В вотчину Запада добровольно переходит Киевская Русь — колыбель русского Православия и символ византийской преемственности. Печальным знамением времени становится партнерство православной Грузии с атлантической Портой, а вход британских кораблей в Севастополь символизирует возвращение из прошлого века Восточного вопроса. Вместе с Россией рушится и поствизантийское пространство. Отпадают сухие ветви от общеславянского и православного древа после недолгого сербского сопротивления. Оболганное и непонятое, запутанное как и все в ХХ веке подмен, — оно было последним чистым и ярким языком пламени, вырвавшимся из гнилостного тления славянства. Любого сопротивляющегося духовному и политическому давлению немедленно объявляют тоталитарным диктатором. Это окончательно убеждает, что обрушенный на нас в начале ХХ века коммунизм был одним из инструментов общего замысла уходящего столетия. Хотя в 1917 году православие в России попытались распять и заковать в цепи, оковы рухнули, и оскудевший, но живой его дух высвободился и Россия снова на распутье. В судьбе России сегодня решается не только ее будущее, но и пути мировой истории. Хочется верить, что для наших зарубежных русских — Россия — это Отечество, которое не тождественно государству. Отечество — это Дар Божий, врученный для непрерывного национально-исторического делания с его взлетами и неизбежными падениями , которые не отчуждают даже разочарованного человека от собственной страны. Такой человек, даже переживая ее грехи и падения, не отринет свою историю. Ибо легко любить свое Отечество, когда можно им гордиться, когда оно сильно, и все его уважают и боятся. Но именно когда мать пьяна и лежит во грехе, оплеванная, осмеянная и покинутая всеми — только тот сын, что не отвернется, проходя мимо, а закроет собой ее грех и оградит от поругания. Вспомним великих первых христиан, среди которых тщетно искать тех, кто бы призывал анафему даже на то государство, что распинало их и бросало в клетки ко львам. Они не призывали ни к дезертирству, ни к поражению своего государства. Доблестные воины-христиане — Святой Георгий Победоносец, Андрей Стратилат, Прокопий, Феодор Стратилат, не сомневаясь, служили верно своим мечом римскому государству и императору и столь же принципиально отказывались обнажить меч в свою собственную защиту. “Нет власти, которая не от Бога; существующие же власти от Бога установлены” — сказано апостолом Павлом про языческую Римскую империю. Этикой первохристиан было служение и повиновение “не только за страх, но и за совесть” (Рим. 13,5)

http://pravoslavie.ru/503.html

Он был удостоен дара прозорливости и чудотворений. Однажды пришел к Луке некоторый человек. Увидав пришельца, он воскликнул: «Когда же ты исповедуешь свой грех перед священником? Бойся Бога за свой грех!» Оказалось, что это был убийца. Тогда грешник с плачем рассказал о своем преступлении и просил преподобного молиться за себя. Предчувствуя близкую кончину. Лука затворился и три месяца приготовлялся к смерти. Скончался он около 950 года. Мощи его почивают под спудом в Елладе; мраморная плита над ними по временам источает миро. Мученики 1003 были все слугами четырех царских вельмож-христиан в Никомидии: свв. Васса, Евсевия, Евтихия и Василида. (20 января). После мученической кончины своих господ они согласились последовать примеру их, чтобы вместе с ними блаженствовать на небе. Явившись к Диоклетиану, объявили себя христианами. Царь, увидев в таком множестве явившихся к нему христиан, сначала смутился; потом начал ласками склонять их к отречению от Христа, затем стал устрашать их угрозами. «Мы не хотим даров твоих, не боимся и угроз. Для нас нет ничего лучше и дороже Христа», – отвечали мученики. Тогда Диоклетиан дал повеление своим воинам посечь всех их мечом. Это было в 303 г. 8-е число Великомученик Феодор Стратилат жил в г. Евхаитах, в Малой