Принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем Лк.2:22–23 День Сретения Господа Иисуса Христа Симеоном Богоприимцем в Иерусалимском храме есть истинный праздник общечеловеческой христианской любви к отечеству. Сию любовь к своему отечеству благословил и освятил для нас, христиан, Сам Господь Иисус Христос Своим Божественным примером. Сын Божий благоволил воплотиться и родиться, как человек, среди богоизбранного народа. Сын Божий сошёл на землю по любви ко всем людям, ко всему человеческому роду, без различия народов и стран. Сын Божий приходил на землю для того, чтобы создать Царство Божие на земле, которое должно было обнять всех людей, весь мир. Исполненный и усовершённый Сыном Божиим ( Мф.5:17 ) ветхозаветный закон, освобождённый от оков узкого национализма еврейского, сдедался всемирною, всечеловеческою религиею. Но любя все человечество, создавая всеобщее Царство Божие на земле, полагая основание всемирной религии, Христос Спаситель, благоволивший родиться среди еврейского народа, любил Свой народ, горячо любил Свое земное отечество. По любви к Своему народу Сын Божий благоволил быть принесённым в храм Иерусалимский в 40-й день по рождении, чтобы быть представленным пред Господа, «как предписано в законе Господнем» ( Лк.2:23 ), который был установлен в память величайшего события в жизни еврейского народа. По любви к Своему народу, Христос Спаситель в детском и отроческом возрасте вместе с Своею Материю посещал Иерусалимский храм в праздничные дни, которые все были посвящены памяти замечательных событий в жизни народа еврейского. С проповедью евангелия Спаситель обратился, прежде всего, к Своим, к Своему народу, который не принял Его ( Ин.1:11 ). Несмотря на то, что народ еврейский отверг Христа Спасителя, Он всё-таки говорил, что послан к погибшим овцам дома Израилева, которых предпочитал хананейским язычникам ( Мф.15:26 ). Посылая Своих 12 апостолов на проповедь , Христос Спаситель повелевал им не ходить к язычникам и в Самарянские города, но идти прежде всего к тем же погибшим овцам дома Израилева ( Мф.10:5–6 ). Но особенно явил Свою любовь к Своему народу и к Своему земному отечеству Христос Спаситель в последние дни Своей земной жизни пред Своими крестными страданиями. Когда Спаситель во время торжественного входа в Иерусалим вступил на гору Елеонскую и когда отсюда открылся чудный вид на славный город еврейского народа, Спаситель, видевший Своим Божественным взором близкое разрушение города и печальный конец Своего земного отечества, заплакам о нем и сказал: о, еслибы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему; но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отвсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего ( Лук.19:42–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/sl...

Господь поучал всенародно, даже в храме; но первосвященник Анна никогда не слышал Его. Как малодуховен был этот тогда высший духовный сановник! Ответ Спасителя не понравился врагам Его и совершилось непостижимое дело: Создатель был заушен рукою создания! Один из служителей, стоявших близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: «так отвечаешь Ты первосвященнику?» На это Спаситель кротко заметил ему: «если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» После этого у Анны не произошло ничего. Анна послал связанного Спасителя к первосвященнику Каиафе, у которого уже собрался весь синедрион. Здесь-то, собственно, и произошел суд над Иисусом Христом. Первосвященник и старейшины искали такого свидетельства против Спасителя, чтобы осудить Его на смерть. А так как Спаситель был безгрешен, то они должны были искать лжесвидетелей, которые бы обвинили Его. Первые лжесвидетели давали такие лжесвидетельства, которые не были достаточны для осуждения на смерть. Наконец выступили два лжесвидетеля, обвинившие Спасителя в похулении