В 169 г. до Р. Х. Антиох Епифан возвращался из военного похода в Египет и, по пути в Сирию, разорил Иерусалим, в том числе Иерусалимский храм. Это был первый поход Антиоха в Египет. Был ещё и второй поход в Египет, начавшийся в 168 г., но он был неудачным. (Во 2-й Маккавейской книге разграбление Иерусалима связано со вторым, а не с первым походом.) Антиох взял жертвенник, стол предложения, светильник, сокровища, хранившиеся в храме. В Иерусалиме была устроена резня. Причины ограбления Иерусалима неясны. В 1-й Маккавейской книге они не называются, а во второй книге причиной названо городское восстание, которое Антиох решил подавить. В 168 г. до Р. Х. в Иудею был направлен отряд Мисийских наёмников. Этот отряд учинил разгром города, многие жители Иерусалима были уведены в рабство, городские укрепления разрушены. В городе была устроена крепость, ставшая оплотом для захватчиков. Местоположение этой крепости неясно. В 1-й Маккавейской книге указан «Город Давида» ( 1Мак.1:33 ), но Иосиф Флавий указывает расположение крепости, хотя и в «Городе Давида», в нижнем городе, но, в то же время, уточняет, что холм, на котором находилась крепость, возвышался над всем Иерусалимом. Это невозможно, если принять, что крепость находилась в Нижнем городе. На данный момент вопрос о местонахождении данной крепости является нерешённым. В любом случае, эта крепость стала источником постоянной угрозы для жителей Иерусалима, так что горожане даже стали покидать родной город. Далее Антиох предписал «всему царству» следовать единому обычаю, и Иерусалимский храм был осквернён, жертвоприношения в нем были запрещены. Автор рисует тяжёлую картину угнетения Иудеев в этот период ( 1Мак.1:53–57 ): «…и заставили Израиля укрываться во всяком убежище его. В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, в городах Иудейских вокруг построили жертвенники, и перед дверями домов и на улицах совершали курения, и книги Закона, какие находили, рвали и сожигали огнём; у кого находили книгу Завета и кто держался закона, того, по повелению царя, предавали смерти». Так продолжалось месяц за месяцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

В конце этих двадцати двух дней убоялся народ от лица Господа, и вошли в двадцать четвертый день месяца, в месяц шестой, во второй год царя Дария и сделали работу в доме Господа воинств Бога своего. А чтобы устроен был дом духовный для священного служения, для принесения духовных жертв, угодных Богу, нам повелевается быть такими, чтобы в вас возбуждался Дух Святый, чтобы мы входили в дом Господа и делали дела Господни. В самом деле, Зоровавель из рода Давидова и Иисус Первосвященник вечный уже восставлен в силе по Духу святости от воскресения мертвых, чтобы Самому предстоятельствовать в деле [нашем]. Мы же будем трудиться с Его помощью и под Его руководством. Однако этих дел мы не можем делать, прежде чем не убоимся от лица Божия, не станем веровать, не войдём в храм Божий и не совершим достойное дома Божия дело. А так как мы живём в мире сем и время созидания нашего протекает под управлением царя Дария, когда совершается служение воспроизведению рода и союзам плотским; то во время числа шесть, – числа дней творения мира, – и во второй год, – который разделил единство (ибо материя, в которой происходит создание и возрастание мира любит число два) мы входим в дом Господа и, собрав оба народа, устрояем храм Божий; в самом деле, число двадцать четыре состоит из двенадцати, взятых два раза, [что видно и в воссоздании храма Христова], ибо первоначальная церковь Христова, которая была разрушена, воссоздана как из обрезанных, так и необрезанных. Но мы можем сказать и то, что так как священное число восемь, признаваемое образом истинного обрезания, взятое три раза составляет двадцать четыре, то мы образно научаемся тому, чтобы созидать дом Божий во обрезании плоти и в отсечении пороков, и веровать, что истинная чистота бывает только во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Наконец, другой [толкователь] видел здесь четыре, повторенное