При Траяне в числе многих претерпели мученическую смерть св. Климент, папа Римский , св. Игнатий Богоносец , еп. Антиохийский (107 или 116 г.) и еп. Иерусалимский Симеон , 120-летний старец, сын Клеопы, преемник по кафедре св. ап. Иакова. Праведного (ок.109 г.). Около 137 года при императоре Адриане (117–138) пострадали юные девы Вера , Надежда и Любовь . Их мать, мученица София , присутствовала при пытках, укрепляла дочерей в подвиге и терпении до смерти. Император разрешил Софии взять тела дочерей, желая продлить ее душевные мучения. Святая София с честью погребла тела своих детей, три дня сидела у их могилы и потом скончалась там же от перенесенных сердечных страданий. На второй период гонений приходится мученичество таких святых, как еп. Поликарп Смирнский († ок.156 г.) и Иустин Философ († ок.165 г.). Известный церковный историк Евсевий сообщает, что в царствование Марка Аврелия (161–180) были сильные гонения в Лионе и Вьенне. Подробнее о них можно прочитать в приложении к этому разделу курса. При императоре Септимии Севере (196–211 г.) пострадал св. Ириней , еп. Лионский (202 г.). Особенно замечательны своим мужеством были мученики Карфагенской области, где гонения были сильнее, чем в других местах. Так, молодая мать благородного происхождения Фивия Перпетуя (память 1 февраля), несмотря на мольбы отца и любовь к ребенку, объявила себя христианской и погибла в цирке от голодных зверей. Та же участь постигла ее рабыню Фелицитату , рожавшую в темнице, и ее мужа Ревоката (†202). Периоды гонений сменялись сравнительно спокойными временами. Накануне третьего периода гонений Церковь около тридцати лет жила почти без преследований. За эти годы христианство настолько широко распространилось по Римской империи, что практически в каждом городе существовала крупная община. Новую веру принимали богатые и знатные граждане, народные массы стали к ней менее враждебны, некоторые императоры даже были благосклонны к христианству. Тем не менее, в империи существовали силы, желавшие решительного его истребления 265 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Лидия Иллирийская, мц. - житие Существует две версии жизнеописания святой: 1. Житие святой Лидии, первой европейской христианки Святая Лидия родилась в I веке в городе Фиатиры, находящемся в Малой Азии, и вначале она была идолопоклонницей, приняв впоследствии иудейскую веру. Жила она в Филиппах (ныне - г. Кавала в Греции) вместе со своей семьей и вела благочестивый образ жизни. Она занималась тем, что продавала порфиру из Фригии для окраски роскошных тканей. В то время в город пришел с проповедью о воскресшем Христе св.апостол Павел. Когда Лидия услышала его, она всем своим чистым сердцем уверовала в Спасителя и просила апостола Павла без промедления крестить ее. В 50 году в Филиппах Павел крестил в реке Зигакт первую христианку Греции, а значит и Европы – Лидию. После совершения Таинства святая Лидия предложила апостолу Павлу с его спутниками, Лукой и Силой, остаться жить у нее в доме на все время, пока они будут пребывать в Филиппах. Апостолы отвергли ее предложение, но святая Лидия настаивала, и ее просьбы были услышаны. Чуть позже, как повествует Лука в Деяниях святых апостолов, Павел и его спутники были избиты палками и заключены в темницу. Когда они при Божественном вмешательстве вышли оттуда, то отправились в дом святой Лидии, где встретились со всеми христианами города. Это была первая христианская община в Европе. Утвердив их в вере, апостолы отправились в Салоники. Всю свою последующую жизнь святая Лидия посвятила распространению Евангельской проповеди на территории Греции. Она мирно отошла ко Господу, верно храня учение и пример апостола язычников - Павла. День ее памяти в Греции - 20 мая по новому стилю. источник: 2. Дни празднования: 5 апреля (23 марта по старому стилю). Святая мученица Лидия, вместе с мужем своим, Филитом, и двумя сыновьями, Македоном и Феопрением, были христианами из города Рима и жили в царствование императора Адриана (117-138 гг.), лютого гонителя христиан. Во время одного из гонений, святая Лидия была схвачена вместе со своими присными, и приведена на допрос к Адриану. Не в силах противостоять мудрым ответом святых мучеников, Адриан отправил их на суд в Иллирию, к военачальнику Амфилохию. Последний немедленно приказал повесить их на дерево и ножами строгать тела их, а затем бросить в темницу. Ночью, когда святые мученики молились и пели священные песнопения, им явился ангел и укреплял из на предстоящий подвиг.

