Приходской Совет и его деятельность: По «Уставу 1918» в Приходской Совет входят все члены причта и прихожане в равном к причту количестве. Следовательно, многопричтовые приходы могли иметь до пятнадцати членов Приходского Совета. Другие уставы сужают Приходской Совет до административного органа, практически не имеющего связи с прихожанами. Не имея автономных финансов до 1918 года, приход не имел опыта распоряжения ими, но годы советской власти дали осуществиться такому опыту, и он оказался поучительным. В 1961 году власть настоятеля была несколько ограничена, и управление финансами было делегировано, как это и предусматривает гражданское законодательство, главе исполнительного органа – Председателю Приходского Совета (старосте). Чтобы все-таки соблюсти гражданские требования – распорядитель финансов – это глава исполнительной власти, «Устав 1988» дозволил настоятелю быть Председателем Приходского Совета, и тем самым по определению настоятель получил возможность быть распорядителем финансов прихода. Новинкой «Устава 2000» стало то, что епархиальный Архиерей может назначать Председателем Приходского Совета не только клирика, но и мирянина, таким образом, Архиерей может напрямую формировать приход и его органы управления. И снова, как и до 1961 года, практика показала ошибочность совмещения в одном лице настоятеля как духовного руководителя и настоятеля как распорядителя хозяйством и финансов. Удивительно, что «Устав 1918» не только не позволял настоятелю управлять финансами прихода, отдавая эту власть старосте, но и самого старосту выводил из подчинения настоятелю, определяя, что староста подотчетен благочинному и епархиальному Архиерею. Но такое положение возможно, если мы согласимся с необходимостью наличия единых церковных финансов, и что хозяйственная деятельность прихода не должна иметь абсолютно автономного характера. Таким образом, некоторые важные принципы управления Русской Православной Церковью изменены и не совпадают с теми, которые содержались в решениях Поместного Собора 1917–1918 годов. Изменение принципов в основном связано с необходимостью согласования церковного устава об управлении с нормами гражданского законодательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1864 г. «с преобразованием государственной отчетности по системе смет, св. Синод признал полезным ввести таковой же порядок, важный по единству в распоряжении денежным хозяйством, и по духовному ведомству». Заведывание духовно-учебным капиталом с бухгалтерией и казначейскою частию передано из Дух. -учебного в Хозяйственное управление при св. Синоде, на которое возложено и составление ежегодной сметы доходов и расходов по духовно-учебному ведомству по форме, примененной к общей финансовой государственной смете, после предварительного истребования по той же форме смет от местных управлений. В хозяйственное управление предписано представлять все денежный суммы, которые поступали дотоле в Дух. -учебное управление, также экономические отчеты, объяснения и запросы но экономической части. Сделаем выдержку из сметы на 1865 г. для семинарии и училища, составленной семинарским правлением и препровожденной, на основании указанного предписания (от 30 анр. 1864 г.), в хозяйственное управление, где сметы иногда сокращались и вообще исправлялись. Доход на 1865 г. определяется следующими цифрами: 57962 р. 39 к. от продажи в церквах свеч и воска 350 , 2062 p. 80 1/2 к от продажи консисторией венчиков и листов разрешительной молитвы, 432 р. процентов с экономического капитала, состоящего в 200 билетах Государственного казначейства на 10000 р. с., 10277 p. 5 к. за содержание пансионеров и других платящих воспитанников, 500 р. жертвуемых ежегодно почетным блюстителем Эзелевым 351 , 525 р. 88 к. процентов с капиталов, пожертвований разными лицами, 163 р. 74 к. остатка от неполного комплекта соборных иеромонахов ал. -невской лавры, 2443 р. 62 к. ожидающихся остатков за расходами к 1 янв. 1865 г. 352 . Расходы, как и доходы, исчислены в смете совместено для семинарии и училища, но мы отделим только расходы по семинарии: на жалованье служащих 30 лиц – 12251 р. 80 к., содержание воспитанников – казенных, пансионеров и др. 23780 р. 38 к., на содержание дома, ремонта, отопление, освещение и прислугу 13432 р. 45 к., на библиотеку (142 р. 80 к.) с периодическими изданиями 243 p. 68 к. (100 p. 88 к. на период. издания предположено заимствовать, по примеру прошедших годов из пожертвований почетного блюстителя), на канцелярские расходы 85 р. 70 к., на больницу и медикаменты по сложности действительных расходов последних трех лет исчислено 287 р. 44 к., причем излишек против штатного назначения (214 р. 20 к.), по примеру прежних лет, предположено покрыть на счет суммы по содержанию учеников, на мелочные и экстраординарные расходы 214 р. 64 к., на пенсии и классные оклады служащим в семинарии и посторонним 15458 р. 10 к. Всего 65754 р. 19 к. с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 . Для предварительного рассмотрения представляемых с мест проектов штатов создать в ГУЛАГе МЮ СССР комиссию, в составе: зам. Начальника ГУЛАГа тов. КОЗЫРЕВА (председатель) зам. Начальника ГУЛАГа тов. ЩЕКИНА начальника Орготдела тов. ЛЯМИНА нач. Планового отдела тов. РАЖИНА начальника финотдела тов. ЛИСИЦЫНА Разрешить начальнику ГУЛАГа, при необходимости, вызывать для участия в рассмотрении штатов начальников управлений ИТЛ, УИТЛК– ОИТК, начальников отделов кадров и других работников. 11 . Во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 12 июня 1953 г. ГУЛАГу МЮ СССР (тт. ДОЛГИХ, ЩЕКИНУ, ЛИСИЦЫНУ) составить уточненную смету лагерных расходов на 1953 год для представления в Министерство Финансов СССР. Приложение 1 Структура центрального аппарата Главного Управления исправительно-трудовых лагерей и колоний (ГУЛАГа) Министерства Юстиции Союза ССР Первое Управление Второе Управление Третье Управление Управление охраны Управление детских колоний Управление снабжения Политический отдел Отдел культурно-просветительной работы Отдел кадров Организационно-инспекторский отдел Медицинский отдел Плановый отдел Финансовый отдел Отдел главной бухгалтерии Отдел писем, жалоб и заявлений Хозяйственный отдел Секретариат. Приложение 2 Структура Управления исправительно-трудового лагеря Министерства Юстиции Союза ССР Руководство Отдел режима и оперативной работы Политический отдел Отдел кадров Специальный отдел Штаб военизированной охраны Восьмой отдел Отдел культурно-просветительной работы Отдел контрагентских работ Отдел снабжения Медицинский отдел Плановый отдел Главная бухгалтерия Коммунально-эксплуатационный отдел Хозяйственный отдел Инспекция военизированной пожарной охраны Канцелярия и секретная часть Производственные аппараты. Примечания: 1 . Политические отделы организуются по решениям ЦК КПСС. 2 . Производственные аппараты организуются только в лагерях, имеющих собственную производственную деятельность и создаются в зависимости от характера производственной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все договоры, которые религиозные организации могут заключать при ведении предпринимательской деятельности являются возмездными, т. е. должны предусматривать плату или иное встречное предоставление возмездия за выполнение своих обязанностей. В общем случае все договоры Прихода подписывает Председатель Приходского Совета (староста) как распорядитель финансов Прихода. Настоятель, если он не является Председателем Приходского Совета, не имеет права подписывать договоры, не являясь ни распорядителем финансов, ни материально ответственным лицом. За настоятелем всегда сохраняется право контроля совершением хозяйственных актов (сделок), то есть проявление своей воли на этапе подготовки договора. Особое положение складывается с заключением трудовых договоров на Приходе. Единая логика Гражданского кодекса, распространяемая на все виды хозяйственной деятельности, заключается в следующем. Право принятия всех управленческих решений принадлежит распорядителю финансов организации. Следовательно, любой договор подписывает только распорядитель финансов или лицо им уполномоченное. На приходе распорядитель финансов – это Председатель Приходского Совета (староста). В соответствии с логикой Гражданского кодекса прошение о приеме на работу надо писать на имя Председателя Приходского Совета, который должен подписывать трудовой договор. Но заявленная в «Уставе Прихода 1998» особая контролерская власть Настоятеля, а также традиции внутрицерковных отношений требуют писать прошение о приеме на работу на имя Настоятеля с формулировкой – «прошу Вашего благословения». В этой ситуации лицом, принимающим решение, будет не распорядитель финансов, ответственный за материальное состояние организации, а лицо, которое не имеет никакой материальной ответственности – Настоятель. Эта правовая коллизия должна быть упорядочена Священноначалием путем разработки специальных инструкций по использованию специализированных кодексов гражданского законодательства, в частности норм КЗОТа (Кодекса законов о труде). 5.2. Организация торговли церковной утварью

