1 .  Константинопольское соборное «песненное последование» ασματικη ακολουθα (существовавшее в Константинополе до XIII в., в Фессалониках до XV в., а также в древней Руси) 57 : a) 1-я стража: сразу после вечерни: Панихида ( Παννυχ»): 3 антифона (псалмы с припевами) и 5 иерейских молитв; затем акафист или кондак ( Κοντακιον) со всеми икосами; b) 2-я/3-я стражи: полунощница ( Μεσονυκτινον): 3 антифона и 5 священнических молитв; c) 4-я стража (под конец): 1-я часть утрени (# Ορθρο»): 8 антифонов и 8 священнических молитв; затем вход в храм и 2-я часть утрени. Не было 1-го часа. 2 .  Византийский Часослов a) 1-я стража: Великое повечерие (12 псалмов и песней) b) 2-я/3-я стража: Полунощница; c) 4-я стража: 1-я часть утрени: (до псалма 50-го): шестопсалмие, чтение кафисм, святоотеческое чтение. Замечание: по воскресеньям включается воскресное евангелие после 3-х антифонов (Полиелей, прокимен и «Всякое дыхание»), как, по описанию «Паломничества Эгерии», бывало в Иерусалиме. Такая же схема применяется ныне и на большие праздники. 58 3 .  Келейный Типикон 59 Два возможных чина настоящего «всенощного бдения» по средам и по пятницам: а) 3 «стояния», состоящих каждое из 3-х кафисм Псалтыри, канона и чтения; затем утреня с одной кафисмой; б) 4 «стояния», состоящих каждое из 5 кафисм Псалтыри. 4 .  Римский Бревиарий (Breviarium Romanum) (до реформ 1910 г.) Matinum: праздничное последование трех ночных служб («ноктурнов») и утрени (по будням: 1 nocturnum и утреня) 1– я стража: Primum nocturnum: по воскресеньям: 12 псалмов, пения и 3 библейских чтений, по праздникам и будням: 3 псалма, пения и 3 библейск. чтений; 2– я/3-я стражи: Secundum nocturnum: 3 псалма, responsorium и 3 чтения из свв. Отцов или из жития святого; 4-я стража: Tertium nocturnum: 3 библейских песни, responsorium и чтение из Евангелия (по иерусалимской схеме Эгерии); Laudes (утренние хвалитные), содержащие псалмы 50 и 148–150. 5 .  Бенедиктинский Бревиарий a) по воскресеньям 3 стражи (vigiliae): в 3-ей: 3 песни и Евангелие,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Примечание. Типикон умалчивает о кондаке апостолов, глас 1-й: «Звезды светлыя...», и о кондаке преподобного, глас 3-й: «Яко Ангел...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 39 об.) эти тексты также отсутствуют. По 6-й песни – кондак и икос апостолов, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Примечание. Песнопение «Достойно есть» по 9-й песни канона не поется в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, во всю Пятидесятницу (в период пения Цветной Триоди), в воскресные дни, а также в дни славословных святых и выше, у которых по каждой песни канона поется катавасия. По 9-й песни – светилен апостолов: «Апостоли всехвальнии...». «Слава, и ныне» – светилен предпразднства: «Готовися, Завулоне...». «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Примечание. Если на службе не положено пение великого славословия, первые два стиха в хвалитных псалмах – «Всякое дыхание…» не поются . Псалмы читаются или поются (в случае наличия хвалитных стихир) от слов «Хвалите Господа с Небес…» до начала пения стихир; если стихир на хвалитех нет, то после окончания чтения хвалитных псалмов произносится: «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…» и далее – вседневное славословие. После стихир на хвалитех не следует читать: «Слава, и ныне. Тебе слава подобает…» (так как этот стих заменяется последней стихирой), но сразу: «Слава Тебе, показавшему нам свет. Слава в вышних Богу…». На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6-й – 4. «Слава» – предпразднства, глас тот же: «Да исполнится Отчее благоволение…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Ты, Израиля столпом…». «Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец : «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Днесь Христос…». По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне...».

