Ирина Дорофеева, г. Астрахань В самом деле, обличая книжников и фарисеев, которые любят, чтобы к ним обращались: «Учитель, учитель», Господь говорит Своим ученикам: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья». Вместо того чтобы все время воспринимать обличения Господа как то, что относится к другим, мы должны задуматься о собственной жизни. Не впадаем ли мы в тот же самый грех учительства? «Братии мои, не многие делайтесь учителями, ибо все мы много согрешаем, — говорит апостол Иаков, — кто не согрешает в слове, тот человек совершенный» (Иак. 3, 1—2). «А человек совершенный, — добавляет преподобный Силуан Афонский, — ничего не говорит от себя». Значит, есть и подлинные учителя. Подлинный учитель не тот, кто привлекает к себе, а тот, кто ведет к истине. Ибо есть один только Учитель, один Учащий всех — Господь. Только Бог может нас научить абсолютной истине. Мы же можем лишь — по дару Его — приближаться к ней. «Вы же все братья». Как коротко выражает Господь тайну человеческого и христианского общения. И какой безусловной требовательности исполнена она! Те, кто научился этому, стали Христовыми учителями Церкви. Так называем мы, например, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. А какой смысл в заповеди: «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах». Разумеется, Господь не требует отмены всякой иерархии, власти, отцовства. Он требует, чтобы никакая иерархия, никакая власть, никакое отцовство не занимали место Бога. Каждому человеку дана свобода лицом к лицу встретить Бога. Никто не может заменить Того Единственного, Который спасает человека. Встреча любви с Отцом, Который на небесах, имеет столь важное значение, что всякая тень ее подмены — разрушение жизни. Не называйте никого на земле отцом себе! Речь не идет о том, чтобы мы перестали называть отцами тех, кому мы телесно и духовно обязаны своим рождением. Но Господь не может допустить, чтобы мы остановились на человеке. Он знает, что только Бог есть Бог.

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

По существующей ныне практике, учитель должен предъявить диплом о высшем образовании, подтверждающий его право на учительство. Какую школу окончил Иисус? Когда Христос начал учить, то дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? ( Ин.7:15 ). Среди нас есть учителя, но если мы чемуто когото учим, то лишь потому, что прежде выучились сами. У Христа этого не было, а что же было? Когда иудеи удивились Его знанию Писания, Он сказал: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня ( Ин.7:16 ). Иисус прямо переадресовывал Свое учение Небесному Отцу, Его устами говорит Отец. Филипп, один из учеников Христовых, дерзновенно попросил: Покажи нам Отца, и довольно для нас ( Ин.14:8 ). Иисус ответил ему: Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? ( Ин.14:9 ). Слышавший Иисуса слышал Отца, потому что Иисус есть Слово Отца, Предвечное Слово, исходящее от Бога. Учительство Иисуса отличается от всех других учительств тем, что это учительство пославшего Его. Что означает запрет Иисуса, содержащийся в Евангелии: А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах, и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос ( Мф.23:810 )? Один учитель – Христос, один наставник – Христос, а Отец – Сущий на Небесах. Никто никогда не обратился к Иисусу: «Отче». Ему часто говорили: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня ( Лк.18:38 ). Во Христе, во всей Его природе было сыновство, Он – Сын. Слово Отца, воплотившись, стало нашим Учителем и Наставником. И Он у нас один, и нет у нас других Учителей. Поэтому никто не может создать иное или новое учение. Часто говорят, что в мире все изменяется, наука развивается, общественные отношения усложняются, не пора ли и Церкви развивать свое учение? Может быть, и пора, но кто именно будет его развивать? Ни священник, ни Патриарх, ни Папа Римский сделать этого не смогут, не может и Вселенский собор. Только один Учитель у нас, Христос, а сами мы способны лишь нагородить всякого рода новой богословской чепухи. Кстати, Ориген говорил, что о том, о чем умолчал Христос, можно рассуждать, лишь не противореча правилам веры. Если же мы вступаем в противоречия, то впадаем в ересь.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

