Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ МЕСХ [груз. ] (Наохреблисдзе; 2-я пол. XIII в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 16 марта), просветитель лезгин, современник св. царя Димитрия II Самопожертвователя (1271-1289). Вместе с прп. Пименом Салосским , просветителем лезгин, подвизался в мон-ре Давидгареджи , затем, сопровождая прп. Пимена, переехал в Белакан (совр. Белоканы, Азербайджан), где поселился в пещере. Ист.: КЦ. Т. 2. С. 283. М. Сургуладзе Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт ГЕОРГИЙ ОПИЗЕЛИ (IX в.), 3-й настоятель мон-ря Опиза, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 5 окт.- в Соборе Тао-Кларджетских преподобных) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ЕВАГРИЙ ШИОМГВИМСКИЙ (Цихедидский) (VI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 4 янв., в Соборе Шиомгвимских святых; 4 февр. вместе с прп. Шио Мгвимским)

http://pravenc.ru/text/116088.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ III Католикос-Патриарх Мцхетский (Картлийский) (прибл. 20-е - нач. 30-х гг. XIII в.). Занимал также высшую после царя гос. должность мцигнобартухуцеси . По собственной воле оставил Патриарший престол и последние годы жизни провел в мон-ре Шиомгвиме . Как «бывший католикос и мцигнобартухуцеси» упоминается в грамоте, данной Григорием Сурамским Шиомгвимской лавре в 1247 или 1249 г. Упоминается в списке Католикосов в несохранившейся Постной Триоди XIII в., более поздний список ее опубликован Ф. Жордания. Ист.: /. . , 1892. Т. 1. С. 79-81; // /: . , . , . . , 1985. Т. 1. С. 121-128. Лит.: . / . , 1966. С. 5-57; -. , 2000. С. 56. З. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/76262.html

12). Слава Ти Господи сотворившему вся… Отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости (ст. 28). Слава Ти Господи анене наана неа нене наййинане 2058 сотворившему вся… И беззаконицы якоже не быти им. Благослови душе моя Господа» 2059 (ст. 35, последний). Те же припевы и на тех же местах псалма указывает и нынешний старообрядческий устав, но он указывает для пения не весь псалом, а избранные стихи его 2060 . Действия священника на предначинательном псалме Пение предначинательного псалма, несмотря на всю торжественность, не сопровождается никакими обрядами. Каждение, как мы видели, должно оканчиваться до него. Напротив, с начала пения его священник как бы оставляет на время совершение службы: он вместе с параекклисиархом, участвовавшим в каждении, выйдя из алтаря, творят пред св. дверьми – предполагается – закрыв предварительно их, – три поклона ( μετνοια); затем, обратившись назад, творят поклон предстоятелю и на оба лика по одному, и уходят на свои места ( στασδια) 2061 . Когда же начнут петь «Вся премудростию сотворил еси» и «Слава Ти Господи сотворившему вся», т. е. 24 ст. псалма (всех 35 ст.) с его припевом, священник опять подходит к св. дверям и здесь в епитрахили с открытою головою ( σκεπης) читает ( λγει) светильничные молитвы, которые заключают моление о всем потребном для вечера и этим отвечают хвале предначинательного псалма за истекший день. Читаются эти молитвы пред св. дверьми, так как еще не совершен вход в алтарь. Посему, по сравнению с этими молитвами, высшую степень занимает молитва входа и еще высшую – молитва главопреклонения, читаемая пред св. трапезой. Древние уставы имеют здесь незначительные разности с нынешним. Древнейшие греческие и Шиомгвимский говорят об одном поклоне священника св. вратам и по одному хорам (3 поклона вместо нынешних 6), древнейший славянский уже 3 поклона св. вратам (5 поклонов); те и другой не говорят о поклоне предстоятелю; списки XVI в. и старообр. – как ныне. Значительнее разница, что греческие и Шиомгвимский чтение светильничных молитв назначают с «Отверзшу Тебе