шесть раз, причем четыре он относит к элементам мира, из которых мы состоим, а шесть – к времени сотворения мира, в которое приводятся в движение эти элементы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Вот эта множественная неопределенность: «на одной из гор, о которой Я скажу тебе» ( Быт. 22:2 ), есть указание на то, что речь пойдет не только о горе Мориа (храмовой горе), но и о горе Голгофа. Что такое земля Мориа? Что такое гора Мориа, на которой должно быть совершено это жертвоприношение? Во Второй книге Паралипоменон мы находим такие слова: «Начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина» ( 2Пар. 3:1 ). Итак, гора Мориа – это та самая гора, на которой Соломон построит первый Иерусалимский храм. Это та самая гора, на которой будет построен второй Иерусалимский храм, в котором двенадцатилетний Господь наш Иисус Христос будет наставлять старцев. И на вопрос Девы Марии и Иосифа: «Чадо! что Ты сделал с нами?» ответит: «… Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему…» ( Лк. 2:48–49 ). Это очень знаковое место! И Аврааму предлагается именно на горе Мориа совершить жертвоприношение. « Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди… » ( Быт. 22:2 ). Вот в этом выражении: «и пойди» ( Быт. 22:2 ) мы опять сталкиваемся с тем словосочетанием, которые мы находим в начале 12-й главы: «Лех-леха» – «иди себе». Куда идти? В землю Мориа! Земля Мориа – это достаточно абстрактное понятие, здесь про гору Мориа Господь еще не ведет речь. То есть Авраам этим Божиим призывом как бы отбрасывается к той ситуации, в которой мы впервые встречаем его в Библии, когда Бог говорит ему: «пойди… и иди (Лех-леха)» ( Быт. 12:1 ). Куда идти-то? Зачем идти? Почему? Таким образом, в этих словах: «и пойди» ( Быт. 22:2 ) Писание показывает нам, что Авраам как бы потерял все, что приобрел. Вот это смущение, которое завладело им, как будто вытеснило весь тот опыт, который имел этот человек к тому времени. В том числе – и опыт богообщения. все как бы начинается сначала. Ведь вся предшествующая его жизнь, начиная с 75-ти лет, когда впервые он услышал эти слова: «Лех-леха», перечеркнута, все начинается заново.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Второй год служения Христова 27. Вторая пасха. Иисус в Иерусалиме. Исцеление расслабленного. Ин. 5:1–18 На праздник пасхи Иисус Христос пошел в Иерусалим. В Иерусалиме одни из ворот городской стены назывались овечьими, потому что через них прогонялись в храм овцы для жертвоприношений. У этих ворот была купальня, к которой вели пять крытых ходов или галерей. По временам вода в этой купальне возмущалась, становилась мутною; и кто первый погружался в нее, тот получал исцеление от всякой болезни, какою бы ни страдал. Купальня эта называлась домом милосердия или милости Божией: только по милости Божией к народу она могла иметь такое чудесно-целебное свойство. И все объясняли это свойство тем, что, по повелению Божию, Ангел сходил иногда в нее и возмущал воду. В галереях этой купальни всегда лежало много больных, ожидавших возмущения воды. Лежал тут же и один несчастный, страдавший уже тридцать восемь лет. Увидя его, Господь спросил: Хочешь ли быть здоров? Хочу, Господи отвечал , но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Сострадая беспомощному положению несчастного, Господь сказал: Встань! возьми постель свою и ходи. Исцеление произошло мгновенно: больной встал, взял постель, на которой лежал, и пошел. Навстречу ему шли начальники иудейские, остановили его и сказали: «Сегодня суббота; в субботу нельзя нести постель» – Исцеленный отвечал: «Кто меня исцелил, Тот сказал мне: возьми постель твою и ходи». – Его спросили: «Кто тот Человек, который сказал тебе это?» – Но исцеленный не знал своего Благодетеля, потому что Христос, совершив это чудо, вмешался в толпу народа. Исцеленный пошел в храм благодарить Бога за дарованную милость. Там встретил его Господь и сказал: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Узнав своего Исцелителя, бывший расслабленный пошел к