Филарет, митрополит Киевский, скончавшийся 21-го Декабря 1857-го года и погребенный в Печерской Лавре, в надпещерной Антониевых пещер церкви. Филарет, митрополит Московский, скончавшийся 19-го Ноябри 1867-го года и погребенный в Троицкой Сергиевой Лавре. Филипп Рабангский, основатель упраздненного Спасопреображенского Рабангского монастыря, который находился в Вологодском уезде Вологодской губернии, в 82-х верстах к северо-востоку от Вологды, скончавшийся 15-го Ноября 1457-го года. В первом издании книги мы поставили его в числе святых. Но о. Верюжский, которого мы тогда не имели в руках, своим молчанием о каком бы то ни было праздновании его памяти, – стр. 218, ясно дает знать, что он не есть канонизованный святой. Филипп Янковский (Устюжский), основавший в 1654 году Филипповскую Знаменскую Янковскуюмногих ошибочно: Янковскую) пустыню, которая находится близь города Устюга Вологодской губернии (Ист. Иер, VI, 593; у Верюжск. стр. 690). Филофей в схиме Феодор, митрополит Тобольский, скончавшийся в Троицком Тюменском монастыре 31-го Мая 1727-го года (Преосв. Димитрия Месяцеслов, 31 Мая, 1-го изд. bыn. III, стр. 408). Харитон Кудинский (Торопецкий), основатель упраздненного Кудина монастыря, который находился близ города Тороица Псковской губернии, неизвестно когда живший (Ист. Uep. IV, 878  fin.). Христофор Сольвычегодский или Коряжемский, основатель упраздненной Христофоровой Богородицкой пустыни, которая находилась в Сольвычегодском уезде Вологодской губернии на речке Коряжемке, скончавшийся между 1572–1582 годами (Ист. Uep. VI, 606 ; у Верюжск. стр. 491). Юрий Святославич 603 , князь Смоленский, и Пимен, архиепископ Новгородский. В церкви бывшего Веневского Николаевского монастыря, с 1782-го года приходской, находящейся недалеко от большой дороги ив Тулы в Венев, на 15-ой версте от второго, погребены: князь Смоленский Юрий Святославич, который, после убийства в Торжке князя Вяземского Симеона и его супруги Иулиании (см. выше сл. Иулиания), бежал в степь и нашел себе прибежище и могилу в помянутом пустынном монастыре, умерши в нем 14-го Сентября 1407-го года, и архиепископ Новгородский Пимин, который был сослан в монастырь Грозным и который скончался в нем 25-го Сентября 1571-го года. По уверению одного, известного нам, свидетеля, «память этих двух мужей очень чтится народом и на гробницах их (находящихся в церкви) служат очень много панихид», см. статью Харичкова: «Венев монастырь», напечатанную в Историческом Вестнике Суворина, 1895-го года, Май, стр. 549. В надшей, читаемой на гробнице князя Юрия и не особенно давно сделанной, совсем умалчивается об его злодеянии и говорится об его удалении из Торжка, что «преблагий Бог вложил в душу сего праведного оставить тщету века сего и искать место для спасения души его» (Надпись вполне приводится у Харичкова).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Не нужно думать, что во времена Варсонофия Великого пустыня была местом безопасным от еретиков. Из " Руководства " святых Варсонофия и Иоанна и других памятников этой эпохи хорошо известно, что в VI в. пустыню населяли не только православные иноки, но и оригенисты, несториане и монофизиты. Отцы советовали неопытным уклоняться от споров с еретиками, чтобы избежать смущения и омрачения Современная ситуация в Православии такова, что большинство верующих не знают тонкостей богословия и не интересуются ими. Они веруют в истины, заключенные в Никео-Константинопольском Символе веры, и спасаются путем послушания Церкви, через жизнь в Православии. Пастырь, видимо, сделал бы ошибку, если бы без серьезных на то причин начал проповедовать о сложнейших перипетиях догматической полемики прошлого или взялся бы разъяснять, скажем, образ соединения двух природ во Христе. Еще святой Григорий Богослов говорил, что не каждый, не со всеми и не во всякое время может рассуждать о догматах. В этом деле необходимы рассудительность и Но в целом невысокий богословский уровень при-хожан не может считаться достаточным для пастыря Церкви. Он должен быть во всеоружии веры. " Вникай в себя и в учение, занимайся этим постоянно, ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя " , - пишет Апостол Тимофею (1 Тим. 4, 16). На духовенстве лежит особая ответственность за точное