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Arhiva Pentru evaluarea proiectelor arhitecturale ale noilor biserici ce se construiesc în Moscova va fi creat un Consiliu de experi Для оценки архитектурных проектов новых храмов Москвы будет создан Экспертный совет 23 aprilie 2015 15:17 22 апреля 2015 года на пятом заседании Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и мэра столицы С.С. Собянина было принято решение о создании Экспертного совета для оценки архитектурных проектов новых храмов, которые будут возводиться в столице. В 2014 году одним из новых направлений деятельности Фонда стало активное развитие сотрудничества с архитектурным сообществом и разработка новой линейки проектов храмов и храмовых комплексов. В связи с этим перед Фондом встала необходимость выбора и оценки большого числа проектов, которые архитектурные и художественные мастерские предлагают в рамках Программы. Святейший Патриарх отметил, что идея создания Экспертного совета весьма своевременна. За время реализации Программы строительства храмов в Финансово-хозяйственном управлении Московского Патриархата постепенно формируется база проектов, которая может быть использована при возведении церквей и храмовых комплексов по всей России. Специально для Программы были разработаны типовые проекты так называемого повторного применения, над которыми трудились известные московские институты: «Моспроект-2», «Моспроект-3» и «МНИИТЭП». Готовая проектная документация была передана в дар Русской Православной Церкви. В рамках Программы многие храмы и храмовые комплексы возводятся по индивидуальным проектам, которые также передаются в Финансово-хозяйственное управление для дальнейшего использования в других епархиях. В 2014 году Финансово-хозяйственное управление и Фонд поставили задачу организовать работу по созданию новой линейки проектов, чтобы, с одной стороны, разнообразить палитру проектов, применяемых в рамках Программы, с другой — удешевить процесс строительства. Одновременно стала очевидной необходимость в профессиональной оценке предлагаемых проектов, которые должны быть не только разнообразными, но и отвечать функциональным требованиям и представлять художественную ценность. Сайт Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4061990...

