в храмовой декорации характерно для др. храмов средневизант. периода: мозаика апсиды кафедрального собора в Монреале (Сицилия), XII в., фрески ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде, 1199 г.,- в центральной апсиде, во 2-м регистре святительского чина, рядом со свт. Ипатием Гангрским, фронтально в рост, в левой руке - Евангелие, правой благословляет. Н. В. Пивоваровой отмечена композиционно-смысловая связь В. и свт. Николая Мирликийского (в 1-м регистре, над В.), «объединяемых как действенные заступники и помощники в бедах» ( Пивоварова. С. 43). От поздневизант. периода сохранился ряд подобных изображений в балканских храмах: в ц. св. Николая Шишевского в Нире близ Скопье (Македония), ок. 1380 г.,- фигура святого представлена в числе 4 святителей (фронтально в 3/4-ном развороте), изображенных на сев. и юж. стенах алтаря (возможно, входили в композицию «Небесная литургия»); в ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония), 1376-1381 гг., в нижнем ярусе в алтарной композиции «Евхаристия» - в 3/4-ном развороте, в крещатой ризе, обеими руками держит полуразвернутый свиток. В алтаре ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Липляне (Косово и Метохия, Сербия), ок. 1380 г., в композиции «Поклонение жертве» образ сурового старца, предположительно В., сходен с изображением святого в Марковом мон-ре, использованы те же художественные приемы: мощная лепка объемов, крупный нос, небольшие глаза, сходящиеся на переносице кустистые брови. В церкви в Липляне борода В. более короткая, не остроконечная, а округлая. Изображен В. также в росписи ц. Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря, 1313 г., в юж. части апсиды, во 2-м регистре святительского чина, рядом со свт. Спиридоном Тримифунтским ( Сарабьянов В. Д. Иконографическая программа росписей собора Снетогорского мон-ря//ДРИ. СПб., 1999. С. 229), и предположительно в жертвеннике ц. свт. Николая в Гостинопольском мон-ре, ок. 1475 (?) г.,- кон. XV в. (не сохр.); над входом с сев. стороны в ц. Власия, сер.- 2-я пол. XV в. (?). Богоматерь с Младенцем и сщмч.

http://pravenc.ru/text/155013.html

В монументальном искусстве образ Н. также включается в пророческие циклы (мозаики пресбитерия собора в Чефалу. Ок.1154-1165; фрески в барабане ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (80-90 гг. XII в.); роспись подпружных арок ц. св. Апостолов [св. Спаса], Печская Патриархия (XIII в.) и т. д.; в минологии (росписи нартекса кафоликона во имя Христа Пантократора мон-ря Высокие Дечаны (1338/39-1348); нартекса ц. св. Апостолов [св. Спаса], Печская Патриархия (1350); вост. арки ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре (1467-1472); нартекса ц. свт. Николая в Гостинополье (ок. 1475). Изображение Н. иногда входит в состав пророческих чинов: напр., на иконах «Пророки Малахия и Наум» из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (ок. 1497, ГРМ); «Пророки Малахия и Наум» из иконостаса ц. арх. Гавриила Кириллова Белозерского мон-ря (1534, КБМЗ); «Пророки Гедеон и Наум» (посл. треть XVI в., ЯХМ); из Рождественского собора Саввина Сторожевского мон-ря (1649-1650); «Праотец Вениамин и прор. Наум» (XVII в., Саратовский гос. художественный музей им. А. Н. Радищева); «Пророки Моисей, Илия, Иеремия, Наум» из ц. Покрова в Филях (кон. XVII в., ЦМиАР); из ц. Преображения Спасо-Кижского погоста (1-я четв. XVIII в., ГИАМ «Кижи); из церкви в с. Селезениха (кон. XVIII в. Тверь. Гос. НИИР). Редко Н. изображается на иконах среди избранных святых (икона «Пророк Наум, святые ярославские князья Феодор, Давид и Константин, вмч. Феодор Стратилат и св. мученик Мамант», XVIII в. КГИАХМЗ) или в сложносоставных композициях (икона «Древо Иесеево», 2-я пол. XVII в., ГТГ). В иконописи известны и редкие примеры единоличных изображений Н. (икона ок. 1800, коллекция Питера Наума в Галерее Лестер, Лондон, За исключением надписей на свитках, воспроизводящих различные строфы из Книги прор. Наума, а также пророческих одеяний, характерных иконографических черт в изображении Н. нет. Он может быть представлен безбородым (в Россанском кодексе, на иконе из церкви в с. Селезениха) или с клиновидной бородой (на фресках мон-ря Дионисиат, XVI в.), с высоким лбом (в мон-ре Высокие Дечаны), с длинными волосами (ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге), в пророческой шапочке (на иконе «Пророки Гедеон и Наум» из ЯХМ), в одеждах (хитоне и гиматии) разных цветовых сочетаний. Наиболее часто встречается его изображение с короткой округлой бородой.