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-17/

В названных студийских уставах порядок суточной службы записан в особой статье, которая составляет дополнение к уставнику или дисциплинарной части под особым заглавием: глава (точнее главы – так в 332) црквьнаго правила подобьны пьрвомоу оуставникоу различьныхъ главъ, въ црвьн и простирающи слоуб, т. е. статьи или главы церковного устава подобного же содержания с различными главами первого уставника и относящияся к церковной службе. По этому источнику, служба начинается утренею и последовательно ведется до поздней ночи, оканчиваясь павечерницею и келейным правилом перед сном. Согласно этому порядку в первой главе говорится о времени благовеста к утрене на целый год, затем о пробуждении братии будильником, о собрании их в церкви, о начале утрени, о том в каком порядке должны стоять братия в церкви и как вести себя. Конец этой статьи составляет переход к дальнейшему изложению утрени: именно говорится о пении Бог Господь и троичных песней применительно к числу праздников, случающихся на неделе; затем, после нескольких вводных статей: о способе пения шестопсалмия и некоторых вечерних песней, о стоянии мнихом, следует продолжение утрени: сколько и когда петь на утрене кафизм, об аллилуиариях, о кафизмах на вечерне, о том, как петь Бог Богом и хвалитные псалмы, об исполнении псалтири на часах, о стихословии библейских песней (на каноне), о том, как и с какими припевами исполняются хвалитные псалмы, великое славословие и стихиры стиховные. О вечерне говорится очень мало и сделано только несколько замечаний о припевах на Господи воззвах и о том, когда соединяются хоры для совместного пения. Из первой части литургии указываются праздничные припевы на входном стихе: „npiuдume поклонимся“,  и вся эта часть службы называется уставными „τ τοπικ“. Изложению павечерницы посвящается несколько статей. Сначала речь идет о том, в каком порядке стоять монахам, когда павечерница отправляется в церкви, или вне ее в паперти, и подробно описывается обряд целования или прощания; затем говорится, когда поется павечерница в церкви и вне ее, полная и сокращенная, как справляется павечерница великопостная и келейное правило перед сном. Так как в состав последнего входили и молитвы за умерших, то это служит переходом к статье о числе годовых панихид и о том, в каком порядке они справляются. Следующие затем статьи: о службах, на которых братия стоят со свечами, о погребении и об освещении церкви, в праздники и будничные дни, не имеют непосредственного отношения к часослову и касаются его лишь стороною.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Далее на «Слава» – светилен святого, на «И ныне» – Богородичен воскресного экзапостилария. Итак, по 9 песни: – катавасия – малая ектения – «Свят Господь Бог наш» – экзапостиларий воскресный (один из 11 – см. приложение к Октоиху) – «Слава» – светилен Минеи (если есть) – «И ныне» – Богородичен воскресного экзапостилария. Каждому из 11 экзапостилариев воскресных прилагается еще и Богородичен сразу после самого экзапостилария. Вообще надо сказать, что каждое воскресное утреннее Евангелие имеет три богослужебных текста, тесно с собою связанных: экзапостиларий, Богородичен экзапостилария и утренняя стихира, или евангельская стихира (до нее мы пока не добрались). Далее поются Псалмы и стихиры на хвалитех. Канонарх возглашает: «Всякое дыхание да хвалит Господа», и поются хвалитные Псалмы. О том, как они поются, о припевах, которые некогда к ним пели, мы уже говорили. На хвалитех на воскресной службе всегда бывает 8 стихир. В простейшем случае, при совершении службы одному малому святому все 8 берутся из Октоиха (4 воскресных и 4 анатолиевы). Здесь возникает еще одна небольшая трудность. 