Те и другие тоже равно предстанут на суд, как мы уже видели, что «всем нам должно явится пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5:10 ). Поэтому ложно учат говорящие, что праведные не предстанут на Страшный суд. При этом они ссылаются на слова Христа: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» ( Ин. 5:24 ). Они говорят, что как только умирает праведник, то он сразу: без мытарств, без молитв Церкви и даже без суда идет к Богу. Это неверно по следующим причинам. Во-первых, это противоречит тем ясным местам Писания, где говорится о том, что праведники тоже предстанут на суд: Мф. 25:31–40 ; 1Кор. 3:11–15 ; 2Кор. 5:10 ; Рим. 14:10 . Во-вторых, слова Христа в Ин. 5:24 должно разуметь не так, будто праведники не предстанут на Страшный суд, а так, что они еще на земле через веру и таинства обрели вечную жизнь, и на Суде будут не осуждены, а оправданы. В покаянии они осудили себя, а потому не будут осуждены Богом. В-третьих, это видно из того, что на Суде будет открыта «книга жизни» и осуждены будут не все, а только не найденные в ней (ст. 12.15). Найденные же в этой книге есть праведники, имеющие наследовать жизнь вечную. В-четвертых, с мыслью, что праведники не предстанут на Суд, не может смириться нравственное чувство христианина. Есть такой принцип, что за преступление следует наказание, и что «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу» ( Мк. 4:22 ). Без суда это нарушается. Обличенный и наказанный может получить прощение. Искренний человек не может с радостью принять прощение, не будучи сначала обличен. Просмотрев беспристрастно свою жизнь, как может христианин согласиться с тем, чтобы не предстать на Суд? Никак. С другой стороны нельзя думать, что нечестивые не воскреснут на Суд. Так, святой Кирилл Иерусалимский , объясняя слова псалма «не воскреснут нечестивые на суд» ( Пс. 1:5 ), учит: «Если сказано, что нечестивые не воскреснут на суд, а на осуждение, потому что Богу нет нужды в долгом исследовании, но тотчас по воскресении нечестивых последует и их наказание».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Цельсу следовало бы знать, что имел в виду апостол Павел, говоря это и отделяя себя, как совершенно не причастного смерти, и себе подобных от мертвых, когда он после слов: «И мертвые воскреснут нетленными» добавил: «А мы изменимся» 81 . В подтверждение того, что апостол с совершенно определенной целью написал то, что я только что привел из первого послания к Коринфянам, я приведу его слова из первого послания к Фессалоникийцам, где апостол Павел, как живой, воскресший 82 и отличающийся от умерших, говорит следующее: «Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба» ( 1Фес.4:15–16 ). И далее вслед за этим, зная, что мертвые во Христе отличны от него и ему подобных, добавляет: «И мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе» ( 1Фес.4:16–17 ). 83 18 . Поскольку же Цельс более всего насмехается над [учением] о воскресении плоти, 84 которое проповедуется в церквях и которое ясно поняли более сообразительные люди, и [поскольку] нет никакой необходимости вновь излагать его слова, которые мы уже один раз приводили, то давайте по мере наших сил скажем кое-что и по этому поводу для пользы читателей, как бы [произнося] защитительную речь перед теми, кто чужд нашей вере, написанную ради «младенцев, колеблющихся и увлекающихся всяким ветром учения, по лукавству человеков, по искусству обольщения» ( Ефес.4:14 ). Итак, ни мы, ни Св. Писание не говорит, что давно уже умершие оживут и вылезут из земли в той же самой плоти, нисколько не изменившейся к лучшему. Говоря так, Цельс клевещет на нас. В самом деле, мы видим, что во многих местах Св. Писания говорится о воскресении подобающим Богу образом. Но для нас достаточно теперь привести слова апостола Павла из первого послания к Коринфянам: «Но скажет кто-нибудь: «Как воскреснут мертвые? И в каком теле придут?» Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце в груди моей ( Иов.19:25–27 )! До чего сильно было в нем такое убеждение, о том говорит он так: О, если бы записаны были слова мои! Если бы начертаны были они в книге резцом железным с оловом, – на вечное время на камне вырезаны были ( Иов.19:23–24 ). Псалмопевец не только выражает вообще веру в будущее воздаяние, но и указывает, в чем будет состоять оно. Праведники не увидят, по его словам, тления ( Пс.15:10 ), воскреснут ( Пс.16:15 ), наследуют землю ( Пс.36:9 ), поселятся в земле живых, будут прославлять Бога ( Пс.26:13 . Срав. Пс.114:8 ), будут вписаны в книгу жизни ( Пс.68:29 ), увидят свет жизни (55:14) и будут жить вечно в дому Божием ( Пс.60:5 ). У него есть даже указание на всеобщий суд Божий. Господь приготовил, говорит он, для суда престол Свой. И Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте ( Пс.9:8–9 ). Путь жизни мудрого, говорится в книге Притчей, вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу ( Притч.15:24 ). Всякое дело, говорит Екклесиаст, Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо ( Еккл.12:14 ). Пророки, утешая народ еврейский приближением времен мессианских, утешают его тем, что с явлением Мессии изменится и участь почивших. Они воскреснут и будут жить вечно. От власти ада, говорится от лица Бога в книге Пророка Осии, Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня ( Ос.13:14 ). В одном из предшествующих приведенному мест Пророк указывает даже, что оживление последует в третий день и чрез то сопоставляет его с трехдневным воскресением Христа. Оживит нас, говорит он, чрез два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его ( Ос.6:2 ). Подобным образом выражает веру в возмездие и Пророк Исаия. Он говорит, что настанет время, когда смерть будет совершенно пожерта ( Ис.25:8 ), когда мертвые воскреснут и все земнородные возрадуются ( Ис.26:19 ). Ввиду этого праведники могут, по его словам, спокойно смотреть на отшествие свое.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

13:3), и еще: « Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа » (2 Кор. 1:1), — показывая, что он ничего не говорит от себя, потому что посланник передает только слова пославшего. И еще: « думаю, и я имею Духа Божия »(1 Кор. 7:40). Впрочем, все это он изрекал по внушению Духа; между тем то, что говорит теперь, он слышал от Бога словесно, подобно тому, как он слышал тайно то, что сказал в беседе с ефесскими старейшинами: « блаженнее давать, нежели принимать ». (Деян. 20:35). Посмотрим же, что здесь говорит он : « сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба ». То же и Христос в свое время говорил: « силы небесные поколеблются » (Мф. 24:29). Почему же в трубе? Потому что и на Синае мы видим это, и ангелов тоже. Но какое значение имеет глас архангела? Такое же, как и то, что было сказано о девах: « жених идет, выходите навстречу ему » (Мф. 25:6). Или об этом он здесь говорит, или о том, что тогда, когда ангелы будут служить при воскресении, совершится нечто подобное тому, что бывает при царе. Именно, (Бог) скажет: да воскреснут мертвые! — и это будет приведено в исполнение не силою ангелов, а — Его слова, — подобно тому, как если бы царь повелел и сказал: пусть выйдут заключенные, и пусть слуги изведут их, то они исполнили бы это не своею властью, а вследствие повеления царского. Об этом и в другом месте говорит Христос: « и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их » (Мф. 24:31), — и повсюду видишь ангелов, поспешающих исполнить повеление Божие. Следовательно, архангел, как полагаю, есть начальник посланных, который будет взывать (к ним): готовьте всех, Судия предстоит. Что значит: в последней трубе? Значит то, что труб будет много, и что Судия сойдет при (звуке) последней трубы. « И мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