Азии. Был добродетелен, мудр и храбр, почему и поставлен стратилатом, т. е. воеводой, в г. Ираклию, близ Черного моря. Мудро и кротко правил Феодор городом и через это расположил к себе горожан, так что многие из них приняли христианскую веру, которую он сам исповедовал. Узнав о том, что Феодор обращает многих ко Христу, царь Ликиний призвал его к себе и потребовал, чтобы он публично принес жертву идолам, которых привез с собой Ликиний. Но Феодор просил отсрочки, а сам разбил идолов, золото же и серебро, из которых они были сделаны, отдал бедным и сказал Ликинию в свое оправдание: «Рассуди сам, какие это боги – идолы ваши, когда они и самих себя не могли спасти от разрушения!» Ликиний приказал мучить исповедника, и его растянули на земле, били железными прутьями, строгали тело острым железом, палили огнем и растирали раны черепьями; затем вбили длинный гвоздь в чрево, выкололи глаза и наконец распяли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

—330— Далее описывается мученичество св. Феодора, именно Феодора Тирона, а не Стратилата, как можно было ожидать по началу. ««Мученичество» излагается с некоторыми изменениями и сокращениями: приводится молитва его пред казнью, отмечается детальное указание, как он сам снимал с себя пояс и как привязывали его к колесу арбы, но за то вовсе опущен эпизод, касающийся чуда 2179 св. Феодора Тирона предостерегшего христиан в Константинополе от пищи, отравленной кровию идольских жертв, в память чего установлено употребление колива в субботу первой недели в. поста. «Правители Максимос (Максимин) и Максимиан издали приказ по всему государству преследовать (отказывающихся вкусит от идольских жертв) и предавать их казни. Задержали и св. Феодора, нового стратиота, вместе с другими, которых привели в Мармаритон к азарапету (=препозиту, начальнику) Бринке (Вринка), пребывавшему в гор. Амасии, на берегу Понтийского моря. Св. Феодора стали принуждать поклониться идолам. Но тот, исполнившись Св. Духа, сказал им: я христианин, и не могу поклониться поганым идолам. Бринка обещал ему сокровища и назначение стратиотом, если он признает их богов. Но св. Феодор сказал: я стратиот моего Господа и Сына Его и не подобает мне быть стратиотом иного. Посидиос (Посидоний) стратиот спросил его: у Господа твоего есть Сын? Св. Феодор ответил: да, есть Сын, Слово истины, чрез Которого всё сотворил. На вопрос Посидиоса, можно ли Его познать, св. Феодор ответил утвердительно, прибавив, что ничто не препятствует им оставить мрак и обратиться к свету. По распоряжению Бринки, оставили св. Феодора на некоторое время, чтобы дать ему поразмыслить. В дни, данные для размышления, св. Феодор всё молится. К тому же отвели в тюрьму еще новых лиц, единомышленников св. Феодора, которых он наставлял не отрекаться от Христа. Улучив удобный момент, он ночью зажег храм идолов, и за это схватили его и привели на суд к Попилиосу (игемону Публию), требуя его наказания за непочтение к —331— богам и нарушение повеления царей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всё, что росло в их душе, было посевом сатанинским, антихристовым. Посему и намеревались они убить Христа. Устами благодатного Псалмопевца Господь говорит: Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмъ Бог ( Пс. 45:11 ). Итак, надлежит сначала опорожнить себя от всего богопротивного, то есть от всего того, что мешает вселиться в нас свету богопознания. Когда человек опустошит себя от всего этого, тогда и только тогда он может понять, что Бог – это Бог . А до тех пор пока человеческую душу наполняют богопротивные помыслы, богопротивные чувства и богопротивные хотения, человек вообще не способен ни слушать, ни принимать слово о Боге. А не имеющий в себе Бога пытается, повинуясь некоему адскому инстинкту, искоренить Бога из души того, кто Его в себе носит. Ищете убить Меня . Почему? Потому что ни одно Божественное, Христово слово не могло найти ни пристанища, ни приема в их безбожных сердцах. Не имея [в себе] ничего схожего со Христом Господом, иудейские старейшины с самого начала были не способны завязать с Ним хоть какие-то дружеские связи. О Господи Иисусе, благий Спаситель наш, помоги нам освободиться от всего греховного в нас семени, чтобы Твое святое слово могло вселиться в нас, и осиять нас, и укрепить, и воскресить. