Сотериология Путь ко спасению ...Пусть и не воображают, что можно наследовать жизнь и спасение, не повинуясь епископам и священникам... (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 107). Будем ревновать о доброй и боголюбивой жизни не ради человеческой похвалы, но изберем добродетельную жизнь ради спасения души; ибо каждодневно видится смерть перед глазами нашими, – и все человеческое ненадежно (прп. Антоний Великий , 89, 77). Источник. Началом же спасения и Царствия Небесного бывает для души любовь (прп. Антоний Великий , 89, 89). Источник. ...Не одно странничество спасает человека, но исполнение заповедей... (прп. авва Исаия , 89, 358). В покаянии – спасение, а неразумие – смерть покаяния. Скрывай себя от людей суетных; обнаруживай же себя, всего чаще, перед Богом (свт. Василий Великий , 9, 44). Источник. ...Кто хочет спастись, тот старайся, и кто желает войти в Царство, тот не будь нерадив... (прп. Ефрем Сирин , 30, 83). Человек благоразумный соблюдет заповеди, а кто соблюдет их, тот приобрел рай вечных утех (прп. Ефрем Сирин , 30, 182). Источник. Начало и конец для верных – вера, надежда и любовь... (прп. Ефрем Сирин , 30, 201). Источник. Ничто не приводит так душу ко спасению и не делает ее столько бодрою к трудам, как если найдется учитель, который проповедует добродетель самим делом... (прп. Ефрем Сирин , 30, 506). Желает ли кто быть небесным? Питай всегдашнюю ненависть к тому, что на земле, и, гнушаясь этим, подвизайся как совершенный, и желай Небесного Царства (прп. Ефрем Сирин , 30, 543). ...Кто действительно желает бессмертной жизни и вожделевает Небесного Царства, тому надобно стать выше и больше всего, что есть в веке сем, простираться далее всех пределов, полагаемых миром, и выше всякой земной славы, расторгнуть все узы вещества, возлюбить небесную славу Христову, и к любви сей не примешивать ничего иного, и ничего не любить в сем веке, или в сей жизни (прп. Ефрем Сирин , 32, 37). В какой мере предается каждый телесному и душевному подвигу со всяким услаждением добрыми делами, в такой же мере приобретает он причастие Святаго Духа к духовному возрастанию в обновлении ума; по благодати и туне получая спасение, а по вере, любви и подвигу свободного произволения входя в преспеяние и меру, чтобы как по благодати, так и по правде стать наследником вечной жизни и не всецело Божиею силою и благодатию, без собственного человеческого содействия и старания, возрастая в преспеяние, и не всецело собственною силою и крепостию, без содействия и помощи Духа, имея возможность прийти в совершенную волю Божию и в меру чистоты (прп. Ефрем Сирин , 32, 321–322). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1856 год Мысли, приходящие в голову по благоприятному ветру Когда согрешишь из-за чего-нибудь, размысли, что дороже для тебя: то ли, из-за чего ты согрешил, или – мир душевный, который теряешь в ссоре и ты, и то лицо, с которым ссоришься? Но в ссорах недремлемый помощник диавол: где ссора, вражда, там непременно и он, потому что это его стихия, его область. Он зол и хитер. Часто из-за ничтожного предмета возбуждает ссору. – Имей это в виду однажды навсегда. Грех есть настоящий яд, отравляющий чистые родники нашей души. Ты опытно знаешь это: убегай же греха. У тебя очень нечистое сердце: обрати внимание (лат). В день рождения Государя – (смотри) пророка Исайи последние главы. Так как члены царства земного должны быть членами Царства Небесного, то в день рождения царя земного прилично сказать в церкви о гражданах, достойных Царствия Небесного . 1 Не истреблять этой книги и по смерти моей: может быть, кто-нибудь найдется подобный мне по мыслям и по чувству и покажет свое глубокое сочувствие написанному в этой книге, если не всему, чего я и не смею надеяться, – потому что могут найтись здесь, при строгой критике, и ошибки, – то, по крайней мере, некоторым местам ее. Все хорошее и справедливое в этой книге почитаю не своим, а Божиим, так как «мы не доволни есмы помыслити что от себе, яко от себе,. но доволство наше от Бога» ( 2Кор. 3,5 ). Мои только ошибки и недостатки. – Декабря 14 дня 1856 года. ...