Но вот сейчас говорят люди: – Америка – это христианская страна, Германия – это христианская страна, давайте объединяться с христианскими странами…. Это языческие страны, они никакие не христианские. А кто такие язычники? Это многобожники. А разве в Америке мало богов? Там поклоняются поп-музыкантам, там поклоняются президентам, там поклоняются золоту, доллару, сексу, наркотикам, алкоголю, и сейчас дух язычества пришел к нам. У нас тоже много богов – марихуана, бог – героин, бог – конопля. Вы знаете, как наркоманы воспринимают героин? Я вот с одним героинщиком разговаривал, он говорит: – Мы его воспринимаем как живое существо. Они его зовут «Герыч», как будто сосед какой-то по квартире, Герыч. Они его воспринимают как некую личность и устанавливают с ним как бы личностные отношения. Это бес какой-то. За всеми идолами скрывается кто? И современный мир, на мой взгляд, более языческий, чем языческие миры древности, античной древности. Потому что тогда можно было зайти в храм, где много богов, но дома вести более-менее нормальную жизнь. А в наше время люди полностью захвачены этими ложными культами. И мы читаем далее, также 19 стих: «и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его» – весь этот всемирный Вавилон падет, ничего от него не останется. Откр.16:20–21 . «И всякий остров убежал, и гор не стало; и град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая». Все заражено, град падает на землю, а люди заболевают. Сейчас если человек под дождь попадет, он может облысеть. В местах повышенной радиоактивностиу него могут начаться проблемы со здоровьем. Когда Чернобыль взорвался, и через несколько дней были первомайские праздники, киевлян даже не предупредили, что дождь может быть опасен. Они все вышли на этот праздник, хотя им надо было по домам сидеть, прятаться. Радиационное облако прямо от Чернобыля пришло к Киеву, и столько людей заболели там, столько людей до сих пор умирают от раковых заболеваний! И власть всё скрывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

По Своему таинственному Божеству Бог есть Отец. Но нежная любовь, обращенная к нам, делает Его матерью. Любя, Бог обретает женские черты. Климент Александрийский Какой богач может спастись? 37. Как бы то ни было, преобладание в конечном счете отцовской символики знаменует неслиянное, сохраняющее дистанцию общение. Преобладание же материнской символики (как это имеет место в Индии) означало бы слияние, упраздняющее личность. На Пятидесятницу Отец дает Духа «во имя Сына». Дух есть «Дух Сына», «Дух Христа». Христианский Запад особенно настаивал на этой фундаментальной истине, созерцая «движение» Божественной «единосущности», движение троичной любви от Отца к Сыну, затем от Отца и Сына к Духу, Который сообщает ее нам. Однако св. Августин уточняет, что хотя Дух исходит также и от Сына (по–латыни Filioque), все же principaliter — изначально — Он исходит от Отца, остающегося единственным началом других Божественных Лиц. Христианский Восток, некоторые формулы которого (прежде всего александрийских отцов) достаточно схожи с западными, в то же время с пристальным вниманием созерцал дарование Слова через Духа. Именно через Духа Слово восприняло плоть, именно через Духа Оно обнаруживает Свое присутствие в Церкви. Таким образом, отношение между Сыном и Духом предстает как отношение взаимного служения. Дух исходит от Отца через Сына и являет последнего. Сын рождается от Отца в Духе и является через Него. И оба они являют Отца. В Церкви должна существовать такая же взаимность, такое же со–служение Священства, удостоверяющего сакраментальное присутствие Христа, и Пророчества, выявляющего свободу совести каждого в Духе Святом… Существование Христа есть существование в Духе Святом, цель которого — одухотворение («пневматизация») всякой плоти. Пришествие Христа? — Дух предшествует Ему. Его пребывание во плоти? — Дух неотделим от Него. Чудеса и дар исцеления? — Это Дух осуществляет их. Изгнание бесов? — В Духе Божием… Прощение грехов? — В благодати Духа, ибо такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6, 11). Единение с Богом? — Дух утверждает его, ибо Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче! (Гал. 4, 6). Воскресение мертвых? — Оно совершается через Духа, ибо Ты посылаешь дух Твой… и Ты обновляешь лице земли (Пс. 103, 30).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