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 8 февраля 1. Св. великомученик Феодор Стратилат . Есть мученичество драгоценнейшее драгоценного. Драгоценность мученичества зависит от количества благ, которые тот или иной христианин оставит и вместо того примет страдание. Зависит оно и от тяжести страданий, претерпеваемых им ради Христа. Святой Феодор, римский военачальник в армии императора Ликиния и управитель города Гераклея, презрел и свою молодость, и красоту, и чин воеводы, и царскую милость – и вместо всего этого подъял жестокие мучения за Христа. Сначала Феодора бичевали, так что принял он 600 ударов по спине и 500 по животу. Затем пригвоздили ко кресту и всего изрешетили стрелами. И наконец, усекли мечом. За что всё это? За то, что святой Феодор любил Владыку Христа больше всего на свете; за то, что презрел он глупые идолопоклоннические суеверия царя Ликиния; за то, что разбил серебряных и золотых идолов и раздал их осколки нищим; за то, что обратил многих в веру Христову и даже самого царя Ликиния призвал отречься от кумиров и уверовать в единого живого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Кондак, глас 6: Светоявленный и Божественный в мире столп,/солнца светильник,/Предтеча, главу светоносную и Божественную свою показавый в концех,/освящает той верно покланяющихся и взывающих:/Христов премудрый Крестителю, спаси всех нас. Кондак, глас 6 Свет являющий в мире и божественный столп,/светильник Солнца духовного, Предтеча,/главу светоносную и божественную свою явив концам земли,/освящает с верою поклоняющихся ей и восклицающих:/“Христов Креститель премудрый, спаси всех нас!” 8 ИЮНЯ. ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА (319) Тропарь, глас 4: Воинствословием истинным, страстотерпче,/Небесного Царя воевода предобрый был еси, Феодоре:/оружиями бо веры ополчился еси мудренно,/и победил еси демонов полки,/и победоносный явился еси страдалец./Темже тя верою/присно ублажаем. Тропарь, глас 4 Воинской службой истинной/ты сделался полководцем прекрасным Царя Небесного, страстотерпец Феодор:/ибо оружием веры вооружился ты премудро,/и истребил демонов полки,/и явился победоносным страдальцем./Потому тебя с верою всегда прославляем. Кондак, глас 2: Мужеством души в веру оболкийся/и глагол Божий, аки копие, в руку взем, врага победил еси,/мучеников превелий Феодоре,/с ними Христу Богу моляся не престай о всех нас. Кондак, глас 2 Мужеством душевным верою вооружившись/и слово Божие, как копье, в руку взяв,/ты победил врага, Феодор, слава мучеников;/с ними не преставай молиться Христу Богу о всех нас. 9 ИЮНЯ. ПРЕПОДОБНОГО КИРИЛЛА, ИГУМЕНА БЕЛОЕЗЕРСКОГО (1427) Тропарь, глас 1: Яко крин, в пустыни давидски процвел еси, отче Кирилле,/злострастия терние искореняя,/и собрал еси в ней ученик множество,/страхом Божиим и учением твоим наставляемых,/ихже и до конца, яко чадолюбивый отец,/не оставил еси, посещая, да вси вопием:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления. Тропарь, глас 1 Как лилия в пустыне, по писанию,/расцвел ты, отче Кирилл,/злых страстей терние искореняя,/и собрал ней множество учеников,/страхом Божиим и учением твоим наставляемых;/их и до конца, как чадолюбивый отец,/не оставил своим посещением,/дабы все мы возглашали:/“Слава Давшему тебе силу,/слава Увенчавшему тебя,/слава Совершающему через тебя всем исцеления.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/tropari-i...

