Да благословит Вас Господь Бог и сохранит Многомилостивый Вашу драгоценную жизнь для Отечества и Церкви на многая, многая лета!» Речь высокопреосвященного оратора, сказанная с большим ораторским подъемом и искренностью, произвела большое впечатление на присутствующих. В единодушном порыве все, как один человек, встали, и своды храма огласились торжественным многолетием великому патриоту наших скорбных дней – ген[ералу] Деникину. После многолетия от Донского войскового круга с приветствием выступил П. С. Якушев. Он говорит о том, что на Дону с детства все воспитываются в глубоком уважении к Православной Церкви. В нашу многомятежную эпоху, оторванные от Патриарха, мы пережили много ужасов, и, когда начались гонения на архипастырей, явилось опасение о судьбе Церкви Православной. Теперь же опасения отпали. Мы приветствуем вас, как неиссякающий источник милости. На нашем знамени, продолжает он, поставлена Единая Россия, и мы приветствуем начинающееся единение. Необходимо в наше время тесное единение соседей. Идея Юго-Восточного союза уже осуществляется в церковном мире. Да поможет вам Бог, архипастыри, отцы и братие, в вашей работе. Закончил оратор свою речь уверенностью, что труды Собора будут иметь громадное значение. От донского атамана приветствовал собор ген[ерал]-майор Павлов. От Кубанского краевого правительства с приветствием выступает полковник Гаденко, который, высказывая приветствие, просит молитв Собора не только о Кубани, родной для него, но и о Родине всей, дорогой для них. От имени г. Ставрополя выступает городской голова Глиндзич. «От имени Ставропольского городского общественного управления, – говорит голова, – с великою радостью приветствую вас, собравшихся с самыми возвышенными и, я сказал бы, едва ли не с самыми важными задачами в настоящий момент русской истории. Россия неоднократно подвергалась тягчайшим испытаниям, она выходила из них обновленной и снова могучей, но всякий раз только сплотившись около своей Церкви во имя любви под знаменем Христа. То же происходит и теперь на Юге, где мощными усилиями Добровольческой армии, потоками пролитой крови верных сынов Родины началось возрождение русской государственности. Организована мощная армия, от которой враг бежит. Доблестная Добровольческая армия ведет нас от победы к победе, ее гражданская власть налаживает жизнь, водворяет порядок и право. Но сильнее силы военной и властнее власти гражданской есть сила и власть любви христианской. Сила ее так велика, что нельзя выразить иначе, как повторив дословно: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, [а] любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества и знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, я ничто».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ДА НЕ БУДЕТ! Ваше Святейшество! Не только о бедственном положении Русской Церкви хотим мы свидетельствовать перед Вами в этом письме, пришло ныне время свидетельствовать и о том, что милостью Божьей есть и в Русской Церкви тысячи мужей, «которые не преклонили колена свои перед Ваалом» ( Рим.11:4 ) и которые ныне являют собой внутреннюю ограду Церкви, духовно противостоящую беззаконию. «И на стенах твоих Иерусалиме приставих стражи весь день и всю нощь, иже до конца не премолкнут поминающе Господа» ( Ис.62:6 ). «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божья, благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ). Следуя за Христом трагическими путями человеческой истории, Св. Церковь постоянно вникает в таинственные глубины данного Ей Божественного Откровения, находя в Нём неоскудевающий источник своего духовного обновления и учительского слова, обращенного к многомятежному миру: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф. 11:28 ). Содержание хранимого Церковью Божественного Откровения существенно неизменно, всегда самому себе равно и торжественно неподвижно. Оно ни в чём не сообразуется веку сему, но, как «Столп и утверждение Истины» ( 1Тим.3:15 ) непоколебимо возвышается над бушующим морем природной и социальной жизни. Но те формы, в которые Церковь , умудряемая Духом Святым, облекает вечное содержание Божественного Откровения, дабы сделать его всемерно доступным человеческому роду, подлежат постоянным изменениям. Церковь всегда стремится к тому, чтобы быть понятой всеми, поэтому Она всегда старалась говорить на том языке, выражать Своё учение в тех образах, понятиях и категориях, которые наиболее доступны тем, к кому непосредственно обращено Её учительское слово. Подобно великому Апостолу языков, Она для всех сделалась всем, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор.9:22 ). Богословское стремление находить наиболее точные формы для выражения неисследимых глубин Божественного Откровения, с одной стороны, и пастырское стремление сделать эти формы наиболее доступными для восприятия и наиболее действенными для Христианского преображения жизни, с другой – вот два основных мотива постоянного обновления многообразных форм Церковного Учительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Диакон: – Единение веры и общение Святого Духа испросившие, сами себя и друг друга и все наше житье Христу Богу предадим. Народ: – Тебе, Господи. Священник: – Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отче щедрый и Боже всякой утехи, носимый херувимами и прославляемый серафимами, Ему же предстоит сонм ангелов, горное небесное воинство, благоволивший принесенные Тебе от нас честные Дары свершить и освятить Телом и Кровью Христа Твоего, сошествием Святого Духа Твоего освяти, Господи, и наши души, и тела, и сподоби нас, Владыко, иметь смелость с чистым сердцем, светлою душою и без стыда, со дерзновением, неосужденно сметь Тебя призывать, Небесного Бога Отца, и глаголать: Народ: – Отче наш , пребывающий на небесах, да святится имя Твое, да придет царствие Твое, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле. Хлеб наш насущный дай нам сегодня и остави нам долги наши, как мы оставляем должникам нашим. И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Священник: – Ибо Твое Царство и сила и слава Отца и Сына и Святого Духа теперь и всегда и во веки веков. Народ: – Аминь. Священник: – Мир всем. Народ: – И духу твоему. Диакон: – Пред умилостивительным жертвенником Господним, пред Телом и Кровью Христа Спасителя нашего – главы ваши преклоните. Народ: – Тебе, Господи. Священник: – Благодарим Тебя, невидимый Царь, создавший все неизмеримою Твоею силой и по множеству милости Твоей приведший все из небытия в бытие. Сам, Владыко, призри с небес на преклонивших Тебе главы свои. То, из чего слагается наша жизнь, устрой всем нам во благо соразмерно с собственною нуждою каждого, благодатию и щедротами и человеколюбием Единородного Сына Твоего, с Ним же Ты благословен, со пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, теперь и всегда и во веки веков. Народ: – Аминь. Диакон: – Силы небесные стоят с нами во святилище и совершают служение Тайнам Сына Божия, заклавшегося за нас. Приступите и примите от Него оставление грехов. Народ: – Аллилуйя. Царские врата закрываются. Священник: – Внемли, Господи Иисусе Христе Боже наш из Святого жилища Твоего и прииди освятить нас, горе сидящий вместе с Отцом и здесь невидимо с нами пребывающий, сподоби державною Рукою Твоею преподать нам Пречистое Тело и Честную Кровь и через нас Твоему народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Е. Тучков в отчете о своей работе за 1923 г. писал о результатах “покаяния” Патриарха следующее: “В результате всего этого получается отход от Тихона наиболее черносотенной публики, считающей его слабым, неустойчивым руководителем, а его некоторых епископов прямо называли агентами ГПУ. Таким образом, Тихон в глазах этой публики теряет свой высокий авторитет” 51 . В другом своем докладе руководству Е. Тучков конкретизирует ту часть духовенства, которая осудила Патриарха: “часть видных монархистов, главным образом епископов (Данилов монастырь) от Тихона отстранилась и образовала свою группу более правого направления, считая такового советским патриархом” 52 . Такую же позицию заняли и некоторые архиереи РПЦЗ. Собственно, именно “Заявление в Верховный суд” Патриарха Тихона от 16 июня, а не Декларация митрополита Сергия 1927 года является тем документом, который определил политику Церкви по отношению к власти вплоть до развала СССР. Отказ от враждебности властям был декларирован Патриархом Тихоном еще в 1922 г., поэтому “Заявление” нельзя считать резким поворотом в политике Патриарха. С одной стороны, “Заявле­ние” было вынужденным документом, так как было обусловлено тяжелым положением Церкви, натиском обновленцев, тюремным заключением Патриарха и т. д., с другой стороны, этот документ не противоречил пастырской совести Патриарха, церковным канонам, церковной традиции. Православная Церковь имеет твердые принципы отношения к властям, в том числе и враждебно настроенным к Церкви Христовой. Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, — ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, — как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите, — говорит апостол Петр (1 Пет 2:13–17). Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины, — пишет апостол Павел (1 Тим 2:1–4).

