Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа» (2 Мак. 2:4-7).    Так, по особому Промыслу Божию, во втором храме, построенном за 515 лет до Рождества Христова, величайшей святыни ветхозаветной религии – Ковчега Завета уже не было. На его место был положен камень от первого храма, на который первосвященник в день очищения ставил кадильницу с фимиамом.    Сюда-то, объятый духом Божиим, первосвященник Захария ввел Богоотроковицу Марию, именуемую Церковью одушевленным Божиим Кивотом, в котором хранились не каменные скрижали Завета, но имел почить Сам Начальник и Совершитель веры и Архиерей Нового Завета Господь Иисус Христос. Введением в ветхозаветный храм Храма сущего и во Святое святых одушевленного Божиего Кивота заканчивался Ветхий Завет с его богослужением и жертвами, и свидетельствовалось о приближении Завета Нового и о пришествии священника по чину Мелхиседека, Архиерея будущих благ, Иисуса Христа.    Теме завершения Ветхого Завета и прекращения ветхозаветного богослужения и жертв уделено значительное место в службе празднику Введение во храм. Прежде всего она раскрывается в ветхозаветных и апостольских чтениях, положенных по Уставу на этот день. В первой паримии празднику повествуется об устройстве Моисеем скинии и Ковчега Завета и их освящении. Вторая посвящена освящению Соломонова храма и внесению в его Святое святых Ковчега Завета. Центральное место по своему значению в обеих паримиях занимает образ Ковчега Завета и изображение его внесения во Святая святых. Эти ветхозаветные чтения соответствуют смыслу и значению праздника, так как мы видим в них прообраз великого события, которое празднуется в день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Но наибольшее значение имеет третья паримия – пророчество пророка Иезекииля о новом храме, содержащее прямое указание на рождение Спасителя от Девы. Мысль о том, что всё ветхозаветное богослужение было только сенью и образом будущих благ, с еще большей полнотой раскрывается в Апостоле, читаемом на литургии (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Рассматривая портреты близких нам лиц, мы невольно припоминаем их слова, поступки, дела, какой-нибудь случай из жизни; созерцая изображения Господа Бога и Святых Его, мы живо возносимся к их делам, учению и вспоминаем многое, что сделано ими для нас, грешных людей, а также забываем красоту мирских изображений. Вот почему Апостол Павел писал, что он «рассудил быть незнающим ничего кроме Иисуса Христа и при том распятого» ( 1Кор.2:20 ), или еще, когда писал к Галатам, что у них, пред глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый» ( Гал.3:1 ). Такое назначение имеют Священные изображения, или иконы. Вот почему Господь, как только дал людям повеление об устройстве скинии, или походного храма, тотчас же заповедал украсить его священными изображениями: «И сказал Господь Бог Моисею, читаем мы в книге «Исход», говоря; «и сделай из золота двух херувимов; чеканной работы сделай их на обоих концах крышки (Ковчега Завета): сделай одного херувима с одного края, а другого херувима – с другого края... И будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу; к крышке будут лица херувимов. Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов» ( Исх.25:1, 18, 19, 20, 22 ). « И сделал Моисей, читаем мы далее в книге «Исход» двух херувимов из золота: чеканной работы сделал их» ( Исх.37:7 ). Когда царь Соломон устроил Господу храм в городе Иерусалиме, то также украсил его изображениями херувимов. «И сделал (Соломон) читаем мы в книге Царств, в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей... И поставил он херувимов среди внутренней части храма... И обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов» ( 3Цар.6:23–29 ). Когда пришел на землю Господь наш, Иисус Христос, то не только не отменил священных изображений, но Сам ходил в храм, украшенный священными изображениями, и, ревнуя о его святости, говорил: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» ( Мк.11:17 ), а также: «клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» ( Мф.23:21 ). Святые Апостолы, как мы видели, также ходили молиться в храм, украшенный священными изображениями ( Лк.24:53 ; Деян.3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Но вот вы увидели, к чему мог бы привести ваш разлад и, при помощи Божией, изыскали способ к удалению причины нестроения; среди вас водворился мир, а с ним возвратилось и Божие благословение, а за Божиим