Однако же Пилат не переменил своего решения, но остался при прежнем мнении. А чрез это опять устрояется не малое какое-либо дело, но событие весьма важное. В самом деле, так как древо креста зарыто было в землю, – потому что никто не позаботился убрать его, частью от страха, а частью оттого, что верующие заняты были другими, крайне необходимыми делами; так как, с другой стороны, это древо впоследствии имели отыскивать, а между тем естественно, что три креста лежали вместе, то, чтобы крест Господень не оставался неузнанным, Господь допустил быть на нем надписи, и таким образом этот крест сделался известным всем, во-первых, оттого, что он лежал посреди других, а потом и по бывшей на нем надписи, потому что кресты разбойников не имели надписей. Воины разделили между собою ризы, а хитона не разделили ( Ин.19:23 ). Смотри, как чрез все их худые дела исполняются пророчества! И это ведь издревле было предсказано ( Пс.21:19 ). Хотя распяты были трое, но предсказания пророков исполнялись только на Нем. Почему, в самом деле, не поступили так и с одеждами других, а только – с одеждами Его одного? Но ты заметь точность пророчества. Пророк сказал не о том только, что они разделили, но и о том, что не разделили. И действительно, одежды они разделили, а хитона не разделили, но дело о нем предоставили жребию ( Ин.19:24 ). Не без значения также употреблено выражение: «тканый сверху» ( Ин.19:23 ); но одни говорят, что оно имеет смысл иносказательный и означает то, что Распятый был не простой человек, но имел и «сверху» божество. 2. Другие утверждают, что евангелист в этом случае описывает самый вид хитона. Действительно, так как в Палестине ткут одежды, сложив вместе два куска материи, то Иоанн, чтобы показать, что таков именно был хитон, говорит: «тканый сверху». А говорит он об этом, мне кажется, для того, чтобы указать на бедность одежд и на то, что Христос, как во всем прочем, так и в одежде наблюдал простоту. В то время, как воины разделяли между собой одежды, сам Распятый поручает Матерь Свою ученику, научая нас всячески заботиться до последнего издыхания о наших родителях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но ангел Господень повелел блаженному Афу не оставлять без внимания этого слова и сказал: " Определено тебе от Господа идти в Александрию и разъяснить это слово " . Место в проповеди, о котором идет речь, было следующего содержания: возвеличивая славу Божию, автор упомянул и о немощи человеческой и сказал: " Образ Божий - не тот, что носим мы, человеки " . Услышав это, блаженный Афу, озаряемый Святым Духом, отправился в Александрию. Одетый в ветхий хитон, три дня стоял блаженный апа Афу у дверей епископа. Никто не хотел ввести его к нему: видели, что это человек не из знатных (ιδιτης) Но после на него обратил внимание один из клириков. Видя его терпение, он понял, что это человек Божий, и вошедши доложил архиепископу: " Здесь у дверей один бедный человек. Он говорит, что ему желательно видеться с тобой; но мы не смеем впустить его, так как одет он неважно " . И тотчас, как бы подвигнутый мановением Божиим, епископ приказал ввести его. И когда Афу стал пред архиепископом, тот спросил о причине его прихода. Он ответил: " Да благоволит господин мой епископ выслушать слово раба своего с любовью и терпением (εν αγπη και ανοχ) " . Тот сказал ему: " Говори " . И отвечал блаженный апа Афу: " Я знаю благостность (χρησττητα) души твоей и знаю, что ты разумный человек. Поэтому я и явился к твоей великоименитости. Я уверен, что ты не презришь слова благочестия, хотя бы оно исходило от человека такого убогого, как я " . И сказал архиепископ Феофил: " Безбожен тот, кто настолько неразумен, что отвергает из-за всякой малости слово Божие " . Афу отвечал: " Пусть прикажет господин мой прочитать мне оригинал (σον) пасхальной проповеди. Я слышал в ней одно выражение (λξις), несогласное с богодухновенными писаниями. Не верится мне (ου πιστεω), чтобы оно произошло от самого тебя, и я думаю, не описались ли здесь переписчики (συγγραφες). А выражение это таково, что соблазняет многих благочестивых, и сильно прискорбно сердцам их " [ 2 ]. И тотчас апа Феофил архиепископ отдал приказание, и принесли оригинал (σον) проповеди; и когда начали читать ее, это выражение встретилось.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1437...