8 стихир, а Часослов имеет только 6 запевов – получается, что 2 последние стихиры как бы лишены их. Поэтому Октоих к ним назначает особые, свои дополнительные запевы: «Воскресни, Господи Бог мой...» и «....» «Слава» – евангельская (утренняя) стихира – одна из 11. Каждая евангельская стихира поется в свой глас – 1-я – в первый глас, 2-я – во второй глас и т.д. 8-я – в восьмой. Девятая евангельская стихира поется в 5-й глас, 10-я – в шестой, 11-я – в восьмой. «И ныне» – «Преблагословен еси...» (всегда глас 2). Это песнопение на любой воскресной службе бывает неукоснительно. Великое славословие, тропарь воскресный (но не гласа, а либо «Днесь спасение», либо «Воскрес из гроба»). Типикон назначает для каждого из них свой глас, хотя это указание сейчас нигде не исполняется. «Днесь спасение» – 1 глас, «Воскрес из гроба» – 2 глас. А поются они в зависимости от четности гласов: «Днесь спасение» – если воскресная служба нечетного гласа (1,3,5,7); «Воскрес из гроба» – при службе четного гласа (2,4,6,8). Причем никаких иных песнопений после Велдкого славословия на воскресной утрени быть не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если канон не совершался, то сразу после 50 псалма следовали хвалитные псалмы (148, 149, 150), совершавшиеся также постишно, с особыми припевами к ним. Примечательно, что к последнему ветхозаветному 150 псалму могла добавлялась еще одна, но уже новозаветная библейская песнь Захарии, начинающаяся со слов: “Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людям своим”. Причем сам этот стих прибавлялся затем к каждому последующему стиху песни, которая заканчивалась богородичным “Матерь Бога восхвалим вси, еюже получихом прегрешений прощение…”. На воскресной утрене (вместо песни Захарии) к хвалитным стихам прилагались стихиры, среди которых на «Славу» пели евангельские стихиры в соответствии с евангельским чтением, а на «И ныне» богородичен “Преблагословенна еси…”. А в это время, перед пением богородична (будь то “Преблагословенна еси…” или “Матерь Бога восхвалим”), священнослужители читали молитву входа и возгласив “Премудрость, прости” при пении богородична входили в алтарь. На воскресной Утрене на этом входе несли Евангелие, возвысив его на словах “Премудрость, прости”. Вслед за ним, на амвон поднимался доместик, взяв стоявший там запрестольный крест, и запевал: “Слава в вышних Богу”. Его пение подхватывали сначала на клиросах, затем в алтаре священнослужители, а от слов “в человецех благоволение” и все присутствующие в храме. И так бывало ежедневно. В воскресенье к данному славословию прибавлялся еще тропарь “Днесь спасения…” или “Воскрес из гроба…”, который исполнялся трижды певцами и священниками. После чего исполнялся прокимен “Восстани, Господи”, и на амвоне читалось утреннее ЕВАНГЕЛИЕ, по прочтения которого совершались еще сугубая ектенья, великие прошения (под котороыми разумеются молитвы об оглашенных и верных), затем главопреклоненная молитва и отпуст. Итак, как мы видим, песенная Утреня состояла из 3 частей, совершавшихся в притворе, в храме и алтаре. Первая часть начиналась в притворе антифоном в виде первого трипсалмия (пс. 3,62,133), а заканчивалась уже в храме песнью вавилонских отроков (Дан [LXX] 3. 57–88). Между ними все еще в притворе пелось второе трипсалмие, номера псалмов крых зависели от дня недели. Пелись эти псалмы по стихам с припевами, антифоно, почему и назывались антифонами. При этом на «заключительном» антифоне входили в храм и уже там пели библейскую песню подобным образом.

http://azbyka.ru/video/112-pesennaja-utr...