благословением явилось, как плод его, то, что вы сейчас видите, – общая радость о закладке нового храма; и так оправдалась другая половина сказанного выше народного изречения: «Где тишь да гладь, там и Божья благодать». Молитвенно испросив Божие благословение на начало постройки этого храма, молитесь, чтобы Господь послал благодать Свою скоро, беспрепятственно и благоуспешно привести к концу начатое дело. Испрашивая на дело ваше помощи от Бога, и сами старайтесь, каждый по силе своей, помогать этому делу. Знайте, что строящие храм строят дом Божий, чертог Царя Небесного, – значит, они делают Божие дело. Цари земные щедро награждают тех, кто усердно и честно исполняет их царское дело, например при строении царских чертогов. Тем более щедро награждает Бог строителей храмов, как чертогов Царя Небесного. Примеров этого много. Приведу один из них, записанный в Библии . Евреи, возвратившись из плена Вавилонского, начали строить новый храм вместо прежнего, разрушенного. Но, встречая во время работ много препятствий и опасностей со стороны соседних жителей, они оставили не только постройку храма, но и заботу о возобновлении работ и занялись устройством своих жилищ. Тогда Господь возбудил пророка Аггея сказать народу и начальникам его следующее: народ сей говорит: «не пришло еще время, не время строить дом Господень». И было слово Господне через Аггея пророка: а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении? Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. – За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений ( Агг.1:2–10 ). Начальники, услышав от пророка эти слова Божии, убоялись Господа и усердно стали строить храм. Когда кончилась постройка, Господь возвестил народу и начальникам его, что Он посылает благословение Свое на землю и на народ и что слава этого храма будет больше славы прежнего (Соломонова) храма 63 , что Господь даст мир этой земле, мир душам и благоуспешность всякому, кто трудился в созидании этого храма ( Агг.2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Есть и ныне безумцы, которые без всяких исследований и соображений считают Павла безумным; есть и Агриппы, которых свидетельство Павла поражает и кладет в них основание к убеждению в истине Христианской религии, но они из лености, или из пристрастия к земным благам, – или прежним убеждениям, не хотят далее вникать в этот предмет, и продолжать свои исследования, и даже спешат заглушить зародившуюся в них благую мысль. V. Проповедь апостолов и устройство ими церквей Сии-то истинные посланники Божии обошли всю землю и везде возвестили радостную весть (Евангелие) о спасении рода человеческого Сыном Божиим: во всю землю изыде вещание их, и во все концы вселенныя глаголы их. Там, где находили верующих, они останавливались, научали истинному Богопочитанию и новой жизни во Христе, поставляли пресвитеров и Епископов, и наставляли их, как пасти стадо Христово и совершать таинства для сообщения верующим даров Духа Святого. Так они положили основание единой церкви Христовой – царству Божию на земле. Везде их проповедь была устная, но в последствие некоторые из них изложили письменно: Матфей и Иоанн – Апостолы из двенадцати, Марк и Лука – из семидесяти – спутники и сотрудники первоверховных Петра и Павла, – земную жизнь и учение Иисуса Христа, что и называется собственно Евангелием; Лука же еще историю вознесения Христа, сошествия Св. Духа на Апостолов и первоначальной проповеди Апостольской – Деяния Апостолов. Петр, Иоанн, Иаков, Иуда и Павел написали письма, – послания к верующим с наставлением, как подобает веровать и вести себя Христианам. Чтобы ближе ознакомиться с тем, как происходила Апостольская проповедь, и как неверующие обращались в Христиан, приведем некоторые тому частные случаи из Деяний Апостольских. Апостолы Петр и Иоанн шли вместе в храм, в час молитвы девятый. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых красными, просит милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна, пред входом в храм, просил у них милостыни.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Перед службой, под открытым небом строят крытый деревянный помост для совершения литургии и помост для певчих. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах двадцати четырех — старцы, облеченные в белые одежды, и золотые венцы на главах их. Отк. 4,4 Как проходила первая литургия в Бутово И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом Его, которые суть семь духов Божиих; и перед престолом — как бы море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола — четверо животных, исполненных очей спереди и сзади. Отк. 4,5   Мы попросили одного из участников самых первых Литургий на Бутовском полигоне, заместителя декана миссионерского факультета ПСТГУ, кандидата физико-математических наук, А.Б. Ефимова, поделиться своими воспоминаниями о том, как они начинались. — Первыми прославили Новомучеников в Зарубежной Церкви, а вслед за ними и мы. Дело не в том, чтобы под открытым небом совершать службу, а в том, что бы позвать всех священников Москвы и области. Тогда еще митрополит Кирилл со Святейшим Патриархом Алексием и владыкой Арсением все это придумывали и делали, а Николо-Кузнецкий храм очень много в этом помогал. В частности, нужно было сделать помост, где шла литургия, сделать помост для певчих, другие устройства, необходимые для организации и совершения богослужения. Наконец, начались эти службы, где присутствовало по 400-500 епископов священников и диаконов. Все началось уже после того, как был построен деревянный храм при настоятеле отце Кирилле Каледе . У него появился очень добрый прихожанин и благодетель, который много помогал при строительстве. Потом началась подготовка к строительству нового каменного храма. Закладывали этот храм вместе глава Русской Церкви и глава Зарубежной Церкви, хотя тогда наши Церкви еще не были объединены. По существу, их объединили наши Новомученики . — Кто и как организовывал первое богослужение? — Это делал владыка Арсений с отцом настоятелем Кириллом, а благословлял это богослужение сам Патриарх. Еще раньше там началось исследование судьбы Новомучеников и сохранение их памяти. С самых первых месяцев Перестройки велась работа по созданию базы данных по новомученикам. Эта база включает огромный материал Бутовского полигона — сохранились почти все документы. Удалось просмотреть все следственные дела и представить к канонизации почти 400 новомучеников. Теперь в Бутово прославлено святых больше, чем в Киево-Печерской Лавре и других духовных очагах. Потому теперь это, может быть, крупнейший центр нашей святости.

http://pravmir.ru/nebesnaya-liturgiya-v-...

Глава 4 1–8. Устройство богослужебных принадлежностей храма Соломонова: медный жертвенник, медное море, 10 омывальниц, 10 светильников, 10 столов, 100 чаш. 9–22. Священнический и большой дворы храма; замечания о различной утвари храма. 2Пар.4:1 .  И сделал медный жертвенник: двадцать локтей длина его и двадцать локтей ширина его и десять локтей вышина его. Тогда как 3 книга Царств не упоминает о жертвеннике всесожжении между сосудами, сделанном художником Хирамом, 2 Паралипоменон не только упоминает о нем, но и ставит его во главе внешних принадлежностей храма. Размерами своими – 20 локтей длины и ширины и 10 л. вышины – жертвенник Соломонов был почти вчетверо больше Моисеева (5x5x3 л., ( Исх.27:1 ) ). Толковая Библия I, 446), и если последний был из дерева, то Соломонов жертвенник выразительно называется медным, т.е. имел, по крайней мере, стенки медные, внутренность же его, по требованию закона Моисеева, была заполнена дикими камнями, а верхняя площадка для возжения огня была покрыта землей (проф. А.А. Олесницкий , Ветхозаветный храм, с. 321–322; Ср. Толковая Библия, т. I, с. 435). 2Пар.4:2 .  И сделал море литое, – от края его до края его десять локтей, – все круглое, вышиною в пять локтей; и снурок в тридцать локтей обнимал его кругом; 2Пар.4:3 .  и литые подобия волов стояли под ним кругом со всех сторон; на десять локтей окружали море кругом два ряда волов, вылитых одним литьем с ним. 2Пар.4:4 .  Стояло оно на двенадцати волах: три глядели к северу и три глядели к западу, и три глядели к югу, и три глядели к востоку, – и море на них сверху; зады же их были обращены внутрь под него. 2Пар.4:5 .  Толщиною оно было в ладонь; и края его, сделанные, как края чаши, походили на распустившуюся лилию. Оно вмещало до трех тысяч батов. Описание медного или литого моря во 2 Паралипоменон почти всецело, даже дословно, сходно с параллельным описанием этого бассейна в ( 3Цар.7:23–26 ) (см. Толковую Библию II, с. 459–460). Разности две: 1) согласно 3 Царств вместимость медного моря – в 2000 батов, по 2 Паралипоменон – 3000 батов; 2) в 3 Царств под краями медного моря в два ряда шли шары наподобие колокинтов (диких огурцов), согласно 2 Паралипоменон, эти барельефы имели вид волов. См. сейчас названное место Толковой Библии , т. II; см. у проф. Олесницкого, Ветхозаветный храм, с. 329.