140 . Церковный староста кафедрального собора представляет годовой отчет о расходовании денежных сумм собора непосредственно епархиальному Архиерею. Глава 12. О кладбищенских храмах и кладбищах 141 . Места погребения православных христиан, или кладбища, состоят в ведении Церкви и на ее попечении. А. Кладбища городские 142 . Кладбищенские храмы, имеющие свой приход, а равно кладбищенские храмы и кладбища, состоящие при приходском храме, управляются Приходскими Советами. 143 . Если таковые кладбища обслуживают население нескольких приходов или целого города, то в управлении ими участвуют вместе с Приходским Советом по одному представителю от каждого из этих приходов, по избранию Приходских Советов. Примечания. В столицах и вообще в тех городах, где приходов очень много, в управление кладбищами вместо представителей от приходов входят представители от благочиния, в котором кладбище состоит, в числе, определяемом Епархиальным Советом, и, кроме того, два представителя от городского самоуправления. 144 . Кладбища с храмами безприходными, имеющими особый причт, обслуживающие население городов, управляются Кладбищенскими Советами, под председательством настоятеля местного храма, в составе причта и церковного старосты, двух представителей местного Братства, если оно имеется при кладбище, и двух представителей от благочиния, в котором кладбище состоит. Примечания. В Москве и других городах, где часть доходов с кладбищ поступает в пользу Попечительств о бедных духовного звания, в состав Советов по управлению кладбищами входят по два представителя от названного Попечительства, по его избранию. 145 . При городских кладбищах могут быть учреждаемы особые Братства или Попечительства с целью оказания содействия в благоустройстве и охране кладбищ. 146 . Кладбища при учреждениях, имеющих свои храмы, управляются на основании правил, для домовых храмов установленных. Примечания. Правило это не распространяется на храмы и кладбища монастырские. 147 . Открытие православных кладбищ и устройство на них храмов и часовен совершается не иначе, как с разрешения местной епархиальной власти, которая с своей стороны также может открывать православные кладбища и сооружать па них храмы и часовни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Московские храмы, конечно, переполнены, и тем, кто туда ходит, ясно, что нужно строить еще. Но способны ли мы этот проект осуществить? Не есть ли это некий мираж, а будет десяток-другой, и всё? — Начало программы было положено в 2009 году, и точку невозврата мы уже прошли. На 42 участках построены временные храмы-часовни, там есть церковные общины, в которых бьет ключом духовная жизнь, там уже совершают Таинства Крещения, Венчания, уже работают воскресные школы, идет сбор средств на капитальные храмы. Восемь капитальных храмов уже построены, 15 планируются к сдаче в 2013 году. Более десятка проектируются. Главное, что есть много, очень много людей, которые образуют новые общины, процесс абсолютно необратим. — И кто их строит, на какие деньги? — Все храмы строятся исключительно на пожертвования, которые в приходят в Фонд поддержки строительства храмов города Москвы каждый день и от физических лиц, и от организаций. Есть организации, которые практически полностью финансируют строительство и одновременно являются подрядчиками. Тысячи людей жертвуют от своего достатка, и их имена мы записываем для того, чтобы о них совершалась молитва. Сколько будут стоять храмы, столько будут молиться о тех, кто внес свою посильную лепту на их строительство. И 200 лет, и 300. Даже малая жертва на строительство храма делает человека причастным истории и, скажу больше, вечности, которая, как вы знаете, бывает благополучная и ужасная. Он становится благоустроителем святого храма. — У вас уже все 200 участков размечены? — Нам предложено даже несколько больше, с резервом, ведь не все участки пройдут согласования. Сначала мы смотрим, подходят ли они, потом специалисты изучают их с разных сторон, смотрят геоподоснову, геологию, проектировщики размещают храмовый комплекс на участке и так далее, и потом участок выставляется на публичные слушания и на согласование муниципальных собраний. Мы обязательно учитываем мнение людей. Очень отрадно, что, если даже участок не проходит через публичные слушания, люди никогда не говорят «не нужен храм», они всегда предлагают другое, более удобное, красивое, достойное для Божьего селения, для Божьего храма место. По сути, в выборе участков вся Москва помогает нам. Только немного жаль, что недобросовестные люди пытаются порой заработать себе сомнительную политическую популярность на этом вполне рабочем процессе. Но их, к счастью, все меньше. Просто все уже в лицо знают эти небольшие группы радикально настроенных против строительства храмов. Те, кто против храмов, как правило, и против государства, против того, чтобы Россия была сильной и независимой.

http://patriarchia.ru/db/text/3272065.ht...

