Марафона. 36. Ерм, еп. Далматии. 37. Патровул, сл. путеольский. (у Дороф. Патров, у других еп. Неаполя). 38. Ерма, еп. Филипп (у Дороф, Филиппополя т. е. во Фракии). 39. Лин, еп. Рима. 40. Кай (Гай), еп. Ефеса 1345 по Тимофею). 41. Филолог, сп. Симона. 42. и 43. Олимп и Родион, пострадали в Риме 1345 главы их с Гегром в Риме усекнуша). 44. Лукий, еп. Лаодикии сирийской. 45. Ясон, еп. Тарса. 46. Сосипатр, еп. Иконии. (у Оригена толков. на посл. к Римл. епископ солунский). 47. Тертий, еп. Иконии. 48. Ераст, еп. Панеады. 49. Куарт, еп. Берита. 50. Аполлон, еп. Кесарии. 51. Кифа, (повреждение в списке; 1345 Кифа, его же Павел в Антиохии обличи, еп. бысть в Колонии). 52. Сосфен, еп. Колофона. 53. Тихик, еп. Колофона (у Дороф. еп. Халкидона в Вифинии; в одной греч. рукописи: Неаполя кипрского). 54. Епафродит, еп. Адрии или Адриаки (по Болландистам сей город во Фракии, есть и в Италии, по Метафрасту и Римск. Мартирологу еп. Тарраципы в Италии). 55. Цезарь, еп. Диррахии, по Мес. Василия — Короны (в Беотии). 56. Марк, племянник Варнавы, еп. Аполлонии (Аполлониады). 57. Иуст, еп. Елевферополя. 58. Артема, еп. Листры. 59. Климент, еп. Сардинии (у Дороф. Сардики): 60. Онисифор, еп. Короны. 61. Тихик, еп. Халкидона 1345 Тихик другий, вторый еп. в Халкидоне). 62. Карп, еп. Берита во Фракии (у Дорофея Веррии). 63. Евод, еп. Антиохии. 64. Аристарх, еп. Апамеи. 65. Марк, который есть и Иоанн, еп. Вивлополя (у Дороф. Вивла). 66. Зина, еп. Диосполя. 67. Филимон, еп. Газы. 68. 69. Аристарх и Пуд. 70. Трофим, пострадавший с Павлом.   Кроме того в 1345 трое из вышеприведенных опущены и вместо их находятся: 46 Далмагий, еп. Триполи, 67 Онисим, 70 Фортунат; опущены Асинкрит, Патров и, кажется, Иродион или Наркисс. В заключении сказано: сии бяху епископы в языцех, о них же Дорофей блаженный написа римским языком и от него же и мы избравше своим языком написахом (т. е. греческим). Действительно церковное почитание означенных ею списке лиц замечается ранее в Римской церкви, чем в греческой. Многие имена их находятся в малом Римском мартирологе 8 века, тогда как на Востоке сведения о церковном почитании их не восходят ранее 9 века, именно: св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Сейчас получил письмо ваше; и по прочтении твоего очень скорбно было сердцу моему, что не успели приехать в обитель примирится и успокоится, как вдруг опять сильная заноза вонзилась в душу твою. Вот как непрочен мир ваш, и хотя ты пишешь в конце письма, что сердце успокоилось, и совершенно умиротворилась к сестре; но пока совершенно не истребится память прежнего друг друга оскорбления, к не убьётся самолюбие смирением, нельзя надеяться иметь мир. Рассмотрим случай, взволновавший тебя: «ты невольно услышала слова, оскорбившие тебя»; почему же не другие? видно промысел Божий попустил тебе услышать оные, но не для того, чтобы ты оскорбилась, а чтобы ты познала свое устроение: сколько еще немощна и самолюбива; которое в прочем так уважается: «оскорбленное самолюбие»; будто по сему и имеет право и причину оскорбляться? А оно-то и есть семя вражие, все плоды добродетелей заглушающее и истребляющее. Бог послал тебе это слово услышать к рассмотрению себя: «нет ли подлинно во мне чего-либо такого в характере, чем другие тяготятся?» и снисходят мне по немощи и по болезни моей, а через то я лишаюсь исцеления от страстей?» и вникая во глубину сердца, конечно нашла бы что-нибудь такое и не думала бы: услышу, что речет о мне Господь ( Пс.84:9 ). Это значит уже имеешь чистоту совести; но мы еще имеем нужду и в обличении от ближних нашего устроения: не «гнилой ли мы хлеб: снаружи чист, а внутри гнил!» или не думаем ли: что «лающие псы» (Поуч. аввы Дороф. 