начальникам и объявил, что исцелил его Иисус. И стали они упрекать Иисуса в нарушении субботы. А Он ответил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю . Эти слова надо понимать так: Бог действует постоянно, непрерывно; и никто не смеет упрекать Его в нарушении субботнего покоя. Поэтому нельзя упрекать и Иисуса Христа, потому что Он делает то, что и Отец Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Второй этап — происхождение суши и воды. Это не просто суша и вода в нашем понимании. Это разделение в космосе хаотического вещества, из которого образуются отдельные элементы суши, элементы космических тел, которые пребывают уже не в хаотическом состоянии, а, скажем, в состоянии первотворчества. Вы, наверное, знаете теорию расширяющейся вселенной, по которой когда-то вселенная была сжата до предела. Кстати говоря, это подтверждается так называемой теорией большого взрыва: все тела во вселенной удаляются друг от друга и от центра со скоростью света. Возможно, много миллиардов лет назад, где-то был сгусток сверхплотного вещества. Что это было такое, мы не знаем. «И Дух Божий носился над водою». Что это означает? Кстати, храм, в котором я служу, называется храмом в честь Святаго Духа. Там есть редкая фреска, и я сначала никак не мог понять, что она означает. На западной стене четверика изображена некая водная стихия и скалы, а над ними парит голубь. И больше никаких фигур там нет. А храм — в честь Святаго Духа. Ясно, что это иллюстрация как раз этого момента: «И Дух Божий носился над водою». Свв. отцы трактуют эти слова так, что Он сообщал Божественную энергию той субстанции, которая названа водою, чтобы она затем могла произвести то, что ей по Промыслу Божию дано было произвести. Словом, возникают три элемента: материя неживая, жизнь и человек. Долгое время последовательность творения в книге Бытия подвергалась сомнению. Как мог сначала появиться свет, а затем солнце? Но тут говорится о разных вещах. Солнце, как и другие светила, появилось во второй день творения, когда появилась твердь небесная, видимый космос. О солнце как Солнце для земли говорится уже в четвертый день: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды» (Быт. 1, 14-16).

http://sedmitza.ru/lib/text/432078/

Второй этап – происхождение суши и воды. Это не просто суша и вода в нашем понимании. Это разделение в космосе хаотического вещества, из которого образуются отдельные элементы суши, элементы космических тел, которые пребывают уже не в хаотическом состоянии, а, скажем, в состоянии первотворчества. Вы, наверное, знаете теорию расширяющейся вселенной, по которой когда-то вселенная была сжата до предела. Кстати говоря, это подтверждается так называемой теорией большого взрыва: все тела во вселенной удаляются друг от друга и от центра со скоростью света. Возможно, много миллиардов лет назад, где-то был сгусток сверхплотного вещества. Что это было такое, мы не знаем. «И Дух Божий носился над водою». Что это означает? Кстати, храм, в котором я служу, называется храмом в честь Святаго Духа. Там есть редкая фреска, и я сначала никак не мог понять, что она означает. На западной стене четверика изображена некая водная стихия и скалы, а над ними парит голубь. И больше никаких фигур там нет. А храм – в честь Святаго Духа. Ясно, что это иллюстрация как раз этого момента: «И Дух Божий носился над водою». Свв. отцы трактуют эти слова так, что Он сообщал Божественную энергию той субстанции, которая названа водою, чтобы она затем могла произвести то, что ей по Промыслу Божию дано было произвести. Словом, возникают три элемента: материя неживая, жизнь и человек. Долгое время последовательность творения в книге Бытия подвергалась сомнению. Как мог сначала появиться свет, а затем солнце? Но тут говорится о разных вещах. Солнце, как и другие светила, появилось во второй день творения, когда появилась твердь небесная, видимый космос. О солнце как Солнце для земли говорится уже в четвертый день: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды» ( Быт. 1:14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Глава 3 Построение храма. (Ср. 3Цар.6 ) 1–2. Место и время построения храма. 