Особым постановлением Совета Министров СССР 16 марта 1961 г. «Об усилении контроля за соблюдением законодательства о культах» Совет по делам Русской Православной Церкви и другие органы государственной власти получили указание настойчиво требовать от руководства Русской Православной Церкви привести приходскую жизнь и управление приходами в соответствие с действующим законодательством. 31 марта 1961 г. руководство Московской Патриархии в расширенном составе (патриарх Алексий, митрополит Ленинградский и Ладожский Питирим (Свиридов), архиепископ Тульский и Белевский Пимен (Извеков), епископ Подольский Никодим (Ротов) было вызвано в Совет по делам Русской Православной Церкви. Председатель В. А. Куроедов, заместитель председателя В. Г. Фуров и член совета И. И. Сивенков сообщили, что предстоит обсудить вопрос об управлении религиозными общинами. Nyhkm IV «Noлoжehuя об управлении» В. А. Куроедов назвал «не соответствующим советскому законодательству о религиозных объединениях». В. А. Куроедов говорил: «Когда было принято “Положение об управлении”, имелось в виду, что управление финансово-хозяйственными делами религиозной общины будет осуществляться коллегиально, то есть исполнительными органами общины. Но фактически дело в общинах обстоит таким образом, что всё управление финансово-хозяйственными делами сосредоточено в руках одного лица — настоятеля церкви. Он является хозяином в церкви и пользуется неограниченным правом. Исполнительные органы и ревизионные комиссии религиозных общин, которые избираются на собрании верующих из состава членов общин для того, чтобы вести управление финансово-хозяйственными делами, лишены этого права, потому что настоятель церкви в соответствии с положением является непременным председателем церковного совета. Он не избирается общиной и не несёт никакой ответственности перед ней за состояние финансово-хозяйственной деятельности. Расходы денежных средств общины производятся лично настоятелями церквей по своему усмотрению. На этой почве возникает много конфликтов в религиозных общинах. В Совет поступает много писем и жалоб по этому поводу» .