7-е). – Я, кажется, писал к тебе об этом, чтобы рассматривать себя. Пишу тебе не желая оскорбить, но дать вину к духовному любомудрию; а в любви моей к тебе о Господе не сомневайся. Желаю вам мира и любви! и остаюсь многогрешный Иеромонах Макарий. 23 сентября 1859 года. 12 сии письма от 185 до 297 писаны к сестре, сожительствующей с той, которой писаны письма от 74 до 185. Читать далее Источник: Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария./Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни. - Москва : тип. В. Готье, 1862.-/Отделение 2. [Часть 2]. Письма к монахиням. 1862. - 424 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Конечно, будет предлежать труд и скорбь, но если этого требует общая польза к благоустройству, и для каждой из сестер, то надобно себя отвергнутыя и всякое дело творить с призыванием помощи Божией; не иметь же в виду любоначалия и первенства; иногда попускаются нам скорби подобного рода за бесплодие наше. – Т. и тебе желаю мира, здравия и спасения. Остаюсь многогрешный И. М. 18-го мая 1852 года. Письмо 490 Достопочтеннейшая 56 о Господе мать В.! Когда будешь идти путем, проложенным от св. отцов, то не заблудишь в пропасть и стремнины; но враг старается свести с оного пути и вести кривыми путями. Он и тебе влагает неверие к откровению помыслов, ибо он не только не любит само то откровение, но даже ненавидит и гласа утверждения (аввы Дороф. поуч. 5-е); видно, оно нам полезно, а ему противно. Прочти у св. Лествичника в 1-й степени, что прельстились те, кои думают сами собою без наставника идти; у св. аввы Дорофея «О еже не составляти свой разум»; у св. Кассиана в слове к Леонтину игумену; у Каллиста и Игнатия главы 14 и 15; и многие другие отцы передали сей путь; то кто же мы такие, что будем оный отвергать? Наводит же тебе смущение враг, завидуя, что ты можешь получить пользу, обличая его коварства. Я тебя не понуждаю и не налагаю ярма на выю твою, а предлагаю совет: ежели ж находишь для себя это тягостный, следуй своему разуму; сие находится в твоей воле. Желатель твоего спасения, многогрешный И. М. 1845 года. Письмо 491 Писанием твоим просишь моего наставления в жизни твоей. Описываешь свои смущения, при откровении помыслов бываемые, и какой терпишь труд, открываясь; а не открываясь, паки и паки находит смущение; также и о постриге смущаешься. На сие скажу тебе, что смущение твое происходит от действия вражьего: он завидует твоей пользе и наводит на тебя разного рода смущения, боязнь, неверие, негодование; а после и тем ввергает в уныние, что не откровенна, и внушает требовать вопросов от самой матери, и приписывать ей вину, что будто тобою не занимается. У тебя только в том и время проходит; когда ж ты мирно помолишься Богу? И как смиришься, когда всякое смущение противно есть смирению, и обличает гордое устроение? Прочти у св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

«Такова воля Духа, чтобы возлюбленные Его пребывали в трудах. Дух Божий не обитает в тех, кто живет в покое. Тем и отличаются сыны Божии от прочих, что они живут в скорбях, а мир гордится роскошью и покоем. Не благоволил Бог, чтобы возлюбленные Его покоились, пока они в теле, но хочет, чтобы теперь они пребывали в скорби, в тяготе, в трудах, в скудости, в наготе, в нужде, в унижении, в оскорблениях, в утружденном теле, в печальных мыслях. Так исполняется сказанное о них: В мире будете иметь скорбь (Иоан. 16:33). Господь знает, что живущие спокойно не способны любить Его, и потому отказывает праведникам во временном покое и услаждении» (Исаак Сир.). «Людям, только начинающим любить благочестие, путь добродетели кажется жестким и страшным. И это не потому, что он по своему существу таков, но потому что люди с детства привыкают жить пространно и в удовольствиях. Для того же, кто благочестиво прожил известную