http://pravenc.ru/text/2564746.html

Петра и Павла в Кожевниках). Близкими по типу являются также такие новгородские памятники, как ц. Двенадцати апостолов на Пропастех (1455), несохранившиеся храмы св. Лазаря в Лазаревом мон-ре (1461, см. ниже) и особенно свт. Николая в Гостинопольском мон-ре (между 1471 и 1475), к-рые, по предположению Вл. В. Седова, могли быть выстроены одной артелью, работавшей при архиерейском доме. Церковь св. Симеона является последним датированным произведением архитектуры независимого Новгородского гос-ва. Она фактически завершила эволюцию самостоятельной новгородской архитектурной школы. Богоматерь перед киворием. Вмч. Феодор Тирон. Роспись ц. во имя св. Симеона Богоприимца. Между 1467 и 1472 гг. Фотография. 2008 г. Богоматерь перед киворием. Вмч. Феодор Тирон. Роспись ц. во имя св. Симеона Богоприимца. Между 1467 и 1472 гг. Фотография. 2008 г. Возможно, после разорения церкви шведами (в 1654?) были переложены свод, купола, алтарная конха, центральные и четверные своды храма, в сев.-зап. углу фрески обгорели. При последующих перестройках появилась крупная луковичная глава, на месте деревянной паперти - обширный 2-этажный объем каменного притвора и ризницы с запада (XIX в., до 1860) без декора. В процессе реставрации в 1964-1967 гг. (архит. Штендер) были раскрыты и восстановлены первоначальные формы окон, портала, декор. Оставлено 8-скатное покрытие XVII в. В 70-х гг. XX в. завершены работы в основном объеме: устроено междуэтажное перекрытие на металлических связях, настлан кирпичный пол и осуществлено приспособление храма для музейного показа. Памятник сохраняет роспись, которая датируется по ктиторскому изображению свт. Ионы периодом между 1467 и 1472 гг. Она была раскрыта в 1923 г. (экспедиция Главмузея под рук. Юкина), 1944-1948 гг. (Д. Е. Брягин, Е. А. Домбровская) и 1971-1976 гг. Живопись XV в. сосуществует с фрагментами XVII, XVIII и XIX вв., поэтому до полного раскрытия древних фресок ряд исследователей указывали на их «ремесленный» характер. Роспись рассчитана на восприятие с близкого расстояния, миниатюрна и близка к иконной.