3–9. Величина и разделение храма и внутреннее устройство и богатство его. 10–17. Наиболее выдающиеся орнаменты храма: резные херувимы, завеса и две монументальных колонны. 2Пар.3:1 .  И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина. 2Пар.3:2 .  Начал же он строить во второй день второго месяца, в четвертый год царствования своего. Между тем как в ( 3Цар.6:1 ) место построения храма совсем не названо, а год закладки храма определен 480-м по исходе евреев из Египта (ср. однако ( 3Цар.6:37 ) ), 2 Паралипоменон в обоих отношениях дает сведения, имеющие признаки документальной точности, как вообще обилие документальных сообщений отличают книги Паралипоменон от книг Царств (см. проф. А. А. Опесницкого, Государственная летопись царей иудейских или книги забытые, Παραλεπμενα. Труды Киевской духовной академии. 1879, 8, с. 412 и д.). Временем начала построения храма является второй месяц четвертого года царствования Соломона (стих 2, ср. ( 3Цар.6:37 )) во 2-й день месяца, как, очевидно, значилось в современной событию летописи. Местом же, на котором был воздвигнут храм Соломонов, была восточная гора Иерусалима, так называемая Мориа, нарочито для того спланированная (И. Флавий, Иудейские Древности, кн. VIII, глава 3, 2; Иудейские Древности, кн. XV, глава 11, 3; Onomasticon, 72; Олесницкий, Ветхозаветный храм, с. 214–215, 401 и мн. др.; ср. Толковая Библия, т. II, 456; Православная Богословская Энциклопедия, т. VI, Спб., 1905, с. 449); место это было избрано еще Давидом вследствие бывшего ему там явления ангела ( 2Цар.24:18 ; 1Пар.21:18 ). 2Пар.3:3 .  И вот основание, положенное Соломоном при строении дома Божия: длина его шестьдесят локтей, по прежней мере, а ширина двадцать локтей; 2Пар.3:4 .  и притвор, который пред домом, длиною по ширине дома в двадцать локтей, а вышиною во сто двадцать. И обложил его внутри чистым золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И то или иное испытание, которое посылается от Бога, посылается и для того, чтобы преодолеть наговоры лукавого, те нашептывания дьявола, которые могут испытывать праведные, благочестивые люди, даже такие, как Авраам. И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе (Быт. 22, 1–2). Мы с вами помним, как долго молился Авраам, чтобы у него появился сын. И когда Господь говорит об этом необходимом жертвоприношении, Господь не называет сразу имя Исаака, Он сначала говорит как бы поэтапно (усиливая впечатление): Возьми сына твоего ,– здесь не говорится, какого,– единственного твоего ,– у Авраама было два сына: Измаил и Исаак,– которого ты любишь ;– так Авраам любил обоих, и Измаила, и Исаака. И только потом Господь говорит: Исаака . То есть того самого Исаака, в котором были все надежды Авраама на Божественное обетование, которое через Исаака должно было исполниться! И теперь все надежды рушатся! Измаил – он покинул Авраама. Правда, на этот момент мы можем предположить, что он вернулся. Но эти слова! В них столько напряжения! Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Вот эта неопределенность: на одной из гор, о которой Я скажу тебе – есть указание на то, что речь пойдет не только о горе Мориа (храмовой горе) но и о горе Голгофа. Что такое земля Мориа? Что такое гора Мориа, на которой должно быть совершено это жертвоприношение? Во Второй книге Паралипоменон мы находим такие слова: начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид (2 Пар. 3, 1). Итак, гора Мориа – это та самая гора, на которой Соломон построит первый Иерусалимский храм. Это та самая гора, на которой будет построен второй Иерусалимский храм, в котором двенадцатилетний Господь наш Иисус Христос будет наставлять иудейских старцев. И на вопрос Девы Марии и Иосифа: Чадо! что Ты сделал с нами? ответит: Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему (Лк. 2, 48–49). Это очень знаковое место! И Аврааму предлагается именно на горе Мориа совершить жертвоприношение.