http://pravmir.ru/svyatitel-tihon-i-prin...

Е. Тучков в отчете о своей работе за 1923 г. писал о результатах " покаяния " Патриарха следующее: В результате всего этого получается отход от Тихона наиболее черносотенной публики, считающей его слабым, неустойчивым руководителем, а его некоторых епископов прямо называли агентами ГПУ. Таким образом, Тихон в глазах этой публики теряет свой высокий авторитет " . В другом своем докладе руководству Е. Тучков конкретизирует ту часть духовенства, которая осудила Патриарха: " часть видных монархистов, главным образом, епископов (Данилов монастырь) от Тихона отстранились и образовали свою группу более правого направления, считая такового советским патриархом " . Такую же позицию заняли и некоторые архиереи РПЦЗ. Собственно именно " Заявление в Верховный Суд " от 16 июня Патриарха Тихона, а не Декларация митрополита Сергия 1927 года является тем документом, который определил политику Церкви по отношению к власти вплоть до развала СССР. Отказ от враждебности властям был декларирован Патриархом Тихоном еще в 1922 г., поэтому " Заявление " нельзя считать резким поворотом в политике Патриарха. С одной стороны " Заявление " было вынужденным документом, т.к. было обусловлено тяжелым положением Церкви, натиском обновленцев, тюремным заключением Патриарха и т.д., с другой стороны, этот документ не противоречил пастырской совести Патриарха, церковным канонам, церковной традиции. Православная Церковь имеет твердые принципы отношения к властям, в том числе и враждебно настроенным к Церкви Христовой. " Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, -- ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, -- как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите " - говорит апостол Петр. (1 Пет. 2, 13--17); " Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины " , - пишет апостол Павел (1 Тим. 2, 1--4).

http://pravoslavie.ru/archiv/patrtikhon-...

Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю ( Ис. 1:18 ). Поскольку в народе нет покаяния, Господь возвещает свой суд над Израилем. Он повелевает Исаии назвать одного из сыновей символическим именем, имеющим буквальное значение «остаток обратится» ( Ис. 7:3 ). Это было указанием на то, что после разрушительного ассирийского нашествия от Израиля уцелеет лишь небольшая часть, которая и обратится к Богу. Об этом Господь говорит через Исаию в 10-й главе его книги ( Ис. 10:21–22 ) 249 . Пророк Иеремия говорит о необходимости внутреннего покаяния и в качестве необходимого условия называет уклонение от злых дел: Если хочешь обратиться, Израиль, говорит Господь, ко Мне обратись; и если удалишь мерзости твои от лица Моего, то не будешь скитаться ( Иер. 4:1 ). По его мысли, Господь посылает бедствия для того, чтобы каждый обратился от своего злого пути ( Иер. 26:3; 36:3, 7 ). Особое внимание он придает навыкам к злым делам, которые препятствуют покаянию: Может ли ефиоплянин переменить кожу свою и барс – пятна свои? так и вы – можете ли делать доброе, привыкнув делать злое? ( Иер. 13:23 ). Здесь можно видеть, что, хотя на основании своего жизненного опыта пророк не ожидает обновления, произведенного силами человека, он указывает, что это сможет сделать Бог, Который напишет Свой закон в сердцах человеческих ( Иер. 31:33 ) 250 . Учение о покаянии в период плена и после плена Тогда как у допленных пророков покаяние каждого человека из народа Израилева мыслилось в контексте обращения всего народа, у пророка Иезекииля вопрос о покаянии приобретает индивидуалистическую направленность 251 . Он предпочитает говорить об обращении не всего народа, а конкретного человека, которого он называет rsh , то есть «злой, грешный», что в переводе Семидесяти передается как νομος, и, уже на этой основе, в церковнославянском и синодальном – «беззаконник» ( Иез. 18:21, 27; 33:9, 11, 12, 14 и др.). Это – тот, кто погрешает и в религиозном, ритуальном, и в моральном плане (яркое описание таких прегрешений дано в Книге пророка Иезекииля – Иез. 18:10–13 ). Покаяние для Иезекииля означает такое обращение грешника, при котором тот полностью меняет свой жизненный путь ( Иез. 3:19; 18:21, 23, 27; 33:12, 14, 19 ), оставляет согрешения и стремится стать «праведником» (tsaddiq) 252 :

