В выборе призвания необходимо иметь пред глазами три существенных обстоятельства: во-первых, личные дарования молодых людей; во-вторых, желание и волю родителей, которых Сам Бог поставил Своими заместителями для детей, и, в-третьих, многоразличные внешние условия. Если указанные три линии сходятся в одной точке, то, значит, всё в добром порядке. Но как поступать в противоположном случае, когда эти линии или совсем не пересекаются в одной точке, или же расходятся в совершенно противоположных направлениях в таком, например, случае, где природные дарования и горячая симпатия юноши указывают на учёную карьеру, а родительская воля и внешние обстоятельства понуждают приняться за торговое дело? Возьмём такой случай, в котором молодой человек ни в своих дарованиях и склонностях, ни в родительской воле, ни в расположении сопутствующих обстоятельств не получает ясных указаний на избрание житейского пути. Такое неопределенное положение не может продолжаться в бесконечность, и рано ли, поздно ли, но только всяким колебаниям должен быть положен предел. Как же, спрашивается, выйти из сложившегося затруднения? Пусть этот юноша не имеет определённого призвания, однако, хотя бы в довольно общих чертах, так или иначе оно обозначается уже тем состоянием, в котором он родился, тою житейскою средой, к которой он принадлежит, теми условиями, которыми окружён он, наконец, школой, которая воспитала его. Да идёт таковой во имя Божие в указанном направлении; частности и ближайшие нужды выяснятся под воздействием окружающих обстоятельств, разумеется, под условием серьёзной вдумчивости в своё положение и деятельной веры в благой Промысел. Из житий святых известно довольное число примеров такого рода. Возьмём некоторые. Так, например, сын знаменитого черниговского боярина Феодора Бяконта, отрок Елевферий воспитывался в родительском доме. Одно необыкновенное событие предуказало его будущую судьбу. Однажды он расставлял сети для ловли птиц, на этот раз неудачной, и, утомившись, заснул. Вдруг слышит во сне слова: «Алексей, что всё трудишься? Тебе предстоит ловить человеков».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Москва. Церковь Михаила и Феодора Черниговских под Бором. Церковь Михаила князя и боярина Феодора, Черниговских чудотворцев Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Известно, что на этом месте находился деревянный храм (упоминается в 1625 г.), нынешний же построен в 1675 году как придельный к соседней церкви Иоанна Предтечи, и до 1920-х годов оставался приписным к ней. Теперь, напротив, церковь Иоанна Предтечи числится приписной к этому храму. Оба имеют статус Патриаршего подворья. Храм освящен в честь князя Михаила Черниговского и его ближнего боярина Феодора, умерщвленных в 1246 году в ставке Батыя за отказ пройти языческий обряд. В документах XVII века храм значился в честь Сретения Михаила; это дает основания предполагать, что именно тут в 1578 году были встречены мощи св. князя Михаила, перенесенные в Москву по желанию царя Иоанна IV Грозного. Позднее мощи были перенесены в Архангельский собор Московского Кремля. В 1740 году к храму был пристроен южный придел св. Екатерины, разобранный в 1830 году. К XIX веку была утрачена шатровая колокольня, а основной четверик подведен под четырехскатную крышу. Был закрыт в 1924 году и передан баптистам, позже использовался как склад. В 1977 году вместе с соседним храмом Иоанна Предтечи церковь стали реставрировать. К 1982 году были восстановлены главы, крытые зеленой глазурованной черепицей, четырехскатное покрытие четверика расшито с восстановлением ярусов кокошников. Возвращен верующим в 1991 году, освящен 3 октября 1993 года, в день памяти Михаила и Феодора Черниговских. Михаила, благоверного князя, и боярина Феодора, Черниговских чудотворцев церковь По преданию, на этом месте 14 февраля 1578 г. москвичи встретили святые мощи мучеников князя Михаила и боярина его Феодора, перенесенные из Чернигова в Москву. До конца XVII века храм именовался в честь Сретения святых мощей Черниговских чудотворцев, с престольным праздником, приходившимся на 14 февраля. Деревянный храм на этом месте известен с 1625 г. Каменный храм освятили 25 октября 1675 г. Сохранился его двусветный четверик, перекрытый сомкнутым сводом, который венчает два яруса кокошников и глухое пятиглавие. Окна обрамлены пышными наличниками, вход – торжественным порталом. Не сохранилась примыкавшая с запада к трапезной шатровая колокольня, разобранная в середине XIX века. В 1695 г. храм перестраивался на средства купчихи И.И. Малютиной. В 1740 г. был проведен ремонт храмов Черниговских чудотворцев и стоявшего рядом Усекновения главы Иоанна Предтечи, после чего в облике обоих зданий появились элементы стиля барокко. Тогда же к трапезной пристроили придел во имя великомученицы Екатерины, разобранный в 1830 г. В 1812 г. храм сильно пострадал и около двадцати лет стоял упраздненным. В начале 1830-х годов его отремонтировали, были устроены новые иконостасы в стиле ампир.