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Мы всегда хотели только святости и мира»: митрополит Кирилл озвучил позицию по строительству собора святой Екатерины Екатеринбург, 16 июня 2019 г.      Сегодня, в день Святой Единосущной и Животворящей Троицы в храмах Екатеринбургской митрополии озвучено архипастырское послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла о ситуации вокруг строительства собора святой Екатерины. В обращении говорится об отказе от права строить храм в сквере у Театра драмы и о строительстве собора святой великомученицы Екатерины на достойном её святости месте, сообщает пресс-служба Екатеринбургской епархии . «89 лет Екатеринбург живёт без храма, посвященного своей небесной покровительнице. Его стены не мешали построению справедливого общественного устройства, его колокола не тушили доменных печей, а его иконы не снижали урожайность пшеницы. Почему же новая власть, якобы в интересах рабочих и крестьян, снесла с лица земли этот величественный собор, даже не пытаясь прикрыть бессмысленность своего действия сооружением чего-либо на его месте? Они говорили, что не веруют в Бога, но тем не менее сражались с Ним и Его Алтарями, ибо по слову Псалмопевца Давида «во храме Его всё возвещает о Его славе» (Пс 28:9) " , - отмечается в Послании. В обращении с прискорбием отмечается, что сегодня протестующие против строительства собора - устами говорят, что не протестуют против храма, но делами показывают ненависть к присутствию Бога в их жизни. «Не храм, а Бога они вытесняют из своей жизни. И вот Спаситель, Источник воды живой - мешает фонтану; Христос, освятивший Своими стопами Генисаретское озеро - изгоняется с Исетского пруда, а Господу, произрастившему «из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая» (Быт. 2:9) - не находится места среди Его собственных деревьев. А Христос, Который был рожден в пещере, потому что у людей не нашлось для Него дома, не обрёл пристанища и потом, о чём Он Сам говорил: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лк. 9: 58).

http://pravoslavie.ru/121866.html

Расставшись с мыслью самому выстроить храм, Давид, с величайшим усердием, принялся за приготовления, которые должны были облегчить его преемнику это великое дело. «Соломон, мой сын, – говорил он -, молод и малосилен, а дом, который следует выстроить для Господа, должен быть весьма величествен на славу и украшение перед всеми землями. И так буду я заготовлять для него» 359 . Богатые добычи многочисленных войн доставили громадный запас металлов: количество железа и меди не исчислено по причине громадности и сравнительной незначительности цены, серебра же показано миллион талантов, а золота – сто тысяч 360 . К этому запасу, образовавшемуся в сокровищнице скинии, Давид присоединил богатый вклад из собственных средств – три тысячи талантов наилучшего качества золота 361 и семь тысяч талантов чистого серебра. Кроме того, Давид сделал воззвание ко всем именитым и богатым евреям, которые и пожертвовали пять тысяч талантов с лишком золота, десять тысяч талантов серебра, восемнадцать тысяч – меди и сто тысяч – железа. Жертвовали также и драгоценные камни. Заботы Давида не ограничились этим, он, можно сказать, приступил к самому построению, не возводя лишь самого здания храма: он собрал всех инородцев, живших в царстве и сведущих в каменном мастерстве и поручил им обделку камней для будущего здания, а финикияне в огромном количестве доставляли кедровые деревья 362 . Лишенный возможности видеть самый храм, Давид мысленно представлял себе его образ, потому что он составил «чертеж всего, что было у него на душе, чертеж притвора и домов его, и кладовых его, и горниц его, и внутренних покоев его, и дома для ковчега; дворов дома Господня и всех комнат кругом, сокровищниц дома Божия и сокровищниц вещей посвященных, и священнических и левитских отделений и всякого служебного дела в доме Господнем, и всех служебных сосудов дома Господня, золотых вещей с означением веса для всякого из служебных сосудов...», и проч. 363 Этот чертеж он вручил Соломону с завещанием выполнить все, что в нем обозначено. Таким образом, создание храма было делом не одного Соломона. Впрочем, если честь самого построения храма, требовавшего, без сомнения, громадного ума, знаний и настойчивости, принадлежит именно Соломону, зато устройство богослужения в будущем храмеего порядок, правильность, торжественность и величие – принадлежит всецело Давиду. Он сообщил строгую организацию всему составу многочисленных священнодействующих лиц и храмовых служителей 364 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Глава 3 Построение храма. (Ср. 3Цар.6 ) 1–2. Место и время построения храма. 