http://pravicon.com/info-2790

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕРМИЙ [греч. Ερμεας, Ερμας] († сер. II в.), мч. Команский (пам. 31 мая), пострадал при имп. Антонине Пии (138-161). Основным источником сведений о Е. является греч. Мученичество (BHG, N 744) кон. II - нач. III в. Известен канон Е., созданный во 2-й пол. IX в. Иосифом Песнописцем. Согласно Мученичеству, Е. был христианином и, несмотря на преклонный возраст, состоял на военной службе в Комане Каппадокийской в царствование имп. Антонина. Некий вельможа по имени Севастиан, прибывший в Каппадокию по приказу императора, повелел Е. принести жертвы языческим божествам. Разгневанный отказом Е., он приказал бросить его в раскаленную печь, но огонь пощадил мученика. Тогда Севастиан призвал колдуна, тот приготовил яд и подал Е. отравленную пищу. Однако яд не подействовал на Е., и колдун, видя это чудо, уверовал во Христа, за что вскоре был казнен. Севастиан приказал ослепить Е. и подвесить вниз головой. Через 3 дня горожане хотели снять тело, но Е. был жив, Бог ослепил пришедших за их неверие. Е. вернул зрение тем, кто признали истинного Бога. Узнав об этом чуде, Севастиан в гневе пришел к месту мучений Е. и отсек ему голову. Ранняя датировка Мученичества подтверждается использованием множества лат. заимствований (νννα, σπεκουλτορ и др.). С лит. и исторической т. зр. интересно упоминание отказа Е. собирать с населения подати (лат. annona), полагающиеся ему как военному. В западных источниках имя Е. впервые появилось в лувенском издании Мартиролога Узуарда 1568 г. В Римском Мартирологе кард. Цезаря Барония местом мученичества Е. ошибочно названа Комана Понтийская (также в ряде случаев и в рус. традиции). Ист.: BHG, N 744;PG. 117. Col. 482-484 [Минологий Василия II]; ActaSS. Maii. T. 7. Col. 424-427; SynCP. Col. 717-720; MartRom. P. 216-217; ЖСв. Май. С. 768-772. Лит.: P[apebroeck] D. De s. Hermia martyre Comanis in Cappadocia commentaries praevius//ActaSS. Maii. T. 7. Col. 423-424;

http://pravenc.ru/text/190153.html

Кроме того, Иисус Христос имел родственников. Уже одна вероятность заставляет нас предполагать, что Мария, Богоматерь, несмотря на меч, пронзивший ей сердце, не скрывала своих воспоминаний – Девы Галилейской, и женщины, благословенной от всех родов. То, что происходило в душе Ее в течение тридцати лет, не могло под конец не стать известным 118 . Мария, жена Клеопы, родственница ее, также не могла хранить молчания. Когда апостол Павел, вследствие видения, прибыл в Иерусалим, то он нашел там Иакова, старшего брата Господня и писателя соборного послания 119 . История указывает нам на другого брата Господня Иуду, дожившего до царствования императора Траяна (99 г. по Р. Хр.) и на одного из Его двоюродных братьев, сына Клеопова, Симеона, до глубокой старости занимавшего престол Иерусалимский и мученически пострадавшего при императоре Траяне 120 . Тот же Егезипп, христианский писатель II-ro века, у которого мы заимствовали сии подробности, утверждает, что другие родственники Господни были призваны к императору Домициану, а Юлий Африканск ий, писатель конца II века, ссылается на свидетельство родственников И.Христа (συγγενες) относительно времени смерти Ирода 121 . Мы не должны забыть еще многих учеников и последователей И.Христа. Чего не должны были еще рассказать Лазари, Марфы, Марии, Никодимы, Иосифы Аримафейские, Марии Магдалины, Иоанны, Сусанны 122 ? Сколько единодушных драгоценных свидетельств должны были представить рассказы семидесяти учеников Христовых, из которых многие нам известны! Древние предания упоминают между прочим имена Варнавы 123 , Матфия, возведенного на степень Апостола, и жившего еще около 80 или 90-го года 124 , Иосифа, называемого Варсавой и прозванного Праведным, Марка Евангелиста, сопутника Апостола Павла Сосфена 125 , Закхея 126 , Филиппа Евангелиста и Аристиона ученика Господня, написавшего толкование на проповедь Спасителя 127 . В царствование императора Адриана (117–138 г .) епископ Афинский Кодрат, в начале II-ro века, указывает, что в рядах христиан находились лица, исцеленные И.Христом, и даже воскрешенные Им.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