http://sobory.ru/article/?object=02171

В XVII в. поддержанию и развитию почитания Черниговских чудотворцев, отразившегося в посвящениях приделов вотчинных храмов, способствовали представители рус. аристократии - члены многочисленных княжеских родов, относящих свое происхождение к М. В. Внимание к образу князя-мученика прослеживается в ктиторской деятельности князей Воротынских, потомков черниговских Рюриковичей (возможно, одной из причин этого было участие воеводы кн. М. И. Воротынского в принесшем победу рус. войскам сражении с крымскими татарами при Молодях, после к-рого, по-видимому, мощи Черниговских святых были принесены в Москву). Уже в 20-х гг. XVII в. престолы и, соответственно, иконы Черниговских святых существовали в храмах принадлежавших Воротынским сел Мошок в Муромском (позднее Судогодском) уезде ( Добронравов. 1897) и Воротынец в Нижегородском у. ( Давыдова. 2008); по-видимому, они были основаны примерно в 10-20-х гг. XVII в. Несомненно, с вкладом Воротынских были связаны икона Черниговских святых, к 60-м гг. XVII в. находившаяся в усыпальнице этого рода - ц. во имя кн. равноап. Владимира Кириллова Белозерского мон-ря, и, возможно, икона из Успенского собора той же обители (Церкви и ризница Кирилло-Белозерского мон-ря. 1861. С. 162, 195). Вероятно, родством нек-рых княжеских родов и Романовых объясняется появление престола Черниговских чудотворцев в Покровском храме подмосковного с. Измайлова ( Холмогоров. 1887. С. 33-34). Храм и его придел (2-й придел посвящен Макарию Калязинскому) существовали уже в 1623 г. и были «строением» боярина Ивана Никитича Романова, дяди царя Михаила. По мнению А. В. Топычканова, датирующего деревянную церковь в Измайлове рубежом 10-х и 20-х гг. XVII в., освящение одного из приделов в честь Черниговских чудотворцев могло быть вызвано родственными связями И. Н. Романова: его жена происходила из рода князей Литвиновых-Мосальских, потомков черниговских Рюриковичей, а дочь была выдана замуж за кн. А. И. Воротынского ( Топычканов. 2015. С. 465-476). В каменном Покровском соборе царской усадьбы Измайлово (70-е гг. XVII в.) и в др. церквах этого села в посл. четв. XVII в. придела Михаила и Феодора уже не было, а его храмовые иконы оказались в ц. св. Иоанна Предтечи соседнего «приселка» Ивановское. Опись 1687 г. упоминает «образ князя Михаила Черниговского… образ князя Михаила Черниговского и болярина ево Феодора» (Опись дворца и хозяйственных заведений 8 марта 1687 года - Топычканов. 2004. С. 254). Эти данные свидетельствуют о совместном бытовании единоличных икон М. В. и его изображений вместе с Феодором.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