По первом прочтении припеваем: Силою, Господи, Креста Твоего и спаси мя. По втором прочтении, на Славу: Молитвами, Господи, святых Твоих и спаси мя. По третьем прочтении, на И ныне: Молитвами, Господи, Богородицы и спаси мя. Хвалитные псалмы, Слава, и ныне: Тебе слава подобает: И славословие вседневное, от чтеца. Ектения просительная. На стиховне стихиры Триоди, глас 6: Прежде спасительнаго Креста: Стих: Исполнихомся заутра: и поем паки туже стихиру. Стих: И буди светлость: Мученичен: Господи, в память святых Твоих: Слава, и ныне, Крестобогородичен: Всечистая яко виде: Посем, Благо есть: (единожды) Трисвятое, по Отче наш: В храме стояще славы Твоея: Господи помилуй. (40) Слава, и ныне: Честнейшую: Именем Господним благослови отче. Возглас: Сый благословен: Чтец: Аминь. Небесный Царю: Священник глаголет молитву Ефрема Сирина с 16 поклонами. Чтец: Аминь. Приидите поклонимся: и чтет 1-й час. На 1-м часе Чтем псалмы обычныя. По скончании трипсалмия и Аллилуйя: чтец: Господи помилуй (3) и чтет тропарь постовой из Часослова: Заутра услыши глас мой: Посем стих: Глаголы моя внуши Господи: И паки: Заутра услыши: Стих: Яко к Тебе помолюся, Господи: Заутра услыши: Посем, Слава, и ныне: Что Тя наречем: Стопы моя направи: Да исполнятся уста наша: (читается). По Отче наш: чтем кондак: Скоро предвари: из Часослова. Таже, Господи помилуй (40) и молитву: Иже на всякое время: Господи помилуй (3), Слава, и ныне: Честнейшую: Именем Господним благослови отче. Возглас: Боже, ущедри ны: Чтец: Аминь. И священник глаголет молитву Ефрема Сирина с 16 поклонами. Посем чтец: Аминь. Трисвятое, по Отче наш: и по возгласе: Аминь. Господи помилуй (12). Таже священник молитву: Христе, Свете истинный: Лик по обычаю поет кондак во глас 8: Взбранной воеводе: Священник: Слава Тебе, Христе Боже: Лик: Слава, и ныне: Господи помилуй (3). Благослови. Священник произносит отпуст. Мы же многолетствуем: Великаго господина: На 3-м часе По возгласе творим начало обычное: Царю Небесный: и прочая. Трипсалмие обычное. Вместо тропаря святаго чтец глаголет: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа: со стихи, яко в первом часе писано. Слава, и ныне, Богородичен: Богородице, Ты еси лоза:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В житии преп. Антония Великого говорится об одном брате вопросившем: «как ему угодить Богу?»Антоний ответил: «куда бы ты ни пошел, имей всегда Бога пред глазами своими, что бы ты ни делал, имей на это свидетельство из Священного Писания ». Кто желает всем сердцем обратиться к Богу, того Сам Бог научит, как молиться Ему. «Если мы воистину станем искать Бога, то Он Сам придет к нам и мы увидим Его, и если чистым житием удержим Его, то Он Сам пребудет с нами» – слова преп. Арсения Великого . «Кто не поучается Закону Божию (не читает постоянно Слова Божия), тот отдаляется от Царства Небесного». Постоянною молитвою преп. Арсения было: «Боже, не оставь меня, я не сделал пред Тобою ничего доброго, но по милости Твоей даруй мне положить начало». Быть страдальцем за правду – высшая честь и слава, какая только может быть на земле. Тех, кому приходится терпеть за правду, за веру, Господь потом за сие примет как любимых чад Божиих в Царствие Небесное. Чтобы дольше сохранить в душе благодать