руку», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Песнопение делится на основные составные части - мухлеби (мн. ч. от «мухли» - колено). Мухли - построение, аналогичное строке или предложению, реже - фразе. Вся ткань песнопения, по словам П. Карбелашвили, сплетена из неск. мухли. Мухлеби разделены кадансовыми оборотами. Это разделение, или кадансирование, называется «дамухлеба». В серединном кадансе оно чаще всего заканчивается квинтой между верхним и средним голосом (средний и нижний при этом звучат в унисон), а в заключительном - унисоном. В песнопениях с множеством мухли начальные или серединные фразы могут точно или вариативно повторяться, но заключительный мухли тематически отличается от предыдущих и не встречается в др. разделах песнопения. Груз. певч. рукопись. XIX в. (Кекел. Q 830. Л. 142–143) Груз. певч. рукопись. XIX в. (Кекел. Q 830. Л. 142–143) В памятниках X-XI вв.- Sinait. iber. 1, Иельском Иадгари, Иадгари Микаела Модрекили, Ирмологии Иордане (Кекел. A 603), Кекел. А 596 и др.- зафиксирована система невм. Способ их расположения (над поэтической строкой и под ней) не имеет аналогов в невменных нотациях др. культур и, по замечанию Ж. Тибо, соприкасается с традицией расположения визант. экфонетических знаков . В груз. рукописях экфонетическая нотация зафиксирована в Гелатском Евангелии (Кекел. Q 908, XII в.) и в Шиомгвимском Типиконе (Кекел. Н 1349, XIII в.). В Гелатском Четвероевангелии содержится таблица экфонетических знаков, в Шиомгвимском Типиконе - подобная же таблица и текст анафемы, произносимой в Неделю Православия и на «вечном поминовении православных», с экфонетическими знаками. Эти знаки используются для мелодической речитации - царткма и по своей сути отличаются от невм. В груз. певч. традиции надстрочные и подстрочные невмы представляют собой зеркально расположенные по отношению к поэтической строке варианты. Др. своеобразной чертой груз. невменной системы является несиллабическое расположение знаков, к-рые расставлены не над каждым слогом, а с определенными интервалами. В Больших Иадгари X-XI вв. содержатся однотипные знаки и соблюдается общий метод нотирования, что подтверждает однородность груз. невменной системы, основанной на строго определенных принципах и представляющей собой стабильную и стройную форму для фиксирования вокальной музыки. Совершенство системы (принцип расположения невм остался тем же и в рукописях XVIII-XIX вв.) дает основание предполагать начало и развитие этого процесса в более ранних веках.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Кроме преобразования молитвенного элемента в часах настоящая эпоха принесла в службу часа и некоторые добавления. Таким прежде всего было многократное «Господи помилуй…» которое являлось отзвуком подвижнической практики (см. выше, стр. 190) [ 125 ]. Позднее других частей в состав часовой службы вошли тропари по Трисвятом, относительно которых древние часословы и уставы не только представляют, но и констатируют [ 126 ] большое колебание. Междочасия Кроме часов Иерусалимский устав с самых древних его списков (по крайней мере между изданными) имел и междочасия или почасия. Их указывает уже и Шиомгвимский Типикон (не имеющий малой вечерни), причем чин их здесь буквально тождественен с нынешним, нет только заключительной молитвы, даже состав псалмов и тропарей почти во всем совпадает с нынешним (разница в псалмах только та, что на междочасии 9 часа лишний псалом — 50-й). Но часословы с XII b., в которых впервые появляется чин междочасий, хотя дают тоже нынешний строй их, представляют большое колебание в подборе псалмов и молитв для междочасий; при этом замечательно, что в древнейших часословах более совпадений с нынешним чином; так часослов Синайской библ. XII b. все псалмы имеет нынешние (только на 1 и 3 часе добавочный 50-й пс.); в Синайском часосл. XIII