Чего не заметили соревнующиеся в праведности Протоиерей Федор Бородин – о мерах, которые позволили не закрыть храмы 25 марта, 2020 Протоиерей Федор Бородин – о мерах, которые позволили не закрыть храмы До выхода утвержденной Патриархом инструкции в связи с распространением коронавируса настоятелям было предложено подписать предписание главного санитарного врача Москвы — в нем требования к совершению таинств были гораздо жестче, а их невыполнение грозило закрытием храмов. Но, после долгих переговоров и разработки правил, в соцсетях прошла волна осуждения священников и обвинений их в маловерии. О чем это говорит, рассуждает протоиерей Федор Бородин. Во многих странах сегодня  храмы закрыты, в том числе и православные. В некоторых странах, как, например, на Кипре,  решение о (не) проведении богослужения принимает архиерей. Но ежедневно мы слышим о том, что в масштабах целой страны закрываются храмы, — то в одной стране, то в другой. Очевидно, что в тех странах, где храмы закрыты, они открыты только для посещения и частной молитвы. В них не совершается самое главное таинство — Евхаристия. А, точнее, Евхаристия совершается за закрытыми дверями и епископы, священники и дьяконы могут причащаться, а верные, то есть, миряне — не причащаются.  Этот вариант был предложен руководству нашей Церкви. Причем руководство  Церкви не встали перед вопросом о собственном причастии, повторюсь, все епископы, начиная с Патриарха, все духовенство при этом запрете имеют возможность причащаться Тела и Крови Христовой. Запрет коснулся бы именно мирян.  А большинство людей привыкли Великим постом причащаться даже чаще, чем обычно. Для того, чтобы все-таки иметь возможность причащать мирян, насколько я знаю, были предприняты достаточно долгие переговоры и была достигнута договоренность о некоторых мерах, которые вылились в инструкцию Священного синода. Мне, как настоятелю, до выхода инструкции, было принесено в храм, под роспись, именное предписание главного санитарного врача Москвы. И там  требования были еще жестче, в том числе было требование о причащении одноразовыми лжицами. И ссылка на старый закон, который позволяет в случае невыполнения требований закрыть любой объект, в том числе и наш храм, на 90 дней, то есть на 3 месяца. На фоне этих жестких мер, угрозы закрытия храмов, любые компромиссные меры, тем более те, которые не затрагивают существа веры, не являются ни догматической, ни канонической уступкой, — ценны.  Более того, в этом постановлении есть указание на то, что подобное практиковалось во время эпидемий в древней Церкви.

http://pravmir.ru/chego-ne-zametili-sore...

Сопредседатель Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов мэр Москвы С.С. Собянин сказал в своем выступлении: «Три с половиной года мы занимаемся программой строительства храмов в Москве. По правде говоря, то, что было сделано за этот период, превосходит наши ожидания, потому что найти 200 площадок в Москве — городе, который по плотности застройки превосходит все аналогичные европейские города, — задача нетривиальная. А найти площадки, которые не вызывали бы каких-то возражений от жителей, было вдвойне сложно. Но, тем не менее, вместе с вами, вместе с муниципальными депутатами, вместе с жителями была проведена огромная работа, и большинство этих площадок подобрано. В целом ряде случаев были подобраны альтернативные площадки, которые устроили жителей. И при подборе мы руководствовались, в первую очередь, такими условиями, чтобы большинство жителей микрорайона, — даже не большинство, а практически все, — были согласны на размещение храма, чтобы этот храм вписывался в архитектуру города и чтобы он дополнял город и архитектурно, и с точки зрения благоустройства».  «Построив за эти годы 18 храмов, мы видим, что все эти принципы были выдержаны, — продолжил мэр Москвы, — Там, где они построены, проведено комплексное благоустройство — уже возле 11 храмов, — и, конечно, эти храмы стали украшением спальных микрорайонов, которые никогда особо не блистали уникальными архитектурными решениями. Храмы позволили благоустроить значительную часть территорий, которые раньше были просто заброшены. Помимо этого, все построенные и строящиеся храмы обеспечены современными коммуникациями». «На прошлом заседании мы говорили о том, что не только в застроенных микрорайонах, но и на новых территориях важно своевременно предусматривать возможное размещение храмов. Такие 11 площадок были подобраны на новых территориях Москвы, и на девяти из них уже начинается строительство. Таким образом, решения, которые мы принимали на прошлом заседании Попечительского совета, исполняются. Надеюсь, что эта программа будет и впредь реализовываться не менее успешно», — заключил С.С. Собянин.

http://patriarchia.ru/db/text/3615968.ht...