13 . Притом из чего в начале и сотворен человек, несмысленнейшие из всех людей самаряне? Раскройте первую книгу Писания, которую и вы принимаете: И создал Господь Бог человека из праха земного ( Быт.2:7 ). Персть превращается в плоть, а плоть не сделается ли по-прежнему плотью? Надобно спросить вас: из чего составились небеса, и земля, и моря? Из чего солнце, и луна, и звезды? Как из вод произошли птицы и рыбы? Как из земли произошли все животные? Такие мириады приведены из небытия в бытие; и неужели мы, люди, имеющие образ Божий, не воскреснем? Поистине мысль самарян исполнена неверия, а неверующим великое последует осуждение. Авраам говорит Господу: Судия всей земли ( Быт.18:25 ). И не верят сему поучающиеся в законе. Написано, что человек сотворен из земли; и не верят читающие закон. 14 . Это сказано для них, неверующих, а для нас, верующих, есть свидетельства у пророков. Поскольку же некоторые, читая и пророков, не верят тому, что в них написано, и противополагают нам, во-первых, эти слова: не устоят нечестивые на суде ( Пс.1:5 ), еще: так нисшедший в преисподнюю не выйдет ( Иов.7:9 ), также: Ни мертвые восхвалят Господа ( Пс.113:25 ) (написано хорошо, но худо изъясняют они), – то нужно мимоходом, и сколько можно теперь, ответить им на это. Когда говорится, что не устоят нечестивые на суде, то это означает, что они воскреснут не для суда, а для осуждения. Ибо для Бога не нужно долговременное испытание, но вместе с тем, как воскреснут нечестивые, последует и наказание. И когда говорится: Ни мертвые восхвалят Господа, – то этим показывается, что время покаяния и отпущения грехов ограничивается только этой жизнью, в течение которой получившие оное восхвалят Тебя, а окончившие жизнь во грехах после смерти своей уже не возмогут хвалить Тебя подобно тем, которые получат благодеяние; они должны будут плакать, ибо хваление прилично благодарящим, а плач – наказуемым. Посему праведные будут тогда хвалить Бога, а умершим в грехах не время уже будет славить Его. 15 . Что же касается до сего места: так нисшедший в преисподнюю не выйдет ( Иов.7:9 ), то читай следующие затем слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

17 ст. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу, на воздухе, и так всегда с Господом будем. Златоуст и другие допускают некоторую последовательность моментов в акте воскресения: сначала воскреснут умершие о Христе, т. е. праведные христиане, куда должны однакож быть причислены и ветх. зав. праведники, которые жили верой во Христа и должны воскреснуть с Ним, потом оставшиеся в живых до того времени будут внезапно изменены и восхищены на облаке на встречу Господу; наконец воскреснут и нечестивые для суда. (Рук. к изуч. свящ. кн. нов. зав. Иванова 424 стр.). И так всегда с Господом будем, т. е. где Господь, там и мы будем наслаждаться блаженством и велелепием и славой Господа. 18 ст. Итак утешайте друг друга сими словами. Итак, есть ли какая причина, чтобы вам скорбеть об умерших? Оставшиеся до пришествия Господа не будут иметь никаких преимуществ пред умершими. Те и другие с Господом будут. Этим будущим блаженством себя и утешайте, и ободряйте в этой жизни. Глава 5-я 1 ст. О временах же и о сроках нет нужды писать к вам, братья, 2 ст. ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Сколько времени пройдет до пришествия Господня и когда оно будет, об этом вам, братья, нет нужды писать, тем более, что вы уже сами знаете из моих бесед к вам что либо сказать тут точное нельзя, что день пришествия Господа будет совершенно неожидан, подобно тому, как бывает для нас неожиданным появление вора в нашем доме. 3 ст. Ибо когда будут говорить, мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. И когда люди менее всего будут думать о пришествии Господнем и будут предаваться земной жизни в полной беспечности о том, что будет с ними дальше, когда менее всего будут думать о своем спасении, тогда-то внезапно и постигнет их пагуба – неумолимая, неотвратимая. Подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. Подобно тому, как женщину, имеющую родить, муки родов постигают неожиданно, так и люди в своей беспечности будут застигнуты днем Господним неожиданно и как для беременной женщины неизбежны роды и все муки, соединенные с ними, так и участь горькая людей беспечных будет для них неизбежна.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