(1)   «Вдова должна быть избираема моложе шестидесяти лет, бывшая женой одного мужа, известная по добрым делам». [Апостол] сказал: «Пусть учатся прежде всего почитать свою семью и воздавать должное родителям», – сказал, что «сластолюбивая заживо умерла», – сказал, что «если кто о домашних не печется, тот хуже неверного», – сказал, что которая этого не имеет, та не достойна включения в чин вдов. Там он говорит, что должна она иметь. Что же? Разве будем судить о ней полетам? Какая же в этом заслуга? Ведь не от нее зависело прожить шестьдесят лет. Не по одному возрасту только [должно судить], говорит он, так что если бы она и переступила за этот возраст, но не имела заслуг, то и тогда не должна быть причисляема [к вдовам]. Почему он с такой точностью определяет возраст, причину этого указывает после, определяя ее не самостоятельно, а по указанию от самих вдов. Для начала же выслушаем следующие [слова]. «Известная, – говорит, – по добрым делам». В каких делах? «Если она воспитала детей». Поистине немаловажное это дело – воспитать детей. Но воспитание детей не в том состоит, чтобы просто только вскормить детей, а воспитать как должно, подобно тому как и выше сказал [апостол]: «Если пребудет в вере и любви и в освящении» [ 1Тим.2:15 ]. Видишь ли, как везде он ставит благодеяния, оказанные близким, выше оказываемых чужим? Прежде говорит: «Если она воспитала детей, – а потом, – принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу». Но что, если она бедна? И тогда она не лишается возможности ни воспитывать детей, ни принимать странников, ни утешать скорбных. Она не беднее той, которая положила два обола [ Мк.12:42 ; Лк.21:2 ]. Допустим, что она бедна, однако же она имеет дом, живет не под открытым небом. «Если святым, – говорит, – ноги умывала». Это не требует издержек. «Если отдавалась всякому доброму делу». Он дает здесь как бы некую заповедь? Он призывает оказывать телесное служение, так как женщины особенно склонны к заботе: постлать постель, успокоить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(6) И [один] сказал мужу в льняной одежде, который стоял над водами реки.: «когда будет конец этих чудных происшествий?» (7) И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времён и времени и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, всё это совершится. (8) Я слышал это, но не понял, и потому сказал: «господин мой! что же будет в конце 193 ?» (9) И отвечал он: «Иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени 194 . (10) Многие очистятся, убеляться и переплавлены будут [в искушении]; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют. (11) Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдёт тысяча двести девяносто дней 195 . (12) Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней 196 . (13) А ты иди к твоему концу и упокоишься 197 , и воскреснешь для получения твоего жребия в конце дней». «КОВАРНЫЙ МУЖ» И «НОВЫЙ РОГ» СИВИЛЛИНЫХ КНИГ По римскому преданию, Сивиллины книги были приобретены ещё царем Тарквинием Гордым (IV в. до н. э.) и хранились в храме Юпитера Капитолийского; в критические для государства времена к ним обращались за советом. Когда в 83 г. до н. э. пожар на Капитолии уничтожил эти свитки, диктатор Сулла отправил на Восток специальную комиссию для сбора новых Сивиллиных книг, в результате чего в Рим была привезена тысяча стихов 198 . Сохранившийся до наших дней сборник из двенадцати книг под названием был создан в промежутке между И в. до н. э. u V в. н. э., а окончательный вид приобрел в эпоху Юстиниана (VI в. н. э.). Написанные на греческом языке классическим гекзаметром, книги эти принадлежат разным авторам:, как греческим, так и еврейским, и даже частью христианским. Еврейской можно считать наиболее обширную 3-ю Сивиллину кишу, которая обычно делится учеными на две части: её ядро, строки 97–829, датируемые серединой II в. до н. э., и строки 1–96, относящиеся к периоду 40–27 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

8) Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Часто и сам человек не может хорошо разобрать своих чувствований и понять стремлений духа, живущего в нем. Если одинокий миссионер пожелал бы переменить дело службы, ему давали бы свободу избирать любое и даже [ предлагали бы] пособие, соразмерное службе его: он мог бы, не лишаясь имени миссионера, получить в институте миссионерском должность частного надзирателя, или читать с воспитанниками Библию в классах, или какому-нибудь из профессоров помогать в репетициях, или пожить на хуторе, или послужить при больнице, или подержать у себя на руках библиотеку института, или сходить ко Святым местам, или при миссионерском обществе потрудиться вместе с другими в издании Вестника Российской Церкви, и потом, если угодно ему, опять вступить в какую-нибудь из миссий, на Восток ли хочет лететь, или на Запад, или на Юг, или на Север. Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущие в ней (Пс 1). Только бы сердце миссионера Господу принадлежало, только бы он, куда ни устремится, везде учился ходить перед Богом и жить для Бога и действовать с Богом, взирая на Него и говоря Ему: Господи! Ты проникаешь меня и знаешь, Ты знаешь, когда я сяду и когда я встану; Ты предусматриваешь мысль мою издали; в пути моем и в отдохновении ты окружаешь меня; все стези мои Тебе известны. Куда уйду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Проникни меня, Боже, и узнай сердце мое, испытай меня и узнай помышления мои и зри, не на опасном ли я пути, и руководи меня на путь вечности ( Nc CXXXVIII, 1, 2, 3, 7, 23, 24 ). Но для чего такое множество миссионеров, диаконисс и станов миссионерских? Не только для неверующих, но и для тех, которые по метрическим книгам известны под именем верующих. Их много, а миссионеров мало. Мы ли одни говорим с инородцами? Напротив, жители деревень, сопредельных с кочевьями их, имеют премногие пути и случаи к различным сношениям с ними, которых миссия, не имеющая способов действовать в разных местах в одно время, лишается.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

А у Бога – наоборот. Когда Он устраивает, то строит скоро, а когда разрушает, то разрушает медленно. Скор Бог на устроение, медленен на разрушение, потому что Богу пристойно и то и другое; в первом обнаруживается Его могущество, во втором – благость; по преизбытку могущества Он скор, по великой благости – медленен. (44, С. 678–679) Таково человеколюбие Божие! Никогда Он не отвергает искреннего раскаяния; но хотя бы даже кто дошел до самой крайней порочности, а потом решился бы возвратиться опять оттуда на путь добродетели, и такого Он принимает и приближает к Себе, и делает все, чтобы привести его в прежнее состояние. И еще более человеколюбия вот в чем: если кто покажет не полное раскаяние, то и краткого и малого Он не отвергает; даже и за него назначает великую награду. (1, С. 63) Что же из... вещей, спросят, есть на небесах? Из... вещей – ничего, но есть нечто гораздо более досточтимое. Не пшеница, ячмень и другие произведения, но повсюду там в великом изобилии всякие плоды Духа – любовь, радость, веселье, мир, благость и кротость, на небесах можно видеть не стада овец и табуны волов, но души совершенных праведников, душевные добродетели и нравственные совершенства, не одежды и платья, но венцы драгоценнее всякого золота, награды, воздаяния и бесчисленные блага, уготованные добродетельным. (27, С. 330) ...кротчайший Давид, рассуждая о человеколюбии Его, говорит: как высоко небо над землею, так велика милость [Господа – С. М.] к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его ( Пс.102:11–13 ), и даже еще более, чем отец, но мы не знаем другого лучшего примера высочайшей любви. (7, С. 148) В тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской ( Иер.31:32 ). Но для чего Бог говорит... об образе исхода (иудеев из Египта)? Когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской. Чтобы показать Свою отеческую любовь, Он вывел их не как рабов, но взял, как отец дитя, и так освободил; не повелел, как рабу, позади Себя идти, но взял за правую руку, как сына благородного и свободного, и так вывел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Апостол именно потому не похулил желающих епископства, что в те апостольские времена за епископством следовало мученичество, и как из апостолов, так и из епископов мало кто умер своей смертью , но весьма многие скончались в мученичестве. Ибо нечестивые мучители прежде всего искали епископов и учителей христианских, как предводителей, и потому, если кто желал епископства, тот желал вместе и мученичества, желал