25. Среда. Перенесение мощей ап. Варфоломея. Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского. Служба апп. Варфоломея и Тита шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: ап. Варфоломея, глас 4-й – 3, и ап. Тита, глас тот же – 3. «Слава» – ап. Варфоломея, глас 2-й: «Оставив земная…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Древу Крестному...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «На Кресте Тя…». По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Жезл силы...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостолов, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Жезл силы...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), ап. Варфоломея на 4 и ап. Тита на 4. Примечание. О пении канонов в среду и пятницу см. Октоих, ч. 1, с. 692. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (ап. Тита). По 3-й песни – кондак ап. Тита, глас 2-й; седален ап. Варфоломея, глас 3-й. «Слава» – седален ап. Тита, глас 8-й, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос ап. Варфоломея, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен апостолов, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Зрящи Тя…». По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Прибежище и сила наша...». На часах – тропарь апостолов. Кондаки ап. Тита и ап. Варфоломея читаются попеременно. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь апостолов; кондак ап. Варфоломея, кондак ап. Тита. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест…». В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь апостолов; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак ап. Варфоломея, кондак ап. Тита. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь апостолов; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак храма, кондак ап. Варфоломея, кондак ап. Тита. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и апостолов. Апостол и Евангелие – дня и апостолов. ← предыдущий день   следующий день → Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2022-09-07/

22. Среда. Обретение мощей мучеников, иже во Евгении. Служба мучеников не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 6-й – 3, и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Не рыдай Мене, Мати...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «На Древе Живот наш зрящи...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и мучеников на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – ин кондак мучеников, глас 4-й; седален мучеников, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак мучеников, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Агнца Своего...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси гора...». На часах – тропарь мучеников. Кондаки мучеников читаются попеременно. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи...», тропарь мучеников; кондак мучеников, ин кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест...». В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи...», тропарь храма, тропарь мучеников; кондак дня: «Вознесыйся на Крест...», кондак мучеников, ин кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи...», тропарь храма, тропарь мучеников; кондак дня: «Вознесыйся на Крест...», кондак храма, кондак мучеников, ин кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня. Апостол и Евангелие – дня. ← предыдущий день   следующий день → Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-06/

25. Четверг. Перенесение мощей ап. Варфоломея. Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского. Служба апп. Варфоломея и Тита шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: ап. Варфоломея, глас 4-й – 3, и ап. Тита, глас тот же – 3. «Слава» – ап. Варфоломея, глас 2-й: «Оставив земная...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Яко плодовита маслина...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Избави ны...». По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Пророцы проповедаша...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Пророцы проповедаша...». Кафизмы 13-я и 14-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), ап. Варфоломея на 4 и ап. Тита на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (ап. Тита). По 3-й песни – кондак ап. Тита, глас 2-й; седален ап. Варфоломея, глас 3-й. «Слава» – седален ап. Тита, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос ап. Варфоломея, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен апостолов (Минеи), «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Тя стену стяжахом...». По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Кийждо, идеже спасается...». На часах – тропарь апостолов. Кондаки ап. Тита и ап. Варфоломея читаются попеременно. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня , ин тропарь дня; кондак дня, ин кондак дня, кондак ап. Варфоломея, кондак ап. Тита. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня , ин тропарь дня, тропарь храма; кондак дня, ин кондак дня, кондак храма, кондак ап. Варфоломея, кондак ап. Тита. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня (и апостолов) . Апостол и Евангелие – дня и апостолов. 1 Тропари дня (четверга) и апостолов (Минеи) совпадают. 2 См. предыдущую сноску. 3 Прокимны, аллилуиарии и причастны дня (четверга) и апостолов (Минеи) совпадают. Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2023-09-07/

Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия Вознесения: «Спасителю Богу…». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 6-й; седален Предтечи, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Всед на облаки…» (см. в праздник Вознесения, по 3-й песни канона). Примечание. Типикон умалчивает о седальне Предтечи на «Славу», глас 4-й: «Пророче Божий...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Май. Киев, 1893. Л. 215) этот седален также отсутствует. По 6-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Предтечи. «Слава» – ин светилен Предтечи, «И ныне» – светилен праздника: «Учеником зрящим Тя…» (см. в праздник Вознесения). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Предтечи, глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Всечестную главу…», «И ныне» – Триоди, глас 4-й: «Егда вознеслся еси…» (см. на стиховне утрени). Примечание. Допустимо стихиры на хвалитех петь следующим образом: стихиры Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени) и Предтечи, глас 5-й – 3. «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Всечестную главу…», «И ныне» – Триоди, глас 4-й: «Егда вознеслся еси…» (см. на стиховне утрени). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же. Отпуст: «Иже во славе...». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь Предтечи. Кондаки праздника и Предтечи читаются попеременно. На Литургии блаженны Предтечи, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4. Примечание. Допустимо тропари на блаженнах петь следующим образом: блаженны 1-го канона праздника (Вознесения), песнь 6-я – 4 (со ирмосом), и Предтечи, песнь 3-я (или 6-я) – 4. При подобном распределении тропарей на блаженнах в богослужении сохраняется рядовая песнь канона праздника (Вознесения). На входе – «...вознесыйся во славе...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь праздника, тропарь Предтечи. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – кондак праздника.

http://patriarchia.ru/bu/2022-06-07/

17. Понедельник. Попразднство Воздвижения Креста. Мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Служба мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Воздвижения. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 3, и мучениц, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 1-й: «Насажденное в краниеве месте...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 1-й: «Прообразуя Крест Твой...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды). На отпусте: «...силою Честнаго и Животворящаго Креста...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мучениц на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мучениц). По 3-й песни – кондак мучениц, глас 1-й; седален мучениц, глас тот же. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Оружие Креста...» (см. в Минее 17 сентября). По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Крест хранитель всея вселенныя...» (см. в Минее 17 сентября). «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Приидите, вси языцы...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды). На отпусте 1-го часа: «...силою Честнаго и Животворящаго Креста...». На часах – тропарь праздника. Кондак только праздника. На Литургии блаженны праздника, песнь 4-я – 6 (со ирмосом). На входе: «...Плотию распныйся...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь праздника. «Слава» – кондак мучениц, «И ныне» – кондак праздника.

