Конец 838 Spalding, The religions Mission of the Irish people, pp. 58, 59, 60, 61, – извлечения. New-York, 1880. 840 Catholic World, Vol. XXIII, p. 592, ст. The next Phase of Catholicity in the United States. Август, 1876. 841 Murray, History of the Catholic Church in the U. S. pp. 537, 588. «He будет дерзостью провидения предсказать, говорит католический публицист, что прогресс церкви в этой стране в будущем должен быть быстрее чем прежде, и что быть может не далек век, когда этот обширный «континент Марии» будет одним сердцем и под одним именем повиноваться священной невесте сына Марии». Catholic World. Vol. IV, p. 460, ст. The Philosophy of Conversion. 842 Когда с 40-х и 50-х годов Римский католицизм особенно быстро стал расти и развиваться, то протестантизм пришел в ужас и начал ожесточенную полемику против него в литературе и особенно с проповеднической кафедры. Вся проповедническая литература того периода и даже до последнего времени носит крайний антикатолический характер и проповедники изощряются в подыскании наивозможно унизительных для римско-католической церкви названий, в роде «человека греха», «синагоги сатаны» и т. п. См. Mattison, Romanism, p. 4, 5. Barnum, Romanism, p. 700. 846 Таблица составлена на основании следующих источников: Murray, History, статист. таблицы на стр. 316, 384 и 416. Hecker, Catholic Church, стат. таблица на стр. 18. Sadlier, Catholic Directory за 1881 г. ст. таблица на стр. 25. Catholic World, Vol. XXII, стр. 709, 710 и др. 847 Известное сочинение Дрэпера «The Conflicts of Science and Religion» есть не что иное, как памфлет, направленный против Римского католицизма. 848 До какой степени Римский католицизм нетерпим к национальной тенденции в церкви, видно из того факта, что курия усмотрела схизматическую тенденцию даже в одном названии «национальный», которое предполагалось дать второму Балтиморскому собору. Catholic World, Vol. VII, р, 619. 849 Католические публицисты сознают противоречие римско-католической системы с основными началами общественно-политической жизни американского народа и все вытекающие отсюда невыгоды для церкви, и потому с особенною настойчивостью стараются сгладить это противоречие, доказывая даже, что римско-католическая система, как во всей церковной организации, так и в строе монашеских орденов, есть образец республиканизма и демократического самоуправления. Но такие усилия еще яснее обнаруживают действительный характер системы. См. Hecker, The Catholic Church, pp. 8–18. Catholic World Vol. XXIII ст. Church and Liberty. Murray History, Ch. III; Catholic World, Vol. IV, ст. The Church and Monarchy и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

1834 Воспоминания. Москва 40-х годов («Грановский имел на меня влияние большее, чем кто бы то ни было»), стр. 9. 1843 Н.В. Тихомиров. Несколько критических замечаний на книгу Чичерина. Богосл. вестник, 1894. Август м., стр. 310, 311. 1852 Наука и религия, стр. 52. Ср. «Положительная философия и единство науки». «В органическом развитии, – говорит Чичерин, – открывается закон, давно открытый метафизикой – развитие есть выделение противоположности из первоначального единства и затем обратно – сведениек новому единству» (стр. 155). 1859 Эти размышления Чичерина почти совпадают с тем, что позже развивал кн. Е. Трубецкойв своей замечательной книге «О смысле жизни», а также в книге «Метафизические предположения знания». См. ниже ч. IV, гл. III. 1862 Ibid., стр. 62. См. также книгу Чичерина «История политических учений», где в IV томе дана более подробная критика Гегеля; см. также его «Основания логики и метафизики». 1873 См.