св. Причастия, невидимое общение с Самим Спасителем нашим, вот и следует почаще читать, что заповедал Старец Серафим. Помнишь из его жития, когда он причащался, то хранил долго полное безмолвие, весь был в молитвенном общении со Христом. Вот тут полезно читать богодухновенные псалмы (33-ий и Хвалитные, и др.). Разумеется можно читать и в пути и за работой мысленно дочитывать, как псалмы, так и молитвы, когда не успеваешь дома. Акафисты точию тогда, когда имеешь свободное время, но не в ущерб сну, который необходим при твоих разъездах, беготне и занятиях, как лекарство. Трудись по мере сил, да и молись также без переутомления; не смущайся, если когда не успеешь дочитать утреннего или вечернего правила; важно хранить молитвенное настроение. «Жертва Богу – дух сокрушен; сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит». Вычитал из жития преп. Зинона (IV века): «Кто хочет, чтоб Бог скоро услышал молитву его, тот, когда станет пред Богом, и прострет руки свои к Нему, прежде всего, даже прежде молитвы о душе своей, должен от всего сердца помолиться о врагах своих. За это доброе дело Бог услышит его, о чем бы он ни молился».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

Ф. 379. 14, 22). Воскресные припевы и стихира по Пс 50 распеты обычно на 6-й глас (ГИМ. Син. певч. 819). «Достойно есть» по 9-й песни канона обычно не имеет указания гласа, чаще это напев 6-го гласа (РГБ. Ф. 379. 22). Стих «Свят Господь Бог наш» распет на 8 гласов. Хвалитные псалмы распеты по тому же принципу, что и псалмы предшествующих разделов службы. Воскресный богородичен на хвалитех «Преблагословенна еси» в Обиходах может быть представлен версией столпового знаменного распева 2-го гласа (без указания), серией из 8 песнопений по гласам, в форме осмогласника, «ин перевод» 4-го гласа (ГИМ. Син. 455; РНБ. Кир.-Бел. 725/982; Соф. 498; РГБ. Ф. 379. 28). Великое славословие до сер. XVI в. как читалось, так и пелось, но решением Стоглавого Собора предписано исполнять его «певчески» (Стоглав. С. 107). В Обиходах изложено часто путевым распевом (ГИМ. Син. певч. 1191; РГБ. Ф. 379. 22), нередко встречается в нотированном виде возглас (РНБ. Кир.-Бел. 580). Певч. традиция исполнения В. б. этого периода была продолжена в старообрядческой практике и зафиксирована в рукописных и печатных Обиходах. З. М. Гусейнова, В. Ю. Перелешина, И. В. Старикова XVIII в. В синодальной традиции большая часть песнопений В. б. фиксируется также в Обиходах. В них представлены песнопения традиц. древних распевов и распевов новой традиции - с мажоро-минорной основой, с повторами слов. Появляются циклы, связанные с одним из новых распевов: «Начало всенощного бдения греческаго роспева» (РГАДА. Ф. 381. 326); «Всенощное бдение киевскаго роспева» (БАН. Арханг. 54. Л. 77). Состав песнопений В. б. в Обиходах XVIII в. нестабилен в отличие от предшествующего периода. «Приидите, поклонимся» встречается с указаниями: «греческаго роспева» (РНБ. Тит. 1510), «а се старый перевод», «а сей каменский» (БАН. Арханг. 59). «Благослови, душе моя, Господа» сопровождается ремарками: «греческаго роспева» (РНБ. Тит. 3498), «ин рос[пев]» (РНБ. Кир.-Бел. 716/973). «Блажен муж» записывается в неск. распевах: «ин роспев», «больша», «киевскаго роспеву», «греческаго роспева» (РНБ.