город в Вифинии в 1/4 часа пути от южного берега Кианийского залива, с гаванью. мера длины, равная приблизительно 88 саженям; 30 стадий — немного более 4 верст. по верованию древних Греков, один из богатырей греческих, отличавшийся необычайною силою и мужеством, совершивший множество подвигов и по смерти сделавшийся полубогом. (Эскулап) — греческий врач, живший в глубокой древности; по верованию Греков, он по смерти, подобно Геркулесу, причислен был к сонму богов. император, царствовавший с 284 по 305 год. область в южной части Египта. сем чуде подробнее сообщается в Минеях Четьих под 20 мая, когда отдельно празднуется память святого мученика Аскалона. Чудо состояло в том, что, по молитве Аскалона, лодка с правителем дважды, силою Божиею, останавливалась, не допуская его переехать чрез реку, когда он не соглашался исполнить требования святого — исповедать Единого Истинного Бога; и только тогда, когда Арриан подписал сие на бумаге, хотя и против воли, лодка двинулась с места, и правитель переплыл на другой берег. оба уже крещены — один обычным, а другой чудесным образом. языческое божество древнего Египта, почитался богом умерших душ и призывался как спаситель от болезни и смерти, и поэтому многими отождествлялся с Асклипием. большая полотняная ткань, в которую завертывалось тело умершего. (маслами) умащалось на востоке тело усопшего, как это сделали напр., Иосиф и Никодим с Пречистым Телом Господа. оруженосец. соответствовал нашему месяцу марту. морские животные из семейства млекопитающих. мученики пострадали около 287 г. За стеною Константинополя ок. 397 года был построен Флавием Кесарием великолепный храм Фирсу и в нем были его мощи. Потом он являлся в видении царице Пульхерии, повелевая положить около него мощи свв. 40 мучеников Севастийских (память их 9 марта), которые были сокрыты в земле и, по его указанию, открыты в 450 году. Другой храм был построен ему императором Юстинианом Великим, — недалеко от так называемого рынка Феодосия. Страдание святого священномученика Елевферия и матери его Анфии Римский император, царствовал с 117–138 год по Р. Хр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

83 Обстоятельный обзор песнотворчества патриарха Софрония см. Карабинов. Постная триодь. С. 83 и далее. 96 бТипикон указывает чтение «Оглашений Студитовых» в конце всенощногодения в притворе храма перед чтением 1-го часа во все воскресные дни года, в том числе в Недели ваий и Антипасхи, хотя в эти праздники «ничтоже воскрес-но поется, но точию праздника», а также в праздник Вознесения. 98 Там же. С. 138–147. Принадлежность Климента к Студийскому монастырю рядом ученых отрицается. Τρεμττλας. Εκλογ. Σ. 241. 106 Дмитриевский. Богослужение седмиц. С. 312–317. Незначительные варианты в молитвах этой рукописи сравнительно с молитвами синайских рукописей 956, 958 и 962, а также с молитвами из сочинения Симеона Солунского Περ της θεας προσευχς (PG 155, 660–661) указаны проф. А. А. Дмитриевским в подстрочных примечаниях к чинопоследованию панихиды из рукописи Александрийской патриаршей библиотеки в Каире. Поскольку эти варианты крайне незначительны, текстуальный же анализ данных молитв не входит в задачу настоящего исследования, я ограничиваюсь указанием на эти разночтения. 112 Дмитриевский. Описание, I. С. 1–152. А. Дмитриевский относит время появления этой рукописи к ΙΧ– Χ векам (с. 1). Н. Красноселъцев считает самой ранней датой для появления рукописи – 802–803 годы. Конечной датой он считает 869 год (Типик. С. 9–15). 