статью Чичерина «Пространство и время». Вопросы философии и психологии. 1895 г. 26), стр. 48. 1881 Скудные биографические сведения о Н. Г. Дебольском можно, напр., найти в некрологе, написанном близко его знавшим Э. Радловым (Мысль 1 – 1922 г., стр. 148–149), а также у Чижевского (Гегель в России – в главе, посвященной Дебольскому). Сочинения Дебольского никогда не были изданы вместе. Отметим главные его работы: 1) О диалектическом методе (1872), 2) Философия будущего (1880), 3) О высшем благе (1886), 4) Философия феноменального формализма (1892, 1895) и ряд мелких статей. О Дебольском см. главу в книге Чижевского (стр. 300–305) и большую статью проф. Н.Н. Ланге (племянника Дебольского) в журн. М. нар. просв. 1900 4; см. также в книге Jakovenko, S. 306. 1898 Биография П.А. Бакунина изложена в книге Чижевского (Гегель в России), гл. VII. См. книги Корнилова, посвященные М. Бакунину, статью П.М. Бицилли в «Пути» (1932 г.). Несколько страниц посвящено П.А. Бакунину в книге В.А. Оболенского «Очерки минувшего» (1931). 1899 К анализу построений П. Бакунина, кроме уже упомянутой работы Чижевского, см. соответствующие страницы у Яковенко (Op. cit., стр. 285–289), где дан очень удачный очерк взглядов П. Бакунина. К сожалению, важнейшей книги П. Бакунина «Основы веры и знания» я не мог достать; для этой книги пользуюсь выписками, оставшимися у меня от России. Остальные материалы были мне доступны, поэтому точные цитаты относятся только к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Протоиерей Дмитрий Иванович Кастальский, сын диакона Введенской в городе Дмитрове, Московск. губ., церкви, родился в 1820 году; учился в Дмитровском училище и Вифанской духовной семинарии, из которой по окончании курса в 1840 г. был послан в Московскую Духовную Академию на казенный счет; в Академии окончил курс магистром в 1844 году и до 1848 г. состоял бакалавром по кафедре патристики в Казанской Духовной Академии; по собственному желанию в 1848 г. перешел в Московскую духовную семинарию профессором логики, психологии и патристики; в 1852 году принял сан священства и в следующем году, оставив службу при семинарии, занял место священника при церкви технического училища и должность законоучителя в этом училище и в Межевом институте; в 1877 г. сделан был протоиереем Московского Казанского собора; скончался в 1891 году. За свои высокие нравственные качества прот. Д. И. Кастальский пользовался общей любовью и великим уважением как со стороны своих сослуживцев и учеников, так и вообще со стороны всех его знавших. Из печатных литературных его трудов известны: «Действие веры Христовой на гражданские общества» («Душеп. Чтен.», 1862, июль); «О домашнем употреблении слова Божия у христиан первых веков» («Душ. Чт.», 1876, июль и август); «О Богослужении» М. 1874; 2-е изд. М. 1880. В 1849–1850 гг. он состоял сотрудником «Москвитянина», помещая в этом журнале рецензии о духовных книгах. Во время своего семинарского преподавательства Д. И. составлял курс психологии, но, к сожалению, своего труда не окончил. Кроме того, он оставил после себя обширные, в девяти томах, «Семейные записки», нигде еще не напечатанные и хранящиеся у его сыновей. «Записки» эти богато иллюстрированы рисунками большей частью самого почтенного о. протоиерея, который любил и умел хорошо рисовать, а также печатными картинками и портретами. По своему содержанию «Записки» представляют во многих своих частях ценный и интересный исторический материал, почему очень было бы желательно видеть их в печати. Приводимый здесь отрывок заимствован из второго тома «Записок» и печатается с разрешения сына покойного протоиерея Кастальского, Всеволода Дмитриевича Кастальского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