3–9. Величина и разделение храма и внутреннее устройство и богатство его. 10–17. Наиболее выдающиеся орнаменты храма: резные херувимы, завеса и две монументальных колонны. 2Пар.3:1 .  И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина. 2Пар.3:2 .  Начал же он строить во второй день второго месяца, в четвертый год царствования своего. Между тем как в ( 3Цар.6:1 ) место построения храма совсем не названо, а год закладки храма определен 480-м по исходе евреев из Египта (ср. однако ( 3Цар.6:37 ) ), 2 Паралипоменон в обоих отношениях дает сведения, имеющие признаки документальной точности, как вообще обилие документальных сообщений отличают книги Паралипоменон от книг Царств (см. проф. А. А. Опесницкого, Государственная летопись царей иудейских или книги забытые, Παραλεπμενα. Труды Киевской духовной академии. 1879, 8, с. 412 и д.). Временем начала построения храма является второй месяц четвертого года царствования Соломона (стих 2, ср. ( 3Цар.6:37 )) во 2-й день месяца, как, очевидно, значилось в современной событию летописи. Местом же, на котором был воздвигнут храм Соломонов, была восточная гора Иерусалима, так называемая Мориа, нарочито для того спланированная (И. Флавий, Иудейские Древности, кн. VIII, глава 3, 2; Иудейские Древности, кн. XV, глава 11, 3; Onomasticon, 72; Олесницкий, Ветхозаветный храм, с. 214–215, 401 и мн. др.; ср. Толковая Библия, т. II, 456; Православная Богословская Энциклопедия, т. VI, Спб., 1905, с. 449); место это было избрано еще Давидом вследствие бывшего ему там явления ангела ( 2Цар.24:18 ; 1Пар.21:18 ). 2Пар.3:3 .  И вот основание, положенное Соломоном при строении дома Божия: длина его шестьдесят локтей, по прежней мере, а ширина двадцать локтей; 2Пар.3:4 .  и притвор, который пред домом, длиною по ширине дома в двадцать локтей, а вышиною во сто двадцать. И обложил его внутри чистым золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но ныне я укрепился в вере в Господа Иисуса Христа и узнал, что Он есть Истинный Бог наш и Царь Царей; Он есть Спаситель всего рода человеческого. Поэтому для такого удивительного подвига и борьбы с сатаною и сошли эти святые и достигли великой победы, сплетши венцы славы, которую наложил на них Христос. Ибо много раз эти борцы Христовы сходили на такие подвиги, как этот; и взошли от него к великой победе. Ибо кто не славил и не величал благодати Господа, когда видел удивительные силы, которые совершались знамением креста рукою этого двойственного и славного сонма, насажденного на горах пророческих, воспитанного на высотах апостольских».    Не было предположено нами тотчас же рассказывать историю подвигов св. Мар Иакова, но только то, что он совершил вместе с Мар Авгеном; ибо великие чудеса сотворил Бог рукою этого святого, как, например, и мертвых оживлял, и они ходили среди живых, так что, если поможет Господь нашей немощи, то я напишу и историю его славных дел. Теперь же я хочу написать историю доблестных дел св. Мар Авгена и славные дела, которые сотворил Господь его рукою.    И через день тотчас без замедления Мар Иаков повелел, чтобы приготовили ко крещению. И крестился Кердон, брат ипарха и иудей Самуил сын Анана со всем народом иудеев и язычников; и было их около 1200 душ. И устроил Кердон в тот день в доме своем пиршество и великое веселье. И пришел в дом свой с крестом и светильниками и со всем множеством клира. И вошел он и помолился в доме своем; и вынул книги тех чародеев и бросил их в огонь и сжег их. И много народа приходило ежедневно и училось для Господа. И с того времени очень усилился св. Мар Иаков; и задумал он строить храм, который был бы и велик и красив и длинен по своему устройству, ибо мал был храм, который был у них в то время. И тогда св. Мар Авген, когда это так устроил своею рукою по благодати Божией, поручил всех этих людей, чтобы были научены о милости Господа; и сам отправился, чтобы идти в монастырь. И тогда сказал ему Павел (т.е. Кер-дон, ибо так его назвали в крещении, а сына его — Янний): «Господин мой, когда повелишь, чтобы и я взошел и сын мой и благословимся у всех братьев?» Тогда святой сказал ему: «Нет препятствия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010