b. уже только два псалма совпадают с нынешними; в часословах же Афоно-Ватопедский библ. XIII b., Синайской XIII–XIV и Новгор. Софийской (при Спб. Дух. Акад.) XIII–XIV b. уже ни один псалом не совпадает с нынешним; явно, что эти часословы, как руководства келейно-скитского устава (см. ниже) не считаются с общепринятым и древним чином междочасий; по иным из них некоторые часы имеют и более одного почасия; так в Синайск. Часосл. XIII b.1-й час имеет одно почасие, 3 и 6 по два, а 9 — три почасия [ 127 ] (сообразно, должно быть,, важности воспоминаемых событий). Повечерие Не меньшим видоизменениям, чем часы, подвергался и чин повечерия, и точно также особенности разных уставов не влияли на развитие этой службы: в Студийских и Иерусалимских уставах она имела общую историю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Прием этих имений в казенное управление был возложен на временную комиссию, которая, заведуя имениями два года, передала все церковные имущества утвержденному с высочайшего соизволения 1 января 1855 года особому управлению: а) местному, под непосредственным заведыванием управления государственными имуществами, делами сельского хозяйства и промышленности и б) главному в составе Главного управления наместника кавказского с отпуском ежегодно из казны на первое – 3150 руб., а на второе – 2760 р., а всего 5910 руб. Расход этот, на основании высочайшего указа, от 5 ноября 1852 года, не исключался из бюджета суммы доходов с церковных имений 212 . По передаче означенных имений в казну, во владении духовенства были оставлены, по высочайше утвержденному списку, следующие 18 оброчных статей и угодий: 1) для дома экзарха сенокосный луг при деревне Ахалсопели, называемый Салхениси, 2) рыбная ловля в реке Куре от селения Мцхет до Красного моста, 3) для дома викария Грузинского, сенокосные места между лугами, принадлежавшими Руставской епархии, 4) мельница в городе Гори для Спасопреображенского монастыря, 5) для него же сенокосный луг близ Тифлиса, 6) луг с дровяным лесом для Шиомгвимской пустыни в окрестностях оной, 7) сад для сей же пустыни в селении Дзегви, 8) сад для Давидгареджийской пустыни в селе Сагареджо, называемый Додос-звари, 9) мельница для сей же пустыни на реке Иоре, близ селения Ниноцминди, 10) часть пастбищной земли вокруг Давидгареджийской пустыни состоявшая из 3036 десятин 1100 кв. сажень, 11) сад для Иоанно-Крестительской пустыни с мельницею в селении Хашми, 12) пастбищной земли 3475 десятин, 10 кв. саженей для сей же пустыни вокруг её, со включением монастырских колодцев, 13) мельница при селении Хирса для Хирского монастыря, 14) сад в селении Артозани, называемый Звари для Шуамтинского монастыря, 16) часть леса вокруг сего монастыря около 900 десятин, 17) для Самтаврского женского монастыря сад в селении Дзегви с огородною землею между монастырем и большою дорогою, 18) участки земли при деревне Кавтисхеви, называемые Потиси, Носпехболо и Сакуртхиси для Кавтисхевского (Квабтахевского) монастыря 213 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В древнейших уставах эти указания очень кратки и неопределенны и даются в месяцеслове под соответствующими числами месяца. Так уже в Студийско-Алексиевским уставе под 8 сент сделано замечание, что если оно случится в воскресенье, «поется прежде недельная служба», и что так же надо поступать,если в воскресенье случится память апостола или евангелиста; из подробностей службы дается только указание относительно тропарей в конце вечерни и на литургии. Под 25 марта такое же замечание (в Студийско-Алексиевском уставе) очень обширно; оно предусматривает совпадение Благовещения с субботой и неделей обыкновенными, с Лазаревой субботой, цветной неделей, всеми днями страстной недели, с неделей и понедельником св. пасхи и дает указания относительно всех