http://patriarchia.ru/bu/2024-09-30/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года На «Господи, воззвах» стихиры преподобномученика, глас 6-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобномученика, глас тот же: «От младенства Богу…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Агнца Своего…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава» – преподобномученика, глас 8-й: «Еже по образу…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Что зримое видение…». По Трисвятом – тропарь преподобномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная…». Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и преподобномученика на 6. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – ин кондак преподобномученика, глас 8-й; седален преподобномученика, глас 1-й. «Слава» – ин седален преподобномученика, глас тот же, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос преподобномученика, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен преподобномученика, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «На Древе пригвождена…». По Трисвятом – тропарь преподобномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси гора…». На часах – тропарь преподобномученика. Кондаки преподобномученика читаются попеременно. На Литургии блаженны Октоиха – 4 и преподобномученика, песнь 3-я – 4.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Далее на «Слава» – светилен святого, на «И ныне» – Богородичен воскресного экзапостилария. Итак, по 9 песни: – катавасия – малая ектения – «Свят Господь Бог наш» – экзапостиларий воскресный (один из 11 – см. приложение к Октоиху) – «Слава» – светилен Минеи (если есть) – «И ныне» – Богородичен воскресного экзапостилария. Каждому из 11 экзапостилариев воскресных прилагается еще и Богородичен сразу после самого экзапостилария. Вообще надо сказать, что каждое воскресное утреннее Евангелие имеет три богослужебных текста, тесно с собою связанных: экзапостиларий, Богородичен экзапостилария и утренняя стихира, или евангельская стихира (до нее мы пока не добрались). Далее поются Псалмы и стихиры на хвалитех. Канонарх возглашает: «Всякое дыхание да хвалит Господа», и поются хвалитные Псалмы. О том, как они поются, о припевах, которые некогда к ним пели, мы уже говорили. На хвалитех на воскресной службе всегда бывает 8 стихир. В простейшем случае, при совершении службы одному малому святому все 8 берутся из Октоиха (4 воскресных и 4 анатолиевы). Здесь возникает еще одна небольшая трудность. 8 стихир, а Часослов имеет только 6 запевов – получается, что 2 последние стихиры как бы лишены их. Поэтому Октоих к ним назначает особые, свои дополнительные запевы: «Воскресни, Господи Бог мой...» и «....» «Слава» – евангельская (утренняя) стихира – одна из 11. Каждая евангельская стихира поется в свой глас – 1-я – в первый глас, 2-я – во второй глас и т.д. 8-я – в восьмой. Девятая евангельская стихира поется в 5-й глас, 10-я – в шестой, 11-я – в восьмой. «И ныне» – «Преблагословен еси...» (всегда глас 2). Это песнопение на любой воскресной службе бывает неукоснительно. Великое славословие, тропарь воскресный (но не гласа, а либо «Днесь спасение», либо «Воскрес из гроба»). Типикон назначает для каждого из них свой глас, хотя это указание сейчас нигде не исполняется. «Днесь спасение» – 1 глас, «Воскрес из гроба» – 2 глас. А поются они в зависимости от четности гласов: «Днесь спасение» – если воскресная служба нечетного гласа (1,3,5,7); «Воскрес из гроба» – при службе четного гласа (2,4,6,8). Причем никаких иных песнопений после Велдкого славословия на воскресной утрени быть не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если канон не совершался, то сразу после 50 псалма следовали хвалитные псалмы (148, 149, 150), совершавшиеся также постишно, с особыми припевами к ним. Примечательно, что к последнему ветхозаветному 150 псалму могла добавлялась еще одна, но уже новозаветная библейская песнь Захарии, начинающаяся со слов: “Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людям своим”. Причем сам этот стих прибавлялся затем к каждому последующему стиху песни, которая заканчивалась богородичным “Матерь Бога восхвалим вси, еюже получихом прегрешений прощение…”. На воскресной утрене (вместо песни Захарии) к хвалитным стихам прилагались стихиры, среди которых на «Славу» пели евангельские стихиры в соответствии с евангельским чтением, а на «И ныне» богородичен “Преблагословенна еси…”. А в это время, перед пением богородична (будь то “Преблагословенна еси…” или “Матерь Бога восхвалим”), священнослужители читали молитву входа и возгласив “Премудрость, прости” при пении богородична входили в алтарь. На воскресной Утрене на этом входе несли Евангелие, возвысив его на словах “Премудрость, прости”. Вслед за ним, на амвон поднимался доместик, взяв стоявший там запрестольный крест, и запевал: “Слава в вышних Богу”. Его пение подхватывали сначала на клиросах, затем в алтаре священнослужители, а от слов “в человецех благоволение” и все присутствующие в храме. И так бывало ежедневно. В воскресенье к данному славословию прибавлялся еще тропарь “Днесь спасения…” или “Воскрес из гроба…”, который исполнялся трижды певцами и священниками. После чего исполнялся прокимен “Восстани, Господи”, и на амвоне читалось утреннее ЕВАНГЕЛИЕ, по прочтения которого совершались еще сугубая ектенья, великие прошения (под котороыми разумеются молитвы об оглашенных и верных), затем главопреклоненная молитва и отпуст. Итак, как мы видим, песенная Утреня состояла из 3 частей, совершавшихся в притворе, в храме и алтаре. Первая часть начиналась в притворе антифоном в виде первого трипсалмия (пс. 3,62,133), а заканчивалась уже в храме песнью вавилонских отроков (Дан [LXX] 3. 57–88). Между ними все еще в притворе пелось второе трипсалмие, номера псалмов крых зависели от дня недели. Пелись эти псалмы по стихам с припевами, антифоно, почему и назывались антифонами. При этом на «заключительном» антифоне входили в храм и уже там пели библейскую песню подобным образом.

http://azbyka.ru/video/112-pesennaja-utr...