знание православного вероучения. Пастырь будет не на высоте своего призвания и может оттолкнуть от себя мыслящих людей, если окажется " безгласным " перед поставленным догматическим вопросом. В соответствии с духовным и интеллектуальным уровнем пасомых, ему надлежит в проповеди и в частной беседе с верующими сочетать " мягкую пищу " нравственного учения с более " твердой " - богословием. Каждый верующий, безусловно, должен знать в общих чертах основные положения православного вероучения. Митрополит Московский Филарет говорит, что " никому не позволено в христианстве быть вовсе не ученым и оставаться невеждой. Сам Господь не нарек ли Себя Учителем и Своих последователей учениками. Неужели это праздные имена, ничего не значащие? И зачем послал Господь в мир Апостолов? - Прежде всего учить все народы: шедше, научите вся языки... (Мф. 28, 19) Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, - не для тебя посланы Апостолы, - ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет " Конечно, цель христианской жизни состоит не в накоплении каких-либо богословских знаний, а в стяжании благодати Святого Духа, однако несомненно, что эта цель без знания основополагающих истин христианской веры недостижима. Признавая ошибоч-ность чисто рассудочного подхода к тайнам веры, Церковь в то же время всегда призывала к тому, чтобы человек учился небесной Премудрости, возрастал в разумении духовном (Кол. 1,9). Она призывает к тому, чтобы вера христиан была не слепой, а сознательной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/7/fb...

750 Симон (епископ Владимирский). Повесть об основании Печерской обители. Он говорит при том: «В житии св. Антония пространнее обрящеши». 751 Собр. л. 3, 2. «В л. 6581 (1073) заложена бысть церковь Печерская Феодосием игуменом». Краткая Киев. л.: «преставися Антоний, игумен Печерский, благословив и знаменовав место церкви Св. Богородицы» (Супрасл. л. 139). Но здесь ошибоч но относится к 1074 г. кончина Антония и Феодосия. В Густин. л. и в 3-ей Новгор. (Собр. л. 2, 274. 3, 208) год кончины Антониевой отнесен к году основания храма, но ошибочно выставлен 1071 г. Днем кончины прп. Антония по древним святцам по­ставлено 7 мая ( Макарий (Булгаков) , митр. История Русской церкви. Т. 1). В минее Макария под 7 число мая «слово о св. Антонии Печерстем». Служба ему на 7 мая (у Царского 563). В святцах старинных (Синодальн. Апостола XVI в. по опис. Синод. р. 1, 339 и устава XII в. у Толстого, I, 100) память о прп. Антонии также под 7 мая; а под 10 июля в уставе замечено: «соборная церкви св. Антонию не празднуют». Последняя заметка дает видеть, что в то время лавра уже праздновала прп. Антонию 7 мая. О древнем праздновании св. Антонию, кроме Симона и Поликарпа, неизвестный в сборнике XV в. (Востоков А. Описание рукописей Румянцевского музеума. 406). 754 Никодим (Святогорец). Новый Мартиролог; Сергий (Веснин), иеросхимонах. Путеводитель по святой горе Афонской и указатель ее святынь и прочих достопамят­ностей. СПб., 1854. Память прп. Пахомия празднуется мая 20-го; но день Вознесения Господня в 1730 г. был мая 7-го дня. 755 Димитрий, архимандрит. Месяцеслов святых, всею русскою церковию или местно чтимых: В 4 вып. 1878–1883. Под 7 мая. 757 St. Basile. Epistolae 204 ad Neocaesar/ed. Migne. V. 4, 751 (рус. пер.: Творения святителя Василия: В 7 ч. М., 1845–1848. Т. 7). В другом письме, против евстафиан, говорит он: «То понятие о Боге, которое приобрел я с детства от блаженной матери моей и бабки Макрины, и возрастало во мне» (там же). Римская Церковь славит память старшей Макрины января 14. В месяцесловах Греческой Церкви по какой-то стран­ности не видно имени ее в числе святых, тогда как и Григорий Нисский в описании жизни младшей Макрины говорит о ее исповеднических подвигах.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