http://bogoslov.ru/article/6174378

В Москве прошла конференция «Строительство храмов — долг наследников Великой Победы» 28 января 2020 г. 12:49 27 января 2020 года в рамках работы XV направления «Традиции православного храмостроительства» XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники» в Красном зале Храма Христа Спасителя в Москве прошла конференция «Строительство храмов — долг наследников Великой Победы». Сопредседателями форума стали председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий и куратор Программы строительства православных храмов в городе Москве, советник Патриарха по вопросам строительства, депутат Государственной Думы ФС РФ В.И. Ресин. В мероприятии приняли участие более 150 человек — заместитель руководителя Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы К.Л. Блаженов, первый заместитель руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы В.Г. Плешивцев, заместитель председателя Комитета государственного строительного надзора г. Москвы А.Н. Кравчук, заместитель начальника Управления по взаимодействию с государственными и муниципальными органами власти Московской объединенной энергетической компании Г.А. Шилов, начальник Управления реализации программы комплексного развития центра города и приоритетных градостроительных проектов Департамента градостроительной политики г. Москвы М.В. Чудина, начальник отдела управления Комплекса градостроительной политики г. Москвы М.В. Саженов, префекты и заместители префектов московских округов, ответственные за строительство храмов в московских викариатствах, настоятели строящихся и проектируемых храмов в рамках Программы строительства православных храмов в городе Москве, настоятели храмов со всей России, сотрудники Финансово-хозяйственного управления и советника мэра Москвы В.И. Ресина. С докладом выступил митрополит Вологодский Игнатий. Архиерей предложил задуматься о связи событий в истории России с духовным состоянием ее народа.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

И.о. председателя ФХУ иеромонах Никандр (Пилишин): Опыт московской программы строительства храмов мы применяем в Луганской и Донецкой Республиках 03.07.2023 15:00:42 МОСКВА «Одним из важных направлений деятельности Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата является строительство храмов в столице», — отметил и.о. председателя Финансово-хозяйственного управления иеромонах Никандр (Пилишин), отвечая на вопросы журналистов на выездном совещании в Западном административном округе столицы 1 июля 2023 года. «При этом по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мы курируем строительство и реставрацию храмов в других регионах России», — уточнил священнослужитель. И.о. председателя ФХУ сообщил, что «сегодня открывается линия, направленная на новые регионы». «Совместно с государственными органами мы сейчас занимаемся восстановлением храмов в Луганской и Донецкой Народной Республиках. Буквально сегодня наша передовая группа отправилась в зону, которая пострадала в результате взрыва на Каховской ГЭС. Производится обследование храмов на этой территории и будут приниматься усилия по их восстановлению», — рассказал иеромонах Никандр (Пилишин) представителям СМИ. «Так что опыт, который мы получаем благодаря куратору московской программы, советнику Патриарха по вопросам строительства Владимиру Иосифовичу Ресину, мы активно применяем и в других регионах», — заключил и.о. председателя ФХУ. Финансово-хозяйственное управление / Патриархия.ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2023/07/03/io-predsed...