Им храма. «Он говорил, – свидетельствовали они, – могу разрушить храм Божий, и в три дня создать его». В этих словах Господь говорил, как известно, о храме тела Своего, который враги Спасителя хотели разрушить, то есть умертвить теперь, и который Господь имел снова воздвигнуть в третий день через Свое воскресение. На все подобные обвинения Иисус Христос молчал. Это было святое и красноречивое молчание, которому должны подражать и мы, как последователи Христа, когда враги в слепой ненависти нападают на нас. Молчание Спасителя изумило Каиафу, и он сказал: «что же ничего не отвечаешь? Что они против Тебя свидетельствуют?» Но Спаситель пребывал в молчании. Тогда первосвященник поднялся, давая тем знать, что он намеревается сделать нечто важное, и все верховное судилище поднялось вместе с ним. Когда все, бывшие на суде, устремили свой взор на Каиафу, последний, обращаясь к Господу, громко сказал: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос – Сын Благословенного?» Если у израильтян кто-либо заклинал кого, то тот, к кому относилось заклинание, должен был говорить или да, или нет, и такой ответ считался наравне с полною и совершенною клятвою. Что же ответил теперь на заклинание первосвященника Господь? Он сказал: «Я». Как многознаменательно это одно слово! Им Господь как бы так говорил: «клянусь всемогущим Богом, что Я есмь Христос, Сын Божий». Так Иисус Христос торжественно засвидетельствовал, что Он есть обетованный Мессия и Сын Божий. – Но Спаситель присоединил к этому еще другие слова: «и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы, и грядущего на облаках небесных». Посмотрим, что означали эти слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Евангельское повествование о пребывании двенадцатилетнего Отрока Иисуса в Иерусалимском храме оканчивается следующими словами: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте, и в любви у Бога и человеков». Слова эти относятся к человеческой душе или духу Спасителя. Преуспевающий в премудрости не обладает всецело премудростью, а усовершается в ней постепенно. Кто же усовершается, тот развивается. Таким образом, мы видим, что Спаситель развивался не только по телу, но и по духу, значит, по обеим сторонам Своей человеческой природы, подобно тому, как развивается всякий другой человек. А это служит ясным доказательством того, что Он есть истинный человек. Далее, как человек Иисус Христос испытывал также телесные потребности и различного рода душевные состояния. К телесным потребностям относится потребность в пище и питье. И мы видим, что Иисус Христос алкал и жаждал. Так, по окончании сорокодневного поста Он, по свидетельству Евангелия, взалкал, т.е. почувствовал потребность в пище. Перед беседой с женой самарянкой Он попросил у нее пить. Во время крестных страданий Своих Он мучим был жаждою и изрек: «жажду». Точно так же, подобно нам, Спаситель утруждался и укреплял Себя сном. В подтверждение этого припомним только историю укрощения бури на море Генисаретском. Следовательно, верно то, что Спаситель имел те же телесные потребности, какие имеем и мы. Но Он испытывал также и различные душевные состояния. Так, при гробе Лазаря Он, по свидетельству Евангелия, восскорбел духом и прослезился. Равным образом во время торжественного входа в Иерусалим Спаситель при виде города заплакал о нем и сказал: «о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему». Эти слезы Спасителя показывают, что Он испытывал чувство скорби. Вспомним также историю страдания Спасителя. «И взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: «душа Моя скорбит смертельно», – так повествуется о душевном состоянии Спасителя перед наступлением страданий. Но высочайшей степени эта скорбь достигла на кресте, когда Господь обратился со следующим воплем к Отцу Своему небесному: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?»