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

За эту излишнюю, по его мнению, терпимость и слабость в подавлении «смуты» и искоренении «крамолы» г. Меньшиков и обрушивается на м. Антония, не скрывая своей радости по поводу слухов об его уходе. Плохо прикрытое стремление содействовать осуществлению этих слухов и составляет затаенную цель всей его, удивительной по её самопротиворечивости, кусательной статьи, рассчитанной, очевидно, на известное впечатление в правящих кругах. Но г. Меньшиков, по-видимому, переусердствовал и достиг совсем не того эффекта, на который бил, а как раз противоположного. Живой иллюстрацией этого последнего и является тот теплый, сердечный адрес петербургского духовенства, с которого мы начали свою настоящую заметку. Своими злобными инсинуациями и выходками г. Меньшиков дал только повод петербургскому духовенству выделить и подчеркнуть некоторые особенно симпатичные и высокие качества ума и сердца их любимого архипастыря – «его мудрое, архипастырское руководство паствой, проникнутое доверием, приветливостью и лаской», его «снисхождение до времени к недостойным пастырям», во исполнение великого завета Пастыреначальника: не губить, но спасать, его искреннее служение делу обновления церков- —609— ной жизни, его живую веру в Бога и пламенную любовь к Царю и родине. Заключим-же всё сказанное одной из новозаветных аналогий, представляющей собою исповедь сердца великого апостола языков: «мы никому ни в чём не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всём являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах… в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы… Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно… ( 2Кор.6:3–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закон лишь вскрывал греховные язвы, но не давал исцеления от них: он давал человеку лишь горькое сознание бессилия исполнить все требования закона и получить через это оправдание от Бога. А теперь мы, христиане, освободились от закона с тем, " чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве " , то есть не по внешне формальным предписаниям закона. Тут же апостол предостерегает от возможного ложного вывода, будто в законе лежит причина греха: не было бы закона, не было бы и греха. Нет, причина греха — в самом человеке. Закон сам по себе свят, и заповеди его святы, справедливы и направлены к добру. Закон только обнаруживает грех, коренящийся в природе человека, извращенной первородным грехом. Во второй половине седьмой главы (ст. 13-25) апостол разъясняет кажущуюся ненормальность того, что при наличии святого закона Моисеева греховность человечества не только не уменьшалась, но еще и увеличивалась, вследствие чего потребовалось чревычай-ное благодатное средство для спасения людей через искупительный подвиг Единородного Сына Божия. Это одно из немногих в новозаветных священных книгах мест, где с такой силой и глубиной изображается греховная развращенность нравственной природы человека: " не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю " (ст. 15). Одними своими силами, без благодати Божией, человек не в состоянии побороть живущий в нем грех, " доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех " (ст. 19-20). Ярко раскрывает св. апостол эту картину раздвоенности, которую производит грех в нашей падшей природе: " по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного " (ст. 21-23). " Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? " (ст. 24). Нарисовав эту мрачную картину порабощенности человека греху, св. Павел указует затем на всесильную помощь нашего Искупителя: " благодарю Бога (моего) Иисусом Христом, Господом нашим " (ст.