http://pravenc.ru/text/199663.html

Т. 1. С. 28) он издал простагму, в которой впервые назвал обитель «монастырь моего царства» (ранее эту формулировку императоры использовали только по отношению к Великой Лавре и Ватопеду) и решил в пользу З. спор с Хиландаром о владениях в Хандаксе (этому спору посвящены еще 3 акта). Далее источники ничего не сообщают о ктиторстве над З. балканских правителей, но с 1321 г. они регулярно сообщают о ктиторах более низкого ранга ( Болутов. 1961. С. 57; Павликянов. 2005. С. 70-74). Роль религ. и культурно-просветительного центра З. играл и во время османского завоевания благодаря поддержке молдав. и валашских господарей, которые в нач. XV в. построили и обновили в мон-ре ряд зданий, подарили обители иконы, богослужебную утварь и книги. Молдав. господарь Александр Добрый (1400-1432) ежегодно выделял монастырю 3 тыс. аспр, о чем сообщает акт от 9 февр. 1433 г. (вероятно, дата ошибочна, т. к. в это время в Молдавии господарями были Илиаш и Стефан II - см.: Павликянов. 2005. С. 75). По др. сведениям, Александр ежегодно выделял 10 тыс. аспр монастырю и по 1 тыс. аспр его монахам ( Куев. 1986. С. 39). Молдав. господарь св. Стефан III Великий (1457-1504) ежегодно выделял З. 100 дукатов (о несохранившемся хрисовуле от 10 июня 1466 сообщает Г. Смирнакис), в 1471 г. подарил 500 аспр, в 1475 г. построил на пристани башню и «дом для кораблей», в 1495 г. обновил стены, келлии и трапезную. После того как в 1500 г. родосские рыцари разрушили обитель, он отремонтировал монастырский комплекс и расписал церковь (1501-1502). По его указанию в З. вернулся книжник мон. Виссарион Хиландарский. В 1456 г. Стефан III вложил в мон-рь молдавскую икону вмч. Георгия ( Σμυρνκης. 1903. Σ. 559; Мердзимекис. 2003. С. 359; Pavlikianov. 2005. С. 29) и вышитую его дочерьми драгоценную завесу для нее, а позднее - 2 пергаменных с миниатюрами и богатой орнаментикой Евангелия - 1492 г. (ГИМ. Муз. 3641) и 1502 г. (Vindob. slav. N 7). Его сыновья и преемники также были ктиторами: Богдан III (1504-1517) завершил строительство пристани, а Петру Рареш (1527-1538; 1541-1546) купил для мон-ря мельницу близ Фессалоники. В 1568 г. Роксандра, мать молдав. правителя Богдана, подарила мон-рю 52 тыс. аспр ( Куев. 1986. С. 39), в 1575 г. молдав. господарь Петр Шкиопул издал грамоту о ежегодном выделении 100 дукатов и 6,5 тыс. аспр мон-рю и 500 аспр больнице. В 1651 г. молдав. господарь Василий Лупу дал мон-рю 2 грамоты (25 марта и 29 мая), по которым в управление З. был передан мон-рь Добровэц близ г. Яссы (совр. Румыния; зографская братия возродила мон-рь; в 1863, после секуляризации господаря Александра Кузы, он был упразднен). В 1698 г. господарь Антиох Кантемир подарил мон-рю заброшенный Киприановский мон-рь (см. ст. Кэприана ; к 1861 этот мон-рь имел 50 тыс. га земли, 16 сел, 2/5 его годового дохода достигали 12-15 тыс. тур. лир и поступали в казну З.- Болутов. 1961. С. 61).

http://pravenc.ru/text/199949.html

Согласно позднейшему «Письму о нелюбках иноков Кириллова и Иосифова монастырей» (40-е гг. XVI в.), учеником П. стал прп. Нил Сорский. Это сообщение многими учеными признано достоверным ( Ключевский. С. 190; Зимин. 1977. С. 58; Прохоров. 1991. С. 143; Древнерус. патерики. С. 444), хотя данное мнение разделяется не всеми исследователями ( Лурье. 1960; Романенко. 2003). В период игуменства Спиридона (1467-1474) П. оказался в Троице-Сергиевом мон-ре (см. Троице-Сергиева лавра ). Возможно, его уход из Кириллова Белозерского мон-ря связан с переводом его настоятеля Кассиана на архимандритию в Спасо-Каменный мон-рь. В Троицкой обители П. переписал древнейший из известных в наст. время список Жития прп. Кирилла Белозерского и службы ему (РГБ. Ф. 304/I. 764; Ключевский. С. 123. Примеч. 1. С. 190; Яблонский П. [М.], свящ. Пахомий Серб и его агиогр. писания. СПб., 1908. С. 91, 177). Благодаря поддержке великокняжеского духовника Ростовского архиеп. Вассиана I (Рыло) и дьяка Л. Алексеева П. был приближен к великокняжескому двору. В 1478 г. Московский вел. кн. Иоанн III Васильевич уговорил его стать игуменом Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ) (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 319). П. стал преемником игум. Авраамия (1475-1478). По данным троицких актов, это событие произошло после 17 сент., но до 24 нояб. 1478 г. Судя по тому, что первой, выдавшей на имя П. жалованную оброчную грамоту стала влиятельная в политических и церковных делах вел. кнг. Мария Ярославна, вдова вел. кн. Василия II и мать Иоанна III, правившая на ростовских и ярославских землях, можно полагать, что она также имела отношение к назначению нового настоятеля Троице-Сергиева мон-ря (АСЭИ. Т. 1. 457-458. С. 344-346). 4 апр. 1479 г. архиеп. Вассиан и П. крестили в Троице-Сергиевом монастыре недавно родившегося вел. кн. Василия III Иоанновича , первенца Иоанна III от его 2-го брака с вел. кнг. Софией (Зоей) Палеолог (ПСРЛ. Т. 23. С. 193; Т. 25. С. 323; Иоасафовская летопись. М., 1957. С. 118). Весной 1480 г. П. крестил их 2-го сына - буд. дмитровского кн. Георгия Иоанновича (ПСРЛ. Т. 23. С. 180; Т. 24. С. 199).