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Как же насмехались люди над Христом! Окружающие признавали, что Он спасал других от болезней и даже смерти, – и вдруг в них торжествует злоба: давай, покажи, сделай! Некоторые святые отцы даже полагали, что Иуда Искариот верил: Христос, обладающий Божественным могуществом, не подвергнется насилию. Предатель не ведал, что Спаситель добровольно идёт на страдания как Искупитель мира. Страшен момент смерти Богочеловека. Солнце скрылось, мир погрузился во тьму. Господь сказал: «Совершилось!», – совершился искупительный подвиг. «И, преклонив главу, предал дух» ( Ин.19:30 ). И тут в одно мгновение всё изменилось: «И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий». «И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь» ( Мф.27:50–54 ; Лк.23:47–48 ). Часть 2 Дальше Спаситель объясняет в псалме Свою природу: Яко Ты еси исторгий мя из чрева, упование мое от сосцу матере моея (10). Ибо Ты исторг Меня из материнского чрева, на Тебя уповаю с самого раннего младенчества – когда ещё питался материнским молоком. Христос таинственно воплотился на земле, Он был зачат в утробе Пречистой Девы Марии. Архангел Гавриил объяснил Деве: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя» ( Лк.1:35 ). Девять месяцев Спаситель находился во чреве Матери, как это свойственно человеку, зачатому от семени. Бог определил Еве после грехопадения: «...в болезни будешь рождать детей» ( Быт.3:16 ). Но святые отцы полагали, что Пречистая Дева при рождении Сына не испытывала боли, как это бывает у всех матерей. Господь избавил от этого Её и Младенца Христа. Тех, кто ведёт праведную жизнь, Бог не оставляет. Тем более Богочеловек никогда не был отделён, отвержен от Божественной природы: К Тебе привержен еси от ложесн, от чрева матере моея Бог мой еси Ты (11). Эти псаломские слова выражают внутреннюю, исполненную Божественной силы молитву Спасителя в тот момент, когда Его предсмертные страдания доходили до невообразимого предела: «К Тебе я привержен от самого зачатия, от чрева Матери, Ты Мой Бог». И мы несомненно веруем в «Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна» ( Символ веры ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

Поучая учеников и народ, Спаситель постепенно подвигал­ся к Капернауму, и по прибытии туда совершилось новое чудо. С древних времен у иудеев был обычай собирать после всякой новой переписи подать в «полсикля, сикля священного», с каждого иудея, достигшего двадцатилетнего возраста, в качестве «выкупа за душу свою Господу» ( Исх. 30:11–16 ). Деньги эти шли на храм и употреблялись на покупку жертвоприношений, козлов отпущения, красных телиц, курений, хлебов предложения и других предметов, требовавшихся в храме. После возвращения из плена этот полсикль обратился в ежегодную добровольную подать, равную трети сикля ( Неем. 10:32 ), но в последующее время она опять возвысилась до первоначальной суммы. Эта подать платилась каждым иудеем, в какой бы части света он ни находился, богатый он или бедный; и в доказательство того, что все души равны пред Богом, должны были платить «богатый не больше, и бедный не меньше полсикля». Сбор этот давал большие суммы, кото­рым и препровождались в Иерусалим с почетными уполно­моченными. За этою-то податью сборщики теперь и пришли к Христу. Не смея беспокоить самого Иисуса, они обрати­лись с требованием ее к ап. Петру, и он, с своею обыч­ною простотою, передал это требование Учителю, надеясь, что Он поможет выйти из затруднения, так как в кассе апостольской совершенно не было денег. Но Спаситель преподал ему по этому случаю высокий урок, сопровождавшийся новым самооткровением Божества. «Как кажется тебе, Симон, сказал Он ему: цари земные с кого берут пошлины или подати? С сынов ли своих, или с посторонних?» Ответ мог быть только один: «с посторонних». – «Итак, сказал Христос, сыны свободны». Я, Сын небесного Царя, и даже ты, который также сын Его, хотя и в другом смысле, не обязаны платить этой подати. Если мы платим ее, то плата эта не вытекает из положительной обязанности, а есть дело свободного и доброхотного даяния. «Но чтобы нам, прибавил Он, не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми; и открыв у ней рот, най­дешь сатир, возьми его и отдай им за Меня и за себя». Таким способом уплаты подати Спаситель показал, что Он, как человек, считал своим долгом подчиняться установлениям человеческого общежития, но как Бог Он вместе с тем при этом случае показал свое всемогущество, прости­равшееся не только на землю, но и на море.