199 Заимствовано у Harnack " a, Lehrbuch der Dogmengeschichte, B. II, S. 77, Ап. 1, Freiburg und Leipzig, 1894. 200 Подробнее о ϑεωα, в связи с λληγοα, трактуется в специальной статье проф. Кина: «Ueber ϑεωα und λληγοα nach den verlorenen hermeneutischen Schriften der Antiochener (Theologische Quartalschrift, 63, 1880, H. 4, S. 531 ff) 202 См. Cavallera, op. cit., fg. 1(p. 58–9); 2 (p. 62); 3 (p. XIII-XIV); 3 3 (p. 64); 10–13 (p. 69–71); 15–17 (p. 72–74). Здесь и в дальнейшем, за отсутствием полного собрания, опубликованные Eustathiana цитуем по 3-м изданиям: Cavallera (Homil. christ. и fg. fg.) и Jahn«a, Text. u. Unters., 1886, B. II, H. 4 (De engastrimytho), как новейшим и лучшим, и Mign»я PSG. (t. 18, fg fg), как общепринятому. Ссылки на все остальные их издания, в подавляющем большинстве редкие и с отсутствием критического аппарата, можно найти у Cavallera, а потому мы их не перечисляем. На русском языке имеются Евстафиева христологическая гомилия (Hom. christ.) под полным ее заглавием «Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестер его» (Бог. Вестн., 1908, июль-август), Allocutio (у Барсова, op. cit.), некоторые фрагменты у Филарета (op. cit.), а также в переводах творений Златоуста (op. cit.), Феодорита (Церковная история; Эраннст, Христ. Чт., 1846, ч.1), Иеронима (ad Evand presb) и Деяний вселенских соборов (Казань. 1875, m.VII, стр. 484). 203 Ibidem, fg 1 (p. 58–9); 2 (p. 62); 3 (p. XIII-XIV); (p. 64); 10 (p.69); 14 (p. 71–72); 17 (p. 73–4); Hom. christ. c. XXVIII (p. 50). 206 Под ними мы разумеем: 1, то, что между сохранившимися Eustathiana " ми только «Диагностик» является в полном смысле экзегетическим произведением и 2) то, что полемический, в отношении к александрийцу, характер произведения создает такое положение вещей, в силу которого в «Диагностике» резче, чем где либо, обнаруживаются черты, свойственные антиохийской школе. 208 Ориген , пишет св. Евстафий, «когда беседовал о многострадальном Иове, вместо того, чтобы выразить удивление (его) терпению, восхвалить страдания, прославить подвиг, воздать хвалу вере, представить (в лице Иова) пример твердости духа, побудить чрез то новоначальных (νεολτους) к добродетели, благодушием и устойчивостью настроения (того) вооружить подвижников (на то, чтобы) стойко переносить страдания за благочестие, оставивши того (Иова), легкомысленно обратившись к именам (его) дочерей, по старушечьи проводил время...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kudrya...

600–610; аббата Lecanu, Les Sibylles et les livres sibyllins, in-8°, Paris, 1857; J. Moehler, La Patrologie, франц. перев. Cohen’a, t. II, p. 572; Dechent, Charakter und Geschichte der altchristlichen Sibyllenschriften, в журнале Zeitschrift für Kirchengeschichte, т. II, август, 1878, стр. 481–509; E. Maas, De Sibyllarum indicibus, in-8°, Берлин, 1879; Bouche-Leclerq, Histoire de la divination dans l‘anmiquime, 2 in-8°, Paris, 1879–1880, t. II, p. 133–214; K. Schultess, Die sibyllinischen Bücher in Rom, in-8°, Гамбург, 1895; E. Sackur, Sibyllinische Texte und Forschungen, in-8°, Галле, 1898. [В русской литературе есть лишь несколько журнальных статей о сивиллах: статья анонимная „О книгах Сивилл“, Труд. Киевск. Акад., за 1867; проф. Н. И. Глориантова , „Происхождение мира и человека и последующая судьба их, по изображению древних римских поэтов: Сивиллины книги“, Христ. Чт., 1877, ч. I; A. Волнина, „Иудейские и христианские идеи в книгах Сивилл“, в журнале „Вера и Разум“, 1899, 2, стр. 41–50, 3, стр. 79–100, 5, стр. 119–134; 8, Стр. 199–213. Пр.