часть своей жизни, путь добродетели представляется благим и отрадным. Потому что, когда недобрые стремления мы подавляем добрыми навыками, тогда одновременно уходит и само пристрастие к плотским удовольствиям. После этого душа уже охотно идет добродетельным путем. Поэтому Господь, призывая нас начать свое спасение, говорит, что тесен и прискорбен путь, вводящий в жизнь, и мало тех, которые идут им (Матф. 7:14). К тем же, кто с усердием желает жить по Его святым заповедям, Он говорит: «Иго Мое благо, и бремя Мое – легко» (Матф.11:30). Следует нам в начале нашего подвига принуждать себя исполнять святые заповеди. Тогда милостивый Господь, увидев наше доброе намерение и труд, даст нам готовность и свободную волю с удовольствием повиноваться его святым велениям все остальное время нашей жизни» (Блаж. Диадох). «Не думай, будто добродетель превышает твои силы и неисполнима для тебя, но, воодушевившись верой и смело положив начало, яви перед Богом доброе старание, – и увидишь помощь, которую Он подаст тебе для совершения добродетели. Представь себе две лестницы: одна возводит на небо, а другая низводит в ад, а ты стоишь на земле между этими двумя лестницами. Не думай и не говори, как могу взлететь от земли и очутиться вдруг на небе, т.е. наверху лестницы. Ты только берегись спускаться вниз, делая зло. Старайся же понемногу подниматься вверх, делая добро, какое придется. Каждое твое доброе дело будет шагом наверх. Так, поднимаясь с Божией помощью с одной ступени на другую, ты, наконец, достигнешь и верха лестницы» (Авва Дороф.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2620...

   III. Совесть, по словам св. Златоуста, есть неумолкающий в нас обличитель, которого ни обмануть, ни обольстить нельзя. „Пусть, говорится, человек, учинивший грех и совершивший беззаконное дело, успеет скрыться от всех людей, но от этого судии укрыться он не может, – напротив, всегда носит в себе этого обличителя, который беспокоит его, мучит, никогда не утихает. Как усердный врач, она не перестает прилагать свои врачевства; и пусть не послушают ее, она и тогда не отстает, но продолжает постоянно заботиться, – непрерывно напоминая о грехе, и не давая грешнику дойти до забвения,... чтобы хотя чрез это сделать нас не столь склонными к прежним грехам», (Златоуст. на кн. Быт. Бесед. 17, п 2, см. в Хр. чт. 1851 г. авг., стр. 271). 6. Советы о хранении    I. Св. Авва Дорофей пишет: „в нашей воле или засыпить совесть, или дать ей светиться в нас и просвещать нас, если будем повиноваться ей. Ибо когда совесть наша говорит как сделать что-либо, а мы пренебрегаем сим, и когда она снова говорит, а мы не делаем, но продолжаем попирать ее; тогда мы усыпляем ее, и она не может уже явственно говорить нам от тяготы, лежащей на ней, ко как светильник, сияющий за завесою, начинает показывать вам вещи темнее и темнее. И как в воде, помутившейся от многого ила, никто не может узнать лица своего; так и мы, по преступлении, не разумеем, что говорит нам совесть наша, так что нам кажется, будто ее вовсе нет у нас. Однако нет человека, не имеющего совести, ибо она есть нечто божественное и никогда не погибает... И так отнюдь не будем попирать ее ни в чем, хотя бы то было и самое малое. Знаете, что от пренебрежения сего малого и в сущности ничтожного мы переходим и к пренебрежению великого“. (Авва Дороф. „Поуч. и посл.“ 1856 г. поуч. о совест,, стр. 50 – 51).    II. Должно постоянно упражнять совесть испытанием пред ней дел своих. „Посади в своей совести судиею разум, пишет св. Иоанн Златоуст, и поставь пред его судилищем все дела твои, наследуй все грехи души твоей, потребуй от нее со всею строгостию подробного отчета... Вводи ее как можно чаще в этот подвиг... Каждый день открывай для нее это судилище... Требуй от себя и за малые погрешности строгого отчета, дабы когда-либо не приблизиться к большим грехам. Если ты будешь каждодневно это делать, то с дерзновением предстанешь пред страшное судилище». (Св. Иоанн Злат. бесед. 