3-я песнь будет только в Минее. По современным указаниям Типикона эта песнь поется только на 4. Это очень большое сокращение. До реформы Патриарха Никона эта песнь была тоже на 14, потому что пелся канона Октоиха, а потом его отменили. Теперь некоторые библейские песни звучат не полностью, а только два стиха из них. Это очень значительная потеря в богослужении и очень значительное сокращение. Необходимо знать принцип: в Минее – полный канон, в Триоди – трипеснец, причем два трипеснца, двух разных авторов. Если в какой-то песни и Минея и Триодь, то эта песнь на 14 (68), стихи библейских песен в великопостной редакции. Песнь, в которой только лишь из Минеи канон, читается на 4. 3-я и 6-я песнь обладают той особенностью, что ирмос в этих случаях поется в конце песни, 3-я и 6-я песнь всегда должны чем-то закрываться, а в Триоди, кроме среды, там нет ирмоса, ирмос есть только в Минее, 3-я и 6-я песнь во все дни, кроме среды, начинаются без ирмоса, а ирмос поется в заключение. 8-я и 9-я песни всегда закрываются ирмосом второго трипеснца Триоди. Как обычно, 3-я, 6-я, 8-я, 9-я песни обязательно должны быть закрыты ирмосом. Иногда это ирмос Минеи, а в 8-й и 9-й всегда ирмос Триоди. Если песнь 1-я, 2-я или 5-я имеет трипеснцы, то эта песнь тоже закрывается ирмосом последнего трипеснца. На 9-й песни поется Честнейшую, после того, как покрыта 9-я песнь, поется Достойно есть и кладется земной поклон. После ектеньи поются светильны; это особенность великопостной службы (на обычной утрени в этом месте ексапостиларий Октоиха). Ексапостиларий в будние дни из Октоиха употребляется при службе с Бог Господь (на обычной утрени), а светильны Октоиха употребляются на будничной службе с Аллилуйя. Тексты эти одного жанра, но различаются по системам. На великопостной утрени берутся светильны Октоиха, но помещаются они в Триоди. Эти три момента службы (Троичны, седальны и светилен) для удобства перенесены из Октоиха в Триодь. Затем обычное окончание утрени, почти совпадающее с будничной утреней, хвалитные псалмы, в определенных случаях бывают хвалитные стихиры, однако славословие всегда читается.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Д: «Премудрость». X: «Благослови». С: «Сый благословен Христос Бог наш…». X: «Аминь. Утверди, Боже, Святую Православную веру…». Ч читает 1 час. Хвалитные псалмы – это древняя основа палестинской утрени. За свой характер они не отменяются и на Пасху. Данные псалмы входили и в утреннюю синагогальную молитву. Структура вседневной утрени после славословия почти целиком совпадает с окончанием вседневной вечерни. Отличается только то, что вместо вечернего «Ныне отпущаеши» тут читается «Благо есть…» (в Великом посту – дважды). Неизменяемые элементы вседневной утрени в будний день Тропарь на «Бог Господь» Святому из Минеи. Поется дважды. Богородичен отпустительный Из 4 приложения Минеи по гласу тропаря. Седален по кафизме Октоих Октоих (2) и Минея (1) Седален по 3 песне, кондак и икос по 6 песне Из канона Минеи Светилен по 9 песне Если святой без знака – из приложения Октоиха. Если святой шестеричный – из Октоиха и Минеи (на «Славу» и «и ныне»). Катавасия По 3, 6, 8, 9 песне. Ирмос последнего канона (Минеи). Стихиры на стиховне Октоих Тропарь в конце утрени Святому из Минеи Богородичен отпустительный Из 4 приложения Минеи по гласу тропаря Славословная утреня Дни совершения. Богослужебные книги, используемые при совершении славословной утрени Славословная утреня совершается в дни памяти славословных святых. Неизменяемые молитвословия славословной утрени содержатся в Часослове и Служебнике. Часослов используется чтецами и певцами, служебник – священнослужителями. Изменяемые молитвословия вседневной утрени содержатся в Минее и Октоихе. Некоторые изменяемые молитвословия находятся и в Часослове – богородичные отпустительные. Кафизмы для чтения в начале утрени подбираются в Псалтири в соответствии с расписанием чтения кафизм в Типиконе. На славословной утрене используется главным образом Минея. Из Октоиха берутся только два канона. Отличия славословной утрени от вседневной Если структура вечерни изменяется только при памяти полиелейного святого, то структура утрени изменяется уже в день памяти славословного святого. Славословная утреня отличается от вседневной главным образом четвертой своей частью. Славословная утреня приобретает так называемое праздничное окончание. После пения великого славословия следует тропарь с богородичным, сугубая ектения, просительная ектения и окончание с отпустом. При этом обычные для вседневной утрени стихиры на стиховне, «Благо есть…», Трисвятое по «Отче наш» опускаются.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010