Стремясь представить жизнь культурных очагов Армении как можно полнее, автор сборника не пренебрег маленькими проложными житиями, которые содержат хоть скудные, но весьма ценные сведения об основании и деятельности различных культурных центров. С этой же целью, помимо вошедших в сборник памятников, в примечаниях в русском переводе мы приводим несколько кратких житий (Мегрика), памятную запись Киракоса и памятные записи о Есаи Ничеци. В основе перевода большей части памятников лежат критические тексты. Остальная часть нами сверялась с различными изданиями, если таковые были, или с рукописями. Жития гениального поэта Григора Нарекаци и крупнейшего средневекового ученого и философа Григора Татеваци даны в двух редакциях, помеченных в тексте и комментариях числами «I» и «II». Настоящий сборник является наиболее полным собранием армянских житий и мученичеств на русском языке. Кнарик Тер-Давтян 3 См.: М. Авгерян. Полное собрание житий и мученичеств святых. Венеция, 1810–1815 (на древнеарм. яз.) 4 См.: Мученики Востока Авраама Исповедника. Древнеарм. текст. Изд. Г. Тер-Мкртчян. Эчмиадзин, 1921 5 См.: Новые армянские мученики (1155–1843). Научное издание подготовили Я. Манандян и Р. Ачарян. Вагаршапат, 1903 6 Этим вопросам были посвящены статьи Н. Марра: Из поездки на Афон. – ЖМНП, CCCXXII, 1899, 3; Агиографические материалы по грузинским рукописям Ивера. СПб, 1900; Крещение армян, грузин, абхазов и аланов святым Григорием. СПб, 1905; Хитон Господен в книжных легендах армян, грузин и сирийцев. СПб, 1897 и др.; исследования И.А. Абуладзе: Грузино-армянские литературные связи в IX–X вв. Исследования и тексты. Тбилиси, 1944; Яков Цуртавский. Мученичество Шушаник. Тбилиси, 1938 и др. 7 Подробные сведения об издателях текстов приводятся во вступительных статьях, предпосланных к каждому памятнику. 8 См.: Переводы и статьи Н. Эмина по духовной армянской литературе (за 1859–1882 гг.). М., 1897 10 См.: Памятники армянской агиографии, выпуск 1. Перевод с древнеарм., вступительные статьи и примечания К.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Души в нем нет и разума нет, хотя, несомненно, и есть мозг для помещения в нем разума. Но это-то и хорошо, это-то и приближает его вполне к идеалу человека, в котором Св. Дух, не стесняемый разумом и душой, живущей во всяком другом человеке, мог бы действительно проявить всю свою силу и славу. Данила Филиппович совсем не то, что Богочеловек. Он выше Богочеловека. Он именно сосуд Господень, хитон и риза Св. Духа. Но обратимся опять к Ливанову. Данила Филиппович явился на землю с книгами, заключавшими в себе Св. Писание. Эти книги, однако, нужны были ему лишь для демонстрации. Он их все побросал в Волгу «как не нужные», говорит Ливанов, и установил не иметь книжного научения, а руководствоваться преданиями и вдохновениями пророков их веры, т.е. веры хлыстовской. Первоначально, да и теперь, в «некультурных» хлыстовских кораблях главное место на радениях отводится пророчествованиям пророков и пророчиц. В самом деле, зачем иметь книги и засорять душу «книжным научением», когда на «пророков» и «пророчиц» во время радений накатывает сам Св. Дух и их устами глаголет? Чем свободнее разум, т.е. чем он примитивнее, тем вольготней Св. Духу в человеке с таким примитивным разумом. Такой разум совсем опускается на дно души или совершенно растворяется во входящем в человека Св. Духе, как бесцветная жидкость, не придавая ему никакой своей окраски, не грязня его ничем. Св. Писанию нельзя доверяться совершенно, ибо мало ли могло войти ошибок в священные книги, сотворенные не божественным словом, а руками человеческими? Бросание книг в Волгу, таким образом, является именно демонстрацией, указывающей как нужно «глаголать истину». Ливанов продолжает: «За 15 лет до сошествия родился у него (у Данилы Филипповича) по предсказанию пророков сын Иисус Христос , по имени Иван Тимофеевич , от столетней бабы (крепостной помещика Нарышкина) в сорока верстах от Мурома в селении Максанова». Может ли родить столетняя баба? По всему вероятию, нет. Но ведь рождение Ивана Тимофеевича от этой столетней бабы и от живой куклы, какой представляется нам Данила Филиппович, только прибавляет чудесности.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/hlystovs...