Храмы Черниговского переулка не избежали печальной участи многих храмов и монастырей после революции. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи был закрыт в 1917 году, храм Черниговских чудотворцев вскоре после него. С 1924 года в здании храма Черниговских мучеников находился молитвенный дом баптистов, в 1934-1977 годах склад. В 1969 году крупный специалист по истории московских храмов М.Л. Богоявленский так описывал состояние храма святых Михаила и Феодора Черниговских: «Церковь в настоящее время обезглавлена, штукатурка местами отвалилась, колокольня покрашена, позолоты нет. Внутри помещается " Управление продовольственными товарами. Райторготдел Советского района " ». Во второй половине 1970-х годов, когда столица СССР готовилась к приему иностранных гостей в связи с предстоящими Олимпийскими играми 1980 года, в городе проводились масштабные реставрационные работы. Отреставрировали и храмы подворья вместе с отдельно стоящей колокольней в Черниговском переулке. На храме Черниговских мучеников покрыли изумрудной черепицей главы, раскрыли завершение с кокошниками. Стены обоих храмов были оштукатурены и побелены, трапезная и колокольня  покрашены. Реставрационные работы продолжались вплоть до 1984 года. Последним владельцем храмов было Министерство промышленности стройматериалов СССР. В 1991 году храм Черниговских мучеников был возвращен Русской Православной Церкви. 3 октября 1993 года состоялось его освящение. После передачи в 2010 году Черниговского подворья Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия началась комплексная реставрация храмов и прилегающих к ним зданий. 3 октября 2017 года ректор Общецерковной аспирантуры и настоятель подворья митрополит Волоколамский Иларион совершил в храме Черниговских мучеников первую за почти сто лет Божественную литургию. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820).

http://patriarchia.ru/db/text/5160086.ht...

Погребение мучеников кн. Михаила Черниговского и боярина Феодора. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 978) Погребение мучеников кн. Михаила Черниговского и боярина Феодора. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 978) Люди из княжеской свиты перенесли останки М. В. и мч. Феодора для захоронения в Чернигов. Однако после событий осени 1246 г. из-за разногласий между Ольговичами, возможно, по вопросу об очередности наследования прав на Чернигов не сразу возникло почитание св. мучеников. В краткой редакции проложного Сказания об этих мучениках отмечено, что после гибели М. В. и Феодора их память на Руси не отмечалась на протяжении неск. лет ( Лосева. 2009. С. 296). В связи с возможностью политических конфликтов в Чернигове вряд ли может быть случайным то обстоятельство, что Борис Феодорович Половой, сын мч. Феодора, во 2-й пол. XIII в. покинул Чернигов и перешел на службу к Владимирскому, Новгородскому и Тверскому вел. кн. Ярославу (Афанасию) Ярославичу (РИИР. 1977. Вып. 2. С. 178; РГАДА. Ф. 210. Оп. 18. 43. Л. 1). Пространное поминание М. В. и Феодора в списках 2-й пол. XVII-XVIII в. т. н. Любечского помянника носит характер поздней вставки в первоначальный текст ( Зотов. 1892. С. 25). Текстуально эта вставка близка к фрагменту «Сказания о Житии Михаила Всеволодовича и его боярина св. мч. Феодора», частично - к текстам синодиков Успенского собора Московского Кремля, а также епархиальных соборных синодиков, которые бытовали в Сев.-Вост. Руси с сер. XIV в. (ДРВ. Ч. 6. С. 438, 492). Прославление М. В. связано с деятельностью его дочери ростовской кнг. Марии Михайловны и ее детей князей Бориса и св. Глеба Васильевича . В Ростове в память о М. В. был построен деревянный храм, сгоревший в кон. 80-х гг. XIII в. До 1271 г. было составлено краткое проложное Житие с рассказом о подвиге и мученической кончине М. В. и Феодора, погибших за правосл. веру после отказа участвовать в языческих обрядах в Орде. В основу ростовской версии мог быть положен устный рассказ либо кн. Бориса Васильковича, либо одного из ростовцев, находившихся осенью 1246 г. в составе свиты М. В. Этот текст ростовского происхождения был широко распространен на Руси и известен в неск. редакциях, соотношение между к-рыми до конца не исследовано. Большое число списков Жития М. В. и его боярина Феодора вошло в состав Прологов, сборников житийного и смешанного состава, четьих сборников, летописей.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

