласие и единодушие отдельных людей, как элементов общей структуры, но изменение образа бытия, преображение индивидуального выживания в общение любви, в жизнь вечную». Таким образом, даже с чисто человеческой стороны единство Церкви имеет совершенно особое основание, отличающее Церковь от всех других человеческих обществ. Таким основанием является изменение образа бытия человеческой природы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

В Символе веры Православная Церковь называется апостольскою. Конечно, потому именуется апостольскою, что она непрерывно и неизменно сохраняет от святых апостолов и учение, и преемство даров Святаго Духа через священное рукоположение. Где прерывалось священство на какое-либо время, там нет церкви. Не может быть названа апостольской и такая церковная община, которая не имеет священства. Будучи апостольской, истинная Христова Церковь именуется Православной и Правоверующей. Святой апостол Павел пишет к ефесянам, бывшим язычникам, что через веру в Господа Иисуса Христа они вступили в Церковь и уже не странни и пришелцы, но сожителе святым и приснии Богу, наздани бывше на основании апостол и пророк, сущу краеуголну самому Иисусу Христу ( Еф. 2:19–20 ). «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» . Именуя Церковь апостольской, мы тем самым отмечаем высокое значение её. Отсюда же душепагубно и неразумно было бы изменять православной Церкви и прилепляться к таким учениям и учителям, которые не утверждаются на учении апостолов. Ап. Павел убеждает верующих во Христа такими словами: темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научитеся или словом, или посланием нашим ( 2Фес. 2:15 ). Преемство апостольское сохраняется в Церкви через иерархию, т.е. священноначалие. Сам Господь наш Иисус Христос даровал его Церкви Своей. Со дня сошествия Святаго Духа на апостолов оно непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в таинстве священства. Что священноначалие установил Сам Господь Иисус Христос, об этом ап. Павел говорит так: Той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в создание тела Христова ( Еф. 4:11–12 ). «И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» . Священноначалие, простирающее свою власть на всю Церковь , есть Вселенский Собор. А главные части вселенской Церкви управляются патриархами и Святейшим синодом. Последний по правам и власти совершенно равен патриархам. Меньшие части церкви подчиняются митрополитам, архиепископам и епископам. Что должно исполнять верным чадам святой Церкви, то все указуется в книгах Священного Писания, в правилах святых апостолов, святых вселенских и поместных соборов и святых отцов и в церковных уставах. Десятый член Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Документ, принятый Собором 10 Поместных Православных Церквей, проходившим 16-27 июня на греческом острове Крит Вклад Православной Церкви в достижение мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций « Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную » (Ин. 3:16). Церковь Христова живет « в мире », но она « не от мира » (ср. Ин. 17:11 и 14-15). Церковь как Тело воплотившегося Бога Слова (свт. Иоанн Златоуст, Беседа перед отправлением в ссылку , 2, PG 52, 429) является живым «присутствием», знамением и образом Царствия Троичного Бога в истории, благовествуя о « новой твари » (2 Кор. 5:17), о « новом небе и новой земле, на которых обитает правда » (2 Петр. 3:13), о мире, в котором « отрет Бог всякую слезу с очей людей, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет » (Откр. 21:4-5). Этим чаянием Церковь уже живет и предвкушает его в особенности при совершении Божественной Евхаристии, собирая « вкупе » (1 Кор. 11:20) рассеянных чад Божиих (Ин. 11:52) без различия расы, пола, возраста, социального или иного положения во единое тело, где « нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского » (Гал. 3:28, ср. Кол. 3:11), в единую реальность примирения, мира и любви. Этим предвкушением «новой твари», преображенного мира Церковь живет также в лице своих святых, которые путем подвижничества и добродетели во Христе уже в этой жизни явили образ Царствия Божия, доказывая и подтверждая тем, что чаяние мира, справедливости и любви – не утопия, а « осуществление ожидаемого » (Евр. 11:1), достижимое по благодати Божией и посредством духовного подвига человека. Находя постоянное вдохновение в этом чаянии и предвкушении Царствия Божия, Церковь не остается безучастной к проблемам человека в каждую эпоху, но разделяет его озабоченность и насущные проблемы, принимая на себя, подобно своему Господу, боль и раны, причина которых – действующее в мире зло, и, подобно доброму самарянину, словом « терпения и утешения » (Рим. 15:4, Евр. 13:22) и действенной любовью возливая на раны его елей и вино (Лк. 10:34). Ее слово, обращенное к миру, имеет целью в первую очередь не судить и осуждать мир (ср. Ин. 3:17 и 12:47), но предложить ему в качестве руководства Евангелие Царствия Божия, надежду и уверенность в том, что последнее слово в истории не за злом, под каким бы видом оно ни выступало, и что нельзя позволять ему направлять ее ход.