Желать большего в сравнении с другими, даже и в самом хорошем, есть страсть состязания, происходящая от тщеславия… Поэтому отложи собственные изволения и желания казаться, будто бы делаешь что-нибудь лучше других. По апостолу: «Аще ли ясте, аще ли пиете, аще ли что иное творите, вся во славу Божию творите» (1 Кор. 10: 31) Неумеренное пощение осуждается Воздержание состоит не в одном удалении от яств, ничего по себе не значащих, но в совершенном отречении от собственных своих произволений Безвременный сон Бывает, когда душа делается ленивою к помышлению о Боге и когда пренебрегает судами Божиими Тело держать в строгой дисциплине – как молодого коня в узде Ибо порок есть не что иное, как оскудение добродетели Одежда Хитон, собранный поясом не выше чресл. Толщиной – чтобы согреться одним Смиренному образу мыслей приличен и взор печальный, и небрежение о наружности Обувь дешевая, но прочная Пояс у многих в Священном Писании Должна быть отлична от мирской – выделять, чтобы не согрешали Не изысканная, но потребная и в холод и в жару, и днем и ночью Причащение Четыре раза в неделю (воскресение, среда, пятница, суббота) Хорошо и полезно каждый день приобщаться и принимать святое тело и кровь Христову… Впрочем, и мы приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, и пяток, и субботу, также и в иные дни, если бывает память какого святого Практика самопричащения: «монахов в пустынях» и «во время гонений» Причастие собственною своею рукою, без иерея, нимало не опасно Причащение преждеосвященными дарами В Александрии и Египте каждый крещеный мирянин по большей части имеет причастие у себя дома и сам собою причащается, когда хочет. Ибо когда иерей единожды совершил и преподал жертву, принявший ее как всецелую… справедливо должен веровать, что причащается как от самого преподавшего Епитимии Ни одного поступка не считать маловажным Отлучение – от общения с братией в столе, труде, молитве и причащении Вне общения – отлучение от причастия или без обеда Без благословения – без утешения, получаемого или в Церкви, или за обедом

http://pravoslavie.ru/31580.html

Содержание    Честнейшему и единомысленному Александру Александр желает всякаго блага о Господе.    Злые люди, когда в них воздействует дух любоначалия и корыстолюбия, обыкновенно употребляют всякое коварство противу других, занимающих высшия места службы, и многоразличными способами стараются повредить их церковному благоверию. Неистово увлекаемые действующим в них диаволом к предположенному удовлетворению (своей страсти), они теряют всякое чувство благочестия и попирают страх суда Божия. Испытывая ныне от подобных людей неприятности, я счел нужным известить ваше благочестие, чтобы вы остерегались их, чтобы кто либо из них не дерзнул проникнуть и в ваши епархии, или сам собою, или чрез других (они умеют весьма искусно притворяться, чтобы обмануть других), или чрез послания, красноречивыя, но наполненныя ложью, которыми легко могут ввести в заблуждение человека, принимающаго все простою и чистою верою.    Арий и Ахилл, недавно заключив между собою клятвенный союз, возревновали подражать любоначалию Коллуфа и даже превзошли его. Коллуф, обвиняя их самих, имел по крайней мере некоторый повод к нечестивому своему предприятию; а они, видя его христопродажничество, не захотели оставаться в подчинении церковной власти, но построив себе разбойнические вертепы, днем и ночью собираются в них, вымышляя хулы против Христа и против нас. Охуждая все апостольское благочестивое учение, они, по примеру иудеев, составили христоборственное скопище, отвергают Божество Спасителя