Наибольшее значение для разбора песнотворческой деятельности преподобного Феодора представляют его руководства для монахов, так называемые катехизисы Большой и Малый. В них содержатся указания для монахов, трудящихся на различных послушаниях, увещания, приуроченные к праздникам и различным периодам церковного года, прежде всего ко Святой Четыредесятнице 9 . Связь последних с трипеснцами Постной Триоди, написанными преподобным Феодором особенно очевидна. С. С. Аверинцев останавливается при характеристике “колос­сального наследия” преподобного Феодора Студита на “ямби­ческих стихотворениях, посвященных монастырской жизни”, которые отличаются “простотой и непосредственностью”. Он приводит свой перевод стихов к монастырскому повару: О чадо, как не удостоить повара Венца за прилежанье целодневное? Смиренный труд — а слава в нем небесная, Грязна рука у повара — душа чиста, Огонь ли жжет — геенны огнь не будет жечь. Спеши на кухню, бодрый и послушливый, Чуть свет огонь раздуешь, перемоешь все, Накормишь братью, а послужишь Господу. Да не забудь приправить труд молитвою, И воссияешь славою Иакова, В усердьи и смиреньи провожая жизнь 10 . О жизненной силе этих наставлений свидетельствует ученик Преподобного, Михаил, слова которого передает преосвященный Филарет Черниговский: “Сколько в том и другом катихизисе небесной, благодатной мудрости — известно каждому Я убежден для себя, что ни из какой другой книги не почерпал столько света и столько сокрушения, как из Оглашений отца нашего”. Преосвященный Филарет добавляет, что “все наставления оглашений довольно кратки но они сильны искренностию” 11 . Переходя к перечислению гимнографических трудов преподобного Феодора Студита, необходимо указать, что кроме его творений в Постной Триоди, давших Преподобному имя ее составителя, в Минее встречаются также стихиры, надписанные именем Студита . Преосвященный Филарет считает, что эти стихиры, по всей вероятности, относятся к трудам Феодора, так как он писал больше других студитских отцов. Преподобному Феодору Студиту приписывают также 75 степенных гимнов-песней на погребение Спасителя к стихам 118 псалма. В службе же печатной Постной Триоди их столько, сколько стихов псалма, то есть 176. Преосвященный Филарет Черниговский считает, что указания эти имеют основание тем более, что именно студийским монахом Феоктистом в подражание песням на погребение Спасителя написаны песни на погребение Богоматери. Преосвященный Филарет упоминает также “канон умилительный” преподобного Феодора “для пения в нощи” 12 . Но основным песнотворческим деланием преподобного Феодора Студита было составление песен на Святую Четыредесятницу, а также редактирование трудов тех отцов, которые писали свои произведения для дней Великого Поста.

http://pravmir.ru/pesnotvorchestvo-prepo...

Филарета, митрополита Киевскаго (†1857; в схиме Феодосия) Герасима, епископа Астраханскаго (†1880) Мелетия, епископа Рязанскаго (†1900) и всех прочих святителей и чудотворцев Российских, яко правила веры, образи кротости и воздержания учителие, прославльшихся Святых благоверных Российских князей и княгинь Бориса Ростовскаго и Глеба Муромскаго, страстотерпцев Российских (†1015; в крещении Романа и Давида) Ярослава Мудраго, Киевскаго (†1054; в крещении Георгия), Анны Новгородския (†1050) и сына их Владимира Новгородскаго (†1052) Святослава Киевскаго (†1076) Изяслава Киевскаго (†1078; в крещении Димитрия) Ярополка Владимиро-Волынскаго (†1086; в крещении Петра) Давида Черниговскаго (†1123) Владимира Мономаха, Киевскаго (†1125; в крещении Василия) Константина (†1129), Ирины (XII) и чад их Михаила (XII) и Феодора (XII), Муромских Мстислава Киевскаго (†1132; в крещении Феодора) Всеволода Псковскаго (†1138; в крещении Гавриила) Игоря Черниговскаго и Киевскаго, страстотерпца († 1147) Бориса Туровскаго (†ок. 1160) Изяслава Владимирскаго (†1165) Глеба Городенскаго, Киевскаго (†после 1166) Ростислава Киевскаго (†1167) Мстислава Владимирскаго (†1172) Андрея Боголюбскаго, страстотерпца (†1174) Глеба Владимирскаго (†1174; в крещении Георгия) Михаила Владимирскаго (†1176) Мстислава Храбраго, Новгородскаго (†1180; в крещении Георгия) Марии Владимирския (†1206; в иночестве Марфы) Василия Новгородскаго (†1219) Петра и Февронии Муромских (†1228; в иночестве Давида и Евфросинии) Мстислава Новгородскаго (†1228) Феодора Новгородскаго (†1233) Феодора (†1237), Евпраксии (†1237) и сына их Иоанна (†1237), Зарайских мучеников Георгия Владимирскаго, мученика (†1238) Василия Ростовскаго, мученика (†1238) Всеволода, Мстислава, Владимира, Димитрия младенца, Владимирских, мучеников (†1238) Агафии, Феодоры, Марии, Христины, Владимирских, мучениц (†1238) Ярослава (†1246; в крещении Феодора) и Феодосии († 1244; в иночестве Евфросинии) Владимирских Михаила Черниговскаго (†1245) и болярина его Феодора (†1245), мучеников и исповедников