мир дотоле стоит и процветает, доколе есть в нем люди благочестивые. – Беседа Авраама с Господом. Смешон и жалок человек. Когда он счастлив – цветет здоровьем, всем доволен и не терпит никаких особенных неприятностей; тогда большею частию далек он от Бога, Виновника своего счастия, кружится он беззаботно, как мотылек, в раю наслаждений, садясь на все цветы удовольствий; тогда он – сам не свой и не знает, какое употребление сделать из своей жизни и своего благополучия; тогда он сам для себя составляет какое-то божество; ничем и никем не стесняемый, он живет в пагубной широте и раздолье; имея все не только необходимое, но и служащее к удовольствию, он думает, что все это так и быть должно и иначе быть не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Владимир Соколов Скачать epub pdf Часть V. Как произошел раскол Церквей. Глава первая. Римский вопрос. Петр и камень Римская церковь всегда считалась одной из самых авторитетных. Древность происхождения, основание двумя величайшими апостолами, Петром и Павлом, положение в «центре мира» и почти неизменная приверженность православию делали ее безусловным столпом веры, на который с уважением смотрел весь христианский мир. Восточная церковь признавала Римский престол как «первый среди равных» и охотно апеллировала к нему в религиозных спорах, если точка зрения пап совпадала с ее собственной. Вопросы начинали возникать только в тех случаях, когда римские епископы притязали на абсолютное господство и требовали себе исключительные права. После возвышения Константинополя и нашествия варваров центр политической силы переместился из Рима на восток империи, к византийским басилевсам. И как раз в это время в Риме начала активно развиваться теория об особом положении римской кафедры и ее изначальном превосходстве над всеми остальными. В начале V века папа Иннокентий I написал антиохийскому епископу Александру, что Римская церковь имеет особое преимущество, потому что ее епископы – преемники апостола Петра. Апостольское преемство от Петра ставило римских епископов выше остальных, потому что и сам Петр, по учению Римской церкви, был выше других апостолов. В Риме его называли princeps apostolorum, то есть «первый среди апостолов». Мнение о первенстве Петра было основано прежде всего на словах Иисуса: «Ты – Петр, и на сем камне создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:13 – 19 ). Место это толковалось богословами по – разному, и не всегда в пользу папства. Ориген писал, что никакого главенства среди апостолов не было и быть не могло: под камнем (Петром) подразумевается каждый, кто исповедует Христа. Камень – духовная вера, и на ней создается Церковь . «Если Петру сказано, что врата адовы не одолеют его, то разве других одолеют? Если одному Петру даны ключи царства небесного, то никто из блаженных не получит их? Сказанное Петру сказано всякому, а, следовательно, Петр есть лишь имя для всякого ученика и всякому ученику даны ключи царства небесного». Августин относился к этому тексту двойственно, говоря, что одни считают «камнем» Петра, а другие – самого Христа. Златоуст писал, что «камень» надо относить к христианской вере, а не к Петру: «Когда Петр назвал Его Сыном Божиим, тогда Христос, чтобы показать, что Он также есть Сын Божий, как Петр сын Ионин, то есть одной сущности с родившим, присовокупил: и Аз тебе глаголю: ты еси Петр, и на сем камени – то есть на вероисповедании – созижду Церковь мою».