42 на св. Мф.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Конечно, будет предлежать труд и скорбь, но если этого требует общая польза к благоустройству, и для каждой из сестер, то надобно себя отвергнуться и всякое дело творить с призыванием помощи Божией; не иметь же в виду любоначалия и первенства; иногда попускаются нам скорби подобного рода за бесплодие наше. – Т. и тебе желаю мира, здравия и спасения. Остаюсь многогрешный И. М. 18-го мая 1852 года. 492 17 Достопочтеннейшая о Господе мать В.! Когда будешь идти путем, проложенным от св. отец, то не заблудишь в пропасть и стремнины; но враг старается свести с оного пути и вести кривыми путями. Он и тебе влагает неверие к откровению помыслов, ибо он не только не любит само откровение, но даже ненавидит и гласа утверждений (аввы Дороф. поуч. 5-е); видно, оно нам полезно, а ему противно. Прочти у св. Лествичника в 1-й степени, что прельстились те, кои думают сами собою без наставника идти; у св. аввы Дорофея «о еже не составляти свой разум»; у св. Кассиана в слове к Леонтину игумену; у Каллиста и Игнатия главы 14 и 15; и многие другие отцы предали сей путь; то кто же мы такие, что будем оный отвергать? Наводит же тебе смущение враг, завидуя, что ты можешь получить пользу, обличая его коварства. Я тебя не понуждаю и не налагаю ярма на выю твою, а предлагаю совет: ежели ж находишь для себя это тягостным, следуй своему разуму; сие находится в твоей воле. Желатель твоего спасения, многогрешный И. М. 1845 года. 493 Писанием твоим просишь моего наставления в жизни твоей. Описываешь свои смущения, при откровении помыслов бываемые, и какой терпишь труд, открываясь; а не открываясь, паки и паки находит смущение; также и о постриге смущаешься. На сие скажу тебе, что смущение твое происходит от действия вражия: он завидует твоей пользе и наводит на тебя разного рода смущения, боязнь, неверие, негодование; а после и тем ввергает в уныние, что не откровенна, и внушает требовать вопросов от самой матери, и приписывать ей вину, что будто тобою не занимается. У тебя только в том и время проходит; когда ж ты мирно помолишься Богу? И как смиришься, когда всякое смущение противно есть смирению, и обличает гордое устроение? Прочти у св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Письмо 166 Ты пишешь, что, бывши у нас, получила душевное утешение, но прибывши домой, встретила и скорби, в коих нимало погрешила против N., в чём и сама сознаешь себя; вперёд остерегайся сего, а старайся зрети своя согрешения и благодари Господа, что Он удостоил тебя призвания в святую обитель. Каковы бы ни были здешние наши скорби, но, в сравнении с мирскими, они весьма малы. Да мы должны нести оные ради царствия Божия; впрочем и мирским скорби полезны, они уклоняют их от пристрастия к миру. Чуть получат отраду, то и увлекаются, в мире, в излишние удовольствия, нередко и с душевным вредом; надобно о всем благодарить Бога. Читая святые отеческие учения, ты находишь разногласия, по неразумию твоему, не понимая того, в каком они находились месте и устроении. Св. Нил жил уединенно и не украшал храма; а другие жили в больших обителях, посещаемых мирскими людьми, кои от благолепия храмов возвышались к Богу и величеству Его; да и новоначальные иноки, от благолепия и красоты создания, согревались к Творцу любовью. Надобно во всём иметь рассуждение места, времени и устроения людей. Таким же образом и об откровении помыслов надобно разуметь, с каким разумом и к кому учения их простирались; св. Симеон, Иоанн Лествичник , св. аввы