нашего, и проповедуют, что Он равен всем людям. Собирая все места св. Писания, в которых говорится о Его спасительном строительстве и самоуничижении ради нас, они стараются подтверждать ими свое нечестивое учение; а тех выражений, в которых говорится o Его вечном Божестве и неизреченной славе со Отцем, они не хотят и слушать. Поддерживая таким образом нечестивое мнение еллинов и иудеев о Христе, они всеми силами стараются заслужить одобрение от них и позволяют себе делать все, чем бы можно было подвергнуть нас осмеянию их. Они ежедневно возбуждают против нас возмущения и гонения: то влекут нас в судилища по жалобам безнравственных женщин, которых сами же к тому обольщают, то безчестят звание христианское, позволяя своим девицам безстыдно бегать по всем улицам. Этого мало: они дерзнули раздрать тот нешвенный хитон Христов, котораго не решились разделить на части самые войны-распинатели

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2609...

себе златокованого венца с жемчугом и драгоценными камнями, ибо это – вещество текущее и непостоянное 663 , но возлагайте на честную главу души вашей венец красоты славы. Кто является господином мира Не облекайтесь в одежду из пурпура и золота, но облекайтесь в разноцветный хитон добродетелей, сотканный Богом и ценимый гораздо выше золота и драгоценных камней. И вид души вашей прекрасен, и вся слава ваша внутрь, по словам псалмопевца Давида, рясны златыми одеяна и преиспещрена ( Пс. 44:14 ). Итак, чада мои, оставайтесь твердыми еще малое время, а я напомню вам, что вас ожидает в Царстве Небесном: свет, жизнь, радость, слава, веселие, блаженство, бессмертие, благополучие, нетление. И коль скоро предстоят столь великие блага, то кто не поспешит, кто не станет достигать и приобретать, кто не пожелает потерпеть все, чтобы только получить одно искомое и немногими (ср. Мф. 7:14 ) находимое? Ведь сказано, что нуждницы восхищают Царствие Небесное ( Мф. 11:12 ), немногие идут тесными вратами ( Мф. 7:13 ) и мало то стадо, которое Отец наш Небесный избрал ( Лк. 12:32 ). Об этом я говорю кратко – вследствие позднего часа. Бог же мира ( Евр. 13:20 ), посылающий дар молитвы молящемуся и благословляющий праведника, да укрепит, благословит и направит вас на всякое благое и богоугодное дело во Христе Иисусе, Господе нашем, Коему слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Чего требует Великий Пост Братия и отцы. Я возвещу вам некоторые немногие напоминания. Как вы знаете, в настоящее время идет Святая Четыредесятница. Она требует от нас духовных подвигов еще больше, чем предшествующее время, а именно – требует усердия, воодушевления, напряженности, воздержания, терпения, доходящей к небу молитвы, слезного умиления, благовременного молчания, надлежащего разговора, беспрекословного послушания, смирения с сердечным сокрушением, соответствующей умеренности, воздержания не только от разнообразной и насыщающей пищи и питья, но и от зависти и ненависти, гнева и раздора, ярости, ропота, гордости и от всякой другой гнуснейшей страсти. Итак, чада, взирайте на себя и будьте внимательны, прошу вас. Очищайте себя от всего, указанного выше, приготовляйте себя сосудами избранными (ср. Деян. 9:15 ), органами богогласными, псалтирями приятнейшими для восприятия Духа Святаго. Ибо к этому призывает время, в этом состоит пост. Не говорите мне: «Я столь много и часто пою и стихословлю, я так много молюсь, совсем мало ем и не много пью, сплю сидя, много совершаю коленопреклонений, простираю руки к вечному небу». Подвиги внешние и внутренние