стихир, тропарей и канонов, Этим и исчерпываются в Студийско-Алексиевском уставе материал, соответствующий содержанию нынешних марковых глав. Замечания эти здесь не надписываются именем Марка. Такой же вид и объем имеют эти замечания в западных Студийских Типиконах, и в Евергетидском Типиконе; и здесь над ними не появляется имени Марка, что для западных Студийских Типиконов особенно характерно ввиду близости их к месту деятельности Марка еп. Отрантского. Такой же объем и вид имеют замечания о совпадении неподвижных праздников с подвижными в древнейших списках Иерусалимского устава, греч. Моск. Рум. Муз. Сев. 35/491 и грузинском Шиомгвимском; здесь эти замечания очень близки к Студийским, за исключением, конечно, особенностей Иерусалимской практики, и также не носят имени Марка. в позднейших греческих списках Иерус. устава, так уже и в ркп. Мосе. Синод. библ. 381 XIII-XIV в., эти замечания дополняются приписками на поях, так что кругом Благовещения поля нескольких страниц испещерены ими. Но в таком древнем списке Иерусалимского устава, как греч. ркп. Моск. Синод. библ. 456 д.б. XIII в. все (с. 483) замечания такого рода собраны в одно место, разделены на 95 глав и надписываются: «Марка грешного иеромонаха свод (σνταγμα), составленный на недостающее (ποομενα) Типикона» (л.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

К рубежу XII и XIII вв. относятся купольные церкви в Кинцвиси и в Тимотесубани, по пропорциям, пространственной композиции и масштабу схожие с вышеназванными, но построенные из кирпича и имеющие простые, без украшений, фасады. В интерьерах этих храмов сохраняются монументальные росписи того же времени. Наряду с купольными в этот период строили церкви зального типа (Саорбиси, 1152; Магалаанти, XII в.; Гударехи, XIII в.), богато украшенные орнаментом. Особое место в зодчестве этой эпохи принадлежит высеченной в скале обители Вардзиа, строительство к-рой связано с именами груз. царя Георгия III и его дочери св. царицы Тамары. Комплекс занимает более 500 м плоскости скалы, состоит из 600 помещений, расположенных в 5, 6, 7, иногда в 13 ярусов. Пещеры составляют жилые ячейки; этажи связывались между собой потайными ходами и люками. В состав ансамбля помимо множества келий входят конюшня, трапезная, погреб, зал собраний, имеющий великолепную акустику, предположительно аптека и т. п., а также комната св. Тамары. В обители был родник, действовала водопроводная система. Единственные наружные сооружения мон-ря - колокольня XIII в. и 2-арочный портик главной Успенской ц. (зального типа, стены полностью покрыты росписью XII в.). К X-XIII вв. относятся редкие образцы груз. гражданского зодчества. Кроме Гелатской академии сохранились руины здания Икалтойской академии (XII в.) в Кахети. Археологические раскопки выявили следы значительных средневек. городов (Рустави, Самшвилде, Дманиси). Сохранились и строения, входившие в монастырские ансамбли: трапезные и подсобные помещения (в мон-рях Уравели, Агара, Ошки, Опиза, Шиомгвиме), а также великолепные арочные мосты (Беслетский в Абхазии, Дандалойский в Аджарии, Рконский в Картли и др.). Важнейшим памятником можно считать дворец в Гегути, от к-рого сохранился только большой зал. В средневек. Грузии важным видом зодчества являлись фортификационные сооружения. В сер. XIII в. завершился последний период расцвета груз. зодчества. Конец XIII - начало XIV в.- время политического и культурного упадка Грузии. Утонченная, рафинированная архитектура предшествующей эпохи утратила единый характер, завершенность, великолепие декоративного оформления, появились признаки эклектизма, рисунок стал дробным и неуверенным; с XIV в. понизилось профессиональное мастерство зодчих. Тем не менее в этот период строили храмы, к-рые сохраняли лучшие художественные традиции предшествующего столетия.