А. Кибовский: Город меняется на наших глазах. Меняется к лучшему. Нам предстоит большая, очень интересная, серьезная работа. Речь идет о приведении в порядок храмов, которые расположены в Зарядье, в рамках большого проекта по созданию парка. Я напомню, что Правительство Москвы отказалось от коммерческой застройки этой территории, хотя за эту площадку предлагались очень большие деньги. Митрополит Иларион: Это там, где была гостиница «Россия», а вокруг нее сохранились маленькие церквушки? А. Кибовский: Да. В свое время эти церквушки не снесли, потому что они должны были создавать стиль «а-ля рюс» для приезжающих в эту гостиницу иностранных туристов. Нужно вернуть этим храмам былое значение, не делать их каким-то украшением для потехи иностранных туристов, а сделать их по-настоящему достойными объектами. Я думаю, что Зарядье будет одной из самых красивых точек не только Москвы, но и страны, потому что там расположены замечательные храмы, свидетели многих событий. Это практически ансамблевая застройка. Там есть храмы и XIX, и XVII, и XVI веков. Будет видна Красная площадь, Кремль. Не сомневаюсь, что это будет одна из визитных карточек столицы. Митрополит Иларион: Мы говорим о храмах, а храмы для нас, верующих людей, это места, где человек встречается с Богом. Не случайно каждый храм у нас на Руси, а также в Византии создавался как произведение искусства. Храмы не повторяли один другой. Был определенный канон, но есть храмы очень необычные, оригинальные, уникальные. Каждый храм – это совершенное творение, сочетание правильных и самобытных архитектурных форм. Но все внешнее великолепие направлено на то, чтобы отражать внутреннюю красоту того события, которое происходит в храме всякий раз, когда совершается богослужение. Событие это заключается в том, что человек встречается с Богом. То благородное дело, о котором мы с вами сегодня говорим, – возрождение храмов, их реставрация – это долг государства. Государство в этом заинтересовано, поскольку это объекты культурного наследия. Но это дело имеет и огромное миссионерское значение, потому что каждый храм является очагом добра, источником света, каждый храм является центром притяжения для сотен и тысяч людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Как победить московские пробки? В годы, когда мэром Москвы был Ю. М. Лужков, было сделано много хорошего — например, восстановлен храм Христа Спасителя, переданы, восстановлены и построены многие другие храмы, но и накопились серьезные проблемы. 9 февраля, 2011 В годы, когда мэром Москвы был Ю. М. Лужков, было сделано много хорошего — например, восстановлен храм Христа Спасителя, переданы, восстановлены и построены многие другие храмы, но и накопились серьезные проблемы. В годы, когда мэром Москвы был Ю. М. Лужков, было сделано много хорошего — например, восстановлен храм Христа Спасителя , переданы, восстановлены и построены многие другие храмы, но и накопились серьезные проблемы. Новый мэр Москвы Сергей Семенович Собянин стал активно решать многие эти вопросы. Среди них – проблема преодоления транспортных пробок, т. к. сейчас в Москве планировать время нахождения в дороге стало практически невозможно. Как человек, пользующийся городским транспортом, попытаюсь поделиться некоторыми соображениями, которые, думаю, могли бы хоть в какой-то мере снять напряженность, вызванную пробками на улицах Москвы. Прежде всего, надо обратить внимание на то, что Москва чрезвычайно перенаселена. Это перенаселение связано преимущественно с постоянным потоком приезжающих в поисках работы и заработка . Желательно, чтобы государство вкладывало деньги в регионы, в провинцию, там развивало промышленность, создавало рабочие места и строило жилье. Это дало бы возможность людям работать там, где они живут, и им не надо было ехать в другие города, отрываться от семей, ставить себя, или попадать в бесправное положение. Непомерно большие города являются причиной перекосов в социальной, экономической и т.п. жизни страны. Представьте, что у вас огромный промышленный котел, под ним множество горелок. Чтобы вода в котле быстро нагревалась, надо, чтобы все горелки горели одинаково. Предположим, что одна из горелок отличается от других и дает мощный столб пламени. Чтобы дно котла в этом месте не прогорело, необходимо снизить мощность всей топки, следовательно, она будет работать с меньшей эффективностью. Приток людей в большие города вызывает перегрузку транспорта, необходимость привозить больше продуктов питания и предметов массового потребления из отдаленных регионов, что вызывает дополнительный расход топлива. Все это приводит к росту инфляции, потому что стоимость топлива входит в себестоимость всех промышленных и сельскохозяйственных товаров. Напротив, возможность работать там, где живешь, приводит к снижению нагрузки на транспорт, расходам топлива, и к снижению себестоимости продукции, следовательно, к повышению покупательной способности рубля и оживлению экономики не за счет печатного станка, а за счет появления свободных денег в обороте.