http://pravoslavie.ru/2368.html

Радуюсь успехам нашей Общецерковной аспирантуры и надеюсь, что она будет в полной мере развивать все то, что Церковь сегодня считает важным, – для того чтобы мир уверовал, для того чтобы языком богословия Церковь научилась говорить с теми, кто, к сожалению, еще не воспринимает голос церковной проповеди, помогая им видеть в отеческом Предании, Священном Писании, святоотеческих творениях ту великую вечную мудрость, опираясь на которую, мы можем актуализировать древнее, но всегда юное Божественное откровение " . Предстоятель Русской Церкви также обратился с Первосвятительским словом ко всем участникам богослужения. В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал икону Божией Матери " Неопалимая Купина " . Во внимание к помощи в реставрации храма святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских Святейший Патриарх Кирилл наградил орденом преподобного Сергия Радонежского III степени члена Высшего совета " Единой России " О.М. Бударгина и генерального директора АО " Трест Коксохиммонтаж " С.В. Фуфаева. Во внимание к трудам на ниве духовного образования и в связи с 70-летием со дня рождения профессору кафедры богословия и литургики Общецерковной аспирантуры и докторантуры В.Н. Катасонову была была вручена Патриаршая грамота. Храм святых мучеников Михаила и Феодора возведен в память о встрече мощей Черниговских чудотворцев, их честные мощи по повелению царя Ивана IV в 1578 году были перенесены в Москву. Вместе с митрополитом Московским, боярами и простым народом государь встречал мощи на территории современного Патриаршего Черниговского подворья, у стен храма Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Место было выбрано не случайно: рядом проходила дорога из Москвы в Золотую Орду, где погибли князь Михаил и боярин Феодор (ныне улица Большая Ордынка). Мощи были положены в храме в честь Черниговских чудотворцев в Кремле, близ Тайницких ворот. В 1774 году по повелению императрицы Екатерины Великой мощи перенесли в Архангельский собор, где они пребывают и поныне. В память о встрече мощей был возведен сначала деревянный храм в честь Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к 1625 году. Храм приписали к церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. В 1675 году на средства купчихи Иулиании Ивановны Малютиной на его месте выстроили каменный пятиглавый однопрестольный храм. Этот храм дал название Черниговскому переулку, соединяющему Большую Ордынку и Пятницкую улицы, а также Патриаршему Черниговскому подворью одному из самых красивых церковно-культурных комплексов Замоскворечья.