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Ученики привели осленка, покрыли его своими одеждами и посадили на него Иисуса. Народ, узнав о намерении Спасителя, собирался вокруг Него в великом множестве и сопровождал Его с такой торжественностью, с какой в древние времена сопровождали только царей. Народ знал, что это был тот самый Иисус, который учил их, утешал, исцелял больных и воскрешал умерших. Поэтому все громко восклицали: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!» Многие снимали с себя верхние одежды и устилали ими дорогу. Другие срывали зеленые ветви и бросали их на землю. Каждый хотел выразить свою радость. Таким образом Иисус Христос вступил в Иерусалим и направил шествие прямо к храму. В храме находилось много торговцев и менял, у которых богомольцы покупали голубей для жертвоприношений и меняли иностранные деньги на иудейские. При этом торговцы и покупатели часто спорили, кричали, иногда обманывали друг друга. Иисус, увидя это, вознегодовал. Он выгнал из храма торгующих, опрокинул столы и лавки и сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали из него вертеп разбойников». Приступили к Нему тут больные, и Он исцелил их. Умолкли уже торжественные восклицания народа. Но малые дети по примеру отцов продолжали восклицать: «Осанна Сыну Давидову!» Когда первосвященники и книжники стали требовать, чтобы Господь запретил детям восклицать: «Осанна!», Господь сказал им: «Разве вы никогда не читали в Писании: из уст младенцев и ссущих совершил еси хвалу?» Всегда помните, дети, что Господь с любовью принимает хвалу и молитвы, Ему возносимые. Счастливы вы, если будете находить отраду в прославлении Спасителя. Держа в руках вербу в день вспоминания входа Спасителя в Иерусалим, прославляйте Его песней еврейских детей: «Осанна в вышних! Благословен Грядущий во имя Господне!» В день Вербного воскресенья Церковь, вспоминая и воскрешение Лазаря, и торжественный вход Христа в Иерусалим, воспевает псалом, перевод которого на русский язык звучит так: Христе Боже, Ты перед Своими страданиями

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Хри­ста, – то он естественно и будет истинным миром Христова царства, а потому всякий человек, желающий иметь Христа своею искупительною жертвою и действительно очищенный жертвенною кровию Христа, несомненно войдёт в этот мир Его и наконец найдёт там своё действительное спасение. Там уж более не будет греха, там откроется новосозданный Христом вечный храм Богу, и в нем будет свободно царить лишь вечная воля небесного Бога Отца. Поэтому все люди, желающие и способные быть царями и священниками Бога и Христа ( Апок. 1:6; 5:10; 20:6 ), естественно найдут наконец в этом храме полное удовлетворение всех своих духовных стремлений. Те же люди, которые остаются теперь враждебными Христу или даже просто только не веруют в Него, естественно мо­гут принести в этот храм вечной славы и силы Христа одну только земную ветхость свою, а потому они могут, разумеется, только по­жалеть о своём невольном пробуждении от безмятежного покоя смерти. Но как праведные ревнители Бога не могут и не будут пе­чалиться о том, что Бог медлит теперь совершением спасения их, так и все грешники не могут и не будут потом жаловаться на Бога, что будто Он поспешил с откровением Своего царства и не дал им времени одуматься, чтобы войти в разумение Его истины. На самом деле время для разумения дано. Божия воля была ясно возвещена людям в евангельской проповеди И. Христа и вполне обстоятельно была раскрыта в апостольской проповеди о Божием спасении людей. В одну из торжественных минут Своей человеческой жизни, когда Спаситель открыто объявил перед иудеями Бога Отцом Своим и таким образом показал Себя равным Богу, Он в самых ясных и точных выражениях возвестил Своим слушателям: «Наступает время, и настало уже, когда мёртвые услы­шат глас Сына Божия и, услышав, оживут; ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе, и дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын че­ловеческий. Не дивитесь сему, ибо наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия и изыдут тво­рившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин. 5:25–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Каждый человекоубийца отрицатель не только брата своего, но и Христа, как посредника между Богом и человеком. Человекоубийство по Новому Завету   это прямое оскорбление Христа, ибо каждый член искупленного человечества есть член Его Тела, Его выразитель и распространитель в истории. Поэтому Христос сам наказывает за преступление, не отдавая наказания в руки людей, как это было в Ветхом Завете. Христос сам взял на себя право мстить за пролитую кровь, искупленную Его кровью. Именно здесь и проявляется то огромное значение гонений, которое они имеют для мировой истории. Кровь мучеников, взывающая к небесам, всякий раз умоляет Христа прекратить разгул святотатства, прекратить покушения на членов Его Мистического Тела, на Его распространение в истории. Гонения на Церковь укорачивают историю. В своей повести Соловьев рассказывает о том, что во время великих торжеств, когда новый папа Аполлоний демонстрировал свое могущество, производя удивительные знамения в храме всех культов, «раздался страшный подземный гул в северо-западном углу Срединного дворца под куббет-эль-аруах, т. е. куполом душ». Бесчисленные тонкие голоса восклицали: «Пришла пора, пустите нас, спасители, спасители!» Это не фантазия Соловьева. Это мысль Откровения, которую Соловьев выразил в образе. Однако сама суть этого образа взята из Откровения. Святой Иоанн Богослов в своих видениях рассказывает о снятии семи печатей. «И когда он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка, святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр., 6, 9—10). Описанный Соловьевым подземный гул это символ: кровь мучеников взывает к Агнцу. Это не просто вопль. На вопрос: «Доколе?» души убиенных получают ответ, «чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их, и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (6, II). Следовательно, суд и мщение за пролитую кровь действительно настанет.

