Крестный путь Церкви является единственно возможным путем следования за Христом и усыновления ее членов Богу. Кто не берет креста своего и не идет вслед за Мною, не может быть Моим учеником ( Лк.14:27 ). Всякий верующий, т. е. ищущий оправдания во Христе и приходящий для этого в Церковь , должен «сораспяться Христу». Я сораспялся Христу, – говорит апостол, – и уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал.2:19–20 ). Это значит, что я живу во плоти, но жизнью истинной, жизнью вечной, верой, духом, «воздыханиями Духа Святого» – сопребываю во Христе, и Он во мне: Он, возлюбивший меня так, что предал Себя на Крест за меня; я – возлюбивший Его, уверовавший в Него и сораспявший себя Ему на кресте личного подвига. В том и состоит благодать Божия, а мое оправдание и спасение ( Гал.2:21 ), в том смысл Церкви Христовой, что она дает мне право, власть и силу вознестись со Христом на Крест. Внешним выражением «сораспятия Христу» является для православных часто творимое крестное знамение, не только символическое, но и духовно реальное самораспятие своей самости, ветхого человека в себе. Осеняя себя «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» знамением Креста, мы силою Христа Распятого пригвождаем себя к Кресту и внедряем себя в Церковь . Сораспять себя на Кресте Христовом можно только ради братьев своих по Церкви. В этом жизнь Церкви и смысл ее кафолической сораспинающейся природы. Бог есть Отец Милосердия – Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа... и Бог всякого утешения ( 2Кор.1:3 ), пославший Господа Бога Духа Святого, Утешителя. Он через Духа-Утешителя укрепляет нас на предлежащем нам в этой жизни «тесном пути» трудов и терпения, чтобы и мы общением Духа Святого могли утешить других членов Церкви – Тела Христова, находящихся в таких же трудах, и тем же утешением – радостью Креста, которым Бог утешает нас самих ( 2Кор.1:4 ). А что речь идет именно об утешении радости Креста, показывает следующий стих ( 2Кор. 1:5 ). По мере того, как умножаются в нас страдания Христовы, т. е. чем истовее сораспинаемся мы Христу, причащаемся Святого Тела Его – Церкви, Страдающей и Воинствующей, умножается Христом (=Крестом) и утешение наше в Духе Святом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Палестинское Общество имеет следующий знак для своих членов: Золотой крест. На нем щит, на белом поле которого золотая монограмма имени Христа между буквами Альфа и Омега. Кругом щита, на черной ленте слова пророка Исаии (62: 1): «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь». Другая надпись на обратной стороне щита, на белом поле: «Благословит тя Господь от Сиона и узриши благая Иерусалима» ( Пс. 127: 6 ). Вот притча! скажем и значение ее ( Дан. 2: 36 ). Щит, это – Церковь , Иерусалим. Основание Церкви – крест. Две стороны щита – две стороны Церкви. Займемся сперва переднею видимою стороною щита. Белое поле с золотыми буквами, окруженное черною лентою, это – настоящая видимая сторона Церкви, основатель которой, Иисус Христос, как солнце в мире, сияет в ней Своим именем (Христос), пред Которым преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних ( Фил. 2: 10 ). Как человек, собирая мертвые буквы в одно целое, составляет из них живое слово, так Дух Святый, собирая смертных людей, составляет из них одно живое тело, которого Голова-Начальник есть Иисус Христос ( Еф. 1: 22,23; 2: 22; 4: 15, 16 ). В Нем, в Истинном Слове Божием, черпают свою силу, премудрость и славу двадцать четыре апокалипсические старца, окружающие Его в белых одеяниях с золотыми венцами, как 24 буквы греческого алфавита от Альфы до Омеги (Αпок. 1: 10; 4: 4; 5: 8, 12). Ho эта светлая часть воинствующей Церкви имеет и темную полосу зла: весь мир лежит во зле ( 1Иоан. 5: 19 ). Белое воинство Христа (Αпοк. 19: 14) борется с этим черным злом. Каждый из них, неся крест терпения Христова и укрываясь щитом веры, исповедуемой Церковью , до конца ( Мт. 24: 13 ) стоит на поле брани. «Не умолкну, взывает он, ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его, и спасение его – как горящий светильник» ( Ис. 62: 1 ). Другая, совсем белая сторона знака, сокрытая от взоров людей, говорит нам о сокрытом сокровище Царствия Небесного ( Мт. 13: 44 ). О, воин Христов! не бойся принять этот крест: по ту сторону его тебя ожидает вечное блаженство. Твоя непобедимая вера ( 1Иоанна 5: 4 ) ведет тебя к горе Сиону и ко граду Бога живого, к Небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судия всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу ( Евр. 12: 22–24 ). Там благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима ( Пс. 127: 6 ). Эти две стороны Единой Церкви Христос соединяет Своим крестом, убив вражду на нем ( Еф. 2: 16 ). Своею кровию, пролитою на сем кресте, Он примиряет земное с небесным, человека с Богом ( Еф. 1: 10; 2: 16 ; Кол. 1: 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17 . Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно, и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, – ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь. Слова Господа к Церкви Христовой устанавливают совершенное различие между наказаниями, от Бога посылаемыми на ветхозаветную церковь за богоотступничество ее; и теми скорбями, которые будет иметь воинствующая Церковь Христова во время борьбы своей против темных сил мира. Ветхозаветной церкви глаголал Господь: „во что вас бить еще.... нет у вас здорового места“ ( Ис. 1:5–6 ) и пророк вопиял ( Ис. 2:6 ): „Ты Господи отринул народ Твой“ (за идолопоклонство и чародейство). В главе V Господь оставляет виноградник Свой в запустении, ибо он, не смотря на заботы о нем, приносит дикие ягоды, „ибо огрубело сердце народа сего“ ( Ис. 6:10 ). Нашествия неприятеля повелены Самим Богом, ибо „Ассур был жезл гнева Его“ ( Ис. 10:5 ) и под ударами его погибли прежде всех Ефремляне ( Ис. 28:1–2 ), И если Господь спасал Иудею ради благочестивого Езекии (XXXVI – XXXVII), то тем не менее Господом было повелело пленение Вавилонское и разрушение Иерусалима ( Ис. 39:6–7 и видение Иезекииля VIII – XI по ср. с Иер. 7:25–34 и см. всего Иеремию). Совершенно иначе представляются бедствия и скорби Христианской Церкви, о которой Дух Святый влагает знание в пророчество Исаии 1684 . Господь глаголет, что эти скорби не Им будут посланы, а потому дух человеческий, подкрепляемый благодатию, может одолеть эти бедствия и одолеет их. „Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь.... но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете“. ( 1Пет. 4:12–13 ). „Мужайтесь, Я победил мир!“ ( Ин. 16:33 ), глаголал наш Господь Христос Иисус „начальник и совершитель веры“ ( Евр. 12:2 ), взирая на Которого, Христианин может безбоязненно „с терпением проходит предлежащее ему поприще“ ( Евр. 12:1 ). В ст. 16 – 17 под именем кузнеца, кующего орудие зла направленные против Церкви, некоторые разумеют диавола, но другие разумеют весь языческий мир, управляемый духами тьмы и князем мира, который ополчился против Церкви Христовой, чтобы искоренить это ненавистное язычеству учреждение. Но, как пророчествовал 17 стих, „ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно, и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, ты обвинишь“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Протоиерей Владислав Цыпин. О проекте «Положения о церковном суде» Судебная власть представляет собой один из видов церковной правительственной власти. Церковь Христова— это Царство не от мира сего (Ин. 18, 36), в то же время это— Царство, видимо явленное в сем мире. С человеческой стороны она представляет собой, по авторитетному определению из «Катехизиса» святителя Филарета, «общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами» . Поскольку в состав земной воинствующей Церкви входят люди, хотя и призванные к Богоподобию и святости, но немощные и грешные, способные совершать преступления против заповедей Божиих и нарушать церковные установления, в земной Церкви есть место для осуществления ею самою судебной власти над своими чадами. Господь, проповедуя любовь к ближним, самоотречение и мир, не мог одобрять споры между учениками, но сознавая человеческую немощь Своих последователей, Он вручил созданной Им Церкви власть решать споры, которые возникают между ее чадами, а также применять прещения по отношению к ее согрешающим членам, вплоть до совершенного отлучения их от церковного общения: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи Церкви, а если и Церкви не послушает, то да будет от тебе как язычник и мытарь» (Мф.18, 15–17). Апостол Павел укорял Коринфских христиан: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?.. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? Для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1Кор.6; 1, 3–7).