http://pravenc.ru/text/155522.html

Заключительное благословение народа (benedictio) имеет параллели в галликанской традиции. 2-й канон Барцинонского Собора (549) постановил совершать такое благословение как на вечерне, так и на утрене. После вечерни в рукописях указывается пение psallendum (иногда может называться laudes, видимо по той причине, что в его основе лежат стихи Пс 118), которое, судя по рубрикам, было связано с процессиями стационального богослужения. К этим стихам могли прибавляться другие, а также ритмизованные покаянные молитвы preces. Утреня в И.-м. о., возможно, под влиянием рим. традиции, начинается с гимна «Aeterne rerum Conditor» («Вечный вещей Создатель»; кроме пасхального периода) и молитвы-коллекты. Более древним началом были канонические псалмы (в будни - Пс 3, 50, 56; в воскресные дни - Пс 46, 99, 116). Далее совершается missa psalmorum (3 изменяемых по дням недели псалма, к-рые исполнялись певцом, а хор припевал стихи). Эта система пения Псалтири очень похожа на визант. песненное последование . Впосл. псалмы были сокращены до 3 изменяемых антифонов с респонсорием (missa) и молитвой. Следующий блок составляли библейские песни (missa canticorum). В Бревиарии Ортиса для воскресной утрени представлен полный набор из 9 песней в старолат. версии (Втор 32. 1-43; Ис 26. 9-20; Исх 15. 1-19; 1 Цар 2. 1-10; Авв 3. 2-19; 3 Езд 8. 20-36; Ис 38. 10-20; Ис 61. 10 - 62. 7; Быт 49. 2-27). Всего в традиции А использовалось 76 библейских песней, в традиции B - 47. После них пелись benedictiones (песнь отроков из Дан 3) и читалась молитва. Утреня в И.-м. о. не разделялась, как в рим. обряде, на ноктурны и laudes. Перед хвалитными псалмами (Пс 148-150) по воскресным дням, кроме периода Великого поста, пелся matutinarium (в традиции А он заменяется пением sono или benedictiones), связанный с темой начала дня. Далее следовали чтения из ВЗ и НЗ. В печатном Бревиарии после чтений указывается гимн (всего 12 вариантов для утрени, причем большинство из них неиспан. происхождения). В конце, как и на вечерне, читались молитва supplicatio, «Kyrie eleison», completuria, «Отче наш», psallendum с молитвой, благословение, psallendum с молитвой и отпуст.

http://pravenc.ru/text/674997.html

Изданные при патриархе Иосифе псалтири имеют на полях против десятого от конца стиха каждой песни пометки “мин” и на шестом от конца стихе “триод”. Это дает основание полагать, что в данном случае имелось в виду употребление библейских песен на каноне только на вседневной утрене в великом посту. Замесу, что вопрос отправления канона весьма интересовал наших предков, поэтому путешествовавший на Восток старец Арсений Суханов счел нужным обратить свое внимание на современную ему восточную практику отправления канона и свои наблюдения с исключительной обстоятельностью изложил в проскинитарии. После этого в уставе 1682 г. появилось указание в духе сообщения Суханова: “К первому же тропарю припев “Слава, Господи, святому воскресению Твоему”, таже припевы песней воскресных (писаны в ирмологии)” (л.11) . Тогда же появилась в типиконе специальная 18 глава “О же когда стихословятся песни: поем Господеви и Господеви поем”, определяющая дни, в которые полагается праздничный порядок стихословия библейских песен (“Поем Господеви”) и вседневный (“Господеви поем”). Самые же библейские стихи применительно к праздничному и вседневному порядкам отправления канона в духе сообщения Проскинитария Арсения Суханова были приложены к ирмологию, где и сохраняются до последнего издания. Хвалитные псалмы исполнялись не полностью, но и далеко не в том сокращенном виде, в каком исполняются они теперь. В певческих сборниках псалмы представляются распетыми в следующем виде: “таж псалом 148 начинает пр. стран ХВАЛИТЕ ГОСПОДА С НЕБЕС прип. Тебе подобает песнь, Боже. друг. прип. Хвалите Его в вышних Его. л(евый)            ХВАЛИТЕ ЕГО ВСИ АНГЕЛИ ЕГО п(равый)         ХВАЛИТЕ ЕГО СОЛНЦЕ И ЛУНА л.                       ХВАЛИТЕ ЕГО НЕБЕСА НЕБЕС п.                      ДА ВОСХВАЛИТСЯ ИМЯ ГОСПОДНЕ л.                       ТОЙ ПОВЕЛЕ И СОЗДАШЕСЯ п.                      ПОСТАВИ Я В ВЕК И В ВЕК ВЕКА л.                       И ВСЯ БЕЗДНЫ прип.2 – Дадите славу Богу п.                      ЗВЕРИЕ И ВСЯ СКОТИ л.                       И ВСИ CYДVI ЗEMCTBVI

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010