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 От издателя     Предисловие Косовская битва – трагическое и судьбоносное событие в истории сербского народа. Есть ли другой такой народ, живущий на земле, в исторической жизни которого поражение и гибель явились бы в духовном плане победой, живущей и действующей в веках?! По мнению святого Владыки Николая (Велемировича): «Именно Косово сделало сербов великим народом. Оно – наша национальная Голгофа, но в то же время наше национальное воскресение, духовное и нравственное». Владыка Николай множество раз в течение жизни обращался к теме Косова в проповедях и разных публикациях, когда говорил о сербской истории и сербском народе. Особенно значимо его религиозно-философское эссе, опубликованное в 1933 году под названием «Царев завет» и впервые посвященное исключительно святому князю Лазарю, Косовскому Великомученику. В этом толковании Владыка выразил свое понимание того, в чем высший смысл мученической судьбы князя Лазаря и всей Косовской трагедии. Конец XIV века. Огромные силы турок двигаются на Балканы и Европу. Уже не один бой пришлось вести сербам с турецкими войсками, ненадолго задержали они турок. И вот пришел день решающей битвы на Косовом поле. Турецкое войско во много раз превышало числом войско сербское. Накануне битвы предводитель сербов, князь Лазарь, имел небесное видение и был спрошен, какое Царство он изберет: земное или Небесное. Князь выбирает Небесное, вечное. Все войско причащается перед битвой и гибнет. Но в этот день открылись врата Небесной Сербии, тысячи мучеников вошли в них, «Поскольку сербское войско все на Косовом поле полегло – причем добровольно – за истину и правду Божию, то оно и победило», – писал свт. Николай в книге «Косово и Видовдан». Далее – пять веков турецкого рабства. Но завет о выборе Небесного Царства жил в народе. Идут века: XIX – освобождение от турецкого ига, XX – мировые войны, революции и, наконец, XXI – и снова Косово. Как будто опять поражение, но это не так. Жив завет о выборе Небесного Царства. Косово – перспектива, путеводная звезда, и она говорит: «Царство земное – кратко и временно, а Небесное – на веки вечные».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Глава 25 1–13. Притча о десяти девах. – 14–30. Притча о талантах. – 31–46. Пророчество о страшном суде. Мф.25:1 .  Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Мф.25:2 .  Из них пять было мудрых и пять неразумных. Слово «тогда» ( ττε) указывает здесь на время, когда придет Сын Человеческий. Разумеется преимущественно (но не исключительно) Его окончательное пришествие для суда перед концом или в конце мира. Ττε служит также связью с предшествующей речью и указывает на ее продолжение. Спаситель продолжал говорить Своим ученикам на горе Елеонской, при виде Иерусалима. Визелер определяет время как вторник, 14 апреля, 12 нисана 783 г. от основания Рима. Царство Божие не может, конечно, быть подобно десяти девам – это только особенный оборот речи, как в Мф.13:24 и др., и значит, что Царство Небесное подобно всем обстоятельствам, изложенным в притче, в которых принимали участие десять дев. То же, что случилось с десятью девами, вышедшими навстречу жениху, бывает или будет и в Царстве, учрежденном Спасителем. Все без исключения члены этого Царства, верующие и неверующие или только слышавшие о Христе, могут походить на десять дев. С чрезвычайной точностью и краткостью, всего в восемнадцати отдельных словах (на греческом языке), здесь охарактеризо­вана личность каждого человека, состоящего членом Христова Царства или вообще имеющего какое-либо отношение ко Христу. Число десять избрано, по-видимому, не произвольно, потому что в речи, в высокой степени художественной и жизненной, не могло быть ничего произвольного и случайного. Но объяснить, почему именно избрано число десять, довольно затруднительно. Ответ, почему в притче указывается на дев, должен быть тот, что вся притча полна самых прекрасных, в высшей степени привлекательных, поэтических и художественных образов, и указание на дев лучше всего могло соответствовать мысли, которую предположено было выразить в притче. Креститель был друг жениха и радовался, слыша Его голос, Сам Христос называл Себя женихом ( Мф.9:15 ; Мк.2:19–20 ; Лк.5:34–35 ). Так как Он теперь продолжал говорить о Своем втором пришествии, то не было лучше и прекраснее образа, который Он мог бы выбрать, чем образ свадебного