1 . Одиннадцатый член Символа веры читается так: Чаю (ожидаю) воскресения мертвых. 2 . В сем члене говорится о воскресении мертвых, т. е. что придет, по судьбам Божиим, такое время, когда силою всемогущества Божия, все души умерших людей соединятся опять с их телами, люди оживут и будут жить вечно. (По учению Слова Божия с окончанием жизни, когда тела наши погребаются в земле, души переходят в другой мир – духовный, где ожидают имеющего наступить, когда будет угодно Богу, воскресения всех умерших людей, и затем начнется новая, вечная жизнь, блаженная для живших на земле праведно и мучительная для живших в грехах и нераскаянности. Об этом говорится в 11 и 12 членах Символа веры .) 3 . Вера в воскресение мертвых была и в ветхозаветное время. Праведный Иов во время тяжкой болезни своей так высказывал сию веру: Искупитель мой в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию (т. е. воскресит меня), и я во плоти моей увижу Бога ( Иов.19:25–26 ). А пророку Иезекиилю Бог показал в видении даже самый образ будущего воскресения мертвых. Он видел поле, на котором лежало множество человеческих костей, и, по Слову Господа, кости сии пришли в движение, соединились и облеклись плотью, и тела ожили ( Иез.37:1–10 ). Иисус Христос самым ясным образом говорит о воскресении мертвых. Истинно говорю вам: наступит время, когда мертвые услышат голос Сына Божия и, услышав, оживут ( Ин.5:25 ). И Сам Он, во время земной Своей жизни, не раз воскрешал умерших. Наконец и Сам воскрес. 4 . Для всемогущества Божия воскресение умерших вполне возможно. Если Бог сотворил тело из земли вначале, то может и обратившееся в землю воскресить. Апостол Павел объясняет это подобием посеянного зерна, которое истлевает в земле, но из которого вырастает трава или дерево ( 1Кор.15:36 ). У тех же людей, которые, во время воскресения мертвых, будут живыми, нынешние тела мгновенно изменятся и сделаются такими, с какими воскреснут умершие. Не все мы умрем до всеобщего воскресения, пишет святой Апостол, но все (оставшиеся в живых) изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе (Архангела); ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся ( 1Кор.15:51–52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

1 . Пятый член Символа веры читается так: (Верую во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия …) И воскресшаго в третий день по писанием (по Писанию). 2 . В нем говорится о воскресении Иисуса Христа Спасителя. 3 . Пострадав и умерши на кресте во спасение мира, Иисус Христос в третий день воскрес , и этим показал, что Он действительно Бог, что страдания и смерть Его спасительны для нас – мы ими искуплены и оправданы, что смерть и ад разрушены и что тела наши в свое время воскреснут для новой блаженной жизни, подобно как Сам Христос воскрес. Без воскресения Христова мы не могли быть уверены во всем этом. Поэтому-то праздник Светлого Воскресения Христова или Пасхи есть у нас праздник из праздников. 4 . О спасительности воскресения Христова так говорит слово Божие. Если Христос не воскрес, то напрасна и вера наша в Него ( 1Кор.15:14 ). Как в Адаме все умирают, так во Христе все (верующие в Него) оживут ( воскреснут для блаженной жизни) ( 1Кор.15:22 ). Ныне Христос воскрес из мертвых, – первенец из умерших ( 1Кор.15:20 ). 5 . В то время, когда тело Иисуса Христа лежало в гробе, Он душою Своею, соединенной с Божеством, находился везде, как поется в одной из пасхальных песней: Во гробе плотски (телом) во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе со Отцем и Духом, вся исполняяй (наполняя), неописанный (не ограниченный местом, вездесущий) . 6 . Ад – слово греческое и значит место темное, подземное царство духов. По христианскому учению, ад есть духовная темница, т. е. состояние, в котором находятся духи, удаленные за грехи от лицезрения Божия и соединенного с Ним света и блаженства. 7 . Иисус Христос после Своей смерти, до Воскресения, сходил в ад для того, чтобы и там проповедовать победу свою над смертью и извести оттуда находившиеся там души людей, которые с верою ожидали пришествия Его. 8 . Об этом так говорит Священное Писание. Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умертвлен по плоти, но ожив духом (жив был душою), которым Он и находящимся в темноте (в аду) духам, сошедши, проповедал (спасение) ( 1Пет.3:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