http://pravmir.ru/missiya-pravoslavnoy-t...

Поэтому можно говорить еще об одном —социальном —аспекте православной экклезиологии. Церковь в этом мире является сообществом людей, которые объединены не прагматическими интересами, не просто единством “убеждений и взглядов”, не общностью крови или культурной традицией. Христиане объединены совместным опытом жизни в общении с Богом. И поэтому Церковь как сообщество учеников Христовых призвана являть миру возможность и реальность преображения как человека, так и общества силою благодати Божией, по слову Спасителя: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16). Увы, христиане не всегда выполняют эту богозаповеданную миссию в той мере, в какой должны ее выполнять. А ведь без понимания этого максимального задания, данного нам Богом, невозможно постичь существо Церкви. Парадоксальное существо Церкви В чем же состоит это существо Церкви, которое можно назвать парадоксальным? В том, что Церковь в своем социологическом качестве, то есть как сообщество христиан, не отделена от общества в целом и является его частью, так как ее составляют полноправные члены общества. Но в то же время Церковь — это не общественная организация, а нечто неизмеримо большее: это человеческая общность, членом и Возглавителем которой является Богочеловек и Господь Иисус Христос, поныне пребывающий посреди верных. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18:20), — говорит Спаситель. —Я с вами во все дни до скончания века (Мф 28:20). Церковь живет и действует в мире и в обществе, но в то же время предлагает миру свой собственный общественный идеал. Это хорошо выразил блаженнопочивший митрополит Антоний Сурожский: “Строительство общества, где все могли бы уживаться, можно себе представить, но тот Град Божий, который должен вырасти из града человеческого, имеет совсем другое измерение. Град человеческий, который мог бы раскрыться так, чтобы стать Градом Божиим, должен быть таков, чтобы первым его гражданином мог быть Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, — Иисус Христос. Никакой человеческий град, никакое человеческое общество, где Богу тесно, не может быть Градом Божиим” 1 . Экклезиология как “прикладное” богословие

http://pravmir.ru/pravoslavnoe-uchenie-o...