http://pravenc.ru/text/2578675.html

Приглашение к строительству в Казани и Свияжске мастеров из Пскова исследователи связывают с заказом кн. П. И. Шуйского ( Седов. 1996. С. 173), воеводой в Свияжске (1552-1553) и Казани (1553-1557; см.: Разрядная книга: 1475-1598 гг./Подгот. текста, вступ. ст. и ред.: В. И. Буганов. М., 1966. С. 133-134, 139, 152, 159). К сер. 60-х гг. XVI в. в Казани были построены деревянные храмы: в крепости - ц. во имя вмч. Димитрия Солунского над Збойловыми (позднее Димитриевскими, не сохр.) воротами; соборная ц. в Спасо-Преображенском мон-ре, храмы Троице-Сергиева мон-ря у Тюменских ворот (позднее Преображенских (Сергиевских); «строение Троицкаго Сергиева монастыря архимандрита с братьею»), ц. Введения во храм Пресв. Богородицы с Никольским приделом «у царского двора» в сев. части; на посаде - Петропавловская ц. с приделом во имя святых Космы и Дамиана, ряд Никольских храмов - «Никола… гостин… поставленье попа Григорья», Ляпуновский («атамана Ляпуна… псковского сведенца») с приделами во имя святых Космы и Дамиана и святых Зосимы и Савватия Соловецких, Боровский (на месте совр. Покровской ц.), Тульский, «в Псковичах», Вешняковский, Зарайский с приделом во имя вмц. Параскевы Пятницы, а также церкви Покровская, Воскресенская «в солдатских слободах», Ярославских чудотворцев; «за булаком в остроге государевом» в Ямской слободе Успенская ц. с приделом во имя святых Флора и Лавра ( Невоструев. 1877. С. 21-24, 37-41, 46; Липаков. 2002. С. 195-196). Деревянными были обители: основанная государевой казной Успенская Зилантова за р. Казанкой «за русским кладбищем» с 2 храмами - Успенским и теплым во имя Всех святых ( Невоструев. 1877. С. 78; Рощектаев. 2004. С. 21, 120); Иоанно-Предтеченский мон-рь, основанный между 1564 и 1568 гг. архиеп. Германом в качестве подворья свияжского Успенского мон-ря, на месте богадельни, располагавшейся на посаде напротив крепости ( Невоструев. 1877. С. 35; Республика Татарстан: Правосл. памятники. 1998. С. 21; Фролов. 2005. С. 94). Вид Кремлевской ц. с часовней Спасителя в Спасской башне Казанского кремля (1555).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