117 А. Дмитриевский относит список к X-XI векам. Оригиналом этому списку служила рукопись, написанная в последние годы царствования императора Константина Порфирогенита, между 945 и 950 годами (Описание, III. С. 766). Критическое издание этого списка: Mateos. Le Typicon, I, II. Mameoc относит появление списка к 950–970 годам (Le Typicon, I. P. XVIII-XIX). 120 Эта рукопись с переводом на русский язык была опубликована проф. А. Дмитриевским (Богослужение седмиц) с копии, сделанной в 1804 году. А. И. Папа-допуло-Карамевс опубликовал оригинал в « Ανλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας». Проф. А. А. Дмитриевский позднее сверил изданный Пападопуло-Керамевсом текст с оригиналом и разночтения опубликовал в книге «Древнейшие типиконы» (с. 11–60). Рукопись датирована 1122 годом, что не соответствует ее содержанию. Святые места, где происходит богослужение, представлены в таком виде, в каком они были восстановлены патриархом Модестом после разрушения их Хосроем в 614 году, и нет никаких признаков разрушений, каким они подверглись снова от халифа Хакима в 1009 году. Более того, в одной из ектений упоминается как здравствующий патриарх Николай (932–947), единственный в истории Иерусалима с этим именем (Пападопуло-Карамевс. Ανλεκτα. Σ. 26). В русской литургической литературе рукопись 43 библиотеки Крестного монастыря именуется как «Святогробский типикон 1122 года», хотя по содержанию это скорее триодь, нежели типикон. У меня она будет упоминаться под названием «Рукопись 43 Крестного монастыря в Иерусалиме».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Русские паломники у Гроба Господня Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 45; 2005, 2006 15 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 45; 2005, 2006 С самого начала своего бытия Русская Православная Церковь поддерживала тесные отношения с Православными Церквами Востока, прежде всего с Константинопольской и Иерусалимской. Через Царьград лежал путь рус­ских паломников в Палестину — колыбель христианства. Паломники из сла­вянских стран стали появляться в Палестине начиная с VI–VII вв. Самое раннее письменное свидетельство о таком паломничестве в Иеруса­лим, совершенном монахом Варлаамом, от­носится к 1062 году. Все они стремились в Иерусалим, к тому месту, которое является святыней для каждого христианина — храму Воскресения Христова и находящимся ныне в его стенах Голгофе и Гробу Господню. История создания этого храма уходит в глубокую древность. Члены первой христианской общины с благоговением чтили Голгофу и Гроб Господень — мес­та, связанные с крестными страданиями и Воскресением Спасителя. В 70 г. по Р. Х. Иерусалим был разрушен римскими вой­сками и снова стал восстанавливаться в 136 г. при императоре Адриане (117–138), который приказал построить на Голгофе храм Венеры, а на месте Воскресения Христова — храм Юпитера. Но усилия императора-богоборца предать забвению христианские святыни были тщетны, и в течение многих десятилетий христиане приходили сюда, чтобы тайно поклониться святым местам. И когда в 326 г. в Иерусалим прибыла царица Елена, мать принявшего христианство императора Константина, то она легко отыскала место распятия и погребения Спасителя по тем статуям Юпитера и Венеры, которые поставил над Голгофой и пещерой Гроба Господня император Адриан. Именно тогда, после упразднения языческих капищ, началось здесь возведение храма над Гробом Господним по приказанию святого императора Константина и его святой равноапостольной ма­тери Елены. “Святая Иерусалимская Воскресения и Гроба Христова церковь по построении своем освящена была по Рождестве Иисусе Христове в 335 г., царствования же Великого Константина 30 года” 1 , — писал один из рус­ских паломников в конце XVIII века.