http://pravmir.ru/kak-pobedit-moskovskie...

Традиционно в разных культурах во все времена храмы были самыми прекрасными произведениями архитектуры. Именно храмы, как в Европе, так и в России, были архитектурными эталонами, законодателями стиля, наглядным свидетельством развития творческой мысли. Они были не только духовными, молитвенными, культурными и просветительскими центрами, но и архитектурными доминантами, организующими пространственную среду жизни горожан и сельчан. Конечно, сегодня храму сложно состязаться с высотными зданиями и торговыми центрами. Но храмы должны быть привлекательны, должны являть собой воплощенную идею красоты Божьего мира, красоты духовной и материальной. Они призваны пробуждать в человеке возвышенные чувства, внушать благие мысли и подвигать к добрым поступкам. В каждом районе новый храм должен стать архитектурной доминантой для городского ландшафта, но, что еще важнее, — духовно-просветительским и культурным центром для его жителей. Теперь хотелось бы несколько слов сказать о реставрации. В связи с этим вновь хотел бы выразить особую благодарность Сергею Семеновичу. Сама форма, которую предлагает Программа предоставления субсидий из бюджета города Москвы, является наилучшей для поддержки памятников. В прошлом году были серьезные трудности в реализации реставрационных проектов по программе Министерства культуры «Культура России». И в этом плане Москва является примером продуманного инновационного подхода к проблеме сохранения древних памятников истории и культуры. Напоминаю, что Программа предоставления субсидий из бюджета города Москвы рекомендована Рабочей группой при Президенте Российской Федерации по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения в качестве положительного примера для всей России. В 2016 году в рамках пункта 58 программы «Культура России» было запланировано проведение реставрационных работ на 21 объекте города Москвы, в том числе на 14 объектах Новодевичьего монастыря. Однако в итоге было профинансировано только 4 объекта. Для сравнения, в 2015 году на средства федерального бюджета были проведены реставрационные работы на 14 церковных объектах Москвы. В 2017 году по пункту 58 планируется проведение работ на 16 объектах.

http://patriarchia.ru/db/text/4936141.ht...

12 временных храмов построят в Москве к Пасхе по просьбам верующих Москва, 28 февраля 2014 г.      До 20 апреля в Москве планируется возвести 12 временных храмов на площадках, выделенных по «Программе 200». Как рассказали «Известиям» в Фонде поддержки строительства храмов города Москвы, прихожане встретить Пасху в своих храмах, поэтому на участках для основных храмов по «Программе 200», прошедших все согласования, будут установлены временные. Прихожане хотят встретить Пасху в своих храмах, поэтому на участках для основных храмов, прошедших все согласования, будут установлены временные Временные храмы установят в семи округах Москвы. Например, в Восточном административном округе (ВАО) — на улице Камова, улице Перовской и Зеленом проспекте; в ЮВАО — на улице Маршала Кожедуба, на пересечении улицы Поречной с Перервинским бульваром и на улице Федора Полетаева; в ЮАО — на улице Борисовские пруды. Также церкви обустроят на пересечении улицы Воскресенская с Мещерским проспектом, на улице Куликовская, пересечении Новочеремушкинской и Кржижановского, Малахитовой и Бажова и на улице Фабрициуса. Причем на последнюю временный храм перекочует с Пятницкого шоссе, где уже построили постоянный. — Все временные храмы разные — от бытовок до деревянных строений, их вместимость тоже варьируется, в основном — до 60 человек. Есть исключения: например, на Борисовских прудах по индивидуальному проекту строится большой храм на 150 человек, он, скорее всего, останется там надолго, — пояснили в пресс-службе фонда. — Основная идея временных храмов в том, чтобы там совершались богослужения, пока приход собирает средства на основной храм. Это долгая история: сначала нужно разработать документацию, потом уже начинается строительство. Места под храмы выбирались там, где это наиболее необходимо — например, в Выхино-Жулебино на более чем 200 тыс. жителей функционировал один небольшой храм. За три года действия «Программы 200» построено 18 храмов во всех округах столицы. Город выделяет земельные участки, а строительство ведется на частные пожертвования — как крупных компаний и ведомств, так и отдельных прихожан. В этом году будут завершены работы еще на 16 объектах, 43 проекта находятся в стадии разработки. Варианты проектов храмов разработаны тремя московскими институтами: ГУП «МНИИТЭП», ГУП «Моспроект-2» им. М.В. Посохина и ГУП «Моспроект-3». Это храмы на 200, 300 и 500 прихожан, всего существует восемь типовых проектов. 28 февраля 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/68825.html