Дорофея поучения, св. Варсонуфий, св. Каллист и многие другие учат о необходимости и пользе открывать все помыслы. Несомненно, что и в обители аввы Серида, где жил св. Варсонуфий, был такой же обычай и устав, а иначе авва Дорофей не написал бы: «все еже о себе открывати и не ово открывати, а ово молчати». Писал же св. Варсонуфий людям разного устроения и к мирским, то следовательно нельзя, чтобы всем приличествовало одно учение, а особенно мирским странно и невозможно сие исполнить; тоже и предуспевшим, неимевшим нужды в сем, но только в некоторых (случаях или помыслах) стужающих, потому что никто не свободен от браней, как видишь из отеческих писаний; но мы более находимся в чине новоначальных, то и должны пользоваться сим откровенным учением. Только, к сожалению, ныне сие почти вывелось из обычая по монастырям, по оскудению наставников; но желающим и ищущим спасения Бог пошлёт; даже и отроча мало просветит рещи слово на пользу (аввы Дороф).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

в Листре неверно; у Адона 19 апр. св. диакона Тимона в Берее, который первый был учителем здесь, потом, сея слово Господне, пришел в Коринф, преданный Иудеями и неверными греками брошен в огонь и вышел невредим, потом кончил мученичество, будучи пригвожден ко кресту; погребен честно в Коринфе). 11. Пармен, еп. Сол (Ζλων, 1345 от 7 же, иже пред очима апостол умре в службе своей; у Адона 23 января св. диакона Пармена, который проповедуя получил славу мученика, упокоился в Филиппах). 12. Николай, еп. Самарии (у Дорофея единомысленник Симона). 13. Варнава, еп. медиоланский. 14. Марк евангелист, еп. александрийский. 15. Лука евангелист.   Сии два из 70 учеников, которые разошлись, когда Христос сказал: аще кто не снесть моей плоти и не пиет моей крови, несть мене достоин; но тот, по убеждению Петра, а сей, по убеждению Павла, обратились ко Христу и оба сделались достойны того, чтобы написать евангелие; один был сожжен, а другой пригвожден в маслине. 16. Сила, еп. Коринфа (у Адона 13 июля в Македонии в страданиях за Христа скончался). 17. Силуан, еп. солунский. 12. Крискент, еп. Кархидона в Галлии (в Дороф. Халкидова в Галатии). 19. Епенет, еп. карфагенский. 20. Андроник, еп. Паннонии, другие читают: Испании. Wiltsch 24. 21. Амплий, еп. Одисса 1345 македонского; не в Македонии, а в Мизии, ныне Варна). 22. Урван, еп. Македонии. 23. Стахий, еп. Византии. 24. Варцава, еп. ираклийский (во Фракии). 25. Фигелл, еп. ефесский, мудрствовавший с Симоном. 26. Ермоген, и сей единомысленник его 1345 и той в Мегарфе фрачестей епископ бысть). 27. Димас, и сей сделался жрецом идолов 1345 в Селуни жрец идольский бысть). 28. Апеллес, еп. Смирны (у Дорофея Ампель, еп. Ираклия, во Фракии, в 1345 кроме того: Апеллесис другий и той епископ быв в Смирне прежде св. Поликарпа). 29. Аристовул, еп. Британии. 30. Наркисс, еп. афинский (у иных еп. Патр). 31. Иродион, еп. Тарса (у Дороф. Патр). 32. Агав пророк. 33. Руф, еп. фивский. 34. Асинкрит, еп. Гиркании (у Дороф. Урвании, Гиркания в Лидии). 35. Флегонт, еп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

II. Св. Ефрем Сирин так обличает порок злословии: «Не пренебрегай осуждением, как чем то малым, от чего будто бы не может постигнуть тебя смерть». («Творен. Ефрема Сир.», в р. пер., ч. 3, стр. 91 – 92). «Божественный апостол (Павел) произнес один и тот же приговор на убийц, злоречивых и невоздержных ( 1Кор. 6, 9. 