21-й Монастырь, называемой Котломуж 1471 по месту той горы. От собора с версту на средине горы Афона от моря, в гору верст 10-ть или болше, началной храм Преображения Господня и чудотворной образ Пресвятыя Богородици. 1472 Мощей святых: глава преподобнаго Олимпия, 1473 ноги праведныя Анны, 1474 глава священномученика Харлампия 1475 и протчих немало. Мы же, многогрешные, те все святые места удостоились видеть и часть описать, приснопамятные, по возможности ума моего. А всего и писанию предать невозможно, что Господь привел увидеть и прикладыватся. Обще сказать о Святой горе Афонской Во всех святогорских монастырях есть из частей Животворящаго древа Христова, на котором плотию пострадал, из него по одному неболшому кресту. Еще тоже во всяком монастыре по церквам стенное писание – изображение всяких Господских празников греческаго писма высокой работы, и ясные, прозрачные видом. В иную церковь взойдешь, покажется, аки в рай земной! Во всей везде светится, а притом во всякой церкве, по тамошнем заведению, вместо наших паникадил такие великоогромные поясье медное со свечами на 4-ре цепях повешены, и по всему поясу свечи засвечены идут во время службы. 1476 А у местных образов подьсвешники медные, литые, преболшие, со свечами болшими, кои в великие праздники все засветят и от всего везде сияние исходит. Словом сказать, аки рай земной! И все монастыри велики и прекрасны, а паче Афонская лавра, 1477 Иверской монастырь и Ватопетская лавра, ибо строены стены высоки. Когда еще не было пушек и пороху, то от набегов неприятелей всякой монастырь спасался своими каменными стенами, потому запрут ворота, и попасть в него неможно. Гора Святая Афон есть из земных мест рай монашеской, потому древ растущих всякаго роду множество, как то: маслин, винограду, орехов, яблоней, смоквей, дулей-груш, с кипарней кипарису, дубу, певгов и протчих древ. А воды холодных родников и сочесть невозможно! Монастырей, скитов, келей с церквами так же многое множество. А паче женскаго полу нет. 1478 Ту монаху и спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В заметке «О житии преподобнаго Нила Сорского» 1784 г., происходящей из Ниловой Сорской пуст., сообщается, что И. предпринял путешествия в К-поль, Палестину и на Афон, сопровождая своего учителя (ИРЛИ. Р. IV. Оп. 24. 66. Л. 287-288 об.; Прохоров. 2005. С. 399). Эта информация позволяет предположить, что И., как и прп. Нил, был пострижеником Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Паломничество состоялось между 1475 и 1489 гг. ( Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции рус. монашества. М., 2003. С. 9-10). По возвращении И. поселился вместе с прп. Нилом в скиту на р. Соре (Сорке), в 15 верстах от Кириллова Белозерского монастыря. Рассказ Жития И. противоречит заметке «О житии преподобнаго Нила Сорскаго». Как отмечал Ключевский, автор Жития И. не упоминает о знакомстве И. с прп. Нилом до основания последним скита, ничего не пишет о путешествиях И. с учителем на Восток. Учитывая, что у насельников Сорской пуст. не было причин придумывать рассказ об особой роли И. в основании их обители, более достоверными представляются сведения из заметки «О житии преподобнаго Нила Сорскаго». Через нек-рое время И. покинул Сорский скит и основал свой мон-рь на берегу р. Еды в верховьях р. Нурмы, примерно в 50 км к юго-востоку от Вологды. Как следует из заметки «О житии преподобнаго Нила Сорскаго», прп. Нил при жизни благословил своего ученика на основание общежительного монастыря: «...Твоя обитель имать быти обща, а моя пустыня как при моем животе, так и по смерти моей будет - по едину бо брату имут житии в келиях своих» ( Прохоров. 2005. С. 399-400). Скорее всего приведенный текст фиксирует не реальный диалог, а отражает различие между обителями, возникшее уже после преставления И. В «Завете» И. неоднократно повторяется требование следовать «написанию господина и учителя моего старца Нила», а фрагмент «Завета», в к-ром содержатся правила монастырской жизни, восходит к рукописному наследию прп. Нила. Как следует из «Завета» И., незадолго до кончины святого в мон-ре не было храма. Святой завещал построить ц. во имя «Иоанна Предтечи, крестителя Господня, третие обретение честныа его главы, еже есть маия 25».