Церковь земная, видимая – это не только общество православных людей, верующих во Христа, «но Дух Божий и благодать Таинств, живущих в обществе»6. Поэтому и видимая Церковь по своей сути видима только верующему. Для неверующего человека Таинство есть только обряд, и Церковь – только общество людей. А. С. Хомяков говорит: «Верующий, хотя глазами тела и разума видит Церковь только в ее внешних проявлениях, но сознает ее духом в Таинствах и в молитве, и в богоугодных делах. Поэтому он не смешивает ее с обществом, носящим имя христиан…»7   • Почему нет праздника, посвященного Богу Отцу? Есть праздники, посвященные Богу Сыну, Господу Иисусу Христу, есть праздник Святой Троицы, есть праздник Святого Духа. А почему нет праздника, посвященного Богу Отцу? Обращаясь к Своим ученикам, Иисус Христос говорит: Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам (Ин. 14, 10–11). Сын Божий имеет теснейшее общение со Своим Небесным Отцом и никогда не разлучался с Ним. Отец говорит в мире через Сына. Их воля и желание всегда едины: Я и Отец – одно (Ин. 10, 30). И вот еще слова Христовы: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю (Ин. 14, 13–14). Тут мы соприкасаемся с тайной: молимся мы Богу Отцу, а выполняет наши молитвы Божий Сын. Именно Он в земном мире открывает людям Бога Отца и творит Его волю. В Своей первосвященнической молитве Господь говорит, обращаясь к Своему Небесному Отцу: Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить (Ин. 17, 4). Дело это – совершение спасения человеческого рода. Важнейшие события этого дела спасения Православная Церковь отмечает как свои великие праздники. Поэтому нельзя считать Рождество Христово, Крещение, Преображение и другие великие праздники днями, посвященными чествованию Иисуса Христа. Это было бы полным непониманием внутренней жизни Церкви Христовой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Церковь земная, видимая – это не только общество православных людей, верующих во Христа, «но Дух Божий и благодать Таинств, живущих в обществе» . Поэтому и видимая Церковь по своей сути видима только верующему. Для неверующего человека Таинство есть только обряд, и Церковь – только общество людей. А. С. Хомяков говорит: «Верующий, хотя глазами тела и разума видит Церковь только в ее внешних проявлениях, но сознает ее духом в Таинствах и в молитве, и в богоугодных делах. Поэтому он не смешивает ее с обществом, носящим имя христиан…» Почему нет праздника, посвященного Богу Отцу? Есть праздники, посвященные Богу Сыну, Господу Иисусу Христу, есть праздник Святой Троицы, есть праздник Святого Духа. А почему нет праздника, посвященного Богу Отцу? Обращаясь к Своим ученикам, Иисус Христос говорит: Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам ( Ин.14:10–11 ). Сын Божий имеет теснейшее общение со Своим Небесным Отцом и никогда не разлучался с Ним. Отец говорит в мире через Сына. Их воля и желание всегда едины: Я и Отец – одно ( Ин.10:30 ). И вот еще слова Христовы: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю ( Ин.14:13–14 ). Тут мы соприкасаемся с тайной: молимся мы Богу Отцу, а выполняет наши молитвы Божий Сын. Именно Он в земном мире открывает людям Бога Отца и творит Его волю. В Своей первосвященнической молитве Господь говорит, обращаясь к Своему Небесному Отцу: Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить ( Ин.17:4 ). Дело это – совершение спасения человеческого рода. Важнейшие события этого дела спасения Православная Церковь отмечает как свои великие праздники. Поэтому нельзя считать Рождество Христово, Крещение, Преображение и другие великие праздники днями, посвященными чествованию Иисуса Христа. Это было бы полным непониманием внутренней жизни Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/katehizacija/o-nashej-v...

Человек получил достоинство образа изначально, но подобие ожидало исполнения… Св. апостол Иоанн еще яснее и поразительнее возвещает эту истину, говоря: Возлюбленные! Мы теперь дети Божий, но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему (1 Ин. 3. 2). Господь же в Евангелии называет это подобие будущим благом — точнее, благом, которое мы обретем через Его посредничество, — когда просит у Отца Своего за Своих учеников: Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, они были со Мною (Ин. 17, 24). Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21) В этих словах можно угадать, как это подобие некоторым образом возрастает вплоть до того, что становится единством, открывая перед нами будущее свершение, или предел, всех вещей, когда Бог станет все во всем. Ориген О началах, 3, 6, 1. Часть вторая ПОСВЯЩЕНИЕ И БОРЬБА Глава I ЭККЛИСИЯ: МЕСТО ВОЗРОЖДЕНИЯ 1. Супруга и мать Экклисия, Церковь не зависит от социологии ни в первом приближении, ни по существу. Институция — не более чем эмпирический след «таинства». Церковь прежде всего есть сила воскресения, таинство Воскресшего, сообщающего нам свое воскресение. Новая Ева, Церковь возникает из отверстого бока Христа подобно тому, как Ева возникла из ребра Адама. Из пронзенных ребер Христа истекли вода и кровь (Ин. 19, 34): вода крещения, кровь Евхаристии. Христос затопил вселенную Божественными и освящающими потоками Из раны, отверстой копьем в Его боку, надлежало истечь, как из источника, живой воде, чтобы напоить жаждущих. Из раны в теле Христовом вышла Церковь, и Он сделал ее своей супругой. Ориген Комментарий на Псалом 77, 31;  Комментарий на Притчи, 31, 16. По существу Церковь не что иное, как мир на пути к преображению, мир, обретающий во Христе прозрачность Для райской полноты. Рай Присутствия есть поистине сам Христос, сказавший распятому рядом с Ним уверовавшему разбойнику: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Мир–во–Христе, новое небо и новая земля, приходит к нам в таинствах Церкви, в Писании, которое тоже есть таинство. Таинства представляют собой различные аспекты глобальной сакраментальности Церкви, средоточие, солнце которой — «таинство таинств», Евхаристия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

е. согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» ( 1Ин.5:13–16 .) Нужно ли еще приводить свидетельства слова Божия о пользе и необходимости молитв живых людей друг за друга? Св. апостол Павел почти в каждом своем послании просит, чтобы христиане молились за него, как он молится за них. Думаем, что никто даже из сектантов не осмелится восставать против пользы взаимных молитв. Но как же теперь можно сказать, что молитвы за покойников бесполезны для них, или что те из них, которые имеют дерзновение пред Господом, не могут молиться за нас? Ведь пред Господом живы все, как мы с вами теперь, так и наши покойники. Не наше это слово, а Господа Иисуса Христа. Бог несть мертвых, но живых: еси бо Тому живи суть ( Лк.20:38 ), сказал Он. И св. апостол Павел пишет: «Никто из нас не живет для себя, а живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем, и потому живем ли или умираем, всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми» ( Рим.14:7–9 ). Если бы умершие не были живы, то как Господь Иисус Христос мог бы владычествовать над ними? А Он благоволил открыть ученику Своему возлюбленному, что подлинно имеет власть над всеми душами людей. Аз есмь первый и последний, и живый: и бых мертв, и се жив есмь во веки веков, аминь: и имам ключи ада и смерти ( Апок.1:17–18 ). Если же у Господа есть ключи от ада, то кто может воспрепятствовать ему освобождать души умерших от адских мук? Всем Он хотел спасения, всем даровал и средства получить оное. Но не все воспользовались этими средствами сполна. Иные, и много множество таковых, умерли с верою, покаялись, но без плодов покаяния. За таковых молится Святая Церковь . А Глава ее, Господь Иисус Христос, Сам говорит: еже аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю: да прославится Отец в Сыне. И аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю ( Ин.14:13–14 ). Во имя Господа Иисуса Христа Св. Церковь творит молитвы за умерших. Во имя Господне приносят верующие бескровную жертву за своих умерших родных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

А так как таинственная благодать есть только в Церкви, Церковь же создана после воскресения Христа и дарования Им апостолам и всем верующим Святого Духа: то Евхаристия последней вечери Господа была таинством не церковным (в нем не участвовала Матерь Божия и совершено оно тайно и уединенно), а установительным и предначинательным, чему некоторое подобие представляло преображение Господа. В идее Церкви, как духовно-таинственного тела Богочеловека, можно найти единственно удобоприемлемое толкование запрещения воскресшего Господа Марии Магдалине касаться Его по той причине, что Он еще не восшел к Отцу: Ин.20:17 . Только по вознесении Господа и даровании Святого Духа всем верующим, в числе их – и Богоматери, и Марии Магдалине и др., – они могли стать действительными и действенными! членами духовно-таинственного Тела – Церкви Богочеловека – Спасителя. Рим.12:4–15 : «Как в одном теле много членом имеем, и (эти) члены все не одно и тоже дело имеют (совершают): так и мы многие одно тело есмь (составляем) во Христе, а каждый отдельно друг с другом члены». И далее речь о различии благодатных дарований и пр. Еф.4:15–16 ср. 3–14 и Кол.2:17–19 : «старайтесь хранить единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух (так это в каждом человеке, так и в Церкви), как и призваны вы в одной надежде (обожения или совершенства по Христу и Богу) призвания вашего (в Церковь – Тело Богочеловека): один Господь (объект веры – Богочеловек), одна вера (субъективное условие спасения для всех и у всех одно – вера в Богочеловека), одно крещение ( Церковь с таинственною благодатью, как объективное следствие веры человека в Богочеловека) один Бог и Отец всех, сущий над всеми и чрез всех и во всех, (Царство Небесное, как начало, средина и конец всего). Но каждому из нас дана благодать no мере дара Христова (в той мере и такой дар как благоволит Христос)... Низшедший, Он есть и Возшедший, превыше всех небес, чтобы исполнить все (Воплотившийся Сын Божий – Богочеловек возводит все в Царство Небесное, к идеальному назначению).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010