http://pravenc.ru/text/168199.html

И. много заботился о нуждах обездоленного низшего духовенства: при его непосредственном участии и на основе представленных им документов в 1829 г. по распоряжению наместника на Кавказе гр. И. Ф. Паскевича лица, принадлежащие к низшему духовенству, и их дети, родившиеся после 1810 г., были освобождены от крепостной зависимости (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 780. Л. 4). Во время эпидемии холеры в Тифлисе в 1830 г. И. ухаживал за больными, доставал и привозил лекарства, исполнял требы ( Волков. 1961. Ч. 1. С. 343). Ежегодно в Великую субботу И. передавал 1 тыс. р. в Тифлисский военный госпиталь для раздачи больным. Также он регулярно делал вклады в городской опекунский совет, перед каждой литургией раздавал пожертвования нищим, по Господским праздникам отсылал пищу в тифлисский тюремный замок Метехи и др. По нек-рым подсчетам, общая сумма пожертвованных И. в Грузии средств определялась 300 тыс. р. (ЖПодв. 1908. С. 291). И. пытался бороться с присвоением церковных ценностей нек-рыми рус. клириками и чиновниками, напр. в мон-рях Бичвинта ( Паскевич//АКавАК. Т. 7. С. 404), Кватахеви , Шиомгвиме и Преображенском в Тифлисе (Груз. духовенство. 1906. 6. С. 6). Во всех случаях были составлены соответствующие акты, но найти ценности удавалось далеко не всегда. Кроме того, стремясь сосредоточить наиболее драгоценные предметы церковной утвари в Тифлисе, дабы обеспечить их охрану, И. (либо др. лица по его распоряжению) вывозил их из упраздненных и действующих церквей и мон-рей Грузии. Так, 24 сент. 1824 г., во время посещения Давидгареджийской лавры пуст. Гареджи , И. перевез в Тифлис украшенные драгоценными камнями и золотым шитьем омофор и виссоновую ризу. В 1830 г. И. распорядился вывезти из груз. церквей и мон-рей и передать военному губернатору Тифлиса ген.-лейтенанту С. С. Стрекалову знамена, ружья, мечи и шлемы. Из-за того что местонахождение мн. ценностей оставалось неизвестным, груз. общественность в кон. XIX - нач. XX в. обвинила экзархов, в т. ч. И., в хищении этих ценностей (Там же. С. 14, 15).

http://pravenc.ru/text/578300.html

м., что там обыкновенные часы имели священнические молитвы в таком или меньшем количестве. Кроме указанного ряда молитв Парижский Евхологий в отдельных рубриках дает еще по одной молитве, довольно длинной, для каждого часа, – м.б. именно на тот случай, когда часы служились с меньшею торжественностью. Последняя практика – одной лишь священнической молитвы на каждом часе – возобладала; но эти священническая молитва часа постепенно сократилась до краткого воззвания «Боже ущедри ны...», заимствованного из пс. 66, 1 и напоминающего ветхозаветное священническое благословение, или до воззвания «Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас» (см. выше), осложнившегося впоследствии добавлением в начале «Молитвами св. отец наших»; что эти возгласы заменяли собою прежнюю (длинную) молитву священника на часах, видно из того, что они в древних Типиконах обычно сопровождаются замечанием: «и молится (с. 422) (εχεται) священник», иногда даже прямо заменяются этим замечанием или называются «молитвою часов» или «повечерия». Но память о прежней практике побудила ввести в замен исчезнувших с часов священнических молитв молитвы, произносимые чтецом, — первоначально одну для каждого часа и краткую в роду тропаря, потом по несколько 2—3, среди которых появляется молитва «Иже на всякое время». Последняя за свое общее содержание стечением времени усвояется каждому часу, получающему кроме нее и другую специальную молитву. Кроме преобразования молитвенного элемента в часах настоящая эпоха принесла в службу часа и некоторые добавления. Таким прежде всего было многократное «Господи помилуй...» которое являлось отзвуком подвижнической практики (см. выше, стр. 209). Позднее других частей в состав часовой службы вошли тропари по трисвятом, относительно которых древние часословы и уставы не только представляют, но и констатируют большое колебание. Междочасия    Кроме часов Иерусалимский устав с самых древних его списков (по кр. м. между изданными) имел и междочасия или почасия. Их указывает уже и Шиомгвимский Типикон (не имеющий малой (с.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010