   Передан ящик ботанических книг ботанику Макино, профессору здешнего Университета; книги от ботаника, директора Ботанического Сада в Санкт-Петербурге.    Послана денежная помощь (6 ен), по просьбе, Акиле Ивата и без просьбы (3 ены) — Даниилу Хироока, который сам болен, а жена родила; недавно ему послано 5 ен, тоже без просьбы.    Зима, наконец, надумала заявить свои права: сегодня пошел снег, небольшой, правда, но порядочно нахолодивший воздух.    9/21 января 1896. Вторник.    О. Феодор Быстров пишет, с сегодня полученной почтой, что был на свадьбе на Выборгской: сын нашего товарища, покойного о. Стратилатова, женился на дщери нашего товарища о. Ставровского; сын сей — бедный чиновник; сын у Ставровского есть — тоже чиновник. И сетует о. Феодор, что дети наших товарищей пошли по светской службе; у другого сотрудника Миссии, товарища о. Демкина, все сыновья — тоже. И это в Петербурге, где духовные учебные заведения так хорошо устроены! Сколько я знаю, все наши товарищи там, сами духовные отцы, воспитали детей по-светски и вывели на мирскую службу! Хватило же, значит, морозом наше поколение. И ведь, конечно, уверяют, что дети сами обнаружили светские наклонности, тогда как дети в десять-двенадцать лет совершенно во власти родителей, и душой, и телом, не имея ни психической, ни физической возможности определенно выразить свою наклонность по тому или другому служенью.    10/22 января 1896. Среда.    Душевная жизнь слагается из ежедневных, ежечасных, ежеминутных мыслей, чувств, желаний; все это — как малые капли, сливаясь, образуют ручей, реку и море — составляют целостное жизни. И как река, озеро светлы или мутны оттого, что капли в них светлы или мутны, так и жизнь — радостна или печальна, чиста или грязна оттого, что таковы ежеминутные и ежедневные мысли и чувства. Такова и бесконечная будущность будет — счастливая или мучительная, славная или позорная — каковы наши обыденные мысли и чувства, которые дали тот или другой вид, характер, свойства нашей душе. В высшей степени важно беречь себя ежедневно, ежеминутно от всякого загрязнения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

– Увы мне, увы мне! Как я поруган! И что я теперь скажу, что сделаю, – не знаю. Будучи могущественнейшим царем, и собрав такое большое количество воинов, я пришел к этому несчастному человеку, и теперь осмеян всеми моими врагами, особенно за то, что сей окаянный сокрушил победоносных моих богов и раздал их нищим. Потом, обратившись к святому, он сказал: – Феодор, это ли твое воздаяние богам за принятые от них дары? Этого ли я ожидал, когда осыпал тебя столь великими почестями? И ради того ли я оставил Никомидию, придя ныне к тебе? О, злой и порочный человек! Поистине, – ты сын коварства и скверное жилище лукавства, – лестью меня заставивший прийти сюда. Но, клянусь тебе силою моих великих богов, я не потерплю этого, и не добром кончится для тебя твоя хитрость. Святой отвечал Ликинию: – Безумный царь, что ты так разгневался? Посмотри сам и уразумей силу твоих богов? Если бы они были действительно боги, то почему же они сами себе не помогли? Почему они не разгневались на меня, когда я их разбивал, и не послали с неба огня, дабы сжечь меня? Но они суть бездушные и бессильные вещи, которые так же легко рассекаются рукою человека, как золото и серебро. Ты, царь, гневаешься и возмущаешься, а мне смешно твое безумие. Ты гневаешься и яришься, а я мужаюсь и не обращаю внимания на твою ярость. Ты печалишься, а я радуюсь погибели твоих богов. Ты упорствуешь Господу, а я благословляю Его. Ты хулишь Бога истинного, а я восхваляю Его в песнопениях. Ты поклоняешься мертвым богам, а я поклоняюсь Богу