http://pravmir.ru/russkie-palomniki-u-gr...

«Надежда наша – Иисус Христос, Сын Бога Живого!» – с твер­достью отвечали христиане. «Увидишь, как Он спасет твоих сыновей, когда я повелю предать их мучениям!» – сказал язычник и велел ис­тязать юношей. «Будьте мужественны! Терпите!» – укрепляла их мать, с твердостью смотря, как палачи стругают острым железом обнажен­ные тела детей ее. «Мы не страдаем... Пусть изобретут мучения более чувствительные...» – говорили юноши в своем святом возбуждении. Ожесточенные удары и сожжение в огне всего христианского се­мейства было отзывом на эти слова со стороны зачерствелого язычника, и – четырьмя новыми жертвами – победами увенчалась вера Христова. Страдания мучеников совершились в Атталии Памфилийской в царствование Адриана (117–138). Преставление Благоверного князя Бориса-Михаила Болгарского Правление князя Бориса, сына Звинича-Пресиама, третьего внука Грубошева 695 , омрачалось несчастьями во все то время, пока оставался он язычником. Все, что ни предпринимал он, не удавалось ему. Он хотел (843 г.) воевать с греками, но должен был продолжать переми­рие. Решился отмстить (850 г.) сербам за неудачи отца своего Звини- ча, но поход кончился поражением Бориса, и он просил мира. Поход против хорватов также не имел успеха. Попытка действовать в союзе с паннонскими славянами против вранков (в 853 г.) окончилась по­ражением Бориса. В 860 году поразил Болгарию страшный голод, за которым следовал мор, народ погибал, а помощи не было ниоткуда. К большему горю, греки стали грозить войною 696 . Столько неудач и бед заставят и самого твердого задуматься. Борис, хотя и язычник, но не­испорченный, видел гнев Божий над Болгарией. За что этот гнев? Ему пришлось припомнить слова дяди – мученика Бояна, что христианская истина одержит победу над языческою ложью 697 . О всем подобном на­поминала ему и сестра его. Она, еще в нежном возрасте взятая в плен, воспитана была при греческом дворе по началам христианства. По усло­виям мира с Грецией 852 года она отпущена была в Болгарию, а Борис освободил знаменитого пленника – учителя Куфару, который также говорил Борису о пустоте язычества.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

106 Впрочем, усекая хронологические числа, Акиба мог руководствоваться в сем случае другим преданием – дома Илии, по которому Мессия должен был явиться и царствовать по истечении 4000 лет от сотворения мира. В ? читается «Предание дома Илии. Мир простоит 6000 лет. Две тысячи пустота; две тысячи закон; две тысячи время Мессии». 117 Зейфарт дает Мафусалу до рождения Ламеха 349 лет, и потому от сотворения мира до потопа считает 2424 года. Но Зейфарт не видал вышеупомянутого числа (349), означающего время рождения Мафусалом Ламеха, ни в одном списке какого-либо текста, ни у одного хронолога. Откуда же такое своеволие? От пристрастия к своей мысли. Ему послышалось откуда-то, будто древние народы полагали потоп спустя 2424 г. от сотворения мира… Мутных источников не должно предпочитать чистому! Seyffart. Chronol. Sacra. 122 Все сии доказательства извлечены из сочинений противников подлинности Каинана, по преимуществу же, из особого сочинения Уссерия об этом предмете. 