бесчестия, оплевания, заушения и ран, а не гордого превозношения и почестей. Потому-то в те времена желавший епископства, желал доброго дела. Ныне же ищущий епископского сана должен бояться, чтобы, приняв на себя попечение о спасении других, не погубить свою душу. Недаром говорит святой Златоуст: «Сомневаюсь, чтобы кто-либо из начальствующих мог спастись». И затем, удивляясь желающим епископства, этот учитель говорит: «Вижу имущих и стремящихся взять на себя такую тяготу начальствования; если привлекаемые к епископству по нужде не имеют никакого прощения и оправдания, когда не радеют и плохо устраивают дело, то тем более повинны те, которые сами стремятся к получению такого сана. Они много более лишают себя всякого оправдания и прощения. Подобает бояться и трепетать как по совести, так и из-за тяготы начальствования» (Беседа 34 на Послание к Евреям, гл. 13). Так говорит святой Златоуст. Но обратимся к архиерею, избранному Богом, святому Гурию. Отлучен был святой Гурий от таких желателей епископства, «как отстоит восток от запада» ( Пс. 102:12 ) и светила небесные от земной юдоли. Когда же пришел на престол своей новопросвещаемой паствы, он воистину сделался светом той страны, и сбылись тогда слова Писания: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» ( Ис. 9:2 ). Ибо воссиял святитель Христов как образ добродетельной жизни, согласно повелению апостольскому: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» ( 1Тим. 4:12 ). Мы же, слушая эти апостольские слова, думаем, что архиерею повелевается иметь житие вместе со словом и слово с житием, ибо сказано: «Будь образцом в слове, житии». Словом – чтобы учить, житием – чтобы на деле показывать то, чему поучает пасомых.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Аскетически, по-христиански слышит Соломона и св. Григорий Нисский . Суть екклесиастовых слов святой отец выражает: «А что вожделенно для плоти, то для души – забота и суета» Беседа 5]. Поэтому и правильно сделал царь, что запретил сердцу своему прилепляться к земным трудам и заботам. Св. Григорий с нищим странником-философом, а не с богатеющим в трудах своих царём. Таков Восток. Сказочные богатства и роскошь с лёгкостью меняются на богатства иного сказочного царства – того, что не от мира сего. Блж. Иероним отмечает Соломонову мысль, что не в том ведь только беда, что наследство может достаться глупому, достаточно и того, что в любом случае оно достанется иному, не потрудившемуся. А дальше святой отец интересно и тонко подмечает происходящее с писателями. Блж. Иероним: «(В любом случае) дело сводится к одному и тому же, что другой пользуется трудом человека, и приобретённое пóтом умершего служит к наслаждению живущего. Пусть каждый спросит самого, и он узнает, с каким трудом он составляет книги, как часто стиль перевёртывать должен, чтоб чтения достойное мог написать (Ex. Horat. Sat. s. 1 sat. 10), а между тем он отдаёт часть свою человеку, который не трудился» 2, 20–23]. Итак, «приобретённое пóтом умершего служит к наслаждению живущего». Вот такова жизнь. Разочарование третье: От твоих трудов тебе самому – ничего! Наследник может оказаться и глупым – на ветер пойдёт всё, чем ты занимался под солнцем. Иной будет пользоваться достоянием твоим, как будто это часть его. – А самому что? – А самому ничего! Быт. 1:1 В начале Еккл. 2:22 Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем? Еккл. 2:23 Потому что все дни его – скорби, и его труды – беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это – суета! Естественный вопрос каждого труженика: что он будет иметь от труда своего, да ещё и от заботы сердца своего? Сколько сил, сколько нервов на всё положено! Екклесиаст не отвечает на вопрос. По Екклесиасту, тут и отвечать нечего. Отрицательный ответ для безуспешного искателя «итрона» очевиден. Наш философ, не отвечая, сразу отмечает только причину того, почему человек не будет иметь ничего от всего труда своего и заботы сердца своего. И это потому что все дни труженика – скорби, и его труды – одно беспокойство , так что даже и ночью сердце его не знает покоя .