http://sedmitza.ru/lib/text/430619/

Закрыть itemscope itemtype="" > Зачем тратить деньги на возрождение храмов, или Несколько слов о культуре Мы часто слышим: «Зачем тратить огромные деньги на восстановление церквей, если вокруг столько нищих» 09.12.2017 577 Время на чтение 3 минуты В последнее время на постсоветском пространстве восстанавливается множество ранее оскверненных и разрушенных святынь. Однако у некоторых людей деятельность Церкви, направленная на возрождение храмов, порой вызывает резко негативную реакцию. И вовсе не потому, что кому-то не нравится стиль или качество обновленных росписей или внешнего убранства восстановленных храмов. В качестве главного негативного аргумента чаще всего звучит предположение, что на реставрацию должно тратиться много денег, которые, по частному мнению недовольных, лучше было бы направить на благотворительные цели. Подобные упреки Церковь слышит не первый раз и не первое столетие. Самым первым критиком на данном поприще был Иуда: «Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин. 12:3-8). Впрочем, не будем проводить прямые параллели с библейскими личностями (в конце концов, у всякого своя мотивация). Давайте посмотрим в корень ситуации. Если бы тратой денег на церковное благолепие обеспокоились аскеты, раздающие все свое имущество на благотворительность, можно было бы впечатлиться. Но кто вопрошает? Например, большинство обывателей смотрит по телевидению контент, который часто стоит огромных денег (возьмем безумно популярный сериал «Игра престолов», на производство только одной серии которого американский телеканал HBO тратит более 10 миллионов долларов). Так почему бы всем критикам траты церковных денег не отказаться от сериалов, а заодно призвать НВО перестать снимать телефильмы и переквалифицироваться в какой-нибудь благотворительный фонд? При этом на производство фильмов денег уходит в сотни, а то и тысячи раз больше, чем на роспись храма.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/9/zac...

«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1:2). Эти слова говорят о Святом Духе, свидетельствуя об участии всех Лиц Святой Троицы в деле творения. Кроме первых стихов книги Бытия еще ряд текстов Священного Писания говорят о сотворении мира. Одно из важнейших указаний содержится во второй книге Маккавейской, где говорится о том, что все Богом сотворено из ничего. Об этом говорит мать своим детям, когда, укрепляя их перед лицом гонителей, она предлагает им посмотреть на все сотворенное и познать, что «все сотворил Бог из ничего» (2 Макк. 7:28). Затем, в книге Псалтирь мы можем увидеть в 103-м псалме весьма поэтичное описание. Цитирую в русском переводе, непривычном для слуха: «Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер; устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра» (Пс. 103:2-3) и так далее. «Той повеле и быша, той рече и создашася» – то же говорится в Псалтири. «Словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его – вся сила их» (Пс. 32:6). Митрополит Иерофей Влахос пишет: «Согласно св. Никодиму Святогорцу, в первый день, то есть в воскресенье, было начато создание мира и твари, поскольку в этот день был сотворен свет. В воскресенье, с Воскресением Иисуса Христа, началось воссоздание твари, и в воскресенье, с сошествием Святого Духа, оно завершилось. Все создание было сотворено Отцом при участии Сына и Святого Духа; обновлено Сыном при благоволении Отца и при содействии Святого Духа; а завершено Святым Духом, исходящим от Отца и посылаемым в мир через Сына» с. 357– 358]. В первых стихах книги Бытия также указывается некоторая последовательность сотворения мира, причем принципиальным образом подчеркивается небожественность твари и отсутствие теогонии (происхождения богов), которую мы встречаем в разных языческих религиях: здесь нет какой-то борьбы богов, рождения мира, пожирания одних богов другими и так далее. Все творится простым речением Божиим: «И сказал Бог: да будет..., и стало так». В частности, подчеркивается, например, небожественность светил и их функциональное назначение, что они поставлены для освещения и для разделения ночи и дня.

http://sedmitza.ru/lib/text/430799/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010