http://religare.ru/2_115229.html

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с престольным праздником этого святого храма — днем памяти святого благоверного князя Михаила и боярина его Феодора Черниговских, а также с актовым днем нашей Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Подвиг святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских напоминает нам о том, что стояние за истину может иногда стоить человеку самой жизни, и что Господь Иисус Христос призывает нас быть в этом стоянии бескомпромиссными, помня о том, что за всякое наше слово мы дадим ответ перед престолом Небесного Царя, когда все люди и все народы предстанут на Страшный суд Божий. Церковь в течение многих веков своей истории и наше Отечество в течение более десяти веков своей истории проходили через разные обстоятельства. Иногда люди жили мирно и благоденствовали, а иногда наступали полосы гонений и бедствий. Жизнь святого благоверного князя Михаила пришлась на тот период, когда, с одной стороны, Русь раздирали княжеские междоусобицы, а с другой стороны, Русь находилась под тяжким татаро-монгольским игом, и набеги иноземцев опустошали то одну, то другую из русских земель. В этих условиях святой благоверный князь Михаил, который, как свидетельствуют летописцы, отличался благочестием, добротой, справедливостью, княжил в Чернигове, Новгороде, некоторое время в Киеве, а затем был вызван в Золотую Орду и там исповедовал истину Христову перед лицом монгольского хана. Его принуждали к отречению от веры через поклонение языческим святыням, но он наотрез отказался это делать, потому что перед глазами имел Самого Господа Бога и Сына Его Иисуса Христа. И он не побоялся смерти, и был подвергнут смертной казни на глазах у многих людей за то, что не подчинился приказу хана. Вместе с ним пострадал верный ему боярин Феодор. Память святого благоверного князя Михаила и боярина его Феодора Черниговских издревле сохраняется на Руси. В 1547 году на церковном Соборе они были причислены к лику святых. Мощи святых мучеников хранились долгое время в Чернигове, а затем по приказу царя Иоанна Грозного были перенесены в Москву. И на этом месте, где мы сейчас находимся, царь встретил мощи святых мучеников и повелел заложить храм. С тех пор здесь стоит храм в честь святых Черниговских мучеников.

http://patriarchia.ru/db/text/5507685.ht...

Феодора была зажиточная гражданка Цареграда 379 . По смерти мужа, она посвятила себя на служение ближним и молитве. Когда блаженный Василий стал жить в доме благочестивого Константина, в соседстве с домом Феодоры, Феодора, по приглашению Константина, с полным усердием прислуживала блаженному Василию, как рабу Божию. Если кто приходил видеться с затворником Василием, Феодора докладывала о том Василию, и Василий в келье Феодоры беседовал с приходившими к нему. Кто принимает во имя праведника, получит награду праведника, сказал Господь. «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назаданию», учил Апостол ( Рим.15:2 ). Феодора была притом усердная молитвенница. Это было в то время, когда в той же столице преп. Симеон Богослов ревностно одушевлял подвизающихся наставлениями о любви к Богу. Проповедуя о чистой любви к Богу, он вместе учил: «надобно поститься в три поста. В великий пост пощение усиленное, кроме великого праздника, субботы и недели, а в два другие – через день. В другие дни года следует принимать пищу один раз в день, кроме субботы, недели и праздника, при том не в сытость 380 . Это значит, что чистая любовь к Богу – не любовь мечтательная, довольная восторгами чувства и мыслями своеволия, а любовь трудолюбивая, строгая исполнительница заповедей Божиих и уставов Церкви. Так жила блаженная Феодора. Перед смертью приняла она иночество и скончалась 30 декабря 940 года. Ученик Василия, Григорий, усердно просил наставника открыть, где и как пребывает почившая Феодора? По молитвам Василия, Григорию во сне показаны были в образах состояния, которые прошла Феодора, пока достигла покоя; показано и то, что молитвы праведника служили великой помощью для Феодоры в загробной жизни её. 376 Простр. прав. вопр. 15. В другом случае св. Василий писал: «исповедание обета допускаем в возрасте полного ума. Не прилично принимать в этих вещах детские слова за верные. Та дева, которая имеет 16 или 17 лет и зрелый ум, долго была испытана и постоянно просила о принятии, должна быть включаема в число девственниц; её исповедание должно быть принимаемо за правильное, а нарушение оного должно быть строго наказываемо. Многих (девочек) приводят родители, братья, родственники, прежде возраста, не по своей воле расположенных к девству, а имеют в виду свои выгоды. Таковых не надобно легко принимать, пока не дознаем собственное расположение их». Epist. 199. Ор. s. Basilii 4, 719 ed, Migne. Св. Феодор Студит осуждал за то, что иные настоятели принимали обет девства от невозрастных и полагал 16-летний возраст таким, в который можно давать обет. «Когда они уже владеют умом, т. е. на 16 году и позже; тогда уместны для них как почести, так и наказания». За то он строг был к тем, которые, дав обет, выходили в мир. «С того времени если захотят возвратиться к мирской жизни: то не отворять им ворот, если опять явятся, хотя бы это было в скором времени». Epist. 165, lib. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010