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Братия и сестры, слово «сретение» в переводе со славянского означает «встреча». Кто же с кем сегодня встретился? Встретился Бог с человеком, встретился Жених с невестой – Господь с земной Церковью. История ожидания этой встречи, а значит, и история сегодняшнего праздника, начинается буквально с первых дней бытия мира – от Адама и Евы. Из Библии мы знаем, что, когда Адам и Ева были изгнаны из Рая и разлучились с Богом, Господь обещал им, что придет некогда на землю Мессия, Который спасет людей от проклятия и смерти и снова приведет их в Рай. С того времени и начинается ожидание этой обещанной встречи, или по-славянски сретения. Прошли долгие века и тысячелетия, прежде чем Божие обетование прародителям исполнилось. Чтобы люди не забыли о предстоящей встрече и не перестали ее ждать, Бог многократно через пророков напоминал о ней. Мы знаем, что в ветхозаветные времена из всех народов нашей планеты только один знал истинного Бога и имел истинную веру – это народ еврейский. У евреев был Соломонов храм – единственный тогда храм истинного Бога на земле. Евреи называли его «Дом Господень» и верили, что придет некогда в Свой дом Владыка дома – Сам Господь. Об этом говорилось в священных пророческих книгах. Например, у пророка Малахии было написано: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф». Народ Божий напряженно ждал этого пришествия, и такое ожидание было главным содержанием всей его ветхозаветной религии. Ожидал этого, казалось, и сам храм. Очень знаменательно, например, что ветхозаветный храм был обращен алтарем на запад. Наши христианские храмы всегда обращены алтарем на восток, а вход в них всегда бывает с запада. В Соломоновом же храме все было наоборот – он имел вход с востока. Храм как бы ждал своего Владыку, своего Бога и Господа, Который должен был прийти с востока, из небесной страны света, ибо пророки в своих книгах часто сравнивали грядущего Мессию с восходящим солнцем, звездой или даже просто светом. Свет же и все светила являются с востока, а потому туда и был обращен вход Иерусалимского храма.

http://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-byl...

В молитве Херувимской песни Царем славы назван Иисус Христос, чем подчеркивается Его божественное достоинство. Образ Царя славы, входящего в двери вечные, соответствует тому моменту священнодействия, когда хлеб и вино, приготовленные для того, чтобы стать Телом и Кровью Христа, вносятся через царские врата в алтарь, чтобы быть положенными на престоле. Литургия («Иже херувимы»). Икона. 1570-е гг. (Третьяковская галерея, Москва) Божественное достоинство Христа и Его равенство с Отцом подчеркиваются целым рядом других наименований, заимствованных из ветхозаветного каталога имен Божиих: Господь Бог наш; Господь серафимов; Царь Израилев; единственный Святой; почивающий во святилище. Вот лишь несколько примеров: Господь, царь Израилев, посреди тебя… Господь Бог твой среди тебя… ( Соф. 3:15, 17 ). Ты же во святилище живешь, хвала Израиля ( Пс.21:3 ) 749 . Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем. Бог Израилев – Он дает силу и крепость народу [Своему] ( Пс.67:36 ). Буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев! ( Пс.70:22 ). Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя ( Пс.79:2 ). Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище… ( Ис.57:15 ). Литургия святителя Василия Великого и Иоанна Здатоуста. Фреска церкви Богородицы Евергетиды (Радославова капелла) монастыря Студеница. 1235 г. Молитва «Никтоже достоин» засвидетельствована в самом раннем дошедшем до нас списке византийской Литургии Василия Великого – Барбериновском Евхологии VIII века. Предполагают, что она вошла в чин Литургии Златоуста достаточно поздно в качестве вставки в уже существовавший литургический чин 750 . В то же время можно предположить, что рассматриваемая молитва сложилась уже в V веке, когда Церковь испытывала особую потребность в том, чтобы применять к Иисусу Христу ветхозаветные имена Божии. Молитва стала итогом догматических споров, колебавших христианский Восток на протяжении более полутора столетий: с начала IV по середину V века. В ходе этих споров были последовательно опровергнуты арианство, несторианство и монофизитство; и было провозглашено, что Сын Божий равен Богу Отцу, что Он имеет две природы – божественную и человеческую. Став человеком, Он не перестал быть Богом: на это указывают слова «непреложно и неизменно был еси Человек».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010