http://predanie.ru/book/84483-tayna-bezz...

Анна не скрывал своей радости при виде связанного Иисуса и стал расспрашивать Пленника о Его учении и учениках. Не желая удовлетворять коварное любопытство хитрого саддукея, Господь ответил ему: «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил». Такой ответ привел злобного старика в ярость, а слуга первосвященника ударил Христа по щеке, сказав при этом: «Так Ты отвечаешь первосвященнику!». Иисус кротко перенес нанесенное Ему оскорбление и ответил жестокому рабу: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» На этом Анна прекратил свой допрос и приказал вести Узника на суд к первосвященнику Каиафе. Христа вывели во двор. Пасхальная ночь была прохладной. Во дворе первосвященника сидели слуги и грелись у разведенного костра. Между ними сидел и апостол Петр, который вместе с Иоанном прошел во двор. Но галилейский говор и поведение Петра выдали его. Слуги обратили на него внимание и стали допрашивать апостола, не является ли он учеником Иисуса Назарянина. Петр начал клясться и божиться, что он не знает Этого Человека. В это мгновение он поднял голову и увидел Спасителя, стоявшего на возвышенной части двора. Учитель взглянул на Своего ученика, и взор Его выразил упрек и сожаление. И тут же Симон услышал отдаленный крик петуха. Он вспомнил предсказание Спасителя, и, выйдя вон, горько заплакал. Суд Синедриона. Мф. 26:57–66; Мк. 14:53–64; Лк. 22: 54 Тем временем во дворце Каиафы, несмотря на глубокую ночь, царило сильное оживление. Готовились к чрезвычайному заседанию Синедриона. Первосвященник решил во что бы то ни стало этой ночью добиться приговора Иисуса к смерти и как опасного преступника выдать римским властям на казнь. Но для этого нужны были серьезные обвинения. Срочно искали лжесвидетелей. Наконец Синедрион открыл свое беззаконное заседание. Явились все первосвященники, старейшины, книжники и начальники храма, жившие в Иерусалиме. Собрание было торжественным и многолюдным. Уклонились только Иосиф Аримафейский и, вероятно, Никодим, непожелавшие участвовать в этом позорном для евреев деле. Председательствовал сам Каиафа.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Ибо еще прежде страданиями обетовал им Господь, говоря: когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас ( Мф. 10:19–20 ). Я же, с своей стороны, говорю смело и с полной свободой, что с тех пор, как апостолы уверовали в Господа, они всегда имели Духа Святого: без благости Духа Святого они не могли творить знамений; но имели Его в определенной мере. Поэтому и Спаситель взывал в храме, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него ( Ин. 7:37–39 ). В том же месте прибавляется: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен: но это не в том смысле, чтобы Духа Святого не было, так как Господь Спаситель говорит: если же Я Духом Божиим изгоняю бесов ( Мф. 12:28 ), а в том, что, пребывая в Господе, Он не почил еще всецело на апостолах. Поэтому-то они приходят в ужас во время страданий Его, уверяются и клянутся, что не знают Христа. А после того, как крестились Духом Святым и благодать Духа Святого излилась на них, они уже свободно говорят первосвященникам иудейским: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам ( Деян. 5:29 ); воскрешают тогда мертвых; радуются под бичами; проливают кровь за Христа, и в муках находят венец для себя. Итак, не у бы Дух на апостолах, не истекали от чрева их духовные дарования, ибо Господь еще не был прославлен. А какая то была слава, он говорил сам в Евангелии: ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира ( Ин. 17:5 ). Слава Спасителя, это – виселица, на которой Он торжествует. Распинается Он как человек, но прославляется как Бог . Солнце скрывается, луна изменяется в кровь, земля дрожит необычным трясением, открываются гробы, ходят мертвые, распадаются камни. Это та слава, о которой говорится в псалме: воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли ( Пс. 56:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010