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Видишь ли, что этот человек погиб в огне по собственной своей воле из любви, и именно - возлюбив на время нечто кроме себя? Подобно также сему плывут иные морем, и застигнуты сильным волнением; один, раздевшись донага, бросается в воду с намерением спасти только себя: и вот, он, гонимый волнами и ничем не связанный кроме заботливости о душе своей, плавая поверх волн, нашел возможность выйти из горького моря; а другой, вознамерившись спасти нечто из одежд своих, подумал, что и с ними, если возьмет их с собой, можно плыть и выйти из моря; но взятые им одежды обременили его и потопили в глубине морской, и вот, ради малой корысти не позаботившись о душе своей, погиб он. Примечаешь ли, что по собственной воле своей стал он жертвою смерти? Представь еще, что прошел слух об иноплеменниках; один, как скоро услышал это, тотчас предается бегству, нимало не медлит и пускается в путь ни с чем; другой же, не доверяя, что идут враги, или желая некоторые из вещей своих взять с собою, и решившись на сие, замедлил побегом; и вот, неприятели пришли, взяли его, отвели пленником в иноплеменную землю, и принудили жить там в рабстве. Видишь ли, что и этот по собственной своей воле, по причине своей недеятельности, по недостатку в мужестве и по любви к некоторым вещам, отведен в плен? 12. Подобно сему и те, которые не последуют заповедям Господним, не отреклись от себя самих, и не возлюбили единого Господа, но добровольно связали себя земными узами, когда приходит вечный огонь, - как оказавшиеся пленниками, вернее же сказать, узниками в отношении к добрым делам, погрязают в любви к миру, и утопают в горьком море лукавства, и гибнут в иноплеменном плене, то есть плененные лукавыми духами. А если угодно правоту совершенной любви ко Господу узнать из святых богодухновенных Писаний; то смотри, как Иов совлекся, так сказать, всего, что имел у себя - детей, имения, скота, рабов и прочего достояния, и как он, совлекшись всего, бежал и спасал себя, даже самый хитон оставив и бросив сатане, ни словом не изрек хулы, ни сердцем, ни устами не возроптал пред Господом, а напротив того, благословлял Господа, говоря: Господь даде: Господь отъят: яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословенно (Иов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1891...

– Наверно, это тот самый хитон, – подумала св. Нина, – который сняли воины с осуждённого на распятие Христа! Какое было бы счастье, хотя бы прикоснуться к этой одежде, сотканной пальцами Пречистой Девы и обагрённой кровавым потом Христовым! И св. Нина с пламенной молитвой обратилась к Пресвятой Богородице: – Владычица, – говорила она в своём сердце, – дай мне осязать своими руками, дай мне видеть своими очами одежду, в которой принял начало мук своих Христос! Дай мне увидеть эту далёкую страну, вступить в загадочный Мцхет! Её молитва была услышана. Пресвятая Дева явилась ей во сне и сказала: – Нина, иди в Иверию и проповедуй там Евангелие, и Я буду твоим покровом! – Как я, слабая дева, – возразила Нина, – смогу совершить столь великое дело? Тогда Владычица подала ей крест, сплетённый из виноградных лоз, и сказала: – Возьми сей крест! Он будет тебе защитой от видимых и невидимых врагов. Его силою ты пронесёшь благую весть о Господе Иисусе Христе по всей стране Иверской. Проснувшись, увидела св. Нина чудный крест в своих руках и стала целовать его со слезами радостного умиления. Тотчас же она пошла к своему дяде, Патриарху, и рассказала ему о чудном видении. Несмотря на юный возраст своей племянницы, Патриарх не только не стал отговаривать её от столь трудного