   «Любят предвозлежания на пиршествах, и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!» (ст. 6—7).    Обличается честолюбие, в частности, страсть к общественному почету и титулам. «Может быть, все это сочтет кто-нибудь за малость, - говорит св. Иоанн Златоуст, - но эти малости бывают причиной великих зол».    В Церкви существуют награды и отличия, даваемые пастырям как воздаяние за их труды и как средство поощрения к полезной деятельности; этого не запрещает и слово Божие, гласящее: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17). Со стороны пасомых пастырю всегда воздается особое уважение. Но пастырь не должен это уважение поставлять целью своей деятельности, он не должен искать и домогаться их какими бы то ни было средствами. Для него предосудительно искать их даже путем исправного и усердного исполнения своих обязанностей; тем более, конечно, несвойственно пастырю, если он к приобретению почестей и уважения станет употреблять незаконные средства вроде лести, происков, лжи, клеветы, интриг, измены долгу, совести и т. п.    Далее Господь, обращаясь уже и к ученикам Своим, повелевает не называться учителями, отцами и наставниками, «ибо один у вас Учитель и Наставник — Христос… один у вас Отец, Который на небесах… все же вы — братья» (ст. 8—10). Спаситель, с одной стороны, предостерегает их от честолюбия, выступая не против сущности этих слов, а обличая намерения пастырей добиться, чтобы их величали так; а с другой, научает, каким образом можно избежать этого недуга, т. е. говорит о послушании и смирении. «Больший из вас да будет вам слуга» (ст. 11).    Этими словами указывается на нравственный характер отношений между начальствующими и подчиненными в Церкви Христовой. Братская любовь, которая не кичится, а созидает (1 Кор. 8:1), любовь, полная смирения — вот только что должно отличать пастыря. Вместе с тем Спаситель представляет и следствия смирения, как и кичливой гордости; смиренный возвысится, гордый унизится, и это не только в очах Божиих, в Царстве воздаяния, но и в очах человеческих, часто еще и здесь, в земной жизни: сами же люди рано или поздно поймут и разгадают как высоту одного, так и пустоту другого. Так пастырю Христовой Церкви в противоположность тщеславию, честолюбию и корню этих пороков — гордости — внушается безусловное смирение по образу Того Кроткого и Смиренного сердцем (Мф. 11:29), Кто, будучи равен Отцу, Себе умалил, «зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретется якоже человек, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2:7-8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3278...

Второй пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви 23 ноября 2012 г. скрыть способы оплаты Комментарии Вениамин 3 декабря 2012, 10:58 АНТОНУ: Православный... То есть верующий, у которого два источника вероучения - Библия, где, в частности, есть заповедь " Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их " (1Фесс.5:1-28) и Предание, в частности правила Вселенских Соборов, запрещающие объяснять вероучение иначе, чем свв. отцы, а они, насколько мне известно, никогда не ставили под сомнение эту заповедь. Это с одной стороны. С другой стороны - слова о фарисействе под новостью о собрании священноначалия Церкви и сам факт приведения этих слов без пояснений или ссылок на свв. отцов, что выглядит неуважительно и по протестантски. Налицо противоречие, вам не кажется? И слово " мню " ... По словарю Ожегова, мнить о себе - быть слишком высокого мнения о себе. Никак не хочу задеть ваши чувства или убеждения, просто все это выглядит достаточно странно, поэтому я и просил вас о пояснении. С уважением. Успехов! Антон 27 ноября 2012, 09:32 ВЕНИАМИНУ: Мню, что православный. ...,- читающий да разумеет,- ... Вениамин 26 ноября 2012, 18:31 АНТОНУ: Если вас не затруднит, представьтесь, пожалуйста, то есть, укажите ваше вероисповедание, и немного поясните, что вы хотели сказать этой цитатой. Антон 24 ноября 2012, 21:11 " ...5все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют свои и увеличивают воскрилия одежд своих; 6также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах 7и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! 8А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; 9и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; 10и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. 11Больший из вас да будет вам слуга: 12ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.... " Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/57655.html