http://sedmitza.ru/lib/text/429679/

Ап. Павел обращается к христианам: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Нового Завета Иисусу» ( Евр.12:22–24 ). 3) В смысле самом употребительном Церковь Христова означает собственно одну лишь Церковь новозаветную и воинствующую, или благодатное Царство Христово. В «Послании Патриархов православной кафолической Церкви о православной вере», чл. 10, говорится: «Веруем, как и научены верить, в так именуемую и в самой вещи таковую, то есть, Святую, Вселенскую, Апостольскую Церковь , которая объемлет всех и повсюду, кто бы они ни были, верующих во Христа, которые ныне, находясь в земном странствовании, не водворились еще в отечестве небесном». Русское слово « церковь », производное от греч. κυριακς (δμος) – «Господень (дом)», является заменой греческого слова κκλησα, которое происходит от глагола κκαλω, что означает «собирать, вызывать на собрание». В древних Афинах «экклесией» называли городское собрание, в котором принимало участие не все население города, а только избранные. Чтобы быть участником этого собрания, принимать участие в управлении городом, нужно было соответствовать определенным требованиям. В христианстве изначально под Церковью понималось собрание призванных в общество Господне лиц, услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву, а потому составляющих «род избранный (греч. γνος κλεκτν)» ( 1Пет.2:9 ). Свт. Кирилл Иерусалимский («Огласительные поучения», беседа 18) говорит, что «Церковью, т. е. созванием или собранием называется соответственно самой вещи, поскольку всех созывает и вместе собирает». Однако Церковь невозможно свести к обществу верующих, потому что при таком определении невозможно уяснить, чем отличается Церковь от других религиозных обществ и организаций, например, от Церкви ветхозаветной. Господь Иисус Христос, Основатель христианской Церкви, есть Богочеловек и находится в отношении Своей Церкви в совершенно ином положении, чем все прочие основатели религиозных сообществ.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

В Символе веры мы исповедуем свою веру в Церковь , но «как может быть предметом веры Церковь , которая видима, когда вера, по Апостолу, есть уверенность в невидимом ( Евр. 11:1 )? " 400 . Церковь имеет две стороны – видимую и невидимую, подобно тому как Господь Иисус Христос состоит из двух естеств – видимого человеческого и невидимого Божеского. С видимой стороны Церковь предстает как человеческое объединение, общество христиан, а с невидимой – это Сам Господь Иисус Христос и спасительная благодать, изливаемая от Него на всех принадлежащих к Церкви. По своей невидимой стороне Церковь является предметом веры. Согласно «Пространному Катихизису», веровать в Церковь «значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа» 401 . В самом общем смысле под Церковью понимают от Бога установленное общество всех личностных существ, верующих во Христа Спасителя и соединенных с Ним как с единой Главой. Из всех новозаветных образов Церкви наиболее глубоким следует признать образ Главы и тела. Согласно этому образу, Церковь есть богочеловеческий организм, тело Христово, Главою которого является Сам Христос, а членами – все верующие во Христа и соединенные с Ним как со своей Главой. «Бог Господа нашего Иисуса Христа... по действию державной силы Его, которою он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах... все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, Которая есть тело Его...» ( Еф. 1:17–23 ). «И вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор. 12:27 ). Принадлежат к Церкви: а) «все православные христиане, живущие на земле»; б) «все, скончавшиеся в истинной вере и святости» 402 ; в) ангелы ( Еф. 1:10 ; Кол. 1:18–20 ; Евр. 12:22–24 ). Таким образом, у Господа Иисуса Христа имеется как бы два стада. Первое стадо – это Церковь , состоящая из членов, живущих на земле, и обычно называемая странствующей ( Евр. 13:14 ) или воинствующей ( Еф. 6:12 ). Второе стадо – Церковь , состоящая из Ангелов и всех усопших в вере и покаянии, обычно называемая небесной или торжествующей ( Евр. 12:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