пер.] 212 A.Hilgenfeld, Novum Testamentum extra canonem receptum, 2-е изд., 4 фасц. in-8°, Лейпциг, 1876–1884. 214 Wallon, De la croyance due a l’Evangile, part. II. ch. II, § IV, 2 ed., 1866, p. 313. См. примеры этих чудес, ibid., p. 313–323. – Об апокрифах Нового Завета см. Valroger, Introduction аих livres du Nouveau Testament, 1861, t. I, p. 56 и сл. 215 Св. Иринея, I, 20, 1, t. VII, col. 653; Евсевия, H. E., III, 25, t. XX, col. 269; св. Епифания, Haer., XLIII, 1; LX1, 1, LXIII, 2, t. XLI, col. 852, 1040, 1064; св. Филастра, Haer., 88, t. XII, col. 1199–1200; бл. Августина, De actis cum Fel. Man., II, 6 и Contra adversarium Legis, II, 20, 39, t. XLII, col. 539, 626; Фотия, Codex, 114–189, t. CIII, col 309, 524. 216 Декрет папы Геласия, Mansi, Сопс., t. VIII, col. 165–172; Migne, Patr, lat., t. LIX. col. 162–163. Многие критики оспаривают, что Геласий был автором этого декрета. Cm. L. Bertrand, Vie, ecrits et correspondance de L.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

2065 Фрагменты из шести писем изданы нами в статье: Новое о раннем этапе научной деятельности А. Н. Грабара (1919–1924 гг.)//Древнерусское искусство: Византия. Древняя Русь. К 100-летию Анд­рея Николаевича Грабара (1896–1990). СПб., 1999. С. 82–95. 2066 См. письмо Η. Π. Кондакова П. С. Уваровой от 9 февраля 1899 г.: Письма Η. П. Кондакова и П. С. Уваровой 1880–1923 годов/Публ. И. Л. Кызласовой//СИ. М., 1997. Т. 10 (1). С. 529. 2067 Millet G. Recherches sur l’iconographie de l’Evangile aux XIV, XV et siècles, d’après les monuments de Mistra, de la Macèdoine et du Mont Athos. Paris, 1916. См. также: Кызласова И. Л. История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси (1920–1930-е годы). С. 81. 2070 М. И. Ростовцев (1870–1952), историк античности, археолог, один из учеников Η. П. Кондако­ва. Уехал из России в 1918 г. 2071 Из письма М. И. Ростовцева Η. П. Кондакову от 11 июня 1920 г. (см.: Письма М. И. и С. М. Рос­товцевых Н. П. и С. Н. Кондаковым /Публ. Г. М. Бонгард-Левина, В. Ю. Зуева, И. Л. Кызласовой, И. В­. Тункиной//Скифский роман/Под ред. Г. М. Бонгард-Левина. М., 1997. С. 437). М. И. Ростовцев хотел издать некролог Я. И. Смирнова. 2075 В. И. Вернадский (1863–1945), основатель геохимии, биогеохимии, радиогеологии, академик Петербургской АН с 1912 г. В 1920-е гг. несколько раз бывал в Чехии. 2076 Рейнак (S. Reinach, 1858–1932), французский археолог, историк религии и искусства, член Académie des Inscriptions et des Belles-Lettres, иностранный член-сотрудник РАО (1907), директор му­зея античных древностей ( 1902). 2077 Вернадский В. И. Дневники: Март 1921 – август 1925/Ред. В. П. Волков. М., 1998. С. 64. Из того же источника известно, что американский историк Ф. Голдер также пытался помочь с изданием «Русской иконы». 2078 Millet G. 1) L’Ancien art serbe: Les églises. Paris, 1919; 2) Recherches sur l’Iconographie... 2079 Kondakov N. Un détail des harnachements byzantins//Mélanges offerts à M. Gustave Schlumberger à l’occasion du quatrevingtième anniversaire de sa naissance. Paris, 1924. P. 399–407.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2182 Hom. XVII, 2 „Святые здесь ещё приобретали небесное сокровище, т.-е. духовную силу, которая в душах их была залогом царствия“. V, 6 (Mig.) 15 (рус. п.) ср. 16. 19. (рус. π.) XI, 1: XVI, 13. XVIII, 1 „Спасителю угодно, чтобы мы находясь ещё во плоти сподобились Его бесстрастия и исполнились святыни“. Epist. Mign. col. 417, рус. п. 426–427. 2195 За то, что говорилось тем или другим членом конгресса – Конгресс не принимал ответственности. Как увидим, однако, руководители его не отказались от права делать оговорки к произнесённым речам. 