http://pravenc.ru/text/389625.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИФОНТ Митр. Геронтий поставляет Нифонта во епископа Суздальского и Тарусского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 285) Митр. Геронтий поставляет Нифонта во епископа Суздальского и Тарусского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 285) († 8.03.1508), еп. Суздальский и Тарусский (1484-1508). Ок. 1476 г. (не ранее авг. 1475 - АСЭИ. Т. 2. 228. С. 149) Н. стал игуменом Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (см. также: Казакова. 1961. С. 192, 200). В период игуменства Н. в Кирилловом Белозерском мон-ре, в 1478/79 г., возник спор о подведомственности обители: Ростовский архиеп. свт. Вассиан I (Рыло) , пользовавшийся поддержкой вел. кн. Московского Иоанна III Васильевича , настаивал на непосредственном подчинении ему этого крупнейшего мон-ря и посылал туда своих десятинников для сбора податей. С этим были не согласны Н. и верейско-белозерский кн. Михаил Андреевич, к-рые отстаивали изначальное, установленное прп. Кириллом Белозерским право патроната князя над мон-рем (см.: ПСРЛ. Т. 23. С. 178-179; Т. 28. С. 148, 312-313; Т. 24. С. 197; Иоасафовская летопись. М., 1957. С. 117-118; АСЭИ. Т. 2. 315. С. 279-282). Несмотря на то что удельного князя поддержал митр. Московский Геронтий , Михаил Андреевич был вынужден уступить под давлением вел. кн. Московского Иоанна III Васильевича. Судя по недоброжелательной характеристике, данной Н. в ростовском владычном летописании, он не был постриженником этой обители, а также, вероятно, был пострижен в монахи незадолго до того, как возглавил обитель («се же все зло бысть от тогда бывшаго Кириловскаго игумена, новоначальнаго Нифонта, от новоначялных черньцов и от прихожих чмутов», которым летописцем противопоставлялись «старцы их святые, их манастыря постриженики» - ПСРЛ. Т. 23. С. 179; Т. 24. С. 197; Т. 28. С. 148). Существует мнение, что Н., как и прп. Иосиф Волоцкий и архиеп. Вассиан (Рыло), был учеником прп. Пафнутия Боровского ( 1 мая 1477) и постриженником Пафнутиева Боровского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря ( Алексеев. 2012. С. 253), однако оно не имеет достаточных подтверждений в источниках.

http://pravenc.ru/text/2577723.html

Первый известный по имени клирик Н. с. ц., прот. Константин (в источниках - протопоп Костя), был упомянут в связи с его поездкой к валашскому господарю Басарабу III Старому; также он занимался переписыванием рукописей. Во время проведения работ по углублению уровня пола в Н. с. ц. в 1940 г. была обнаружена могильная плита с надписью на слав. языке: «В лето 6984 (1475 г.- Авт.) месяца октября 5 дня преставился раб Божий поп Костя от Брашова. Вечная память» ( Bratulescu. 1952. P. 610). Из местной хроники прот. Василия известны также священники Петру Старый (1484-1499) и его сын Петру, при к-рых была начата и завершена перестройка Н. с. ц. ( Stinghe. 1899. P. 1-2). Свящ. Фома (1540-1566) содействовал началу печатной деятельности при Н. с. ц. диакона Кореси (имя неизв.), неоднократно представлял интересы Брашова при дворе валашского господаря Мирчи V Чобанула, в преклонном возрасте принял постриг с именем Тимофей в валашском мон-ре Рынгачок, завещав все свое имущество Н. с. ц. Его племянник свящ. Добре (1541-1572) в хронике отмечен как «человек образованный». Он неоднократно был послом Брашова ко дворам господарей Валахии и Молдовы (Ibid. P. 3). Прот. Михаил (1578-1604), сын Добре,- один из самых известных священников Н. с. ц. Он осуществил строительство новой, каменной школы при Н. с. ц., преодолев значительное сопротивление властей Брашова. Сохранился его 12-страничный отчет 1598 г. на нем. языке, в к-ром подробно описаны все расходы на строительство школы в 1595-1597 гг. ( Oltean. Istoricul promopopiamului Braov). Младший сын Михаила, прот. Василий Летописец, окончил школу в Н. с. ц. Неизвестно, где Василий продолжил свое образование, однако в 1604 г. он оставил автограф в рукописи Минеи за июль и авг.- «даскэл Василе» (учитель Василий). Помимо преподавания в школе Н. с. ц. прот. Василий работал писарем и переводчиком в крепости Брашова. На основе местных преданий и архива Н. с. ц. он составил 1-ю летопись церкви - «Хронику протопопа Василия» ( P curariu. IBOR. 2006. Vol. 2. P. 211).

http://pravenc.ru/text/2566146.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010