д. Вы Бга ест, чадца, и побдисте тхъ: к есть, иже въ васъ, нежели, иже въ (5, 4. 2, 3. 20 12, 31. 2Пар. 32, 7 и дал.) 4. Дети! вы от Бога, и победили их: ибо Тот, кто в вас, больше того, кто в мире. 4 . Дети! вы от Бога и победили их: (38) вы – дети Божии, семя Его пребывает в вас (3, 9) и потому вы имеете в себе силу свыше и ничто в мире не устоит против силы этой. – Созерцая борьбу духов в членах церкви воинствующей, – борьбу, имеющую прекратиться только тогда, когда придет сам антихрист, Апостол видит и открывающийся уже исход борьбы – победу над детьми диавола детей Божиих (Ср. Апокалипс.). Противники света и истины во все время существования церкви Христовой на земле будут чувствовать слабость борьбы своей и силу церкви, хотя и никогда не будут ослабевать в изобретении всевозможных средств к обольщению и низложению Божиих детей. Как пришествие антихриста чувствуется уже в слугах его – детях диавола, так чувствуется ныне и поражение его духом уст Христовых ( 2Сол. 2, 8 .) в борьбе его духов с духами Божиими (2 ст.) (39). – Ибо Тот, кто в вас, больше того, кто в мире: победа ваша несомненна, так как сила пребывающего в вас Духа Божия, сотворившего вся, несомненно выше всего, что в мире (40). – Бог в духе нашем не только больше сердца нашего (3, 20. «побеждает» см. примеч.), но и больше сатаны и всего влияющего на наше сердце, как обладающий всем (41). (Не Бога Отца только (42) и не Христа одного (43) должно разуметь здесь по контексту речи; см. в примеч. к 29-му ст. 2-й гл.). н сть: сег ради глголютъ, и тхъ послшаетъ. 3, 31. 15, 19. 2Кор. 4, 4 ). 5. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. 5 . Они от мира и проч.: вот другой признак (см. конец 6-го ст. и ср. с началом ст. 2-го) ложного антихристианского учения (ср. 1 и 3 ст.). – Для достижения цели своей – для совращения членов истинной церкви, имеющие дух антихриста заботятся главным образом о том, чтобы в учении и самом изложении учения своего не разногласить с духом и направлением времени; – пользоваться слабостями людей мира сего, во зле лежащего (5, 19. ср. 5, 15–17 и прим.) достойное антихриста средство. Вырождаясь сами из духа времени (44), противники истинной церкви Христовой все новое, проповедуемое ими, соглашают и примиряют с этим духом. (45), поблажают страстям, извиняют нравственные недостатки общества, обольщают разными надеждами – словом, «говорят мирское» (Феофилакт.) – увлекают всем, что только может нравиться миру, что только любит мир. (Ср. Иоан. 8, 37. 43. 47. 18, 37 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

д) Наконец, вводит служитель Божий новопросвещенного младенца пред двери алтаря, и в третий раз возглашает: «воцерковляется раб Божий»... И вводит его «во святой жертвенник» – самый алтарь святый, если младенец мужеского пола, или – до царских врат, если женского (так как совершение церковного богослужения возлагается собственно только на мужей: 1Кор. 11:4, 14:34–35 ). Этим действием воцерковления новопросвещенный некоторым образом сопричисляется к сонму самых священнослужителей. Здесь-то особенно открывается, что все верующие – священство святое, царственное священство ( 1Пет. 2:5,9 ), – все, в духовном смысле (но не иерархическом), цари и священники Богу ( Откр. 5:10 ). Но предстание новопросвещенного младенца к алтарю имеет еще и особенное значение. «То, что ты прямо после крещения должен будешь предстать пред великим жертвенником, – говорит св. Григория Богослов 9 , – есть предызображение будущей славы», имеющей открыться на небеси, в жизни будущего века. Итак, являясь во святый алтарь, как в самое небо, новопросвещенный христианин как бы предначинательно «приступает к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к, торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:22 )... Здесь как бы показывается человеку, куда наконец имеет привесть его руководство Церкви, сущей на земле! Взглянем еще раз мысленно на служителя Церкви Святой, сохранно носящего на своих рудах воцерковляемого младенца, и постепенно переходящего с ним из одной части храма к другой, имеющей высшее назначение и знаменование. Это живое изображение того, как Святая Церковь , подобно заботливой матери, как бы носит на руках своих каждого человека, – возводит его от силы в силу, преобразует от славы в славу – дотоле пока не введет его как любимое, покорное ей, чадо в небесное святое святых, пока не дарует ему Господь – взирать откровенным лицем славу Господню ( 2Кор.3:13 ), в Церкви торжествующей, на небесах! С другой стороны, поучительно для нас то, что священник, при воцерковлении, почти не останавливается с младенцем на одном месте, но все стремится вперед... Не ясно ли представляется чрез это воцерковляемому, что он делается членом Церкви воинствующей, – что мы, верующие, «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» ( Евр.13:14 ), и потому должны, «забывая заднее и простираясь вперед, стремиться к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» ( Фил.3:13–14 )?..