пира, вся радость и веселье которого зависят от присутствия на нем жениха. Иллюстрацией для притчи может служить 44-й псалом и Песнь Песней; ср. 1Мак.9:37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава четвертая. О втором прошении: Да придет Царствие Твое Царство благодати и славы В сем прошении под словом: Царствие, разумеется Царство двоякое: Царство благодати и Царство славы. Того и другого Царства христианин, по наставлению Спасителя своего, должен испрашивать себе молитвою у Отца Небесного. Необходимость Царства благодатного Человек по падении своем находится в состоянии такого бессилия по духу, что не может сам собою ни мыслить 54 , ни творить что-либо благое без Бога 55 ; душа его, как отломленная от древа ветвь, не может сама собою приносить, по слову Божию, никакого спасительного плода, если не будет на Животворной Лозе Иисусе Христе 56 . Очевидно, что одно содействие благодати Божией может и руководствовать человека к благочестивой и добродетельной жизни, и созидать все возможное благополучие в сем месте странствования; и вести к приобретению вечного блаженства. Понятно из сего, сколь необходимо и спасительно для человека благодатное вселение в него Царя Небесного, Утешителя, Духа истины. Возможность приобрести Царство благодати Но сколь необходимо для нас Царство благодати, столь же возможно и приобрести оное. Ибо и Сам Всевышний благоволит жить не столько в рукотворенных церквах 57 , сколько внутрь нас 58 , избирая обителью своею сердца, любящия Его 59 ; и преграждавшая стена, вражда между Господом и нами, ныне разрушена 60 ; поскольку посредством крестной жертвы Агнца Божия, Ходатая Бога и человеков, теперь умилостивлен к верующим Отец Небесный. Притом Сам Искупитель мира, по воскресении Своем возносясь на небо, дал последователям Своим обетование умолить о них Отца, и послать им инаго Утешителя, да будет с ними во век, Духа истины 61 . Сие обетование Искупителя, во-первых, исполнилось в день Пятидесятницы над первыми последователями Его; исполнение оного продолжалось и потом во все христианские веки, продолжается ныне, и будет продолжаться до скончания века. Никто не должен сомневаться, что и в наше время Дух Святой сообщается достойным христианам, то есть всем православно верующим и провождающим истинно христианскую жизнь: поскольку и Пророческое Слово о сем предмете весьма ясно: излию от Духа Моего на всяку плоть 62 ; и Сам Богочеловек столь же ясно говорит о сем во Святом Евангелии: Аще убо вы зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим: кольми паче Отец, Иже в небесе, даст Дух Свят просящим у Него 63 . Средствами же к приобретению даров Духа Святого служат: усердная молитва и таинства Церкви 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/o-moli...

Да, христианство не от мира сего, потому что оно трансцендентно. Оно божественно по своему происхождению. Идеал, к тому же, который оно ставит перед человеком, предлагает ему измерять свои достижения в области нравственности не земными примерами, а совершенством Отца небесного, т. е. самого Бога: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ). И, потому, христианство не ищет и не должно искать земных результатов, быстрых, немедленно ощутимых. Оно не может и не должно пользоваться теми средствами, какими пользуется мир, как например, употребление насилия, лжи, коварства и т. д. И если случалось в истории, что христиане к подобным средствам прибегали, то нужно искренно признать, что, поступая так, они действовали наперекор своему призванию быть чадами Небесного Отца. Но тоже надо помнить, что Сам Христос сказал, что Он победил мир ( Ин.16:33 ), что Он получил всякую власть на небе и на земле ( Мф.28:18 ), что перед именем Его преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних ( Флп.2:10 ). Вспомним тоже, что Апокалипсис описывает проходящую через всю мировую историю борьбу Воскресшего Христа и тех, которые согласились стать Христовыми, с противящимися Христову царству силами