Ты спрашиваешь далее: «как примирить слова Спасителя: «а вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы братья,» и далее Мф.23:8–10 , с существующим в Церкви разделением на епископов, священников, мирян и т. д.?» Отвечаю: если указанное место понимать не в узком, грубо буквальном смысле, какой придают ему сектанты, а в правильном, истинном его смысле, какой оно имеет в связи речи, то и примирять будет нечего, так как противоречия не окажется никакого. Сектанты, уставясь в букву, говорят – написано: «не называйтесь,» значит – и нельзя, безусловно и ни в каком случае. Но если бы, не упорствуя и не останавливаясь на букве, они захотели бы выяснить истинный смысл данного места из связи речи, то увидели бы, что выше в ст. Мф.23:6–7 , Спаситель, обличает книжников и фарисеев за то, что они «любят предвозлежания на пиршествах, председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, чтобы люди звали их: учитель, учитель; поэтому далее, в ст. 8–10, Он говорить: «а вы не называйтесь учителями, наставниками и отцами,» т. е., не называйтесь в том именно вышеуказанном хвастливом смысле, в каком любили называться, гордившиеся этими названиями, чванные фарисеи. Следовательно, приведёнными словами Спасителя воспрещается не всякое вообще и безусловно употребление людьми названий «отец, наставник и учитель,» а воспрещается употребление их в том горделивом значении, какое соединяли с ними честолюбивые фарисеи, воспрещается страстное желание этих названий. А что правильное употребление их вполне естественно и законно, это видно из многих мест Св. Писания, где наименования эти усвояются некоторым членам Церкви, и где ясно говорится, что пастыри и учители, в Церкви-поставляются Самим Богом; читай 1Кор.12:28,29 ; Еф.4:11 ; Евр.13:7,17 ; 1Тим.5:17 ; 1Кор.4:15 ; Гал.4:19 и др. Все эти места, при сектантском понимании вышеуказанных слов Спасителя, будут стоять к ним в странном и необъяснимом противоречии (недаром штундисты, когда им указывают на подобного рода противоречия, кощунственно изворачиваются: «це, це, мабуть, Слово Боже плутае»), при православном же правильном понимании противоречия не окажется никакого.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2) Именование священников отцами, учителями и наставниками. Христос Спаситель сказал: «не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцем себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Мф. 23:8 – 10). Между тем православные, говорят сектанты, называют своих священников «учителями», «наставниками» и «отцами». – Но слово Божие свидетельствует, что апостолы и себя, и других называли учителями, напр., ап. Павел говорил о себе: «я поставлен проповедником и Апостолом, и учителем язычников» ( 2Тим. 1:11 и 1Тим. 2:7 ), а о других пишет: «иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами... в-третьих учителями... Все ли Апостолы?.. Все ли учители?.. ( 1Кор. 12:28–29 ). Еще: «по данной нам благодати имеем различные дарования... имеешь ли служение, пребывай в служении, учитель ли, – в учении» ( Рим. 12 : б – 7). «Братья мои! не многие делайтесь учителями», пишет ап. Иаков ( Иак. 3:1 ). Апостолы называли других также наставниками. «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие»; «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчеты», говорит ап. Павел ( Евр. 13:7,17 ). Наконец, апостолы называли себя и других и отцами. Так, тот же апостол называет себя духовным отцом коринфских христиан: «хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ( 1Кор. 4:15 ) и Галатам пишет: «дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» ( Гал. 4:19 ; ср. 1Фес. 2:11– 12 ). Апостол Иоанн также пишет: «пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала» ... ( 1Ин. 2:12 – 14 ). – Называя себя и других учителями, наставниками и отцами, апостолы не могли противоречить Христу; значит, слова Христовы нельзя понимать так, как понимают их сектанты. Единственным учителем, наставником и отцом Господь называется в том смысле, что Он есть источник истинного учения, вразумления, отчества. В этом смысле пастыри Церкви, как проповедующие не свое учение, а Христово, и получающие право быть духовными отцами и учителями от Бога, конечно, не должны усвоять себе названий «отец» и «учитель»; но так как они рождают нас в новую, духовную жизнь, учат вере и наставляют на добрые дела, то в несобственном смысле могут называться учителями, отцами или батюшками и наставниками. Если же Христос запрещает называться этими именами, то только тем лицам, которые усвояют их себе по тщеславию и гордости, как делали это книжники и фарисеи. 649