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

...Если бы по какому-нибудь случаю, паче же по смотрению Божию начались разговоры о Церкви, особенно же о предложении каких-либо перемен в ней или нововведений, тогда должно говорить истину по соображению, как требует того истина, которою именует Себя Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, глаголя в Евангелии: Я есмь путь и истина и жизнь ( Ин. 14, 6 ). Держась этой истины, можете сказать не обинуясь 122 : «Судьбы Церкви земной воинствующей и небесной торжествующей объявлены в откровении Иоанна Богослова. Обо всем, что говорится в этом откровении, говорить я не могу; потому что не понимаю всего таинственного смысла, там содержащегося. А что понимаю, то скажу». Тут можете потребовать Новый Завет и прочтите подлинником 18-й и 19-й стихи 22-й главы Откровения: Я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей ( Откр. 22, 18–19 ). Что Дух Святый через истинных рабов Своих и служителей, угодников Божиих, постановил и узаконил в Церкви, то изменять людям обыкновенным невозможно и страшно, потому что страшно впасть в руки Бога Живаго ( Евр. 10, 23 ). Ежедневно в церкви повторяются богодухновенные слова Псалмопевца: Не уклони сердце мое в словеса лукавствия непщевати вины о гресех 123 ( Пс. 140, 4 ). Если грешны мы и немощны, то должно себя за таких и признавать, а не искать извинения и самооправдания в каких-либо недозволенных послаблениях. Господь в откровении Иоанна Богослова во 2-й главе говорит к семи Асийским Церквам, обличает прямо и строго, что Он ненавидит и не терпит в Церкви дел николаитских, т.е. каких-либо благовидных послаблений, носящих печать язычества. Впрочем, об этом великом и важном предмете должно быть осторожным и умерять свои убеждения опасением, как бы в чем-нибудь и нам не согрешить, особенно неуместным обвинением других. В 5-й главе Откровения сказано: И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее ( Откр. 5, 1, 3 ), кроме Сына Божия, Агнца, за мир закланного. Что это за книга, которой никто не только из земных, но и из небесных жителей ни читать, ни зреть не мог и не может? Толкователь Откровения святой Андрей Кессарийский говорит, что это книга сокровенных судеб Божиих, которые непостижимы, и потому никто, особенно из земных жителей, да не дерзает нерассудно проникать в оные. Такое дерзновение святой Иоанн Лествичник относит к возношению. А должно довольствоваться писанным совне этой таинственной книги, сколько открыто в Священном Писании и в писаниях богодухновенных мужей, преимущественно тем, что только необходимо для нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Земля и небесный мир – это две разные формы бытия: там бестелесность, – здесь телесная жизнь и физическая смерть; там – достигшие, здесь – ищущие достигнуть; здесь – вера, там – лицезрение Господа; здесь – надежда, там – исполнение. И тем не менее, нельзя представлять существование этих двух областей, небесной и земной, совсем раздельным. Если мы не достигаем святых небесных, то зато святые достигают нас. Как изучивший всю науку владеет ее началом, как полководец, вошедший во внутрь страны, обладает ее пограничной частью: так достигшие неба имеют в своем обладании пройденное ими и не перестают быть участниками жизни воинствующей Церкви. Святые апостолы, отойдя из этого мира, не оторвались от тела Церкви. Они не только в прошлом были, но и остаются основаниями Церкви (От. 21:14), потому что Церковь зиждется на «основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Ефес. 2:20 ). Находясь на небе, они продолжают быть в общении с верующими на земле. Такое понимание присуще древней святоотеческой мысли, восточной и западной. Вот слова Златоуста: «Опять память мучеников, и опять праздник и духовное торжество. Они страдали, и мы радуемся; они подвизались, и мы ликуем; их венец – общая слава, или лучше, слава всей Церкви. Как же скажешь, это может быть? – Мученики – это наши части и члены: Если страдает один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены ( 1Кор.12:26 ). Венчается голова, – и остальное тело ликует. Один делается победителем на олимпийских играх, – и весь народ веселится и принимает его с великой славой. Если же на олимпийских играх получают такое удовольствие те, которые нисколько не участвовали в трудах, то тем более это может быть по отношению к подвижникам благочестия. Мы – ноги, а мученики – голова; но не может голова сказать ногам: вы мне не нужны ( 1Кор. 12:21 ). Прославлены члены, но превосходство славы не отчуждает их от союза с остальными частями: ибо тогда особенно они и славны, когда не чуждаются союза с ними... Если Владыка их не стыдится быть нашим Главою, то тем более они не стыдятся быть нашими членами, ибо в них выражена любовь, а любовь обыкновенно соединяет и связывает разобщенных, несмотря на разность их по достоинству.»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010