зла. Все эти свидетельства Новозаветного Священного Писания , когда они говорят о мире и о земле, подразумевают не только будущий век, но, конечно, и эту землю и этот мир. И, потому, мы вправе вопрошать себя: страдают ли только в этом мире Христиане или, тоже, побеждают? Могут ли они достигать положительных результатов или только нести подвиг терпения? Вспомним также, наконец, слова Господни о Царстве Божием, как о закваске, которой, несмотря на то, что количественно она очень небольшая, даже совсем ничтожная, однако ей присуща сила заквасить все тесто. Сила Царства Христова действует в мире с Пятидесятницы и не только с Пятидесятницы, а с самого момента Боговоплощения. И потому, не может не быть положительных плодов Царства Христова и, тем самым, и христианства уже сейчас, т. е. здесь, на этой земле. И, потому, я решительно отвечаю: да, христианство преуспело. Оно преуспело здесь, на земле, в истории. И, так как история протекает во времени, я разделю свой доклад на три части и буду говорить о преуспеянии христианства в прошлом, в настоящем и в будущем: вчера, сегодня, завтра.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Иисус Навин Испытай, душе, и смотряй, якоже Иисус Навин, обетования землю, какова есть, и вселися в ню благозаконием. В первый год по выходе из Египта евреи достигли южных пределов земли обетования. По повелению Господа посланы были в нее по числу колен двенадцать соглядатаев (разведчиков), чтобы собрать сведения о ее состоянии. В числе их был Иисус Навин. Сорок дней продолжался осмотр земли Ханаанской. По возвращении в стан все они единогласно объявили, что в ней подлинно течет мед и млеко, и в доказательство ее плодоносия показали принесенную ими из долины Есхол виноградную ветвь с кистью ягод, столь тяжелую, что ее надобно было нести на шесте двум человекам ( Чис.13 ). Но десятеро из них с таким малодушием отзывались о силе и воинственности ее жителей, что народ отчаялся завладеть ею и поднял возмущение против Моисея, за что был осужден Господом на сорокалетнее странствование в пустыне. Из всех соглядатаев только Иисус Навин и Халев, рискуя быть убитыми от рук мятежников, обнадеживали народ в помощи Божией, за что оба удостоились счастья вступить в обетованную землю, тогда как все участвовавшие в возмущении, начиная с двадцатилетних юношей, должны были, по приговору Божию, перемереть в пустыне ( Чис.14:29–38 ). Земля обетованная была образом Царства Небесного. Как земля обетованная была для народа землей успокоения после тревог долговременного странствования, так и для нас в Иерусалиме Небесном уготованы обители вечного успокоения, ничем не возмутимого мира и блаженства ( Евр.4:1–3 ; Ин.14:2 ). Земля обетованная текла медом и млеком – и Царство Небесное обилует благами, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его ( 1Кор.2:9 ). Подобно Иисусу Навину, бывшему в земле обетованной для ее предварительного осмотра, и ты, душа христианская, испытай и виждь, что это за блага, какие уготованы любящим Бога в Царстве Небесном, чтобы разбудить в себе ревность к их исканию. Любящие Бога еще в настоящей жизни предвкушают их, ибо и здесь испытывают сладость общения с Богом в молитве, в Таинствах, в чтении и изучении словес закона Господня, сладчайших меда и сота. Но в ком еще не раскрылся вкус к этому духовному наслаждению, тот может получить, по крайней мере, теоретическое понятие о благах Царства Небесного, читая их описания в Священном Писании . Из него он узнает, что блаженство в Царстве Небесном состоит в лицезрении Господа, в общении со святыми, в чувстве успокоения, естественно следующего за удовлетворением потребностей в истине, добре и блаженстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Неизвестный автор Введение I. Видимый мир, начало его. – Вселенная в обширном смысле слова – цвет физический и свет духовный. – Три царства. – Великая книга природы. – Светлые надежды жизни в Боге. Безначальный Бог , во Святой Троице