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

3 . А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть. Тот же признак Апостол излагает отрицательно, прилагая его к обличению заблуждающихся лжеучителей. А всякий дух, т. е, всякий учитель, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, – не признает того, что обетованный Спаситель, Сын Божий, воспринял наше человечество и жил на земле между человеками, как истинный Бог и истинный человек, – всякий такой дух не есть от Бога; всякий такой учитель не водится Духом Божиим, и проповедует не Божеское учение; он не истинный учитель,-но это дух анти Христа, это лжеучитель, говорящий по внушению противника Христова, или диавола; это один из тех лжеучителей, которые, по действию диавола, предшествуют антихристу, или Христову противнику, о котором вы слышали, что он приидет, и теперь есть уже в мире. О котором вы слышали, что он прийдет. Об антихристе предсказывал Сам Иисус Христос, говоря: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете ( Ин.5:43 ). Также апостол Павел во втором послании к Солунянам писал об антихристе ( 2Сол.2:3–9 ). Без сомнения, писанию предшествовала устная проповедь Апостолов об антихристе, как говорит об этом святой Павел ( 2Сол.2:5 ). Потому ожидание пришествия антихриста в Церкви Христовой было общее. И теперь есть уже в мире. Сперва сказал Апостол: о котором вы слышали, что он приидет; а потом присовокупляет: и теперь есть уже в мире. В первом случае Богослов говорит о пришествии антихриста, как особого лица, Христова противника, которого пришествие, как предсказывает апостол Павел, по действию сатаны, будет со всякою славою, знамениями п чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих ( 2Сол.2:9. 10 ), и которого Господь Иисус убиет духом уст Своим, и истребит явлением пришествия Своего ( 2Сол.2:8 ). А во втором случае, где говорится: и теперь есть уже в мире, разумеется дух антихриста, т. е. лжеучители, еретики, проповедующие не по внушению Духа Божия, но по внушению диавола, как предтечи антихриста, приготовляющие ему путь, и ведущие брань против Церкви Христовой. Об антихристе и лжеучителях, ему предшествующих, св. Иоанн выше сказал так: Дети, последнее время. И как вы слышали, что приидет антихрист; и теперь появилось много антихристов ( 1Ин.2:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Таким образом, означенное обличение относится не к пастырям Св. Православной Церкви, а скорее к сектантским наставникам и руководителям, которые без всякого права восхитили власть учить других и, подобно Иудейским книжникам и фарисеям, присвоили себе первые места в сектантских собраниях (об учительстве см. след. ст.). Ст. 8. «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель Христос; все же вы братья». Означенными словами Спаситель не запрещает называть учителями людей, наставляющих других в Слове Божием, так как Он Сам, по слову апостола, «поставил в Церкви (иных) одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями» ( Еф.4:11 ; 1Кор.12:28 ); а не позволяет лишь, называться учителями в том смысле, в каком прилагали к себе это название Иудейские книжники и фарисеи. Последние же добивались этого названия не столько из желания учением других принести пользу ближним, сколько из тщеславия и гордости. В этом отношении православные пастыри нисколько не походят на обличаемых Христом книжников и фарисеев, так как не только не добиваются приятного для последних названия «учитель», но и по большей части совершенно не носят звания «учитель», заменяя его наименованием пастырь, священник, пресвитер и т. п. Ст. 9. «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах». Означенными словами Спасителя сектанты обличают православных за то, что они имеют обыкновение называть своих пастырей «отцами и батюшками». В ответ сектантам можно сказать следующее, православные называют своих пастырей отцами совершенно не в том смысле, в каком это запрещает Господь, и каковое приличествует одному Богу. Православные пастыри называются отцами в том смысле, что они своим учением и руководством воспитывают верующих в духовной жизни и посредством св. Таинств как бы возрождают нас для вечной жизни. Что Господь не запрещает называть в этом смысле пастырей отцами, видно из того, что в данном смысле называли себя отцами сами святые апостолы. Так, ап. Павел писал в послании к Коринфянам: «хотя у вас тысячи наставников во Христе, но немного отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ( 1Кор.4:15 ). Известно также из Слова Божия, что апостолы часто в своих посланиях называли христиан детьми. Так, например, ап. Иоанн Богослов в первом своем Послании пишет: «Дети мои, сие пишу вам, чтобы вы не согрешали» ( 1Ин.2:1 ; см. 1Ин.2:18 ; Гал.4:19 ). А если так, то естественно, что апостолы ставили себя по отношению к христианам на положение отцов. Вышеприведенными словами Господь запрещает называть кого-либо отцом в том смысле, в каком это наименование принадлежит к одному Богу. В самом деле, только один Господь в собственном смысле является источником нашего бытия, а потому только Ему одному и приличествует собственно наименование Отца в строгом значении слова. «Для сего пишет апостол, преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах, и на земле» ( Еф.3:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