Временные быстровозводимые храмы планируется установить в ряде мест Москвы, где будут строиться 200 новых православных церквей. 7 сентября. ПРАВМИР. Временные быстровозводимые храмы планируется установить в ряде мест Москвы, где будут строиться 200 новых православных церквей. Об этом корреспонденту Интерфакс-Религия рассказал глава правления Российского клуба православных меценатов Андрей Поклонский. Напоминм, что Клуб православных меценатов реализует проект строительства обыденных храмов . «С Патриархией мы согласовали, что будем строить обыденные храмы в рамках «Программы-200» как храмы «первых литургий», которые после строительства и освящения больших каменных храмов «уедут» в другие микрорайоны вплоть до «переброски» в другие области России», – рассказал Поклонский. По его словам, такие церкви в Москве начнут возводить с ноября 2011 года. Читайте также: Строительство храма в рамках «Программы-200» инвестирует мусульманин Владимир Легойда: Возведение 200 храмов в Москве поможет улучшить жизнь каждого жителя столицы Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить!

http://pravmir.ru/vozle-stroj-ploshhadok...

Митрополит Иларион: Я так понимаю, что в основном, как и храмы Русской Православной Церкви, храмы старообрядческой Церкви реставрируются на пожертвования прихожан. Но я могу допустить, что некоторые храмы старообрядческой Церкви, являющиеся памятниками архитектуры, могут получать также и субсидии от государства наряду с другими памятниками архитектуры. Как, например, в городе Москве существует программа «Культура Москвы», благодаря которой создаются совместные фонды города Москвы и Церкви для реставрации конкретного объекта, конкретного архитектурного памятника. И эта программа не ограничена только храмами Русской Православной Церкви. Там есть и храмы других конфессий. Е. Грачева: Владыка, в стране развернулись такие жаркие споры о том, нужно или нет при прохождении медкомиссии проходить два специальных теста и доказывать с помощью анализов, не алкоголик ли ты и не наркоман ли. С анализом на алкоголизм вообще очень много споров, много непонятного. Эксперты, например, говорят, что если вы в день выпиваете хотя бы 40 миллилитров вина, этого достаточно для того, чтобы тест дал неблагоприятный для вас результат. Например, в Европе (а Вы жили в Европе) в норме вещей за обедом выпить бокал вина. Во Франции, в Италии это обычная практика. Священники, в конце концов, тоже пьют кагор. Вы эту инициативу, которую пока повременил вводить в стране лично президент Путин, поддерживаете или нет, этот тест на алкоголизм? Митрополит Иларион: Я хотел бы, во-первых, воспользоваться Вашим вопросом для того, чтобы разрушить очень распространенный стереотип о том, что священники пьют только кагор. Священники употребляют кагор на богослужении, но за трапезой священники пьют не только кагор. А если говорить о проблеме, которую Вы затронули… Е. Грачева: А что еще? Митрополит Иларион: Другие алкогольные напитки, которые предлагаются за трапезой. У священнослужителей так же, как и у православных мирян, нет запрета на употребление каких бы то ни было видов алкоголя. Другое дело, что есть очень строгий запрет в Православной Церкви на пьянство, на злоупотребление алкоголем.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010