до никоновских церковных книг, чинов и обрядов, но за то именно, как прямо говорят соборные деяния, что приверженцы старины всем и всюду публично проповедовали и писали: «яко нынешняя церковь несть церковь, тайны божественныя не тайны, крещение не крещение, архиереи не архиереи, писания лестна, учение неправедное и вся скверна и неблагочестна». Собор призывая главнейших борцов за церковную старину, перечислял каждому его заблуждения, за которые он и подвергнут соборному суду. Но при этом собор ни одному из них ни разу не поставил в вину того обстоятельства, что они держатся старых книг, чинов и обрядов, как по существу неправых, или еретических и потому чуждых православной церкви. Относительно, например, протопопа Аввакума собор указывает следующие его вины, за которые он предан соборному суду: «писа бо хулы на святаго символа исправление, на триех первых перстов в креста воображении сложение, на исправление книжное и исправители, на согласие пения церковнаго; оклевета же и священники московския, аки неверующия во Христа вочеловечьшася, и не исповедающия Его воскресения, еще же аки именующих несовершенна быти Царя со Отцем на небеси Христа Господа, и Духа Святаго не истиннаго исповедающих, и иныя многия сим подобныя иже и клеветы не убояся Бога написати, к нимже приложи, яко епилог, матересловие, возбраняя православным христианом от священников, новоисправленных книг во священнодействии употребляющих, божественных тайн комкания сподоблятися. О сих всех от священнаго собора стязан бяше и не покорися, клеветник и мятежник, паче же злобу злобе прилагая, укори в лице весь священный собор, вся неправославным нарицая». За подобные же вины собор судил и всех других защитников старины, причем настоятельно требовал от них только одного, чтобы они не хулили новоисправленных книг и их приверженцев, не произносили бы хулы на всю русскую церковь за то что она будто бы, ради признания новоисправленных книг, потеряла православие и сделалась еретическою. При этом собор терпеливо старался разъяснить каждому подсудимому законность и правильность Никоновской реформы и вместе полную ошибоч-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Новейшая наука доказала, что Навуходоносор был самым великим монархом, какой когда-либо был в Вавилоне, или, может быть, даже вообще на Востоке. Он должен был иметь под рукой огромную массу работников. Девять десятых самого Вавилона и девятнадцать двадцатых всех других развалин, покрывающих вавилонскую землю в громадном изобилии, состоят из кирпичей, помеченных его именем. Он выстроил или восстановил почти каждый город и каждый храм во всей стране. Надписи подробно и пространно пересчитывают все многочисленные работы, произведенные им в Вавилоне и вокруг города, и каждую минуту напоминают его хвастовство: „Не здесь ли великий Вавилон, выстроенный мной»? Его богатства и пышность его двора, кажется, не уступали ни в чем количеству и размерам его построек. Что характеризует его архитектуру, – это изобилие золота и серебра. Его дворец, который называли „чудом человеческого рода», состоял из „многих комнат и из высоких башен»; „его колонны и двери были обложены медью»; „серебро, золото и драгоценные камни, которых названия были почти неизвестны», были сберегаемы внутри – в сокровищнице, также как и многие предметы, стоимость которых не может быть точно определена». Есть два или три пункта в истории Навуходоносора, – как нам ее передает Даниил, – на которые рационализм указывает, как на „неточные данные» и которые он считает доказательством того, что книга написана гораздо позднее описанных ею событий. Один из этих пунктов, – это упоминание в книге Даниила о „сатрапах», – в числе великих сановников государя (3:2,3,94); это считают ошибоч- ным, потому что сатрапия была учреждением персов, и правильная система управления через сатрапов существует только с Дария Гистаспа. Можно согласиться, что слово, которым пользуется Даниил (еврейское слово, насколько возможно соответствующее персидскому кшатрапа – „сатрап»), вероятно, не было в употреблении в Вавилоне при Навуходоносоре; но почти нет ничего невероятного в том, что в Вавилонии назначались, в провинции, по крайней мере, более отдаленные, губернаторы, – а это и есть то, что означает слово „сатрап», – слово, понятное для читателя-иудея. Даниил писал при Кире, когда это слово сделалось обыкновенным у иудеев, он его употребляет вместо соответствующего вавилонского выражения, имеющего тот же смысл, и ставит его в начале своей книги, чтобы ясно и сразу показать своим читателям общий характер многочисленных непонятных слов, следующих за этим.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bibl...