16 ), ибо никто из таковых, говорит он, не может наследовать небесного царства, и всем им назначил равную участь во время праведного суда – лишение небесного наследия». (Там же). III. Преподобный авва Дорофей о грехе осуждения ближних так поучает; «бывает, что брат делает иные дела небрежно; но имеет одно дело, которое Богу угоднее всей твоей жизни:. а ты сидя осуждаешь его и готовишь мучение душе своей! Если не и случилось бы ему уклониться от пути прямого, почему ты знаешь, сколько он подвизался, сколько пролил кровавого пота, прежде нежели сделал проступок. Бог видит труд его и скорбь, поднятые им, прежде нежели сделал проступок, и милует его, а ты знаешь проступок его, и между тем, как Бог милует его, осуждаешь его, и губишь свою душу? Можешь ли ты знать, сколько и слез он пролил о сем пред Богом? Тебе грех его известен, а покаяние неизвестно». (Авв. Дороф. Наст. о неосужд. ближн. сн. в «Христ. чт.» 1826 г., ч. 24, стр. 166 – 167). IV. Св. Григорий Богослов пишет: «гораздо надобно подумать и много переиспытать, прежде нежели осудишь другого в злочестии. Не одно и тоже срезать растение или какой кратковременный цветок и человека; ты – образ Божий и беседуешь с образом Божиим; ты, судящий другого, сам, будешь судим; ты судишь чужого раба, которым правиг другой. Смотри на своего брата, как будто бы ты сам был судим вместе с ним. Посему не скоро отсекай и бросай член, пока не известно: не сделает ли это вреда и здоровым членам?» (Гр. Богослов в русск. пер., т. 3, стр. 160). V. «Услышав, что некоторые злословят ближних, я запретил им, говорит св. Иоанн лествичник ; делатели же сего зла в извинение отвечали, что они делают это из любви и попечения о спасения злословимого. Но я сказал им: «оставьте такую любовь, ибо сказано: оклеветающего тай искреннего своего, сего иззгонях (Пс. С. 5). Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне; ибо сей образ любви приятен Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ответ. ( Мф.5:27 , 1Кор.7:2 ) Аще многа и люта беда есть мужеви, еже свою жену оставити, и со иною прелюбы деяти, аще и во отхождении далече есть (Пат. скит. 132, 254, 268), то кольми паче правую веру предательствовати. за еже еретиком соприобщатися, якоже бо свою куплю продати хотящий елико же время укоснят, не хотят прияти вместо царскаго воображения, внешнее начертание. тако и о Христове причащении подобает помышляти, еже бо рещи апостолу ( Еф.4:5 ), яко един Господь едина вера едино крещение, назнамена известно, яко едина точию в мире неложна есть вера, юже держит святая соборная и апостольская церковь . и едино крещение чистително и грехов избавително. а иже сице не мудрствуяй, заблудил есть. Вопрос 113. Камо оходят верных умирающии младенцы, в муку или во царствие, и камо неверных младенцы. где верных некрещении учиневаются, с верными, или с неверными. Ответ. Господу глаголющу: оставите детей приходити ко мне ( Мф.19:14 ), таковых бо есть царствие небесное. и паки апостолу глаголющу ( 1Кор.7:14 ): ныне же чада ваша свята суть. яве убо, яко нескверни вернии во царство входят християнстии крещении. младенцы, некрещении же и язычестии. ни во царствие входят, ниже в муку. греха бо не сотвориша. Вопрос 114. (Пат. синайский гл.29) Вси ли убо еретицы в погибель отходят. или ни. Ответ. Есть ересь и ересь, и есть судба и судба. инакова бо есть погибель манихеом и манентанитом, таковым бо проклятым еретиком, и ина паки глаголющим. нетленно тело восприяти Господу нашему Иисусу Христу. ( Лк.16:10 ) обаче иже в мале неверен, и во мнозе неверен. не токмо же се. но и той единой ереси многи и различны суть судбы (Дороф. поуч.6, Небеса сл.53). ин бо есть грех епископу прелщающему люди. ин есть суд причетнику, могущему навыкнути православную веру. и ин паки немогущему. ин паки проклинающему истинну. и сопротивляющемуся нам. и ин иже в разуме согрешающему, и ин иже в неведениих. всех легчаше женское. яже вся свесть опасно хотяй судити вселенней в правду. Вопрос 115. Мощно ли убо есть князем мзды приимати и сия нищим раздаяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

  001     002    003