2196 В приглашениях на конгресс сказано было, что хотя на нём не будет делаемо каких-либо постановлений (Beschluesse), но что члены конгресса будут иметь случай к „обмену мыслей“. Я этим воспользовался в широком размере. 2198 Это впрочем не первый пример: один англичанин – англиканский священник – не только сделался ст. католиком, но даже получил приход (он владеет немецким языком). 2202 Во время богослужений исполнялась прекрасная музыка древних классических мастеров (Орландо Лассо, Гасслера, XVI стол.) и даже старейшие, грегорианские напевы XIII или XII столетий. Об этих же грегорианских напевах хлопочет папа Пий X, объявивший их обязательными для всех церквей. Впрочем, он поклонник и Палестрины. 2203 В программе речей не значилось ни одной – посвящённой вопросу о воссоединении, но это объясняется тем недоразумением, о котором я упомянул выше (стр. 575). Ст. Католики имели основание предполагать, что русская Иерархия не считает желательным продолжение переговоров. 2205 В статье моей Богослов. Вестник (июль–август) вкрались след. ошибки: стран. 485, 13 строка (снизу) сказано: Они должны были заявить. Следует: должны заявить. Стран. 490, 8 строка (сверху) сказано: доказывать эту действительность. След.: доказывать действительность. Стран. 491, строка (сверху) 7 сказано: dirimentem. Следует: dirimens. 2206 В окружном послании Вост. Патр. 1723 г. выражения, коими стараются объяснить пресуществление, гораздо материалистичнее нежели пояснения Собора тридентинского.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

58 58 A Popular Commentary on the New Testament. Edited by Philip Sehaff. 1880. Vol. II, p. 303. Blackley and J. Hawes. The Critical English Testament. 2 ed, 1889. Uol. II, p. 47. David Brown, vol. V I, p. 32 и др. 60 60 Римские императоры назывались Κριοι τζ οχουμνηζ: Meyer Comment. on the N. Testam. Mark, Luke, vol. 1, p. 316; Franz, Corp, Inser. III. p- 205. 72 «Помпей, взяв Иерусалим, сделал иудеев данниками»: Chron. Euseb. ad Qlymp., стр. 179; los. Antig. XIV. 4.5, 79 Ирод построил Августу храм из белого мрамора в Панее, будущей Кесарии Филипповой, потом в Самарии, воздвиг в Кесарии над храмом колоссальную статую Августа, которого он обоготворил под именем Юпитера Олимпийского. Гейки, стр, 7 и 58. 82 Безрассудная расточительность Клеопатры доходила до того, что за обедами она пила вино из расколотых жемчужин, так что цена обедов доходила до миллиона сестерций, что на наши деньги равняется 80,000 руб. Гейки, стр. 42. 86 Макробий передает, что Август, давая разрешение Ироду убить Антипатра, с едкой иронией заметил: лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном. Macrob. Saturn., И, 4. 91 Πσα οχουμνη – весь населенный мир, т. е. Римская Империя, orbis terrarium. К Палестине это слово никогда не прилагалось, так как на языке евреев «святая земля», разумеется. Иудейская всегда противополагалась всем остальным странам языческим. 92 В надписях и обращениях Римские императоры именовались «владыками вселенной» – χριοι τς οχουμνη. 93 Римский император – всесильный ,,бог» земной. Культ императора выше всех древних языческих культов. Воля императора – воля богов, и нарушитель этой воли не только политический преступник, но и богоотступник. 95 Все эти грамматические и филологические тонкости указаны у Plummaer " a, The International, Critical Commentary on the st. Luke, 4 edit. 1901. p, 50 96 Alfor, «The Greek Testam.» 1898. Uol. I, p. 455. Weseler, в англ. пер. стр, 129–135; A. W. Zumpt. Ellicott, The Life of our Lord, p. 58 и 59 и прим. к 58 стр. Caspari, p. 35. Проф. Глубоковский, стр. 46–55.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/p...