То же надобно сказать про головные покрывала . Для священников Сам Бог установил их в Ветхом Завете ( Исх. 28, 40 )... – То в Ветхом Завете! – возразили штундисты. – Да, в Ветхом, – а вот и в Новом Завете написано: «...на престолах видел я – говорит тайнозритель Иоанн – сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» ( Откр. 4, 4 ). Эти венцы старцы то скидают ( Откр.4:10 ), то имеют на головах своих и поют песнь Агнцу ( Откр. 5, 8–10 ). – Ап. Павел велит нам «о горнем помышлять» ( Кол.3:2 ). Вот размышляя о небесном служении Богу праведников, наша Церковь и на земле своих «предстоятелей» заставляет надевать священные покрывала «для славы и благолепия» ( Исх. 28, 40 ). Итак, и ращением волос, и покрывалами головы наши пастыри не уподобляются фарисеям, ибо не для самохвальства они это делают, а «для славы и благолепия», по слову Писания и по приказанию Церкви. Затем мы устроили обещанный перерыв беседы. Православные восторженно пели священные песнопения, а штундисты поверяли те места из Слова Божия, которыя я приводил в защиту православных пастырей. § III. Отдохнув и освежив воздух в избе, я продолжал толкование 23 гл. Матфея. Я прочитал: фарисеи любят, «чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель – Христос, все же вы – братья; и отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас наставник – Христос» ( Мф.23:7–10 ). – Эх, святые слова! – воскликнул старик кузнец-штундист. – Да, слова святые, – сказал я, – как и всё, что выходило из уст нашего Господа. Надобно только «свято» толковать слова Господни. Об этом мы и постараемся, основываясь во всём на писаниях Апостольских. Итак, что же? – Господь запрещает всем людям именоваться учителями, когда говорит: «а вы не называйтесь учителями?» – Смысл этих слов мы поймем чрез снесение их с другими словами Самого Господа и Его святых Апостолов. В Ев. Матфея Господь говорит Своим ученикам: «идите, научите все народы... уча их соблюдать всё, что Я заповедал вам» ( Мф.28:19–20 ). В согласии со Христом Ап. Павел пишет: Господь «поставил одних Апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых... ( Еф. 4, 11 ). Отсюда ясно можно видеть, что Сам Христос послал в мир Своих Апостолов затем, чтобы учить людей. Поэтому и Апостол про Христа пишет, что Он «поставил... учителей ». Значит, в истинной Церкви Христовой есть ученики, несведущие в слове правды ( Евр. 5, 12, 13 ), и есть учители , которых Сам Бог поставил на дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

А мы? Способны ли мы быть независимыми от того «что скажут все», чтобы твердо следовать своим принципиальным убеждениям? Не слишком ли часто определяем мы многих людей согласно заранее наклеенным на них этикеткам? До какого предела способны мы преодолевать границы, отделяющие нас от людей, которые, может быть, больше всех нуждаются в помощи Церкви? «И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его». Итак, для Матфея это призвание Господом – праздник, и он устраивает пир по этому поводу. Приглашены в первую очередь такие же как он, его товарищи по работе, «презренные мытари». Они едят и пьют, и поют. И Господь среди них. Какой ужас, какой соблазн! Мы помним историю с другим мытарем, по имени Закхей. По всей вероятности, этот новый Учитель устраивал подобное не раз. Но такое не забывается. И не прощается. «Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» Мало того, что Он позвал грешника как апостола. Он разделяет с ним трапезу, скоро все здравомыслящие люди будут повторять: «Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» ( Мф. 11, 19 ). Чтобы понять, насколько серьезно происходящее, мы должны знать иудейские обычаи. Пригласить кого-то за стол, пойти к кому-то в гости – значило вступить в близкое общение с ним. Никогда не едят неизвестно что и неизвестно с кем, но только то, что освящено и только с теми, кому предлагают свою дружбу и кто обрядово чист. Поэтому фарисеи задают совершенно нормальный вопрос. В конце концов, они только хранят верность своим религиозным обычаям. Но надо, чтобы новый Учитель объяснился. Что означает Его поведение? «Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Господь не приходит к людям с дурной репутацией, чтобы кого-то удивить, но чтобы помочь. Как врач душ и телес наших, как скорая помощь – к самым тяжело больным. В этих словах Спасителя – вся суть Его служения. Но, может быть, кто-нибудь лукаво скажет: грех – это болезнь, и человек не виноват. Нет, говорит Господь, зло остается злом. И ответственность с грешника не снимается. У Христа не может быть никакого компромисса с грехом. Он не говорит, что мытари имели право обманывать бедных. Но прежде чем вынести приговор, Он дает им возможность исцелиться.

http://pravoslavie.ru/3415.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010