1Кор. 15:13 . «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес». Почему же так? Ибо что есть неотъемлемая принадлежность рода, то иметь месть в каждом неделимом (Еп. Феофан); а поскольку Христос был истинным человеком, то если вообще невозможно воскресение мертвых людей, и для Христа не было бы возможности воскреснуть, – что, как выше было сказано, опровергается действительностью. При допущении же мысли, что и при воскресении Христовом мертвым не предстоит воскреснуть, выходит та несообразность, что бесцельно было бы самое воплощение и воскресение Христа, и некому было бы утешаться Его лицезрением в прославленном человечестве. 1Кор. 15:14 . Далее Апостол ведет доказательство от противного: допустим, что воскресение Христово не совершилось. Что выходило бы отсюда? Несообразности одна другой безотраднее. «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша (апостольская) тщетна, тщетна и вера ваша», а это допустить, подразумевается, никоим образом нельзя; ибо уверование Коринфян основывалось не на одних словах, а было подтверждено знамениями и чудесами, из которых они уразумели, что перед ними Божии послы и возвещают им волю Божию, и вера их не была пуста, а сопровождалась очевидными удостоверениями, что они вступили на путь истинный и Божий. Осязательнее всего это доказывали чрезвычайные дары Святого Духа (Еп. Феофан). 1Кор. 15:15–16 . «Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал… Ибо если мертвые не воскресают, то (как выше замечено) и Христос не воскрес». А разве это не новая нелепость? Можно ли, – как бы так говорил Апостол, – все, то, что я имею свыше, иметь для уверения лжи и обмана, которые при том же падали бы и на самого Бога, ибо не кто другой, как Он вооружил меня чудесными дарами. 1Кор. 15:17 . «Если Христос не воскрес, то … вы еще во грехах ваших». В самом деле, на чем основывается надежда, что верующему отпущаются грехи? На том, что Христос, умерши на кресте, принес за всех искупительную жертву: се Агнец Божий вземляй грехи мира ( Ин. 1:29 ). А что жертва сия принята – это чем свидетельствуется? Воскресением умершего за грехи. Если Он не воскрес, – жертва не принята; смерть Его, как и смерть всех» (Еп. Феофан). А это не есть ли прямая несообразность?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

1Кор. 15:49 . «Как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного». Сие сказал Апостол в виде предречения, а не увещания (Феодорит). Будем носить, говорить, не сомневайтесь… «Удостоверение в этом возьмите из того, что мы облекались во образ перстного Адама… путем естественного рождения. Приняв же в купели крещения залог духовного облечения в Небесного, не сомневайтесь, что явитесь вполне облеченными в Него по воскресении в будущем веке» (Еп. Феофан). 1Кор. 15:50 . «Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать царствия Божия, и тление не наследует нетления». Плотью и кровью называет Апостол природу смертную (Феодорит). Это тело наше, в том виде, как оно теперь есть – грубое, многостихийное, грузное и всегда готовое распасться, не годится для царствия Божия; потому без воскресения и облечения в нетление, хотя бы и свят кто был, царствия, как оно устроено, не увидит… Апостол смотрит на человека целостного – в полном составе. Душа одна – не человек (Еп. Феофан) д) Судьба тел, которым не придется испытать смерти до пришествия Христова ( 1Кор. 15:51–58 ). «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся». Итак, когда умираешь, – внушает Св. Златоуст, – не бойся этого, как будто не воскреснешь; есть, несомненно есть такие, которые избегнут смерти, но для воскресения им будет этого недостаточно, а необходимо, чтобы тела и тех, которые не умрут, изменились и сделались нетленными. 1Кор. 15:52 . «… все изменимся вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся». Так, после много, сказанного о воскресении, он теперь открывает в нем весьма дивное. Ибо не только удивительно, что тела сперва сгниют, а потом воскреснут, и не то, что восставшие после гниения будут лучше нынешних, и не то, что живые перейдут в лучшее состояние, и не то, что каждый получит собственное, а не чужое тело; но и то, что столь многие и столь великие дела, превосходящие всякий ум и всякое разумение, совершатся вскоре, т. е. во мгновение времени или, – как он яснее выражает это, во мгновение ока, так быстро, как смежаются вежды» (Св. Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010