126 Об этом свидетельствует Прокопий: ««Eν τ »Eβρακ χει, ς Aρφαξδ τν Σαλ γενν κα τ μεσον πτν βλιοται», (το «Аρφαξδ γννησε τν Кανν»). См. Оκονμ Вιβλ. Г. Σελ. 734. 130 Аρσ. α §4. ««Аρφαξδ (γεννα) τν Кνα, Кνα τν Σαλ»; в других местах Кηννα и Кινα Аρ. ξς. §84. Также в »Аγκυρωτφ §116. 134 Некоторые говорят, что Бероз и Евполем считают роды от Сима, а не от Арфаксада. Но оружие их легко может быть обращено против них самих; первый после потопа рождается Арфаксад, и потому с него должно начинать счет родов. Епифаний считает роды также, как Бероз и Евполем; но известно, что он принимал Каинана. Οκον. Ββλ. Г. Кε. IE. Σελ. 753. 140. 138 Евстафий антиохийский , Зонар, за ними Воссий пытались даже указать место, где Каинан выпущен у Флавия, именно между словами «Σλου 30 τος χοντος κα 100» и «ν ‘Аαξδος τκν ωσεν». Иосиф будто бы написал: «Σλου 30 τος χοντος κα 100, Σλον δ γεννησε Καινν, ν ‘Аαξδος и проч; ибо и Сала и Каинан родили оба, будучи 130 лет. Οκονμ. Вιβλ. Г. Кε. IE. Σελ. 732, 733. Но эта догадка слишком шаткая.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

466 Беликов В. «Деятельность московского митрополита Филарета по отношению к расколу» Казань, 1895. стр. 303–304. 480 У Кельсиева, вып. I, стр. 152. Нота русского правительства напечатана в «Чтениях в императорском обществе истории и древностей Российских» 1871 г. IV, стр. 173–177. 483 М. Я. Монастырев. Исторический очерк австрийского священства после Амвросия. Казань, 1878, стр. 51. 487 Собр. постан. по ч. раск., стр. 101, пост. 23 января 1830 г.; стр. 113, пост. 14 мая 1832 г.; стр. 115–117, пост 24 февр. 11 26 марта 1833 г.; стр. 428–429, пост. 10 июня 1850 г. 489 Собр. постан. по ч. раск., стр. 130–131, пост. 26 мая 1834 г.; стр. 138–139, пост. 24 дек. 1835 Г.; стр. 142–143, пост. 14 марта 1835 г. п. 3. 492 Собр. постан. по ч. раск., стр. 224–225, пост. 11 марта 1838 г.; стр. 297–298, пост. 16 апр. 1841 г.; стр. 327, пост 24 апр. 1843 г. п. 2; – по ведомству Св. Синода т. II, стр. 403–404, пост. 8 дек. 1844 г. 494 Собр. постан. по ч. раск., стр. 341, пост. 24 декабря 1843 г.; – по ведомству Св. Синода т. II, стр. 251–254, пост. 23 февр./17 мая 1838 г. 503 Собр. постан. по ч. раск. по ведомству Св. Синода т. II, стр. 384–386, пост. 19 февр. 1842 г. 504 Собр. постан. по ч. раск., стр. 181, пост. 28 ноября 1836 г.; стр. 377–378, пост. 18 апр. 1847 г. 505 Собр. постан. по ч. раск., стр. 336–337, пост. 10 окт. 1843 г.; стр. 386–387, пост. 25 окт. 1847 г. п. 2. 512 Там же, стр. 272–273 г. пост. 11 февраля 1840 г.; Св. Зак. т. XIV, о предупр. и пресеч. преступл. ст. 92 изд. 1842 г. Но относительно браков раскольников с лицами инославных христианских исповеданий правительство не входило ни в какие рассуждения. Государь Император, когда ему доложено было о браках рижских раскольников с лицами лютеранского и римско-католического исповеданий и испрашивалось на них Высочайшее воспрещение, решил, что ни гражданскому, ни духовному начальству нет дела до этих браков. Что же касается лиц инославных исповеданий, вступающих в браки с раскольниками, то это дело их духовного начальства, так как римско-католическое и лютеранское исповедания «имеют свои уставы» (Там же, стр. 258, пост. 17 марта 1839 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gosudars...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010