дела, а, наоборот, увидел во всём этом волю Божию и благословил св. Нину на далёкое путешествие. Долог и труден был путь св. Нины. Холод, голод, жажду и смертельные опасности от диких зверей и злых людей перетерпела святая дева, пока, наконец, не достигла Иверии. Остановилась она в Карталинском городе Урбниси и прожила там около месяца в еврейской семье, знакомясь с языком и нравами нового для неё народа. Узнав однажды, что все жители собираются в город Мцхет на праздник, св. Нина затрепетала от радости: исполнялась её вторая мечта – быть в загадочном Мцхете и при том на языческом празднике. Сам Господь укажет ей там, что делать и как начать проповедь святого Евангелия. Около самого Мцхета обогнал её царский поезд. На белом коне ехал сам царь Мириан, а за ним бесчисленная свита на разукрашенных конях и мулах. Все спешили на гору, где стоял истукан и где должно было совершиться кровавое жертвоприношение. Увлекаемая толпой народа, св. Нина достигла горы и увидела идола. Это была статуя огромного роста, с золотым шлемом на голове и таким же панцирем на груди; один глаз был яхонтовый, другой – изумрудный, оба необыкновенной величины и блеска. Народ, вместе со своим царём, стоял в глубоком молчании перед идолом, а когда принесены были кровавые жертвы и загремели трубы, все пали ниц перед бездушным истуканом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ибо как он приобщился или всецело прикоснулся того, Кого никто из людей никогда не видел? – никоим образом, конечно, – скажешь ты мне, если ты не желаешь спорить (со мною). Когда же опять он говорит тебе: «Бог (древле прежде) рекий из тьмы свету воссияти, иже воссия» внутри меня ( II Kop. 4, 6 ), то какого иного Бога, скажи, дает разуметь тебе, как не Того, Который обитает во свете неприступном, и Которого никоим образом никто из людей никогда не видел? Ибо Сам пресущественный, будучи исперва несозданным, воспринял плоть и видим был для меня сотворенным, Сам всего меня, (Им) воспринятого, дивно обожив. Веруешь ли этому, скажи мне, и ничуть ли не сомневаешься? Итак, если Бог, соделавшись человеком, как веруешь ты, обожил меня – человека, которого Он воспринял, то я, соделавшись Богом по усыновлению, вижу Бога по естеству, Того, Кого никто из людей никогда не мог, да и совершенно не может увидеть. Те же, которые восприняли Бога делами веры и, быв возрождены Духом, наименовались Богами, видят Его Самого – Отца их, всегда обитающего во свете неприступном, имея Его обитателем, живущим в них самих, и сами (взаимно) обитают в Нем – совершенно неприступном. Это есть истинная вера, это дело Божие, это печать христиан, это Божественное общение, это сопричастие и Божественный залог, это есть жизнь, это царство, это одеяние, это хитон Господень, в который облекаются крещающиеся верою, не в неведении, говорю тебе, и не в бесчувствии, но чрез веру с чувством и знанием, чтобы ты не сказал, что я (лишь) верую, что облекся во Христа. Я не говорю: веруй этому, но дело веры (и утверждение веры, и правое исповедание веры) 338 и несомненное совершенство [полноту] веры имей, оттого что ты с чувством и знанием облекся во Христа, сияющего, блистающего славою Божества и в яснейшем свете всего тебя изменяющего, (между тем как) ты неизменно остаешься двояким из того и другого: по усыновлению – Богом, по природе же весь являешься (ничем иным, как) человеком. Когда же ты соделаешься таковым, как сказал я тебе, тогда приди и стань с нами, о брате мой, на горе Божественного ведения и Божественного созерцания, и мы услышим вместе Отчий глас.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010