http://pravoslavie.ru/109426.html

Не так ли и ныне слепотствующие Иудеи, привязанные к букве древнего закона, вздыхают и плачут об утраченной славе своей, и все ждут еще Мессию; между тем, как новый и духовный Израиль принял уже пришедшего Мессию своего, веселится и радуется об исполнении древних пророчеств. Глава 6. Освящение нового храма а) Отысканный в книгохранилище Екбатанского дворца указ Кира, повелевавший строить дом Божий в Иерусалиме и возвратить в него священные сосуды из Вавилона (ст. 1–5). б) Указ Дария Гистаспа Фафнаю, заречному областеначальнику с товарищами его, – о том, чтобы не только не препятствовать построению храма Иерусалимского, но всячески содействовать сему делу, а, равно, выдавать все, потребное для ежедневных жертв в Иерусалиме, – под страхом лютой и позорной казни ослушникам (ст. 6–12). в) Совершение храма (ст. 13–15). г) Освящение храма и празднование пасхи (ст. 16–22). Ст. 3. ... царь Кир дал повеление о доме Божием в Иерусалиме: пусть будет вышина его (т. е., собственно, святилища) в шестьдесят локтей, ширина его в шестьдесят локтей.... Из этого усматриваем, что второй храм замышлялся в более громадных размерах, в сравнении даже с храмом Соломоновым; ибо сей последний имел в высоту половину меньше локтей (30), в ширину же – еще меньше, – только 20 локтей 874 . Но в задуманных ли размерах построен был второй храм, – неизвестно. Ст. 4. …рядов из камней больших три, и ряд из дерева один… Здесь, очевидно, идет речь о той невысокой стене, которая должна была отделять двор священников от двора, назначенного для народа 875 . Ст. 8–10. …И от меня дается повеление, – писал Дарий Гистасп правителям Иудеи, – сколько нужно животных на всесожжения Богу небесному... пусть будет выдаваемо изо дня в день без задержки священникам Иерусалимским , чтобы они молились о жизни царя и сыновей его... Замечательные слова в устах языческого царя, красноречиво доказывающие, что не один народ еврейский был предметом Божия смотрения в ветхом завете, но, что, напротив, и языческие народы, через общение с народом Божиим, сокровенно руководимы были и приготовляемы ко временам Обетованного Мессии, – этого чаяния языков. Что касается повеления Дариева, дабы о нем и его семействе молились у жертвенника иерусалимского, то это повеление, как совершенно согласное с духом религии иудейской, нисколько не могло стеснить священников иудейских; ибо еще Соломон молил Бога при освящении храма, дабы в нем Иегова принимал молитвы и от язычников 876 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

О личности Аггея из Священного Писания почти ничего неизвестно. По преданию же, пророк Аггей происходил из священнического рода и был из числа пленников, возвратившихся из плена (ср. 1Езд 5:1; 6:14 ), по-видимому, уже в преклонном возрасте. Служение его, описанное в книге, продолжалось менее года. Память пророка Аггея празднуется Церковью 16 декабря (29 декабря). Состав и содержание книги. Книга пророка Аггея состоит из двух глав и содержит четыре точно датированные речи. В первой речи ( Агг 1 гл.), произнесённой в первый день шестого месяца (2-го года Дария Гистаспа) перед Зоровавелем и первосвященником Иисусом, пророк обличает иудеев за нерадение о храме и убеждает их возобновить построение дома Божия. Для оправдания своего нерадения иудеи говорили: «не пришло ещё время, не время строить дом Господень». Обличая их, пророк говорит: «А вам самим время – жить в домах ваших украшенных?» и от лица Божия угрожает им за их беспечность о храме неуспехом в труде и скудость в урожае. Во второй речи ( Агг 2:1–9 ), произнесённой в 21 день седьмого месяца, т.е. вскоре после первой, пророк от лица Божия призывает Зоровавеля, первосвященника Иисуса и весь народ ободриться и строить храм, не боясь врагов, «ибо Я с вами … и Дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!» и далее пророк утешает их будущей славой второго храма. «Желаемый всеми народами» – это Мессия, предсказанный как «покорность народов» в пророческом благословении патриарха Иакова Иуде ( Быт 49:10 ). Под «славою» второго храма следует понимать пришествие в него Христа Спасителя. Потрясение всех народов, предшествующие славе Второго Храма, осуществилось в бурных исторических событиях в сменявших друг друга языческих царствах перед пришествием Христа. Слова Агг 2:9 серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф.»,служили ободрением строителей храма, не располагавших достаточным количеством золота и серебра для строительства и украшения храма, – напомнить им, что все земные блага и богатства принадлежат Богу и зависят от Него. Они не должны скорбеть о том, что второй храм будет более бедным по сравнению с храмом Соломоновым, ибо «слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего … и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф ( Агг 9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010