В 1880 г. на страницах епархиального издания был обнародован проект устава эмеритальной кассы духовенства Черниговской епархии. В его положениях отмечалось, что пенсионное обеспечение должно охватывать не только духовенство, но и членов их семей, лишенных средств содержания: «Эмеритальная касса имеет целью выдавать пенсии духовенству и сиротствующим детям духовного происхождения, независимо от пенсий и единовременных пособий, выдаваемых из сумм Святейшего Синода и епархиальных попечительства, или второго какого-либо ведомства. Вкладчиками эмеритальной кассы могут быть… настоятель церкви и их помощники, диаконы, псаломщики и исправляющие должность. К имеющим право на пенсию относятся: а) вкладчики, состоящие на службе, выслужившие пенсию в 30 лет; б) уволенные за штат и в) семейства умерших вкладчиков (в зависимости от определенных обстоятельств)». Если у священнослужителя не было родственников, то деньги оставались в кассе. Выплата неполных пенсий представителям духовенства могла начинаться уже после 10 лет выслуги и уплаты взносов. Лица, перешедшие в монашество, пенсий не получали, но такие денежные выплаты могли получать их дети. Взносы должны были уплачиваться в январе и июле. Выплату пенсий планировалось осуществлять через 10 лет после начала деятельности епархиального пенсионного фонда, также 2 раза в год: в мае и ноябре. В феврале 1881 г. епархиальный журнал напечатал изменения к отдельным положениям устава эмеритальной кассы. В частности, существенно уменьшался срок выплаты полной пенсии – с 30 лет, в течение которых уплачивались взносы, до 25 С марта 1881 г. журнал начал периодически печатать списки вкладчиков эмеритальной Эти данные позволяют выяснить, в каких уездах губернии новация проходила с относительным успехом и места, где духовенство не торопилось вступать в новообразованную финансовую структуру. Так, в ноябре 1881 г. комитет пенсионного фонда констатировал, что вкладчиков кассы не так много, а именно 221 священнослужитель, которые вместе внесли 4373 рубля. Меньше всего их было в Борзенском уезде – 9 человек, Городницком – 7 человек, Мглинском – 3 человека, Суражском – ни одного. На август 1884 г. фонд имел 522 тогда как в штате епархии числилось более 2 тыс. церковнослужителей. Основная причина, по которой служители культа не очень активно вступали в местный пенсионный фонд, состояла в том, что как и любая реформа, появление эмеритальной кассы вызывало недоверие у представителей Церкви. Тем более что это было связано с денежными издержками, возврат которых многим казался сомнительным и бесперспективным.

http://sedmitza.ru/lib/text/5742156/

177 Спенсер Герберт (1820–1903) – английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Философию понимал как максимально обобщенное знание законов явлений, считая, что она отличается от частных наук только количественно, степенью обобщенности знания. 178 Карпентер Эдуард (1844–1929) – английский писатель, философ. На русском языке была издана статья «Современная наука» с предисловием Л. Н. Толстого (1896). 179 Песталоцци Иоганн Генрих (1746–1827) – швейцарский педагог, основатель нескольких школ. По Песталоцци, воспитание должно быть наглядным и начинаться с младенческих лет. Наглядность должна достигаться участием всех внешних органов чувств в приобретении и усвоении знаний. Свои педагогические взгляды Песталоцци последовательно изложил в книгах «Лингард и Гертруда, книга для народа» (1781), «Как Гертруда учит своих детей» (1801). 180 Фребель Фридрих Вильгельм Август (1782–1852) – немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, последователь Песталоцци. Возглавлял сиротский приют в Бургдорфе, основанный Песталоцци. Педагогические взгляды Фребеля были построены на убеждении в том, что возможности человека развиваются в процессе его деятельности и в соответствии с этим педагогический процесс должен быть основан на «действии, работе и мышлении». Задача воспитания состоит в том, чтобы развить единство, вложенное в человеческую душу, и превратить его в возможно совершенное разнообразие. То, что мы хотим развить в ребенке, должно уже лежать в его натуре; для создания совершенного единства нужно, чтобы все свойственные человеку разнообразия развивались одновременно и в одинаковой степени, оставаясь в гармоничном отношении друг к другу. Эти идеи изложены в основной книге Фребеля «О воспитании человека» (1826; см. изд.: Фребель Ф. Воспитание человека//Педагог, соч. М.: Книгоизд-во К. И. Тихомирова, 1913). 181 Шмидт Карл (1819–1864) – известный германский педагог, получивший наименование «педагога-антрополога XIX века». Некоторое время был священником, но в 1850 г. сложил с себя духовное звание и сделался учителем. Главное произведение – «История педагогики, изложенная во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурной жизнью народов» (рус. пер.: М., 1880. В 4 т.). Основная мысль Шмидта сводится к тому, что педагогика должна быть, в сущности, только «прикладной антропологией». Фундаментом будущей педагогики, по его мнению, должна сделаться френология (учение о связи психических особенностей человека или животного с наружной формой черепа).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010