единый, всемогущий, всеблаженный, вседовольный, всесовершенный не имел надобности в тварях. Бесконечная благость Его возжелала иметь участников в Своем вечном блаженстве. Царство славы, или Царство небесное, уготовано для любящих Бога, бессмертных сил небесных, устоявших в добродетели пред соблазном. Одному из светлейших и могущественнейших духов представилось заманчивым выйти из повиновения Создателю и основать свое собственное царство, противоположное Божиему, дабы властью своей уподобиться Всевышнему Богу Небесному. Последствия сего известны. Денница сделался диаволом, врагом Божиим и врагом всех любящих Бога тварей. Соблазн неповиновения заразил многих духов, так что новое царство зла наполнилось последователями начальника тьмы. Устоявшие во время гибельного искушения, в награду за это укрепились помощью Божией и соделались вечными сынами правды. Царство славы, или Царство небесное по воле Творца, не должно оставаться ненаполненным. В восполнение как бы явились новые существа, хотя не в светоносной, но в вещественной оболочке, то есть во плоти. И они, в лице Адама и Евы, явились из рук Творца прекрасными, как венец Премудрости Создателя. И новосозидаемая тварь, по определению Премудрости Божией, явилась из ничтожества, и вселенная, для неё устрояемая, возникла по гласу Божию из вод и океанов пылинок, созданных в начале (хотя в истории творения, записанной Моисеем, о начальных пылинках вселенной не упоминается, тем не менее, выражение книги Притчей ( Притч. 8:26 ) о начальных пылинках, очевидно, имеет характер вполне подходящий в смысле научном, приближающий к понятию более современному о начальных атомах). Величие Творца сказалось в этих начальных атомах, ибо они, несмотря на свое ничтожество, бесформенность, невидимость и неустроенность, послужили материалом для устройства не только царства природы, но и человека, предназначенного царствовать в природе и совершенствоваться до единства с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

О существенном делании монаха Существенное делание монаха – молитва , как то делание, которое соединяет человека с Богом. Все прочие делания служат или приготовительными, или способствующими средствами для молитвы, или же даются тем, которые, по нравственной немощи или но недостатку умственных способностей, не могут заниматься всецело молитвой. Говорит преподобный Марк Подвижник : «Не могущим претерпевать в молитве, хорошо находиться в служении (заниматься трудами и рукоделием в послушании), чтобы не лишиться того и другого; но тем, которые могут, лучше не нерадеть о лучшем» 69 . Преподобный Марк, объясняя слова Господа: «Делайте не брашно гиблющее, но пребывающее в живот вечный» ( Ин. 6:27 ) научает, что значение их заключается в том, чтобы молитвой искать царства небесного, которое внутри нас ( Лк. 17:21 ), как сказал Господь, обетовавший ищущим небесного царства доставить все телесные потребности Своим Божественным Промыслом ( Мф. 6:33 ). Объясняя слова святого Апостола Павла: «Не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия, благая и угодная и совершенная» ( Рим. 12:2 ), преподобный Марк говорит: “Апостол наставляет нас к исполнению совершенной воли Божией, желая, чтобы мы вовсе не были даже судимы. Зная же, что молитва содействует к совершению всех заповедей, он не перестает многократно и многообразно заповедывать о ней и говорить: «молящеся на всяко время духом, и в сие истое бдяще во всяком терпении и молитве» ( Еф. 6:18 ). Из этого знаем, что молитва различествует от молитвы; иное – непарительною мыслью молиться Богу, и иное – предстоять на молитве телом, а мыслью парить. Опять: иное – молиться в известные времена и приступать к молитве по окончании мирских бесед и занятий, и иное – предпочитать и предпоставлять молитву, сколько можно, мирским попечениям по наставлению того же Апостола: «Господь близ: ни о чем же пецытеся, но во всем молитвою и молением прошения ваша да сказуются Богу» ( Флп. 4:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010