А.А.: Да, творческий коллектив китайцев. Будут опубликованы все проекты на сайте Гильдии, на сайте Союза архитекторов и на сайте Финансово-хозяйственного управления МП, т.к. мы все - учредители этого проекта. Е.Н.: Понятно. География большая, работ прислано много. А качество? А.А.: Задание было: «Приходской комплекс», именно комплекс, мы об этом говорили, что это не только храм, но и большой дом, условно говоря - помещения, пространства, предназначенные для социального служения Церкви, которое сейчас является превалирующим. В задании было условие: сблокированность храма и дома. Наиболее часто встречающиеся ситуации - это узкие, зажатые участки, где невозможно строить отдельные здания из-за противопожарных разрывов, опять же из условий экономичности. Если же сблокировать - то противопожарные разрывы необходимы только по периметру. Между зданиями они уже не требуются. И вторым условием было экономичность. Эти основные условия мы выдвигали для участника конкурса. Проводили семинар за месяц до окончания конкурса, поясняли позицию организаторов и жюри. Е.Н.: К сожалению, многие не выполнили условия? А.А.Мне кажется, проектов 15-20 были взяты из подбора, т.е. они делали в данный момент какие-то реальные проекты, взяли их и представили на конкурс. Притом, что они не до конца соответствовали условиям конкурса. Мы их все равно рассматривали, жюри тоже. И даже один из таких проектов Ивана Матвеева получил дипломы организаторов. Не получил диплома самого конкурса, но дипломы организаторов получил. У нас там были дипломы Союза архитекторов, Финансово-хозяйственного управления МП, Гильдии храмоздателей - это самостоятельные дипломы, которые выдавались учредителями. Е.Н. Интересно, где вы сошлись, в какой точке? А.А.: Достаточно во многих. Вот проект Ивана Матвеева, мало того, что все сошлись на нем, все выдали ему свои дипломы, к тому же Ивана пригласило Финансово- хозяйственное управление. Владыка Марк пригласил Ивана на переговоры, чтобы заказать ему храм для Рязанской епархии. Иван - наш сотрудник, что мне очень приятно. Для меня очень важно, что победили в этом конкурсе, то ли четыре, то ли пять, то ли шесть наших действующих и бывших сотрудников. И победителями конкурса, которых мы узнали при вскрытии конвертов, оказались люди, связанные с церковным строительством и проектированием, т.е. неслучайные. Я удивился: вот, проект из Красноярска победил, здорово, но откуда? Оказывается, они уже спроектировали несколько храмов, т.е. появляется профессия.

http://radonezh.ru/text/sovremennaya-khr...

Архив Пн Митрополит Вологодский Игнатий и советник Патриарха по вопросам строительства В.И. Ресин обсудили ход реализации Программы строительства православных храмов в Москве 29 октября 2019 г. 16:49 28 октября 2019 года в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре в рамках подготовки к заседанию Попечительского совета Фонда «Поддержки строительства храмов города Москвы» состоялась рабочая встреча председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия и советника Патриарха по вопросам строительства, депутата Государственной Думы ФС РФ В.И. Ресина. Митрополит Игнатий и В.И. Ресин подробно обсудили ход реализации Программы, констатировав активное участие жителей столицы, что позволяет успешно осуществлять масштабный благотворительный проект. Были рассмотрены статистические данные по построенным и строящимся храмам, по храмам, на которых завершены общие строительно-монтажные работы, и по храмам, которые еще проектируются. Председатель Финансово-хозяйственного управления и советник Патриарха по вопросам строительства отметили, что за время действия Программы была выработана четкая поэтапная система подготовки и согласования всей необходимой документации: от подбора участков и организации строительного процесса до ввода объектов в эксплуатацию. В.И. Ресин подчеркнул, что Программа не имеет аналогов ни только в своей отлаженной системе организации строительства и сбора пожертвований, но и в архитектурном разнообразии проектируемых храмов. В настоящее время практически все храмы возводятся по индивидуальным проектам. Фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы» учрежден по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Финансово-хозяйственным управлением Московского Патриархата 26 января 2010 года. Это надзорный орган. Главная цель фонда — аккумулирование средств на проектирование и строительство храмов. Средства поступают в фонд в виде пожертвований. Сопредседатели Попечительского совета фонда: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и мэр Москвы С.С. Собянин . Раз в год в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя проходят заседания Попечительского совета фонда, на которых подводятся промежуточные итоги Программы строительства православных храмов в Москве.

http://patriarchia.ru/db/text/5520620.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010