Посему то находим, что не все псалмы Давидовы по порядку, но между ними встречаются помещенные в книге то псалмы сынов Кореевых и Асафа, и Соломона и Моисея и Израильтянина (по ошибоч. чтению греческ. перев. вм. Езрахита) Ефама и Емана, то опять псалмы Давидовы, не потому, что в этом порядке они написаны, но потому что так были отысканы» (Тв. св. Оо в р. пер. Т. 22 стр. 40). Правда, понятие разновременности собрания псалмов в приведенных словах св. отца ограничивается лишь пределами жизни одного последнего собирателя псалмов или составителя Псалтири, но он не отрицает при этом предсуществования до того времени меньших собраний псалмов; так как замечание, что псалмы отысканы были не все вдруг, а в разные времена, никак еще не требует думать, чтобы псалмы, по мнению св. отца, отыскиваемы были составителем Псалтири непременно по одиночке, а не большими или меньшими собраниями. Судя по тому, что, говоря о разрозненном положении псалмов в составе Псалтири, он указывает на псалмы Кореевы, Асафовы, Давидовы, а все эти псалмы расположены, если и не все по порядку, то все же большими или меньшими группами, кажется напротив следует заключить, что, по его мнению, псалмы эти отысканы были составителем Псалтири, хотя и не все вдруг, а в разные времена то все таки и не по одиночке, а собранными в небольшие группы, которые, будто бы и были расположены в Псалтири одна за другою, по времени их отыскания. Такова напр. теория происхождения Псалтири Гофмана (Hofmann, Psalmencommentar; ср. в Real-Encyklop v Herzog Bd 12. Die Psalmen S. 276), который в настоящем составе этой книги думает прочитать всю историю постепенного ее образования и даже открыть кто были древнейшие собиратели псалмов. По его мнению Книга Псалмов составилась из 9 отдельных собраний, численный состав которых он думает, согласно с Генгстенбергом (Comm in die Ps Bd 4 2 Beitr 5), основать на особенно важном значении у Евреев чисел: 3, 5, 7, 10, 12, хотя сам не везде удачно выдерживает этот числовой принцип. Собрания эти следующие: 1) Псс.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

9. На Кирилу конец весны, начало лету. 10. На Тимофея к голодному году бывают знамения. 12. Петра капустника. Петра поворота, солноворота. С Петра Афонского солнце на зиму, а лето на жары. Солнце укорачивает ход, а месяц идет на прибыль. На св. Онуфрия последний посев поздней гречи (южн.) . Запоздалый капустник: последний посев огурцам и посадка рассады. 13. Акулины вздери хвосты; скот бесится (строчится) от оводов. Дрок, строка, бызы. Акулины гречушницы, Акулины черные гречихи. На Акулину не работать, чтоб гречи хороши были ( курск.) . Гречу сеют либо за неделю до Акулины, либо неделю после Акулины. Мирская каша для нищей братии. Праздник каш. 15. Кто сеет после Фита, прост бывает жита. 16. На св. Тихона солнце идет тише. Конец поздних яровых посевов. На Тихона певчие птицы затихают (соловей до Петрова дня) . Толока (помочь) на навозницу (западн.). Вози на пар. 17. На св. Мануила солнце застаивается. 20. На Мефодия праздник перепелятников. Коли над озимью носится тенетник и мошка, будет улов перепелов (курск.) . 23. Аграфены купальницы: начало купанья; закупываются. Лютые (ошибоч. мытые?) коренья. Травы в соку; сбор лечебных кореньев. Накануне (и в ночь) Ивана Купалы собирают лечебные и знахарские коренья и травы. Обетная каша, складчиной. На Аграфену гречиха мала – овсу порост. Моются и парятся в банях; общее купанье с песнями и пр. 24. Ивана Купала, костры; прыгают чрез купальницкие огни. Купаются в воде и росе, пляшут, вокруг дерева Марины и пр. Первый покос. Выходи на косовицу (южн.) . Ведьмы собираются на Лысой горе (Киев): день ведьм, оборотней, колдунов и пр. Проказы нежити (домовых, водяных, леших, русалок) . Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана (говорит пчела) . Коли до Ивана просо в ложку, то будет и в ложке (южн.) . До Ивана просите детки, дождя у Бога, а после Ивана я и сам упрошу. Вымолите, попы, дождя до Ивана, а после и мы грешные умолим. После Ивана не надо жупана (южн.) . На Иванову ночь звездно – много губ будет (грибов. Переясл.) . На Ивана Купала, кого побьют, пропало (на игрищах и при других шалостях) .

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...