Живому. Ты служишь скверному Серапису 1266 , а я служу пречистому и честнейшему Владыке моему Христу, восседающему на чистейших Серафимах. Ты почитаешь мерзкого Аполлона 1267 , я же чту Бога живущего во веки. Ты уголь Фракийский 1268 , я же князь римский; – ты Ликиний – веятель, я же Феодор, – дар Божий 1269 . Итак, царь, не гневайся и не ярись; поступая так, ты только проявляешь свою внутреннюю муку и уподобишься ослу или какому-либо мулу. Тогда Ликиний царь, еще более разгневавшись, велел распростереть крестообразно святого обнаженным и сильно бить сырыми воловьими жилами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   4) Св. муч. Феодор Тирон за то, что сожег идольское капище, посажен был в темницу. Но здесь явился ему Гос­подь и сказал: «дерзай, Феодор! Аз бо есмь с тобою; не приемли пищи и пития земнаго; будет, бо тебе живот иный негибнущий и вечный со Мною на небеси». (Ч.-М. 19 Февр.).    5) Св. сорок мучеников были воины и за то, что не хотели прине­сти жертвы идолам, посажены были в темницу; но здесь в полночь явил­ся им Господе и сказал: «добре есть начаток изволения вашего; но претерпевый до конца, той спасет будет». Эти мученики выведены были из тем­ницы, но не для свободы, а для испытания новых мучений; приказано было бросать в лица их каменья. Но Провидению угодно было направить удары камней так, что слуги вместо муче­ников побивали ими себя самих и даже, когда сам воевода хотел бро­сить камень на одного из них, вме­сто его ударил в лице одного вельможу, стоявшаго близ него. В силь­ной злобе и досаде тот же воевода приказал снова заключить мучеников в темницу; но здесь опять, явившись им Иисус Христос сказал: «веруяй в Мя, аще и умрет, оживет; дерзай­те и не бойтесь мук маловременных, вскоре бо прейдут; мало потерпите, законно постраждите, да венцы приимете». (Ч.-М. 9 марта).    6) Св. Савва Стратилат сперва ввержен был в котел с горячею смолою, но, будучи охраняем невиди­мою силою, остался невредим; потом посажен был в темницу, но здесь, когда он молился, в полноче явился ему Господе Иисус Христос в полном свете славы Своей и сказал: «не бойся, но дерзай». (Ч.-М. апреля 24).    7) Царь Савах приказал поса­дить св. Ирину в темницу, где она и находилась седмь дней. Здесь явился ей Господе и сказал: «не бойся, дщи! Аз бо есмь c тобою, укрепляяй тя.» (Ч.-М. мая 5).    8) Мученик Сисиний выведен был из темницы и представлен Апрониану коментарисию (смотрителю за уз­никами). Апрониан, взглянув на не­го, увидел его осененнаго пречудным, небесным светом и слышал свыше голос: «приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царство от сложения мира». Ап­рониан, исполнившись ужаса, пал к ногам Сисиния и просил крестить его, что Сисиний и исполнил. (Ч.-Мен. 7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Твоих благодеяний воспоминание, творимое днесь,/движет сердца наша со устнами к благохвалению Твоему, Владычице,/но сотвори, да и красный лик Твоих добродетелей/привлечет сердца наша к люблению и подражанию оных.  Седален, глас 3 Сии людие устнами чтут Мя,/сердце же их далече отстоит от Мене, –/рече иногда Господь Вседержитель ко иудеем, един внешний вид благочестия являющим./Но да и мы не туюжде с ними часть и осуждение восприимем, братие,/всячески блюдемся дел, подобных лицемерию./Сего ради празднующе и всечестный сей праздник,/да не явимся извне точию благоговейны,/внутрь же уду зли и нечестивии пред Испытующим сердца и утробы,/в простоте сердца поклонимся Ему, якоже Сам рече, Духом и истиною,/да тако будем подражатели Пресвятей Деве,/в Нейже не глас точию, но паче душа величаше Господа/и Дух радовашеся о Бозе, Спасе Своем. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Покрова Твоего Божественнаго, Пречистая Богородице Владычице,/да не отъимеши от рабов Твоих, молят Тя угодники Сына Твоего:/великомученик Феодор Стратилат и преподобнии чудотворцы,/страны сея Костромския и Галицкия заступницы,/ихже моление приими и помилуй нас. Песнь 4 Ирмос: Седяй в славе на Престоле Божества/во облаце легце,/прииде Иисус Пребожественный/Нетленною Дланию и спасе зовущия:/слава, Христе, силе Твоей.  Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Седяй одесную Престола величествия на высоких,/снизшел еси к дольнейшим странам земли/и, вселився во чрево смиренномудрыя Матере Девы,/явил еси мирови, яко Ты призираеши на смирение рабов Твоих/и даеши им благодать Твою,/еяже да и мы сподобимся, даруй нам быти ревнители смиренномудрыя Твоея Матере.  Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Седяй на рамех Херувим и Серафим,/благоволил еси плотию седети на объятиях Чистейшия Отроковицы,/да сим покажеши нам, яко Ты, Святе святых,/обитаеши в сердцах единых любителей чистоты и целомудрия,/егоже рачители и нас покажи молитвами рождшия Тя. 

http://foma.ru/kanon-presvjatoj-bogorodi...

- Уйди, не подсматривай! Иди, делай свои уроки, не подглядывай, что я делаю! Голосок Феди звучал все настойчивее, и мне казалось, что малыш вот-вот заплачет. А Серафим стоял у двери в столовую и то и дело заглядывал туда. - Сима, что ты донимаешь Федю, оставь его, - сказала я. - А ты знаешь, чем он играет? Он принес в столовую кубики, бумаги и щепочки. Федюшка под столом уже печурку сложил, ему только чиркнуть спичкой осталось... Я кинулась в столовую, приподняла длинную скатерть и увидела Федю со спичками в руках. Слава Богу, что Господь прислал в тот час Симу, а то бы длинные кудри моего малыша не уцелели. А в пять лет Федюшка задумал сам залить угасавшую печь. Он видел, что я всегда сначала заливаю водой шлак и золу, когда вычищаю печь. Федя набрал воды в ковш и, сунув ручонку в печь, начал заливать золу. Но каменный уголь еще на дне не погас, зашипел... Горячим паром Феде сильно обожгло кисть руки и пальчики. Он долго плакал. Ребята приносили в тарелке с улицы снег и охлаждали обожженную ручку Феди. Целую неделю потом он носил ручонку на перевязи, зажила она только тогда, когда прорвавшийся пузырь стали мазать стрептомициновой эмульсией, которую выписал нам врач. Так неудачно кончилось желание Феди помочь своей мамочке. А делать для нас что-то приятное ему часто хотелось. Раз вечером мы с отцом сидели наверху, в его кабинете, обдумывали, что приготовить на ужин. Захотелось блинов. Прошло с полчаса, мы все еще продолжали мирно беседовать. Вдруг входит Федюшка, несет нам на тарелочке стопочку чудесных блинчиков. Мы вытаращили глаза, ведь дома никого из старших не было: - Где ты взял блины? - Сам испек. Я видел, как мама месит и жарит, вот сам и испек. А малышу было всего пять лет. Однажды мы ели сладкие мясные котлеты, и все с недоумением переглядывались. - Это я фарш подсахарил, чтобы вкуснее было, - сказал Федюша. Я чувствовала его безграничную любовь, когда он бывал со мною в храме. Я стояла на клиросе, вокруг меня пел левый хор. Держать ребенка на руках было тяжело, я опиралась рукой на широкий обитый бархатом валик деревянной загородочки. Сидя на этих перилах, Федя засыпал, прижавшись ко мне. А на стене над Федей красовался во весь рост написанный его Ангел - святой великомученик Феодор Стратилат. Федюша в возрасте двух-трех лет мог спать на службе под пение хора, просыпался, целуя меня, улыбающийся, довольный.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1912...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010